Научная статья на тему 'Управление дебиторской задолженностью'

Управление дебиторской задолженностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7059
850
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / RECEIVABLES / УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / REAL ECONOMY / УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ / RECEIVABLES MANAGEMENT / FINANCIAL MANAGEMENT OF ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Е. Ю.

Статья посвящена проблемам управления дебиторской задолженностью организаций реального сектора экономики. Повышение актуальности управления дебиторской задолженностью связано с резким снижением возможностей привлечения внешних финансовых ресурсов для корпоративных целей в последнее время. Рассмотрены различные трактовки понятия «дебиторская задолженность» и авторская точка зрения, даются рекомендации по управлению дебиторской задолженностью, возникающей в результате текущей (основной) деятельности, которая связана с реализацией товаров, работ, услуг, которые производит или оказывает организация. Перечислены этапы управления дебиторской задолженностью, подходы к анализу дебиторской задолженности за предыдущие отчетные периоды, планирование дебиторской задолженности, стандартные и альтернативные методы управления дебиторской задолженностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Receivables Management

The paper is devoted to problems of real economy organizations’ receivables management. The increasing of receivables management urgency owing to a sharp decrease of possibilities on external financial resources attracting for corporate purposes in recent years. In this paper different interpretations of the receivables concept and the author’s point of view have been considered, recommendations on the receivables management, arising from a current (main) activity, which associated with the sale of goods, works and services produced or provided by organization are given. Steps of the receivables management, approaches to its analysis for preceding report periods, the planning of receivables, standard and alternative methods of the receivables management are listed in this paper too.

Текст научной работы на тему «Управление дебиторской задолженностью»

УДК 658.153 DOI 10.12737/16696

Получено 28.10.2015 Одобрено 30.10.2015 Опубликовано 18.12.2015

Тарасова Е.Ю.

Канд. экон. наук, директор ООО «Аудиторская фирма «Эксперт», Владивосток e-mail: [email protected]

Управление дебиторской задолженностью

Аннотация

Статья посвящена проблемам управления дебиторской задолженностью организаций реального сектора экономики. Повышение актуальности управления дебиторской задолженностью связано с резким снижением возможностей привлечения внешних финансовых ресурсов для корпоративных целей в последнее время. Рассмотрены различные трактовки понятия «дебиторская задолженность» и авторская точка зрения, даются рекомендации по управлению дебиторской задолженностью, возникающей в результате текущей (основной) деятельности, которая связана с реализацией товаров, работ, услуг, которые производит или оказывает организация. Перечислены этапы управления дебиторской задолженностью, подходы к анализу дебиторской задолженности за предыдущие отчетные периоды, планирование дебиторской задолженности, стандартные и альтернативные методы управления дебиторской задолженностью.

Ключевые слова:

дебиторская задолженность, управление финансами организации, реальный сектор экономики, управление дебиторской задолженностью.

Tarasova E.Yu.

Ph.D. in Economics, Director of Audit Firm Expert LLC, Vladivostok e-mail: [email protected]

Receivables Management

Abstract

The paper is devoted to problems of real economy organizations' receivables management. The increasing of receivables management urgency owing to a sharp decrease of possibilities on external financial resources attracting for corporate purposes in recent years. In this paper different interpretations of the receivables concept and the author's point of view have been considered, recommendations on the receivables management, arising from a current (main) activity, which associated with the sale of goods, works and services produced or provided by organization are given. Steps of the receivables management, approaches to its analysis for preceding report periods, the planning of receivables, standard and alternative methods of the receivables management are listed in this paper too.

Keywords:

receivables, financial management of organization, real economy, receivables management.

В условиях кризиса ликвидности возможность привлечения внешних финансовых ресурсов для корпоративных целей резко снижается. В этой ситуации большое значение приобретает мобилизация собственных ресурсов организаций.

Одним из таких ресурсов является дебиторская задолженность, при условии, что она погашается своевременно, а ее рост не сопровождается снижением ее стоимости.

Хозяйственная деятельность организации в современных условиях невозможна без образования такого актива, как дебиторская задолженность.

В процессе своей деятельности хозяйствующие субъекты производят (генерируют) дебиторскую задолженность в результате следующих хозяйственных операций:

• отгрузка продукции, производство работ, оказание услуг с отсрочкой платежа;

• предварительная оплата (авансовые платежи) за товары, работы услуги.

Дебиторская задолженность образуется тогда, когда имеет место временной интервал между отгрузкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг и поступлением денежных средств (оплатой) или когда оплата производится ранее, чем получение товаров, работ, услуг. Таким образом, имеет место кредитование покупателя или продавца, и сумма долга до момента его оплаты является кредиторской задолженностью покупателя (или продавца).

С точки зрения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ [1, 2]), дебиторская задолженность является имущественным правом, т.е. правом требования определенной денежной суммы, товара или услуги с должника в силу возникновения соответствующих обязательств должника. Обязательство является одной из разновидностей гражданских правоотношений. Понятие обязательства и основания его возникновения приведены в п. 1 ст. 307 ГК РФ: «В силу обязательства

одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения обязанности». Из приведенной нормы следует, что кредитор — это сторона, наделенная правом требовать совершения или воздержания от совершения определенных действий; должник — сторона, обязанная совершить определенные действия либо воздержаться от их совершения. Кредитор имеет на своем балансе актив в виде дебиторской задолженности, дебитор — обязательство в виде кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность — это ожидаемые в будущем поступления денежных средств, и, следовательно, возникновение дебиторских долгов является отвлечением части ресурсов из оборота в пользу третьих лиц (должников), кредитованием покупателей, если речь идет о дебиторской задолженности, возникающей при реализации собственной продукции, товаров, работ или услуг.

В идеальном случае предприятие не должно допускать возникновения дебиторской задолженности. Однако в условиях рыночной экономики практически невозможно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность без такой иммобилизации части ресурсов в дебиторские долги [3].

В маркетинговой политике организации [4] дебиторская задолженность покупателей является инструментом стимулирования спроса. Под влиянием рыночной конкуренции хозяйствующие субъекты стремятся привлечь как можно больше покупателей, предоставив им отсрочку (рассрочку) оплаты приобретаемых товаров, что приносит выгоду в виде увеличения объема продаж. Увеличение объема продаж связано с получением дополнительной прибыли, что является основной целью любой организации в рыночной экономике. В данном случае дебиторская задолженность является ожидаемой и планируемой в рамках нормальной хозяйственной деятельности организации, она возникает и погашается в результате деятельности организации, формируя притоки денежных средств.

Наибольший удельный вес в структуре актива баланса, как правило, составляет дебиторская задолженность, возникающая в результате текущей (основной) деятельности, которая связана с реализацией товаров, работ, услуг, которые производит или оказывает организация.

Активы предприятия в виде сырья, материалов, основных средств (через амортизацию) переносят свою стоимость на вновь создаваемую продукцию,

товары, работы, услуги. При реализации этой продукции, товаров, работ, услуг происходит переход права собственности, и материальные ценности сначала превращаются в дебиторскую задолженность. На этом этапе дебиторская задолженность — это отвлечение части ресурсов из оборота в пользу третьих лиц (должников). Через определенный промежуток времени погашение дебиторской задолженности должно приводить к поступлению денежных средств в размере, большем, чем первоначально отвлечено ресурсов, при условии, что продажи содержат прибыль.

Запасы, дебиторская задолженность и денежные средства являются составляющими оборотного капитала с различными уровнями ликвидности и риска. В процессе кругооборота они меняют свою материально-вещественную форму, переходят из одной стадии в другую, возмещая стоимость реализации (себестоимость + прибыль) в виде денежных средств.

Если организация продает свои товары, работы, услуги на условиях рассрочки платежа (в кредит), то прибыль возникает в момент реализации продукции. До момента оплаты счетов за отгруженные товары, работы, услуги нет реального притока денежных средств, поэтому не происходит и изменений в остатках денежных средств. При этом образование дебиторской задолженности приводит к увеличению чистого оборотного капитала и возникновению прибыли в финансовой отчетности организации. Когда дебиторская задолженность будет погашена путем оплаты, это приведет к поступлению денежных средств на сумму уменьшения дебиторской задолженности, а прибыль предприятия не увеличится. Таким образом, момент возникновения дебиторской задолженности связан с моментом появления прибыли от продаж. Одновременно возникновение дебиторской задолженности сопровождается появлением у организации обязательств в виде налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Уплата в бюджет этих налогов при условии, что дебиторская задолженность не погашена, приводит к тому, что в отчетности организации отражается прибыль, а в отчете о движении денежных средств фиксируется отток денежных ресурсов.

В такой ситуации рост активов организации за счет роста дебиторской задолженности, с одной стороны, отражает положительную динамику, с другой — при несвоевременной оплате дебиторской задолженности эта положительная динамика впоследствии может привести к неплатежам организации и снижению стоимости активов.

Таким образом, дебиторскую задолженность можно охарактеризовать как ликвидный актив только

при условии, что она своевременно обретает денежную форму, что позволяет организации наращивать новую дебиторскую задолженность покупателей через увеличение объемов производства и, следовательно, увеличение объемов продаж.

Несвоевременная оплата дебиторской задолженности приводит к недостатку собственных оборотных средств, влечет проблемы неплатежеспособности. В связи с этим управление дебиторской задолженностью требует современных и системных подходов с целью недопущения снижения платежеспособности и ликвидности организации.

В настоящее время, в условиях отсутствия на рынке кредитных ресурсов по низким ставкам, основной задачей финансовых менеджеров в области управления дебиторской задолженностью является ее своевременное взыскание и увеличение скорости ее обращения в денежные средства. При этом инвестиции в виде отвлечений ресурсов организации в дебиторскую задолженность должны быть экономически обоснованы и просчитаны.

Исходя из этой задачи, можно выделить следующие этапы управления дебиторской задолженностью.

1. Анализ дебиторской задолженности за предыдущие отчетные периоды.

2. Планирование дебиторской задолженности.

3. Определение основных групп покупателей и поставщиков и стандартов работы с ними.

4. Организация учета и инвентаризации дебиторской задолженности.

5. Утверждение порядка взыскания (инкассации) дебиторской задолженности, применение альтернативных методов погашения дебиторской задолженности.

6. Разработка должностных обязанностей и мотивации сотрудников, ответственных за возникновение и погашение дебиторской задолженности.

Анализ дебиторской задолженности за предыдущие отчетные периоды

Основой для организации работы по управлению дебиторской задолженностью должен стать ее анализ за предыдущий период. Планирование дебиторской задолженности должно происходить с учетом реальных условий, которые выявлены на основе анализа хозяйственной деятельности за предыдущий период работы организации. Это такие данные, как:

• виды дебиторской задолженности исходя из хозяйственных договоров — покупатели и поставщики;

• состав дебиторской задолженности по видам покупателей и по видам продукции;

• состав (ранжирование) дебиторской задолженности исходя из сроков погашения и средние сроки оборачиваемости дебиторской задолженности в разрезе групп покупателей;

• выявление сомнительной и невозможной для взыскания дебиторской задолженности.

По результатам анализа следует сделать выводы не только о перспективах и возможностях работы с дебиторской задолженностью, но и выявить недостатки в управлении и учете.

Планирование дебиторской задолженности

При формировании бюджетов организации с различным горизонтом планирования определяется объем продаж, в том числе с отсрочкой платежа.

Для этого необходимо составление плановых бюджетов, в том числе движения денежных средств. Путем синхронизации поступлений и платежей составляется платежный календарь на период планирования. Это является важным этапом в планировании дебиторской задолженности, потому что позволяет расчетным путем сделать прогноз необходимых поступлений денежных средств для обеспечения платежей организации, которые необходимы для функционирования и производства. После составления прогнозных бюджетов определяется лимит дебиторской задолженности, т.е. размер денежных средств, которые могут быть получены с отсрочкой платежа. Срок, на который может быть отложен платеж, должен быть экономически обоснован.

Для расширения производства и реализации товаров, работ, услуг необходимо рассчитать возможность увеличения продаж с отсрочкой платежа с точки зрения платежного баланса и экономической целесообразности. Если для увеличения инвестиций в дебиторскую задолженность необходимо привлечение кредитных ресурсов с целью покрытия недостатка денежных средств, то дополнительная прибыль, которая будет получена в результате дополнительных продаж, должна покрывать все расходы по обслуживанию долгов в виде привлеченных кредитных ресурсов.

Таким образом, в основе расчета лимита дебиторской задолженности должен быть экономически обоснованный расчет возможности и целесообразности инвестирования в дебиторскую задолженность, основанный на математическом расчете. Расчет должен учитывать планируемый объем реализации продукции на условиях отсрочки платежа, средний кредитный период, а также средний период просрочки оплаты, ориентируясь на опыт хозяйственной практики [5].

Определение основных групп покупателей и поставщиков и стандартов работы с ними

Разделить этапы работы по управлению дебиторской задолженностью достаточно сложно, потому что планирование уровня дебиторской задолженности, процесса и объема предоставления отсрочек платежа без определения основных групп покупателей и поставщиков невозможно.

Как правило, определение групп покупателей и поставщиков осуществляется при планировании объемов продаж и закупок. При этом выявляются проблемные покупатели и поставщики, которые систематически нарушают условия договоров. Эти данные должны систематизироваться и накапливаться на основе работы за предыдущий период. Важным этапом в этой работе является наличие «досье» на каждого контрагента включающее риди-ческую и экономическую информацию. Исходя из данных «досье», покупатели и поставщики ранжируются по формальным показателям. Далее представление о надежности контрагентов должно быть скорректировано на основании проведенного анализа хозяйственной деятельности, который включает анализ дебиторской задолженности.

Основным на этом этапе является документирование работы менеджерами для того, чтобы работа была системной и не терялась в связи со сменой сотрудников.

После определения основных групп покупателей и поставщиков разрабатываются стандарты работы с ними. В этой работе ключевая роль должна быть отведена сотрудникам юридической службы. Необходимо рассмотреть договорные отношения с контрагентами именно с точки зрения возникновения дебиторской задолженности как обязательства дебитора по погашению его кредиторской задолженности.

При этом необходимо учитывать следующие принципы обязательства.

Принцип обязательности — обременение субъекта обязательством к исполнению позволяет характеризовать его как должника. Как было отмечено выше, обязательства могут возникать вследствие двусторонних, односторонних и прочих сделок. Например, при двусторонней сделке купли-продажи у продавца возникает обязательство поставить товар, а у покупателя — оплатить в установленный срок по определенной цене. В этом случае именно обязательство возврата является долгом. Если у должника (обязанного) нет необходимости (обязательства) возвращать какое-либо имущество или

имущественные эквиваленты, то нет и долга как такового.

С точки зрения практического применения этот принцип очень важен именно в условиях кризиса. Организации-должники начинают более тщательно формировать бюджеты движения денежных средств и проводить инвентаризацию обязательств в виде кредиторской задолженности, в том числе с целью выявления обязательств, оплату которых можно отсрочить на неопределенный срок.

В этой ситуации следует обратить внимание на такие вопросы, как подтверждение полномочия руководителей при подписании договоров в свете внесения изменений в ГК РФ, полнота оформления первичными документами фактов передачи товаров, работ, услуг. Возможно, проверка таких элементарных вещей приведет к пересмотру регламентов по взаимодействию с покупателями, заказчиками и поставщиками.

Принцип обоснованности (конкретности). Для возникновения обязательства необходима определенная причина. Абстрактная природа долга лишена всякой логики. Другими словами, если у субъекта экономических отношений возникает обязательство, то необходимо его (должника) собственное волеизъявление либо иное законное основание.

Это означает, что в договорах на продажу продукции, оказание работ, услуг должна быть указана конкретная стоимость, в том числе с учетом косвенных налогов, или описан порядок формирования этой стоимости.

Принцип срочности ограничивает временные рамки исполнения обязательства. Кроме того, при управлении корпоративным долгом срочность стимулирует должника к повышению эффективности использования не только заемных средств, но и всего оборотного капитала.

В процессе текущей деятельности заемные средства, направленные в производство, «обезличиваются» и сливаются с собственными источниками финансирования. Поэтому невозможно повысить эффективность использования заемных средств отдельно от оборотного капитала. Срок возврата обычно устанавливается договорными отношениями между кредитором и должником и вынуждает последнего к указанному моменту времени успеть «обернуть» заемные средства в производстве.

Временные рамки исполнения обязательств важны не только с точки зрения исполнения обязательств должником, но и для целей управления собственной дебиторской задолженностью. Отсутствие конкретного срока исполнения обязательств впоследствии

приводит к невозможности своевременного взыскания дебиторской задолженности в судебном порядке, и, как следствие, эту дебиторскую задолженность необходимо списать на убытки.

Принцип обеспеченности связан с необходимостью минимизировать риски кредитора по возврату долга. Существенную роль в этом играют формы обеспечения. Согласно действующему ГК РФ, их может быть три: залог, банковская гарантия и поручительство [1, 2]. В условиях кризиса, как правило, коммерческие организации начинают активно использовать в своей финансовой и деловой деятельности эти механизмы.

Для должника этот принцип является фактором, повышающим ответственность за собственные действия по погашению кредиторской задолженности.

На основании изложенных условий и принципов должны быть разработаны стандартные договорные условия для каждой группы покупателей и поставщиков, алгоритм взаимодействия и порядок оформления документов на всех стадиях, которые предшествуют образованию дебиторской задолженности:

• формирование досье по контрагенту и отнесение его к определенной группе исходя из принципа надежности;

• подготовка договора, проверка полномочий контрагента;

• согласование условий договора с покупателями и поставщиками;

• подписание договора с контрагентом;

• получение гарантий и обеспечений исполнения договора в случае необходимости исходя из утвержденного регламента;

• разрешение на отгрузку продукции, товаров, работ услуг или оплату аванса поставщику. Организация учета и инвентаризации дебиторской задолженности

Для того чтобы провести качественный анализ финансовой деятельности, в том числе дебиторской задолженности, необходимы качественные и, что немаловажно, своевременные и оперативные данные бухгалтерского учета.

Важным этапом в процессе управления дебиторской задолженностью является организация учетных процессов и полная и своевременная инвентаризация дебиторской задолженности. Эти процессы необходимо детально регламентировать через создание локальных нормативных актов организации.

В настоящее время автоматизированные бухгалтерские программы имеют встроенные функции по ведению управленческого учета. В связи с этим возникают потребности в грамотной организации процесса учета дебиторской задолженности от момента ее образования до момента погашения путем получения денежных средств, товаров, работ, услуг или списания ввиду невозможности взыскания.

Стандартная классификация дебиторской задолженности для построения системы аналитического учета приведена в таблице 1.

Данная классификация через систему введения аналитических счетов различного уровня и субконто к синтетическим счетам бухгалтерского учета должна обеспечить возможность формирования в системе управленческого учета отчетности по дебиторской задолженности по показателям, приведенным в таблице 2.

Таблица 1

Классификация дебиторской задолженности

Уровень аналитического учета Признак классификации Дебиторская задолженность

1 Вид расчетов Расчеты с покупателями и заказчиками за товары, работы, услуги Расчеты по авансам выданным

2 Валюта расчетов В рублях В валюте

3 Задолженность по видам продукции, работ, услуг В разрезе видов продукции, выполняемых работ, оказанных услуг

4 Период погашения задолженности в днях, с указания даты погашения по договору До 30 дней 31-45 дней 46-60 дней 61-90 дней 91-120 дней Свыше 120 дней

5 Характер задолженности Текущая Просроченная

6 Вид обеспеченности Залог Банковская гарантия Поручительство Необеспеченная

Таблица 2

Показатели для формирования отчета по дебиторской задолженности в управленческом учете

Классификационный признак Классификационная группа

По элементам Задолженность покупателей и заказчиков

Авансы, выданные поставщикам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задолженность зависимых и дочерних обществ

Прочие дебиторы (задолженность подотчетных лиц, по налогам и сборам, по ссудам работникам)

По срокам образования Краткосрочная

Среднесрочная

Долгосрочная

По обеспеченности гарантиями Обеспеченная

Необеспеченная

По степени надежности возврата Надежная

Сомнительная

Безнадежная

Соблюдение нормы закона Надлежаще истребованная

Неистребованная

По степени подверженности планированию Планируемая

Непланируемая

По возможности осуществления контроля Контролируемая

Неконтролируемая

По степени ликвидности Высоколиквидная

Среднеликвидная

Неликвидная

Между тем внутренняя система бухгалтерского и управленческого учета должна подтверждаться данными из внешних источников. Для дебиторской задолженности такими данными являются акты сверки с дебиторами, подтверждающие наличие дебиторской задолженности.

Такие акты сверки целесообразно получать постоянно, с установленной периодичностью.

Для этого необходимо разработать Положение об инвентаризации дебиторской задолженности, которое должно содержать:

• сроки проведения инвентаризации;

• порядок назначения инвентаризации и список ответственных лиц;

• порядок проведения;

• порядок систематизации и оформления данных инвентаризации;

• порядок подготовки аналитического отчета менеджеров, ответственных за работу с дебиторской задолженностью, на основании сравнения данных, полученных по результатам инвентаризации с данными аналитического и управленческого учета. На основании учетных данных, подтвержденных

инвентаризацией, актами сверок, необходимо сис-

тематически проводить анализ дебиторской задолженности по следующим направлениям:

• сравнительный анализ темпов роста дебиторской задолженности и объемов реализации;

• структурный анализ дебиторской задолженности с выявлением наиболее крупных дебиторов (более 5% от общей суммы задолженности);

• анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения;

• определение размера безнадежной задолженности и причин ее возникновения;

• коэффициентный анализ дебиторской задолженности.

Правильное построение системы бухгалтерского учета и возможность получения аналитических данных в разрезе отдельных показателей, характеризующих дебиторскую задолженность, позволяет своевременно анализировать этот актив и принимать правильные управленческие решения и корректировать всю систему управления дебиторской задолженностью.

Утверждение порядка взыскания (инкассации) дебиторской задолженности, применения альтернативных методов погашения дебиторской задолженности

Целью всего процесса управления дебиторской задолженностью является ее взыскание (инкассация). Это этап превращения финансового инструмента в денежные средства, при котором происходит улучшение ликвидности активов организации. На данном этапе организация получает денежный эквивалент не только своих затрат, вложенных в товары, работы, услуги, но и прибыли.

Основными методами работы на данном этапе являются следующие:

• Предварительные и последующие процедуры напоминания об оплате.

• Данные процедуры должны быть максимально стандартизированы, и по ним в регламенте по работе с дебиторской задолженностью должны быть установлены сроки и стандарты переговоров с должниками, подготовки писем и напоминаний.

• Отсрочка и рассрочка платежей.

При временной реструктуризации дебиторской задолженности необходимо соблюдать принцип финансовой эквивалентности. Финансовый смысл реструктуризации дебиторской задолженности посредством отсрочки или рассрочки платежей с позиции кредитора заключается в том, что для него текущая стоимость ненадежных поступлений по нереструктурированному долгу должна быть равна текущей стоимости более надежных поступлений по реструктурированному долгу.

Для погашения дебиторской задолженности могут применяться альтернативные методы, которые позволят получить денежные средства или иные эквиваленты в оплату дебиторской задолженности.

• Денежный или иной взаимозачет встречных требований на основании ст. 410 ГК РФ [1].

• Уступка права требования (цессия. Перемена лиц в обязательстве происходит путем

перехода прав кредитора к другому лицу на основании гл. 24 ГК РФ [1].

• Факторинг — финансовая комиссионная операция, при которой клиент переуступает дебиторскую задолженность банку или факторинговой компании с целью:

— незамедлительного получения большей части платежа;

— гарантии полного погашения задолженности;

— снижения расходов по ведению счетов;

• Форфейтинг—операции по приобретению коммерческих обязательств покупателя финансовым агентом. При этом долг покупателя может быть разделен на отдельные части и на каждую часть долга может быть оформлен отдельный вексель. Особое внимание на данном этапе управления

дебиторской задолженностью необходимо уделить

выполнению процедур взыскания дебиторской задолженности при условии ее несвоевременного погашения. В основном это процедуры юридического характера, связанные со своевременной подготовкой претензии должнику, который не оплачивает задолженность.

Весь процесс работы с должниками должен быть документально подтвержден и оформлен в соответствии с регламентами организации и обеспечивать возможность принудительного судебного взыскания дебиторской задолженности в случае обращения в суд. Судебные процедуры, по результатам которых долг может быть взыскан в принудительном порядке на основании исполнительного производства, связаны с определенной потерей времени, что приводит к потере стоимости дебиторской задолженности. Снижение стоимости дебиторской задолженности в этом случае имеет место в связи с конкретными расходами по привлечению кредитных ресурсов для обеспечения платежей и с дисконтированием долга. Кроме этого, всегда имеет место риск невозможности взыскания долга даже при наличии исполнительных документов ввиду ликвидации или банкротства должника.

При определении процедур и этапов взыскания (инкассации) дебиторской задолженности эффективнее надеяться не на профессионализм юридических специалистов по принудительному взысканию, а на жестко контролируемые технологии организации продаж [6].

Обязанности и мотивация сотрудников, ответственных за возникновение и погашение дебиторской задолженности

Процессы управления дебиторской задолженностью должны быть встроены в организационную структуру организации и бизнес-процессы организации. Это реализуется через наличие четко прописанных должностных обязанностей сотрудников и выполняемых ими процедур на каждом этапе работы с дебиторской задолженностью — от момента подготовки договоров до поступления денежных средств и составления отчетных данных по дебиторской задолженности. Взаимоувязка должностных обязанностей с бизнес-процессами должна избавить от дублирования и излишних процедур, выполняемых сотрудниками. Для этих целей на каждом этапе должен быть ответственный сотрудник, вознаграждение которого зависит от результатов конкретной работы. Важно определить профессиональный уровень, меру ответственности и систему мотивации персонала.

Таким образом, комплексная и эффективная система управления дебиторской задолженностью организации должна быть направлена на:

• определение оптимального размера дебиторской задолженности, который позволит организации увеличить объем продаж и одновременно сохранить платежеспособность;

• создание системы учетных процессов, позволяющих оперативно создавать и анализировать состояние дебиторской задолженности по различным основаниям ее возникновения с целью принятия управленческих решений;

• описание и утверждение процедур взыскания (инкассации) дебиторской задолженности, направленных на ее погашение денежными средствами и недопущение возникновения сомнительной и нереальной для взыскания задолженности;

• утверждение должностных обязанностей и системы мотивации сотрудников, ответственных за процессы управления дебиторской задолженностью.

В условиях ограничения кредитных ресурсов процессы управления дебиторской задолженностью должны способствовать усилению конкурентных преимуществ организации в связи с предоставлением льготных условий покупателям через предоставление отсрочки платежей и одновременно должны быть направлены на сохранение собственной финансовой устойчивости и платежеспособности через своевременное погашение дебиторской задолженности денежными средствами.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г. (ред. от 10 января 2003 г.).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 22 декабря 1995 г. (ред. от 10 января 2003 г.).

3. Ковалев В.В. Как читать баланс [Текст] / В.В. Ковалев, В.В. Патров. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 520 с.

4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности [Текст] / В.В. Ковалев. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 432 с.

5. Ерофеева В.А Управленческий учет. Системный подход к управлению дебиторской задолженности [Текст] / В.А. Ерофеева, Н.О. Смолякова // Управленческий учет. — 2011. — № 2. — 10 с.

6. Хромов М.Ю. Дебиторка. Возврат, управление, факторинг [Текст] / М.Ю. Хромов. — СПб.: Питер, 2008. — 205 с.

References

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaja) ot 30.11.1994 № 51-FZ. Prinjat GD FS RF 21.10.1994 (red. ot 10.01.2003) [Civil Code of the Russian Federation (part one) of November 30, 1994 № 51-FZ. Adopted by the State Duma 21 October 1994 (ed. Of 10 January 2003).].

2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraja) ot 26.01.1996 № 14-FZ. Prinjat GD FS RF 22.12.1995 (red. ot 10.01.2003) [The Civil Code ofthe Russian Federation (Part Two) on January 26, 1996 № 14-FZ. Adopted by the State Duma on Dec. 22, 1995 (ed. Of 10 January 2003)].

3. Kovalev V.V. Kak chitat' balans [How to read a balance sheet]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2003. 520 p.

4. Kovalev V.V. Finansovyjanaliz: Upravlenie kapitalom. Vybor investicij. Analiz otchetnosti [Financial Analysis: Money Management. The choice of investments. Analysis reports]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1996. 432 p.

5. Erofeeva V.A. Upravlencheskij uchet. Sistemnyj podhod k upravleniju debitorskoj zadolzhennosti [Management Accounting. A systematic approach to the management of accounts receivable]. Upravlencheskij uchet [Managerial Accounting]. 2011, I. 2. 10 p. (in Russian)

6. Hromov M.Ju. Debitorka. Vozvrat, upravlenie, factoring [Receivables. Return management, factoring]. St. Peterburg, Piter Publ., 2008. 205 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.