Научная статья на тему 'Управление человеческими ресурсами как конкурентное преимущество предприятия'

Управление человеческими ресурсами как конкурентное преимущество предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
991
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / СТРАТЕГИЯ / ПЕРСОНАЛ / СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорчук А. В., Одаренко Т. Е.

В статье исследуется управление человеческими ресурсами как конкурентное преимущество предприятия, в рамках использования процесса разработки и реализации стратегии управления человеческими ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление человеческими ресурсами как конкурентное преимущество предприятия»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

УДК: 33.08

Григорчук А. В.

магистрант, направление подготовки «Менеджмент» «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

Одаренко Т. Е.

к. э. н, доцент

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: в статье исследуется управление человеческими ресурсами как конкурентное преимущество предприятия, в рамках использования процесса разработки и реализации стратегии управления человеческими ресурсами.

Ключевые слова: управление, человеческие ресурсы, конкурентное преимущество, стратегия, персонал, стимулирование.

Под конкурентоспособностью понимается эффективный результат деятельности предприятия, который заключается в особых преимуществах предприятия. Преимуществом может выступать эксклюзивная ценность, которая и дает возможность предприятию превосходство над конкурентами в разных сферах деятельности, а также наиболее эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами. Одной из важных конкурентных составляющих является персонал предприятия. Поэтому для предприятия очень важна необходимость работы над индивидуальными качествами персонала. В связи с этим необходимо рассматривать целесообразность инвестиций в человеческий капитал.

Исследованиями управления человеческими ресурсами как конкурентного преимущества предприятия занимались такие ученые: А. Р. Алавердов, М. Армстронг, В. А. Беспалко, А. В. Дейнека, Н. А. Горелова, И. А. Максимцева и др. [1-4].

Управление человеческими ресурсами представляет собой конкретную функцию управления. В последнее время эта функция приобретает все большее значение, поскольку конкурентные преимущества и эффективность предприятия, зависят от результатов использования главного ресурса — человека. Из-за этого повышаются требования к работнику, возрастает значимость творческого отношения к труду и профессионализм работника.

Функция управления человеческими ресурсами становится более сложной, тем самым изменяется роль и место руководителя кадровой службы (отдела кадров) предприятия.

Подход к управлению человеческими ресурсами включает объединение различных направлений HRM, данный процесс состоит из корпоративного планирования, процедуры разработки стратегии предприятия и характеризуется активностью, постоянным стремлением открытия новых направлений, которые имеют более производительную рабочую силу, обеспечивая конкурентоспособность предприятия.

Умение управлять и способность понимать сущность поведения персонала на предприятии обязательны для любого действующего менеджера.

Стимулирование, развитие корпоративных навыков сотрудников являются основными задачами менеджера для повышения конкурентоспособности услуг и предприятия в целом.

Существует две роли в управлении человеческими ресурсами предприятия: стратегическая и оперативная. Стратегическая роль — глобальная, долгосрочная, инновационная. Она заключается в том, что ключевым ресурсом организации становится

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

персонал, и именно с этим ресурсом связываются конкурентные преимущества организации, если им правильно управлять. Эта роль реализуется через следующие виды деятельности:

- планирование человеческих ресурсов;

- разработку правовых проблем (связана с управлением персонала);

- изучение тенденций изменения рабочей силы;

- решение проблем слияний и приобретений;

- содействие реструктуризации и сокращению размеров предприятий;

- управление вознаграждениями.

Стратегическое управление человеческими ресурсами обеспечивает стратегию планового развития человеческих ресурсов для предприятия, что позволяет иметь обученный персонал в соответствии с потребностями предприятия.

Основным фактором в трудоспособности персонала является его стимулирование, цель которого заключается в достижение интегрированной работы персонала, для успешной работы предприятия.

Предприятие делает акцент на том, что стратегия вознаграждения основана на внутренней мотивации и включает нематериальные методы стимулирования персонала, не исключая основную заработную плату. Успешная работа предприятия зависит от универсальной стратегии, её можно достичь в рамках стратегии управления человеческими ресурсами, процесс которой представим на рисунке 1.

Рисунок 1 — Процесс стратегического планирования УЧР.

От поведения и руководства всех звеньев на предприятии зависит способность предприятия предлагать услуги необходимые для потребителя.

В условиях жесточайшей конкуренции менеджеры стараются повысить эффективность, отыскивая способы лучшего использования квалификации и способностей своих сотрудников. Многие предприятия стараются улучшить качество услуг, создавая команды, в которые входят сотрудники из разных подразделений, например, производственного, продаж, объединяя их квалификацию и знания для нахождения более подходящих способов внедрения и предоставления услуг высокого качества.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Повышение эффективной деятельности, внедрение инноваций, а также своевременное реагирование на запросы потребителей позволяет предприятию получить конкурентное преимущество, опередив тем самым соперников по показателям функционирования, или другие предприятия, которые предлагают аналогичные услуги. Соответственно, целью достижения конкурентных преимуществ является грамотное управление человеческими ресурсами.

Литература

1. Алавердов А. Р. Управление человеческими ресурсами организации / А.Р. Алавердов. — М.: Инфра-М, 2012 г. — 249 с.

2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание / пер. с англ. под ред. С. К. Мордовина. — СПб.: Питер, 2014. — 832 с.

3. Дейнека, А. В. Управление человеческими ресурсами / А.В. Дейнека, В.А. Беспалко. — М.: Дашко и К, 2013. — 392 с. СТР 252 оплата персонала

4. Максимцева, И.А. Управление человеческими ресурсами : учебник для бакалавров / И. А. Максимцева, Н. А. Горелова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 526 с. С. 89.

5. Одаренко, Т. Е. Оценивание и стимулирование конкурентоспособного персонала / Управление конкурентоспособностью предприятий, отраслей, регионов [Электронный ресурс]: коллективная монография / общая редакция профессора Р.Р. Тимиргалеевой — Электрон. дан. (7,8 Мб). — Майкоп: ЭлИТ, 2016. — 1 электрон. опт. диск (CD-Rom). ISBN 978-5-9907745-5-1. doi: 10.18411/elit-004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.