7. Годовая отчетность АО «Каменскволовно» 2014-2015 гг.
УДК 658.3.07
Шабельник Л.С. студент ИСОиП (филиал) ДГТУ Науч. рук.: к.э.н., профессор Горностаева Ж.В.
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
Аннотация: В работе автор поднимает проблему управления человеческими ресурсами в организации на основе школы «Менеджмент человеческих ресурсов». Рассмотрено понятие «управление человеческими ресурсами» с различных точек зрения. Проведен сравнительный анализпонятий «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом».
Ключевые слова: Менеджмент, персонал, ресурс, методика управления
В 60-е годы XX века появилась новая модель управления, а именно: менеджмент человеческих ресурсов. Данная модель, предложенная социологом Р. Миллесом, рассматривает персонал как источник резервов. Согласно этой теории, смысл «человеческого менеджмента» выражается следующим образом: удовлетворение потребностей сотрудников должно стать не основной цель управляющего и руководителя компании, а итогом личной заинтересованности работника. Привлечение и удержание высококвалифицированных сотрудников является одной из функций успешно действующего предприятия, поэтому человеческий фактор - это важный стратегический фактор для организации.
К целям данного вида менеджмента относится не просто наем, а в большинстве своем стимулирование, развитие и подготовка профессиональных
сотрудников, которые могут эффективно реализовать поставленные руководством цели. Суть школы «менеджмента человеческих ресурсов», созданной Р. Миллесом, проявляется в том, что сотрудники компании представляют собой активы, капитал, которые не требуют большого контроля со стороны руководства, но зависят от мотивации и стимулирования [1].
Управление человеческими ресурсами по-разному влияет на работу предприятия. Во-первых, управление оказывает непосредственное влияние на стоимость компании, т.к. растет доля нематериальных активов. Во-вторых, управление человеческими ресурсами является одним из тех факторов, которые обеспечивают рост конкурентоспособности. В-третьих, именно менеджмент человеческих ресурсов позволяет компаниям переходить в число лидеров среди предприятий определенного сегмента.
Управление человеческими ресурсами можно раассматривать с различных точек зрения:
- как метод разработки и реализации, тщательно продуманных и взвешенных решений по поводу регулирования отношений труда и занятости на уровне организации;
- как управленческая деятельность, в которой персонал рассматривается как ресурс успешного функционирования и развития организации, как фактор эффективности и роста, как определенное средство для достижения стратегических целей.
Некоторые из исследователей и авторов различных статей и научных работ смешивали понятия «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом», употребляли их как синонимы, но это неверный подход. Исследовав проблему, был проведен сравнительный анализ двух понятий, который приведен в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнительный анализ понятий «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом»
Кому
Сфера деятельности Цель деятельности Типичные функции докладыва ют о выполнении
- Планирование
человеческих
ресурсов
Управление человеческим и ресурсами Решение глобальных, долговременных, - Развитие индивидуальных способностей и повышение квалификации - Планирование затрат на персонал в рамках общих затрат организации Директору
(стратегическ ий аспект) принципиально новых задач
- Подбор и
расстановка кадров
Управление персоналом (оперативная деятельность) Решение повседневных проблем, которые требуют административног о вмешательства - Управление трудовой мотивацией - Разрешение конфликтов - Организация оценки персонала - Организация оплаты труда Заместител ю директора
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что термин «управление человеческими ресурсами» особое внимание акцентирует на стратегических аспектах принятия кадровых решений, а «управление персоналом» характеризует повседневную работу с кадрами.
В процессе развития теории менеджмента человеческих ресурсов было выявлено три подхода: гуманистический, экономический и организационный [2]. В рамках первого подхода организация представляется как некий культурный феномен и фиксируется на человеческой стороне организации. Экономический подход подразумевает, что на предприятии ведущее место отводится технической подготовке работников, а не управленческой. В рамках организационного подхода сформировался новый взгляд на персонал, который стали считать не трудовым ресурсом, а человеческим.
Если рассматривать методику управления человеческими ресурсами в России, то необходимо отметить, что большинство российских организаций концентрируют внимание на управлении производством, финансами, маркетингом, в то время как совершенствование такой важнейшей составляющей управления организацией, как человеческие ресурсы, продолжает оставаться наиболее слабым звеном в общей системе управления.
Для того чтобы устранить такую критическую ситуацию в системе управления, предприятию необходим специалист-менеджер в сфере управления человеческими ресурсами. Данный специалист может осуществлять следующие действия:
- создание материальных и социальных предпосылок для обеспечения эффективной управленческой деятельности;
- стратегическую, инновационную деятельность, ориентированную на развитие управленческой деятельности;
- деятельность узко специализированногоадминистративного работника, выключенного из проблем оперативного управления и сосредоточенного на проблемах развития организации — работе на перспективу (в этом особенность позиции менеджера);
- рациональное использование и активизация социоинженерной практики;
- активизация одного из типов ресурсов — материального, технико-технологического, финансового, информационного, человеческого и др.
Таким образом, эффективное становление и развитие рыночных отношений во много определяется формированием современных управленческих отношений, повышением координируемости экономики. Именно менеджмент обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации, на территории, в стране. Управление людьми в данных условиях это, пожалуй, одна из наиболее важных областей управления организацией. Персонал является важнейшим ресурсом любого предприятия, который способен к постоянному совершенствованию и развитию. Именно благодаря управлению человеческими ресурсами увеличивается доля нематериальных актив предприятия, растет конкурентоспособность организации, а также управление позволяет добиваться лидирующих позиций в определенных сегментах рынка [3].
Список использованной литературы
1. Школы научного менеджмента. Представители школ научного менеджмента. [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/187816/nauchnyie-shkolyi-menedimenta-predstaviteli-shkolyi-nauchnogo-menedimenta (дата обращения 30.03.2016)
2. Управление человеческими ресурсами. [Электронный ресурс] URL: http://www.grandars.ru/college/biznes/upravlenie-chelovecheskimi-resursami.html (дата обращения 30.03.2016)
3. Формирование эффективной системы менеджмента на туристической фирме «За четыре моря» [Электронный ресурс] URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=14786 (дата обращения 31.03.2016)