УДК 336.14(045)
управление бюджетными рисками: совершенствование организационно-правовых и методических основ*
Горлова Оксана Степановна, канд. экон. наук, доцент, доцент Департамента общественных финансов,
Финансовый университет, Москва, Россия
В статье проанализированы организационно-правовые и методические основы управления бюджетными рисками. Цель работы - определение направлений совершенствования организационно-правовых и методических основ управления бюджетными рисками для повышения качества формирования и исполнения бюджетов. Результат исследования - выдвинуты предложения по совершенствованию нормативно-правового, организационного и методического регулирования содержания, классификации, прогнозирования бюджетных рисков и управления ими. Сделан вывод о том, что внесенные предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, позволят повысить качество оценки бюджетных рисков, включая их идентификацию, определение уровня риска и соответственно эффективность управления бюджетными рисками. Ключевые слова: бюджетный риск; бюджетные полномочия; классификатор; методические рекомендации; управление бюджетными рисками.
Budget Risk Management: improvement of the organizational, Legal and Methodological Framework
Gorlova Oksana S., PhD (Economics), associate professor of the Public Finance Department, Financial University,
Moscow, Russia
The paper analyzes the organizational, legal and methodological principles of the budget risk management. The purpose of the study is to identify areas for improving the organizational, legal and methodological framework for management of budget risks to improve the quality of formation and execution of budgets. Based on the results of the study, proposals for improving the statutory, organizational and methodological regulation of the content, classification, forecasting and management of budget risks are given. It is concluded that the proposals made to improve the legislative and other statutory documents governing budgetary relations will enhance the quality of the budget risks assessment, including risk identification, and, accordingly, the efficiency of budget risk management.
Keywords: budget risk; budgetary powers; classifier; methodological guidelines; budget risk management.
Правовое регулирование понятия «бюджетный риск»
Бюджетное законодательство Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс Российской Федерации, Кодекс) не регламентирует понятие «бюджетный риск», которое содержится только в иных нормативных правовых актах соответ-
* Статья подготовлена по результатам исследований, выполне! Финуниверситета 2017 г.
ствующего уровня. Так, на федеральном уровне термин «бюджетный риск» определен приказом Минфина России как «возможность невыполнения (полностью или частично) определенных параметров (характеристик) федерального бюджета, неэффективного управления ликвидностью счета по учету средств федерального бюджета, (ых за счет бюджетных средств по Государственному заданию
а также неэффективного использования средств федерального бюджета в текущем финансовом году при условии сохранения в течение текущего финансового года качества финансового менеджмента, достигнутого в отчетном периоде»1.
В большинстве регионов понятие «бюджетный риск» не имеет правового закрепления. Только в ряде субъектов Российской Федерации оно регулируется нормативными правовыми актами высших исполнительных органов, финансовых органов или органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации. Например, согласно приказу Комитета государственного финансового контроля Ленинградской области под бюджетным риском понимается «ситуация в бюджетном процессе, при которой существует вероятность невыполнения (полностью или частично) определенных параметров (характеристик) бюджета, а также неэффективного использования средств бюджета»2. В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан бюджетный риск представляет собой «возможность наступления события, негативно влияющего на выполнение бюджетных процедур»3.
В некоторых регионах понятие бюджетного риска регламентируется нормативными правовыми актами, посвященными отдельным вопросам управления бюджетами, например привлечения заимствований и управления долговыми обязательствами. В этой связи трактовка бюджетных рисков дается достаточно узко в привязке к регулируемому вопросу. Под риском, в частности, понимается возможность финансовых потерь
1 Приказ Минфина России от 19.10.2011 № 383 «О порядке осуществления в Министерстве финансов Российской Федерации оперативного мониторинга качества финансового менеджмента».
2 Приказ Комитета государственного финансового контроля Ленинградской области от 16.06.2015 № 10 «Об утверждении методических рекомендаций по исчислению уровня бюджетных рисков внутренних бюджетных процедур при осуществлении внутреннего финансового контроля».
3 Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20.02.2014 № 65 «Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Республики Башкортостан, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Республики Башкортостан, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Республики Башкортостан внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».
бюджета в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее предсказаны4. Аналогичные положения содержатся в нормативных правовых актах некоторых муниципальных образований5. При этом нормативные правовые акты, посвященные другим возможным событиям, обусловливающими необходимость управления бюджетными рисками, не приняты.
Кроме того, в ряде случаев в иных нормативных правовых актах, посвященных вопросам оценки бюджетных рисков, само понятие бюджетных рисков не определяется6.
Помимо нормативных правовых актов, содержание бюджетных рисков рассматривается в современной экономической литературе. При этом в российской и зарубежной науке не существует единой трактовки понятия «бюджетный риск». Кроме того, содержание бюджетных рисков зачастую сужено (например, риски рассматриваются лишь как вероятность неосуществления запланированных расходов или неопределенность получения бюджетных доходов, а риски недостижения результатов при нормальном бюджетном финансировании не оцениваются) [1, с. 54-56; 2, с. 27-28; и др.].
Законодательное закрепление понятия «бюджетный риск» как вероятности невыполнения (полностью или частично) определенных параметров (характеристик) бюджета, а также неэффективного использования средств бюджета и управления ими позволит избежать его узкой трактовки, разработать на этой основе унифицированную классификацию бюджетных рисков,
4 Постановление администрации Тульской области от 28.06.2007 № 323 «О мерах по повышению эффективности управления долговыми обязательствами Тульской области»; постановление Правительства Республики Марий Эл от 30.12.2011 № 436 «О Концепции долговой политики Республики Марий Эл на период до 2025 года».
5 Решение собрания представителей муниципального образования Ленинского района от 21.11.2007 № 28-3 «Об управлении долговыми обязательствами в муниципальном образовании Ленинский район»; постановление Администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» от 23.10.2012 № 563 «О Концепции долговой политики муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» на период до 2025 года».
6 Приказ Минфина Республики Алтай от 20.12.2016 № 205-п «Об утверждении Порядка идентификации и оценки бюджетных рисков».
обеспечивающую наиболее полный охват возможных событий, приводящих к неисполнению показателей бюджета любого уровня, неэффективному использованию бюджетных средств, включая недостижение результатов их использования. Понятие «бюджетный риск» может быть определено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в которой содержатся основные термины, применяемые в сфере бюджетных правоотношений.
классификатор бюджетных рисков
В настоящее время отсутствует унифицированная классификация бюджетных рисков для всех бюджетов, входящих в состав бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная каким-либо уполномоченным органом. В то же время существует достаточно много теоретических и методологических подходов к классификации бюджетных рисков [3, с. 88-90; 4, с. 70-72; и др.].
Отсутствие систематизированной группировки бюджетных рисков, позволяющей применять ее соответствующими органами в ходе управления бюджетами, препятствует качественному проведению оценки бюджетных рисков, так как ее проще осуществлять по группе однородных рисков с учетом степени их воздействия на бюджет.
В этой связи на основе анализа, обобщения и систематизации имеющихся теоретических и методологических подходов к классификации бюджетных рисков представляется необходимой разработка классификатора бюджетных рисков (по аналогии, например, с классификатором нарушений нормативных правовых актов, регулирующих сферу бюджетных правоотношений7), который может быть одобрен Минфином России и будет применяться в работе финансовых и контрольных органов федерального, регионального и местного уровней. Утверждение такого классификатора в настоящее время в форме закона не является целесообразным, поскольку состав бюджетных рисков, актуальных для динамично меняющейся ситуации в бюджетной сфере, не может оставаться долгое время стабильным. Поэтому
7 Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) (одобрен Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации» 17.12.2014, протокол № 2-СКСО, коллегией Счетной палаты Российской Федерации 18.12.2014).
в сложившихся условиях предпочтительным является такой формат документа, который позволит оперативно вносить в него изменения в случае изменения внутренних и внешних факторов, влияющих на процесс управления бюджетами. На первоначальном этапе возможно проведение апробации применения такого классификатора в рамках бюджетного цикла в пилотных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Классификатор должен предусматривать системное разделение факторов, оказывающих значимое воздействие на уровень бюджетных рисков, размер и вероятность потерь при наступлении рисковых событий. При этом факторы могут быть разделены на внешние (неконтролируемые или слабо контролируемые) и внутренние (управляемые). Помимо этого, бюджетные риски могут быть классифицированы в зависимости от области их возникновения (в области доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджетов, государственных и муниципальных долговых обязательств), на основе возможностей их предотвращения и профилактики, вероятности наступления соответствующих событий, влияния на определенные показатели бюджетов (такие как снижение доходов, увеличение расходов, рост долговой нагрузки и др.), а также в зависимости от этапа бюджетного процесса, на котором они возникают.
Разработка и утверждение унифицированного классификатора позволит повысить качество оценки бюджетных рисков, включая их идентификацию и определение уровня риска, и соответственно эффективность управления бюджетными рисками.
Полномочия по управлению бюджетными рисками
Для повышения качества управления бюджетами в нормативных правовых актах должны быть закреплены полномочия финансовых и контрольных органов, а также главных администраторов и администраторов бюджетных средств, касающиеся вопросов прогнозирования и управления бюджетными рисками, что будет предполагать обязательность осуществления соответствующих действий.
В частности, в состав бюджетных полномочий Минфина России, регулируемых ст. 165 Кодекса
и п. 5 Положения о данном органе государственной власти8, целесообразно включить:
• выявление и идентификация бюджетных рисков, проведение их анализа, оценки и мониторинга в процессе управления федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
• принятие мер по предупреждению, минимизации и ликвидации бюджетных рисков в ходе управления государственными финансовыми ресурсами на федеральном уровне;
• осуществление методического руководства в области бюджетного прогнозирования, направленное на минимизацию бюджетных рисков;
• формирование единого классификатора бюджетных рисков.
К полномочиям финансовых органов субъектов Российской Федерации, которые могут быть закреплены в нормативных правовых актах, регулирующих положения об этих органах9, следует отнести:
• выявление и идентификацию бюджетных рисков, проведение их анализа, оценки и мониторинга в процессе управления региональными бюджетами и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов;
• меры по предупреждению, минимизации и ликвидации бюджетных рисков в ходе управления государственными финансовыми ресурсами на региональном уровне;
• внесение предложений по уточнению единого классификатора бюджетных рисков.
Аналогичные полномочия могут быть регламентированы в положениях о финансовых органах муниципальных образований10:
8 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».
9 Постановление Администрации Смоленской области от 16.05.2008 № 300 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджета и финансов Смоленской области»; постановление Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 № 151 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Хакасия» и др.
10 Постановление администрации г. Нижнего Новгорода от
23.05.2011 № 2013 «Об утверждении Положения о департа-
менте финансов администрации города Нижнего Новгорода»; решение Совета городского поселения Дудинка от 22.12.2005
• выявление и идентификацию бюджетных рисков, проведение их анализа, оценки и мониторинга в процессе управления местными бюджетами;
• принятие мер по предупреждению, минимизации и ликвидации бюджетных рисков в ходе управления муниципальными финансовыми ресурсами;
• внесение предложений по уточнению единого классификатора бюджетных рисков.
Помимо финансовых органов, органы государственного и муниципального финансового контроля (как внутреннего, так и внешнего) должны быть наделены определенными полномочиями в части управления бюджетными рисками, что может найти отражение в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность контрольных органов.
Так, к полномочиям органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля, определяемым для Счетной палаты Российской Федерации ст. 157 Кодекса и ст. 14 Федерального закона о данном государственном органе11, для контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — ст. 9 федерального закона, посвященного деятельности этих органов12, целесообразно отнести:
• выявление и осуществление идентификации бюджетных рисков, определение уровня риска при выборе объектов контроля для проведения ревизий и проверок;
• проведение мониторинга и оценки эффективности мер, принятых объектами контроля по управлению бюджетными рисками;
• подготовку по результатам ревизий и проверок предложений и рекомендаций объектам контроля в части принятия мер по предупреждению, минимизации и ликвидации бюджетных рисков.
№ 02-0039 «О Финансовом комитете Администрации городского поселения Дудинка» и др.
11 Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
12 Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Аналогичные полномочия могут быть закреплены нормативными правовыми актами, устанавливающими полномочия органов внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, в частности Федерального казначейства (ст. 166.1 Кодекса, п. 5 Положения о данном органе государственной власти13), а также органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций)14.
Это позволит вменить в обязанность контрольным органам проводить оценку вероятности наступления события, негативно влияющего на выполнение бюджетных процедур, и его последствий, характеризующих размер возможного наносимого ущерба.
Состав бюджетных полномочий главных администраторов и администраторов бюджетных средств, определенных ст. 158, 160.1 и 160.2 Кодекса, целесообразно дополнить следующими полномочиями:
для главных администраторов и администраторов доходов бюджетов:
• выявление и идентификация бюджетных рисков в области доходов бюджетов, проведение их анализа, оценки и мониторинга;
• формирование карты бюджетных рисков, которые могут оказать влияние на формирование бюджетов по доходам;
• определение факторов, послуживших причиной эскалации бюджетных рисков в области доходов бюджетов;
• принятие мер по предупреждению, минимизации и ликвидации бюджетных рисков в процессе составления и исполнения бюджетов по доходам;
для главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств:
13 Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе».
14 Постановление Правительства Ульяновской области от 14.12.2015 № 27/658-П «Об утверждении Положения о Департаменте внутреннего государственного финансового контроля Ульяновской области»; постановление Администрации г. Перми от 18.11.2015 № 952 «Об утверждении Положения о контрольно-аналитическом департаменте администрации города Перми» и др.
• выявление и идентификация бюджетных рисков в области расходов бюджетов, проведение их анализа, оценки и мониторинга;
• формирование карты бюджетных рисков, которые могут оказать влияние на формирование бюджетов по расходам;
• определение факторов, послуживших причиной эскалации бюджетных рисков в области расходов бюджетов;
• принятие мер по их предупреждению, минимизации и ликвидации бюджетных рисков в процессе составления и исполнения бюджетов по расходам;
для главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджетов:
• выявление и идентификация бюджетных рисков в области поступлений и выплат за счет источников финансирования дефицита бюджетов, проведение их анализа, оценки и мониторинга;
• формирование карты бюджетных рисков, которые могут оказать влияние на формирование бюджетов по поступлениям и выплатам за счет источников финансирования дефицита бюджетов;
• определение факторов, послуживших причиной эскалации бюджетных рисков в области поступлений и выплат за счет источников финансирования дефицита бюджетов;
• принятие мер по их предупреждению, минимизации и ликвидации бюджетных рисков в процессе составления и исполнения бюджетов по поступлениям и выплатам за счет источников финансирования дефицита бюджетов.
Закрепление этих полномочий будет означать обязательность проведения указанных действий, направленных на снижение бюджетных рисков в ходе составления и исполнения бюджетов.
Методические рекомендации по повышению качества прогнозирования и управления бюджетными рисками
Повышению качества прогнозирования и управления бюджетными рисками будет способствовать разработка Минфином России со-
ответствующих методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований. Это объясняется тем, что в условиях высокой неопределенности внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование бюджетов, необходимы системные действия, направленные на обеспечение минимизации бюджетных рисков, повышение эффективности проведения такой работы.
В методических рекомендациях может быть предусмотрена в общем виде последовательность действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по управлению бюджетными рисками, которое должно осуществляться в процессе бюджетного планирования и прогнозирования, оперативного управления бюджетами и государственного и муниципального финансового контроля на разных этапах бюджетного процесса. Кроме того, методические рекомендации могут содержать подходы к оценке бюджетных рисков, методы оценки основных бюджетных рисков, порядок и условия их учета в рамках бюджетного процесса, а также меры по снижению бюджетных рисков.
Методическими рекомендациями должно быть разъяснено, что управление бюджетными рисками не должно быть пассивным, т.е. бюджетное планирование и прогнозирование, оперативное управление бюджетами не должны ограничиваться только трансформацией прогнозируемых показателей социально-экономического развития в финансовые показатели, а должны основываться на стратегических подходах, целевых параметрах развития бюджетной системы.
В методических рекомендациях следует указать, что при прогнозировании бюджетных рисков необходимо дать оценку изменения доходов и расходов бюджетов, показателей долговой нагрузки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также имеющихся бюджетных резервов при наступлении рисковых событий в конкретном периоде по сравнению с наиболее вероятным, ожидаемым вариантом прогноза данных показателей.
Необходимость использования для оценки бюджетных рисков возможного изменения как
доходов, так и расходов бюджетов, долговой нагрузки, бюджетных резервов, которыми располагает публично-правовое образование, вызвана тем, что соответствующие параметры этих показателей определяют меры, принимаемые в процессе управления бюджетами, поскольку от данных показателей зависит обеспечение сбалансированности бюджетов.
В рамках оценки бюджетных рисков должны учитываться различные факторы, влияющие на указанные показатели, например изменение уровня налоговых ставок и предоставляемых льгот по налогам и сборам, оптимизация расходов бюджетов, изменение сроков и условий привлечения и обслуживания долговых обязательств и т.д.
Оценка вероятности изменения каждого из перечисленных показателей в общем результате оценки бюджетных рисков также позволит существенно повысить точность прогнозируемого результата. При этом механизмы применения вероятности реализации соответствующих бюджетных рисков могут быть различными — от использования величины риска пропорционально показателю вероятности до формирования полноценных различных сценариев (прогнозов), каждый из которых будет отличаться по определенному параметру.
Практическая ценность проведения оценки бюджетных рисков заключается в возможности определять масштабы вероятного ухудшения условий обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов, вызванных как внутренними, так и внешними факторами.
Период, в отношении которого оцениваются бюджетные риски, должен определяться в первую очередь повышением надежности и исполнимости средне- и долгосрочных обязательств, достижением установленных целей и задач. Кроме того, длительный период позволяет учесть не только разовые последствия наступления того или иного события, но и обеспечить оценку его воздействия на иные параметры бюджета.
В любом случае оценка бюджетных рисков должна использоваться не только как инструмент управления региональными и местными бюджетами, но и в качестве механизма, способствующего достижению долгосрочных целей социально-экономического развития соответствующего публично-правового образования, что определяет
и период, для которого такой анализ должен проводиться,— равный или превышающий период действия государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, бюджетного прогноза субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также иных документов стратегического планирования.
С учетом вышеизложенного методическими рекомендациями должно быть определено, что каждый бюджетный риск имеет такие характеристики, как источник возникновения, управляемость, вероятность наступления, стоимостную оценку, период действия (интенсивность по годам), показатели бюджета, на которые он оказывает влияние.
Источником возникновения бюджетного риска выступают различные внутренние и внешние факторы (уровень инфляции, курсы валют и др.).
Управляемость бюджетного риска определяет степень воздействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на вероятность, масштабы и условия реализации риска. Критерием в данном случае выступает именно возможность принятия указанными органами тех или иных мер по снижению соответствующих бюджетных рисков, а также возможность относительно качественно и достоверно, с достаточной вероятностью прогнозировать наступление рисковых событий.
Вероятность наступления конкретного рискового события также имеет важное значение, поскольку в конечном счете она определяет подход к учету данного бюджетного риска в бюджетном процессе, планировании и оценке соответствующих государственных и муниципальных финансовых ресурсов для достижения стратегических целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования. При этом вероятность наступления того или иного события должна устанавливаться, по возможности, индивидуально не только для отдельных видов рисков, но и различных лет прогнозируемого периода, в отношении которого оценивается сбалансированность регионального или местного бюджета.
Стоимостная оценка бюджетного риска имеет непосредственное значение для практического применения прогнозирования рисков. Данная характеристика бюджетных рисков заключается
в том, что любой из учитываемых в системе оценки рисков факторов должен быть измеряемым и сопоставимым с результатами аналогичной работы по иным факторам. При этом в отношении каждого из учитываемых бюджетных рисков, особенно исходя из предполагаемого долгосрочного периода оценки их воздействия, нельзя ограничиваться учетом только прямого эффекта, необходимо принимать во внимание их влияние на иные параметры. Например, риск сокращения фонда оплаты труда может означать не только снижение поступлений налога на доходы физических лиц, но и следующее за этим увеличение расходов по оказанию адресной социальной помощи, содействию росту занятости населения. Соответственно должен подлежать обязательному учету комплекс возможного влияния отдельных факторов сразу по всем наиболее важным направлениям.
Конкретный состав показателей, применяемых в целях оценки бюджетных рисков, должен в любом случае определяться исходя из специфики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, т.е. формироваться исходя из наиболее значимых факторов, влияющих на показатели бюджетов определенного публично-правового образования.
Помимо стоимостной оценки рисков, каждый из них должен сопровождаться описанием мер профилактики наступления соответствующих негативных событий, а также состава и последовательности действий, реализуемых в случае наступления указанных событий.
Методическими рекомендациями может быть предусмотрено формирование карты бюджетных рисков — документа, определяющего:
а) полный перечень выявленных и идентифицированных бюджетных рисков на различных этапах бюджетного процесса с указанием причин их возникновения, степени влияния на бюджетный процесс;
б) качественную и количественную оценку бюджетных рисков;
в) реализацию комплекса мер, направленных на предупреждение, минимизацию и ликвидацию бюджетных рисков;
г) мониторинг и контроль эффективности управления бюджетными рисками.
Карта бюджетных рисков, содержащая графическое описание возможных рисков бюджета, по-
зволяет определять уровень каждого выявленного риска для последующего принятия решения о снижении этого уровня и включает критерии оценки рисков, такие как уровень ущерба от реализации риска и вероятность появления бюджетного риска в течение определенного периода времени. При этом каждый критерий ранжируется от минимального до максимального значения. Итоговый уровень риска определяется на пересечении двух критериев: к зоне опасных бюджетных рисков следует относить риски, которые являются наиболее вероятными и наносят максимально возможный ущерб бюджету при их появлении; к зоне допустимых бюджетных рисков — менее вероятные риски при умеренном воздействии на показатели бюджета; к зоне неопасных бюджетных рисков — бюджетные риски, вероятность появления и степень влияния которых на показатели бюджета сведены к минимуму.
Корректировку карты бюджетных рисков необходимо производить ежегодно для определения группы бюджетных рисков, являющихся опасными.
выводы
Проведенный анализ организационно-правовых и методических основ управления бюджетными
рисками позволил разработать рекомендации по их совершенствованию. В частности, обоснованы предложения по законодательному определению понятия «бюджетный риск»; формированию и утверждению унифицированного классификатора бюджетных рисков; закреплению в нормативных правовых актах полномочий финансовых органов, органов внешнего и внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, главных администраторов и администраторов бюджетных средств в части прогнозирования и управления бюджетными рисками; разработке Минфином России методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по повышению качества прогнозирования и управления бюджетными рисками.
Внесенные предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, позволят повысить качество оценки бюджетных рисков и соответственно эффективность управления ими, включая своевременное принятие уполномоченными органами мер, направленных на предупреждение и минимизацию бюджетных рисков.
литература
1. Гамукин В. В. Бюджетные риски: введение в общую аксиоматику // TERRA ECONOMICUS. 2013. Т. 11. № 3. С. 52-61.
2. Кувалдина Т. Б. Бюджетный риск: понятие и система управления // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 2 (22). С. 26-33.
3. Анисимова Г. А. Бюджетные риски: проблемы методических подходов // ВЕСТНИК АКСОР. 2015. № 3 (35). С. 87-92.
4. Аюпов А. А., Казаковцева М. В. К вопросу о дефинициях понятия «бюджетный риск» // Казанский экономический вестник. 2015. № 1 (15). С. 69-74.
REFERENCES
1. Gamukin V. V. Budgetary risks: an introduction to general axiomatics [Bjudzhetnye riski: vvedenie v obshhuju aksiomatiku]. TERRA ECONOMICUS, 2013, Vol. 11, No. 3, pp. 52-61.
2. Kuvaldina T. B. Budgetary risk: concept and management system [Bjudzhetnyj risk: ponjatie i sistema upravlenija]. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij — Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies, 2017, No. 2 (22), pp. 26-3.
3. Anisimova G. A. Budgetary risks: problems of methodical approaches [Bjudzhetnye riski: problemy metodicheskih podhodov]. Vestnik Aksor — Bulletin, Aksor, 2015, No. 3 (35), pp. 87-92.
4. Ayupov A. A., Kazakovtseva M. V. On the question of definitions of the concept of "budget risk" [K voprosu o definicijah ponjatija «bjudzhetnyj risk»]. Kazanskij jekonomicheskij vestnik — Kazan economic bulletin, 2015, No. 1 (15), pp. 69-74.