Научная статья на тему 'Управление бизнес-процессами в наукоемком и инновационном производствах'

Управление бизнес-процессами в наукоемком и инновационном производствах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Супрунова М. А., Мисинёва И. А.

Рассматривается специфика бизнес-процессов в наукоемких и инновационных производствах. В статье приведена классификация бизнес-процессов, а также особенности, которые необходимо учитывать при внедрении на рынок инновационных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление бизнес-процессами в наукоемком и инновационном производствах»

Секция «Менеджмент в наукоемких производствах»

рование показало наличие на Луне миллиардов тонн льда, при этом большая часть воды находится на темной стороне.

Наиболее реальным способом получения электроэнергии с помощью солнечных батарей и термоядерных реакторов, работающих на изотопе гелий-3, является размещение этих батарей на Луне. Строительство Космического лифта (проект NASA) на Земле потребует более совершенных материалов (углеродных нанотрубок).

5. Воспроизведение жизни в космосе [1].

Насекомые мухи - дрозофилы - ветераны космо-биологических исследований. Космические эксперименты доказали, что мухи-дрозофилы, способны жить и размножаться вне Земли, следовательно - жизнь и космос друг другу не противопоказаны.

Космическая медицина исследует перспективы создания на низкой околоземной орбите массового производства по выращиванию человеческих тканей и органов из стволовых клеток пациентов. Международная команда Odyssey Moon и американская корпорация Paragon Space Development объявили о необычном предприятии Lunar Oasis: они намерены впервые в мире вырастить растение на другом небесном теле, а именно - цветы на Луне.

Каковы же основные причины удручающего положения с научным космосом в России? [2].

Отсутствие единой концепции развития российской космической научной деятельности, утрата Россией завоеванных СССР позиций в области создания и использования надёжных научных спутников. В этой связи, в соответствии с Целями государственной политики в ракетно-космической сфере приоритетными и являются следующие направления:

- создание космических комплексов и систем но-

вого поколения с техническими характеристиками, обеспечивающими их высокую конкурентоспособность на мировом рынке;

- завершение создания и развитие системы ГЛОНАСС;

- развитие спутниковой группировки, в том числе создание группировки спутников связи; создание группировки метеорологических спутников, способных передавать информацию в реальном масштабе времени;

- модернизация наземной космической инфраструктуры и технологического уровня ракетно-космической промышленности

Общим условием реализации благоприятного варианта технологического развития ракетно-космической отрасли является перевод всей российской экономики на инновационный путь развития и решение других задач, сформулированных в Стратегии развития России до 2020 года. В частности, необходимым условием является проведение государством глубокой реструктуризации оборонно-промышленного комплекса, обеспечение высоких темпов развития отечественной науки и образования, смежных отраслей (прежде всего, радиоэлектронной).

Библиографические ссылки

1. Сценарий развития космической индустрии [Электронный ресурс]. URL: http://www.openko-smos.ru/component/k2/item/31-razvitie-kosmicheskoi-indystrii.html.

2. Сравнительный анализ космической деятельности России, Китая и Индии [Электронный ресурс]. URL: http://mosspaceclub.ru/3part/akd_rki.pdf.

© Плывч Е. В., Наботова М. М., 2012

УДК 330.101.542

М. А. Супрунова Научный руководитель - И. А. Мисинёва Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В НАУКОЕМКОМ И ИННОВАЦИОННОМ ПРОИЗВОДСТВАХ

Рассматривается специфика бизнес-процессов в наукоемких и инновационных производствах. В статье приведена классификация бизнес-процессов, а также особенности, которые необходимо учитывать при внедрении на рынок инновационных продуктов.

Деятельность наукоемкой отрасли неразрывно связана с использованием современных технологий, вклад которых в общую стоимость производимой продукции составляет обычно весьма значительную ее часть. Можно сказать, что наукоемкие отрасли выпускают главным образом высокотехнологичную продукцию.

В настоящее время в состав наукоемких отраслей обязательно включают аэрокосмическую промышленность, производство вычислительных машин, производство электроники и средств автоматизации, а также фармацевтическую промышленность и другие [4].

Согласно концепции М. Портера компания приходит на рынок, чтобы создать ценность или набор ценностей для целевой группы своих клиентов. При этом она рассчитывает на определенную финансовую компенсацию в виде прибыли. В создании ценностей для потребителей, все большую роль приобретают основные и вспомогательные бизнес-процессы [1].

К основным бизнес-процессам наукоемкого производства относятся непосредственно участвующие в создании прибавочного продукта. Вспомогательные бизнес-процессы не участвуют в создании ценностей для клиентов напрямую. К ним относятся управлен-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

ческие бизнес-процессы, процессы, обеспечивающие обслуживание основной деятельности (инфраструктура), развития технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности наукоемкого предприятия [2].

Роль инновационных процессов, относящихся к основным бизнес-процессам в наукоемком бизнесе во многом является определяющей. Бизнес-процесс инноваций представляет собой действия управленческого персонала в хозяйственном процессе и выражается множеством видов организационно-управленческой деятельности внутри предприятия, каждый из которых имеет свой вход и выход. Ученые определяют, бизнес-процесс инноваций как упорядоченную совокупность работ во времени и пространстве с указанием их начала и конца. Специалисты выделяют:

1) бизнес-процесс заявки на инновацию. Начинается с четкой формулировки идеи создания данной инновации и заканчивается перечнем конкретных требований, которым должен соответствовать новый продукт или новая операция;

2) бизнес-процесс производства инновации. Начинается с получения заказа с указанием конкретных характеристик продукта или операции и заканчивается появлением самого продукта или операции в материализованной форме в виде вещи, готовой к продаже;

3) бизнес-процесс реализации инновации. Начинается с выставления ее на продажу и заканчивается самой продажей, а в отдельных случаях и послепродажным сервисным обслуживанием [6].

Цепочка создания ценности по основным бизнес-процессам начинается с группы операций, обеспечивающих поставки инновационного материалов и сырья наукоемким предприятиям для разработки и создания сложной продукции.

Для инновационных фирм важным является поиск и обеспечение новыми композиционными материалами и сырьем, необходимых для создания новых видов изделий.

Такие процедуры как поиск партнеров, сбор и обработка информации об их надежности, оперативности, пунктуальности, ответственности и финансовой устойчивости, качество поставляемой продукции необходимы для обоснования целесообразности взаимодействия с потенциальными партнерами и прогнозирования рисков. Их также можно отнести, по нашему мнению

До совершения сделок с потенциальными поставщиками необходимо договориться о ценах и ценовой политики с целью обеспечения эффективных финансовых результатов. Большое значение для работы в условиях свободного рынка высокотехнологичных товаров имеет ценовая политика, страхование фирмы, порядок заключения договоров с партнерами.

К бизнес-процессам, связанным с инновационными технологиями создания и освоения новой техники, относятся: конструирование, технологическая и орга-

низационная подготовка, освоение в опытном производстве и переход на серийное производство высокотехнологичной продукции, а также ее транспортировка и хранение; складирование и комплектация.

Реализация этих процессов для технологичных фирм связана с необходимостью учитывать специфику продукции, разрабатывать и внедрять новые средства и способы, обеспечивающие ее конкурентоспособность, надежность, функциональность, сохранность, безопасность, комплектацию и маркировку [5].

Особое значение приобретает выбор инновационных стратегий. К числу наиболее популярных стратегий в области инноваций относятся стратегии непрерывной инновации, стратегии формирования стратегических партнерств, оптимизированное производство, эко-инновации, кайдзен-инновация. Их основа -сокращение времени, расходуемого на операции. К ним относится хранение, накопление, перемещение, а также действия, приводящие к избытку запасов.

Инструментами реализации выбранных стратегий могут служить классические инструменты оптимизации бизнес-процессов, сотовая организация рабочих мест, визуализация производства и другие методы [3].

Реализация высокотехнологичной продукции в условиях жесткой конкуренции является одной из сложных и ответственных рыночных операций. Ин-новационность этих процессов может быть обеспечена путем создания новых интегрированных сетей товародвижения и современных организационных форм торговли.

Библиографические ссылки

1. Портер М. Международная конкуренция ; пер. с англ. / под ред. В. Д. Щетинина. М. : Междунар. отношения, 1993. 896 с.

2. Короткова Т. Л., Власов А. В. Концепция инновационного маркетинга высокотехнологичной продукции // Проблемы современной экономики. № 1(33), 2010.

3. Багриновский К. А., Исаева М. К. Базовая модель механизма управления технологическим развитием // Экономическая наука современной России. 2002. № 3.

4. Багриновский К. А. Проблемы управления развитием наукоемкого производства // Менеджмент в России и за рубежом. № 2. 2003.

5. Багриновский К. А., Исаева М. К. Базовая модель механизма управления технологическим развитием // Экономическая наука современной России. 2002. № 3.

6. Инновационная деятельность малого предприятия // Интернет-портал Дистанционный консалтинг. URL: http://www.dist-cons.ru/modules/innova/ section4.html.

© Супрунова М. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.