Артемьев А. В.
К ВОПРОСУ О ЗАРУБЕЖНОМ ОПЫТЕ И ПУТЯХ РАЗВИТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
4.10. К ВОПРОСУ О ЗАРУБЕЖНОМ ОПЫТЕ И ПУТЯХ РАЗВИТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Артемьев Александр Владимирович, студент 3 курса Место учебы: Институт космических технологий Российского университета дружбы народов
alexandrartemev@mail. ru
Аннотация: В данной статье говорится о важности развития и инвестирования космической отрасли. Это показано на примере ведущих космических держав, таких как США (NASA), Европейских стран (ЕКА) и Китая. Автор приводит некоторые из наиболее важных аспектов деятельности данных организаций, чтобы показать их влияние как на другие наукоемкие отрасли так и на страну в целом. Кроме того, автор поднимает проблему отставания российских высокотехнологичных производств от ведущих мировых лидеров в сфере инноваций и приводит некоторые способы решения данной проблемы.
Ключевые слова: РКП, инновации, ЕКА, NASA, государственные программы, эффективность, космическая промышленность, высокотехнологичный продукт, опыт.
TO THE QUESTION OF FOREIGN EXPERIENCE AND WAYS OF SPACE INDUSTRY IN RUSSIA
Artemyev Alexander V., Student, 3rd year
Study place: Institute of Space Technologies of the Peoples' Friendship University of Russia
alexandrartemev@mail. ru
Annotation: This article shows the importance of developing and investing in space industry. As an example such leading space powers as USA(NASA), European countries(ESA) and China were taken. The author mentions some most significant aspects of this organization's activity so that to demonstrate their influence on high-tech industries and whole country. Moreover, the author notices the issue of Russian high-tech industries being lagging behind from the world leaders of the innovational sphere and brings some ways of this problem's solution.
Keywords: aerospace industry, innovations, European Space Agency, National Aeronautics and Space Administration, government programs, efficiency, space industry, high-tech product, experience.
Экономически эффективное удовлетворение потребностей государственной политики в области развития космической деятельности необходимо для обеспечения потенциальных экономических преимуществ и привлечения будущих государственных и частных инвестиций. На сегодняшний день космическая деятельность в Российской Федерации, имея огромный потенциал и значительный задел, несколько отстает от США и Европейского Союза по ряду стратегических направлений, в основном связанных с развитием «гражданского космоса» и
коммерциализацией результатов космической деятельности. В этой связи, важно изучить опыт обозначенных и других стран и понять какие подходы можно применить в РФ.
США являются лидером по индексу конкурентоспособности ракетно-космической промышленности (далее - РКП), но в последнее время РКП США испытывает ослабление, так как другие страны наращивают конкуренцию. Несмотря на то, что произошло сокращение финансирования космической деятельности США, можно наблюдать, как они выходят из этой ситуации, используя повышения эффективности производства и управления рисками. Для решения этой проблемы, РКП США начали использовать коммерческие спутники для выведения в космос дополнительных полезных нагрузок, созданных по государственным программам (включая нагрузку военного назначения). [2]
Для обеспечения конкурентоспособности национальной промышленности в США была проведена реструктуризация тех отраслей, которые стали частью глобальной экономики. Решение этой задачи потребовало от государственных органов коренного пересмотра трактовок антимонопольного законодательства и разрешения активного процесса слияний и поглощений.
Поскольку коммерческая космическая деятельность США в значительной степени поддерживается государственными гражданским и военным космическими бюджетами, в целом государственная поддержка позволяет частному сектору экспериментировать с новыми идеями, технологиями и бизнес-моделями и за счет этого увеличивает занятость в космической промышленности, позволяет интенсифицировать НИОКР, и внедрение инноваций.
Так американское космическое агентство NASA собирается построить космическую станцию недалеко от Луны, ее можно будет назвать уменьшенной копией МКС или первым межпланетным космическим кораблем, полностью работающим на автономных системах жизнеобеспечения и ионных двигателях. [7] Также к 2020 году ЕКА совместно с NASA планируют запустить станцию к астероиду «Дидим». Цель миссии заключается в тестировании технологий, которые помогут защитить Землю от потенциально опасных астероидов. [5]
Для реализации этой стратегической миссии Евросоюз и европейское космическое агентство (ЕКА) улучшают отдачу и эффективность своей космической деятельности посредством формирования Европейской космической программы и координации космической деятельности на общеевропейском и национальном уровнях с упором на пользователей; повышение взаимосвязи между военными и гражданскими космическими программами и технологиями, имеющими отношения к институциональной компетенции, и развитие совместной стратегии международных отношений в космосе.
Большую долю своего бюджета ЕКА тратит на создание высоких технологий, способных привести к существенному повышению конкурентоспособности европейских космических изделий и услуг. Политика ЕКА направлена на поддержку малых и средних предприятий, критически важных для развития новых рыночных возможностей, особенно в реализации космических проектов, с целью повышения конкурентоспособности космической промышленности ЕС, поддержку и развитие космических технологий. [1]
Если анализировать политику в области развития космической деятельности Китая, то Китай видит в космических иссле-
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
6'2016
дованиях движущую силу для развития страны и утверждения себя в качестве одного из лидеров будущего многополярного мира через обеспечение независимого доступа в космос и создание собственной орбитальной группировки (группировка будет включать полный спектр космических аппаратов различного назначения), а также через создание и внедрение инновационных продуктов и услуг, которые могут быть созданы космической промышленностью. Кроме того, утвердиться ему в этой роли поможет международное сотрудничество и обмен технологиями с другими странами.
В Китае космическая деятельность является важной составляющей национальных интересов в гражданской и военной сфере, определяемых государством, поэтому присутствие государства носит для китайской космической программы абсолютный характер. Китайская космическая промышленность принадлежит государству и в очень большой степени сращена с публичными органами управления космической деятельностью. Коммерциализация космической промышленности осуществляется в очень ограниченной форме, когда китайским организациям выдаётся лицензия на международную коммерческую космическую деятельность, способную приносить инвестиции.
В соответствии с программой широкого освоения космического пространства, до 2020 года Китай намерен осуществить запуски около 30 спутников, в том числе некоторое их количество - на коммерческой основе. В более отдаленной перспективе Китай намерен производить ежегодно более 6 спутников. В этом году РКП Китая успела создать сильную конкуренцию России, запустив пилотируемый космический корабль с двумя космонавтами, с космодрома «Цзюцюань» в провинции Ганьсу, а не с Байконура. Данный модуль поможет Китаю сделать следующий шаг для создания орбитальной станции, которая будет запущенна в 2022 году.[6]
Исследуя ракетно-космическую промышленность в РФ, можно сделать вывод, что РКП является одной из ведущих отраслей промышленности. Государство активно финансирует предприятия Роскосмоса через специализированные федеральные программы, что приводит к инновационной активности и разработке технологических инноваций. Сейчас РКП РФ является локомотивом в проектах по импортозамещению и созданию новых высокотехнологичных продуктов мирового уровня, поэтому правильное развитие РКП способствует прогрессу в других отраслях промышленности.
Важным будет отметить, что в настоящий момент РКП РФ необходимо приложить максимум усилий в вопросе модернизации предприятий, ведения НИОКР по перспективным направлениям. Чтобы увеличить отдачу, РФ необходимо рассмотреть зарубежный опыт и взять самое лучшее из других стран, а именно:
- практику бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства;
- предоставление налоговой скидки на прибыль компании, получаемую от реализации наукоемкой продукции;
- упрощение процедур регистрации и лицензирования;
- государственное субсидирование выдаваемых кредитов;
- ускоренная амортизация научно-исследовательского оборудования определенной стоимостью.
Отдельно хотелось бы отметить, что быстрое развитие инновационной деятельности можно осуществить благодаря постройке новых городов-технополисов, где будет собраны лучшие специалисты своего дела.
Таким образом, важность развития РКП РФ обуславливается тем, что развитие отрасли может способствовать развитию других, в т.ч. смежных отраслей промышленности, что в свою очередь обеспечит устойчивое развитие экономики РФ в целом.
Список литературы:
1. Зайцев А.В., Николаев СД. Концепция управления высокотехнологичным предприятием на основе инновационных изменений в конкурентной стратегии // Креативная экономика. - 2010. - № 3 (39). - с. 16-25.
2. Карпова К.В., Хачатурян К.С. Исследование зарубежного опыта государственного регулирования конкурентоспособности предприятий РКП промышленности // Экономика. - 2014.
3. Статья из журнала «Креативная экономика» № 11 (83) за 2013 год, стр. 42-45.
4. Глебова О.В., Далёкин П.И. Показатели анализа инновационной активности научных организаций // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - № 7. -http://web.snauka.ru /issues/2011/11/5070.
5. https://lenta.ru
6. https://russian.rt.com
7. https://www.nasa.gov
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Артемьева А.В. « К вопросу о зарубежном опыте и путях развития ракетно-космической промышленности России» В данной статье автор поднимает проблему необходимости развития и инвестирования в предприятия ракетно-космической промышленности (далее - РКП), а также говорит о недостаточно высоких темпах развития российской РКП по сравнению с зарубежными лидерами.
В качестве положительного примера автор приводит ведущие ракетно-космические державы США, Европы и Китая. Автор рассказывает о наиболее серьезных и перспективных проектах данных космических держав, об их сотрудничестве с другими странами и о мерах, которые они предприняли для развития наукоемких предприятий РКП. Кроме того, автор анализирует сильные стороны зарубежных предприятий РКП и проводит параллель между их работой и работой российских наукоемких предприятий.
Надо отметить, что выводы, которые делает автор, основаны на изучении большого количества источников литературы, которые использовались при написании статьи. Поэтому можно говорить о том, что выявленные автором проблемы российских предприятий РКП являются актуальными и, при более глубоком изучении и анализе, смогут послужить основой для дальнейших исследований автор. Рекомендую статью Артемьева А. В. к публикации.
Первый заместитель директора Институт космических технологий РУДН канд. экон. наук
А.А. Островская