Научная статья на тему 'Управление автомобильными дорогами Республики Казахстан: проблемы и перспективы развития'

Управление автомобильными дорогами Республики Казахстан: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
457
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ТРАНСПОРТ / КОМПЛЕКС И ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Токкулов Бауржан Сериктесович

Транспортный комплекс является одной из важнейших сфер, обеспечивающей социально-экономическое развитие Казахстана в международных, межрегиональных связях и взаимодействие экономики страны в мировой системе. В данной статье рассматриваются проблемы и пути решения управления автомобильными дорогами Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление автомобильными дорогами Республики Казахстан: проблемы и перспективы развития»

УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ Токкулов Б.С.

Токкулов Бауржан Сериктесович - магистр юриспруденции, факультет юриспруденции, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация: транспортный комплекс является одной из важнейших сфер, обеспечивающей социально-экономическое развитие Казахстана в международных, межрегиональных связях и взаимодействие экономики страны в мировой системе. В данной статье рассматриваются проблемы и пути решения управления автомобильными дорогами Республики Казахстан. Ключевые слова: управление, транспорт, комплекс и инфраструктура.

Развитие транспортной инфраструктуры - важное направление социально-экономического прогресса, повышения эффективности материального производства.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050», отмечается, что транспортная инфраструктура является одним из основных факторов обеспечения устойчивого экономического роста страны: «Мы ставили задачу развивать инфраструктуру. И это оказалось нам по силам. За прошедшие годы было введено в строй множество крупных стратегических объектов промышленной, транспортной инфраструктуры и инфраструктуры жизнедеятельности.

Управление автомобильными дорогами, в понятие которой включается протяженность и качество покрытий дорог, автосервис и сопутствующие предприятия питания, бытовых услуг и коммуникаций, должна в полной мере обеспечивать территориальное разделение труда, организацию сложных производств с разнообразными связями и многие другие виды деятельности. Кроме того, к инфраструктуре предъявляются требования сохранения окружающей среды. Транспорт выполняет важные экономические, политические, социальные, культурные функции в государстве. Экономическая роль автотранспорта состоит, прежде всего, в том, что он является органическим звеном любого производства и материальной базой для доставки всех видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления [1].

В связи с реализацией новых проектов в сфере высокого передела сырьевых ресурсов РК и инфраструктуры, обслуживающей этот передел, строительству дорог в последние годы стало уделяться большое внимание. Автор обстоятельно анализирует в своей статье состояние инфраструктуры автомобильного транспорта страны.

В настоящее время протяженность автомобильных дорог в Казахстане составляет около 146 тыс. км, из которых более 93 тыс. км - автодороги общего пользования. Около 90% автодорог - дороги с твердым покрытием, Несмотря на то, что автодороги международного и республиканского значения составляют 25% от дорог общего пользования, на них приходится свыше 50% автотранспортных перевозок.

Главная техническая проблема отрасли - прогрессирующая потеря несущей способности дорожных покрытий. Состояние сети автодорог республиканского значения по состоянию на 1 января 2010 года: хорошее - 32%; удовлетворительное -45%; неудовлетворительное - 23%.

Состояние автодорог местного значения по состоянию на 1 января 2010 года: хорошее - 8%; удовлетворительное - 48%; неудовлетворительное - 44%. Без покрытия (в грунтовом состоянии) находится 9 471 км дорог, в том числе 107 км - в сети автодорог международного и республиканского значения [2].

Протяженность автомобильных дорог в Казахстане составляет около 148 тысяч километров, из которых более 96 тыс. км автодороги общего пользования. Автомобильные дороги общего пользования по своему значению подразделяются на дороги республиканского значения - протяженностью 23680 километров в том числе: международного значения протяженностью 12992 километров, дороги местного значения протяженностью 72 741 километров (таблица 1) [3].

Таблица 1. Протяженность автомобильных дорог общего пользования, км

Регион 2011 2012 2013 2014 2015

1 2 3 4 5 6

Республика Казахстан 97 155 97 418 96 873 96 421 96 529

Акмолинская 7 886 8 111 7 900 7 864 7 891

Актюбинская 6 091 6 091 6 595 6 595 6 553

Алматинская 9 472 9 482 9 482 9 317 9 316

Атырауская 3 915 3 915 3 052 3 052 3 051

Западно-Казахстанская 6 531 6 531 6 531 6 531 6 428

Жамбылская 5 280 5 291 5 335 5 351 5 351

Карагандинская 8 844 8 844 8 844 8 844 8 844

Костанайская 9 515 9 517 9 516 9 290 9 290

Кызылординская 3 338 3 360 3 359 3 352 3 354

Мангистауская 2 489 2 586 2 586 2 586 2 586

Ю жно-Казахстанская 7 289 7 198 7 181 7 147 7 197

Павлодарская 5 665 5 658 5 658 5 658 5 659

Северо-Казахстанская 8 998 8 998 8 998 8 998 8 998

Восточно-Казахстанская 11 842 11 836 11 836 11 836 12 011

Несмотря на то, что автодороги международного и республиканского значения составляют 25% от дорог общего пользования, на них приходится свыше 50% автотранспортных перевозок.

К сожалению, существуют проблемы управления автомобильными дорогами Казахстана.

Проблемы транспортно-дорожного комплекса Казахстана обобщенно отражены в таблице 2.

Таблица 2. Проблемы управления автомобильными дорогами РК

№ Проблемы управления автомобильными дорогами Республики Казахстан

1 Диспропорции между территориальными и топливно-сырьевыми потенциалами страны и низким уровнем обеспеченности автомобильными дорогами

2 Отставание в развитии дорожной сети

3 Несоответствие несуществующей сети дорог, входящей в состав международных транспортных коридоров росту международных автомобильных перевозок

В большинстве высокоразвитых стран (США, Германии, Японии) задачи формирования опорной сети автомобильных дорог решались на основе долгосрочных государственных программ, устанавливавших показатели развития дорожной сети и соответствующие объемы финансового обеспечения. Так, по оценкам специалистов, за последние 100 лет наибольшее влияние на экономику США и образ жизни американцев оказала программа создания федеральной системы скоростных автомагистралей (Interstate Highway System), реализацию которой бывший президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр считал приоритетной задачей государственной политики.

Строительство системы скоростных дорог привело к увеличению деловой активности США, росту эффективности труда и объемов инвестиций, вызвало создание новых рабочих мест и снизило уровень аварийности. Рост производительности труда в США составил 25%, а общие экономические выгоды достигли уровня в 2,1-2,5 трлн дол., что в 16-19 раз больше объема затрат на строительство скоростных дорог [4].

Сегодня в Казахстане со стороны государства также предпринимаются серьезные шаги по изменению ситуации в автодорожной отрасли.

Правительство разработало Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 г. В рамках данной программы Правительство планирует:

• построить или улучшить 7,127 км и отремонтировать 9,951 км республиканских дорог;

• провести ремонт и улучшение 12,485 км дорог местного значения.

При этом придается приоритетное значение комплексным инвестициям в международные транзитные коридоры и соединяющие с ними дороги. Физические инвестиции сфокусированы на реконструкции коридоров, а также улучшение дорожных операций и системе содержания дорог для образования эффективной транспортной системы, интегрированной в международную систему.

Необходимость повышения внимания к развитию автотранспортной инфраструктуры в Казахстане основывается на экономическом эффекте, который ожидается после завершения модернизации автодорожной отрасли. А именно:

• сократятся транспортные издержки в конечной цене товара, если в результате строительства новых дорог произойдет вполне видимое и ощутимое сокращение расстояния перевозок;

• улучшение качества автодорог, создание действительно комфортных дорожных сетей приведет к перераспределению перевозок между видами транспорта, появлению новых маршрутов. Это, в свою очередь, даст толчок действительно активному использованию современных логистических технологий;

• развитие транспортной инфраструктуры ведет к оптимальному размещению производительных сил, производственных мощностей, к эффективному использованию залежей природных ископаемых, расширению рынков сбыта товаров и предоставления услуг [5].

Рекомендации по совершенствованию мер государственной поддержки в сфере управления автомобильными дорогами Республики Казахстан отражены на рисунке 1.

Рис. 1. Рекомендации по совершенствованию мер государственной поддержки управления автомобильными дорогами Республики Казахстан

В заключение в данной статье рассмотрены проблемы и меры по

совершенствованию управления автомобильными дорогами Республики Казахстан.

Список литературы

1. Аблалиев С., Аспанбетов Д. Оценка возможности государственного бюджета осуществлять расходы на строительство и ремонт автомобильных дорог // Экономика и статистика. № 3, 2015. Астана. С. 140.

2. Аблалиев С., Аспанбетов Д. Оценка возможности государственного бюджета осуществлять расходы на строительство и ремонт автомобильных дорог // Экономика и статистика. № 3, 2015. Астана. С. 140.

3. Административное право Республики Казахстан: Часть особенная: учебник для юридических вузов. Алматы: Жепжаргы, 2007. 272 с.

4. Халтурин Р.А. Состояние и опыт строительства дорожной сети в России и за рубежом // Экономика и управление. № 1, 2011. С. 223-226.

5. Хайруллина А.К. Автомобильный транспорт и его роль в рыночной экономике // Образование, наука и инновация в высшей школе: вчера, сегодня и завтра: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова, 2012. 23. С. 21-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.