Научная статья на тему 'Развитие автотранспортных коридоров Республики Казахстан: некоторые аспекты совершенствования инфраструктуры трансграничных коммуникаций'

Развитие автотранспортных коридоров Республики Казахстан: некоторые аспекты совершенствования инфраструктуры трансграничных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
992
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / ТРАНСПОРТ / ПОГРАНИЧНЫЕ ПУНКТЫ ПЕРЕХОДА / GLOBALIZATION / TRANSPORT CORRIDOR / INTERNATIONAL ECONOMIC SPACE / MOTOR ROAD / TRANSPORT / BORDER CROSSING POINTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бекмагамбетов Мурат Махметович, Кочетков Андрей Викторович

Рассматриваются состояние и перспективы развития международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Республики Казахстан, их роль в изменении структуры и направлений транспортных потоков в международном экономическом и геополитическом пространстве. Особое внимание уделено пограничным пунктам пропуска как важнейшим элементам системы трансграничных коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бекмагамбетов Мурат Махметович, Кочетков Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Road Transport Corridors of the Republic of Kazakhstan: Some Aspects of the Cross-Border Communications'' Infrastructure Enhancement

During the past fifteen years the geopolitical situation around the Caspian Sea has changed. Newly independent states have become energy-exporting countries; its territories are now on the fast track between the peoples of Europe and Asia. In this article, we review international transport corridors of the Republic of Kazakhstan condition and prospects of the development and show the important role of these ones in changing of the traffic direction in the international economic and geopolitical space. In particular, new transport corridor "Western Europe — Russia — Kazakhstan — China" could become not just one of the longest roads in the world, it also could change the format of the Eurasian geopolitical space. We present schemes and operational characteristics of transport corridors, and geographical location of the vehicles border checkpoints of the Republic of Kazakhstan, as well as discuss the role of a bridge across the Volga River near the Pristannoe village (Saratov region) in the development of new international transport corridors.

Текст научной работы на тему «Развитие автотранспортных коридоров Республики Казахстан: некоторые аспекты совершенствования инфраструктуры трансграничных коммуникаций»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 3. Вып. 1 • 2013 Специальный выпуск ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ГРАНИЦ

Special Issue 'Space, Time, and Boundaries’ Spezialausgabe 'Der Raum und die Zeit der Grenzen'

Техника - технологии - инфраструктура £ngineering - Techn°logies - lnfrastructu re /

ii Г ^ Technik - Technoloaien - Infrastru ktur

УДК 327:338.47:656(100)

Бекмагамбетов М.М.*, Кочетков А.В.**

М.М. Бекмагамбетов

А.В. Кочетков

Развитие автотранспортных коридоров Республики Казахстан: некоторые аспекты совершенствования инфраструктуры трансграничных коммуникаций

*Бекмагамбетов Мурат Махметович, доктор технических наук, профессор, Президент Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций, национальный секретарь Международного транспортного коридора «ТРАСЕКА»

**Кочетков Андрей Викторович, доктор технических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, член Президиума Российской академии транспорта

E-mail: soni.81@mail.ru

Рассматриваются состояние и перспективы развития международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Республики Казахстан, их роль в изменении структуры и направлений транспортных потоков в международном экономическом и геополитическом пространстве. Особое внимание уделено пограничным пунктам пропуска как важнейшим элементам системы трансграничных коммуникаций.

Ключевые слова: глобализация; международное экономическое пространство; транспортный коридор; автомобильная дорога; транспорт; пограничные пункты перехода.

Великий шелковый путь сегодня — это срединный путь внутри материка, коммуникационный мост между Европой и Азией. Он включает в себя системы железных и автомобильных дорог широтного направления Восток-Запад с многочисленными ответвлениями на север, к Транссибирской магистрали, на юг, к портам Персидского залива и Индийского океана, к турецким портам на Средиземноморье. Грузоотправитель получает возможность выбрать маршрут не только наикратчайший, но и самый экономичный [Бекмагамбетов и др. 2010].

Принципиальным здесь представляется тот факт, что за последних пятнадцать лет изменилась геополитическая ситуация вокруг Каспия: странами-экспортерами энергоресурсов стали молодые независимые государства, причем их территории оказались на кратчайшем пути между народами Европы и Азии. Так, из общего количества автотранспортных средств, пересекающих границу Казахстана, почти 80% осуществляют перевозки в импортном сообщении. В то же время в общем объеме перевезенных грузов более половины составляет экспорт, что объясняется высоким удельным весом перевозок минерально-сырьевых ресурсов из Казахстана в Кыргызстан.

В этой связи заметим, что в сентябре 2007 г. в выставочном комплексе Атакент (Алматы, Казахстан) состоялась крупнейшая международная выставка, одним из основных направлений которой стала презентация альтернативных по отношению к России международных транспортных коридоров, причем особую активность проявили представители транспортных фирм Украины и Прибалтики.

Однако Казахстан и Россия являются соучредителями СНГ, ЕврАзЭС и Таможенного Союза, взаимодействуют в рамках ОДКБ, ШОС и СМВДА, участвуют в многосторонних переговорах по правовому статусу Каспийского моря, и сообщения, циркулирующие в сети Интернет, в том числе и заявления официальных лиц, демонстрируют сохранение в условиях многовек-торности политики Республики Казахстан партнерского тренда в ее отношениях с Российской Федерацией:

Россия была и остается надежным союзником, экономическим партнером Казахстана — Н.А. Назарбаев

Астана. 19 ноября 2008. «Казахстан Сегодня»: Россия была и остается надежным союзником, экономическим партнером и добрым соседом Казахстана. Об этом сегодня в ходе заседания расширенной коллегии Министерства иностранных

Бекмагамбетов М.М., Кочетков А.В. Развитие автотранспортных коридоров Республики Казахстан:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТРАНСГРАНИЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

дел (МИД) Казахстана заявил глава государства Нурсултан Назарбаев, передает корреспондент агентства.

«Россия была и остается надежным союзником, экономическим партнером, добрым соседом Казахстана, с которым нас связывают тысячи нитей» — Н.А. Назарбаев.

По его словам, «...у нас есть полная уверенность, что в будущем наше партнерство будет продолжаться в таком же ключе» (Zakon.kz. 2008. 19 нояб. http://www.zakon.kz/kazakhstan/61127-rossija-byla-i-ostaetsja-nadezhnym.html).

Россия является главной страной-партнером Казахстана — агентство «Рейтинг.^»

АЛМАТЫ. 16 июля. КАЗИНФОРМ: Исследовательское агентство «Рейтинг.^» составило рейтинг стран-партнеров Казахстана, отражающий объективную картину существующих приоритетов внешнеполитического курса страны.

Так, Россия стала безусловным лидером рейтинга по частоте встреч Президента РК Н. Назарбаева с официальными и неофициальными представителями соседней страны. В течение года Глава государства провел четыре двусторонние встречи с бывшим и нынешним президентами России (ИА «Казинформ». 2012. 16 июля. http://www.inform.kz/rus/article/2479833).

Бочарова М. Данные исследовательского агентства: Россия по-прежнему партнёр Казахстана № 1

Россия ожидаемо стала лидером среди стран-партнеров Казахстана. В течение прошлого [2011-го — Б.М., А.К.] года президент Нурсултан Назарбаев провел почти двадцать встреч с официальными лицами российского руководства, четыре из которых состоялись на высшем уровне в рамках официальных визитов (RussiansKz.Info. 2012. 9 авг.

http://www. russianskz. info/politics/3520-dannye-issledovatelskogo-agentstva-rossiya-po-prezhnemu-partner-kazahstana-1. html).

К. Келимбетов принял участие в заседании Совета Евразийской экономической комиссии

30 января 2013 года казахстанская делегация во главе с заместителем Премьер-министра Республики Казахстан К. Ке-лимбетовым приняла участие в заседании Совета Евразийской экономической комиссии.

В рамках заседания Совета ЕЭК были рассмотрены вопросы развития сотрудничества в сфере торговли, промышленной кооперации, таможенного регулирования и других.

В ходе визита состоялась плановая встреча сопредседателей двух российско-казахстанских межправительственных комиссий: по экономическому сотрудничеству и сотрудничеству в области космоса К. Келимбетова и Первого заместителя председателя Правительства РФ И. Шувалова. <...>

Во время беседы И. Шувалов подчеркнул, что накануне, в разговоре с Президентом РФ В. Путиным и Председателем правительства РФ Д. Медведевым было особо отмечено, что «у России ближе Казахстана никого нет». К. Келимбетов, в свою очередь, сообщил, что «позиция Казахстана остается неизменной — Россия для Казахстана главный партнер и союзник» (Официальный сайт Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации. 31.01.2013. http://www. kazembassy. ru/ru/presssluzhba/newsposolstva/5867-2013-01 -31 -11 -42-44).

Астана и Москва: перспективные направления партнерства и проблемы во взаимоотношениях

Доклад Института стран СНГ на научно-практической конференции «Сотрудничество Российской Федерации и Казахстана: новый этап»,

21 апреля 2013 г., г. Байконур, Казахстан

Для России важно развитие отношений со всеми бывшими республиками СССР, но особенно — с ближайшими соседями и проверенными веками партнерами. Именно таким государством для России продолжает оставаться Республика Казахстан (РК). Казахстан объективно является одним из главных внешнеполитических приоритетов Российской Федерации (РФ), стратегическим партнером нашей страны, членом Таможенного союза (ТС), Единого экономического пространства (ЕЭП), Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийского Экономического Союза (ЕврАзЭС), Содружества независимых государств (СНГ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Казахстан, наряду с Белоруссией и Россией станет ядром перспективного Евразийского Союза.

Через казахстанскую территорию к сердцу центрально-азиатского региона ведут военно-стратегические и экономические маршруты, и без Казахстана не обойтись при создании любого буфера для защиты от идущих с Юга угроз. После того как мировые экономические неурядицы нанесли удар по самой благополучной в постсоветской Азии казахстанской экономике, перспектива превращения РК в региональную сверхдержаву отдалилась, но, по нашему мнению, не утратила своей актуальности.

Сохранение влияния РФ в РК является «ключом» к сохранению российских позиций во всем регионе Центральной Азии (ЦА) и действовать на «казахстанском направлении» российской политики в Азии Москве необходимо самым серьезным образом и основными своими силами.

Проблематика российско-казахстанского партнерства представляется актуальной и в связи с появлением в российских и казахстанских СМИ (в основном, либерального и «ультрапатриотического» толка) многочисленных материалов о некоем «развороте» казахстанской политики «от России». На фоне заявлений бывшего госсекретаря США о стремлении мирового гегемона не допустить «реинкарнации СССР» и противодействовать интеграционным процессам на постсоветском пространстве это смотрится очень показательно.

<...>

Россия и Казахстан в силу многочисленных объективных и субъективных причин остаются чрезвычайно «взаимоувязанными» государствами. Для РК российская территория остается главным транзитным пространством, российский внутренний рынок — основным потребителем казахстанской продукции, а экономика РФ — ведущим экономическим партнером (Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства. 2013. 8 мая.

h ttp ://www. ma terik. ru/rubric/detail. php ?Ю=16430&print= Y).

Бекмагамбетов М.М., Кочетков А.В. Развитие автотранспортных коридоров Республики Казахстан:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТРАНСГРАНИЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Как видно из рис. 1 и табл. 1, около 70 % автодорожной сети, участвующей в международном сообщении, входит в состав основных автомобильных коридоров республики. Автомобильные коридоры представляют собой дорожные магистрали преимущественно (на 90%) II и III технических категорий с преобладающим (95) асфальтобетонным и черным покрытием.

Рис. І. Схема автотранспортных коридоров Республики Казахстан

Эксплуатационная характеристика автотранспортных коридоров Республики Казахстан

Таблица і

Направление автомобильных коридоров Показатели по коридорам

Протяженность, тыс. км Вид покрытия, тыс. км Техническая категория, тыс. км Интенсивность движения, тыс. автомобилей в сутки

Асфальтобетонное и черное Гравийно- щебеночное Грунтовое I II III IV

1. Граница Узбекистана — Шымкент — Тараз — Бишкек — Алматы — Коргас — граница Китая 1,14 1,14 — — 0,20 0,51 0,43 — 4,57

2. Граница Узбекистана — Шымкент — Кызыл-орда — Актобе — Уральск — граница РФ 2,05 1,98 0,07 — 0,05 0,12 1,79 0,09 1,23

3. Алматы — Караганда — Астана — Петропавловск 1,67 1,67 — — 0,09 0,33 1,25 — 2,60

4. Граница РФ — Атырау — Актау — граница Туркменистана 1,42 1,03 0,31 0,08 — 0,06 1,07 0,29 1,20

5. Граница РФ — Павлодар — Семипалатинск — Майкапчагай — граница Китая 1,10 1,10 — — 0,05 0,43 0,62 — 0,90

6. Астана — Костанай — граница РФ (подвариант коридора № 3) 0,88 0,88 — — 0,07 0,20 0,61 — 2,38

Всего 8,26 7,80 0,38 0,08 0,46 1,65 5,77 0,38 12,8

Бекмагамбетов М.М., Кочетков А.В. Развитие автотранспортных коридоров Республики Казахстан:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТРАНСГРАНИЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Необходимо отметить, что в настоящее время в связи с недостаточным финансированием, невыполнением программы ремонта и движением автотранспорта со сверхнормативными осевыми нагрузками состояние дорог в границах основных коридоров резко ухудшилось. Доля участков, состояние которых оценивается как неудовлетворительное, в настоящее время превысила 60% общей протяженности основных коридоров.

Интенсивность движения по коридорам колеблется в значительных пределах — от 0,9 до 4,6 тыс. автомобилей в сутки [Кошимова 2011, Рахматулина 2012]. Наибольший объем перевозок осуществляется по коридорам 1, 3 и 6.

Важным индикативным признаком является то, что руководством Казахстана и Туркменистана поставлена задача осуществить полную реконструкцию автомобильной дороги Туркменбаши — Актау — Атырау — Астрахань. Налицо локальная задача регионального масштаба. Но она решает перспективы развития коридора Север — Юг, причем с учетом интересов не только Казахстана и Туркменистана, но и России, в частности позволяет обеспечить развитие логистического центра в Астрахани.

Одним из основных структурных элементов организационной системы автотранспортных перевозок и важнейшим звеном транспортных коридоров, обеспечивающих перевозки в международном сообщении, являются пограничные пункты пропуска автотранспортных средств. Эти объекты транспортной инфраструктуры своей деятельностью в значительной степени способствуют реализации основных принципов государственной внутренней и внешней политики, осуществляя контрольные функции, связанные с обеспечением:

— государственной безопасности (пограничный, фитосанитарный, ветеринарный и иные виды контроля);

— экономических интересов страны (таможенный контроль);

— интересов и задач транспортной отрасли (транспортный контроль).

Согласно утвержденному Правительством Республики Казахстан перечню, в настоящее время функционируют 96 пограничных пунктов пропуска автотранспортных средств. Из них относительно регулярный пропуск автотранспортных средств в межгосударственном сообщении осуществляют 56 пунктов. С открытием паромной переправы через Каспийское море к ним добавился пропуск пропуска в порту Актау.

По своему статусу пограничные пункты пропуска делятся на многосторонние, обеспечивающие пропуск автотранспортных средств в любом сообщении, и двусторонние, обслуживающие перевозки исключительно в сообщении между сопредельными государствами. Территориальное распределение пограничных пунктов пропуска автотранспортных средств показано на рис. 2.

Рис. 2. Территориальное размещение пограничных пунктов пропуска автотранспортных средств

Бекмагамбетов М.М., Кочетков А.В. Развитие автотранспортных коридоров Республики Казахстан:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТРАНСГРАНИЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Основной объем перевозок в международном сообщении осуществляется через пропускные пункты на границах с Россией и Китаем. Перевозки грузов через государственную границу с Туркменистаном носят эпизодический характер.

Учет перевозок через погранпереходы ведется только таможенными органами в разрезе таможенных постов, в ряде случаев обслуживающих несколько пунктов пропуска, распределение перевозок между которыми можно установить только ориентировочно (с определенной долей погрешности).

Анализ участия отдельных пунктов в пропуске автотранспортных средств через границу свидетельствует о том, что объем перевозок в международном сообщении между пограничными пунктами пропуска распределяется крайне неравномерно. Так, около 70% автотранспортных средств пересекает границу через 21 пункт пропуска (табл. 2).

Таблица 2

Основные пограничные пункты пропуска автотранспортных средств и их участие в международных перевозках (среднее после 2000 г.)

Пункты пропуска автотранспортных средств в пограничном сообщении Доля от пропуска автотранспортных средств, %

через соответствующий участок границы в целом по республике

с Россией:

Котяевка 5 3

Таскала 10 6

Жайсан 16 9

Алимбетовка 7 4

Урлитобе + Бидайик 12 7

Кайрак 16 9

Каракога 2 1

Жанажол 19 11

Ауыл 6 3

Погодаево 6 3

Итого 100 56

с Узбекистаном:

Капланбек + Жибек Жолы (Шубаровка) 51 7

Бозой 5 1

Тажен 43 6

Итого 100 14

с Китаем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бахты 32 4

Коргас 21 3

Достык 46 6

Майкапчагай 1 0

Итого 100 13

с Кыргызстаном:

Кеген 11 2

Кордай 48 7

Мерке 41 6

Итого 100 15

с Туркменистаном:

Темирбаба 100 2

ИТОГО 100 100

Необходимо отметить, что при большой протяженности государственной границы и значительном расстоянии между пропускными пунктами (100—200 км) реальна возможность бесконтрольного проезда отдельных транспортных средств в межгосударственном сообщении. С учетом этого в Российской Федерации целевой программой «Государственная граница» на 2003—2010 гг. предусмотрено строительство на российско-казахстанской границе 44 новых автомобильных пропускных пунктов.

Формирование системы пограничных пропускных пунктов в республике и их обустройство, за небольшим исключением (казахстанско-китайская граница), осуществлялось в середине 90-х годов прошлого столетия после обретения Республикой Казахстан статуса независимого государства. Сжатые сроки и сложность экономической обстановки обусловили при-

Бекмагамбетов М.М., Кочетков А.В. Развитие автотранспортных коридоров Республики Казахстан:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТРАНСГРАНИЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

менение в большинстве случаев временных решений. С этим связаны основные недостатки казахстанских пограничных пунктов пропуска автотранспортных средств, для большинства из которых характерно отсутствие современных сооружений, обеспечивающих возможность выполнения пограничных процедур параллельно различными службами с минимальной затратой времени на пересечение границы. Часто эти службы территориально разобщены (иногда значительно) и размещаются в неприспособленных помещениях. Ощущается недостаток полос движения, мест парковки транспорта, крытых площадок, необходимых помещений и условий для обслуживающего персонала, водителей, пассажиров. Серьезной проблемой является недостаток технического оборудования, особенно компьютерного и телекоммуникационного, что затрудняет обеспечение необходимой служебной информации, замедляет и усложняет выполнение контрольных функций.

Принятое на правительственном уровне решение об объединении основных контрольных служб с заменой временных постов контроля современными зданиями пока реализуется медленно.

При существующей в настоящее время интенсивности движения задержек на пограничных переходах пока практически не наблюдается. Однако эта проблема может оказаться вполне реальной с ростом объемов перевозок, как это наблюдается на некоторых наиболее напряженных европейских транспортных маршрутах, где пограничные переходы в настоящее время стали «узким» местом на транспортной сети.

Задержки на пограничных пропускных пунктах существенно влияют на общую продолжительность транспортировки в международном сообщении. Это побуждает принимать неотложные меры по повышению их пропускной способности путем совершенствования инфраструктуры и технологии работы, например, путем эффективной взаимоувязки всех служб, выполняющих контрольные функции на границе. В первую очередь это касается наиболее интенсивно работающих пунктов, имеющих реальные перспективы роста перевозок.

В настоящее время в регионе стран СНГ при пересечении границы все виды контроля, как правило, осуществляются дважды — отправляющей и принимающей сторонами. С позиций ускорения продвижения грузов через границу весьма перспективно создание совместных пунктов контроля, на которых бы одновременно работали сотрудник контрольных органов сопредельных государств.

Правительством Республикой Казахстан в январе 2007 г. была принято решение о строительстве казахского участка в составе транспортного коридора по маршруту Западная Европа — Россия — Казахстан — Китай с выходом на страны Юго-Восточной Азии. Общая протяженность дороги 8998 км. Из них казахская составляющая более 3200 км. В настоящее время проводится значительная исследовательская работа со стороны международных финансовых институтов. Готовность к участию выразили представители Всемирного, Европейского и Исламского банков развития. Этот проект стал одним из плановых мероприятий по реализации Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 г., а также разработанного проекта Транспортного кодекса Казахстана.

Транспортный коридор может стать одной из самых длинных автомобильных дорог в мире.

На территории Казахстана основу маршрута составят автомобильные дороги «Самара — Шимкент» и «Ташкент (Узбекистан) — Шымкент — Тараз — Кордай — Алматы — Хоргос» протяженностью 3 242 км. Из них на сегодняшний день реконструированы 650 км. Стоимость реконструкции остальной части составит около 300 млрд. тенге (более 2,5 млрд. долларов). В феврале этого года этот вопрос был согласован на встрече президентов Казахстана и Украины. Готовятся переговоры с российской стороной. Планируется подписание ряда межправительственных соглашений в области автомобильных перевозок.

Традиционно на протяжении последних пятнадцати лет на этом направлении межгосударственные связи между Россией и Казахстаном осуществлялись только железнодорожным сообщением поездом «Алма-Ата — Москва», ходящим через день с совершенно устаревшим парком вагонов, отсутствием билетов, элементарных удобств через шесть таможенных терминалов. Автомобильное сообщение до настоящего времени осуществлялось через Астану в направлении Кургана, Челябинска и Уфы.

Новый маршрут сократит более чем на 500 км путь из Алматы и Китая в направлении России в сравнении с дорогой через Астану. Он будет иметь большое социальное значение и повлечет развитие предпринимательства, производства, объектов дорожной инфраструктуры.

В казахском народе после развала Советского Союза дорога «Шимкент — Самара» получила название «Дорога смерти». Практически из-за ее отсутствия погибло много казахских водителей, а также россиян, выезжавших на автомобилях с космодрома Байконур.

Эти вопросы обсуждались на встрече Президентов России и Казахстана в г. Уральске в 2006 г. Особое значение в развитии экономических связей было придано таможенному железнодорожному и автомобильному терминалу в Озинках.

Необходимо отметить, что специально в составе интермодального транспортного коридора1 проектировался и строился

1 Интермодальные транспортные коридоры — международные коммуникации, концентрирующие на генеральных направлениях транспорт общего пользования — железнодорожный, автомобильный, морской, речной, трубопроводный, а также телекоммуникации (См.: Дергачев В.А. Геоэкономический словарь-справочник. Одесса, 2004). Прим. ред.

Бекмагамбетов М.М., Кочетков А.В. Развитие автотранспортных коридоров Республики Казахстан:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТРАНСГРАНИЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

мостовой переход через р. Волгу у с. Пристанное, который входит в состав Саратовского транспортного узла общей протяженностью 126,5 км, обеспечивающего беспрепятственное движение транзитного транспортного потока по направлению Запад-Восток в обход городов Саратов и Энгельс, по основному маршруту международной сети «Е» автомобильной дороги Е-38 «Киев — Глухов — Курск — Горшечнов — Воронеж — Борисоглебск — Балашов — Саратов — Энгельс — Ершов — Озинки — граница Казахстана (Семиглавый Мар) — Уральск — Актобе (Актюбинск) — Карабушак — Аральск — Кзыл-Орда» (рис. 3).

Рис. S. Космический фотоснимок мостового перехода у села Пристанное через реку Волга (интернет ресурс Google Планета Земля)

Согласно схеме Перспективного развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации участок автомобильной дороги Саратов-Энгельс-Ершов-Озинки может быть переведен из статуса территориальной в дорогу федерального значения [Саратовские дороги меняют направление.. 2013].

Параллельно через территорию России Китай и Казахстан ожидают получить возможность выхода на Европу через строящуюся узкоколейную дорогу. Это даст возможность не заменять дважды колесные пары с узкой на широкую колею. Обосновано, что затраты на строительство узкоколейки в перспективе окупятся устранением затрат на замену колесных пар. Высока вероятность, что интермодальная узкоколейная дорога пройдет через территорию Саратовской области с созданием инфраструктуры — станций, нового железнодорожного моста через р. Волга и других проектов.

Дорожники Казахстана готовятся к открытию казахской части международного коридора. В целом предполагается обеспечить качество работ, близкое к нынешнему высочайшему уровню качества строительства автомобильных дорог, достигнутому в Китае.

Необходимо признать, что после строительства казахского участка интермодального транспортного коридора и узкоколейной железной дороги основной транспортный поток из Китая и Южной Азии пойдет не по автомагистрали «Амур» (строящемуся участку «Чита — Хабаровск»), как ожидалось, а по территории Казахстана. Высокими темпами Казахстаном развивается каспийский порт Актау и подъезды к нему, готовясь стать важнейшим элементом рокадного паромного сообщения Казахстан — страны Закавказья и далее паромного сообщения на Украину. Предварительное соглашение на эту тему уже достигнуто между Украиной и Грузией.

Совершенно очевидно, что дорога «Шимкент — граница Российской Федерации» будет восстанавливаться не из-за улучшения межгосударственных отношений между Россией и Казахстаном, а как элемент новой мировой геополитики, в которой все более активную роль начинают играть страны с высоким потенциалом энергоресурсов (Иран, Туркмения, Казахстан, Азербайджан) и страны с интенсивно развивающейся экономикой (Южная Корея, Китай). Заметно их желание уменьшить время и стоимость доставки своих товаров на рынки стран СНГ и Европы.

В этих условиях для России представляется перспективным активное участие в инициативе Республики Казахстан, но

Бекмагамбетов М.М., Кочетков А.В. Развитие автотранспортных коридоров Республики Казахстан:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТРАНСГРАНИЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

не на участке «Самара — Актобе (Актюбинск)», а на участке «Саратов — Уральск — Актобе». Это может стать одним из основных вопросов для Минтранса России и Федерального дорожного агентства в настоящее время

Строительство мостового перехода южнее Самары не убедит водителей двигаться в северном направлении. Дорога через Саратовскую область не только значительно сократит путь в европейском направлении, но и обеспечит ускоренный выход для транспортного потока из Китая и Юго-Восточной Азии в направлении Волгограда, Воронежа, Ростова, Северного Кавказа, государств Закавказья. Это вызывает необходимость в первоочередном переводе участков территориальных автомобильных дорог «Саратов — Озинки» и «Астрахань — Махачкала» в дороги федерального значения и их развитии. К сожалению, эти объекты даже не рассматриваются как объекты реконструкции и нового строительства.

Необходимо определить статус участка «Саратов — Озинки», например, как подъезда к автомобильной дороги «Шим-кент — граница Российской Федерации», провести обоснование инвестиций, определить объемы финансирования на строительство объезда вокруг г. Энгельса, строительство мостового автомобильного перехода через р. Волга южнее г. Саратова, реконструкции автомобильной дороги на участке Энгельс — Озинки. Не исключено, что данный участок может стать платным. Необходимо рассмотреть вопрос дополнительного финансирования этого участка банками развития с учетом примера Казахстана.

* * *

В третьем тысячелетии возникли новые реалии развития и конкурентной борьбы для международных транспортных коридоров по территории государств — республик бывшего Советского Союза.

Перспективы их развития, их таможенная и законодательная база, состояние дорожной инфраструктуры и условия пересечения погранпереходов, стоимость и сроки проезда по ним во многом будут определять экономическое и транспортное развитие территорий и государств, по которым будут проходить эти коридоры.

Фактически эта тема стала важным структурным элементом геополитики и транспортной безопасности на территории Евразийского континента.

ЛИТЕРАТУРА | REFERENCES

1. Бекмагамбетов М.М., Бекмагамбетова Г.М., Кочетков А.В. Транспортный коридор ТРАСЕКА «Европа — Кавказ — Азия»: состояние и перспективы развития // Дороги. Инновации в строительстве. Август, 2010. С. 29—35.

2. Кошимова М.А. Современное состояние дорожно-транспортной ин-

фраструктуры Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/27_OINXXI_2011/Stroitelstvo/

3_92800.doc.htm

3. Рахматулина Г.Г. Перспективы развития транзитного потенциала Казахстана // Стратегии развития. 2012. № 4. С. 45

4. Саратовские дороги меняют направление // Коммерсантъ. (Саратов). 2013. 4 апреля. № 58 (5087)

1. Bekmagambetov M.M., Bekmagambetova G.M., Kochetkov A.V. (2010). Transportnyi koridor TRASEKA «Evropa — Kavkaz — Azi-ya»: sostoyanie i perspektivy razvitiya. Dorogi. Innovatsii v stroitel'stve. Avgust. Pp. 29—35.

2. Koshimova M.A. (2011). Sovremennoe sostoyanie dorozhno-transportnoi infrastruktury Respubliki Kazakhstan. URL: http://www.rusnauka.eom/27_OINXXI_2011/Stroitelstvo/3_92800.d oc.htm

3. Rakhmatulina G.G. (2012). Perspektivy razvitiya tranzitnogo po-tentsiala Kazakhstana. Strategii razvitiya. N 4. P. 45.

4. Saratovskie dorogi menyayut napravlenie. Kommersant". (Saratov). 2013. 4 aprelya. N 58 (5087).

THE DEVELOPMENT OF ROAD TRANSPORT CORRIDORS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: SOME ASPECTS OF THE CROSS-BORDER COMMUNICATIONS' INFRASTRUCTURE ENHANCEMENT

Murat M. Bekmagambetov, Doctor of Technical Sciences, Professor, President of the Scientific Research Institute of Transport and Communications, the National Secretary of the International Transport Corridor "TRACECA"

Andrey V. Kochetkov, Doctor of Technical Sciences, Professor, Perm National Research Polytechnic University, Member of the Presidium of the Russian Academy of Transport

E-mail: soni.81@mail.ru

During the past fifteen years the geopolitical situation around the Caspian Sea has changed. Newly independent states have become energy-exporting countries; its territories are now on the fast track between the peoples of Europe and Asia.

In this article, we review international transport corridors of the Republic of Kazakhstan condition and prospects of the development and show the important role of these ones in changing of the traffic direction in the international economic and geopolitical space. In particular, new transport corridor "Western Europe — Russia — Kazakhstan — China" could become not just one of the longest roads in the world, it also could change the format of the Eurasian geopolitical space.

We present schemes and operational characteristics of transport corridors, and geographical location of the vehicles border checkpoints of the Republic of Kazakhstan, as well as discuss the role of a bridge across the Volga River near the Pristannoe village (Saratov region) in the development of new international transport corridors.

Keywords: globalization, international economic space; transport corridor, motor road, transport, border crossing points.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.