Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК МЕНТОРСТВО'

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК МЕНТОРСТВО Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
67
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / МЕНТОР / МЕНТОРСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / MENTOR / MENTORING / ORGANIZATION / MANAGEMENT CONVERSATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова О.Э., Зубенко В.В.

В статье представлен анализ управленческого общения как типа коммуникации. С учетом монологического типа отношений выявлена проблема эффективности управленческого общения. С целью повышения эффективности управленческого общения обосновано обращение к менторству. Данный метод обучения принципиально меняет схему коммуникации, предоставляет возможность продвижения - личного и организационного - за счет достижения синергетического эффекта во взаимоотношениях руководителя и подчиненного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT CONVERSATION AS A MENTORING

The article presents an analysis of managerial communication as a type of communication. Taking into account the monologic type of relations, the problem of the effectiveness of managerial communication is revealed. In order to improve the effectiveness of managerial communication, the appeal to mentoring is justified. This method of teaching fundamentally changes the communication scheme, provides an opportunity for promotion - personal and organizational - by achieving a synergistic effect in the relationship between the manager and the subordinate.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК МЕНТОРСТВО»

http://www.nber.org/chapters/c4126 (дата обращения: 06.07.2018).

УДК 65.012.413

Иванова О. Э., д.ф.н. доцент, профессор кафедра «Экономика, управление и право»

Зубенко В.В. студент 4 курса Профессионально-педагогический институт Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Россия, г. Челябинск УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК МЕНТОРСТВО

Аннотация: В статье представлен анализ управленческого общения как типа коммуникации. С учетом монологического типа отношений выявлена проблема эффективности управленческого общения. С целью повышения эффективности управленческого общения обосновано обращение к менторству. Данный метод обучения принципиально меняет схему коммуникации, предоставляет возможность продвижения - личного и организационного - за счет достижения синергетического эффекта во взаимоотношениях руководителя и подчиненного.

Ключевые слова: коммуникация, ментор, менторство, организация, управленческое общение.

Ivanova O.E., Doctor of Philosophy, assistant professor Рrofessor of the Department of «Economics, Management and Law» South Ural State Humanitarian Pedagogical University

Russia, Chelyabinsk Zubenko V. V. student

4nd year, Professional Pedagogical Institute South Ural State Humanitarian Pedagogical University

Russia, Chelyabinsk MANAGEMENT CONVERSATION AS A MENTORING

Abstract: The article presents an analysis of managerial communication as a type of communication. Taking into account the monologic type of relations, the problem of the effectiveness of managerial communication is revealed. In order to improve the effectiveness of managerial communication, the appeal to mentoring is justified. This method of teaching fundamentally changes the communication scheme, provides an opportunity for promotion - personal and organizational -by achieving a synergistic effect in the relationship between the manager and the subordinate.

Keywords: communication, mentor, mentoring, organization, management conversation.

Организация управленческого общения является, одной из центральных проблем современного менеджмента, поскольку в его фокусе находится управленческое решение как выбор руководителя - субъекта решения - наиболее эффективного способа действий достижения организационных целей, имеющих оперативное и стратегическое значение для компании.

Управленческое общение - это вид профессионального делового общения. В определении известного отечественного психолога А.Ю. Панасюка, управленческое общение - это служебное общение руководителя с подчиненным, «общение с целью руководить людьми, т.е. изменять их деятельность в определенном направлении, поддерживать в заданном или формировать в необходимом направлении» [6, с. 9]. Для Б.Л. Яшина управленческое общение представляет коммуникацию, связанную с «осуществлением руководства людьми, целью которого является изменение их действия в определенном направлении, поддержка заданного направления и формирование нового направления» [8, с. 180]. Управленческое общение, понимаемое как руководство людьми - «непосредственное управление подчиненными» [7], предполагает монологический (директивный) тип отношений, реализующий вертикально-нисходящую коммуникацию.

Однако следует принять во внимание справедливость заключения гуру менеджмента, Питера Ф. Друкера относительно того, что попытки построения коммуникации исключительно по нисходящему принципу обречены на неудачу, поскольку «такой принцип организации коммуникаций фокусируется на том, что хотим сказать мы» [3, с. 321]. Эффективность же коммуникации можно определить по ее совпадению «с устремлениями, ценностями и целями реципиента» [3, с. 320]. Коммуникация, понимаемая Друкером в широком смысле, - это не средство, а «способ существования организации», поэтому она «невозможна, если ее понимать как мою попытку донести что-либо до вас. Общение происходит только между одним из нас и другим из нас» [3, с. 323].

Значение восприятия потребностей и ожиданий людей посредством общения с ними - «построение коммуникационных сетей» [1, с. 310] -одного из необходимых условий эффективных действий разделяет и ведущий английский ИЯМ-практик М. Армстронг. Он подчеркивает, что «наиболее эффективные коммуникации осуществляются "в различных направлениях: вниз, вверх, диагонально, через комбинацию формальных и неформальных коммуникационных процессов"» [1, с. 309]. Такая коммуникация представляет обмен информацией, предполагающий «определение содержания смысла в процессе информационного взаимодействия» [5, с. 211] в условиях взаимопонимания между коммуникантами; когда «реальность и человек "коммуницирующий" порождают смысл» [5, с. 212].

Организация управленческого общения должна настраивать на

эффективную коммуникацию руководителя и подчиненного. В качестве метода, оптимизирующего управленческое общение, мы предлагаем менторство.

Менторство возникло в Древней Греции. В роли ментора (от древнегреч. Меухюр, персонаж мифов) выступал наставник, советчик, которому доверяли воспитание юношей. В настоящее время менторство приобрело новую форму. Менторов называют «секретным орудием стартапов». Согласно исследованию компании Endeavor, 33% самых успешных компаний Нью-Йорка за десятилетний период с 2003 по 2013 годы так или иначе прибегали к услугам менторов [9]. В настоящее время к менторству как методу прибегают не только за рубежом, но и в России. В частности, на базе Предпринимательского сообщества бизнес-школы Сколково действует Ассоциация менторов бизнес-школы Сколково, в центре внимания которой - поддержка инновационных проектов, персональное консультирование, экспертная деятельность [2].

Менторство близко к наставничеству. Однако для наставничества характерно акцентирование внимания на практической части: наставник передает протеже знания и навыки. Менторство же отличает теоретический уклон: в начале объясняется теория, далее следует переход к практике. Менторство - метод управленческого общения, предполагающий долговременное наставничество, направленное на развитие навыков обучаемого в долгосрочной перспективе, изменение качества его мышления и развитие карьеры в целом. Менторство соответствует духу конструктивизма, выражая идею активного построения субъектом собственной модели мира. В коммуникации как рефлексивном процессе взаимодействия наставника и протеже вырабатываются новые идеи, «"монтируются" и корректируются конструкции смысла», «зарождается "общий смысл"» [4, с. 62].

Ментор - это персональный наставник предпринимателя, предоставляющий ему постоянную конфиденциальную поддержку в режиме «один на один». Для протеже ментор выступает как источник полезных связей и как специалист, компетентный в той или иной сфере, помогающий заполнить пробелы в знаниях, способный дать практический совет и вдохновить «ученика».

Индийский ментор, специалист в области маркетинга Ганеш Ванчешваран систематизировал ценность ментора следующим образом [10].

Ментор выступает в качестве «зеркала», отражающего состояние бизнеса, объективно оценивая его существующее положение дел и направления развития. Задавая жесткие вопросы, время от времени он выполняет роль экзаменатора. Такой наставник указывает на недостатки и подталкивает предпринять корректирующие действия в случае проблем с бизнесом. Чтобы увидеть всю полноту картины, взглянуть на изменения, происходящие вокруг и оценить их с точки зрения влияния на бизнес,

ментор может заставить «ученика» отступить. Являясь обладателем полезных связей, ментор откроет «двери» для бизнеса, связав протеже с соответствующими агентствами и людьми.

Ментор поделится с подопечным собственной системой ценностей, что немаловажно для молодой организации, выстраивающей систему ценностей и трудовой этики. Он будет мотивировать, научит смеяться над ошибками и двигаться дальше, а также снимать напряженность, упрощая рабочую атмосферу и сохраняя здоровье. Кроме того, наставник научит терпению, играя роль в калибровке темпа работы и помогая сохранить веру в успех предприятия. Он заставит «поднять планку», разрушив неуверенность неопытного предпринимателя и внушив ему уверенность в успех.

Таким образом, менторство характеризует бескорыстность, конструктивная критика, доверие, выстраивание взаимоотношений. Менторство трансформирует вертикально-нисходящую схему управленческого общения. Это принципиально иной тип коммуникации руководителя и подчиненного, преодолевающий директивно -монологический тип, предоставляющий новые возможности взаимоотношений, релевантные ценностям коммуникантов. Кроме того, обращение к менторству за счет достижения синергетического эффекта как в личном продвижении подчиненного при поддержке наставника, так и в организационном продвижении, будет усиливать эффективность управленческого общения.

Использованные источники:

1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. 328 с.

2. Ассоциация менторов. URL: http : //www. skolkovo. ru/public/ru/clubs/mentors (дата обращения: 11.07.2018).

3. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. 432 с

4. Иванова О.Э. Бытие смысла в коммуникации: генезис проблемы смысла в коммуникации // Ценности и смыслы. 2014. № 4. С. 58-65.

5. Иванова О.Э. Коммуникация: проблема конституирования смысла // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. XII. № 3 (57-58). С. 210-217.

6. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М.: Экономика, 1990. 112 с

7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2011. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=67315&fl d=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5910669814507044#08048818476719728 (дата обращения: 10.07.2018).

8. Яшин Б.Л. Культура общения: теория и практика коммуникаций: учебное пособие для учащихся высших учебных заведений. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 243 с.

9. Morris R. Mentors Are The Secret Weapons Of Successful Startups. URL:

https://techcrunch.com/2015/03/22/mentors-are-the-secret-weapons-of-successful-startups/ (дата обращения: 10.07.2018).

10.Vancheeswaran G. Why your startup needs a mentor? URL: https://yourstory.com/2014/05/startup-needs-mentor (дата обращения: 11.07.2018).

УДК 33.338

Исаева А.П. студент 5 курса факультет «Сервис и туризм» научный руководитель: Дудкина О.В., к.социол.н.

доцент

кафедра «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства» Донской осударственный Технический Университет

Россия, г. Ростов-на-Дону СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ СЕРВИСА

Аннотация:

В статье рассматриваются событийные мероприятия в преломлении современных способов продвижения предприятий сферы сервиса с помощью квестов. Приведены примеры разноформатной организации квестов, а также их использования в проведении корпоративных мероприятий. Предложены варианты возможного развития данного направления ивент-бизнеса.

Ключевые слова:

событийное мероприятие, корпоративный праздник, квест, тимбилдинг, эскейп-рум.

Isaeva A.P. a student

5 year, faculty «Service and tourism» Don State Technical University Rostov-on-Don, Russian Federation Scientific adviser: Dudkina O. V.

Candidate of Sociology Sciences, Associate Professor

Don State Technical University Rostov-on-Don, Russian Federation MODERN TRENDS OF CORPORATE EVENTS IN THE SPHERE OF SERVICE

Abstract:

The article discusses events in the breaking of the modern marketing of the enterprises of sphere of service through the quests. Examples of different-format organization of quests, as well as their use in corporate events are given. The variants of possible development of this direction of event business are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.