Научная статья на тему 'Управленческий учет в информационной системе управления страховыми рисками'

Управленческий учет в информационной системе управления страховыми рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / INSURANCE / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / MANAGEMENT ACCOUNTING / ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБЪЕКТЫ УЧЕТА / ПЕРЕМЕННЫЕ И ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ / VARIABLE AND FIXED COSTS / МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ / СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ / INSURANCE PREMIUM / СТРАХОВОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ / INSURANCE COMPENSATION / СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ УБЫТКА / LOSS / СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ / INSURANCE PORTFOLIO / СТРАХОВОЙ ПОРТФЕЛЬ / ЦЕНТРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / RESPONSIBILITY CENTER / PROFIT MARGIN / ACCIDENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тургаева А.А.

Предмет. Рассматривается применение методов и приемов управленческого учета в качестве системы управления рисками в страховании. Управленческий учет обеспечивает информационную поддержку системы управления деятельностью и определяется как самостоятельное направление бухгалтерского учета. Составной частью системы страхования рисков является его информационное обеспечение. Управленческий учет позволяет формировать отчетность, специально подготовленную для менеджеров различных уровней управления (в отличие от финансового учета, рассматривающего информацию на основе общих правил ведения учета). Это позволяет реализовать главную цель управленческого учета: обеспечение информационной поддержки в принятии управленческих решений, направленных на максимизацию прибыли организации. Таким образом, предметом исследования является управленческий учет в информационной системе страховой компании. Цели. Целями исследования являются обоснование влияния специфических особенностей страхования на совокупность объектов управленческого учета и разработка механизма формирования релевантной информации для управления страховыми рисками. Методология. При проведении исследования применены общенаучные методы дедукции, индукции, аналогии и системного подхода, с помощью которых проанализированы различные аспекты страховой деятельности, определены наиболее эффективные системы управления страховой деятельностью. Результаты: определены этапы последовательности выполнения учетных процедур при применении системы управленческого учета в виде схемы; представлены затраты страховой компании в виде переменных и постоянных затрат; классифицированы особенности страхования, влияющие на организацию управленческого учета; разработана Внутрихозяйственная ведомость связи между сегментами деятельности и центрами ответственности для страховых организаций. Выводы. При наличии более детализированных и оперативных данных о затратах появляется возможность вовремя получать релевантную информацию о предстоящей прибыли или убытках организации и тем самым своевременно реагировать на создавшуюся ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managerial accounting in the information management system for insurance risks

Subject The article considers the use of methods and techniques of management accounting as a system of insurance risk management. Managerial accounting provides information support to the management system; it is defined as an independent area of accounting. Information support is an integral part of the insurance risk system. Managerial accounting enables to generate reports for managers of different levels (as opposed to financial accounting that considers information based on general accounting rules), and make management decisions aimed at profit maximization. Objectives The research aims to substantiate the impact of specific characteristics of insurance on the set of objects of management accounting, and to develop a mechanism to generate relevant information for insurance risk management. Methods The study employs scientific methods of deduction, induction, analogy and systems approach to analyze various aspects of insurance business and identify the most efficient systems to manage insurance activities. Results I have provided a sequence of accounting procedures within the management accounting system in the form of a scheme; presented insurance company’s costs in the form of variable and fixed costs; classified specific features of insurance affecting the organization of management accounting; developed an in-house schedule of links between the segments of activity and responsibility centers for insurance organizations. Conclusions The availability of more detailed and prompt data on costs enable to obtain relevant information about expected profit or loss of the organization, and thereby to be alert to changes.

Текст научной работы на тему «Управленческий учет в информационной системе управления страховыми рисками»

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

УДК 657.222

УПРАВЛЕНЧЕСКИМ УЧЕТ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СТРАХОВЫМИ РИСКАМИ

Аксана Альбековна Тургаева,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики бизнеса и финансов, Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Российская Федерация a_turgaeva@mail.ru

Предмет. Рассматривается применение методов и приемов управленческого учета в качестве системы управления рисками в страховании. Управленческий учет обеспечивает информационную поддержку системы управления деятельностью и определяется как самостоятельное направление бухгалтерского учета. Составной частью системы страхования рисков является его информационное обеспечение. Управленческий учет позволяет формировать отчетность, специально подготовленную для менеджеров различных уровней управления (в отличие от финансового учета, рассматривающего информацию на основе общих правил ведения учета). Это позволяет реализовать главную цель управленческого учета: обеспечение информационной поддержки в принятии управленческих решений, направленных на максимизацию прибыли организации. Таким образом, предметом исследования является управленческий учет в информационной системе страховой компании.

Цели. Целями исследования являются обоснование влияния специфических особенностей страхования на совокупность объектов управленческого учета и разработка механизма формирования релевантной информации для управления страховыми рисками.

Методология. При проведении исследования применены общенаучные методы дедукции, индукции, аналогии и системного подхода, с помощью которых проанализированы различные аспекты страховой деятельности, определены наиболее эффективные системы управления страховой деятельностью.

Результаты: определены этапы последовательности выполнения учетных процедур при применении системы управленческого учета в виде схемы; представлены затраты страховой компании в виде переменных и постоянных затрат; классифицированы особенности страхования, влияющие на организацию управленческого учета; разработана Внутрихозяйственная ведомость связи между сегментами деятельности и центрами ответственности для страховых организаций.

Выводы. При наличии более детализированных и оперативных данных о затратах появляется возможность вовремя получать релевантную информацию о предстоящей прибыли или убытках организации и тем самым своевременно реагировать на создавшуюся ситуацию.

Ключевые слова: страхование, управленческий учет, оперативное управление, объекты учета, переменные и постоянные затраты, маржинальный доход, договор страхования, страховая

премия, страховое возмещение, степень тяжести убытка, страховой случай, страховой портфель, центры ответственности

В 1992 г. практически сформировалась финансово-кредитная система нового типа [2, с. 51]. Однако все еще продолжается процесс формирования и совершенствования важного его звена — специализированных небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе относящихся к страхованию.

Вот какое определение термина «страхование» представлено в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Страхование — предотвращение материальных потерь путем выплаты взносов учреждению, которое берет на себя обязательство возместить возможный ущерб, понесенный в специально оговариваемых случаях». Для того чтобы безболезненно для страховой компании возмещать ущерб и оставаться конкурентоспособной в сфере услуг, ей необходимо концентрировать свои усилия на тех услугах, которые приносят максимальную прибыль. Но как определить, какие услуги (или в рассматриваемом случае — страховые риски) являются прибыльными. Разделение страховых рисков на прибыльные и нерентабельные методом определения себестоимости произведенных услуг, ис-

пользуемым для производственных предприятий, не представляется возможным. Поэтому нужно найти принципиально иной метод.

Статистика свидетельствует о том, что многие страховые компании не выдерживают конкуренции и становятся убыточными. В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31.12.2013 было зарегистрированы 432 страховщика, из них 420 — страховые организации и 12 — общества взаимного страхования. Общее количество страховщиков за 2013 г. сократилось на 38 компаний (рис. 1)1.

В этих условиях изучение теоретических аспектов управленческого учета для страховых организаций представляет большой практический интерес. Наиболее обоснованным являются взгляды ученых, считающих, что целью управленческого учета является обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных целей [3, с. 424].

Методологическую основу организации традиционного бухгалтерского учета составляет система способов и определенных приемов (инвентаризация, использование определенной документации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценка имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляция и отчетность предприятия).

Рис. 1. Доля страховщиков по размеру уставного капитала в 2012 и 2013 гг., млн руб.

1 Сафронова Н. Страховой рынок России в 2013 году. URL: http://1prime.ru/Insurance/20140415/782796572.html.

-24 (366) - 2015-

В управленческом учете также применяется своя система способов и определенных приемов (системы синтетических и аналитических счетов, калькуляции и отчетности). Сущность метода полной себестоимости в управленческом и бухгалтерском учете совпадают. А вот метод сокращенной себестоимости в управленческом учете имеет свои особенности: в себестоимость включаются только переменные производственные затраты.

Какие затраты можно отнести к переменным в страховой деятельности? Это затраты, связанные:

1) с подготовкой и заключением договора:

— затраты на разработку новых условий;

— затраты на привлечение новых клиентов;

— затраты на оценку рисков;

2) с ведением договора:

— затраты по формированию, ведению страховых резервов;

— затраты по осуществлению страховых выплат;

— затраты по перестрахованию и инвестициям и т.п.

Переменные издержки страховой компании изменяются в общей сумме прямо пропорционально увеличению (уменьшению) объема страховых договоров. Так, например, если объем заключенных договоров увеличился на 15%, то и переменные затраты возрастут на 15%. Пример зависимости переменных затрат от объема заключенных договоров приведен в табл. 1.

Таким образом, общие переменные затраты увеличиваются, но величина переменных затрат на один договор остается неизменной. Это важнейшее свойство всех переменных затрат. Количество заключенных договоров в Астраханской области за 2014 г. по статистическим данным официального сайта Центрального банка РФ составило 618 721 (договора добровольного и обязательного страхования). Конкретно по страховой компании «Ингосстрах» было заключено 61 354 договора по обязательному и добровольному страхованию2, что составляет почти 10% всех заключенных договоров в Астраханской области.

Постоянные затраты страховой компании остаются неизменными при изменении объемов

Таблица 1 Зависимость переменных затрат от объема заключенных договоров

объем Переменные общие

заключенных затраты на один переменные

договоров, шт. договор, руб. затраты, руб.

100 1 000 100 000

200 1 000 200 000

300 1 000 300 000

заключенных договоров на протяжении всего периода, выбранного для анализа. Например, затраты на страхование автомобиля не зависит от того, какой километраж будет пройден автомобилем. К постоянным затратам страховой компании можно отнести, например, административные расходы, арендную плату, а также те, которые не изменяются от изменения объемов заключенных договоров. Это означает, что как общие, так и средние постоянные затраты на один договор составляют, к примеру, 18 000 000 руб. Если заключено за отчетный период 2 договора, то общие постоянные затраты остаются неизменными (18 000 тыс. руб.), а средние постоянные затраты на один договор уменьшаются вдвое (9 000 тыс. руб.) (табл. 2).

С ростом объема заключенных договоров величина средних постоянных затрат на один договор уменьшается все в меньшей и меньшей степени. Например, разница по данному показателю между 1-м и 2-м заключенным договором составляет 9 000 тыс. руб., между 10-м и 11-м около 1 637 тыс. руб., между 200-м и 201-м — примерно 448 руб., а между 400-м и 401-м — чуть больше 112

Таблица 2

средние и общие постоянные затраты в зависимости от количества заключенных договоров, тыс. руб.

2 Официальный сайт ЦБ РФ. URL: www.cbr.ru.

-24 (366) - 2015

Количество средние постоян- общие

заключенных ные затраты на один постоянные

договоров договор затраты

1 18 000 18 000

2 9 000 18 000

10 1 800 18 000

50 360 18 000

100 180 18 000

200 90 18 000

400 45 18 000

61 354 0,293 18 000

руб. Тем самым, чем больше объем заключенных договоров, тем меньше доля постоянных затрат на единицу, тем более оправданы постоянные затраты страховой компании.

Основной статьей расходов страховой компании по исполнению договора страхования является выплата страхового возмещения (обеспечения) или финансирование убытка. В эту группу включаются расходы по урегулированию ущерба (оплата услуг спасателей, экспертов).

По отношению к основной деятельности (страховые операции) расходы подразделяются на две большие группы:

а) расходы страховой компании, связанные с осуществлением страховых операций;

б) расходы страховой компании, не имеющие непосредственного отношения к страховой деятельности.

Расходы по страховым операциям представлены статьями, отражающими содержание страховой защиты:

—расходы на выплату страховых возмещений и страховых сумм (страховые суммы выплачиваются по накопительным видам страхования);

— отчисления в запасные фонды и резервы взносов.

Эти средства предназначены для исполнения обязательств по договорам страхования в будущем.

Страховая компания может также образовывать резервы для финансирования предупредительных мероприятий.

К составу расходов, включаемых в себестоимость страховых услуг, можно отнести:

1) отчисления в резервы для финансирования превентивных мероприятий;

2) возмещение выплат по договорам перестрахования;

3) комиссионное вознаграждение по договорам перестрахования;

4) расходы на ведение дела;

5) расходы на аренду основных фондов;

6) другие расходы, связанные со страховой деятельностью.

Многие экономические ситуации и процессы требуют оперативных решений. Поэтому руководители страховых компаний должны владеть информацией о предстоящей прибыли за неделю,

месяц и т.д., а не заниматься анализом и контролем отчетности, чтобы предоставить ее внешним пользователям3. Принятие решения страховщиком не должно быть затяжным по конкретным страховым случаям, чтобы добиться, например, от клиента согласия на снижение возмещения. Это подчеркивает слабые стороны страховой компании с низкой нормой прибыли. Страховые компании должны приспосабливаться к ситуации на рынке, а не устанавливать свои цены на услуги по принципу «расходы плюс прибыль».

Последовательность выполнения учетных процедур при применении системы управленческого учета можно представить в виде схемы (рис. 2).

В первом блоке по дебету сч. 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» учитываются прямые переменные материальные и трудовые расходы страховой компании.

Во втором блоке учитываются переменные косвенные общепроизводственные расходы, которые в конце отчетного периода относятся в дебет сч. 20 «Основное производство» и распределяются между страховыми рисками.

В третьем блоке учитываются постоянные общепроизводственные и общехозяйственные расходы страховой компании.

В четвертом блоке переменные косвенные расходы распределяются между выплаченными страховыми возмещениями и заключенными договорами, по которым не наступил страховой случай на определенную дату.

В пятом блоке переменные расходы страховой компании списываются на себестоимость заключенных договоров.

В шестом блоке на счет заключенных договоров списываются переменная себестоимость выпущенных страховых договоров (неполная) и постоянные расходы на ведение страхового дела. В результате определяется полная себестоимость заключенных договоров.

На основе данных о переменных и постоянных расходах, а также о выручке от полученных страховых взносов, о количестве заключенных договоров может составляться отчет о доходах и расходах в

3 Савосин С.В. Роль и место управленческого учета в страховых организациях URL: http://www.insur-info.ru/ press/42713/.

1 Документирование и учет 2 Документирование и учет

переменных прямых переменных косвенных

расходов страховой расходов страховой

компании компании

4 Распределение расходов между выплаченным страховым возмещением и заключенными договорами

5 Определение неполной себестоимости страховых услуг

3 Документирование и учет постоянных косвенных расходов страховой компании

1

6 Определение полной себестоимости страховых услуг

Источник: составлено автором.

Рис. 2. Схема системы управленческого учета в страховой компании

целом по компании, его структурным подразделениям и по отдельным видам страховых рисков. В отчете отражаются следующие показатели:

1) доходы от страховой операции (формируются за счет поступающих страховых премий и дают наибольшую долю дохода от страховых операций, возмещения доли убытков по рискам, переданным в перестрахование, а также за счет комиссионных и брокерских вознаграждений, когда страховщик выступает в роли посредника страховых услуг) Д;

2) переменные издержки страховых компаний И ;

пер'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) маржинальный доход МД;

4) постоянные издержки страховой компании И ;

пост'

5) прибыль П.

Отчет по системе управленческого учета представлен в табл. 3.

Показатель маржинального дохода является очень важным для принятия управленческих решений по себестоимости страховых услуг. Например, если компании необходимо было бы принять решение о дополнительных инвестициях не в конце отчетного периода (перед сдачей бухгалтерской отчетности внешним пользователям

Таблица 3

Отчет по системе управленческого учета, тыс. руб.

Показатель Сумма

Д 297 708

И пер 61 354

МД 236 354

И пост 18 000

П 218 354

Таблица 4

Отчет по системе управленческого учета при 20 тыс. заключенных договорах страхования, тыс. руб.

Показатель Сумма

Д 97 046

И пер 20 000

МД 77 046

И пост 18 000

П 59 046

информации), а раньше, то маржинальный доход сможет помочь в принятии оперативного управленческого решения. Допустим, заключено всего 20 тыс. договоров страхования, тогда отчет будет иметь показатели, представленные в табл. 4.

Можно наблюдать, как меняется сумма прибыли в промежуточном отчете для внутреннего пользования. Информация становится прозрачной, и маржинальный доход показывает реальную прибыль на конкретную дату при указанном количестве заключенных договоров. В этой ситуации можно принимать управленческие решения по изменениям объемов переменных затрат или корректировке объемов постоянных расходов страховой компании, а также рассчитывать экономический эффект от инвестиционного проекта.

Страховым компаниям необходимо предусматривать такие параметры, как источник финансирования управления риском и направление использования средств.

Необходимая информация о суммах и механизме финансирования средств страховой организации, а также о результатах их использования может быть систематизирована таким образом:

1) оперативная информация;

2) финансово-учетная информация;

3) учетная информация для управленческих нужд.

В общей совокупности экономической информации 2/3 ее объема составляют данные бухгалтерского учета. Именно данные бухгалтерского учета и планирования используются для оценки результатов управленческих решений.

Во-первых, как отмечают некоторые исследователи, бухгалтер по роду своей деятельности играет важную роль в решении многих вопросов управленческой и предпринимательской деятельности организации.

Во-вторых, он готовит нужную к данному моменту информацию о ходе дел; во многих случаях бухгалтерия является единственным источником информации, необходимой руководству организации для управления ею 4.

Акцентирование внимания управляющих на информацию, которая соответствует их конкретным целям деятельности, не всегда достигается при иерархической модели группировки средств в учете, что предполагает жесткое деление информации в определенной последовательности. Для получения из всей совокупности сведений,

4 Бухгалтерский учет: учебник / А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский и др. / под ред. П.С. Безруких. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Бухгалтерский учет, 2002. С. 46.

которые нужны в результате запроса, т.е. ценной (полезной) информации, необходима корреляционная модель построения учетных номенклатур [1, с. 250].

Практика свидетельствует, что необходимость построения многоступенчатых иерархических структур аналитического учета уже давно назрела (рис. 3).

К примеру, в информационном поле маркетинга существует полная возможность получения сведений о выплатах по договорам страхования разной степени тяжести убытка при соответствующем построении аналитического учета выплат.

Бухгалтерский учет в страховых организациях имеет ряд специфических особенностей, что обусловлено характером страховой деятельности (прямое страхование, перестрахование, ретроцес-сия), а также наличием специальных резервных фондов, обслуживающих эту деятельность5.

В актуарных расчетах следует предусматривать некоторые особенности, связанные с практикой страхового дела. Наиболее важные из них следующие:

— события, которые подвергаются оценке, имеют вероятностный характер. Это отражается на величине предъявленных к уплате страховых платежей;

— в отдельные годы общая закономерность явления проявляется через массу обособленных случайных событий, наличие которых предполагает значительные колебания в страховых платежах, предъявленных к уплате;

— исчисление себестоимости услуги, оказываемой страховщиком, производится в отношении всей страховой совокупности;

— необходимо выделение специальных резервов, находящихся в распоряжении страховщика, определение оптимальных размеров этих резервов;

— необходимо прогнозирование сторнирования договоров страхования, экспертная оценка их величины;

— необходимо исследование нормы ссудного процента и тенденций его изменения в конкретном временном интервале;

5 Ефимов С.Л. Справочник бухгалтера страховой компании (Типовые бухгалтерские проводки. План счетов бухгалтерского учета). М.: Росконсультант, 1998. 208 с.

Синтетический сч. 22 «Выплаты по договорам страхования, сострахования, перестрахования»

W

Субсчета 22.1 — 22.5 по группам страховых и возвращенных страховых премий и сумм: «Страховые выплаты по договорам страхования (основным)», «Страховые выплаты по договорам сострахования»; «Страховые выплаты по договорам, принятым в перестрахование»; «Доля перестраховщиков в страховых выплатах»; «Возврат страховых премий (взносов) и выкупные суммы»

> (

Аналитические счета второго по эядка по рискам, группам рисков

> (

Аналитические счета третьего по рядка по степени тяжести убытков

Небольшие убытки | Убытки средней тяжести | Большие убытки

Источник: составлено автором.

Рис. 3. Схема построения многоступенчатой иерархической структуры аналитического учета выплат в страховых организациях с учетом степени тяжести убытка

— наличие полного или частичного ущерба, связанного со страховым случаем, что предопределяет потребность измерения величины его распределения во времени и пространстве с помощью специальных таблиц;

— соблюдение принципа эквивалентности, т.е. установление адекватного равновесия между платежами страхователя, выраженными через страховую сумму, и страховым обеспечением, предоставляемым страховым обществом, благодаря полученным страховым платежам;

— выделение группы риска в рамках данной страховой совокупности6.

В арсенале страхового учета находится значительное число специализированных первичных документов:

— договор страхования;

— страховой полис;

— квитанции формы А-7;

— страховой акт;

— заявление на страхование;

6 Гвозденко А.А. Страхование: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. С. 74.

-24 (366)

— анкеты предстраховой экспертизы;

— извещение о страховом случае;

— слип;

— аддендум;

— бордеро;

— счет в перестраховании;

—генеральный договор об общих условиях факультативного (облигаторного перестрахования);

— Журнал заключенных договоров страхования;

— Журнал начисленных (оплаченных) страховых премий;

— Журнал учета агентского вознаграждения;

—Журнал заявленных (оплаченных) убытков;

— Журнал долей рисков, переданных в перестрахование;

— Журнал взаиморасчетов с перестраховщиками по перестраховочным премиям и др.

По сгруппированным данным этих первичных документов можно сформировать номенклатуру объектов аналитического учета страховых выплат, неоднородную по степени тяжести убытка (рис. 3).

- 2015-

Для руководителя важно вовремя определить величину риска (ничтожный, малый, средний, крупный, катастрофический риск). Восприятие риска во многом зависит от наличия информационной базы для его оценки, статистической базы и финансовых возможностей по компенсации ущерба. С помощью актуарных расчетов исчисляется математическая вероятность наступления страхового случая, определяется частота и степень тяжести последствий причинения ущерба как в отдельных рисковых группах, так и в целом по страховой совокупности. Но в учете не отражается степень тяжести убытка, что осложняет проведение всестороннего анализа и раскрытия причин экономических, финансовых и организационных успехов или недостатков в деятельности страховщика.

В этой связи важной задачей управленческого учета является выработка приемлемой для практического использования группировки затрат по повышению качества определения степени риска, разработки системы счетов для группировки на них необходимой информации и отражения полученной информации в эффективных, с точки зрения процесса коммуникации, отчетных формах.

Как отмечают Р. Энтони и Дж. Рис, менеджеры центров ответственности нуждаются в информации о деятельности подотчетного им подразделения. В дополнение к исторической информации о затратах и доходах управляющим нужна информация о запланированных на будущее затратах и прибылях [5, с. 464].

Но для увеличения прибыльности страховой организации потребуется больше информации по застрахованному предприятию. Для этого и предлагается ведения учета рисков по степени тяжести убытков.

В настоящее время в теории не до конца установлена связь между сегментами деятельности и центрами ответственности. Для преодоления этой проблемы предлагается дифференцировать центры ответственности на предприятиях в целях более качественного контроля за сохранностью застрахованного имущества, что будет способствовать увеличению активов как у застрахованного предприятия, так и у страховой организации. Для этого автором предлагается внутрихозяйственная ведомость связи между сегментами деятельности и центрами ответственности (см. форму), в которой зафиксированы стоимостные показатели по застрахованному имуществу, ответственные лица, а также учитывается проведение превентивных мер во избежание страхового случая.

Учет рисков и контроль за ними в разрезе степени тяжести возможных убытков, а также определение ответственных лиц как за сохранность имущества, так и за проведение превентивных мер позволит снизить вероятность наступления страхового случая или хотя бы снизит степень тяжести убытка [4, с. 159].

Учет сегментов деятельности — это система, которая измеряет (оценивает) планы и действия по каждому центру ответственности, а основным источником информации в данной системе является разработанная автором внутрихозяйственная ведомость связи между сегментами деятельности и центрами ответственности. Данная ведомость имеет практическую ценность для страховых организаций.

Таким образом, проведенное исследование влияния специфических особенностей страхового дела на организацию управленческого учета и разработка механизма формирования релевантной

Форма

Внутрихозяйственная ведомость связи

между сегментами деятельности и центрами ответственности

Наименование застрахованного имущества Наименование предприятия стоимость застрахованного имущества, тыс. руб. Возможные риски (страховой случай) Превентивные меры ответственное лицо

Небольшие убытки убытки средней тяжести Большие убытки

Источник: составлено автором.

информации для управления страховой организацией показали актуальность выбранной темы как в теоретическом, так и практическом аспектах. Были получены следующие научно-практические результаты:

— представлены затраты страховой компании в виде переменных и постоянных затрат;

— разработана калькуляция затрат с учетом степени тяжести рисков. Сочетание выделенных объектов учета позволяет дополнительно аргументировать место и роль управленческого учета в страховых организациях;

— классифицированы особенности страхования, влияющие на организацию управленческого учета. При осуществлении более детализированных и оперативных данных о затратах появляется возможность вовремя получать релевантную информацию о предстоящей прибыли или убытках организации и тем самым своевременно реагировать на создавшуюся ситуацию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— выработаны этапы последовательности выполнения учетных процедур при применении системы управленческого учета в виде схемы;

— разработана внутрихозяйственная ведомость связи между сегментами деятельности и центрами ответственности для страховых организаций. Собранная информация о страхуемых объектах классифицируется по сегментам деятельности (центрам ответственности). Натуральный учет застрахованного имущества ведется в разрезе

ответственных лиц и учета проведения превентивных мер во избежание страхового случая.

Таким образом, применение комплексной методологии управленческого учета в страховании позволяет получить релевантную информацию для обеспечения управлением рисками и прибылью, а практические рекомендации развивают и дополняют современные направления совершенствования учета в страховых организациях.

Список литературы

1. Акчурина А.М., БаженоваЕ.В. и др. Экономика регионов: тенденции развития: монография. Воронеж: ВГПУ, 2008. 280 с.

2. Аносова С.В., Беклемешев В.П., Бочарова Е В. и др. Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития: монография. Воронеж: ВГПУ, 2008. 295 с.

3. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2004. 496 с.

4. Тургаева А.А. Информационное обеспечение учета для управления рисками в страховых организациях // Инновационная наука и современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (05.02.2015, г. Уфа): в 2 ч. Ч. 1. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 159.

5. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры / пер. с англ. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 1998. 560 с.

International Accounting Managerial Accounting

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

MANAGERIAL ACCOUNTING IN THE INFORMATION MANAGEMENT SYSTEM

FOR INSURANCE RISKS

Aksana A. TURGAEVA

Abstract

Subject The article considers the use of methods and techniques of management accounting as a system of insurance risk management. Managerial accounting provides information support to the management system; it is defined as an independent area of accounting.

Information support is an integral part of the insurance risk system. Managerial accounting enables to generate reports for managers of different levels (as opposed to financial accounting that considers information based on general accounting rules), and make management decisions aimed at profit maximization.

Objectives The research aims to substantiate the impact of specific characteristics of insurance on the set of objects of management accounting, and to develop a mechanism to generate relevant information for insurance risk management. Methods The study employs scientific methods of deduction, induction, analogy and systems approach to analyze various aspects of insurance business and identify the most efficient systems to manage insurance activities.

Results I have provided a sequence of accounting procedures within the management accounting system in the form of a scheme; presented insurance company's costs in the form of variable and fixed costs; classified specific features of insurance affecting the organization of management accounting; developed an in-house schedule of links between the segments of activity and responsibility centers for insurance organizations. Conclusions The availability of more detailed and prompt data on costs enable to obtain relevant information about expected profit or loss of the organization, and thereby to be alert to changes.

Keywords: insurance, management accounting, variable and fixed costs, profit margin, insurance premium, insurance compensation, loss, accident, insurance portfolio, responsibility center

References

1. Akchurina A.M., Bazhenova E.V. et al.

Ekonomika regionov: tendentsii razvitiya: monografi-

ya [The economy of regions: development trends: a monograph]. Voronezh, VSPU Publ., 2008, 280 p.

2. Anosova S.V., Beklemeshev V.P., Bocharova E.V. et al. Ekonomicheskie issledovaniya: analiz sostoyaniya i perspektivy razvitiya: monografiya [Economic research: analysis of current state and development prospects: a monograph]. Voronezh, VSPU Publ., 2008, 295 p.

3. Needles B., Anderson H., Caldwell J. Printsipy bukhgalterskogo ucheta [Principles of Accounting]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2004, 496 p.

4. Turgaeva A.A. Informatsionnoe obespechenie ucheta dlya upravleniya riskami v strakhovykh or-ganizatsiyakh. Vkn.: Innovatsionnaya nauka i sovre-mennoe obshchestvo: sbornikstateiMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (05.02.2015, Ufa) v 2 ch. Ch. 1 [Information support to manage risks in insurance organizations. In: Innovative science and modern society: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (05.02.2015, Ufa) in 2 parts. Part 1]. Ufa, Aeterna Publ., 2015, p. 159.

5. Anthony R., Reese J. Uchet: situatsii iprimery [Accounting: Text and Cases]. Moscow, Finansy i statistika, 1998, 560 p.

Aksana A. TURGAEVA

Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation a_turgaeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.