Управленческий подход к оценке негативного воздействия на окружающую среду вертикально интегрированной компании
Managerial approach to the assessment of the negative environmental impact of the vertically integrated company
КудряшовАлександрВитальевич Kudryashov Alexander Vitaljevich
аспирант кафедры «Национальная и мировая экономика» Самарский государственный технический университет (СамГТУ)
E-mail: [email protected]
Аннотация.Анализируются основные задачи реформы государственной экологической политики для компаний, отнесенных к объектам I категории. Предлагается структурная схема, отображающая декомпозицию управления экологическим аспектом. Предлагаемый подход к определению уровней управленческих действий позволяет оценивать состояние окружающей среды, эффективность функционирования компании и отдельных ее бизнес-единиц, эффективность управления экологическим аспектом с учетом планируемого непрерывного улучшения.
Abstract.The principal objectives of the reform of the state environmental policy for companies related to I category. The structural diagram that shows a breakdown of the management of environmental aspect. The proposed approach to the definition of different levels of management actions allows to assess the state of the environment, the performance of the company and its individual business units, the effectiveness of environmental control aspect due to the planned continuous improvement.
Ключевые слова: вертикально-интегрированная компания, негативное воздействие, управленческие действия, уровни управления, экологическая реформа
Keywords: а vertically integrated company, negative impact, management activities, management levels, environmental reform
Введение
Сегодня мы столкнулись с множеством экологических проблем, которые накапливались в течение длительного времени. Рыночные реформы, экономические кризисы, старение промышленных фондов и другие причины привели к сокращению не возобновляемых природных ресурсов, истощению ассимиляционного потенциала территорий, к деградации окружающей среды. Начатая экологическая реформа имеет целью сохранение окружающей среды, поддержание устойчивого развития на национальном уровне.
Экологическая реформа осуществляется в нескольких направлениях.
После успешного внедрения на российских предприятиях стандарта менеджмента качества ISO серии 9000 создались условия для осмысливания и внедрения нового международного стандарта, экологического, но использующего тот же подход: цикл PDCA (Plan-Do-Check-Act). Новый экологический стандарт ISO 14001-2015 [1] не предлагает конкретных методов управления окружающей средой, не задает обязательных экологических показателей, а предписывает общие требования к системе экологического менеджмента. Эти требования касаются экологической политики, выявления экологических аспектов организации, оценки законодательных требований, анализа результатов деятельности и других задач. Выгоды от внедрения ISO 14001-2015 очевидны. Они касаются более комплексного подхода к управлению экологическими рисками, повышению эффективности стратегии управления, экономии ресурсов, и конечно -
минимизации негативного воздействия деятельности организации на окружающую среду.
Основной раздел
Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды (с изменениями на 29 декабря 2015 года)» [2] «негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды». Экологическая реформа вводит новые понятия в сфере охраны окружающей среды: «объект, оказывающий негативное влияние не окружающую среду - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, которые объединены единым назначением и (или) неразрывно связаны физически или технологически и расположены в пределах одного или нескольких земельных участков; технологические нормативы - нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и допустимых физических воздействий. Они устанавливаются с применением технологических показателей. При этом технологическими показателями выступают показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (реализованного товара), выполняемой работы, оказываемой услуги».
Объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, подразделяются на четыре категории в зависимости от степени этогонегативного воздействия (см. таблицу 1). Соответствующая категория должна присваиваться объекту при его постановке на государственный учет. Это предусматривается новой статьей 4.2 Закона об охране окружающей среды [2]. Она начнет действовать с 1 января 2015 года (п. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 12 Закона № 219-ФЗ). При этом какие-либо критерии оценки уровня
негативного воздействия объекта в обновленной редакции Закон об охране окружающей среды не перечислены.
Таблица 1
Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду
Категория объекта Характеристика объекта
I Значительное негативное воздействие на окружающую среду
II Умеренное негативное воздействие на окружающую среду
III Незначительное негативное воздействие на окружающую среду
IV Минимальное негативное воздействие на окружающую среду
Коэффициенты для расчета платы за негативное воздействие, установленные для объектов I категории и действующие с 01.01.2020, предусматривают увеличение платы в 100 раз за превышение объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ. Это связано с тем , что объекты I категории являются сильнейшими источниками негативного воздействия на окружающую среду. Для них новая экологическая политика предусматривает обязательный переход на наилучшие доступные технологии (НДТ). ГОСТ Р 54097-2010 [3] разъясняет концепцию НДТ в смысле комплексного предупреждения и контроля загрязнений окружающей среды в результате хозяйственной деятельности.В директивах [4], [5] "наилучшие" означает "наиболее эффективные в достижении высокого уровня защиты окружающей среды в целом"; "доступные" означает, что при выборе технологии необходимо учитывать затраты, а условия их внедрения должны быть экономически целесообразны, т.е. отправной точкой являются экологические характеристики. Но окончательное решение о выборе технологии принимают только с учетом ее доступности с финансовой точки зрения.
Все рассмотренные направления экологической реформы невозможно осуществить без разработки управленческого подхода к оценке негативного воздействия на окружающую среду. В первую очередь эта задача актуальна для компаний, отнесенных к объектам I категории. Объекты хозяйственной деятельности, отнесенные к объектам I категории, перечислены в [3, 8, 9], в том числе: энергетическая отрасль (Нефтеперерабатывающие и газоочистительные заводы, Установки, на которых осуществляется сжигание топлива, с номинальной отдаваемой термической мощностью, превышающей 50 МВт, Газификация угля и заводы по сжижению газа и др.), Производство и обработка металлов, установки для производства строительных материалов, химическая промышленность, промышленность по добыче полезныхископаемых. Компании, эксплуатирующие подобные установки и относящиеся к перечисленным отраслям промышленности, представляют собой в большинстве случаев вертикально-интегрированные компании (ВИК). Негативное воздействие ВИК на окружающую среду велико. Об этом говорят , например, экологические аспекты газонефтедобывающей отрасли.
При добыче углеводородного сырья на суше отрицательное влияние на окружающую среду выражается в следующем [6, 10, 11]:
• изъятие земельных ресурсов для строительства объектов нефтедобычи;
• токсичность добываемого сырья;
• выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и сбросы жидких отходов в поверхностные и подземные воды;
• извлечение с нефтью высокоминерализованных подземных вод и сброс их в природные водоемы;
• токсичность отходов бурения и необходимость их захоронения;
• аварийные разливы нефти.
Типовая структура нефтяной ВИК включает буровые предприятия на основе управления буровых работ и разведочного бурения (УБР, УРБ), нефтегазодобывающие компании на базе нефтегазодобывающих управлений (НГДУ), нефтеперерабатывающие предприятия (НПЗ), а также сбытовые
организации. Современные нефтяные ВНК - это широко диверсифицированные предприятия, осуществляющие интеграцию в различных отраслях и, имеющие большую территориальную разбросанность. В связи с этим возникает необходимость управления различными бизнес-процессами через создание стратегических бизнес-единиц[7, 12]. Результаты работы ВИК любых отраслей, в том числе и нефтегазодобывающей отрасли, их подразделений зависит от множества факторов. Следовательно, и управленческие действия основываются на анализе множества параметров. Но если рассматривать управленческий подход к оценке негативного воздействия на окружающую среду, то иерархия управленческих действий и, следовательно, иерархия потоков информации должна быть связана с иерархией ВИК как объекта негативного воздействия на окружающую среду (рис. 1).
Рис. 1. - Вертикально-интегрированная нефтяная компания как источник негативного воздействия на окружающую среду
Перечень объектов хозяйственной деятельности, отнесенных к объектам I категории, показывает , что сюда входят как отдельные установки, так и предприятия, на которых они функционируют. В соответствии с
приведенным выше определением «объект, а также их совокупность, которые объединены единым назначением и (или) неразрывно связаны физически или технологически и расположены в пределах одного или нескольких земельных участков» назовем локальными объектами негативного воздействия ЛОНВ. Предприятие, на котором действуют ЛОНВ, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, назовем объектом негативного воздействия ОНВ.
Итак, выделила два уровня управления вертикально-интегрированной компанией как объектом негативного воздействия на окружающую среду. В общем случае ВИК - многоуровневая система, имеющая нескольких уровней управления: например, государственный, корпоративный, отраслевой, уровни технологической цепочки, уровень отдельного предприятия. На корпоративном уровне устанавливает и поддерживает в актуальном состоянии экологическую политику высшее руководство (topmanagement), т.е. - лицо или группа лиц, которая направляет и управляет ВИК на высшем уровне [1]. Следующий управленческий уровень - это бизнес-сегмент однотипных ОНВ. Например, для ВИК ОАО «Газпром» уровень основных функциональных направлений деятельности в рамках консолидированной корпорации это разведка, добыча, транспортировка, сбыт [8].
Заключение
Предлагаемый подход к определению уровней управленческих действий относительно ВИК как к источнику негативного воздействия на окружающую среду позволяет осуществить декомпозицию оценки этого негативного воздействия. Оценивание экологической эффективности согласно ГОСТ Р ИСО 14031 [13, 14] осуществляется на основе информации, предоставляемой в соответствии с масштабом негативного воздействия. А рис 1 отображает именно этот масштаб. На каждом уровне управленческих действий оценивается масштаб негативного воздействия, и принимаются
управленческие решения, которые в конечном итоге и позволяют оценивать состояние окружающей среды, эффективность функционирования компании и отдельных ее бизнес-единиц, эффективность управления экологическим аспектом с учетом планируемого непрерывного улучшения.
Библиографический список
1. Международный стандарт ISO 14001.Третья редакция2015-09-15. Системы экологическогоменеджмента - Требования ируководство по применению [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. [email protected], свободный - Загл. с экрана
2. Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. docs.cntd.ru, свободный - Загл. с экрана
3. ГОСТ Р 54097-2010 Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии " [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. docs.cntd.ru, свободный - Загл. с экрана
4. Директива Европейского парламента и Совета ЕС 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений" (CouncilDirective 96/61/ЕС of 24 September 1996 concerningintegratedpollutionpreventionandcontrol) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. good-climate.com, свободный - Загл. с экрана
5. Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2008/1/ЕС от 15 января 2008 г. "О комплексном предупреждении и контроле загрязнений" (Directive 2008/1/ЕС oftheEuropeanParliamentandoftheCouncilof 15 January 2008 concerningintegratedpollutionpreventionandcontrol) [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www. good-climate.com, свободный -Загл. с экрана
6. Открытое акционерное общество «ГАЗПРОМ»Стандарторганизации. Структурауправленияполномочия и ответственность в системеменеджмента охраны окружающей среды [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.infosait.ru/CTO Газпром 7-2005, свободный - Загл. с экрана
7. Халикова М.А., Буренина И.В. Оценка стоимости нефтегазового бизнеса: учеб.пособие. Уфа: ООО «Монография», 2010. 189с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. naukovedenie.ru, свободный - Загл. с экрана
8. Андреева Т.А. Интегрированная система процессов стратегического управления газовой корпорацией. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета №1(45) 2013[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.samlib.ru/a/andreewa t a/07.shtml, свободный - Загл. с экрана
9. Косякова И.В., Кудряшов А.В., Артамонова О.М. Перспективы внедрения в России стандартов наилучших доступных технологий в рамках экологического менеджмента. Журнал «Фундаментальные исследования». - 2015. - № 2 (часть 16). С. 3559-3563
10. Косякова И.В. Производственная деятельность промышленного предприятия с позиции устойчивости локальной экосистемы // Экология и промышленность России. 2007. № 6. С. 30-32.
11.Косякова И.В., Магомадова Т.Л. Современный подход к процессу реализации краткосрочных и долгосрочных мероприятий при управлении предприятием с позиций сбалансированного менеджмента // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 8 (119). С. 32-37.
12.Косякова И.В., Магомадова Т.Л. Оптимизация производственно -хозяйственной деятельности промышленного предприятия с учетом
эколого-экономического анализа // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 9 (90). С. 63-68.
13.Kosyakova I.V., Charaeva M.V., Naumova O.A., Denisov A.D. Financing -the basis of organization and realization of the investment policy of Russian enterprises // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 14. С. 7116-7128.
14.ГОСТ Р ИСО 14031-2001 Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. googleads.g.doubleclick.net, свободный - Загл. с экрана