Научная статья на тему 'Управленческий аспект учетной политики в процедуре финансового оздоровления'

Управленческий аспект учетной политики в процедуре финансового оздоровления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / КОНТРОЛЬ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безбородова Т. И.

Серьезной проблемой, препятствующей эффективной работе административного управляющего в ходе процедуры финансового оздоровления, являются широкие возможности собственников, руководителей кризисных предприятий. В статье представлены мероприятия учетной политики, усиливающие контроль за выполнением плана финансового оздоровления и соблюдением графика погашения задолженности, что позволит отразить данную информацию не только в отчете административного управляющего, но и в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческий аспект учетной политики в процедуре финансового оздоровления»

управленческий аспект учетной политики в процедуре финансового оздоровления

т. и. безбородова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности Заочный финансово-экономический институт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, филиал в г. Пензе

Под арбитражным управлением в рамках антикризисного бизнес-регулирования на макроуровне понимается управление несостоятельным предприятием под руководством назначенного арбитражным судом субъектов Федерации (по месту нахождения должника) арбитражного управляющего (временного, административного, внешнего и конкурсных управляющих).

Действующим законодательством четко регламентируются задачи арбитражных управляющих, последовательность и продолжительность их работы, определен уровень их компетенции, ответственности в каждом деле о банкротстве, поставлены цели для каждого рассматриваемого уровня управления, методы их достижения, режим антикризисного бизнес-регулирования. Каждый из них имеет свои характерные черты, задачи и функции, определяемые особенностями действия каждой процедуры банкротства, накладывая определенный отпечаток на организацию бухгалтерского учета, прежде всего через учетную политику, которая должна отображать последствия банкротства и управление должником с даты вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры банкротства.

На примере процедуры финансового оздоровления рассмотрим изменения, предлагаемые для

внесения в учетную политику должника на период ее проведения. Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ (1/2008), утвержденному приказом Минфина России от 06.10.2008 N° 106н, учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации. Руководителем организации утверждаются, в частности: порядок контроля за хозяйственными операциями; рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Остановимся на порядке контроля за хозяйственными операциями, отражаемыми хозяйствующими субъектами в организационно-техническом разделе учетной политики, указывая прежде всего руководителей подразделений и руководителя организации, осуществляющих этот контроль.

На период проведения процедуры банкротства, помимо указанных лиц, контроль за совершением хозяйственных операций осуществляют собственники, арбитражные управляющие и комитет

кредиторов, представляющий законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и контролирующий действия арбитражного управляющего, а также реализующий иные предоставленные собранием кредиторов полномочия.

Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль за ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). Однако Положение об организации внутреннего контроля существует лишь для кредитных организаций и банковских групп.

В нем система внутреннего контроля трактуется как совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством РФ, учредительными и внутренними документами кредитной организации. При этом система органов внутреннего контроля определяется учредительными и внутренними документами кредитной организации как совокупность органов управления, а также подразделений и служащих (ответственных сотрудников), выполняющих функции в рамках системы внутреннего контроля.

Термин «система внутреннего контроля» в правилах (стандартах) аудиторской деятельности означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом данная система выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду.

Однако пункт «Порядок контроля за хозяйственными операциями» в учетной политике при проведении процедур банкротства позволяет предположить, что в качестве контрольной среды в системе внутреннего контроля могут быть такие элементы, как:

• порядок контроля за хозяйственными операциями;

• распределение ответственности и полномочий лиц, участвующих в деле о банкротстве, на примере совершаемых должником сделок (см. рисунок).

Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ) определяются последствия введения процедуры банкротства и управления должником в этот период, что и положено в основу контроля за хозяйственными операциями в учетной политике организации-должника (см. таблицу).

Одним из условий введения процедуры финансового оздоровления арбитражным судом несостоятельной организации является предоставление достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20 %.

Это может быть и сумма, на которую выдана банковская гарантия, превышающая размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20 %.

Сведения о лицах, предоставивших обеспечение, и о предоставленном ими обеспечении исполнения должником его обязательств раскрываются в отчете арбитражным управляющим обособленно.

Существенность такой информации требует ее отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении, с включением соответствующих дополнительных показателей и пояснений.

Информация Минфина России от 22.06.2011 № ПЗ-5/2011 «О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организации» дает дополнительные разъяснения по этому вопросу, не рассматривая при этом в качестве обеспечений под собственные обязательства, выданные кредиторам организации поручительства третьих лиц по обязательствам отчитывающейся организации.

Поэтому для учета таких обязательств счет 008 «Обеспечение обязательств и платежей полученные» не предназначен, и с целью контроля за процессом

предоставления достаточного обеспечения третьих лиц, как и банковской гарантии, в рабочий план счетов на период проведения процедуры финансового оздоровления предлагается ввести отдельный забалансовый счет, например 012 «Обеспечения под собственные обязательства, выданные кредиторам организации поручительства третьих лиц по обязательствам организации-должника».

При этом раскрываемая информация может являться существенной не только с точки зрения ее стоимостной оценки, но и характера ее взаимосвязи с существенными показателями в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках. Ввиду перечисления денежных средств, полученных в результате исполнения лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств, на счет должника для расчетов с кредиторами необходимо откорректировать строки отчета о движении денежных средств с учетом качественной оценки существенности информации, например, способ или вид обеспечения.

Однако, несмотря на ограничения, введенные Законом № 127 в части принятия управленческих решений лицами, участвующими в проведении

процедуры финансового оздоровления, серьезной проблемой, препятствующей эффективной работе административного управляющего, являются широкие возможности собственников, руководителей кризисных предприятий, которые применяют формально законные методы по искусственному наращиванию кредиторской задолженности, включению ее в реестр кредиторов.

Для достоверного учета основных средств, контрактов и договоров в электронных системах бухгалтерского учета необходимо внедрение комплексного документооборота с органами ГИБДД, Росреестра, Гостехнадзора о наличии зарегистрированного имущества должника. Часть работы в этом направлении уже проведена: принят приказ ФНС России от 20.12.2011 № ММВ-7-6/948@ «Об утверждении Справочника форматов документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при реализации электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (СФНД)».

Наладив систему информационного обеспечения управления в процедурах банкротства, можно сократить период получения и обработки

Порядок контроля за хозяйственными операциями при процедуре финансового оздоровления

Хозяйственные операции, не допускаемые к исполнению Хозяйственные операции, действия которых отменяются Хозяйственные операции, действие которых ограничено

1. Требования кредиторов

Изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества Ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов По денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного законом порядка предъявления

Прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом, если при этом нарушается очередность удовлетворения, установленного п. 4 ст. 134 Закона № 127, либо если такое прекращение приводит к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами Неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей за исключением текущих платежей

2. Требования учредителей

Удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников)

Выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, доходов по долям (паям)

Распределение прибыли между учредителями (участниками) должника

Выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая)

С согласия лиц,

предоставивших

обеспечение

С согласия кредиторов

И

С согласия административного управляющего

Принимать

решение о своей

реорганизации

(слиянии,

присоединении,

разделении,

выделении,

преобразовании)

При размере денежных обязательств, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр

ний кредиторов

- влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника;

- связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату,

предшествующую дате заключения сделки

Распределение ответственности и полномочий лиц, участвующих в процедуре финансового оздоровления на примере совершаемых должником сделок

)

Совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у кредитора имеется заинтересованность или которые:

- влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5 % суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;

- влекут за собой уступку прав требований, перевод долга; влекут за собой получение займов (кредитов);

- связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности

информации, а также объем совокупных расходов на проведение процедуры банкротства.

По мнению автора, указанные мероприятия учетной политики усилят контроль за выполнением плана финансового оздоровления и соблюдением графика погашения задолженности и позволят организации наладить отражение данной информации не только в отчете административного управляющего, но и в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

2. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 06.12.2011).

3. О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организации: информация Минфина России от 22.06.2011 № ПЗ-5/2011.

4. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П (в ред. от 05.03.2009).

5. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (в ред. от 08.11.2010).

6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010).

7. Об утверждении Справочника форматов документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при реализации электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (СФНД): приказ ФНС России от 20.12.2011 № ММВ-7-6/948@.

8. Правило (стандарт) № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»: постановление Правительства РФ от 04.07.2003 № 405 «О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности».

9. Ряховская А. Н. Трансформация антикризисного управления в антикризисном бизнес-регулировании // Эффективное антикризисное управление. 2011. № 2 (65).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.