Банкротство
УДК 343.35
анализ теоретико-методологических проблем бухгалтерского учета
арбитражного управления несостоятельностью организаций
Т. И. БЕЗБОРОДОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности E-mail: bezborodovati@mail. ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Пензенский филиал
Законодательством регламентируются задачи арбитражных управляющих, последовательность и продолжительность их работы, уровень компетенции, ответственность, поставлены цели для каждого уровня управления, методы их достижения, режим антикризисного бизнес-регулирования. Характерные черты, задачи и функции каждой процедуры банкротства определяют ведение бухгалтерского учета прежде всего через учетную политику организации-должника с момента вынесения решения арбитражного суда о введении процедуры банкротства.
Ключевые слова: финансовое оздоровление, контроль, хозяйственные операции, учетная политика, рабочий план счетов, электронный документооборот.
Под арбитражным управлением в рамках антикризисного бизнес-регулирования на микроуровне понимается управление несостоятельным предприятием под руководством назначенного арбитражным судом в субъекте Российской Федерации (по месту нахождения должника) арбитражного управляющего (временного, административного,
внешнего и конкурсных управляющих). Действующим законодательством четко регламентируются задачи арбитражных управляющих, последовательность и продолжительность их работы, определен уровень их компетенции, ответственности в каждом деле о банкротстве [9, с. 102-107].
Поставленные цели арбитражного управления на государственном, региональном, муниципальном уровне управления, методы их достижения в режиме антикризисного бизнес-регулирования накладывают определенный отпечаток на организацию ведения бухгалтерского учета, прежде всего через учетную политику организации-должника с момента вынесения решения арбитражного суда о введении той или иной процедуры банкротства.
Федеральным законом от 26.10.2002 N° 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определен круг хозяйственных операций, осуществляемых органами управления несостоятельной организации в зависимости от процедуры банкротства при получении дополнительного согласия арбитражных управляющих, собрания кредиторов, а также при
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*
19
согласии кредитора, требование которого обеспечено залогом (см. таблицу).
В отчете арбитражного управляющего не ставится вопрос о качестве учетно-аналитического обеспечения проведения мероприятий, определенных в рамках той или иной процедуры банкротства. Работы по ведению бухгалтерского учета в несостоятельных организациях сводятся к освещению хозяйственных операций, отраженных в таблице, но этот процесс ничем не отличается от учета в обычных условиях работы предприятия.
Однако отличия, бесспорно, имеются, на примере процедуры финансового оздоровления они
вносятся в учетную политику организации-должника и, как следствие, отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Финансовое оздоровление как процедура банкротства определяется арбитражным судом на основании решения первого собрания кредиторов, протокол которого представляет временный управляющий вместе с отчетом, содержащим заключение о финансовом состоянии должника и обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника (рис. 1) [2].
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)
Хозяйственные операции, осуществляемые организацией-должником в условиях проведения процедур банкротства
Хозяйственные операции
Финан- Вне- Кон- Мировое соглаше-
Показатель Наблю- совое шнее курсное
дение оздоров- управ- произ-
ление ление водство ние
Инвентаризация имущества и обязательств + + + + -
Оценка имущества с привлечением независимых оценщиков и иных + + + + -
специалистов с оплатой их услуг
Изменение собственного капитала несостоятельной организации: + - + - +
1) увеличение уставного капитала + - + - -
2) отчуждение или приобретение акций, долей + - + - -
3) учет акций, конвертируемых в акции облигаций или иных + - - - +
ценных бумаг
Получение, выдача займа (кредита) - +* + - -
Оформление поручительства, гарантии или договора залога - +* + - -
Учреждение доверительного управления имуществом должника - +** + - -
Продажа имущества, являющегося предметом залога - +*** + - -
Начисление процентов по ставке Банка России на выявленную - + - - -
кредиторскую задолженность
Заявление в установленном порядке возражений относительно тре- - - - + -
бований кредиторов, исполнения договоров и иных сделок
Прекращение обязательств должника путем предоставления - - - - +
отступного
Прощение долга - - - - +
Обмен требований на доли в уставном капитале должника - - - - +
Возмещение убытков, вызванных отказом от исполнения договора - - + - -
должника
Поиск, выявление и возврат имущества должника - - - + -
Продажа имущества должника, предприятия должника - - + + -
Снятие ранее наложенного ареста на имущество должника и иные - - - + -
ограничения распоряжения его имуществом
Реорганизация предприятия - + - - -
Перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных - - + - -
производств
Замещение активов должника - - + + -
Погашение дебиторской задолженности (уступка права требования) - + + + -
*Если получено согласие административного управляющего. **Если дано согласие собрания кредиторов.
***Если дано согласие кредитора, требование которого обеспечено залогом.
20
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
ПЕРВОЕ СОБРАНИЕ КРЕДИТОРОВ
Не принято решение о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве
Принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства
Принято решение о введении процедуры финансового оздоровления
Г
г
Выносит определение о введении финансового оздоровления
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ,
Может вынести определение о введении финансового оздоровления
НАЛИЧИЕ ХОДАТАЙСТВА, ГАРАНТИИ
Вводится арбитражным судом финансовое оздоровление
Если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Размер обеспечения должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%
Предоставление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника
-^
График погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов (погашения задолженности)
Рис. 1. Условия введения процедуры финансового оздоровления арбитражным судом
учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с российским законодательством возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации, в том числе:
- порядок контроля за хозяйственными операциями, осуществляемыми организацией-должником в условиях проведения процедур банкротства,
- рабочий план счетов бухгалтерского учета,
- электронный документооборот [5].
На период проведения финансового оздоровления руководитель организации не освобождается от своих обязанностей, поэтому с целью предотвращения применения формально законных методов по искусственному наращиванию кредиторской задолженности, включению ее в реестр креди-
торов, а также для эффективной работы административного управляющего предлагается разработать механизмы внутреннего контроля за совершением хозяйственных операций.
В Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступающем в силу с 01.01.2013, устанавливается: «1. Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. 2. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя)» [1, ст. 19].
Однако положение об организации системы и органов внутреннего контроля существует лишь для кредитных организаций и банковских групп. В нем система внутреннего контроля трактуется как совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством Российской Федерации, учредительными и внутренними документами кредитной организации. При этом система органов внутреннего контроля определяется учредительными и внутренними документами кредитной организации как совокупность органов
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж86РШ К ЪРЛЖЪ'КА
управления, а также подразделений и служащих (ответственных сотрудников), выполняющих функции в рамках системы внутреннего контроля [4].
Термин «система внутреннего контроля» в правилах (стандартах) аудиторской деятельности означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Эта система выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду [8].
Поэтому присутствие пункта «Порядок контроля за хозяйственными операциями» в учетной политике при проведении процедур банкротства позволяет предположить, что в качестве контрольной среды в системе внутреннего контроля могут быть такие элементы, как порядок контроля за хозяйственными операциями (рис. 2); распределение ответственности и полномочий лиц, участвующих в деле о банкротстве, на примере совершаемых должником сделок.
Распределение ответственности и полномочий лиц, участвующих в процедуре финансового оздо-
ровления, на примере совершаемых должником сделок, следующее.
С согласия кредиторов должник может:
- совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 % балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки; влекущие за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника;
- принимать решение о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании);
- совершать сделки при размере денежных обязательств, возникших после введения финансового оздоровления, составляющих более 20 % суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
С согласия лиц, предоставивших обеспечение, должник может принимать решение о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).
С согласия административного управляющего должник вправе совершать сделки:
Требования учредителей
Удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников). Выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, доходов по долям (паям).
Распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.
Выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая).
Изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества. Прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом, если при этом нарушается очередность, установленная п. 4 ст. 134 Федерального закона № 127-ФЗ, либо если такое прекращение приводит к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами
По денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного законом порядка предъявления
Ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов.
Неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей за исключением текущих платежей
Рис. 2. Порядок контроля за хозяйственными операциями при процедуре финансового оздоровления
22
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВб?ъЯ ъ -И?/1ХЖЪЪ4
- влекущие за собой увеличение его кредиторской задолженности более чем на 5 % суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
- связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
- влекущие за собой уступку прав требований, перевод долга;
- влекущие за собой получение займов (кредитов).
Одним из условий введения процедуры финансового оздоровления арбитражным судом несостоятельной организации является предоставление достаточного обеспечения исполнения обязательств (см. рис. 1). Существенность такой информации требует ее отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении, с включением соответствующих дополнительных показателей и пояснений [6].
Информация Минфина России от 22.06.2011 № ПЗ-5/2011 «О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организации» дает дополнительные разъяснения по этому вопросу, при этом не рассматриваются в качестве обеспечений под собственные обязательства выданные кредиторам организации поручительства третьих лиц по обязательствам отчитывающейся организации [3, п. 10 «б»].
Поэтому для учета таких обязательств счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» не предназначен, и с целью контроля за процессом предоставления достаточного обеспечения третьих лиц, как и банковской гарантии, в рабочий план счетов на период проведения процедуры финансового оздоровления предлагается ввести отдельный забалансовый счет, например 012 «Обеспечения под собственные обязательства, выданные кредиторам организации поручительства третьих лиц по обязательствам организации-должника». При этом раскрываемая информация может являться существенной не только с точки зрения ее стоимостной оценки, но и характера ее взаимосвязи
с существенными показателями в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках. Ввиду перечисления денежных средств, полученных в результате исполнения лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств, на счет должника для расчетов с кредиторами необходимо откорректировать строки отчета о движении денежных средств с учетом качественной оценки существенности информации, например способ или вид обеспечения.
Для повышения эффективной работы административного управляющего, действенности проведения самой процедуры финансового оздоровления предлагается внедрить комплексный документооборот с органами ГИБДД, Росреестра, Гостехнадзора о наличии зарегистрированного имущества должника. Часть работы в этом направлении уже проведена: принят приказ ФНС России от 20.12.2011 № ММВ-7-6/948@ «Об утверждении Справочника форматов документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при реализации электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (СФНД)» [7].
Наладив систему информационного обеспечения управления в процедурах банкротства, можно сократить период получения и обработки информации, а также объем совокупных расходов на проведение процедуры банкротства.
Указанные мероприятия учетной политики усилят контроль за выполнением плана финансового оздоровления и соблюдением графика погашения задолженности и позволят организации наладить отражение информации не только в отчете административного управляющего, но и в бухгалтерской (финансовой) отчетности, что вызовет большее доверие к результатам анализа финансового состояния организации-должника.
Список литературы
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
2. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
3. О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организации: информация Минфина России от 22.06.2011 № ПЗ-5/2011.
4. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
23
5. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н.
7. Об утверждении Справочника форматов документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при реализации электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (СФНД): при-
каз ФНС России от 20.12.2011 № ММВ-7-6/948@.
8. Правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» // Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности: постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.
9. Ряховская А. Н. Трансформация антикризисного управления в антикризисном бизнес-регулировании // Эффективное антикризисное управление. 2011. № 2 (65).
24
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА