Научная статья на тему 'Эффективность антикризисного управления в процедурах банкротства'

Эффективность антикризисного управления в процедурах банкротства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1442
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БАНКРОТСТВО / ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА / АРБИТРАЖНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ / ANTI-CRISIS MANAGEMENT / EFFICIENCY / BANKRUPTCY / BANKRUPTCY PROCEDURES / ARBITRATION MANAGER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудакова Татьяна Алексеевна, Рудакова Оксана Юрьевна

Эффективность антикризисного управления в процедурах банкротства определяется степенью достижения целей процедуры в установленные законодательством сроки. Рассматривается влияние субъективных и объективных факторов на эффективность проведения процедур банкротства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Efficiency of Anti-Crisis Management in Bankruptcy Procedures

The efficiency of anti-crisis management in bankruptcy procedures is determined by the degree of achievement of the purposes of the procedure in the deadlines set by the law. The article examines the impact of subjective and objective factors on the efficiency of bankruptcy procedures.

Текст научной работы на тему «Эффективность антикризисного управления в процедурах банкротства»

ББК 65.9(2Рос)290

T.A. Рудакова, О.Ю. Рудакова

Эффективность антикризисного управления в процедурах банкротства

T.A. Rudakova, O.Yu. Rudakova

The Efficiency of Anti-Crisis Management in Bankruptcy Procedures

Эффективность антикризисного управления в процедурах банкротства определяется степенью достижения целей процедуры в установленные законодательством сроки. Рассматривается влияние субъективных и объективных факторов на эффективность проведения процедур банкротства.

Ключевые слова: антикризисное управление, эффективность, банкротство, процедуры банкротства, арбитражный управляющий.

Эволюция взглядов на кризис и антикризисное управление, а также практика применения антикризисных инструментов и методов позволяют исследовать данную категорию не только на любой из стадий жизненного цикла организации — создания, становления, роста, зрелости и спада, но и в рамках проведения процедур банкротства.

В условиях несостоятельности (банкротства) антикризисное управление следует рассматривать как исполнение арбитражным управляющим процедур банкротства — наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. Оно принимает свои формы и опирается на методику, обусловленную особенностями проведения процедуры и обязанностями арби-

Обязанности арбитражного управляющего установлены ст. 20.3 Закона о банкротстве:

• принимать меры по защите имущества должника;

• анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;

The efficiency of anti-crisis management in bankruptcy procedures is determined by the degree of achievement of the purposes of the procedure in the deadlines set by the law. The article examines the impact of subjective and objective factors on the efficiency of bankruptcy procedures.

Key words: anti-crisis management, efficiency, bankruptcy, bankruptcy procedures, arbitration manager.

тражного управляющего, регламентированными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 (в дальнейшем — Закон о банкротстве).

Отличительной особенностью антикризисного управления в процедуре банкротства является необходимость принятия оперативных решений на основе полной и достоверной информации, обеспечивающей своевременное и качественное выполнение всех необходимых мероприятий, направленных на достижение целей, предусмотренных Законом о банкротстве в рамках конкретной процедуры.

Цели процедуры банкротства определяют особенности ее проведения и обязанности арбитражного управляющего (табл. 1).

• вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

• предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты посту-

Таблица 1

Цели проведения процедур банкротства

Процедура банкротства Цель процедуры банкротства

Наблюдение Обеспечение сохранности имущества должника, проведение финансового анализа, составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов

Внешнее управление Восстановление платежеспособности должника

Финансовое оздоровление Восстановление платежеспособности должника в соответствии с графиком погашения задолженности

Конкурсное производство Соразмерное удовлетворение требований кредиторов

пления требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

• в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;

• предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;

• разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обративше-

еся с соответствующим заявлением в арбитражный суд;

• выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегули-руемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;

• осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом функции.

Обязанности арбитражного управляющего конкретизируются в каждой процедуре банкротства (табл. 2). Однако одной из основных являются добросовестные и разумные действия в интересах должника, кредиторов и общества.

Таблица 2

Обязанности арбитражного управляющего в процедурах банкротства

Наблюдение Финансовое оздоровление Внешнее управление Конкурсное производство

Обеспечение сохранности имущества должника Рассмотрение отчетов должника о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления (при наличии такого плана) Принятие в управление имущества должника и проведение его инвентаризации

В течение трех рабочих дней с даты окончания инвентаризации имущества должника включение в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах такой инвентаризации

Проведение анализа финансового состояния должника Предоставление собранию кредиторов соответствующего заключения о ходе финансового оздоровления Заявление в установленном порядке возражений относительно предъявленных к должнику требований кредиторов

Принятие мер по взысканию задолженности перед должником

Выявление кредиторов должника Контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов Ведение бухгалтерского, фи-нансового,статистического учета и отчетности Поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц

Контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности Разработка плана внешнего управления и представление его для утверждения собранию кредиторов Привлечение оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве

Уведомление кредиторов о введении наблюдения Контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов Реализация мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления, в порядке и на условиях Закона о банкротстве Уведомление работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства

Требование от лиц, предоставивших обеспечение, его исполнение в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности Информирование собрания и комитета кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления Заключение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов

Созыв и проведение первого собрания кредиторов Предоставление собранию кредиторов отчета об итогах реализации плана внешнего управления Передача на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению в соответствии с федеральными законами

Принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника

Таким образом, все права и обязанности арбитражного управляющего направлены на достижение целей процедуры банкротства и корректируются особенностями ее проведения [1].

Эффективность антикризисного управления в процедурах банкротства определяется достижением цели каждой процедуры с наименьшими затратами и с кратчайшие сроки, а также своевременным и качественным выполнением арбитражным управляющим обязанностей, возложенных на него Законом о банкротстве [2].

Эффективность антикризисного управления зависит в первую очередь от того, насколько совершенно и единообразно осуществляется антикризисное регулирование на макроуровне. Кроме того, в числе основных факторов эффективности проведения процедур банкротства следует назвать достоверность и полноту документов, выступающих в качестве источников информации для осуществления полномочий арбитражного управляющего, а также уровень профессиональной подготовки арбитражных управляющих и привлекаемых ими экспертов-специалистов.

Если уровень профессиональной подготовки рассматривается Законом о банкротстве в числе требований, которым должен соответствовать арбитражный управляющий, то о полноте и достоверности информации заходит речь только в Правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 367 от 25.06.2003 (в дальнейшем — Правила). В иных нормативно-правовых актах института банкротства о них не упоминается, что является, на наш взгляд, существенным недостатком нормативно-правового обеспечения системы банкротства в целом.

Согласно Правилам при проведении финансового анализа арбитражный управляющий должен руководствоваться принципами полноты и достоверности, в соответствии с которыми:

— в процессе анализа должны быть использованы документально подтвержденные данные;

— все заключения и выводы должны основываться на расчетах и реальных фактах;

— в документах, содержащих результаты анализа финансового состояния должника, должны быть приведены все данные, необходимые для расчета показателей, характеризующих его платежеспособность [3].

Таким образом, соблюдение принципа достоверности и полноты относится как к документу, содержащему результаты аналитических процедур, так и к информации, которая используется в процессе его проведения.

На наш взгляд, полнота и достоверность должны касаться содержания всех источников информации, к которым обращается арбитражный управляющий в процессе своей деятельности, что обеспечит высо-

кое качество всех составляемых в процессе проведения процедуры банкротства документов и отчетов.

Следует отметить, что принцип полноты документа, содержащего результаты анализа, требует отражения всех существенных с точки зрения цели значимых фактов хозяйственной жизни и сторон исследуемой ситуации. Требования к полноте источника информации определяются целью подготовки отчета арбитражного управляющего. Следовательно, полнота документа зависит от цели его подготовки, изменяющейся в зависимости от процедуры банкротства.

Информация, содержащаяся в источнике, должна быть действительной, истинной и правильной, т. е. достоверной. Согласно этимологии слово «достоверность» произошло от слова «достоверный», которое, в свою очередь, заимствовано из старославянского языка и означает «верный, не вызывающий сомнений». Правило достоверности Декарта гласит: «Истинное познание возможно только при помощи мышления» [4]. Положение о достоверности предопределяет и правило познания: «Чем меньше ясность и отчетливость представления, тем меньше степень его достоверности, с которой являют его истинность и реальность» [4]. Исследования понятия «достоверность» отечественными философами позволяют сделать утверждение, что, с одной стороны, прослеживается отрицание содержательности исследуемого понятия, поскольку определение ему дается через убеждение, уверенность; с другой стороны, отождествление понятий «истина» и «достоверность» означает подчеркивание объективности [5].

На каждом этапе банкротства необходимы те или иные сведения в зависимости от особенностей проводимых мероприятий. Они запрашиваются в виде списка необходимых документов и информации для осуществления полномочий арбитражного управляющего. Если на стадии наблюдения и финансового оздоровления информация конкретизируется, то во внешнем управлении и конкурсном производстве говорится о необходимости передачи всей документации, поскольку полномочия органов управления должника прекращаются и функции руководителя возлагаются на арбитражного управляющего.

Перечень необходимой информации и документов для проведения процедуры банкротства определяется в соответствии с Законом о банкротстве, Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, Временными правилами по проведению экспертизы о наличии/отсутствии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства и иными документами. Его можно представить следующим образом:

• статистическая, бухгалтерская и налоговая отчетность, регистры бухгалтерского и налогового учета, материалы аудиторских проверок и отчетов оценщиков;

• учредительные документы, протоколы общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестр акционеров, договоры, планы, сметы, калькуляции;

• положения об учетной политике (в том числе для целей налогообложения), рабочий план счетов бухгалтерского учета, схемы документооборота, организационной и производственной структур;

• отчетность филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений;

• материалы налоговых проверок и судебных процессов;

• нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность должника;

• документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо иным образом определять его действия;

• перечень имущества на дату подачи заявления о признании должника банкротом, а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период;

• перечень дебиторов и кредиторов;

• справка о задолженности перед бюджетом;

• иные учетные документы и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность должника.

Законодательством список документации и информации, необходимой для проведения процедуры банкротства, остается открытым, что дает право арбитражному управляющему самостоятельно его разрабатывать.

Достоверность подготавливаемых арбитражным управляющим в процедуре банкротства выводов и документов находится в прямой зависимости от того, какой степени достоверности соответствуют данные вышеуказанных источников. Качество учетной и отчетной информации, в свою очередь, зависит от уровня профессиональной подготовки лиц, ее формирующих, и желания руководства предоставить пользователю всю существенную информацию. Что касается крупного бизнеса, то результаты финансово-хозяйственной деятельности, представленные пользователям, в структуре бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат независимой проверке в рамках института аудита. Сложнее дела обстоят с представителями малого бизнеса, которым в соответствии с законодательством дано право либо формировать показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности с отступлением от действующих норм, т. е. неприменения ряда нормативных актов по бухгалтерскому учету, либо представлять отчетность по упрощенной форме, либо в ряде случаев ограничиваться ведением

книги доходов и расходов с целью расчета налоговых обязательств [6].

В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ от 06.12.2011, вступающим в действие с 01.01.2013, особые требования к специалистам, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета, предъявляются только в случае, если речь идет о следующих типах организаций:

• открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций);

• страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах;

• акционерных инвестиционных фондах;

• управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов;

• иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);

• органах управления государственных внебюджетных фондов;

• органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

К лицу, на которое может быть возложено ведение бухгалтерского учета в обозначенных организациях, предъявляются следующие основные требования:

1) высшее профессиональное образование;

2) стаж работы бухгалтером или аудитором не менее трех лет из последних пяти календарных лет;

3) при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

4) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

К специалистам, ведущим бухгалтерский учет на предприятиях малого и среднего бизнеса, какие-либо требования не предъявляются, мало того, руководитель организации вправе вести бухгалтерский учет самостоятельно [7]. В числе потенциальных банкротов в большей степени присутствуют именно малые и средние организации. О качестве отчетной информации таких субъектов хозяйствования можно лишь догадываться.

Как показывает практика, рассмотренный выше перечень документов не является исчерпывающим и в процессе проведения процедуры банкротства дополняется документами, подтверждающими право собственности на имущество, сообщениями регистрирующих органов о должнике, его имуществе, совершенных действиях и сделках, а также иной информацией.

Поскольку это обстоятельство не всегда находит понимание у руководства проверяемого субъекта, то, на наш взгляд, перечень необходимых документов, за-

прашиваемых для деятельности арбитражного управляющего, должен быть расширен.

Законом о банкротстве установлено, что запрашиваемые сведения и документы должны быть подготовлены и переданы арбитражному управляющему в течение семи дней с даты получения запроса, однако часто предприятию (особенно крупному) сложно уложиться в эти сроки, поскольку объем предоставляемой документации может оказаться довольно большим. В этой связи предлагается структуриро-

Измерить эффективность проведения процедуры финансового оздоровления можно с помощью системы показателей, характеризующих платежеспособность должника и отсутствие задолженности, подлежащей погашению на данном временном отрезке процедуры.

Положительным результатом процедуры внешнего управления следует считать достижение среднеотраслевых (нормативных) показателей платежеспособности предприятия.

Эффективность процедуры конкурсного производства может быть оценена полнотой удовлетворения требований кредиторов и отсутствием непогашенной кредиторской задолженности.

На каждой стадии банкротства между собственниками предприятия-должника и кредиторами может быть заключено мировое соглашение, что, на наш взгляд, следует рассматривать как положительный результат проведения процедуры [8].

вать запрашиваемую информацию по группам, согласно потребности в ней, обусловленной сроками проведения той или иной обязанности арбитражного управляющего.

Эффективность антикризисного управления в процедурах банкротства может быть оценена на основе ряда количественных показателей и качественных характеристик, представленных в таблице 3, отражающих степень достижения поставленной цели процедуры банкротства.

Общими показателями эффективности для всей процедуры банкротства выступают своевременное и качественное выполнение арбитражным управляющим своих обязанностей на каждой стадии банкротства, а также достижение целей с минимальными затратами и в максимально сжатые сроки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большое влияние на эффективность проведения процедуры банкротства оказывает такой фактор, как профессионализм арбитражного управляющего и специалистов, привлекаемых на договорной основе для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Такими специалистами могут быть бухгалтер, юрист, аналитик, аудитор, оценщик, делопроизводитель (офис-менеджер), реестродержатель, организатор торгов, специалист по обработке документов по кадрам для сдачи в архив и т. д.

Требования к арбитражному управляющему, его права, обязанности и ответственность, предусмотренные Законом о банкротстве, достаточно высо-

Таблица 3

Количественные показатели и качественные характеристики эффективности

проведения процедуры банкротства

Процедура банкротства Оценочные характеристики

Наблюдение • выполнение анализа финансового состояния должника в соответствии с законодательством; • прекращение процедуры банкротства; • сохранность имущества должника; • заключение мирового соглашения; • своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Законом о банкротстве, в рамках процедуры

Финансовое оздоровление • улучшение показателей платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности; • достижение безубыточной деятельности; • ликвидность бухгалтерского баланса; • погашение кредиторской задолженности в соответствии с утвержденным графиком; • заключение мирового соглашения

Внешнее управление • улучшение показателей платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности; • достижение безубыточной деятельности; • погашение кредиторской задолженности; • ликвидность бухгалтерского баланса; • заключение мирового соглашения

Конкурсное производство • отсутствие непогашенной кредиторской задолженности; • полнота удовлетворения требований кредиторов; • заключение мирового соглашения

кие, однако не всегда их соблюдение гарантирует выполнение управляющим своих функций на высоком профессиональном уровне.

В числе требований: высшее профессиональное образование; членство в одной из саморегулируемых организаций; наличие стажа работы на руководящих должностях не менее одного года и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего не менее шести месяцев или стажировки в качестве помощника не менее чем два года; сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления; отсутствие судимости за совершение умышленного преступления, наличие договора обязательного страхования ответственности; оплата членских взносов [1].

Управление несостоятельным предприятием проходит в сложных и противоречивых условиях и под воздействием таких факторов, как:

1) конфликт интересов участников банкротства;

2) контроль со стороны кредиторов, арбитражного суда и налоговой службы, предъявляющих свои требования к направлению и содержанию процедуры банкротства;

3) ограниченный промежуток времени проведения процедуры банкротства;

4) четкие сроки выполнения обязанностей, за нарушение которых арбитражный управляющий несет административную ответственность;

5) необходимость изучения деятельности компании с нуля.

В этой связи, помимо знания закона и соответствия его требованиям, арбитражный управляющий должен

быть профессионально компетентным лицом, обладающим высокими морально-этическими качествами и социально ответственным за результаты своей работы. Соответствие арбитражного управляющего правовым требованиям и моральным ценностям, его правовая и социальная ответственность за принятые решения и действия в процедуре банкротства способны повысить эффективность всех мероприятий процедуры банкротства, обеспечить полноту и достоверность полученных результатов и выводов о работе предприятия-должника и дальнейшей перспективе его существования.

В заключение следует отметить, что антикризисное управление в процедурах банкротства наиболее полно раскрывается в особенностях их проведения на основе действующего законодательства и мероприятиях, которые должны быть выполнены арбитражным управляющим в зависимости от сложившейся ситуации. Оно использует как общие управленческие, так и специфические инструменты и методы, обусловленные особенностями проведения процедуры и обязанностями арбитражного управляющего, установленными Законом о банкротстве.

Эффективность антикризисного управления в процедурах банкротства определяется степенью достижения целей процедуры в установленные законодательством сроки и зависит от субъективных и объективных факторов, в числе которых наиболее значимыми являются профессионализм арбитражного управляющего, полнота и достоверность документов, выступающих источниками информации для принятия решений и выполнения обязанностей арбитражного управляющего, а также своевременность их предоставления. Однако немаловажная роль в обеспечении эффективности антикризисного управления отводится согласованности и единообразию антикризисного регулирования на макроуровне.

Библиографический список

1. О несостоятельности (банкротстве) : Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru.

2. Рудакова О. Ю., Соколова О. Н. Инновационные подходы к повышению результативности антикризисного управления в процедурах банкротства промышленных предприятий : монография. — Барнаул, 2012.

3. Об утверждении правил проведения финансового анализа арбитражным управляющим : Постановление Правительства РФ № З67 от 25.06.200З // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru.

4. History of Modern Philosophy: Rene Descartes: Per. with him. / K. Fisher. — M., 2004.

5. Рудакова Т. А., Рудакова О. Ю. Информационное обеспечение антикризисного менеджмента в процедурах банкротства // Известия Алт. гос. ун-та. — 2010. — № 2/1 (66).

6. Рудакова Т. А., Рудакова О. Ю. Статус экономического субъекта как критерий достоверности финансовой информации // Вестник ААЭП. — 2010. — № 2 (15).

7. Рудакова Т. А. Изменение системы нормативного регулирования бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 13 (211).

8. Рудакова О. Ю., Рудакова Т. А. Оценка результативности антикризисного управления в процедурах банкротства // Менеджмент в России и за рубежом. — 2011. — № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.