МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х
работающий человек, но не зарабатывающий при этом на жизнь. К этой категории относятся, преимущественно, работники бюджетной сферы, научные кадры. Это тоже осложняет уже и так нестабильное положение работающих граждан и ужесточает последствия процессов оптимизации. Поэтому социальные последствия ее и кризисное состояние нынешнего общества требуют не только новых подходов к управлению, но и системы конкретных государственных мер, направленных на обеспечение соблюдения социально-экономических прав и социальной защиты. Внедряя новые технологии мотивации и стимулирования персонала, нельзя забывать о моральных аспектах, для того чтобы сотрудники чувствовали и защищенность, и профессиональное удовлетворение. [3,^343]
Список использованной литературы
1.Авдеев, В.В. Управление персоналом. Оптимизация командной работы: Реинжиниринговая технология: Практикум / В.В. Авдеев. - М.: ФиС, 2008.
2. Блинова М.Г Содержание деятельности менеджера по работе с персоналом в социальной сфере и ее составляющие: Учебное пособие для слушателей институтов и факультетов повышения квалификации, преподавателей, аспирантов и других профессионально-педагогических работников / М.Г.Блинова, М-во образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВПО "Российский гос. профессионально-пед. ун-т", Учреждение Российской акад. образования "Уральское отделение". Екатеринбург, 2011. "
3.Блинова М.Г Современные подходы к мотивации и стимулированию преподавательских кадров учреждений высшего образования: проблемы и решения - В книге: Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы Материалы XVШ Всероссийской научно-практической конференции. 2015.". Екатеринбург, 2015.
© Блинова М.Г., 2016
УДК 330
Болдырева Антонина Сергеевна
студентка «РЭУ им. Г.В. Плеханова» (филиал в г. Пятигорске) г. Пятигорск, РФ E-mail: [email protected] Шикунова Людмила Николаевна доцент, к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, управления и маркетинга «РЭУ им. Г.В. Плеханова» (филиал в г. Пятигорске) г. Пятигорск, РФ E-mail: [email protected]
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Аннотация
Управленческий анализ призван превратить экономическую и неэкономическую информацию в пригодную для принятия решения. Логическая обработка, изучение, обобщение фактов, их систематизация,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
выводы, предложения, поиск резервов - все эти задачи решаются в рамках управленческого анализа, который призван обеспечить обоснованность управленческого решения и повысить его эффективность.
Ключевые слова
Управленческий анализ, информационное обеспечение управленческого анализа, методы управленческого
анализа.
Естественная ограниченность ресурсов требуют от предприятия эффективных форм хозяйствования, управления производством и реализацией продукции, достижения конкурентоспособности производимой продукции и услуг, активизации инициативы и предприимчивости. Важная роль в реализации этих задач принадлежит анализу основных показателей производственно-экономической деятельности, а также позиционирования на внутреннем и внешнем рынках, конкурентоспособности и устойчивости предприятия. При этом формируется особый сегмент комплексного экономического анализа - управленческий анализ, результаты которого позволяют обосновать эффективные управленческие решения, включая стратегическое управление организацией [4, с. 6].
М.А. Вахрушина рассматривает управленческий анализ как элемент сразу двух экономических дисциплин: экономического анализа и управленческого учета. Она выделяет семь особенных признаков управленческого анализа [2, с. 11]:
1. ориентация на внутреннее потребление;
2. использование релевантной непубличной информации;
3. перспективная направленность результатов анализа;
4. основа для принятия управленческих решений;
5. конфиденциальный характер;
6. оперативность;
7. отраслевая ориентация.
С учетом приведенных признаков, управленческий анализ может быть определен как направление экономического анализа, ориентированное на внутреннее потребление, базирующееся на оперативной релевантной информации, носящее конфиденциальный характер и имеющее перспективную направленность. Проводится управленческий анализ с учетом отраслевой специфики деятельности анализируемой организации, результаты его используются руководством для выработки текущих и перспективных управленческих решений.
Круг задач управленческого анализа, выделяемых отечественными учеными, широк и разнообразен. Начиная от выбора системы показателей, описывающих конкретную проблему, аналитических процедур, наиболее подходящих для ее решения, их адаптации, выявления ограничений и путей их преодоления, до предоставления результатов ответственным лицам и выработки рекомендаций относительно выбора варианта решения поставленной проблемы [3, с. 14]. Кроме того, к задачам управленческого анализа относятся: анализ рынка, анализ состояния активов и пассивов с целью управления ими, анализ эффективности использования трудовых и материальных ресурсов; анализ и управление затратами, обеспечение контроля реализации управленческих решений и их результатов, оценка эффективности деятельности организации и ее подразделений. Можно обобщить все эти задачи, выразив их как информационное обеспечение процесса принятия управленческого решения [6, с. 5].
Рассматривая информационное поле управленческого анализа, следует отметить, что оно должно отвечать поставленным целям и задачам организации, но, в то же время, особенности информационного потока определяют способы достижения поставленных целей. Информационное поле управленческого анализа значительно шире, чем в финансовом анализе. Вся входящая информация характеризуется сложной структурой. Данные формируются как во внутренней, так и во внешней бизнес-среде и поступают через систему горизонтальных и вертикальных потоков со всей их сложностью и многообразием связей. На рисунке 1 представлено информационное поле управленческого анализа.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ^БЫ 2410-700Х
Входящая ннф орм а ция
{вертикальные
Рисунок 1 - Система информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений
Наиболее значимая для целей проведения управленческого анализа информация поступает по горизонтальным каналам связи. Горизонтальными потоками следует считать информацию, передаваемую между структурными подразделениями организации, выполняющими различные функциональные задачи и не подчиненными друг другу [3, с. 15].
Вертикальные потоки аналитической информации, как правило, имеют два направления: сверху вниз и снизу вверх. Вертикальный поток снизу вверх передает информацию от управляющих более низкого уровня управляющим более высокого уровня. Таким образом, руководство организацией получает данные о деятельности организации из первых рук: из тех структурных подразделений и звеньев, где эта информация впервые появляется на свет. В то же время, общую картину происходящего видит лишь высшее руководство, где аккумулируются все информационные потоки деятельности организации, оно и определяет стратегию, приоритетные направления развития деятельности организации, и, через вертикальные потоки сверху вниз, посредством приказов, распоряжений, методологических указаний, эта информация поступает на места.
На рисунке 1 видно, что все эти горизонтальные и вертикальные потоки являются входящей информацией в системе управленческого анализа. Прежде, чем стать информацией, пригодной для принятия управленческих решений, эти данные должны быть подвергнуты обработке и предстать в виде аналитических материалов, отвечающих поставленной задаче и конкретной проблеме.
Кроме горизонтальных и вертикальных аналитических информационных потоков входящую информацию также принято различать по характеру и форме содержащихся в ней сведений.
Исходя из этого, входящая информация делится на три типа:
1. учетная информация;
2. внеучетная информация (внешняя и внутренняя);
3. нормативно-техническая информация (внешняя и внутренняя).
Учетная информация представляет собой преимущественно данные числового характера, формируемые в системе бухгалтерского, налогового, управленческого и статистического учета, а также данные оперативного производственного учета и отчетности. Как правило, учетная информация формируется по унифицированным формам, разработанным как на законодательном уровне, так и на уровне самой организации.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
Данные бухгалтерского учета и отчетности являются основным источником информации, так как отражают комплексное финансово-хозяйственное состояние деятельности любой организации. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности помогает руководству организации всесторонне оценить платежеспособность, ликвидность, деловую активность, эффективность и рентабельность деятельности организации за отчетный период. Не обойтись и без планово-нормативной информации. Как правило, для оценки эффективности функционирования и развития организации текущие показатели деятельности организации сравнивают с показателями прошлых периодов, среднеотраслевыми и нормативными показателями [5, с. 36].
Эффективность управленческого анализа во многом определяется выбранными и использованными методами исследования. Один из главных принципов выбора методов исследования состоит в том, что их отбор происходит исходя из задач, которые необходимо решить в ходе исследования. Поэтому сначала формируется перечень задач исследования, который соотносится с методами, позволяющими эти задачи решить. Далее выбор метода осуществляется на основе следующих требований:
1) практическая применимость метода. Методы эффективны лишь при определенных условиях, в определенных ситуациях. Например, для достоверности результатов кластерного анализа объем выборки должен быть не менее двадцати элементов;
2) стоимость реализации метода. Стоимость использования метода должна быть меньше, чем стоимость получаемого с его помощью результата;
3) эффективность метода. Как правило, увеличение точности решения повышает стоимость метода быстрее, чем получаемые от его применения выгоды;
4) достоверность метода. Когда имеют дело с оценкой потенциально крупных выгод или потерь, наилучший подход состоит в выборе метода или набора методов, которые обеспечивают самую высокую достоверность оценки ожидаемой отдачи. Обычно погрешности применения метода оцениваются из опыта его применения;
5) стабильность результатов, получаемых с помощью метода. При выборе метода следует учитывать скорость изменения взаимосвязей системы с ее внешним окружением. Если ситуация очень динамична, то достаточно применения методов, дающих приближенные решения;
6) сбалансированность данного метода с другими методами. Например, если на этапе выявления проблем использовались примитивные методы сбора данных и отсутствовал контроль их достоверности, то на других этапах решения проблемы не имеет смысла применять сложные методы обработки статистических данных, например, регрессионный или факторный анализы.
Всю совокупность методов стратегического управленческого анализа можно разделить на три большие группы.
I группа - методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов: метод «мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры» и т.д.
II группа - методы формализованного представления системы управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов исследования:
1) аналитические (интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы математического программирования, теории игр);
2) статистические (математическая статистика, теория вероятности, теория массового обслуживания, методы статистических испытаний и др.);
3) теоретико-множественные, логические, лингвистические представления;
4) графические (диаграммы, графики, гистограммы и др.).
III группа - комплексированные методы, представляющие собой интеграцию методов I и II групп: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология и др.
В основе управленческого анализа лежит процесс принятия решения, поэтому целесообразно рассмотреть также классификацию методов исследования в зависимости от этапа принятия решения:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
1. Определение целей организации: методы выявления потребностей (в основном, из области маркетинга), SWOT-анализ, анализ STEEP-факторов, социологические методы, методы теории ценностей (аксиологии), сбалансированная система показателей.
2. Выявление проблем по пути достижения целей: клинический метод; методы имитационного моделирования (в том числе деловые игры); методы экспертного опроса.
3. Выявление источников проблем: анализ истории фирмы (например, при использовании клинического метода); регрессионный и корреляционный анализы; факторный анализ; многоугольник конкурентноспособности.
4. Разработка вариантов решений, поиск решений: эвристические методы (например, метод «мозговой атаки»); морфологический анализ; линейное или динамическое программирование; моделирование деятельности организации и эволюции ее окружения, «Дом качества», методика Р. Коха, метрика стратегических процессов по И. Гуркову.
5. Отбор наилучших решений: линейное и динамическое программирование; методы оценки эффективности вариантов решений (например, «затраты - выгоды»); функционально-стоимостной анализ; методы статистики и методы сравнения (например, кластерный анализ), сбалансированная система показателей.
6. Согласование решений с персоналом: деловые игры, методы «внутреннего маркетинга», психологические методы взаимодействия в малых группах, оценка степени удовлетворенности интересов стейкхолдеров.
7. Утверждение решения: методы оценки риска и методы управления риском.
8. Подготовка решения к вводу в действие: сетевое планирование и управление, методы программирования деятельности подразделений.
9. Сопровождение применения решения: методы мотивации персонала, методы выборочных обследований, статистические методы, методы теории измерений, методы теории автоматического регулирования.
10. Проверка эффективности выполненного решения: методы выборочных обследований, социологические методы, методы контроля, анализ надежности, методы анализа эффективности [1, с. 14].
Таким образом, с целью повышения качества принятия управленческих решений, позволяющих учитывать требования всех заинтересованных сторон бизнеса, руководство организации должно уделять особое внимание организации информационных потоков, регламентировать процесс сбора, обработки и хранения аналитической информации, применять в своей деятельности методы управленческого анализа, которые ориентированные с одной стороны на проведение анализа текущей деятельности предприятия с целью выявления путей обеспечения его долгосрочной прибыльности, а с другой предполагают определение стратегических альтернатив и обоснование выбора успешной стратегии.
Список использованной литературы:
1. Акмаева Р.И. Стратегический управленческий анализ: учебно-методическое пособие / Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова. - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2013. - 221 с.
2. Вахрушина, М.А. Управленческий анализ: вопросы теории, практика проведения: монография / М.А. Вахрушина, Л.Б. Самарина. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 144 с.
3. Волкова, О.Н. Управленческий анализ: учеб. / О.Н. Волкова. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2011. -304 с.
4. Кундиус В.А. Управленческий анализ деятельности предприятий агропромышленного комплекса: учебное пособие / В.А. Кундиус. - М.: КНОРУС, 2016. - 392 с.
5. Полозова, А.Н. Управленческий анализ в отраслях: учеб. пособие / А.Н. Полозова, Л.В. Брянцева. - М.: КНОРУС, 2010. - 335 с.
6. Соколов, Я.В. Управленческий учет: учебник / Я.В. Соколов. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 720 с.
© Болдырева А.С., Шикунова Л.Н., 2016