Таровых А. О. аспирант
кафедра бухгалтерского учета и аудита Байкальский государственный университет экономики и права
Россия, г. Иркутск
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ
Аннотация: Статья посвящена обзору теории управленческого анализа, определены цели, задачи, функции. Так же в статье рассмотрена общая схема анализа себестоимости.
Ключевые слова: внутренний финансовый анализ, экономическая эффективность, управленческий учет, планирование, анализ себестоимости.
На современном этапе развития экономики повышение экономической эффективности и качества продукции требует всестороннего анализа использования элементов производственного процесса: труда, средств труда и предметов труда. Качественные показатели использования производственных ресурсов являются показателями экономической эффективности повышения технико-организационного уровня.
Финансовый анализ позволяет выявить финансовые возможности предприятия, своевременно обнаружить негативные тенденции его развития, в том числе угрозу банкротства, выработать меры по улучшению финансового состояния.
По субъектам проведения различают два вида финансового анализа: внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится службами предприятия, и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель - установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получение максимума прибыли и исключение банкротства [1, с. 16].
Информационная база такого анализа весьма широка, она включает любую информацию, циркулирующую внутри организации и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потерь.
Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа. Схема финансового и управленческого анализа
приведена на рисунке 1 [1, с. 36].
Рис. 1. Схема финансового и управленческого анализа
Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. В мировой практике управленческий анализ традиционно считается составной частью управленческого учета, которая занимается информационно-аналитическим обеспечением администрации, руководства предприятия.
Основные задачи управленческого анализа:
- анализ ресурсных возможностей увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования основных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов;
- оценка динамики показателей прибыли, финансового состояния;
- оценка обоснованности образования и распределения ее фактической величины;
- изучение структуры прибыли;
- выявление и измерение действий различных факторов на прибыль;
- оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек;
- выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности;
- анализ взаимосвязи объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства;
- оценка возможных результатов производства и реализации продукции и путей ускорения этих процессов;
- изучение и объективная оценка выполнения плана и эффективности производства по предприятию в целом и по отдельным подразделениям.
Основными источниками информации для внутреннего анализа финансового состояния предприятия служат данные управленческого учета, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые
расшифровывают и детализируют отдельные статьи, бюджеты. В зависимости от отрасли перечень источников информации может дополняться, так, например, в строительстве используются данные проектно-сметной документации для определения плановых показателей.
Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле над их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.
Финансовый анализ является необходимым элементом выполнения функций управления. Основными функциями управления экономической деятельности (функции экономического управления) являются:
- информационное обеспечение управления - сбор, обработка, систематизация и группировка информации об экономических процессах и явлениях;
- анализ хода экономической деятельности и ее результатов, оценка возможностей экономической деятельности;
- планирование - оперативное, текущее, перспективное;
- организация управления, т.е. организация эффективного функционирования всех элементов финансовой системы хозяйствующего субъекта в целях рационального использования материальных ресурсов.
Эффективность принятия управленческих решений определяется качеством аналитических исследований. Учет, планирование и анализ обеспечивают качество управленческих решений.
Особенностями управленческого анализа являются:
- ориентация результатов анализа на руководство предприятия;
- использование всех источников информации для анализа;
- отсутствие регламентации анализа со стороны;
- комплектность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
- интеграция учета, анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
- максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны [2, с. 29].
Классический финансовый анализ показывает результаты
деятельности предприятия в целом. Управленческий анализ дает оценку внутренних и внешних факторов создавшейся ситуации, общих тенденций развития экономических процессов, возможных резервов повышения эффективности производства; предусматривает анализ степени напряженности и выполнения плана по всем видам показателей, изучение хода оперативного выполнения плана, влияющих на него негативных причин, путей их устранения.
Управленческий анализ — это часть экономического анализа, представляющая собой систему специальных знаний, связанную с исследованием ресурсов предприятия в увязке с его возможностями, складывающимися под влиянием объективных и субъективных факторов, с целью повышения эффективности финансовых результатов и развития тактического и стратегического управления. Цель управленческого анализа — получение ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и наиболее точную картину экономического, хозяйственного состояния и финансовых результатов деятельности предприятия.
Система целей управленческого анализа — это:
— оценка места предприятия в данном сегменте бизнеса; определение организационно-технических возможностей предприятия; оценка конкурентоспособности продукции, емкости рынка;
— анализ ресурсных возможностей увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования средств труда, предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов;
— анализ возможных результатов производства и реализации продукции и пути ускорения процессов производства и продажи;
— принятие решения по ассортименту и качеству продукции, запуску в производство новых образцов продукции;
— разработка стратегии управления затратами на производство по отклонениям, по центрам затрат, ответственности;
— выбор политики ценообразования;
— анализ взаимосвязи объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства.
В зависимости от поставленных задач объектами управленческого анализа могут быть: деятельность предприятия в целом, или производство, или расходы, или финансовые результаты, или анализ сегмента рынка, или комплексный анализ эффективности использования ресурсов и т.д.
Управленческий анализ решает следующие задачи:
— устанавливает основные закономерности развития предприятия;
— выявляет внутренние и внешние факторы, стабильный или случайный характер отклонений и является инструментом обоснованного планирования;
— способствует лучшему использованию ресурсов, выявляя неиспользованные возможности, указывая направления поиска резервов и
пути их реализации;
- способствует воспитанию коллектива организации в духе бережливости и экономии;
- воздействует на совершенствование механизма самоокупаемости предприятия, а также самой системы управления, вскрывая ее недостатки, указывая пути лучшей организации управления [2, с. 25].
Если учет поставляет информацию, то управленческий анализ должен превратить ее в пригодную для принятия решения. Логическая обработка, причинное изучение, обобщение фактов, их систематизация, выводы, предложения, поиск резервов — все это задачи управленческого анализа, который призван обеспечить обоснованность управляющего решения и повысить его эффективность.
В качестве основных показателей эффективности своей деятельности большинство предприятий рассматривают прибыль, выручку и объем затрат как по компании в целом, так и по подразделениям. На основе анализа прибыльности подразделений финансово-экономическая служба компании проводит сравнительный анализ эффективности деятельности предприятий. Также используют показатели, характеризующие прибыльность: операционная и валовая прибыль компании, большое внимание уделяется таким показателям, как оборачиваемость запасов и кредиторская задолженность, текучесть кадров, объем запасов сверх нормы, прибыльность по продуктам, маржинальный доход - это разность между выручкой от продаж и суммарной величиной определенных или полных издержек, связанных с производством и продажей. Существуют и специализированные показатели, обусловленные отраслевой принадлежностью предприятия. В управленческом учете применяются не только финансовые показатели. Существенны и региональные факторы, цена на одну и ту же продукцию в этих регионах очень сильно различается. С развитием предприятия состав управленческой информации корректируется в соответствии с меняющимися потребностями бизнеса в целом.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение, потому что позволяет определить тенденции изменения затрат производства, выполнение плана по уровню себестоимости, влияние факторов изменения издержек производства и на этой основе дать оценку работы предприятия и установить резервы снижения себестоимости продукции.
В процессе анализа себестоимости устанавливаются влияния на уровень издержек роста производительности труда, использование рабочего времени, материальные ресурсы и основные фонды, выявляются непроизводительные затраты, допущенная бесхозяйственность и расточительность и другие факторы, оказавшие положительное и отрицательное влияние на формирование себестоимости, а следовательно, и на конечный финансовый результат деятельности предприятия.
Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов. Группировка затрат по элементам необходима для изучения материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости, фондоемкости и выявления возможностей повышения использования того или иного ресурса. Группировка затрат по назначению (статьям калькуляции) указывает на какие цели, куда и в каких размерах израсходованы ресурсы и необходима для определения себестоимости отдельных видов изделий.
Различают затраты прямые, которые связаны с производством определенных видов продукции и прямо относятся на тот или иной объект калькуляции, и косвенные, связанные с производством нескольких видов продукции и относимые на объекты калькуляции путем распределения пропорционально соответствующей базе (заработной плате, прямым расходам, производственной площади и др.).
Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему.
Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется при планировании и сравнительном анализе.
Анализ себестоимости проводится по следующим основным направлениям:
- анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения;
- анализ себестоимости единицы продукции или себестоимости 1 руб. товарной продукции;
- анализ структуры затрат, ее динамики;
- факторный анализ себестоимости по статьям;
- изучение расходов по обслуживанию производства и управлению;
- анализ потерь от производственного брака;
- выявление резервов снижения себестоимости.
Анализ себестоимости может проводиться как ретроспективный, так и оперативный, предварительный, перспективный (прогнозный). Ретроспективный анализ проводится в целях накопления информации о динамике затрат, факторах их изменения. Оперативный анализ себестоимости направлен на своевременное выявление непроизводительных затрат и потерь. Предварительный анализ себестоимости проводится на этапе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Перспективный (прогнозный) анализ проводится для оценки изменения себестоимости продукции, как в целом, так и по отдельным изделиям в связи с изменениями в прогнозируемом периоде на рынке
ресурсов [3, c. 247].
Рассмотренная общая схема анализа себестоимости в отдельных отраслях должна дополняться с учетом особенностей формирования показателей затрат и себестоимости. Так, в машиностроении и металлообработке недостаточно анализировать лишь себестоимость товарной продукции и готовых изделий - машин, станков, агрегатов и др. Значительное влияние на себестоимость конечной продукции в машиностроении оказывают литье, поковки, являющиеся продукцией своих заготовительных цехов. Поэтому детальному анализу подвергается себестоимость литья, в частности структура затрат на металлошихту, используемую для выплавки отливок, а также уровень брака. Существенное значение в машиностроении имеют расходы на заработную плату. На отдельных предприятиях они достигают 30% и более. В условиях бригадной организации труда задача упрощается, так как показатели оплаты при этом тесно связаны, с конечной продукцией цеха, бригады, участка.
Использованные источники:
1. Никифорова Н.А. Управленческий анализ: учебник для магистров / Н.А. Никифорова, В.Н. Тафинцева ; под общ. ред. Н.А. Никифоровой - М. : Юрайт, 2013. - 442 с.
2. Шадрина Г.В. Управленческий анализ в отраслях производственной сферы: учебное пособие / Г.В. Шадрина. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. - 174 с.
3. Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник / Чечевицына Л.Н. Чечевицын К.В. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 368 с.
Тимербаев Д.Ф. студент 5го курса Иремадзе Э.О., к.х. н.
доцент
ГОУ ВПО СФ «Башкирский государственный университет»
Россия, г. Стерлитамак ОПТИМАЛЬНЫЕ ПОРТФЕЛИ, ЛИМИТЫ И БАЛАНСЫ БАНКА ОАО АКБ «РОСБАНК»
Аннотация: Данная работа посвящена оптимальному размещению активов банка, способствующая получению максимально возможной прибыли.
Ключевые слова: Прибыль, активы, пассивы, денежные средства, АКБ «Росбанк ».
Коммерческие банки являются важнейшим звеном рыночной экономики. В процессе их деятельности опосредуется большая часть денежного оборота в государстве, происходит формирование источников капитала для расширенного воспроизводства путем перераспределения