экономические науки
Василенко Марина Евгеньевна, Алексеева Лариса Федоровна, Малышева Виктория Владимировна К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ ...
УДК: 657.471.6
К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ
ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
© 2017
Василенко Марина Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики» Алексеева Лариса Федоровна, доцент кафедры «Экономики» Малышева Виктория Владимировна, старший преподаватель кафедры «Экономики»
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Проблема управления затратами - одна из наиболее серьёзных и сложных в современных условиях российской экономики. Переход к свободной конкуренции, усиление самостоятельности и ответственности предприятий за результаты их деятельности определяют нарастающее внимание, которое уделяется проблеме управления затратами и их снижению. Затратный механизм влияет на ценообразование, результаты деятельности экономического субъекта, налогообложение, доходы. В статье исследованы модели затрат, приводится модель показателей управления затратами. Рассмотрены вопросы возможности использования метода «Direct-costing» в российской практике учета. Приводятся мероприятия по управлению затратами для их сокращения. Отражено влияние затрат на ценовую политику и финансовый результат любого бизнеса. Рассмотрен зарубежный опыт использования различных моделей управления затратами. Раскрыты основные цели и задачи учета производственных расходов, методы контроля затрат, принципы и функции управленческого учета. В статье приводятся виды анализа для управления затратами, раскрыто содержание этапов управленческого учета. Исследованы возможности использования аналитических способов и приемов в управлении затратами. Обобщено и структурировано управление затратами в экономических субъектах, дано понятие затратного механизма, сформирована модель эффективности управления затратами. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной, практической и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов снижения расходов и управления затратами в условиях финансового кризиса.
Ключевые слова: затраты, калькуляция, рынок, CVP-анализ, метод «Direct-cost», финансовый кризис, управление затратами, управленческий учет, финансовый результат, издержки, расходы, затратный механизм, ценовая политика.
ON THE ISSUE OF ENTERPRISE COST MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF FINANCIAL CRISIS
© 2017
Vasilenko Marina Evgenievna, Ph.D., associate professor of the department of «Economics» Alekseeva Larisa Fedorovna, docent of the department of «Economics» Malysheva Viktoriya Vladimirovna, senior lecturer of the department of «Economics» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya 41, e-mail: [email protected])
Abstract. One of the most serious and complex problems in modern Russian economy is cost management. The transition to free competition principles and growing independence and responsibility of enterprises for their financial results determine the increasing attention paid to the cost control and reduction issue. It affects pricing, financial results of the economic entity, taxations and income. The article explores cost models, provides the model of cost management indicators. There was also considered the possibility of using the "Direct-costing" method in Russian accounting practice. The measures of cost management for reducing the expenses are provided. Influence of costs for price policy and financial result of any business is reflected in this article. Foreign experience of usage variety of management models and it's considered by costs. Main objectives and tasks of the production expense accounting, control methods of costs, the principles and functions of managing accounting are opened. Analysis types for cost management are given in article. Content of stages of managing accounting is shown. Possibilities of use of analytical methods and acceptances in cost management are researched. Cost of management in economic subjects are generalized and structured, the concept of the cost mechanism is given as well and the model of effective management of costs is created. Basic points and conclusions of this article can be used in science, in practical and studying activities by consideration of questions, of expense reduction and cost management in the conditions of financial crisis.
Keywords: expenses, calculation, market, CVP-analysis, Direct-costing method, financial crisis, cost management, managerial accounting, financial result, œosts, expenses, costly mechanism, price policy.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Ориентация российских предприятий на систему учета в соответствие с международными стандартами требует специальных знаний по организации и ведению бухгалтерского учета, методике формирования и анализа учетной информации.
Важной частью финансового управления экономического субъекта является управление издержками, поскольку они влияют на ценовую политику и финансовый результат любого бизнеса. Для извлечения высокой прибыли необходимо осуществлять управление издержками.
Общеизвестно, что издержки - это любые расходы или затраты, произведенные экономическим субъектом в ходе коммерческой деятельности. Управление расходами включает использование единого подхода для исчисления реальных затрат, принятие мер для улучшения структуры издержек компании на основе анализа и сокращения себестоимости, а также выработка стратегической политики, включая ценовую; разработка мероприя-
тий для экономии средств [1].
Данные процессы для российских компаний не носят осмысленного и детального характера. Систематизированный подход, включающий анализ и детализацию издержек позволит правильно понимать и оценивать эффективность коммерческой деятельности для принятия управленческих решений руководством.
При понимании взаимосвязи и зависимости между издержками экономического субъекта и его эффективностью можно установить контроль над издержками в целях максимальной эффективности, что приведет к повышению рентабельности, [1] конкурентной ценовой политике, росту продаж и рациональному распределению ресурсов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы управленческого учета рассматривали многие ученые экономисты: Шеремет А.Д, Кондраков Н.П., Вахрушина М.А., Ивашкевич В.Б., Николаева О.Е., Шишкова Т.В.,
Василенко Марина Евгеньевна, Алексеева Лариса Федоровна, Малышева Виктория Владимировна жонжт^кш
К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ ... науки
Ковалев В.В., Вахрушева О.Б., Сигова С.В. [1]. В работах этих авторов рассмотрены аспекты управления затратами в ретроспективе. Однако современный подход управления затратами не исследовался с перспективных позиций, для обеспечения менеджеров всех уровней организаций необходимой информацией для принятия управленческих решений.
В современных условиях многие руководители не видят дополнительных выгод от эффективного управления издержками [1], поскольку это требует значительных трудозатрат и грамотных специалистов, что повысит уровень расходов по компании в целом.
В свою очередь, последствия неэффективного управления затратами (излишние расходы; установление необоснованных высоких цен на продукцию не соответствующих с рыночными, все это негативно сказывается на продажах, коммерческой деятельности или снижает интерес покупателей) [2]. Рост издержек неизбежно ведет к банкротству [3].
Таким образом, управление издержками, особенно в период финансового кризиса должен быть нацелен на снижение цен с учетом интересов покупателя.
Формирование целей статьи (постановка задания). В современной научно-практической литературе отражено немало разработанных методик по управлению издержками, по которым обычно производится снижение их величины на коммерческих предприятиях [4]. Однако, несмотря на это, остаются два важных вопроса:
1. Что необходимо предпринять, чтобы быстро определить и внедрить меры по снижению издержек и систематически применять методику управления издержками, которые принесут наибольшую выгоду компании?
2. Как можно оптимизировать конкретную производственную стратегию с точки зрения издержек, чтобы в дальнейшем правильно формировать ценовую политику продукции и продавать ее с прибылью?
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для ответов на поставленные вопросы требуется применение детализированных моделей калькуляции затрат. [5] Методы измерения издержек часто называют «моделями затрат». В зарубежной практике широко применяются три основных модели.
Модель I - «Модель калькуляции себестоимости с полным распределением издержек по категориям». В ретроспективном варианте законодательно установлено, что формирование себестоимости изделия ведется путем распределения всех затрат компании по конкретному виду продукции, или ассортиментному перечню.
Рассматриваемая модель может использоваться для переноса понесенных затрат на посредников и потребителей, а также для расчета цен с учетом требований экономики. Однако эта модель не позволяет детально исчислить уровень рентабельности по конкретным изделиям.
В условиях рыночной конкуренции выживут компании, которые снизят свои издержки до минимума.
В практике управления затратами западными компаниями применяется другой метод, состоящий в отборе части накладных расходов и включение их в стоимость конкретного изделия. Этот метод называется «Модель калькуляции с выделением устранимых издержек».
Та часть накладных расходов, которых можно было бы избежать при снятии изделия с производства и подразумевает понятие «устранимые издержки». При этом методе обеспечивается более точная оценка себестоимости изделия, чем при методе полного распределения издержек по категориям, но тем не менее не позволяет точно измерить все издержки, относящиеся к этим изделиям [1].
В современных условиях для российских предприятий наиболее предпочтителен третий метод - «Модель калькулирования себестоимости по переменным издержкам», или «Модель маржинального калькулирова-42
ния». Метод калькулирования по переменным издержкам определяет себестоимость каждой дополнительной единицы определенного вида продукции и сосредоточен на зависимости себестоимости от изменения объема производства. Его суть состоит в том, чтобы определить, какие издержки можно прямо отнести на конкретное изделие (переменные издержки). В случае, когда известна величина переменных издержек на единицу продукции, их вычитают из цены изделия и определяют, какая часть цены может покрыть накладные расходы.
Данная модель позволяет определить сумму затрат на производство единицы изделий, какая доля приходится на покрытие постоянных издержек, и какова при этом прибыль. Иными словами, к переменным издержкам следует отнести стоимость всех производственных факторов, которые необходимы для производства единицы продукции, а прибыль на переменные издержки.
Данная методика в случае изменения объема продукции дает возможность быстро и четко определить «чувствительность себестоимости». Проводя анализ для минимизации издержек, исследуя способы определения конкретных областей для их сокращения, при любом виде анализа значимыми являются следующие позиции:
1. Относится ли данная статья расходов к весомым?
2. Относится ли данная статья к контролируемым?
Очевидно, что при изменении статьи расходов, занимающей не более 1% в общей структуре расходов компании значительной экономии средств, не получится.
С другой стороны, существенная, но не охваченная контролем статья не приведет к снижению издержек. Поэтому в данной ситуации руководству предприятия необходимо сконцентрировать усилия на тех издержках, на которые можно повлиять с учетом значимых издержек. Управление издержками - это сложная, но вполне решаемая задача. Для достижения экономическими субъектами целей максимизации прибыли важно выбрать удачную стратегию сокращения издержек [7].
Актуальность вопроса обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, занятых в процессе производства продукции, в большей степени предопределяет величину получаемой прибыли, а также показатели уровня рентабельности и эффективности производства.
Что касается соотношения убыточных и прибыльных предприятий, то в 2015 году по данным Росстата соотношение прибыльных и убыточных предприятий как в сегменте микро- и малого бизнеса, так и в сегменте среднего бизнеса составило 80:20, то есть каждое 5-е предприятие являлось убыточным. На начало 2016 года число обанкротившихся предприятий выросло по сравнению с 2013 годом почти на 37 % [8].
Следовательно, в современных условиях происходит значительный рост компаний, приближающихся к банкротству, результатом чего становится прекращение деятельности. В целом в стране наблюдается нестабильная кризисная ситуация, которая требует быстрых и эффективных стратегических решений, направленных на снижение показателей банкротства. В условиях финансового кризиса управление организацией - это совокупность методов и действий, направленных с одной стороны, на уменьшение всех статей затрат, а с другой - на рост прибыли. Значимым шагом является использование новых приемов управления затратами, которые могут кардинально изменить положение организации [9].
В настоящее время, когда эффективное управление производственной деятельностью во многом определяет успешность функционирования экономического субъекта, существенно повышается роль управленческого учета. В связи с этим важно глубоко понимать содержание управленческого учета и его целевую направленность [10].
В зарубежной практике, откуда берет свое начало формирование управленческого учета бухгалтерский учет был разделен на две части: финансовый учет и учет расходов. Но развитие науки управления выдвинуло за-АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1(18)
экономические науки
Василенко Марина Евгеньевна, Алексеева Лариса Федоровна, Малышева Виктория Владимировна К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ ...
дачи повышения оперативности учета себестоимости продукции и обеспечения управления производством всех уровней соответствующей информацией. В связи с этим изменилось название данного вида учетно-анали-тической деятельности: вместо понятия «учет расходов» возник термин «управленческий учет».
Важно отметить, что экономический кризис в стране привел к снижению уровня бухгалтерского учета, учета и калькулирования себестоимости продукции в связи с тем, что большинство предприятий стараются достичь нужного уровня рентабельности за счет повышения цен, а не за счет проведения детального анализа и выявления путей оптимизации расходов [11].
Основными целями учета производственных расходов и калькуляции себестоимости продукции являются оперативный контроль, принятие специальных решений и определение себестоимости продукции. В результате система управленческого учета позволяет:
- формировать объективную информацию о величине себестоимости;
- анализировать отклонения от запланированных показателей, выявлять причины данных отклонений;
- определять размер резервов повышения эффективности использования ресурсов и обосновывать выбор наиболее предпочтительных вариантов использования;
- осуществлять планирование и прогнозирование показателей;
- принимать обоснованные управленческие решения. Достижение перечисленных задач на наш взгляд возможно только в результате глубокого анализа.
Раскрывая содержание этапов управленческого учета можно выделить следующие моменты.
1. Информация финансового учета используются для составления и представления отчетности внешним пользователям, данные управленческого учета служат для обеспечения информацией внутренних пользователей - управленческого персонала всех уровней с различной степенью детализации.
2. Затраты на производство по отношению к объему производства делятся на переменные и постоянные расходы. Наиболее широкое использование оно имеет при построении графиков анализа поведения расходов, прибыли и объема продаж.
3. В управленческом учете вводится принцип разделения затрат производства по центрам ответственности, которые используются для оперативного контроля за затратами производства и реализации продукции. Они должны быть максимально детализированы.
4. Важным методом контроля затрат на производство является составление смет расходов (бюджетов) по центрам ответственности. В бюджет включаются только те расходы, в отношении которых есть возможность контролировать их по соответствующим центрам, что является характерной особенностью.
5. Составление гибких бюджетов является оригинальным достижением управленческого учета. Фактический объем производства отклоняется от запланированного, в связи с чем разрабатываются гибкие бюджеты, позволяющие определить расходы по вариантам выполнения или перевыполнения плана.
6. В конце месяца сопоставляются фактические расходы с нормативными, определяются отклонения. При этом методом цепных подстановок рассчитываются отклонения за счет цен (тарифов) и за счет эффективности.
Для реализации данных этапов используется комплекс методов, характерных не только для учетной работы (документация, обобщение на счетах, оценка и калькуляция и др.), но и для аналитической (группировка, сравнение, индексы, корреляционный анализ, факторный анализ, нормирование и бюджетирование и др.).
Для определения мероприятий по управлению затратами необходимо владение видами эффекта, которые моделируют выполнение основных управленческих функций. Фрагмент моделирования показателей эффек-
тивности управления затратами представлен на рисунке 1.
Рисунок 1- Фрагмент моделирования показателей эффективности управления затратами
Таким образом, можно отметить, что в настоящее время, управленческий учет выполняет аналитическую функцию в большей степени, по своему содержанию соответствует управленческому анализу и требует от работников бухгалтерских служб знания и глубокого понимания аналитических приемов и методов [12].
Управленческий учет - это функция поддержки управления предприятием, которая должна обеспечить собственно переход от традиционных методов учета и контроля затрат, расчета результатов, планирования, к единой, соответствующей рыночным отношениям, системе анализа и обработки информации.
В современных условиях через свои функции управленческий учет выступает в качестве основного информационного фундамента управления внутренней деятельностью предприятия, его стратегией и тактикой. Его назначение - это сбор и обработка информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.
В условиях экономического кризиса необходимо сокращать одни затраты и увеличивать другие таким образом, чтобы предприятие не обанкротилось. Необходим быстрый оборот заёмного капитала, что само по себе затруднительно в условиях финансового кризиса [13]. Поэтому очень важно выявить такое соотношение всех мер управления, необходимых для того, чтобы справиться с колебаниями рынка, а затем начать эффективный рост деятельности.
Для того, чтобы понять, какие затраты сокращать, а какие оставить на прежнем уровне необходимо провести их тщательный анализ. Главное в таком анализе то, что с одной стороны, он показывает какие затраты нужно сократить первостепенно, а с другой, на какие можно повлиять, т.е. управляемые затраты [13].
Для целей анализа все затраты организации можно классифицировать по элементам и статьям затрат. Более того, они делятся на переменные (которые изменяются пропорционально выпуску продукции) и постоянные. Учет и планирование затрат должны проводиться в разрезе этой классификации, а также необходимо проводить горизонтальный и вертикальный анализ.
Вертикальный анализ позволяет выделить важные статьи затрат в общей их структуре и определить степень их влияния на показатели рентабельности.
С помощью горизонтального анализа можно выявить тенденции и отклонения их от плановых показа-
Василенко Марина Евгеньевна, Алексеева Лариса Федоровна, Малышева Виктория Владимировна жонжт^кш
К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ ... науки
телей. Следовательно, отклонения затрат от плана, позволяют выявить и проанализировать, с помощью факторного анализа, причины (факторы), которые оказали влияние на возникновение таких отклонений.
Одним из эффективных видов анализа затрат, является анализ затрат прямых конкурентов. Если информация доступна, то сравнение затрат компании с аналогичными показателями конкурентов, позволят выявить возможные способы для снижения затрат [14].
Так же простым и результативным методом анализа с целью оперативного и стратегического планирования является CVP-анализ. Он позволяет выявить наиболее выгодное соотношение между постоянными и переменными затратами, а также ценой и объёмом произведенной продукции
Таким образом, чтобы проводить CVP-анализ, необходимо принять следующие допущения:
- линейность поведения затрат;
- неизменность цен в рассматриваемом периоде;
- деление затрат на постоянные и переменные;
- проведение исследования в пределах определенного диапазона;
- переменные затраты должны быть прямо пропорциональны объему производства;
- отсутствие структурных сдвигов в составе продукции;
- объем производства должен быть примерно равен объему реализации.
Как показывает практика, на начальных этапах существования компании происходит привлечение заёмного капитала (инвестиций). Объем и структуру инвестиций можно определить на основе комплексного изучения состояния определённого сегмента рынка, а также деятельности потенциальных конкурентов. Анализ полученной информации сможет выявить прогноз потенциальной доли рынка, на которой можно будет осуществлять деятельность, а также объем продаж и цену товара, с которым предприятие может выйти на рынок. Важной задачей является выявление структуры инвестиций с точки зрения максимизации прибыли [15].
В соответствии с методом «Direct-costing» все затраты производства также делятся на постоянные и переменные, но при этом, когда происходит калькуляция себестоимости производимой продукции планируется и учитывается ограниченная себестоимость, включающая в себестоимость лишь переменные затраты. В этом и заключается сущность и в то же время главная отличительная черта данного метода
При правильном ведении учета и ценообразовании применение метода «Direct-costing» позволяет:
- определять уровни (точки) безубыточности;
- рассчитывать и уровень риска предприятия в зависимости от доли постоянных затрат в общих (Operating Leverage);
- упростить порядок списания общехозяйственных расходов;
- улучшить показатели оборачиваемости оборотных активов в связи с уменьшением их величины;
- улучшить показатели рентабельности оборотных активов в связи с уменьшением их величины.
Но при применении данного метода может возникнуть препятствие, т.к. НК РФ в некоторых положениях препятствует применению метода «Direct-costing. К примеру, если организация выходит на новый рынок или устанавливает цены, исходя только из переменных затрат на произведенную продукцию, то у него могут возникнуть проблемы с налоговым законодательством.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, исходя из вышесказанного, возможно определить направления по сокращению затрат:
- статьи затрат, которые нужно снизить («Direct-costing»);
- календарный план мероприятий, а также указание
ответственных лиц (CVP-анализ);
- предполагаемый эффект (сумма экономии)
В заключении необходимо отметить, что, создавая систему управления затратами предприятия, как правило, не могут избежать ошибок. Поиск путей снижения себестоимости достаточно сложен технически.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сигова С.В. Преимущества использования стратегии управления издержками предприятия // http:// rushkolnik.ru/docs/351/index-714551.html
2. Петров, А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия/ А.Н. Петров. СПб.: СПбУЭФ, 2013. 312 с.
3. Коробейников, О.П. Стратегическое поведение: от разработки до реализации/ О.П. Коробейников, В.Ю. Колесов, А.А. Трифилова // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. №3 С.73-85
4. Павленков М.Н., Ухина Т.В. Управление сбытом продукции на основе использования контроллинга // Российское предпринимательство. 2015. Том 16. № 14. с. 2219-2228. doi: 10.18334/rp.16.14.525
5. Харасова А.С. Контроллинг как информационная система поддержки принятия управленческих решений в предпринимательстве // Российское предпринимательство. 2014. № 21 (267). с. 17-23. URL: http://bgscience.ru/ lib/8686/
6. Лепешкин С.М. Государство и предпринимательство: управление или регулирование? // Экономика, предпринимательство и право. 2014. Том 4. № 2. с. 2630. doi: 10.18334/epp.4.2.402
7. Франк Е.В. Разработка методики управление изменениями как фактор повышения стратегической эффективности компании // Российское предпринимательство. 2012. № 5 (203). с. 38-44. URL: http://bgscience.ru/ lib/7332
8. Кислухина И.А. Антикризисное управление предприятиями как необходимое условие устойчивого развития отрасли // Российское предпринимательство. 2012. № 5 (203). с. 101-105. URL: http://bgscience.ru/lib/7341/
9. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2015. Росстат. - M., 2015 (http://rcsme.ru/ru/statistics)
10. Поносова Е.В., Главацкий В.Б. Управление предприятием с учетом структурных факторов глобального кризиса // Российское предпринимательство. 2012. № 24 (222). с. 76-82. URL: http://bgscience.ru/lib/7842/
11. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н (ред. от 06.04.2015 www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_12508
12. Орлов Д.В. Перспективы применения функционально-стоимостного анализа для управления косвенными затратами железнодорожного холдинга // Российское предпринимательство. 2014. № 21 (267). с. 61-72. URL: http://bgscience.ru/lib/8691/
13. Как грамотно вести управленческий учет в кризис. [Электронный ресурс] // - Режим доступа:http://www. glavbukh.ru/art/24014-kak-gramotno-vesti-upravlencheskiy -uchet-v-krizis
14. Буреш О.В., Исхакова А.Ф. Государственное управление экономикой региона // Российское предпринимательство. 2012. № 24 (222). с. 222-228. URL: http:// bgscience.ru/lib/7865/
15. Слабинский С.В. Управление промышленным предприятием на основе ключевых индикаторов рисков // Российское предпринимательство. 2014. № 17 (263). с. 70-76. URL: http://bgscience.ru/lib/8598/