Научная статья на тему 'Управленческие решения в практике эффективного менеджера'

Управленческие решения в практике эффективного менеджера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1709
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР / MANAGEMENT / MANAGEMENT DECISION / EFFICIENCY / PROFESSIONAL MANAGER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агаджанян А. С.

В статье определяется роль управленческого решения в деятельности эффективного менеджера. Выявляется зависимость профессионализма менеджера от качества принимаемых им управленческих решений. Формулируются требования, предъявляемые к управленческим решениям и к личности профессионального менеджера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article defines the role of management decision in practice of effective manager. The paper presents dependence of manager's professionalism on quality of his management decisions. The author formulates requirements to management decisions and to figure of professional manager

Текст научной работы на тему «Управленческие решения в практике эффективного менеджера»

УДК 35

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА.

MANAGEMENT DECISIONS IN PRACTICE OF EFFECTIVE MANAGER.

Агаджанян А.С.

ЮРИУ РАНХиГС, студент

Agadzhanyan A.S.

SRIA RANEPA, student

В статье определяется роль управленческого решения в деятельности эффективного менеджера. Выявляется зависимость профессионализма менеджера от качества принимаемых им управленческих решений. Формулируются требования, предъявляемые к управленческим решениям и к личности профессионального менеджера.

Ключевые слова: управление, управленческое решение, эффективность, профессиональный менеджер.

The author of the article defines the role of management decision in practice of effective manager. The paper presents dependence of manager's professionalism on quality of his management decisions. The author formulates requirements to management decisions and to figure of professional manager.

Key words: management, management decision, efficiency, professional manager.

В современной общественно-политической и экономической жизни общества складываются реальные ситуации, которые можно характеризовать как достаточно сложные. Эффективное управление организацией в такой обстановке практически невозможно без разработки и реализации обоснованных управленче-

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

ских решений. Хорошо продуманные управленческие решения играют важную роль в деятельности любой организации, обеспечивая конкурентоспособность на рынке, формирование рациональных организационных структур, проведение правильной кадровой политики, регулирование социально-психологических отношений на предприятии, создание положительного имиджа и т.д.

Нет необходимости доказывать, что эффективность деятельности менеджера напрямую зависит от качества принимаемых управленческих решений. Сложность этого процесса подчеркивает известное мнение о том, что легко принять решение - трудно принять хорошее решение. Менеджер должен обладать разносторонними теоретическими знаниями (теории менеджмента, теории организации, психологии, социологии, информатики, математики, других наук) и практическими навыками, опытом разработки управленческих решений, чтобы обеспечить их высокое качество и эффективность. Это, как правило, сложный выбор необходимого из возможного. Любое решение должно быть оптимальным как с точки зрения эффективности, интересов развития, так и с точки зрения прав личности, гражданских прав, морали [1, с.136]. В этой связи актуальность данной проблемы не вызывает сомнений.

В литературе понятие «управленческое решение» имеет неоднозначные трактовки. Наиболее часто этот термин употребляется в двух основных значениях: как явление и как процесс. Как явление - это фиксированный результат управленческой деятельности, план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т.д.

Как процесс - это поиск, группировка и анализ требуемой информации, выработка и принятие наилучшего варианта плана действий для решения назревшей проблемы или возникшей задачи [2, с. 15].

Управленческое решение - это выбор менеджером оптимальной альтернативы, осуществленный с учетом всех факторов и направленный на достижение целей организации. Именно управленческие решения являются первопричиной как процветания, так и убыточности предприятий, фирм, их банкротства. Грамот-

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

ный анализ проблемной ситуации, правильная постановка цели и задач, подготовка альтернатив и выбор оптимального варианта согласно установленным критериям - необходимые составляющие качества и эффективности управленческих решений.

Качественные управленческие решения должны отвечать определенным требованиям, несоблюдение которых приводит к потере эффективности или даже невозможности его реализации [7, с. 208].

Во-первых, это своевременность не только принятия решения, но и достижения целей. Ведь когда решается проблема, события развиваются. Может получиться так, что прекрасная идея (альтернатива) устареет и потеряет смысл в будущем. Она была хороша в прошлом.

Во-вторых, это эффективность решения, то есть наиболее полно обеспечение достижения поставленной организацией цели.

В-третьих, это экономичность управленческого решения, то есть обеспечение достижения поставленной цели с наименьшими затратами.

В-четвертых, это реальность решения, то есть разработка и принятие с учетом объективных возможностей организации. Принятое решение не должно быть абстрактным, оно должно быть эффективным и соответствовать силам и средствам коллектива, его выполняющего.

В-пятых, исполнители должны быть убеждены, что решение обоснованно [3, с.306].

Эффективность решения заключается не столько в его абсолютной правильности, сколько в том, что, будучи последовательно и в срок реализовано, оно, благодаря своей правильности, достигнет поставленной цели. Следовательно, эффективность управленческих решений обусловливается как качеством самих решений, так и качеством их осуществления [6, с. 35]. Управленческое решение не обеспечивает результат, оно лишь указывает направление деятельности, указывает путь разрешения проблемы. Поэтому понятие эффективности управленческого

решения (в отличие от его качества) не может быть рассмотрено изолированно от его реализации.

Как правило, на практике далеко не все принимаемые решения реализуются в заданные сроки и качественно. Материалы многих исследований свидетельствуют, что основными причинами невыполнения решений являются: непредвиденные обстоятельства - их доля составляет 40%, пороки решений (брак, низкое качество) - 30%, вина исполнителей - 30%. Кроме того экспертные оценки самих руководителей свидетельствуют о том, что четвертую часть всех решений (до 25%) можно было не принимать из-за их неисполнимости. Происходит это по самым разным причинам. Среди них: дефекты самого решения, вызываемые неполнотой информации, некомпетентность менеджера, недостаток времени для тщательной разработки альтернатив, плохая организация его выполнения и, прежде всего, несогласованность и отсутствие контроля. По существу все это свидетельствует о браке в управленческой деятельности.

Как отмечает «отец менеджмента» Питер Друкер, в какой бы сфере деятельности ни работал руководитель — в бизнесе или в больнице, в государственном учреждении или в профсоюзном комитете, в университете или в армейском подразделении, от него прежде всего требуется проявление эффективности. Если руководитель не будет стремиться к максимальной эффективности в работе, он просто превратится в чиновника, отсиживающего положенные часы.

Из каких практических компонентов слагается эффективность руководителя (менеджера)? Питер Друкер утверждает, что эффективность определяется набором практических действий, которым можно научиться. Его определение эффективности базируется на пяти основных принципах, «привычках, которые необходимо выработать» [4, с.39]:

1. Эффективные руководители знают, на что расходуется их время.

2. Эффективные руководители ориентированы на результаты труда. Сам процесс работы отходит для них на второй план.

3. Эффективные руководители строят свою работу, опираясь на сильные, а не на слабые стороны - они не начинают с задач, которые не в состоянии решить.

4. Эффективные руководители заставляют себя определять приоритеты и не отступать от своих приоритетных решений. Они занимаются делами первостепенной важности, а второстепенными не занимаются никогда.

5. Наконец, эффективно работающие руководители принимают действенные решения, делая верные шаги в правильной последовательности. И им известно, что быстрое принятие решений — это принятие ошибочных решений. Решений должно быть немного, но они должны быть фундаментальными. Необходима правильная стратегия, а не изобретательные приемы.

Таким образом, эффективный управляющий — это компетентный специалист, который умеет своевременно принимать решения, направлять и мотивировать персонал для их исполнения, планировать ресурсную базу, реализовывать эффективные модели поведения, выбирать адекватный стиль руководства. Иначе говоря, принятие решений - и наука, и искусство. Сплав профессионализма менеджера и его искусства управленца есть эффективное управленческое решение, приводящее на практике к эффективным результатам, которых можно добиться только благодаря качествам менеджера, умноженным на научные знания. Вершина профессионализма управленческой деятельности состоит в ее способности обеспечить получение данного продукта (результата) в любых условиях. Именно такой уровень профессионализма обеспечивает качество управления. Чем точнее результат соответствует поставленной цели, тем выше качество управления. Полученный результат как мера достижения конкретной цели свидетельствует об управленческой эффективности. При этом минимальность напряжения и максимальность повторяемости успеха - основные показатели профессионализма [5, с.29].

Какими же качествами должен обладать профессиональный менеджер?

«Список», представляющий исчерпывающую характеристику качеств менеджера, в современной литературе еще окончательно не сформирован. Большинство исследователей сходится лишь на том, что менеджер должен уметь:

^ Мыслить стратегически, владеть навыками интуитивного мышления, принимая быстрые и правильные решения в условиях неполной информации. Добиться этого невозможно, не имея широкого кругозора, прочных профессиональных знаний, без понимания роли самообучения и естественного (без принуждения) обращения к нему.

^ Перерабатывать поступающую информацию, видеть и выделять существенное в том, чего не замечают другие.

^ Предвидеть. Дар предвидения позволяет чувствовать новое, точно прогнозировать наиболее характерные тенденции развития деловой ситуации. Решение, принимаемое менеджером, всегда нацелено на перспективу, в будущее. А будущее всегда содержит элемент неопределенности. Поэтому умение предвидеть ход событий - отличительная черта профессионального менеджера.

^ Не бояться рисковать, не утрачивая при этом реализма, и при необходимости открыто признавая допущенные ошибки. Причем имеется в виду умение находить необходимые решения в условиях большой степени риска.

^ Быть признанным лидером в коллективе, то есть проявлять стремление к сотрудничеству, коммуникабельности, сочувствие и уважение к своим подчиненным, желание и готовность прийти к ним на помощь.

^ Принимать подчас жесткие, непопулярные, но оправданные по ситуации решения. Нередки случаи, когда менеджеры-непрофессионалы «непопулярные» решения стремятся передать либо на более высокий, либо на более низкий иерархический уровень, увлекаясь только решениями, способствующими увеличению авторитета. Попытки уклонения от принятия решения редко приводят к эффективному управлению. Как известно, страус, спрятавший голову в песок, не защитит себя этим от надвигающейся опасности.

^ Быть уверенным в себе, так как уверенный в себе менеджер критически относится к своей личности, беспристрастно оценивая свои возможности и поведение, выявляет собственные недостатки и ошибки, анализирует их причины и принимает меры к их устранению.

^ Обладать чувством юмора, оказывая тем самым положительное влияние на психологический климат в коллективе. В процессе работы менеджеру часто приходится перестраиваться в новой обстановке, переносить эмоциональные нагрузки, не показывать сотрудникам раздражения, обладать силой воли и быть целеустремленным. Кроме того, авторитет менеджера и его позиции как лидера укрепляют внешняя привлекательность, хорошие манеры, воспитанность, честность и порядочность, четкая, ясная, живая речь.

В результате исследования представляется возможным сделать вывод о том, что повышение эффективности управления практически тождественно росту эффективности управленческих решений на всех уровнях иерархии, так как управленческие решения - основной элемент управленческого воздействия.

Чем выше профессионализм менеджера, тем более эффективны принятые им решения, следовательно, выше и процент решений, приводящих к достижению поставленных целей. Эффективный менеджер - это, в первую очередь, стратег, психолог и умелый руководитель. Его можно сравнить с дирижером оркестра. Но у дирижера есть партитура, написанная композитором. Он только интерпретатор. Менеджер сразу и композитор, и дирижер. Эта задача требует от него максимальной эффективности использования сил, которые у него есть (прежде всего, человеческих ресурсов), и нейтрализации слабых мест.

Список литературы

1. Гончарова О.Ю., Сидоренко И.Н. Чиновничество: его влияние на экономическое развитие страны // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 1. С. 126-143.

2. Пирогова Е.В. Управленческие решения. Ульяновск, 2010.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

3. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления. Ростов-на-Дону, 2010.

4. Друкер П. Эффективный руководитель / Пер. с англ. О.Л. Чернявской. М., 2011.

5. Албастова Л.Н. Теория управления как методология управления органом власти // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 1. С. 26-37.

6. Аствацатурова М.А. Глобальное политическое управленческое решение для Северного Кавказа // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2010. № 1. С. 25-36.

7. Шкель Ф.Е. Современные технологии управления как условие активизации отношений государственно-частного партнерства в России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 2. С. 207-211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.