Научная статья на тему 'Управленческие решения в организациях издательско-полиграфической деятельности'

Управленческие решения в организациях издательско-полиграфической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1229
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческие решения в организациях издательско-полиграфической деятельности»

Управленческие

решения

в организациях

издательско-

полиграфической

деятельности

А.В. Гарнык,

ведущий специалист кредитного департамента ЗАО «КБ Открытие»

Для организаций издательско-полиграфической деятельности жизненно важным является вопрос эффективности, качества и контроля выполнения принимаемых управленческих решений. Что же представляет собой управленческое решение?

Наиболее часто встречающиеся в литературе определения собраны в табл. 1:

Таблица 1

Трактовка понятия «управленческое решение» разными авторами

Номер Определение Оценка Источник

1 Управленческое решение — это вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач 4 [5]

2 Под управленческим решением понимают выбор альтернативы, акт, направленный на разрешение проблемной ситуации 2 [3]

3 Управленческое решение — это творческое волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблем или изменению цели. Решение называ- 4 [9]

Окончание табл. 1

Номер Определение Оценка Источник

ется управленческим, если оно направлено на стратегическое планирование деятельности организации, управление управленческой деятельностью, в том числе формирование системы управления компании, управление человеческими ресурсами, производственной и обслуживающей деятельностью, управленческое консультирование, управление внутренними и внешними коммуникациями

4 Управленческое решение представляет собой социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа и принятой в установленном порядке оценке, имеющей директивное значение, содержащей постановку целей и обоснование средств их существования, организующей практическую деятельность субъектов и объектов управления, направленную на достижении указанных целей 3 [4]

5 Управленческое решение - это, прежде всего творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования, управляемой системы и анализе управленческой информации о ее состоянии, направленное на достижение поставленных целей 5 [8]

6 Управленческое решение - это совокупный результат творческого процесса управляющей системы и действия объекта управления, направленный на разрешение конкретной ситуации, обусловленной функционирующей системой. Оно определяет, какие действия необходимо предпринять в фактических и прогнозируемых условиях 4 [12]

7 Управленческое решение - это выбор альтернативы из множества вариантов действий для достижения поставленной цели, это реальное разрешение практической проблемы, изменение ситуации, получение нового качества. Оно включает план действий, формулировку задания и организационно-практическую работу по его реализации 3 [11]

8 Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента 4 [10]

Многие определения, по нашему мнению, не отражают полный смысл выражения «управленческое решение», дают однобокое представление. Например, ряд авторов подразумевают под управленческим решением выбор из определенного списка известных альтернатив, забывая, что опытный менеджер часто принимает решения, уникальные, не имеющие аналогов в прошлом. Другие авторы подразумевают под управленческим решением какие-то определенные сферы применения: стратегический менеджмент, управление персоналом и так далее. На наш взгляд, управленческие решения принимаются в отношении всех вопросов, возникающих в процессе деятельности экономических субъектов, в том числе организаций, занимающихся издательско-полиграфической деятельностью. Например, решение технолога по выбору рецептуры добавок в краски, или механика о частоте смены ножей на резальных аппаратах то же являются управленческими решениями, наравне с вопросами о стратегическом развитии организации, выборе целевого сегмента, долгосрочном бюджетировании или кадровыми вопросами. Издатель-ско-полиграфическая деятельность связана с высокотехнологическим процессом, поэтому решения линейных менеджеров, связанных непосредственно с производственной деятельностью организации имеют не меньшее значение, чем управленческие решения топ-менеджеров.

Оценим полноту и точность определений, предложенных разными авторами по пятибалльной шкале. В итоге, только одно определение, по нашему мнению, точно отражает суть понятия. Управленческое решение — это, прежде всего творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе управленческой информации о ее состоянии, направленное на достижение поставленных целей [8].

Далее рассмотрим, в чем выражается сущность, что подразумевается под понятием управленческое решение, какие предъявляются требования, из каких этапов состоит процесс принятия управленческого решения.

Сущность понятия «управленческое решение» многогранна, охватывает различные аспекты жизнедеятельности организации, выделяются основные типы сущности:

Экономическая сущность проявляется в том, что для разработки и реализации управленческого решения требуются финансовые, материальные и другие ресурсы. Поэтому каждое управленческое решение обладает реальной себестоимостью. Результат реализации управленческого решения оценивается прямым или косвенным методом. Таким образом, эффективность принятого решения может быть выражена отношением прямого или косвенного дохода от реализации решения к его себестоимости (затратам на разработку и реализацию).

Организационная сущность управленческого решения состоит в том, что для его разработки и реализации должны быть привлечены соответствующие ресурсы и организационные возможности, в том числе:

- персонал компании;

- инструкции и положения, регламентирующие полномочия, права и обязанности, а также ответственность работников;

- система контроля.

Правовая сущность управленческого решения заключается в том, что на разработку и реализацию решения влияют законодательные акты Российской Федерации, международные обязательства, содержание уставных и иных нормативных актов организации.

Технологическая сущность проявляется в необходимости обеспечения управленческого решения исполняющим его персоналом, техническими и информационными средствами и ресурсами. Оценка существующего и формирование необходимого технологического обеспечения - необходимые этапы реализации управленческого решения.

Многоэтапная сущность проявляется в необходимости разбиения процесса реализации управленческого решения на этапы, потому что сложность реализации управленческого решения предполагает применение различных инструментов и технологий, служащих для выявления, определения и даже генерирования различных сущностей и атрибутов [6].

Управленческое решение употребляется в двух основных значениях: как явление и как процесс. Рассматривая управленческое решение как явление, специалисты определяют его как набор мероприятий, направленных на разрешение рассматриваемой проблемы в форме постановления, приказа в устном или письменном виде. Управленческое решение как процесс - это выполнение восьми процедур:

- информационная подготовка;

- разработка вариантов управленческих решений;

- согласование вариантов управленческих решений;

- выбор одного варианта управленческого решения;

- утверждение варианта;

- реализация;

- контроль его выполнения;

- информирование инициатора решения.

Процесс управленческого решения можно представить в последовательности, представленной на рис. 1.

Рис. 1. Процесс принятия и реализации управленческого решения

Рассмотрим поэтапно процесс реализации управленческого

решения:

— этап возникновения проблемной ситуации связан с обострением, какого-либо противоречия, присущего организации, или с возникновением нового противоречия;

— этап подготовки решения в свою очередь состоит из анализа проблемной ситуации, определения целей принятия решения, критерия достижения этих целей и генерирования, оценки альтернатив и выбор оптимального решения;

— на этапе управленческого воздействия вносятся изменения в систему путем изменения управленческих параметров;

— контроль его выполнения — это функция менеджмента, в процессе реализации управленческого решения, направленная на проверку соответствия реальных условий реализации, тем, которые были учтены в процессе принятия решения.

Под эффективностью понимается дополнительная прибыль на 1 руб. вложений, затраченных на подготовку и реализацию решения [6].

К управленческим решениям, предъявляется ряд требований:

1. Научная обоснованность. Формирование управленческих решений с учетом объективных закономерностей и законов, действующих в технической, экономической, организационной, социальной, политической и в других сферах деятельности.

2. Целенаправленность. Каждое управленческое решение должно иметь цель, строго соответствующую стратегическим целям организации.

3. Количественная и качественная определенность. Управленческое решение должно воздействовать на объект управления и предусматривать достижение определенных результатов, выраженных в количественных или, если это невозможно, в качественных показателях.

4. Правомерность. Обусловлена нормами, устанавливающими компетентность органов управления и отдельных руководителей в соответствии с целями деятельности органа управления. Компетентность позволяет руководителю и органу управления заниматься только той специальной деятельностью, которая входит в круг их задач.

5. Оптимальность. Это требование обусловливает необходимость выбора в каждом конкретном случае такого варианта решения, который соответствовал бы принятому критерию эффективности организации, например, получению максимальных результатов с каждой единицы затрат. При этом выбранный вариант должен удовлетворять и другим требованиям к деятельности управляемого объекта и к жизни его коллектива: политическим, социальным, правовым, техническим и др.

6. Своевременность решения. Определяется, с одной стороны, состоянием объекта управления на данном этапе его развития, с другой - возможностью приостановить отрицательное влияние возмущений на деятельность управляемого объекта, а также соотношением времени, предусмотренного решением, и времени, которым фактически располагают исполнители для разработки возникшей проблемы. Это требование означает также соблюдение сроков подготовки, доведения решения до конкретных исполнителей, действенного контроля исполнения.

7. Комплексность. Деятельность организации предполагает взаимосвязь совокупности элементов, охватывающих технику, технологию, организацию производства и труда, материальные и другие ресурсы, результаты деятельности. Количественное и качественное изменение одного из элементов, как правило, влечет за собой изменение других.

8. Реализация стимулирующей функции. Действенность управленческого решения определяется исполнителем, участием в разработке решения и заинтересованностью в его результатах.

9. Гибкость решения. Решение не должно быть жестко привязано к определенным условиям. Любое решение может потребовать корректировки в результате воздействия внутренних и внешних обстоятельств. При этом должна сохраняться его общая целенаправленность.

10. Полнота оформления решения. Форма изложения решения должна исключать непонимание и двойственность толкования задач, поставленных перед исполнителями и контролирующими инстанциями.

Появлению управленческого решения, которое будет соответствовать вышеперечисленным требованиям, предшествуют процесс разработки и принятия решения.

Процесс принятия решения - это процесс, сочетающий в себе выбор лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив, и творческое действие, направленное на создание уникальной идеи, воплощенной затем в управленческое решение. Данный процесс - это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на разрешение определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления. В организационном аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определенной временной и логической последовательности этапов (элементов), между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Основные элементы процесса принятия решения: постановка проблемы, выявление ограничений и определение альтернатив, само принятие решения, реализация решения, контроль над ис-

полнением решения. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений [8].

Процесс разработки и принятия решения должен соответствовать ряду требований, представленных в табл. 2:

Таблица 2

Требования к процессу реализации управленческого решения

Требования к управленческим решения Форма реализации

1. Соответствие решений действующему законодательству и положениям уставных документов Самоконтроль или контроль со стороны юриста, референта

2. Наличие у руководителей соответствующих полномочий (прав и ответственности) для разработки и принятия решений Разработка должностных инструкций и положений об отделах и службах

3. Наличие в тексте решений четкой целевой направленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться) Доведение до каждого работника информации о целях, сроках выполнения, используемых ресурсах

4. Соответствие формы решения его содержанию Контроль со стороны юриста, референта

5. Обеспечение своевременности (нельзя ни опережать, ни опаздывать) решения Знания и интуиция руководителя, реальная оценка ситуации

6. Недопустимость в тексте решения противоречий самому себе или ранее реализованным решениям Самоконтроль и контроль со стороны юриста, референта

7. Возможность технической, экономической и организационной выполняемости управленческих решений Заключение специалистов или экспертов

8. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля выполнения решений Составление рабочих документов, проведение аудита

9. Учет возможных отрицательных последствий при реализации решений в экономической, социальной, экологической и других областях Заключение внешних экспертов, оценка рисков

10. Наличие обоснованного положительного результата Набор расчетов и предположений

Изучение процесса разработки и принятия решения необходимо в первую очередь для оценки эффективности принятого решения. Посмотрим, с чем она связана. Эффективность принятия управленческих решений зависит от следующих четырех факторов:

1) иерархии в принятии решений - делегирования полномочий по принятию решения ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации и, который непосредственно участвует в реализации принятого решения. В этом случае, исполнителями решений являются сотрудники смежных уровней. Контакты с подчиненными, находящимися более чем на один иерархический уровень (выше) не допускаются;

2) использования целевых межфункциональных групп, в которых члены, входящие в их состав, отбираются из различных подразделений и уровней организации;

3) использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей при принятии решений (сбор и обработка осуществляется без обращения к вышестоящему руководству);

4) централизация руководства при принятии решения. Процесс принятия решения должен находиться в руках одного общего руководителя. Каждый низший руководитель решает проблемы (принимает решения) со своим непосредственным руководством, а не с вышестоящим, минуя первого.

Особую роль для достижения эффективности решений играет доведение принятых решений до исполнителей. Оно начинается обычно с разделения общей задачи на групповые и индивидуальные задания и подбора исполнителей. В результате каждый сотрудник получает конкретное задание, которое находится в прямой зависимости от его служебных обязанностей и целого ряда других объективных и субъективных факторов. Умение передать задачи исполнителям - главный источник эффективного выполнения принятого решения. В связи с этим выделяют четыре основные причины невыполнения решений:

1) решение было недостаточно четко сформулировано менеджером;

2) решение было ясно и четко сформулировано, однако исполнитель его плохо уяснил;

3) решение сформулировано, и исполнитель уяснил, но у него не было необходимых условий и средств для его выполнения;

4) решение было сформулировано, усвоено, были в наличии все необходимые средства, но исполнитель был внутренне не согласен с вариантом решения, предложенным менеджером. Исполнитель в данном случае может иметь свой, более эффективный, по его мнению вариант решения проблемы.

Таким образом, эффективность решения зависит не только от его оптимальности, но и от формы доведения до исполнителей (оформление решений, а также личные качества руководителей и исполнителей). Организация исполнения принятых руководством организации решений как специфическая деятельность менеджера предполагает:

1) постоянно следить за выполнением решений;

2) искать способы влияния на их реализацию;

3) управлять всем ходом работ.

Команда «приступить к исполнению решения» не может быть дана, пока руководитель не будет уверен, что все звенья, участвующие в исполнении, правильно поняли свои задачи и имеют необходимые средства для достижения поставленной цели.

Виды управленческих решений отражают многочисленные признаки, влияющие на процесс принятия решения, что затрудняет классификацию. Существуют некоторые основные критерии классификации управленческих решений:

— по сроку действия последствий решения — долго-, средне-, краткосрочные;

— по частоте принятия решения — одноразовые и повторяющиеся;

— по широте охвата — общие (касающиеся всей организации) и узкоспециализированные;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— по форме подготовки — единоличные, групповые и коллективные;

— по сложности — простые и сложные;

— по жесткости регламентации — контурные, структурированные и алгоритмические.

Контурные решения — обозначают приближенную схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.

Структурированные решения — предполагают жесткое регламентирование действий исполнителей, инициатива которых проявляется лишь в решении второстепенных вопросов.

Алгоритмические решения — предельно жестко регламентируют действия подчиненных, инициатива которых, практически исключена [5].

Кроме вышеперечисленных универсальных критериев классификации управленческих решений, которые наиболее часто упоминаются в литературе, для организаций издательско-полиграфичес-кой деятельности предлагается выделить следующие типы критериев:

— по положению лица принимающего решения в иерархии организации (топ-, мидл-, линейный менеджер). Решения, принимаемые на разных уровнях, воздействуют на разные сегменты организации, что особенно важно для анализа последствий принятых решений;

— по способности оценить эффективность решения. Результат одних решений виден сразу и, возможно через числовой эквивалент посчитать эффективность решения, результат других становится заметным только через несколько лет. Для таких решений оценивая эффек-

тивность, можно использовать только прогнозный метод с большой долей вероятностных коэффициентов;

- по возможности корректировать, изменять решение после перехода в процессную стадию. Это важно для понимания менеджером объема ответственности в момент принятия решения. Если возможность корректировки отсутствует, то ответственность значительно выше. В этом случае желательна коллегиальная форма подготовки решения;

- по наличию риска неудачного исхода реализации конкретного управленческого решения и возможности его минимизировать. Есть риски, которые заранее просчитываются, что позволяет снизить вероятность появления нежелательного эффекта, а есть риски, которые лицо, принимающее решения может только принять;

- по степени влияния на окружающую среду. Для производственных организаций, в том числе издательско-полиграфической деятельности, где процесс энергоемкий, используются химически активные вещества, данный критерий имеет особое значение;

- по объему необходимых ресурсов для реализации управленческого решения. К ресурсоемким управленческим решениям необходим отдельный подход. Экономия ресурсной базы напрямую связанна с эффективностью принятого решения;

- по уровню воздействия глобальных процессов на принятие решения. В настоящее время влияние внешних рынков, идей, технологий, тенденций является неотделимой частью развития российских организаций издательско-полиграфической деятельности. Например, уход рекламодателей из печатных изданий, и переход периодических газет и журналов в сеть Интернет - глобальная тенденция, которую российская полиграфия достаточно остро ощущает;

- по уникальности и инновационности. Чем больше лицо, принимающее решение отходит от выбора известных альтернатив к творческим, нестандартным решениям, тем более эффективными для организации будут результаты выполнения управленческого решения.

Новизна нашего подхода к управленческим решения, в том числе к классификации критериев заключается в том, что все решения, связанные с текущим функционированием организации, с будущим развитием и оценкой результатов поставленных задач, относятся к управленческим.

К основным группам управленческих решений, реализуемых в организациях издательско-полиграфической деятельности относятся:

1. Стратегические управленческие решения - это решения, определяющие долговечную перспективу развития организации. Стратегические решения принимаются в рамках стратегического управления. Стратегическое управление - это не только фиксирование желаемого состояния организации в будущем, но и, прежде всего, обеспе-

чение возможности принятия эффективных стратегических решений сегодня, нацеленных на достижение желаемого состояния организации в будущем [7]. Объект управления — это пять взаимосвязанных управленческих процессов:

1) определение миссии и целей;

2) анализ среды;

3) выбор стратегии;

4) реализация стратегии;

5) оценка и контроль реализации стратегии.

К основным факторам, влияющим на принятие стратегических решений, менеджментом организации издательско-полиграфичес-кой деятельности можно отнести:

1) организационно-правовую форму организации;

2) экономическую ситуацию в мире, стране, регионе, в том числе конкуренцию;

3) уровень развития технологий;

4) состояние рабочей силы;

5) отношения с поставщиками, потребителями и другими контрагентами;

6) сильные и слабые стороны организации;

7) организационную структуру;

8) организационную культуру;

9) уровень профессионализма высшего звена управления.

Для организаций издательско-полиграфической деятельности, существующих в среде жесткой конкурентной борьбы и постоянно развивающихся технологий, особое значение приобретает эффективность стратегических решений и результативность достижения поставленных задач. В качестве примера можно привести решения, связанные с выбором целевого сегмента рынка, основных технологий, в том числе тип ведущего оборудования, степень делегирования полномочий подразделениям. Ошибочно принятое решение приводит к банкротству организации.

2. Управленческие решения в области финансовой деятельности организации. Финансовая деятельность — это совокупность процессов финансирования хозяйственной деятельности организации. Финансовая деятельность возникает в результате отношений с другими организациями (поставщиками, клиентами), финансовыми институтами (банковские учреждения, лизинговые компании), страховыми компаниями, персоналом, акционерами, налоговыми службами, аудиторскими компаниями и другими хозяйствующими субъектами. Объект управления в финансовом менеджменте — денежный оборот организации как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящих через расчетный счет и другие счета организации. Особенность дан-

ного объекта управления в том, что денежный обмен - это результат операций не только с наличными деньгами, но и операции с товарной и производственной формой капитала.

К основным факторам, влияющим на принятие решений в области управления финансами можно отнести:

1) организационно-правовую форму организации;

2) глубину коммуникационных каналов с контрагентами;

3) наличие и виды источников финансирования;

4) уровень организационно-методического обеспечения управления финансами;

5) наличие квалифицированных кадров;

6) взаимоотношения с налоговыми службами.

В качестве примера можно привести управленческие решения, связанные с установкой целевого значения собственного капитала, решения, связанные с привлечением внешнего финансирования, определение его формы: кредит, овердрафт, лизинг, факторинг и др., решения, связанные с «обелением» организации, то есть с уровнем налогооблагаемой базы и налогов, которые организация будет перечислять в бюджет, решения, связанные с использованием временно свободных средств, предоставлением займов, открытием депозитов.

3. Управленческие решения в маркетинге. Управление маркетингом в организации - это совокупность процессов анализа, планирования, реализации и контроля программ, направленных на создание, поддержание и расширение выгодных отношений с целевыми покупателями для достижения целей компании. Маркетинг подразумевает управление рынком, направленное на осуществление обмена и создание отношений с целью предоставления потребительской ценности и удовлетворения нужд и запросов потребителя [2]. Основные виды маркетинговой деятельности:

1) разработка товаров;

2) анализ рынка;

3) коммуникации;

4) поставки;

5) установление цен (ценовая политика);

6) обслуживание (сервис);

Объект управления в маркетинге - маркетинговая деятельность организации. Особенность данного объекта управления заключается в его динамичности и наличии множества неконтролируемых факторов, оказывающих на него влияние.

К основным факторам, влияющим на принятие маркетинговых решений можно отнести следующие:

1) социально-культурную среду;

2) демографическую и природную среду;

3) наличие и особенности маркетинговых посредников

(агентов);

4) наличие и особенности контактных аудиторий;

5) наличие и особенности поставщиков;

6) наличие и особенности конкурентов;

7) специализацию организации;

8) характеристики товара, в том числе цены;

9) методы распространения и продвижения товара.

Маркетинговая среда характеризуется множеством частично или полностью неконтролируемых факторов, к которым необходимо приспосабливаться. Это среда как порождает угрозы, так и открывает новые возможности для развития. Поэтому маркетинговые решения должны приниматься с учетом состояния среды и динамики ее развития. В качестве примера маркетинговых решений в организациях изда-тельско-полиграфической деятельности можно привести: ценовую политику, в том числе размеры скидок, создание определенного образа компании у целевого сегмента на рынке, рекламные акции, привлечение клиентов новых или смежных целевых сегментов для организации.

4. Управленческие решения в области кадровой политики и управления персоналом. Кадровый менеджмент — вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение целей организации путем использования труда, опыта, интеллекта и мотивов поведения с учетом удовлетворенности работников трудом.

Объект управления в кадровом менеджменте — персонал организации. Человеческие ресурсы обладают особенностью, отличающей их от всех других видов ресурсов — это живые ресурсы, наделенные сознанием, поэтому результат использования человеческих ресурсов носит вероятностный характер. Зачастую не представляется возможным заранее оценить, какой будет отдача от каждого конкретного человека или рабочей группы. Наряду с профессионализмом в деятельности человека важную роль играет духовный, нематериальный аспект, поэтому здесь нужен индивидуальный подход. Кадровые решения должны приниматься с учетом необходимого поддержания хорошего физического и морально-психологического состояния сотрудников.

К основным факторам, влияющим на принятие кадровых решений, можно отнести:

1) цели деятельности организации;

2) правовое регулирование трудовых отношений;

3) экономические условия на рынке;

4) состояние рынка труда;

5) место расположения организации;

6) степень централизации управления;

7) корпоративную культуру;

8) организационную структуру;

9) уровень развития системы управления персоналом;

10) стиль и опыт лидера.

Кадровые решения в организациях издательско-полиграфи-ческой деятельности, из-за того, что основная часть организаций относится к категории малых и микроорганизаций, являются особо значимыми. Каждое кадровое решение в коллективе общей численностью 20-50 человек отражается на работе всей организации.

Отдельную роль в полиграфических организациях играют решения, связанные с горизонтальными и вертикальными перемещениями сотрудников. Пример горизонтального перемещения в организации - печатник с офсетной двуцветной машины переводится на полноцветную цифровую машину. Если же печатник назначается мастером смены, то происходит вертикальное перемещение.

5. Управленческие решения в производственной деятельности. Производственная деятельность включает в себя те действия, в результате которых производятся товары и услуги, поставляемые организацией во внешнюю среду. Целевая установка при принятии производственных решений - повышение производительности труда и качества продукции. Объект управления в рассматриваемой сфере -производственные процессы и персонал производственных подразделений. Для организаций издательско-полиграфической деятельности, в первую очередь типографий, благодаря сложному, многоступенчатому производственному циклу изготовления печатной продукции, управленческие решения в производственной, в том числе технологической сфере имеют особое значение. Рациональный подбор оборудования, соблюдение технологических режимов, качественный товар в конце производственного цикла - необходимые атрибуты выживания издательско-полиграфических организаций. Вопросы, связанные с повышением качества готовой продукции напрямую связаны с отдельной группой управленческих решений.

Основные факторы, влияющие на принятие производственных решений:

1) производственные мощности;

2) технико-технологическое оснащение;

3) ресурсное обеспечение;

4) степень механизации и автоматизации производственного процесса;

5) степень специализации труда рабочих;

6) квалификация рабочих;

7) экологические требования;

8) степень новизны инженерно-технических разработок;

9) экологические требования.

Управление производственной деятельностью фактически означает управление по критериям экономичности, производительности и качества. Обеспечение стабильно высоких производительности и качества касается всех функций системы управления и всех связующих процессов [8]. В качестве примера управленческих решений связанных с производственной деятельностью приведем: технологические карты технолога, заключение специалиста ОТК, решения механика, связанные по стабилизации работы печатной машины.

Кроме вышеперечисленных управленческих решений, используются также решения связанные с управлением информацией, интеллектуальными активами, качеством, инновационной деятельностью и многие другие.

Стоит отметить, что особенностью управленческого решения в организациях издательско-полиграфической деятельности является сочетание двух основных факторов:

1) небольшой размер предприятий (согласно 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») — это микро- и малые организации, с числом сотрудников до 100 человек, где фактически каждый работник может принимать управленческое решение, так как решает специфичные, уникальные задачи;

2) сильное влияние высокотехнологического процесса полиграфического производства на принятие решения. Вопросы технологического процесса сложнейшим образом вплетены во все сферы организации издательско-полиграфической деятельности.

Поэтому, принимая управленческое решение, менеджеру-полиграфисту наряду с всесторонним изучением, анализом управленческих решений необходимо руководствоваться и особенностями управления организаций издательско-полиграфической деятельности, что позволит принять правильное, наиболее эффективное управленческое решение.

Библиографический список

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 18.10.2007 г., 22.07.2008 г., 23.07.2008 г., 02.08.2009 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Армстронг Г. Введение в маркетинг : учеб. пособие : пер. с анг. / Г. Армстронг, Ф. Котлер. — 5-е изд. — М. : ИД Вильямс, 2000.

3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента : учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. — 10-е изд. — М. : Новое знание, 2007.

4. Карданская Н.Л. Управленческие решения : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Н.Л. Карданская. — 3-е изд. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

5. Коробко В.И. Теория управления : учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Коробко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

6. Лапыгин Ю.Н. Управленческие решения : учеб. пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М. : Эксмо, 2008.

7. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения : учебник / Б.Г. Литвак. - 6-е изд. - М. : Дело, 2006.

8. Лукичева Л.И. Управленческие решения : учебник по специальности «Менеджмент организации» / Л.И. Лукичева. - 6-е изд. -М. : Омега-Л, 2011.

9. Смирнов Э.А. Управленческие решения : учебник для вузов / Э.А. Смирнов. - М. : РИОР, 2010.

10. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения : учебник / Р.А. Фатхутдинов. - 6-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2009.

11. Чудновская С.Н. Управленческие решения : учебник / С.Н. Чудновская. - М. : Эксмо, 2007.

12. Шеметов П.В. и др. Управленческие решения: технология, методы и инструменты : учеб. пособие / П.В. Шеметов. - 2-е изд. -М. : Омега-Л, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.