УДК 373.6.370.1 ББК 74.265.1+74.04
Наталия Сергеевна Пурышева1,
доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет (119435, Россия, Москва, ул. Мал. Пироговская, 29), e-mail: [email protected]
Роза Викторовна Гурина,
доктор педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный университет (432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42), e-mail: [email protected]
Управленческие образовательные инновации и их неспрогнозированные последствия
В статье проанализированы неспрогнозированные и непредвиденные последствия образовательных инноваций и реформ, проводимых в системе образования России в последнее время.
Рассматривается инновация - активное внедрение в образовательный процесс, особенно в начальных классах, электронных носителей информации (гаджеты, смартфоны) как средств обучения вместо тетрадей и книг Обсуждаются вопросы, касающиеся последствий данной инновации: Как впоследствии скажется такая инновация на здоровье ребёнка, в частности на его зрении, как изменятся его познавательные процессы, его мышление, восприятие мира? Есть ли рекомендации врачей относительно «безвредной дозы» работы ребёнка с компьютером? Проводились ли клинические испытания и сравнение считываемой информации в отражённом свете от листа бумаги и от экранного излучателя энергии в плане влияния на зрение человека?
В статье обсуждается инновация, касающаяся «объединения, укрупнения, слияния» школьных дисциплин, образовательных учреждений. На конкретных примерах анализируются необоснованные риски введения в старшую школу данной инновации. Например, объединение алгебры и геометрии в один предмет «математика» наносит непоправимый ущерб развитию пространственного восприятия и воображения, формированию логического и дискурсивного мышления учащихся.
Раскрывается проблема разрушения системы астрономических знаний, возникшая в результате ликвидации астрономии как отдельной учебной дисциплины. Приводятся результаты опроса учащихся, касающегося проверки простейших астрономических знаний.
В статье обосновывается вывод о том, что реформы образования должны осуществляться с учётом достижений психолого-педагогической науки и сложившейся образовательной практикой специалистами, имеющими опыт профессиональной педагогической деятельности.
Ключевые слова: управленческие инновации, знания, понимание, слияние предметов, мышление.
Nataliya Sergeevna Purysheva2,
Doctor of Pedagogy, Professor, Moscow Pedagogical State University (29 M. PirogovSt., Moscow, Russia, 119435), e-mail:[email protected]
Roza Viktorovna Gurina,
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Ulyanovsk State University, (42 Tolstoy St., Ulyanovsk, Russia, 432017), e-mail: [email protected]
Management of Educational Innovations and Their Emergency Consequences
The article analyzes the unanticipated and unintended consequences of educational innovations and reforms in the education system of Russia in recent years.
The authors consider innovation, i. e. an active introduction of electronic media (electronic gadgets, smart phones) as a means of training instead of notebooks and books to the educational _process, especially to the elementary grades. The article discusses the questions concerning the
1 Н. С. Пурышевой разработаны основные теоретические положения и идеи. Их практические обоснования даны ГуринойР. В. , в том числе о слиянии предметов «Астрономия» и «Физика».
2 N. S. Purysheva has developed the basic theoretical principles and ideas. R. V. Gurina has given their practical justification including the issues on merging Astronomy and Physics.
66
© Пурышева Н. С., Гурина Р. В., 2015
consequences of this innovation: how will this innovation affect the child's health and his vision in particular? How will the child's cognitive processes, thought, and perception of the world change? Do doctors recommend the "harmless dose" of child's work with a computer? Have there been any clinical trials and comparison of the information read in the reflected light from the sheet of paper and an on-screen emitter of energy in terms of influence on a person's vision?
The article focuses on innovation concerning "association, consolidation, merger" of school subjects and educational institutions. The unreasonable risks of introducing this innovation into a senior school are analyzed using specific cases. For example, the union of Algebra and Geometry in one subject called Mathematics causes irreparable damage to the development of spatial perception and imagination, the logic and discursive formation of students' thinking.
The problem of destruction of astronomical knowledge, which is caused by the elimination of astronomy as a separate academic discipline is shown. This article contains the results of the students' survey concerning the verification of simple astronomical knowledge.
The article substantiates the conclusion that the education reform should be carried out taking into account the achievements of the psychological-pedagogical science and educational practice by specialists who have professional experience in teaching.
Keywords: management innovations, knowledge, understanding, merging of subjects, thinking.
Система образования России находится в состоянии непрерывного реформирования и внедрения различного рода инноваций, что вызывает обоснованную тревогу. Главные вопросы, которые в этой связи возникают: насколько эти нововведения обоснованы с точки зрения психолого-педагогической науки и насколько их эффективность подтверждена объективными данными педагогического эксперимента и внедренческой деятельности; прогнозируются ли риски внедрения инноваций в образование, в частности, учитывается ли их влияние на здоровье детей, на психологический климат образовательной среды.
Например, вызывает опасение такая инновация, как активное внедрение в образовательный процесс, особенно в начальных классах, электронных носителей информации (гадже-ты, смартфоны) как средств обучения вместо тетрадей и книг. Как впоследствии скажется такая инновация на здоровье ребёнка, в частности на его зрении, как изменятся его познавательные процессы, его мышление, восприятие мира? Есть ли рекомендации врачей относительно «безвредной дозы» работы ребёнка с компьютером? Проводились ли клинические испытания и сравнение считываемой информации в отражённом свете от листа бумаги и от экранного излучателя энергии в плане влияния на зрение человека? Кстати, этот электронный бум характерен только для российской школы. В гимназиях Германии компьютеры и планшеты отсутствуют в предметных кабинетах, за исключением кабинета информатики.
Результаты исследования психологами влияния на познавательные процессы учащихся их работы в сети Интернет и использования компьютеров как средства обучения отражены в докладе вице-президента РАО академика Д. И. Фельдштейна. Он писал, что «сегодня
Интернет объективно во всё большей степени «охватывает» прежде всего растущих людей. Например, если (по данным исследовательской группы ЦИРКОН) каждый день выходят в Интернет 37 % взрослых людей и никогда не выходят 46 %, то 93 % (!) подростков постоянно не просто пользуются, но, по сути, живут посредством Интернета - общаются в нём, обмениваются информацией, путешествуют по компьютерной сети». И далее: «...возникшая и широко распространённая экранная зависимость приводит к неспособности ребёнка концентрироваться на каком-либо занятии, гиперактивности, повышенной рассеянности. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимую речь и трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут соединять их, в результате не понимают текста в целом. В итоге ребёнок «схватывает» лишь отдельные фрагменты многообразной разорванной информации, что прессингует процесс его мышления, формируя, в частности, так называемое «клиповое» мышление».
Отсюда актуализируется задача целенаправленного исследования особенностей реального воздействия компьютера, телевидения, Интернета, с его не линейно-ранжированной, а сетевой структурой организации воздействия на растущего человека, его мышление, сознание и поведение, исследование характера возникающих при этом рисков. Это риски не только ухода детей из реального мира в виртуальный, но риски подвергнуться в том же Интернете травле, агрессии, издевательству («кибербуллингу», «троллингу»), риски попадания в интернет-зависимость и риски, связанные с заполненностью Интернета массой сайтов, пропагандирующих анорексию, нарко-
тики, экстремизм, национализм, призывающих детей не только к ненависти к другим, но и агитирующих за причинение боли и вреда самим себе» [5].
Однако результаты уже проведённых исследований психологов не учитываются чиновниками от образования:электронные учебники, электронные дневники и пр. получают всё большее распространение в учебном процессе; написанные рукой доклады, сообщения и пр. заменяются компьютерными презентациями, что отнюдь не способствуют формированию функциональной грамотности учащихся. Инновации не подкрепляются научными исследованиями, в которых должна быть указана мера, сверх которой использование того или иного средства, той или иной инновации, в том числе новых информационных технологий, приносит вред: как известно любое полезное лекарство при передозировке становится ядом. Иными словами, должны быть определены границы применимости инноваций и возможные риски. Анархия в использовании новых вышеуказанных информационных средств обучения приведёт к непредвиденным последствиям спустя годы.
Другая инновация - это курс на «объединение, укрупнение, слияние». Это касается и школьных дисциплин, и образовательных учреждений. Происходит «беспощадное укрупнение школ» без объяснения, зачем это нужно, как будут учиться дети в новых комплексах и какие знания там можно будет получить [1]. При этом инноваторы в образовании не останавливаются на достигнутых рубежах, а идут дальше (лучше сказать: процесс объединения принимает лавинообразный характер») - происходит объединение детских садов со школами в комплексы, коррекционных школ с массовыми общеобразовательными учреждениями. Новшеством является инклюзивное образование, предполагающее обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном образовательном учреждении. Трудно представить, как будут обучаться одновременно в одном классе физике или математике здоровые учащиеся и учащиеся, имеющие дефекты зрения и слуха. Также воникает вопрос о том, как подготовить такого учителя, который, наряду с профессиональными компетенциями учителя-предметника, должен владеть специальной методикой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Понятно, что политика укрупнений обусловлена стремлением к экономии бюджетных средств, однако риски при введении этих инно-
ваций и возможные последствия не просчитываются в должной мере.
Курс «беспощадного укрупнения» коснулся и школьных предметов. Слияние предметов приводит к вымыванию из них того, содержание которого слабо отражено в вопросах ЕГЭ. Отделение от древней натурфилософии самостоятельных наук означало новый исторический виток развития человеческой цивилизации и обеспечило её переход на качественно новый уровень. Каждый изучаемый предмет содержит специфические целевые установки, исходные философские идеи, принципы, систему соответствующих научных знаний (когнитивная составляющая), ядром которых являются законы, понятийный аппарат, теория, описание процессов, явлений соответствующей отрасли науки, а также следствие и результат его освоения -сформированность соответствующей научной картины мира (физической, астрономической, экономической и т. п.), развитие мышления и приобретение целостного научного мировоззрения (причём, изучение каждого предмета вносит свой вклад в эти процессы) [3]. Поэтому натурфилософский подход к содержанию образования - курс на слияние дисциплин, размазывание одной дисциплины в другой или включение одной дисциплины в другую в виде отдельных вопросов-вкраплений - приводит к хаосу, к разрушению сложившейся дифференцированной системы школьных знаний, и это выходит за рамки логики самой сущности образования. Курс на слияние предметов - это движение к прошлому.
Теперь рассмотрим, чем чревата инновация слияния школьных предметов1. Слияние двух предметов в один даёт возможность уменьшить количество часов на объединённый предмет. Почему так происходит? Если предмет изучается отдельно, учитель обязан выполнить программу согласно образовательному стандарту и выставить итоговую оценку каждому учащемуся за достижение результатов обучения на отдельной странице в школьном журнале, где отражается его образовательная деятельность. Преподавание предметов «два в одном» всегда оставляет лазейку для учителя перераспределить учебное время в пользу одного из них, а другой пройти формально в быстром темпе, или вовсе его не проходить. Вот реальный неспрогнозированный результат управленческих инноваций, касающийся деятельности учителей. Политика слияния дис-
1 Речь идёт именно о механическом объединении предметов, а не об интеграции знаний из разных предметов.
циплин может быть обусловлена несколькими причинами:
- требованием экономии бюджетных средств;
- возможностью перераспределения числа часов в пользу других дисциплин;
- возможностью введения новых дисциплин и курсов;
- глубокая скрытая политика, связанная с манипулированием мышлением и ценностями молодого поколения.
Слияние предметов связано, на первый взгляд, только с экономией бюджетных средств. В то же время для введения новых предметов находятся средства. Стало быть, дело не только в экономии. В школах 19 субъектов Федерации проходит эксперимент по введению нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики», несмотря на то, что в содержание школьного образования входят предметы «Мировая художественная культура» (МХК) и «История мировых религий», принадлежащие к той же сфере познания. С изучением первой части этой новой дисциплины учащиеся непроизвольно и неизбежно будут получать ненаучные религиозные знания, основывающиеся на вере, которые, в свою очередь, неизбежно будут формировать в той или иной мере религиозное мышление, религиозное мировоззрение и ценности, а также религиозную картину мира. В связи с вышесказанным этот новый предмет следует рассматривать как парадоксальную альтернативу исчезнувшего предмета «Астрономия».
При объединении предметов есть соблазн один блок усилить за счёт часов другого блока. Показательно в этом смысле объединение алгебры и геометрии в один предмет «математика». Изучение геометрии в старшей школе решает крайне важные образовательные задачи: приобретение учащимися знаний, умений и компетентностей, имеющих огромное значение для их практического применения в обыденной жизни (вычисление сторон треугольников, площадей и объёмов различных тел и пр.); для изучения школьных естественнонаучных предметов, для продолжения образования в областях, связанных с математикой, архитектурой, а также развитие пространственного и логического мышления, критичности мышления учащихся. Однако, как показывает практика, часть учителей уроки геометрии вовсе не проводит, а заменяет алгеброй, что ещё обусловлено и малой долей заданий по геометрии в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ. При раздельном преподавании предметов та-
кая подмена минимально возможна, а при их преподавании разными преподавателями совсем невозможна. Наиболее добросовестные учителя «ухищряются» преподавать «слитые» предметы по блокам, выставляя в журнале текущие оценки по двум предметам, а в сводную ведомость ставится общая оценка. Всё это приводит к тому, что в силу вступает закон непредвиденных последствий, который коснулся и учителей: они оказались в сложном положении без единых учебников, тематического планирования, методических разработок и контрольно-измерительных материалов слитых дисциплин. А учащиеся оказываются в таком положении, при котором наносится ущерб развитию их пространственного восприятия и воображения, формированию их логического и дискурсивного мышлений (дискурс - доказательная речь), что достигается систематическим тренингом через доказательства теорем и решение геометрических задач.
Отказ от изучения литературы как отдельной дисциплины в старшей школе на базовом уровне не позволит более осуществлять её миссию - решение задач нравственного и духовного развития, формирования образного мышления, эстетического и художественного вкуса, устной речи учащихся. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик молодёжи, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература как феномен культуры обладает большой силой воздействия на читателей силой художественных образов, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества; осуществляет формирование миропонимания и национального самосознания, развитие культуры устной речи. Слияние литературы и русского языка приводит на практике к перераспределению учителями учебного времени в пользу русского языка, вопросы которого составляют основное содержание ЕГЭ; вымыванию литературы из программы школьного образования как целостного предмета и, как следствие, падению нравственности и отсутствию представлений о художественных ценностях у молодого поколения.
Огромный вред формированию у учащихся представлений о современной естественнонаучной картине мира нанесла ликвидация астрономии как самостоятельного учебного предмента и включение небольшого числа вопросов астрономического содержания в курс физики. С 1993 г. рекомендовано изучать лишь отдельные вопросы астрономии в курсе физики. По опросам учителей физики, проходящих
повышение квалификации в Ульяновском институте переподготовки кадров, более 90 % из них расходуют время, отведённое на изучение отдельных астрономических вопросов, на подготовку к ЕГЭ (то есть не по назначению). Что касается образовательного результата учащихся в отношении астрономической грамотности, он свёлся к нулю: в среднем только 43,3 % респондентов правильно ответили на простейшие вопросы по астрономии при анкетировании, проводимом в течение 2003-2012 гг. Респондентами являлись 529 студентов из УлГУ; Санкт-Петербургского профессионального железнодорожного лицея; МПГУ, РГСУ [3]. При этом с течением времени результаты не улучшились, несмотря на возможность получить знания из средств массовой информации (Интернет, телевидение).
Анкета-опросник содержала 17 элементарных вопросов, правильные ответы на которые отражают примитивный уровень астрономических знаний, среди них: «Что такое галактика? Как движутся Солнце и Земля относительно друг друга? К каким небесным телам относится Солнце? Каков период вращения Луны вокруг Земли? Чем существенно отличаются звезды от планет? Есть ли у Вселенной возраст и какой он? Есть ли у Вселенной размеры? Сколько планет в Солнечной системе? Укажите названия планет Солнечной системы. Что такое галактика? Что такое 1 световой год? Почему светит Луна? Почему светит Солнце?» и др. К удивлению, вопросы оказались проблемными. 1/5 часть опрошенных считает, что Солнце вращается вокруг Земли. Только около 25 % указали правильный период обращения Луны вокруг Земли - около месяца, остальные указали срок «за 1 день» или «за 1 сутки», или «за 1 год», или дали ответ «не знаю». Часть учащихся не знают, что Солнце - это звезда, что Луна - спутник Земли, что такое галактика. В их ответах Солнце и Луна фигурируют как планеты Солнечной системы, а галактика как планетная система, Луна светит за счёт ядерных реакций внутри неё или за счёт люминесценции. Большинство респондентов не знают, сколько планет в солнечной системе и не могут назвать их [2].
Новаторами не были спрогнозированы результаты разрушения системы астрономических знаний, и согласно закону непредвиденных последствий они оказались куда более глубокими и негативными. В работах [1,2] показано, что изучение астрономии формирует у учащихся не только научную картину мира и мировоззрение, но и «космическое», глобаль-
ное мышление, характеризующееся следующими признаками:
- сформированная система мотивацион-но-ценностных отношений (МЦО) личности: к Миру, жизни на Земле, людям, осознание уникальности жизни и разума во Вселенной как наивысшей ценности;
- масштабность мышления - умение оперировать гигантскими пространственно-временными промежутками, а также понятиями, отражающими глобальные космические феномены - «рождение и расширение Вселенной», «Большой взрыв» и т. д.;
- сформированность личностных нравственно-этических качеств: осознание ответственности за последствия научных открытий, за судьбу человечества, бессмысленность войн, межрелигиозных распрей;
- видение глобальных общечеловеческих проблем;
- развитое самосознание в русле естественнонаучного направления русского космизма - комплекса идей о неразрывной связи судьбы человека с освоением космоса [4]. Учащийся изменяет взгляд на самого себя, начинает осознавать себя как сознательное существо Вселенной (человек - микрокосм).
Исключение предмета «Астрономия» из содержания школьного образования привело не только к научному невежеству части молодёжи, но и к отрицательной динамике ценностей и отсутствию глобального, «космического» мышления. Результаты длительных исследований показали, что в экспериментальных группах после изучения дисциплины «Астрономия», включающей и вопросы космологии, количество респондентов с «космическим» мышлением и мировоззренчески-ценностное отношение (МЦО) к Миру больше в 2,75 раза по сравнению с контрольными группами, не изучавшими астрономию как дисциплину. При этом приобретение МЦО к Миру и глобального мышления не является результатом изучения курса физики и других дисциплин, а только астрономии как отдельной дисциплины. Изучение отдельных астрономических вопросов в курсе физики не даёт таких результатов. Это означает, что изучение астрономии как отдельной дисциплины формирует идеологию молодого поколения.
Введение любой образовательной инновации должно подвергаться глубокому всестороннему прогностическому анализу, касающемуся не только экономического эффекта от её внедрения, но и эффективности обучения, управления, духовно-нравственного воспитания, её влияния на развитие мышления, формирование научной картины
Мира, мировоззрения и идеологии молодого поколения. Однако этого не происходит, потому что новаторами всех витков реформ являются люди, зачастую далёкие от школьного образования и педагогики как науки.
Таким образом, реформы образования должны осуществляться с учётом достижений психолого-педагогической науки и сложившей-
ся образовательной практик специалистами, имеющими опыт профессиональной педагогической деятельности. В противном случае реформы не позволят получить результаты, предусмотренные требованиями ФГОС, не будут отвечать требованиям современного общества и, более того, могут привести к непредсказуемым разрушительным последствиям.
Список литературы
1. Гурина Р В. Астрономическая безграмотность и глобальное сознание в контексте модернизации образования // Народное образование. 2007. № 2. С. 189-193.
2. Гурина Р. В. Подготовка учащихся физико-математических классов к будущей профессиональной деятельности в области физики. Ульяновск: МДЦ, 2009. 394 с.
3. Пурышева Н. С., Гурина Р. В. Интерпретации физической картины мира // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 50-55.
4. Русский космизм. Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 368 с.
5. Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века (Доклад на общем собрании РАО). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. smolin.ru/actual/public/pdf/feldchteyn.pdf (дата обращения: 23.10.2014).
References
1. Gurina R. V. Astronomicheskaya bezgramotnost' i global'noe soznanie v kontekste modernizatsii obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. 2007. № 2. S. 189-193.
2. Gurina R. V. Podgotovka uchashchikhsya fiziko-matematicheskikh klassov k budushchei professional'noi deyatel'nosti v oblasti fiziki. Ul'yanovsk: MDTs, 2009. 394 s.
3. Purysheva N. S., Gurina R. V. Interpretatsii fizicheskoi kartiny mira // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. № 2. S. 50-55.
4. Russkii kosmizm. Antologiya filosofskoi mysli. M.: Pedagogika-Press, 1993. 368 s.
5. Fel'dshtein D. I. Problemy psikhologo-pedagogicheskikh nauk v prostranstvenno-vremennoi situatsii XXI veka (Doklad na obshchem sobranii RAO). [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http: // www.smolin.ru/actual/public/pdf/feldchteyn.pdf (data obrashcheniya: 23.10.2014).
Статья поступила в редакцию 22.08.2015