Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СЛУЖАЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ'

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СЛУЖАЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Таргын Д.И.

В настоящее время управленческая культура является одной из составляющих эффективной работы любой организации, что определяет актуальность для ее глубокого изучения и анализа. В широком смысле управленческую культуру можно характеризовать как совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения. В статье анализируются теоретические аспекты управленческой культуры государственных гражданских служащих, проводится обоснование особенностей содержания и определения теоретико-методологической сущности управленческой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT CULTURE OF EMPLOYEES IN VARIOUS MODELS

Nowadays managerial culture is one of the components of effective work of any organization, which determines the relevance for its in-depth study and analysis. In a broad sense managerial culture can be characterized as a set of typical values, norms, points of view and ideas, which consciously form the sample of his behavior. The theoretical aspects of managerial culture of civil servants are analyzed in the article, the substantiation of the peculiarities of the content and the definition of the theoretical and methodological essence of managerial culture is carried out.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СЛУЖАЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ»

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СЛУЖАЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ Д.И. Таргын, студент

Научный руководитель: О.Н. Монгуш, канд. экон. наук, доцент Тувинский государственный университет (Россия, г. Кызыл)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-2-137-139

Аннотация. В настоящее время управленческая культура является одной из составляющих эффективной работы любой организации, что определяет актуальность для ее глубокого изучения и анализа. В широком смысле управленческую культуру можно характеризовать как совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения. В статье анализируются теоретические аспекты управленческой культуры государственных гражданских служащих, проводится обоснование особенностей содержания и определения теоретико-методологической сущности управленческой культуры.

Ключевые слова: культура, управленческая культура, структура управленческой культуры, государственные гражданские служащие.

Слово «культура» (от латин. culture) означает воспитание, развитие, образование. Культура является всеобщей формой человеческой деятельности и формирует основные программы, цели, способы и средства. Она во многом помогает человеку воплощать себя в различных сферах жизнедеятельности. Культура является ценным свойством человека. Но каких людей тувинцы считают культурными? С древних пор тувинцы называли культурным того, кто умеет уважать другого человека, воспитанного, интеллигентного и образованного.

В самом широком смысле, управленческую культуру можно назвать как совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения.

Последние условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.

Нынешние направления развития совокупных отношений увеличивают требования к государственному управлению.

Начинается необходимость в разработке концептуальных основ изучения формирования управленческой культуры государственных гражданских служащих.

Вопрос развития и повышения качества управленческой культуры предприимчиво обсуждается авторами и исследователями. В.К. Белолипецкий и Л.А. Павлова полагают, что под управленческой культурой, прежде всего, стоит понимать практическую систему способов и методов, имеющих прямое и ближайшее отношение к практике [1].

В тоже время, по мнению ряда авторов, управленческая культура описывает собой структуру усвоенных в процессе управленческой социализации значений, ценностей и норм управления. Управленческая культура руководителя - надёжная система управленческих значимых качеств личностей, включённого в определённую иерархию государственного лица [3].

В трудах В.Н. Иванова и В.И. Патрушева управленческая культура кажется, как союз управленческих знаний, чувств, ценностей, управленческих и организационных отношений. На текущем этапе и творческой управленческой деятельности [4].

Д.А. Почевалов отмечает, что понятие управленческой культуры связано, прежде всего, с пониманием культуры и учёта актуальных задач развития управления.

13S

Культура управления как совокупность характерных черт управленческого воздействия, при котором формирующими аспектами культуры является практика воздействия руководителя на подчинённого и соответствующая управленческая самонаблюдение [5].

В научных работах Н.В. Проказиной под управленческой культурой государственных гражданских служащих понимается совокупность профессионально значимых личностных качеств, стереотипов, установок, ценностей, знаний, навыков, компетенций, организационных норм поведения, предопределяющих содержание, устремление и эффективность профессиональной управленческой деятельности [6].

Проанализированные определения позволили выделить следующие особенности управленческой культуры:

1)Управленческая культура предстаёт как средство элементов различных характеров, направленных на выполнение управленческой деятельности, которая задаёт определённый тип действий, необходимый для достижения определённой цели;

2) Управленческая культура определяет направление деятельности, которое решает ее качественные свойства.

Практико-деятельностная подсистема включает в себя: знания, способности, высокую квалификацию, профессиональные навыки.

Существенное влияние на состояние уровня управленческой культуры невоенных служащих оказывают типичные требования и типичные системы. Индикаторами этой подсистемы являются занимаемые социальные состояние и делаемые социальные роли; ожидания в отношении этих состояний и ролей, стандартные поведения служащих характерны ля государственной организации. Наличие «формализованных» компонентов обоснованно в концепции немецкого социолога Макса Вебера.

Значимыми в управленческой культуре представляются ценностное участие к

квалификационной деятельности; уровень материально-технической компетентности; творческая инициативность; образ мышления; мотивация к совершенству.

Осведомлённость целесообразно рассматривать как характеристики личности, которые важно для действительного выполнения работы на этой позиции и которые нужные для эффективного выполнения задач. В качестве компетенций выступают личностные компетенции (мотивация, саморазвитие), этические, когнитивные и функциональные. Применимо к государственным гражданским служащим особое место занимают специфические компетенции, характерные для успешной управленческой деятельности.

Профессиональные способности - индивидуальные психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее эффективного выполнения [2]. Нужно также отметить, что все эти перечисленные подсистемы практико-дея-тельностная и нормативная подсистемы взаимосвязаны между собой. Таким образом, на принципе анализа разных позиций автор подошёл к выводу о том, что:

1. Управленческая культура государственных гражданских служащих - это ин-тегративная система, представляющая собой структуру взаимосвязанных элементов ценностно-нравственных направлений и норм поведения, управленческих и профессиональных полномочий, способностей, навыков, направленных на повышение качества.

2. В предлагаемой нами системе управленческой культуры государственных гражданских служащих прослеживается связь между всеми подсистемами, при этом ценностная подсистема занимает доминирующее место по отношению двум другим, что говорит о существенном ее влиянии в формировании управленческой культуры государственных гражданских служащих.

Библиографический список

1. Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления. Учебно-практическое пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - С. 112-113.

2. Данилов А.В. Управленческая культура руководителя в административно-командной системе (социологический анализ) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №74-1. -С. 141-146.

3. Культурология: учебное пособие для вузов / И.Ф. Кефели [и др.]; под редакцией И.Ф. Кефели. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2022. - 165 с.

4. Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. - М.: Высш. шк., 2001. - 271 с.

5. Почевалов, Д.А. Обратная связь в управленческой культуре местных администраций: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / Почевалов Дмитрий Александрович; Волгогр. акад. гос. службы. - Волгоград, 2009. - 24 с.

6. Проказина Н.В. Управленческая культура государственных гражданских служащих: теоретическое обоснование и социальная практика // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы - 2021. - № 19.- С. 36-39.

MANAGEMENT CULTURE OF EMPLOYEES IN VARIOUS MODELS D.I. Targyn, Student

Supervisor: O.N. Mongush, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tuva State University (Russia, Kyzyl)

Abstract. Nowadays managerial culture is one of the components of effective work of any organization, which determines the relevance for its in-depth study and analysis. In a broad sense managerial culture can be characterized as a set of typical values, norms, points of view and ideas, which consciously form the sample of his behavior. The theoretical aspects of managerial culture of civil servants are analyzed in the article, the substantiation of the peculiarities of the content and the definition of the theoretical and methodological essence of managerial culture is carried out.

Keywords: culture, managerial culture, structure of managerial culture, public civil servants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.