Научная статья на тему 'Понятие и содержание управленческой культуры государственных гражданских служащих'

Понятие и содержание управленческой культуры государственных гражданских служащих Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
595
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / управленческая культура / государственные гражданские служащие / структура управленческой культуры государственных гражданских служащих. / culture / management culture / government civil servants / the structure of the administrative culture of state civil servants.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евтехова Анна Сергеевна

Статья посвящена изучению управленческой культуры, определению понятия управленческой культуры государственных гражданских служащих и исследованию ее содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe Article is devoted to the study of administrative culture, the definition of administrative culture of state civil servants and the study of its content.

Текст научной работы на тему «Понятие и содержание управленческой культуры государственных гражданских служащих»

94

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

привлечение внимания журналистов и широких целевых аудиторий к компании и ее услугам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что специальные мероприятия для СМИ позволяют максимально наполнить информационное поле вокруг PR-субъекта и являются эффективным направлением PR-мероприятий.

Список использованных источников

1. Блажнов Е.А. Public Relations. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений: учебное пособие. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2014. - 348 с.

2. Чумиков А.Н. Актуальные связи с

общественностью : сфера, генезис, технологии,

области применения, структуры : учеб.-практ.

пособие / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М.: Юрайт : Высшее образование, 2012. - 720 с.

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Евтехова Анна Сергеевна

аспирант

Орловский филиал РАНХиГС Россия, г. Орел

Аннотация: Статья посвящена изучению управленческой культуры, определению понятия

управленческой культуры государственных гражданских служащих и исследованию ее содержания.

Ключевые слова: культура, управленческая культура, государственные гражданские служащие, структура управленческой культуры государственных гражданских служащих.

Abstract: the Article is devoted to the study of administrative culture, the definition of administrative culture of state civil servants and the study of its content.

Keywords: culture, management culture, government civil servants, the structure of the administrative culture of state civil servants.

Управленческая культура является комплексной характеристикой управленческих кадров, и соответственно, важной составляющей успешного экономического развития. Современные тенденции развития общественных отношений повышают требования к управленческому персоналу, возникает необходимость в разработке концептуальных основ изучения формирования управленческой культуры государственных гражданских служащих.

Проблема формирования и совершенствования управленческой культуры активно обсуждается авторами и исследователями.

В области социологических исследований отмечают множество подходов к трактовке понятий. Попытаемся определить понятие управленческой культуры с позиций различных подходов:

- аксиологический - управленческая культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей;

- функциональный - управленческая культура рассматривается как способ или средство осуществления управленческой деятельности, взаимосвязи субъектов, объектов социального управления и их составляющих;

- нормативный - управленческая культура есть параллельное сосуществование норм, правил поведения людей, традиций и обычаев управленческих коллективов и групп;

- личностный - определяет управленческую культуру как уровень или степень образования и воспитания управленческих кадров;

- качественный - управленческая культура выступает как интегральная характеристика социального управления, степень реализации

социально значимых характеристик управленческого звена в управленческой деятельности, которая может быть выражена в широком диапазоне - от низкого до высокого уровня управленческой культуры;

- процессный - управленческая культура как совокупность способов, средств, методов и технологий реализации управленческой деятельности.

В научной литературе существуют немало определений понятия «управленческая культура». Чаще всего в широком смысле термин «управленческая культура» употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя.

В. К. Белолипецкий, Л. А. Павлова определяют «управленческую культуру» прежде всего как «практическую систему мер и методов, имеющих прямое и непосредственное отношение к практике»[1].

А.В. Данилов отмечает, что управленческая культура представляет собой систему усвоенных в процессе управленческой социализации значений, ценностей и норм управления. Управленческая культура руководителя - устойчивая система управленчески значимых качеств личности, включенного в определенную иерархию должностного лица, ориентирующегося на внеэкономические методы стимулирования деятельности подчиненных[2].

В работах Иванова В.Н., Патрушева В.И. управленческая культура представляется как единство управленческих знаний, чувств, ценностей, управленческих и организационных отношений на данном этапе и творческой управленческой деятельности[3].

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

95

Почевалов Д.А. пишет, что определение понятия управленческой культуры основывается, прежде всего, на социологическом понимании культуры и учете актуальных задач развития управления. Культура управления может пониматься как совокупность характерных черт управленческого воздействия, при котором формирующими аспектами культуры является практика воздействия руководителя на подчиненного и соответствующая управленческая рефлексия[4].

В научных работах Проказиной Н.В. под управленческой культурой государственных гражданских служащих понимается совокупность профессионально значимых личностных качеств, стереотипов, установок, ценностей; знаний, навыков, компетенций; отношений; юридических, моральных и организационных норм поведения,

предопределяющих содержание, направленность и эффективность профессиональной управленческой деятельности[5].

Приведенные определения позволили автору выделить следующие особенности управленческой культуры:

1. Управленческая культура предстает как система элементов различного характера, направленная на осуществление управленческой деятельности, которая задает определенный тип действий, необходимый для достижения поставленной цели.

2. Управленческая культура определяет направление управленческой деятельности, определяя ее качественные характеристики.

И.А. Гончаров полагает, что характерными чертами традиционной управленческой культуры являются безынициативность, стремление к гарантированному карьерному росту, стабильному развитию органа государственного управления и к личной безответственности. С этими качествами коррелирует отрицательное отношение к конкурсному принципу отбора на государственную и муниципальную службу и к прохождению государственной службы на основе контракта. Противоположный тип управленческой культуры характеризуется инициативностью, творческим подходом к делу, меритократическим отношение к карьере, поддержкой контрактного прохождения государственной службы. Этот тип управленческой культуры возникает на основе гражданско-правовых отношений в том случае, если государственные служащие рассматривают свою работу как выполнение гражданского долга[8]. Автор называет традиционный тип управленческой культуры -административный, а современный -менеджеральный. Следует сказать, что данное название отражает административную реформу тех лет. Однако, И.А. Гончаров и его группа исследователей полагают, что менеджеральная культура дополняет административную, что свидетельствует о смешанном характере профессиональной культуры государственных служащих.

Отметим предложенную типологию В.Э. Бойкова, который выделяет два типа управленческой

культуры - демократической ориентации и административной ориентации. Управленческая культура демократической ориентации

характеризуется склонностью признавать служебный этикет, а также открытость и терпимость к чужим жизненным идеалам. Административный тип характеризуется тем, что служащие ставят улучшение работы в зависимость от традиционных аппаратных вопросов, при этом выделяя, что административный тип - доминирующий[7].

Иванов В.Н. выделяет три типа управленческих культур:

1) административно-командную;

2) информационно-аналитическую;

3) социально ориентированную [9].

Первый тип свойствен тоталитарным

режимам, основана на жестких бюрократических регламентациях, огромном аппарате чиновников, мотивации страха, ответственности и господстве административного права и государственных структур; наблюдается превалирование силовых методов, где во многом исключаются механизмы саморегулирования в гражданском обществе, альтернативность решений, инакомыслие и т. д.

Второй тип основан на господстве информационных технологий, компьютерных систем при выборе и принятии управленческих решений, в которых преобладает технократический элемент над гуманитарным, гуманистическим.

Третий - это социально ориентированная культура управления, ограничивающая действие рыночных отношений и включающая частично “социальный фактор” в механизм регулирования, способствующая раскрытию творческого потенциала человека. Он характеризуется не только правовым, административно-командным, информационно-

аналитическим типом регулирования, но и включением социальной мотивации в виде высокой социальной защиты своих граждан, мотивации их труда и всей жизнедеятельности.

Н.В. Лизина утверждает, что для каждой исторической эпохи и политическому режиму соответствует определенная управленческая культура. Один из подходов к типологии политической культуры связан с типологией политических режимов. Каждому политическому режиму соответствует определенная (присущая ему) культура социального управления.

Тоталитарная политическая культура. Наследование политического опыта осуществляется по принципу: "Запрещено всё, кроме того, что разрешает и поощряет власть". Но так как общество состоит из людей, отличающихся разнообразием интересов и потребностей, из социальных групп и классов, интересы которых могут не только не совпадать, но и быть противоположными, власть вынуждена опираться на насилие, приводя всех к одному знаменателю: единой цели, единомыслию (одной идеологии), единой культуре, образу жизни. Поэтому в тоталитарном политическом режиме управленческая культура характеризуется репрессивностью, консерватизмом, поддержанием культа власти (вождя, партии). В ней заложен

96

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

тотальный контроль над всеми сферами общества (цензура, контролирующие органы, действующие как легально, так и нелегально) над личной жизнью людей.

Авторитарная политическая культура близка тоталитарной в наследовании управленческого опыта. В ней действует принцип: "Разрешено всё, кроме политики". Авторитарная управленческая культура монологична, привержена авторитету. Для данной культуры типичны ориентация на власть, силу, стереотипность, конформизм.

Демократическая культура. Ей свойственен принцип: "Разрешено всё, кроме того, что запрещено законом". Она диалогична, плюралистична, гуманна. Человек в ней становится ценностью, активным и сознательным участником политической жизни. Демократическое сознание предполагает равную ответственность всех граждан за действия своего правительства. Оно критично и ответственно. Его идеалы: свобода, равенство, справедливость,

торжество закона, осуществление прав человека[10].

Т.О. Третьякова указывает, что управленческая культура понимается и изучается на основе анализа ее трех уровней:

1) институциональный уровень

государственной службы, являющейся публично -правовым институтом и носителем управленческой культуры государственных гражданских служащих;

2) уровень государственного учреждения,

характеризующегося собственным стилем

управления, сформированным из принятых образцов административной этики, социально-политических ценностей и правовых норм, накопленных коллективом традиций, прошлого опыта и современных ориентаций;

3) уровень государственного служащего, управленческая культура которого представляет собой некую совокупность профессиональных качеств и свойств, убеждений, знаний и навыков[11].

Первый уровень характеризует общие принципы управленческой культуры. Он включает в себя юридические и правовые нормы, регламентирующие деятельность государственных гражданских служащих. С принятием Федерального закона «О системе государственной гражданской службы Российской Федерации», а затем и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» произошло трансформация понятия «государственная служба». Если ранее профессиональная деятельность граждан в государственных органах рассматривалась как государственная служба, то в настоящее время этот вид деятельности обозначается термином «государственная гражданская служба». Помимо этого, институт государственной службы содержит нормы, предусматривающие связанные со статусом гражданского служащего ограничения, и запреты, которые являются ограничением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации. А эти вопросы лежат в плоскости конституционного права[12].

Второй уровень характеризует так называемую организационную культуру учреждений и

организаций, где осуществляется управленческая деятельность. Организационная культура - это, прежде всего специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела[13].

Третий уровень предстает как совокупность внутренних культур субъекта управления -политической, правовой, информационной,

нравственной.

Наличие разнообразных подходов к определению и типам управленческой культуры государственных гражданских служащих

актуализирует проблему концептуального

обоснования.

Применительно к государственным

гражданским служащим - лицам, осуществляющую профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы РФ, управленческая культура представляется довольно сложным в силу недостаточного изучения явлением. Концептуализируя понятие управленческой культуры государственных гражданских служащих, автор исходит из следующих положений:

Во-первых, как отмечалось выше,

управленческая культура предстает как система элементов различного характера, направленная на осуществление управленческой деятельности, которая задает определенный тип действий, необходимый для достижения поставленной цели.

Во-вторых, управленческая культура государственных гражданских служащих является частью профессиональной культуры и одной из составляющей культуры общества, а значит, ей присущи регуляторы культуры современного мира, которые определяют и направленность ее формирования.

В-третьих, управленческая культура государственных гражданских служащих проявляется на личностном, организационном и

институциональных уровнях.

В-четвертых, исследование управленческой культуры государственных гражданских служащих ориентирует нас на обоснование ее видов по особенностям государственных признаков и критериям уровневой дифференциации.

Анализ данных особенностей позволяет обозначить в управленческой культуре государственных гражданских такие особенности как: иерархия подчинения (руководитель-подчиненный), ценностно-нормативный аспект, стилевой характер управления, профессиональные компетенции.

Таким образом, теоретические подходы к изучению управленческой культуры государственных гражданских служащих позволяют сделать следующие выводы:

1. Управленческая культура выступает как комплексное свойство субъекта управления, характеризующееся определенной степенью развития норм, правил, установок, ценностей, форм его поведения, выражающееся в управленческой деятельности. Она является элементом как

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

97

социального управления, так и общей культуры в целом.

2. Разнообразие подходов к типологии

управленческих культур вызвано социально-

историческим контекстом исследования данной

проблемы.

3. Управленческая культура определяет

уровень или степень образования и воспитания управленческих кадров, а также способы

осуществления управленческой деятельности, взаимосвязи субъектов, объектов социального управления и их составляющих.

Использованные источники:

1. Белолипецкий, В. К., Павлова, Л. Г. Этика и культура управления. Учебно-практическое пособие. М., ИКЦ «МарТ». Ростов н/Д. Издательский центр «МарТ», 2004, стр. 112, 113.

2. Данилов, А.В. Управленческая культура руководителя в административно-командной системе (социологический анализ)// Общественные и гуманитарные науки, № 74-/2008. - С. 141-146.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Иванов, В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Учеб.пособие. 2-е изд., испр. И доп. М.: Иуниципальный мир, 2004. С. 256.

4. Почевалов, Д.А. Обратная связь в

управленческой культуре местных администраций: автореферат [Электронный ресурс]

http://www.dissercat.com/content/obratnava-svvaz-v-upravlencheskoi-kulture-mestnvkh-administratsii Дата обращения 28.04.2014.

5. Проказина, Н.В. Социологическая культура

государственных гражданских служащих:

автореферат [Электронный ресурс] Дата обращения 28.04.2014.

6. Культурологический словарь [Электоронный ресурс] Дата обращения 14.01.2014 http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=5&wordid= 72777

7. Бойков, В. Э. Профессиональная культура государственной службы // Социологические исследования. 1999. №2.С.34-35.

8. Гончаров, И. А. и др. (2005) Кадровый

потенциал системы государственной и

муниципальной службы Республики Коми в 20012004 гг. // Политекс. №1.

9. Иванов, В.Н. Основы социального управления, - М., 2001. [Электронный ресурс] http ://sbiblio. com/biblio/archive/socupr/22.aspx

10. Лизина, Н.В. Управленческая культура как

качественный показатель управленческой

деятельности, - Ползуновский вестник № 1 2006. С. 231-234.

11. Третьякова, Т.О. Формирование

управленческой культуры в органах судебной власти//Социология, - С.292-296.

12. Месилов, М.А. Деформация правовой культуры государственных гражданских служащих // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 9 -С. 172-174.

13. Кравченко, А.И., Тюрина, И.О. Социология

управления: фундаментальный курс, - М.,

Академический Проект, 2005. С.575-576.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ

ПОМОЩИ

Лукутин Денис Сергеевич

Аспирант кафедры социологии управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службыпри Президенте Российской федерации

SOCIAL IMPORTANCE OF ACCESS AND THE QUALITY OF MEDICAL CARE Lukutin Denis Sergeevich

Postgraduate student of the Department of sociology of management Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation

Аннотация: О социальном значении доступности и качества оказания медицинских услуг населению. Раскрытие роли социологического анализа взаимосвязей здравоохранения с социальной структурой общества, социальным неравенством и социальной напряженностью.

Ключевые слова: общественное здоровье, здравоохранение, социальное неравенство, социальная напряженность.

Sammari: On the social significance of the availability and quality of medical services to the population. Disclosure of the role of the sociological analysis of the relationship of health to the social structure of society, social inequality and social tensions.

Keywords: public health, health care, social inequality, social tension.

Возможность сохранения и восстановления здоровья с помощью качественной медицинской помощи предстает в современном российском обществе как значимый социальный фактор и один из параметров качества жизни индивидов, социальных групп, социума. Социальные трансформации,

переживаемые Россией на протяжении последних 25 лет привели к тому, что в стране сформировались значительные различия в возможностях получения медицинской помощи, а тем более качественной, для разных групп населения. Данные социологических исследований фиксируют, что низкий уровень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.