Научная статья на тему 'Социальная значимость доступности и качества медицинской помощи'

Социальная значимость доступности и качества медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
422
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественное здоровье / здравоохранение / социальное неравенство / социальная напряженность. / public health / health care / social inequality / social tension

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукутин Денис Сергеевич

О социальном значении доступности и качества оказания медицинских услуг населению. Раскрытие роли социологического анализа взаимосвязей здравоохранения с социальной структурой общества, социальным неравенством и социальной напряженностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL IMPORTANCE OF ACCESS AND THE QUALITY OF MEDICAL CARE

On the social significance of the availability and quality of medical services to the population. Disclosure of the role of the sociological analysis of the relationship of health to the social structure of society, social inequality and social tensions.

Текст научной работы на тему «Социальная значимость доступности и качества медицинской помощи»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

97

социального управления, так и общей культуры в целом.

2. Разнообразие подходов к типологии

управленческих культур вызвано социально-

историческим контекстом исследования данной

проблемы.

3. Управленческая культура определяет

уровень или степень образования и воспитания управленческих кадров, а также способы

осуществления управленческой деятельности, взаимосвязи субъектов, объектов социального управления и их составляющих.

Использованные источники:

1. Белолипецкий, В. К., Павлова, Л. Г. Этика и культура управления. Учебно-практическое пособие. М., ИКЦ «МарТ». Ростов н/Д. Издательский центр «МарТ», 2004, стр. 112, 113.

2. Данилов, А.В. Управленческая культура руководителя в административно-командной системе (социологический анализ)// Общественные и гуманитарные науки, № 74-/2008. - С. 141-146.

3. Иванов, В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Учеб.пособие. 2-е изд., испр. И доп. М.: Иуниципальный мир, 2004. С. 256.

4. Почевалов, Д.А. Обратная связь в

управленческой культуре местных администраций: автореферат [Электронный ресурс]

http://www.dissercat.com/content/obratnava-svvaz-v-upravlencheskoi-kulture-mestnvkh-administratsii Дата обращения 28.04.2014.

5. Проказина, Н.В. Социологическая культура

государственных гражданских служащих:

автореферат [Электронный ресурс] Дата обращения 28.04.2014.

6. Культурологический словарь [Электоронный ресурс] Дата обращения 14.01.2014 http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=5&wordid= 72777

7. Бойков, В. Э. Профессиональная культура государственной службы // Социологические исследования. 1999. №2.С.34-35.

8. Гончаров, И. А. и др. (2005) Кадровый

потенциал системы государственной и

муниципальной службы Республики Коми в 20012004 гг. // Политекс. №1.

9. Иванов, В.Н. Основы социального управления, - М., 2001. [Электронный ресурс] http ://sbiblio. com/biblio/archive/socupr/22.aspx

10. Лизина, Н.В. Управленческая культура как

качественный показатель управленческой

деятельности, - Ползуновский вестник № 1 2006. С. 231-234.

11. Третьякова, Т.О. Формирование

управленческой культуры в органах судебной власти//Социология, - С.292-296.

12. Месилов, М.А. Деформация правовой культуры государственных гражданских служащих // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 9 -

С. 172-174.

13. Кравченко, А.И., Тюрина, И.О. Социология

управления: фундаментальный курс, - М.,

Академический Проект, 2005. С.575-576.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ

ПОМОЩИ

Лукутин Денис Сергеевич

Аспирант кафедры социологии управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службыпри Президенте Российской федерации

SOCIAL IMPORTANCE OF ACCESS AND THE QUALITY OF MEDICAL CARE Lukutin Denis Sergeevich

Postgraduate student of the Department of sociology of management Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation

Аннотация: О социальном значении доступности и качества оказания медицинских услуг населению. Раскрытие роли социологического анализа взаимосвязей здравоохранения с социальной структурой общества, социальным неравенством и социальной напряженностью.

Ключевые слова: общественное здоровье, здравоохранение, социальное неравенство, социальная напряженность.

Sammari: On the social significance of the availability and quality of medical services to the population. Disclosure of the role of the sociological analysis of the relationship of health to the social structure of society, social inequality and social tensions.

Keywords: public health, health care, social inequality, social tension.

Возможность сохранения и восстановления здоровья с помощью качественной медицинской помощи предстает в современном российском обществе как значимый социальный фактор и один из параметров качества жизни индивидов, социальных групп, социума. Социальные трансформации,

переживаемые Россией на протяжении последних 25 лет привели к тому, что в стране сформировались значительные различия в возможностях получения медицинской помощи, а тем более качественной, для разных групп населения. Данные социологических исследований фиксируют, что низкий уровень

98

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

медицинского обслуживания относится к числу наиболее острых проблем, требующих по мнению опрошенных первоочередного решения, как в России в целом, так и в отдельных субъектах Федерации (37,7% по Центральному федеральному округу), наряду с такими животрепещущими проблемами, как рост цен на товары и услуги, опережающий рост доходов (76,8% по ЦФО) и низкий уровень доходов (55,1% по ЦФО).

О неравенстве в оказании медицинской помощи населению России известно немало, но достоверные свидетельства имеют весьма ограниченный характер. Государственная статистика фиксирует различия между регионами страны в показателях, характеризующих потребность в медицинской помощи (заболеваемости), ресурсной обеспеченности здравоохранения, объемами основных видов оказанной помощи (врачебные посещения, вызовы «скорой помощи», койко-дни и

т.п.). На основе социологических исследований проанализированы различия в обращаемости за медицинской помощью, доступности бесплатной помощи и обращаемости за платными медицинскими услугами групп с разным уровнем дохода, для населения, проживающего в различных регионах и разных типах населенных пунктов [2]. Однако эти данные дают лишь самое общее представление о существующем неравенстве в доступности медицинской помощи. За интегральными показателями скрываются различия в системе и качестве услуг здравоохранения, доступных для различных групп населения. Существующие базы данных масштабных социологических обследований (РМЭЗ, НОБУС) не используются в полной мере для решения задач этих различий.

Помимо приведенных данных,

свидетельствующих о возрастающем различии в доступности и качестве оказания медицинской помощи, при оценке социальной значимости этих показателей следует иметь в виду, что здравоохранение рассматривается большинством населения как такая сфера человеческой жизни, в которой любые факторы дифференциации

доступности несправедливы. В связи с этим повышение качества и доступности медицинской помощи для населения в нашей стране неизменно декларируются как важнейшие приоритеты государственной политики в сфере здравоохранения. В последние несколько лет государством предпринят комплекс мер, призванных реализовать эти

приоритеты. В 2011-2013 гг. во всех субъектах

Российской Федерации были осуществлены программы модернизации здравоохранения, включающие масштабное оснащение больниц и поликлиник медицинским оборудованием.

Выполнение этих программ должно было увеличить для населения диагностических исследований и содействовать росту качества медицинской помощи за счет внедрения новых медицинских технологий. С 2013 года реализуется государственная программа развития здравоохранения, включающая, помимо

новых инвестиций, масштабное расширение профилактических мероприятий, среди которых решающая роль отводится диспансеризации населения. С 2013 года во всех субъектах Российской Федерации выполняются также планы мероприятий (дорожные карты), направленные на повышение эффективности здравоохранения, включая

реструктуризацию организация, оказывающих медицинскую помощь, сокращение избыточного коечного фонда и перемещение части объемов медицинской помощи, оказывающейся в стационарах, на амбулаторный этап. Эти мероприятия также должны содействовать повышению качества медицинской помощи.

Дают ли эти мероприятия реальный эффект и снижают ли сформировавшееся недоверие к медицинским работникам и ощущение несправедливости растущего неравенства в доступности качественной медицинской помощи? Проведенное в 2013-2014 гг. НИУ ВШЭ социологическое исследование позволяет сделать вывод, что в среднем преобладают положительные оценки населением изменений в работе больниц и поликлиник. По данным опроса 2014 г. 42% взрослого населения считает, что их работа скорее улучшилась, а 29% - увидели ухудшения. Правда те, кто за последний год имел личный опыт получения медицинских услуг, чаще сообщают об ухудшении работы (32%). Из этого можно заключить, что образ российской систем здравоохранения, создаваемый в общественном сознании преимущественно

средствами массовой информации, несколько лучше, оценок этой системы теми, кто к ней непосредственно обращается и нуждается в ней.

Как показывают данные социологических исследований, удовлетворенность российского населения медицинской помощью сравнительно невелика. Удовлетворены медицинской помощью чуть более трети населения (36,9%), причем этот показатель с 2009 года практически не изменился, несмотря на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» (в 2009 году медицинской помощью были удовлетворены 34,7% населения).

Принимая во внимание, что объем государственного финансирования увеличился за период 2008-2013 годы в реальном выражении в 1,2 раза, выявленная тенденция свидетельствует о низкой эффективности использования дополнительных государственных средств с точки зрения влияния на удовлетворенность населением качеством

медицинской помощи и создаваемую этим обстоятельством основу для роста социальной напряженности

Список используемой литературы:

1. Минздрав России, Статистическая информация, 2012

2. Кочкина Н. Н., Красильникова М. Д., Шишкин С. В. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения: препринт WP8/2015/03

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.