Научная статья на тему 'Управленческая культура и этика публичных служащих в России'

Управленческая культура и этика публичных служащих в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
195
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / РЕГУЛЯЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / MANAGEMENT CULTURE / PUBLIC AUTHORITY / REGULATION OF PROFESSIONAL CONDUCT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шалагинов Юрий Анатольевич

Рассматриваются вопросы развития управленческой культуры современной российской публичной службы. Выделены уровни анализа системы управленческой культуры публичной власти, тенденции изменений культуры данной социальной группы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT CULTURE AND ETHICS OF PUBLIC SERVANTS IN RUSSIA

The article discussies questions of development of the managerial culture of modern Russian public service. Levels of analysis of the system of management culture of public power, a tendency of changes of culture of this social group are allocated

Текст научной работы на тему «Управленческая культура и этика публичных служащих в России»

УДК: 323.39

Шалагинов Юрий Анатольевич, магистрант направления ГМУ Курского государственного университета

e-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЭТИКА ПУБЛИЧНЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ

Аннотация: рассматриваются вопросы развития управленческой культуры современной российской публичной службы. Выделены уровни анализа системы управленческой культуры публичной власти, тенденции изменений культуры данной социальной группы.

Ключевые слова: управленческая культура, публичная власть, регуляция профессионального поведения.

Shalaginov Yury Anatolyevich, postgraduate of GMA direction, Kursk state University

e-mail: [email protected]

MANAGEMENT CULTURE AND ETHICS OF PUBLIC SERVANTS IN RUSSIA

Abstract: The article discussies questions of development of the managerial culture of modern Russian public service. Levels of analysis of the system of management culture of public power, a tendency of changes of culture of this social group are allocated.

Key words: management culture, public authority, regulation of professional conduct.

Управленческая культура является важнейшим регулятором поведения личности управленца, включающим этику как совокупность общечеловеческих, семейных, правовых, национальных норм и ценностных ориентаций, а также корпоративных, присущих всей системе общественных отношений, в нашем случае - публичных органов власти [1,с.24].

Управленческая культура как составляющая системы публичной службы во многом определяет качество ее управляемости. Как субъективный фактор государственного управления она отражает способность публичных служащих адекватно реагировать на происходящие изменения в экономике, социальной и культурной сфере России и при этом обеспечивать устойчивость в управлении, учитывать практику реализации административных реформ и собственные умения и навыки.

Изменение системы управленческой культуры публичной власти в ходе продолжающейся административной реформы может рассматриваться на основе анализа трех ее уровней:

1) на национальном уровне публичной службы как социально-правового

института и носителя специфической организационной культуры;

2) на уровне конкретного органа власти с характерным и сформированным стилем работы, который отражает устойчивые нормы и образцы административной этики, общие ценности и правовые нормы, накопленные коллективом традиции, прошлый опыт и современные ориентации;

3) на уровне личности публичного служащего, культура которого вмещает в себя определенную совокупность профессиональных качеств и свойств, убеждений, знаний и навыков, определенный набор усвоенных и эффективных с субъективной точки зрения управленческих технологий.

С точки зрения профессиональной этики совместные ценности являются центральным звеном организации публичной службы как социального института. Основной ценностной категорией для публичных служащих является власть. Государственные и муниципальные служащие обладают этим специфическим властным ресурсом, воспринимаемым как возможность использовать его и преобразовывать в другие ресурсы, символические или материальные.

На уровне конкретного подразделения системы публичного управления управленческая культура рассматривается в рамках настоящего исследования в свете сформировавшегося стиля работы, сложившихся норм и образцов административной этики, общих ценностей и правовых норм, накопленных коллективом традиции, прошлого опыта и современных ориентации, появившихся в ходе административной реформы.

Управленческая культура организации всегда отражает определенный период времени и условий деятельности системы [2,с. С. 11-12]. Для внедрения новых ориентиров управленческой культуры требуется время, поскольку старая культура укореняется в сознании людей. Изменения управленческой культуры состоят из двух основных блоков процедур: применение новых профессиональных приемов, технологий и методов управления, всего того, что составляет управленческую подготовку специалистов, а также приемов, основанных на опыте и составляющих искусство управления. Если в первом случае мы имеем дело с усвоением в процессе обучения или переобучения эффективных социальных технологий государственного управления, то во втором - с применением старого опыта к новым условиям управления. Здесь кроется основная проблема развития управленческой культуры государственной власти в ходе административной реформы. Публичные служащие всех уровней должны иметь не только хорошую управленческую подготовку, но также выработанные приемы организации, общения, поведения, которые соответствуют данной управленческой подготовке [3].

На личностном уровне управленческая культура государственного служащего также претерпевает значительные изменения, которые можно измерить в рамках конкретного социологического исследования профессиональных качеств и свойств, убеждений, знаний и навыков.

По данным проведенных Е.Н. Пясецкой исследований 2009-2015гг., можно говорить о слабой ответственности работников, их недостаточном

профессионализме, отсутствии необходимых мотиваций к эффективной работе и освоению новых навыков [4,с.126; 5,с.62-63]. Сравнение данных позволяет сделать вывод о значительных изменениях требуемой ориентации на интересы граждан, прозрачности и открытости деятельности органов власти.

Приоритетными являются качества, необходимые для чиновника (организаторские способности и ответственность). Однако снижено значение таких профессиональных качеств, как креативность мышления и инновационные способности.

Бюрократизация отрасли сама по себе не является негативным процессом и отражает усложнение задач государственного управления, отражаясь на статусе государственных гражданских служащих. Корпоративность как основа для построения управленческой культуры публичных служащих, несмотря на все демократические и этические изменения последних лет, становится причиной снижения уровня профессионализма и моральной устойчивости чиновников, распространению коррупции.

Основой для регуляции профессионального поведения чиновников должно стать воспроизводство элементов новой управленческой культуры. Кадровые технологии дают возможность для дальнейшей профессионализации кадров государственного и муниципального управления.

Список литературы:

1. Frewer L.J. Public Participation Methods: A Framework for Evaluation // Science, Technology, & Human Values. 2005. No. 1. P: 3-29.

2. Слатинов В.Б. Разработка перспективной траектории реформирования государственной гражданской службы в России: возможности и ограничения // Образование и общество. - 2013. - Т. 3. - № 80. - С. 8-13.

3. Подосинников Е.Ю., Пясецкая Е.Н. Проблемы кадрового обеспечения в условиях реформирования системы местного самоуправления // Наука и практика регионов. - 2016. - № 2 (3). - С. 24-28.

4. Куриленко Е.Н. Проблемы регуляции профессионального поведения гражданских служащих в условиях внедрения электронных услуг// Экономика, социология и право.- 2010. - № 12. - С. 126.

5. Пясецкая Е.Н. Местное сообщество и муниципальное управление: трансформация взаимодействия // Научно-методический электронный журнал Концепт.- 2015. -№ 9. - С. 61-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.