ников, но и финансовые вложения тех или иных команд.
На сегодняшний день фестиваль как особый вид массового праздника настолько востребован и популярен, что давно уже вышел за рамки фестиваля искусств. Сфера науки, рекламы, производственная сфера и другие с успехом используют фестивали для поиска новых талантов, привлечения новаторских идей. В чем же уникальность фестиваля, обуславливающая подобные факты? Фестиваль не только удовлетворяет потребность человека быть личностью, но и является одним из условий её становления, открывая ряд возможностей: раскрыть самого себя, развить склонности к самостоятельному познанию и креативности через творческий процесс. Фестиваль побуждает личность к поисковой деятельности, создает условия для воплощения творческого потенциала, расширяет возможности человека, способствует формированию и развитию креативности личности.
Фестиваль — это не просто конкурс или состязание, в нем есть главное и самое ценное -создание атмосферы праздника, именно праздника, а не соревнования. Главенство праздничного настроения отличает фестивали от конкурсов, кубков, соревнований. В фестивале не требуется показ обязательных элементов. В конкурсах должны быть победители. Фестивалю позволено пользоваться полной свободой [9, с. 6]. Гармоничное сочетание природы праздника и соревновательного начала позволяет фестивалю выступать в качестве универсального полифункционального явления, способствующего развитию творческого потенциала личности, общества в целом. На сегодняшний день перед организаторами массовых празднеств и зрелищ стоит важная задача - соблюсти баланс между основополагающими компонентами фестиваля. Примечания
1. Шубина, И. Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь [Текст] / И.Б. Шубина. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Большая советская энциклопедия [Текст]. - М.: Советская энциклопедия, 1977. - Т. 27.
3. Музыкальная энциклопедия [Текст]. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - Т. 5.
4. Литвинова, М. В. Социокультурная динамика массовых праздников и зрелищ [Текст] / М.В. Литвинова - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2003.
5. Жигульский, К. Праздник и культура [Текст] / К. Жигульский. - М.: Прогресс, 1985.
6. Меньшиков, А. Н. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения / А.Н. Меньшиков. - М.: РГБ, 2003.
7. Фролов, А. С. Художественно-педагогические основы взаимодействия в процессе организации массового праздника. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.igrologia.ru/Konferens_2003/Soderzhanie.htm
8. Резникова, Е. И. Основные формы фестивалей искусств на современном этапе. Точка доступа к изданию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-culture.ru/ Speakers1.htm
9. Орехова, Ю. В. Фестиваль. Азбука организации [Текст] / Ю.В. Орехова. - Тверь, 2005.
З.Р. Ажимов
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Компетентностный подход в социокультурном образовании становится однимизключе-вых направлений реформирования системы подготовки профессиональных кадров. В числе профессиональных компетенций значительную роль играет управленческая компетенция как совокупность знаний современных технологий и методов управления, а также умений эффективно применять их в практической деятельности, самостоятельно развивая и совершенствуя.
Особенности содержания управленческой компетенции руководителя творческого коллектива определяются его (коллектива) спецификой.Творческий коллектив - организованная социальная группа, основой деятельности которой является творчество как создание новых по замыслу или интерпретация существующихдуховныхили материальных ценностей. Особенности творческих коллективов проявляются в трех наиболее значимых аспектах ? творческом, социально-психологическом и организационно-управленческом. Первый аспект выражается в творческом саморазвитии, стремлении к тесному творческому общению, творческой согласованности действий, а также творческомвзаимопонимании. Второй ? в обостренномчувстве творческой индиви-
Вестник МГУКИ. 1 - 2008
дуальности и творческой состязательности, творческомлидерстве, высокой значимости эмоцио-нальныхфакторов вовнутригрупповомвзаимодействии, референтности, коллективистской идентификации, надситуативной активности.
Такие качества, как повышенная способность к самоорганизации, целенаправленность, мотивированность, целостность (интегрированность), структурированность, организованность, согласованность, результативность, входят в число организационно-управленческих особенностей руководителей творческих коллективов. Руководитель творческого коллектива должен быть целеустремленным, уверенным в себе, иметь высокую мотивацию достижения, способным добиваться успеха в деятельности, самокритичным, склонным к разумному риску, открытым новому, способным инициировать новые идеи, создавать творческие группы, уметь четко формулировать цели любой деятельности, планировать и организовывать как собственную деятельность, так и деятельность членов коллектива, быть готовым нести ответственность за результат.
В центре внимания управленческой деятельности находятся социальные взаимодействия участников творческого процесса как внутри творческих коллективов, так и в контактах с внешней средой. Управление при данном подходе понимается как социальная деятельность, призванная согласовывать интересы членов творческих коллективов, самих творческих коллективов как организационных единиц и других объектов общественной жизни.
Профессиональная деятельность влияет на развитие художественного руководителя, предъявляя ряд особых требований как к его личностным, так и к профессионально значимым качествам, поэтому выделим специфику управленческой деятельности в творческом коллективе:
- творческий коллектив требует иного подхода к управлению, нежели производство, школа, вуз или любое другое учреждение, поскольку главный показатель работы творческого коллектива - удовлетворение потребностей личности и общества в качественной продукции в сфере материально-духовного производства;
- одной из важнейших характеристик управленческой деятельности руководителя творческого коллектива является ее напряженность. Отмечено, что большая часть рабочего дня протекает в обстановке разноплановых ситуаций общения с членами коллектива, осуществления руководства и организации его деятельности. Следовательно, управленческая деятельность рассматривается как один из видов практического искусства, которое проявляется в выделении и решении возникающих перед руководителем профессиональных задач;
- творческий характер управленческой деятельности обусловливается тем, что руководитель сам создает среду своей деятельности, организуя коллектив и руководя процессом его функционирования и развития. При этом деятельность художественного руководителя находится в постоянном изменении и развитии - это касается и постоянного обновления репертуара, и появления новых идей и методов управления, и совершенствования разнообразных форм управления. Исследователи, анализируя специфические особенности управленческой деятельности, выделяют следующие ее отличия: по содержанию (преобразовательная деятельность, направленная на изменение плана развития коллектива, методов управления творческим процессом, а также многих сторон личности самого руководителя); по форме (это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное общение в процессе принятия управленческого решения); по структуре (ценностно-ори-ентационная деятельность, направленная на формирование системы ценностей специалиста и привитие ее членам творческого коллектива);
- специфика предмета, продукта и результата труда художественного руководителя. Предметом труда художественного руководителя творческого коллектива является деятельность управляемого субъекта; продуктом труда - информация; орудием труда - слово, язык, речь; результаты труда «материализуются» в психическом облике другого субъекта менеджмента (члена коллектива) - его знаниях, умениях, в чертах его воли и характера;
- управление является «метадеятельностью», т.е. деятельностью по организации деятельности других, а именно членов творческого коллектива. Деятельность руководителя надстраивается над их деятельностью: цели, которые ставит перед собой руководитель, формируются как потенциальные эффекты их продвижения; процесс продвижения этих целей также реализуется через организацию деятельности коллектива; оценка успешности действий руководителя также производится на основе того, насколько успешным оказывается запланированное продвижение коллектива.
Характеризуя сущность управленческой компетенции художественного руководителя творческого коллектива, можно выделить следующие аспекты ее содержательной трактов-
ки: управленческая компетенция как процесс и как результат.
Личностная ценность управленческой компетенции художественного руководителя -это индивидуально-мотивированное и стимулированное отношение специалиста к собственному образованию, его уровню и качеству в области управления.
Ценности управления творческим коллективом многообразны. Это могут быть:
- ценности-цели, раскрывающие значение и смысл целей управления творческим процессом на разных уровнях иерархии (цели управления коллективом, цели управления развитием личности). Личностное принятие таких целей, их признание и оценка делают ценности-цели своеобразными регуляторами управленческой деятельности;
- ценности-знания, раскрывающие значение и смысл управленческих знаний: знание методологических основ управления, внутриорганизационного менеджмента, особенностей работы с творческими работниками, с художественным коллективом, знание критериев эффективности управления творческим процессом и др.;
- ценности-отношения, раскрывающие значимость взаимоотношений между участниками творческого процесса, отношения к себе, к своей деятельности, межличностных отношений в коллективе, возможности их целенаправленного формирования и управления;
- ценности-качества, раскрывающие многообразие индивидных, личностных, коммуникативных, поведенческих качеств личности художественного руководителя как субъекта управления, отражающихся в специальных способностях: способности прогнозировать свою деятельность, способности соотносить свои цели и действия с целями других, способности к соуправлению и др.
Таким образом, анализируя сказанное, можно выделить следующие аспекты управленческой деятельности как творческого процесса:
- наличие личностно-деятельностной основы; управленческая компетенция формируется на основе механизмов умственной деятельности (гносеологический аспект);
- творческое проявление управленческой компетенции осуществляется на основе закономерностей процессапознания (когнитивный аспект);
- в структуру управленческой компетенции входят мотивационная направленность специалиста, ориентация его на приобретение новых знаний, готовность к реализации изобрета-тельскихпотенций (эмоционально-психологический аспект);
- управленческая компетенция формируется на основе человеческого опыта, не поддающегося рефлексии, формально не выражаемого, существующего в традициях восприятия, практическом мастерстве (эмпирический аспект).
При всей качественной характеристике управленческая компетенция - это не только система или процесс, по своему смыслу еще и результат, фиксирующий факт присвоения личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе становления управленческой деятельности. Целостность и интегративную сущность сформировавшейся управленческой компетенции как результата образования можно познать и понять только на основе четкого представления о структуре и иерархии развития управленческой культуры как высшего этапа, ее преемственно связанных этапах формирования.
О наличии у специалиста управленческой компетенции, со всеми присущими ей компонентами, можно говорить лишь по окончании им вуза:
- в аксиологической сфере - интерес к объекту, склонность взаимодействовать с ним и удовлетворенность от этого, несмотря на трудности;
- в гностической сфере - информированность в области управления творческим коллективом, степеньосознания его значимости;
- в технологической сфере - осознание своих реальных умений и возможностей влияния на объект.
Итак, управленческая компетенция обеспечивает художественному руководителю высокую результативность работы; управленческое мастерство придает эстетическую форму и деятельности, и отношениям, одухотворяя их. Непохожесть стиля деятельности отличают мастерство профессионала от того, кто просто хорошо исполняет свою деятельность.
Проанализировав сущностные характеристики управленческой компетенции, приходим к следующему выводу: управленческая компетенция художественного руководителя творческого коллектива представляет собой меру и способ творческой самореализации личности специалиста в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении учреждением. Установка специалиста воздействовать на объект управления заменяется на потребность во взаимодействии в процессе управления.