Научная статья на тему 'Управленческая компетенция как основа профессиональной компетентности руководителя творческого коллектива'

Управленческая компетенция как основа профессиональной компетентности руководителя творческого коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческая компетенция как основа профессиональной компетентности руководителя творческого коллектива»

ников, но и финансовые вложения тех или иных команд.

На сегодняшний день фестиваль как особый вид массового праздника настолько востребован и популярен, что давно уже вышел за рамки фестиваля искусств. Сфера науки, рекламы, производственная сфера и другие с успехом используют фестивали для поиска новых талантов, привлечения новаторских идей. В чем же уникальность фестиваля, обуславливающая подобные факты? Фестиваль не только удовлетворяет потребность человека быть личностью, но и является одним из условий её становления, открывая ряд возможностей: раскрыть самого себя, развить склонности к самостоятельному познанию и креативности через творческий процесс. Фестиваль побуждает личность к поисковой деятельности, создает условия для воплощения творческого потенциала, расширяет возможности человека, способствует формированию и развитию креативности личности.

Фестиваль — это не просто конкурс или состязание, в нем есть главное и самое ценное -создание атмосферы праздника, именно праздника, а не соревнования. Главенство праздничного настроения отличает фестивали от конкурсов, кубков, соревнований. В фестивале не требуется показ обязательных элементов. В конкурсах должны быть победители. Фестивалю позволено пользоваться полной свободой [9, с. 6]. Гармоничное сочетание природы праздника и соревновательного начала позволяет фестивалю выступать в качестве универсального полифункционального явления, способствующего развитию творческого потенциала личности, общества в целом. На сегодняшний день перед организаторами массовых празднеств и зрелищ стоит важная задача - соблюсти баланс между основополагающими компонентами фестиваля. Примечания

1. Шубина, И. Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь [Текст] / И.Б. Шубина. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Большая советская энциклопедия [Текст]. - М.: Советская энциклопедия, 1977. - Т. 27.

3. Музыкальная энциклопедия [Текст]. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - Т. 5.

4. Литвинова, М. В. Социокультурная динамика массовых праздников и зрелищ [Текст] / М.В. Литвинова - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2003.

5. Жигульский, К. Праздник и культура [Текст] / К. Жигульский. - М.: Прогресс, 1985.

6. Меньшиков, А. Н. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения / А.Н. Меньшиков. - М.: РГБ, 2003.

7. Фролов, А. С. Художественно-педагогические основы взаимодействия в процессе организации массового праздника. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.igrologia.ru/Konferens_2003/Soderzhanie.htm

8. Резникова, Е. И. Основные формы фестивалей искусств на современном этапе. Точка доступа к изданию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-culture.ru/ Speakers1.htm

9. Орехова, Ю. В. Фестиваль. Азбука организации [Текст] / Ю.В. Орехова. - Тверь, 2005.

З.Р. Ажимов

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Компетентностный подход в социокультурном образовании становится однимизключе-вых направлений реформирования системы подготовки профессиональных кадров. В числе профессиональных компетенций значительную роль играет управленческая компетенция как совокупность знаний современных технологий и методов управления, а также умений эффективно применять их в практической деятельности, самостоятельно развивая и совершенствуя.

Особенности содержания управленческой компетенции руководителя творческого коллектива определяются его (коллектива) спецификой.Творческий коллектив - организованная социальная группа, основой деятельности которой является творчество как создание новых по замыслу или интерпретация существующихдуховныхили материальных ценностей. Особенности творческих коллективов проявляются в трех наиболее значимых аспектах ? творческом, социально-психологическом и организационно-управленческом. Первый аспект выражается в творческом саморазвитии, стремлении к тесному творческому общению, творческой согласованности действий, а также творческомвзаимопонимании. Второй ? в обостренномчувстве творческой индиви-

Вестник МГУКИ. 1 - 2008

дуальности и творческой состязательности, творческомлидерстве, высокой значимости эмоцио-нальныхфакторов вовнутригрупповомвзаимодействии, референтности, коллективистской идентификации, надситуативной активности.

Такие качества, как повышенная способность к самоорганизации, целенаправленность, мотивированность, целостность (интегрированность), структурированность, организованность, согласованность, результативность, входят в число организационно-управленческих особенностей руководителей творческих коллективов. Руководитель творческого коллектива должен быть целеустремленным, уверенным в себе, иметь высокую мотивацию достижения, способным добиваться успеха в деятельности, самокритичным, склонным к разумному риску, открытым новому, способным инициировать новые идеи, создавать творческие группы, уметь четко формулировать цели любой деятельности, планировать и организовывать как собственную деятельность, так и деятельность членов коллектива, быть готовым нести ответственность за результат.

В центре внимания управленческой деятельности находятся социальные взаимодействия участников творческого процесса как внутри творческих коллективов, так и в контактах с внешней средой. Управление при данном подходе понимается как социальная деятельность, призванная согласовывать интересы членов творческих коллективов, самих творческих коллективов как организационных единиц и других объектов общественной жизни.

Профессиональная деятельность влияет на развитие художественного руководителя, предъявляя ряд особых требований как к его личностным, так и к профессионально значимым качествам, поэтому выделим специфику управленческой деятельности в творческом коллективе:

- творческий коллектив требует иного подхода к управлению, нежели производство, школа, вуз или любое другое учреждение, поскольку главный показатель работы творческого коллектива - удовлетворение потребностей личности и общества в качественной продукции в сфере материально-духовного производства;

- одной из важнейших характеристик управленческой деятельности руководителя творческого коллектива является ее напряженность. Отмечено, что большая часть рабочего дня протекает в обстановке разноплановых ситуаций общения с членами коллектива, осуществления руководства и организации его деятельности. Следовательно, управленческая деятельность рассматривается как один из видов практического искусства, которое проявляется в выделении и решении возникающих перед руководителем профессиональных задач;

- творческий характер управленческой деятельности обусловливается тем, что руководитель сам создает среду своей деятельности, организуя коллектив и руководя процессом его функционирования и развития. При этом деятельность художественного руководителя находится в постоянном изменении и развитии - это касается и постоянного обновления репертуара, и появления новых идей и методов управления, и совершенствования разнообразных форм управления. Исследователи, анализируя специфические особенности управленческой деятельности, выделяют следующие ее отличия: по содержанию (преобразовательная деятельность, направленная на изменение плана развития коллектива, методов управления творческим процессом, а также многих сторон личности самого руководителя); по форме (это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное общение в процессе принятия управленческого решения); по структуре (ценностно-ори-ентационная деятельность, направленная на формирование системы ценностей специалиста и привитие ее членам творческого коллектива);

- специфика предмета, продукта и результата труда художественного руководителя. Предметом труда художественного руководителя творческого коллектива является деятельность управляемого субъекта; продуктом труда - информация; орудием труда - слово, язык, речь; результаты труда «материализуются» в психическом облике другого субъекта менеджмента (члена коллектива) - его знаниях, умениях, в чертах его воли и характера;

- управление является «метадеятельностью», т.е. деятельностью по организации деятельности других, а именно членов творческого коллектива. Деятельность руководителя надстраивается над их деятельностью: цели, которые ставит перед собой руководитель, формируются как потенциальные эффекты их продвижения; процесс продвижения этих целей также реализуется через организацию деятельности коллектива; оценка успешности действий руководителя также производится на основе того, насколько успешным оказывается запланированное продвижение коллектива.

Характеризуя сущность управленческой компетенции художественного руководителя творческого коллектива, можно выделить следующие аспекты ее содержательной трактов-

ки: управленческая компетенция как процесс и как результат.

Личностная ценность управленческой компетенции художественного руководителя -это индивидуально-мотивированное и стимулированное отношение специалиста к собственному образованию, его уровню и качеству в области управления.

Ценности управления творческим коллективом многообразны. Это могут быть:

- ценности-цели, раскрывающие значение и смысл целей управления творческим процессом на разных уровнях иерархии (цели управления коллективом, цели управления развитием личности). Личностное принятие таких целей, их признание и оценка делают ценности-цели своеобразными регуляторами управленческой деятельности;

- ценности-знания, раскрывающие значение и смысл управленческих знаний: знание методологических основ управления, внутриорганизационного менеджмента, особенностей работы с творческими работниками, с художественным коллективом, знание критериев эффективности управления творческим процессом и др.;

- ценности-отношения, раскрывающие значимость взаимоотношений между участниками творческого процесса, отношения к себе, к своей деятельности, межличностных отношений в коллективе, возможности их целенаправленного формирования и управления;

- ценности-качества, раскрывающие многообразие индивидных, личностных, коммуникативных, поведенческих качеств личности художественного руководителя как субъекта управления, отражающихся в специальных способностях: способности прогнозировать свою деятельность, способности соотносить свои цели и действия с целями других, способности к соуправлению и др.

Таким образом, анализируя сказанное, можно выделить следующие аспекты управленческой деятельности как творческого процесса:

- наличие личностно-деятельностной основы; управленческая компетенция формируется на основе механизмов умственной деятельности (гносеологический аспект);

- творческое проявление управленческой компетенции осуществляется на основе закономерностей процессапознания (когнитивный аспект);

- в структуру управленческой компетенции входят мотивационная направленность специалиста, ориентация его на приобретение новых знаний, готовность к реализации изобрета-тельскихпотенций (эмоционально-психологический аспект);

- управленческая компетенция формируется на основе человеческого опыта, не поддающегося рефлексии, формально не выражаемого, существующего в традициях восприятия, практическом мастерстве (эмпирический аспект).

При всей качественной характеристике управленческая компетенция - это не только система или процесс, по своему смыслу еще и результат, фиксирующий факт присвоения личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе становления управленческой деятельности. Целостность и интегративную сущность сформировавшейся управленческой компетенции как результата образования можно познать и понять только на основе четкого представления о структуре и иерархии развития управленческой культуры как высшего этапа, ее преемственно связанных этапах формирования.

О наличии у специалиста управленческой компетенции, со всеми присущими ей компонентами, можно говорить лишь по окончании им вуза:

- в аксиологической сфере - интерес к объекту, склонность взаимодействовать с ним и удовлетворенность от этого, несмотря на трудности;

- в гностической сфере - информированность в области управления творческим коллективом, степеньосознания его значимости;

- в технологической сфере - осознание своих реальных умений и возможностей влияния на объект.

Итак, управленческая компетенция обеспечивает художественному руководителю высокую результативность работы; управленческое мастерство придает эстетическую форму и деятельности, и отношениям, одухотворяя их. Непохожесть стиля деятельности отличают мастерство профессионала от того, кто просто хорошо исполняет свою деятельность.

Проанализировав сущностные характеристики управленческой компетенции, приходим к следующему выводу: управленческая компетенция художественного руководителя творческого коллектива представляет собой меру и способ творческой самореализации личности специалиста в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении учреждением. Установка специалиста воздействовать на объект управления заменяется на потребность во взаимодействии в процессе управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.