На третьем этапе коррекционной работы на уроке музыки проводится автоматизация новых навыков речи и использование их в различных видах речевой деятельности, в том числе и спонтанной речи в различных ситуациях общения (например, при обсуждении прослушанного произведения). Особое внимание уделяется воспитанию психологической устойчивости к речевым и другим трудностям, рациональному преодолению стрессовых ситуаций.
Исполнение музыки для детей с нарушениями речи очень важно, так как тренирует в ученике психологическую устойчивость, уверенность в своих силах и возможностях.
На уроках музыки можно использовать как музыкально-педагогические, так и музыкально-терапевтические методы обучения. Именно катарсическое воздействие музыки позволит регулировать психоэмоциональное состояние слушателей, повысит их социальную активность, поможет приобрести новое средство эмоциональной экспрессии, облегчит усвоение новых положительных установок и форм поведения.
От природы нет не способных к познанию музыки детей, однако нарушения речи - это серьезная преграда для обучения. Но общеобразовательная школа не ставит перед собой узкопрофессиональных задач, главное - это подготовить школьника к позиции активного ценителя музыки, сформировать общую музыкальную культуру ученика и, по возможности, скорректировать нарушения речи.
Ю.В. Мысливцева
ФЕСТИВАЛЬ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
Фестиваль как особый вид массового праздника на современном этапе прочно вошел в нашу жизнь. Жанровое и стилевое разнообразие фестивалей не знает границ, поэтому можно суверенностью говорить, что нет области в современной реальности, не соприкоснувшейся с фестивалем. Фестиваль - жанр очень свободный и многогранный. Он может включать в себя элементы народных гуляний, театрализованных представлений, ярмарок, конкурсов, игр. Чем же так привлек нас столь популярный и вто же время мало изученный вид массового праздника, что скрывает это знакомое и противоречивое определение «фестиваль»?
Существует пестрая терминологическая картина данного понятия. В западноевропейской литературе термины «фестиваль» и «праздник» используются как синонимы. Этимологически термин «фестиваль» восходит к латинскому feviae, который означает «праздничные дни», «дни отдыха», а также festum - «торжество». Одним из часто употребляемых слов является слово fiesta,обозначающее «праздник» в испанском языке.Французский эквивалент этого термина fete имеет три значения: особый день, посвященный культу религиозных церемоний; публичные развлечения, устраиваемые по какому-либо чрезвычайному поводу, например, национальные праздники; удовольствия, житейские радости, счастье [1, с.21,55].
В настоящее время под фестивалем понимается: массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады [2, с. 235]; празднества, состоящие из цикла концертов и спектаклей, объединенные общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке ежегодно, раз в два года, раз в три-четыре года [3, с. 791].
Несмотря на существенную взаимосвязь понятий «праздник» и «фестиваль», необходимо, однако, учесть, что понятие «праздник» является гораздо более широким, поэтому можно скорее говорить не о равнозначности этих понятий, а лишь о тесной их взаимосвязи. Фестиваль является одним из видов массового праздника, что во многом определяет его структуру и функциональные компоненты. Фестиваль представляет собой сложную систему, состоящую из взаимодополняющих и взаимоисключающих элементов, что обусловлено двойственной природой праздника.
Можно предложить следующую модель фестиваля. В основе любого фестиваля, в отличие массового праздника, лежит не реальное событие, а главная идея праздника, определяющая его специфику, особенности организации, постановки, режиссурыи т.д. Два других неотъемлемых компонента представлены элементами, осуществляющими функции воплощения (участники фестиваля) и восприятия главной идеи (зрители). Существует также много других элементов фестиваля, которые не являются обязательными, к ним можно отнести: наличие жюри, мастер-классы, наличие символики и т.д.
Фестиваль, являясь явлением полифункциональным, выполняет основные функции, присущие массовому праздникус учетом своих особенностей. Коммуникативная функция
Вестник МГУКИ. 1 - 2008
фестиваля, безусловно, может считаться основной. Фестиваль является уникальным коммуникативным каналом, способствующим общению людей близких по духу, налаживанию контактов, творческих связей, обмену опытом. Главная особенность фестиваля в том, что он не знает территориальных и национальных границ, в данном аспекте его можно сравнить с Вавилоном, строители которого говорят на разных языках, относятся к разным социальным слоям и группам, но при этом отлично понимают друг друга. Кроме того, театрализованные массовые праздники являются своеобразной идеологической системой, которая обеспечивает постоянное воздействие на людей, отражает мировоззренческие, идейно-нравственные и эстетические позиции общества [4, с. 98]. Социально-интегративная функция фестиваля обусловлена его массовостью. Уникальная возможность проявить себя делает фестиваль популярным и востребованным в сфере вовлечения большого числа людей и особенно молодежи в культурную жизнь общества. Эмоционально-психологическая функция фестиваля проявляется в том, что фестиваль - это период публичного представления художественного творчества, соревнования талантов, завоевания наград, особого праздничного настроя; участие в культурных событиях «вместе со всеми и на виду у всех оказывает более сильное влияние на членов группы и имеет более глубокие последствия для них, чем участие в культурных событиях повседневности» [5, с. 155]. Рекреационная функция фестиваля помогает его участникам на время вырваться из привычных будничных рамок, изменить ритм жизни, получить заряд энергии, творческой активности. С другой стороны, фестиваль требует больших усилий не только от организаторов, но и от самих участников. Воспитывающим и образовывающим содержанием характеризуется следующая функция фестиваля - просветительская. Она связана с развитием внутреннего мира человека, формированием нравственной системы ценностей, укреплением духовных ориентиров. Просветительство, связанное с религиозными понятиями, на заре истории празднеств часто преломлялось в жанре мистерии, пасхальных и рождественских торжествах. Фестивальный праздник - это своего рода балансирование, альянс игры и жизни, школы и театра, развлечения и воспитания. Он становится оригинальной формой познания, формирует неожиданные ответы на вопросы, волнующие зрителя [6, с. 54].
Говоря о фестивале, нельзя не отметить его двойственную природу. Данное понятие, как правило, всегда обусловлено двумя другими - «праздник» и «соревнование».Фестивалькак праздник является специфической формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют иминой, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании [7].
В то же время фестиваль всегда имеет антагонистическое, соревновательное начало. Дух борьбы преследует человечество на протяжении всего его существования. Еще с древнейших времен осознание своего превосходства над другими было заветной целью для многих. Первые Олимпийские игры, проходившие в Древней Греции, были воплощением всеобщей состязательности. Для греков существовал только один победитель, остальные считались проигравшими, не случайно, что олимпийский девиз Пьера де Кубертена: «Главное не победа, а участие» появился лишь спустя столетия и вряд ли мог импонировать самим грекам. Желание быть первым среди лучших не раз было тем «перпетуум-мобиле», способствовавшим развитию науки, искусства, общества в целом.
Большая часть имеющихся ныне фестивалей искусств имеют конкурснуюоснову, что является оправданной мерой.Фестивали-конкурсыдаютавторамвозможность выставить свои творения на суд зрителей и экспертов. Наличие конкурсной основыпозволяетрассматривать эти произведения в совокупности, сопоставляя и сравнивая ихдля выявления лучших [8].
На сегодняшний день зачастую происходит подмена понятий «фестиваль» и «конкурс». Многие организаторы, стремясь использовать огромный потенциал фестиваля, применяют лишь название, не учитывая и не воплощая в жизнь основные черты фестиваля. Преимущество фестиваля перед конкурсом заключается в том, что приоритетным является не просто стать первым, а первым среди равных, то есть победа не есть сама цель, целью является возможность творческого взаимодействия, межличностного общения. Здесь стоит отметить, что расставить подобные приоритеты, создать соответствующую атмосферу удается далеко не всегда. В этом смысле фестиваль является своеобразной «лакмусовой бумагой» нашего общества, отражая основную установку на сегодняшний день: быть впереди и не важно, какой ценой. Подчас на результат конкурсной программы фестиваля, а она, как правило, занимает основную часть всего праздника, влияют не только творческие способности участ-
ников, но и финансовые вложения тех или иных команд.
На сегодняшний день фестиваль как особый вид массового праздника настолько востребован и популярен, что давно уже вышел за рамки фестиваля искусств. Сфера науки, рекламы, производственная сфера и другие с успехом используют фестивали для поиска новых талантов, привлечения новаторских идей. В чем же уникальность фестиваля, обуславливающая подобные факты? Фестиваль не только удовлетворяет потребность человека быть личностью, но и является одним из условий её становления, открывая ряд возможностей: раскрыть самого себя, развить склонности к самостоятельному познанию и креативности через творческий процесс. Фестиваль побуждает личность к поисковой деятельности, создает условия для воплощения творческого потенциала, расширяет возможности человека, способствует формированию и развитию креативности личности.
Фестиваль — это не просто конкурс или состязание, в нем есть главное и самое ценное -создание атмосферы праздника, именно праздника, а не соревнования. Главенство праздничного настроения отличает фестивали от конкурсов, кубков, соревнований. В фестивале не требуется показ обязательных элементов. В конкурсах должны быть победители. Фестивалю позволено пользоваться полной свободой [9, с. 6]. Гармоничное сочетание природы праздника и соревновательного начала позволяет фестивалю выступать в качестве универсального полифункционального явления, способствующего развитию творческого потенциала личности, общества в целом. На сегодняшний день перед организаторами массовых празднеств и зрелищ стоит важная задача - соблюсти баланс между основополагающими компонентами фестиваля. Примечания
1. Шубина, И. Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь [Текст] / И.Б. Шубина. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Большая советская энциклопедия [Текст]. - М.: Советская энциклопедия, 1977. - Т. 27.
3. Музыкальная энциклопедия [Текст]. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - Т. 5.
4. Литвинова, М. В. Социокультурная динамика массовых праздников и зрелищ [Текст] / М.В. Литвинова - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2003.
5. Жигульский, К. Праздник и культура [Текст] / К. Жигульский. - М.: Прогресс, 1985.
6. Меньшиков, А. Н. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения / А.Н. Меньшиков. - М.: РГБ, 2003.
7. Фролов, А. С. Художественно-педагогические основы взаимодействия в процессе организации массового праздника. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.igrologia.ru/Konferens_2003/Soderzhanie.htm
8. Резникова, Е. И. Основные формы фестивалей искусств на современном этапе. Точка доступа к изданию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-culture.ru/ Speakers1.htm
9. Орехова, Ю. В. Фестиваль. Азбука организации [Текст] / Ю.В. Орехова. - Тверь, 2005.
З.Р. Ажимов
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Компетентностный подход в социокультурном образовании становится однимизключе-вых направлений реформирования системы подготовки профессиональных кадров. В числе профессиональных компетенций значительную роль играет управленческая компетенция как совокупность знаний современных технологий и методов управления, а также умений эффективно применять их в практической деятельности, самостоятельно развивая и совершенствуя.
Особенности содержания управленческой компетенции руководителя творческого коллектива определяются его (коллектива) спецификой.Творческий коллектив - организованная социальная группа, основой деятельности которой является творчество как создание новых по замыслу или интерпретация существующихдуховныхили материальных ценностей. Особенности творческих коллективов проявляются в трех наиболее значимых аспектах ? творческом, социально-психологическом и организационно-управленческом. Первый аспект выражается в творческом саморазвитии, стремлении к тесному творческому общению, творческой согласованности действий, а также творческомвзаимопонимании. Второй ? в обостренномчувстве творческой индиви-