Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ'

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИРЕКТОР ШКОЛЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Алихан Лечиевич

На страницах настоящей статьи рассматривается управленческая компетентность руководителя школы. Автором она понимается в качестве одного из ключевых условий дальнейшей модернизации соответствующего сегмента отечественной системы образования. В начале статьи на основе анализа социально-политической, экономической и культурной ситуации в стране и мире обосновывается идея о том, что российским школам необходимы управленческие кадры, характеризующийся высоким уровнем развития системы соответствующих компетенций. Далее демонстрируется, что современной общеобразовательной организацией должен управлять директор, способный преобразовывать её образовательную среду в инновационном направлении. В качестве одной из важных составляющих его профессионального портрета исследуется также способность обеспечивать профессионально-личностное развитие субъектов образовательного процесса с помощью инновационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиев Алихан Лечиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGERIAL COMPETENCE OF THE HEAD OF THE SCHOOL

On this article’s pages the managerial competence of the school head is considered. The author understands it as one of the key conditions for the corresponding Russian education system segment further modernization. At the article’s beginning, based on the analysis of the socio-political, economic and cultural situation in Russia and world, the idea is substantiated that our schools need managerial personnel characterized by a high level of the relevant competencies system development. Further, it is demonstrated that a modern educational organization should be managed by a director who is able to transform its educational environment in an innovative direction. As important component of his professional portrait, the ability to ensure the professional and personal development of the educational process subjects with the innovative resources help is also studied.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ»

участием, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. - Курган: Издательство «Курганский государственный университет», 2020. - С. 13-21

2. Баягантаев, Г.Г. Развитие профессиональных компетенций молодых педагогов в условиях сельской школы / Г.Г. Баягантаев, А.В. Иванова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2022. - № 1. - С. 30-35

3. Баягантаев, Г.Г. Развитие профессиональных компетенций молодых педагогов в сельской школе в условиях дистанционного обучения / Г.Г. Баягантаев, А.В. Иванова // Современный ученый. - 2022. - № 2. - С. 96-102

4. Быкова, Е.А. Системно-деятельностный подход к формированию готовности обучающихся к инновационной деятельности / Е.А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - № 1(41). -С. 90-96

5. Веретенникова, В.Б. О профессиональной направленности личности студентов - будущих педагогов /

B.Б. Веретенникова, О.Ф. Шихова, Н.В. Телегина // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31267 (дата обращения: 17.06.2022).

6. Гущина, Т.Н. Технология индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе / Т.Н. Гущина // Инновации в образовании. - 2019. - № 4. - С. 76-88

7. Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессионально-личностных затруднений молодого педагога: сборник диагностических методик. Серия «Библиотека молодого педагога» / Данилов С.В., Шустова Л.П., Кузнецова Н.И. - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018. - 98 с.

8. Жукова, Е.Д. Личностно ориентированный подход в новой образовательной ситуации / Е.Д. Жукова // Личностно ориентированное профессиональное образование: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2 / Российский государственный профессионально-педагогический университет. - Екатеринбург: РГППУ, 2004. -

C. 30-34

9. Ибрагимова, Л.А. Компетентностный подход - методологическая основа современного образования / Л.А. Ибрагимова, Г.А. Петрова, М.П. Трофименко // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2010. -№ 1. - С. 57-66

10. Куприянова, Т.В. Формирование национальной системы учительского роста: правовые и социальные аспекты проблемы / Т.В. Куприянова // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 4. - C. 22-26

11. Ведерникова, Л.В. Практико-ориентированная подготовка педагога сельской школы с учетом региональной специфики / Л.В. Ведерникова, С.А. Еланцева, О.А. Поворознюк // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 1. -С. 68-77

12. Ильина, Н.Ф. Исследование становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов / Н.Ф. Ильина, Н.Ф. Логинова // Вопросы образования. - 2019. - № 4. - С. 202-230

13. Петренко, И.А. Технологизация образования как основной компонент педагогических инноваций на современном этапе / И.А. Петренко // Университетская наука. - 2021. - № 2(12). - С. 104-106

14. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Логос, 2011. - 168 с.

15. Сборник психологических тестов. Часть III: пособие / сост. Е.Е. Миронова. - Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - 120 с.

16. Федина, В.В. Особенности адаптации педагогов в сельской школе / В.В. Федина // Известия ПГПУ имени В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 1091-1095

17. Чекалева, Н.В. Изменения в подготовке будущих учителей в контексте модернизации педагогического образования и формирования Национальной системы учительского роста / Н.В. Чекалева, Н.А. Дука // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 4. - С. 129-138

18. Штефан, А.Н. Организация психологического сопровождения процесса адаптации молодых учителей к работе в сельской школе / А.Н. Штефан, Т.А. Фокина // Вестник Московского гуманитарно-экономического университета. - 2016. -№ 2. - С. 52-56

Педагогика

УДК 371

аспирант кафедры педагогики Алиев Алихан Лечиевич

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ

Аннотация. На страницах настоящей статьи рассматривается управленческая компетентность руководителя школы. Автором она понимается в качестве одного из ключевых условий дальнейшей модернизации соответствующего сегмента отечественной системы образования. В начале статьи на основе анализа социально-политической, экономической и культурной ситуации в стране и мире обосновывается идея о том, что российским школам необходимы управленческие кадры, характеризующийся высоким уровнем развития системы соответствующих компетенций. Далее демонстрируется, что современной общеобразовательной организацией должен управлять директор, способный преобразовывать её образовательную среду в инновационном направлении. В качестве одной из важных составляющих его профессионального портрета исследуется также способность обеспечивать профессионально-личностное развитие субъектов образовательного процесса с помощью инновационных ресурсов.

Ключевые слова: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, директор школы, управленческая компетентность.

Annotation. On this article's pages the managerial competence of the school head is considered. The author understands it as one of the key conditions for the corresponding Russian education system segment further modernization. At the article's beginning, based on the analysis of the socio-political, economic and cultural situation in Russia and world, the idea is substantiated that our schools need managerial personnel characterized by a high level of the relevant competencies system development. Further, it is demonstrated that a modern educational organization should be managed by a director who is able to transform its educational environment in an innovative direction. As important component of his professional portrait, the ability to ensure the professional and personal development of the educational process subjects with the innovative resources help is also studied.

Key words: primary general education, basic general education, secondary general education, school director, managerial competence.

Введение. Применительно к развитию России и мира на протяжении трёх последних десятилетий мы можем говорить о существенной интенсификации большинства процессов в социально-политической, экономической и культурной жизни [1-2; 4; 7; 14]. В обществе, характеризующемся столь непредсказуемой динамикой, существенно актуализируются вопросы, связанные с поиском новой образовательной парадигмы. По сути, речь идёт о масштабной концептуальной и содержательной перестройке российской школы [3; 5; 7; 10; 15].

Естественно, в таких условиях изменяются требования к руководителям школ. Директор, способный осуществлять эффективную деятельность в современных условиях, должен не только обеспечивать профессиональное управление ОО на достаточно высоком уровне, но и уметь осуществлять грамотное взаимодействие с другими участниками образовательного процесса в рамках субъект-субъектной модели. Важной чертой его профессионального портрета является также способность к инновационной деятельности [6; 8-10; 13].

Сущностным и структурным характеристикам управленческой компетентности руководителя современной российской школы посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. Одной из важнейших в структуре управленческой компетентности директора современной российской школы является коммуникативная компетентность [3; 5]. Результативность его работы во многом связана со степенью продуктивности взаимодействия с прочими участниками образовательных отношений [7, С. 146]. Соответственно, рассматриваемая компетентность включает совокупность специальных коммуникативных умений, позволяющих профессиональному управленцу успешно осуществлять свою деятельность. Степень её сформированности во многом зависит от уровня развития такой характеристики директора современной школы, как установка на нововведения. Последняя представляет собой способность руководителя к использованию риска в качестве ресурса успеха в ходе осуществления управленческой деятельности [8-9].

Такого рода деятельность лежит в основе инновационной компетентности директора. Эта, последняя, включает:

- готовность к управлению инновационной деятельностью в пространстве вверенной ОО;

- профессиональный опыт и эффективность управления общеобразовательной школой на современном этапе её развития [1; 3; 7].

Как видим, инновационная компетентность непосредственно связана со способностью к принятию новаторских решений, определяющих стратегическое развитие образовательной организации в условиях современного общества с его непредсказуемой динамикой [10; 14-16]. Достаточный уровень её развития также подразумевает наличие у руководителя следующих умений:

- преобразовывать образовательную среду школы в инновационном направлении;

- обеспечивать профессионально-личностное развитие субъектов образовательного процесса при условии широкого использования инновационных ресурсов [11-12].

Следующая, правовая компетентность руководителя ОО может быть определена как интегративное профессионально-значимое качество его личности, которое выражается в наличии сформированной способности к оказанию активного влияния на выполнение вверенной образовательной организацией социально-ценностных функций с обязательным условием своевременного предупреждения и устранения противоправных проявлений [12; 14; 16]. С этой компетентностью связана ещё одна, экономическая.

Актуальность последней определена содержанием профессиональной деятельности директора современной российской школы. Её структура включает решение вопросов, непосредственно связанных с экономической составляющей функционирования ОО. Данная компетентность, по существу, представляет собой систему специальных компетенций, отражающих способность руководителя к продуктивному пользованию собственными экономическими знаниями, умениями и навыками [8, С. 65]. Достаточный уровень её развития позволяет обеспечивать бесперебойное функционирование ОО в условиях экономических процессов, характерных для современного общества [2; 4; 6]. В структуру экономической компетентности также входят характеристики, пересекающиеся с личностными качествами. Они отражают специфику деятельности руководителя в ходе выстраивания отношений с другими субъектами образовательного процесса, в т.ч. в сложных ситуациях [10, С. 42-43].

Психотерапевтическая компетентность руководителя ОО может быть определена как многомерное целостное явление, включающее систему знаний, образующих его психотерапевтический кругозор [9, с. 18]. Она формируется на базе системы знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно осуществлять управленческую психотерапевтическую деятельность. В неё также входит система убеждений, образующих мировоззренческий уровень личности директора [3; 6; 11; 16]. Последняя, в свою очередь, формируется на базе его интересов, жизненных предпочтений и ценностных ориентаций, которые в совокупности образуют уровень регуляции социального поведения личности [9, С. 23].

Следующая, информационная компетентность руководителя современной российской школы может рассматриваться в качестве системы следующих его качеств:

- умение работать с информацией, осуществлять её поиск, сбор, анализ и передачу [2; 7; 12; 14];

- наличие сформированных навыков моделирования и проектирования хода собственной профессиональной деятельности;

- умение ориентироваться в почти безграничных потоках информации, существование которых является одной из характерных черт современного общества [13; 16];

- сформированный навык широкого использования ИКТ в практической деятельности [1; 10; 16].

Рассмотрев основные составляющие управленческой компетентности руководителя современной российской школы, необходимо подвести итоги проделанной научно-исследовательской работы.

Выводы. Таким образом, мы можем говорить об интенсификации многих процессов в социально-политическом, экономическом и культурном аспектах жизни современного социума. Столь непредсказуемая динамика способствует существенной актуализации ряда вопросов, связанных с поиском новой образовательной парадигмы.

Это, в свою очередь, ведёт к трансформации требований к руководителям российских школ. Они должны не только обеспечивать профессиональное управление ОО на достаточно высоком уровне, но и уметь осуществлять грамотное взаимодействие с другими участниками образовательного процесса в рамках субъект-субъектной модели. Важной чертой профессионального портрета такого директора является также способность к инновационной деятельности.

Указанные слагаемые профессиональной деятельности директора могут выполняться им при условии достаточного развития ряда компетенций.

Например, структура коммуникативной компетентности включает совокупность специальных коммуникативных умений, позволяющих профессиональному управленцу успешно осуществлять профессиональную деятельность.

Инновационная компетентность непосредственно связана со способностью к принятию новаторских решений, определяющих стратегическое развитие образовательной организации в условиях современного общества с его непредсказуемой динамикой Достаточный уровень её развития подразумевает наличие у руководителя следующих умений:

преобразовывать образовательную среду школы в инновационном направлении; обеспечивать профессионально-личностное развитие субъектов образовательного процесса при условии широкого использования инновационных ресурсов.

Правовая компетентность руководителя ОО может быть определена как интегративное профессионально-значимое качество его личности. Оно выражается в наличии сформированной способности к оказанию активного влияния на выполнение вверенной образовательной организацией социально-ценностных функций с обязательным условием своевременного предупреждения и устранения противоправных проявлений.

Экономическая компетентность представляет собой систему специальных компетенций, отражающих способность руководителя к продуктивному пользованию собственными экономическими знаниями, умениями и навыками. Достаточный уровень её развития позволяет обеспечивать бесперебойное функционирование ОО в условиях экономических процессов, характерных для современного общества.

Психотерапевтическая компетентность руководителя ОО может быть определена как многомерное целостное явление, включающее систему знаний, образующих его психотерапевтический кругозор. Она формируется на базе системы знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно осуществлять управленческую психотерапевтическую деятельность.

Информационная компетентность директора современной российской школы может рассматриваться как система следующих качеств: умение работать с информацией, осуществлять её поиск, сбор, анализ и передачу; наличие сформированных навыков моделирования и проектирования хода собственной профессиональной деятельности; умение ориентироваться в почти безграничных потоках информации, существование которых является одной из характерных черт современного общества; сформированный навык широкого использования ИКТ в практической деятельности.

Литература:

1. Беспалько, В.П. Природосообразная педагогика / В.П. Беспалько. - Москва: Т8, 2019. - 512 с.

2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2018. - № 3. - С. 25-36

3. Иванова, А.С. Развитие управленческой компетентности руководителя общеобразовательной организации: региональный аспект / А.С. Иванова, С.В. Панина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2021. - № 3(23). - С. 28-37

4. Игнатова, Н.Ю. Образование в цифровую эпоху / Н.Ю. Игнатова. - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - 128 с.

5. Кортунова, Е.П. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях / Е.П. Кортунова // Молодой ученый. - 2011. - № 6 (29). - Т. 2. - С. 94-96

6. Коптелов, А.В. Повышение управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений средствами кейс-технологии / А.В. Коптелов // Методист. - 2013. - № 2. - С. 2-5

7. Кочешкова, Л.О. Развитие инновационной компетентности руководителя сельской средней общеобразовательной школы диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.00 / Кочешкова Лариса Осиповна. - Ярославль, 2007. - 202 с.

8. Минакова, С.С. Изучение управленческого потенциала директора школы / С.С. Минакова, А.А. Николаева // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 2. - С. 61-67

9. Митин, С.Н. Психотерапевтическая компетентность руководителей образовательных учреждений: генезис, формирование, управление: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.00 / Митин Сергей Николаевич. - Москва, 2003. - 37 с.

10. Мусарский, М.М. «Новое» в компетенции руководителя образовательной организации по управлению финансово-экономической деятельностью / М.М. Мусарский // Экономика образования. - 2014. - № 2. - С. 37-47

11. Офицерова, А.В. Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления / А.В. Офицерова // Молодой ученый. - 2017. - № 23(157). - С. 319-323

12. Офицерова, А.В. Условия повышения эффективности управления общеобразовательной организацией /

A.В. Офицерова // Молодой ученый. - 2017. - № 24(158). - С. 376-380

13. Рассохин, А.А. К вопросу о профессиональных компетенциях, необходимых для руководителя образовательной организации / А.А. Рассохин // Молодой ученый. - 2020. - № 8(298). - С. 229-230

14. Саввинов, В.М. Развитие территориальных образовательных систем в условиях роста гетерогенности среды /

B.М. Саввинов // Педагогика. - 2017. - №8. - С. 27-34

15. Чирковская, Е.Г. Готовность к инновационной деятельности персонала как возможность и ограничение внедрения инноваций / Е.Г. Чирковская // Акмеология. - 2014. - № 1-2. - С. 239-241

16. Щуров, А.Г. Функциональная грамотность руководителя образовательного учреждения / А.Г. Щуров. - Санкт-Петербург, 2011. - 63 с.

Педагогика

УДК 373:37.02:004

кандидат педагогических наук, доцент Амет-Уста Зарема Ремзиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлен анализ интерактивных методов работы старшего воспитателя, реализующего методическое сопровождение педагогов, согласно следующей структуры: 1. Название метода. 2. Определение. 3. Цели применения метода. 4. Преимущества. 5. Ограничения. Использование интерактивных методов направлено на повышение профессионального уровня педагогов, развитие их творческого потенциала, совершенствование коммуникативной компетентности, систематизацию и конкретизацию профессиональных знаний, практическую отработку определенных умений и навыков педагогов, а также активное использование интерактивных методов в работе с детьми. Применение интерактивных методов позволяет: сделать процесс более демократичным; научить участников учебно-воспитательного процесса формулировать собственное мнение, правильно его выражать, доказывать свою точку зрения, аргументировать и дискутировать; строить конструктивные отношения в группе, определять свое место в ней, избегать конфликтов, решать их, искать компромиссы, стремиться к диалогу; анализировать широкий спектр мнений, больший массив информации о проблеме, с которой принимается решение, творчески подходить к путям ее решения; разнообразя их; находить совместное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.