№ 4, 1999
- анкетирования и интервьюирования;
- корреляции;
- анализа продуктов деятельности учителя и учащихся и т.д.
Этим набор методов не исчерпывается. он постоянно корректируется и меняется в зависимости от цели познания.
Методическая (технолог ическая) подфункция реализуется в двух аспектах. Первый направлен на методическое оснащение самого процесса познания, второй — на методическую реконструкцию форм, методов, приемов и способов обучения и воспитания. Последний предполагает и перестройку методической работы внутри школы: обсуждение новых педагогических технологий,техники педагогического труда, принципов и критериев отбора содержания образования, частных методик и т.д. Данный аспект методической подфункции выступает и как образовательно-воспитательный, поэтому их трудно отличить друг от друга, хотя роль и предназначение каждого специфичны.
В системе оперативного диагностирования осуществляется и оперативное консультирование по отдельным вопросам, например, определение уровня теоретических и прикладных знаний, критериев их оценки, принципов отбора форм и методов обучения и т.д. Это есть не что иное, как восстановление, обогащение и
обновление знаний.
Вводя новое знание в процесс обучения, руководитель регулирует его «приживание» в новых педагогических усло-
виях, осуществляя тем самым модернизацию педагогической технологии и выполняя регулирующую подфункцию. Но любое нововведение невозможно без прогноза, а это — цель прогнозирующей подфункции, которая позволяет определить, для чего это делается и какие ре-зчльтаты должны быть получены. На данном этапе процесса познания возникает проблема моделирования перспективы на основе новой сформулированной цели, но более высокого порядка.
Переводя деятельность учителя и ученика из одного качественного состояния в другое, более высокого порядка, руководитель осуществляет постоянный сложный анализ и тем самым реализует моделирующую подфункцию, которая направлена на непрерывное преобразование. Полученный результат труда, естественно, стимулируется в рамках возможностей руководителя школы.
Таким образом, понятия «познание» и «преобразование» различаются между собой, но в то же время они тесно взаимосвязаны. От исходного момента формулирования их целей до «результата» проходит сложный аналитикокоррекционный и преобразовательный процесс. Мы придаем ему значение как процессу целостному, сложному, с многообразием подцелей и подфункций, этапов, стадий, в котором активны все: и ученик, и учитель, и руководитель. Овладеть им — задача каждого, кто причастен к вопросам обучения и воспитания.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
В.А.Шалаева, доцент кафедры педагогики МГУ им. Н. П. Огарева
Трудно представить сегодняшнюю школу без думающего и творчески мыслящего классного руководителя. Современный классный руководитель это тонкий психолог, педагог, исследователь. Труд его тяжелый, кропотливый, многоплановый. Вот как оценивают эту деятельность выпускники университетов:
«...Я по-настоящему понял, что такое труд классного руководителя. Труд, который не терпит шаблона, требует максимальной самоотдачи и работы над собой...»
«...Быть хорошим классным руководителем очень не просто. Надо самому гореть, чтобы зажечь детей...»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«...Надо очень много знать и уметь, чтобы быть авторитетом у ребят...»
С какой благодарностью вспоминают бывшие школьники тех учителей, с помо-
Каждый класс — потенциальный кол-
лектив, но отнюдь не каждый класс
ре-
ально существующий и действующий коллектив. Чтобы стать коллективом,
щью которых их ученические годы стали класс должен превратиться в органичес-
временем полноценной и содержательной жизни. И какой обидой наполнены воспоминания об учителях, которые «обеднили» года пребывания в школе.
Приведем некоторые выдержки из сочинений бывших выпускников школы.
кое единство организации и психологической общности, а не быть просто структурной единицей.
Подход к классному коллективу одновременно как к организации и как к психологической общности дает возмож-
«...В 8 класс к нам пришла новая учи- ность рассматривать его в качестве важ-
тельница литературы, которая стала классным руководителем.
Это был увлеченный человек, она все знала и умела. Звание лучшего наш класс
неишего инструмента в рамках школьной воспитательной системы. К сожалению,
в опыте массовой шкоды класс не всегда реализует эту роль. Виной тому-тенлен-
сохранял до окончания школы. Мы ции вытеснения воспитания из школы,
разъехались по разным уголкам страны, но еще не было случая, чтобы мы нару-
изолированность класса в школе, авторитаризм в отношении педагогов к учащим-
шили традицию и не собрались вместе...» ся, неумение некоторых классных руко-
«...Какова была радость, когда в 5 класс пришла новая классная руководительница Наталья Петровна Зимина. В отличие от других ее интересовал прежде всего ребенок, человек, а потом ученик.
водителей определить содержание и новые формы воспитательной работы, выявить и использовать способности и возможности каждого ученика в классе.
Проведенные нами исследования (опрошено 150 классных руководителей, 200 Я до сих пор вспоминаю наши агит- старшеклассников) показали, что на дан-бригады, ночевки у костра, снежные де- ном участке деятельности по формиро-
санты и т.д.
ванию класса как коллектива имеются
Она никогда не повышала голос, но существенные недостатки. Результаты
ее манера говорить, общаться с нами действовали умиротворяюще, одного взгляда было достаточно, чтобы в классе во-
анализа сочинении старшеклассников на темы «Чему я научился в своем коллективе?». «Моя жизненная позиция, кто царилась абсолютная тишина. Я поста- помогает мне ее проявлять» свидетель-
раюсь быть похожей на нее».
Очевидно, что личностные качества
ствуют о том, что:
-только 35 % опрошенных учащихся руководителя играют большую роль в его считают отношения в классе доброжела-профессиональном становлении.
тельными:
Управлять ученическим коллекти-
40 % испытуемых оценили их как
вом
это значит управлять процессом равнодушные;
его функционирования, использовать его
25 % старшеклассников назвали от-
в качестве инструмента воспитания ношения в их среде конфликтными.
школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления.
A.C.Макаренко писал, что самоуправление может стать самым эффективным воспитательным средством, а может и не стать. От чего это зависит? От грамотного педагогического руководства детским коллективом, от создания условий для самореализации каждого.
Занять активную жизненную пози-
цию школьникам помогают:
- родители -47%,
- друзья - 15,
ры
чтение художественной литерату 10.
любимый учитель -
-16,
классный руководитель
12 %.
Как видим, классный руководитель занимает далеко не лидирующее положение. Отсюда следует вывод о том. что необходимо делать акцент на формиро-
№4, 1999
ванне у будущих педагогов комплекса умений: коммуникативных, организаторских, гностических и др. В процессе совместной деятельности классного руководителя и учащихся необходимо помнить рекомендации П.П.Блонского: «Нужно не бороться с учеником, который доп\екает ошибки и недостатки, а вместе с ним бороться против них. При этом очень важно, чтобы ученик видел, что способен преодолевать себя, изжить свои недостатки». Таким образом, очень важно создавать «ситуацию успеха» для каждого \ ченика, и здесь мы выходим на педагогику отношений в системах классный рхководитель - ученик, ученик -ученик, классный руководитель - родители и т.д.
Отношения формируются в деятельности. Известно, что деятельность чело-
века, и в частности ребенка, является важнейшим фактором развития личности; вне деятельности нет развития - такова психологическая закономерность.
Одна из приоритетных задач в подготовке современного педагога - выявление, развитие и учет природных способностей ребенка. Известно, что развивать интеллект в полной мере можно только в самостоятельной творческой деятельности, дающей конкретный продукт: изделие, музыкальное или художественное произведение, исследование и т.д. И только по сложности или оригинальности этого продукта мы можем судить о способностях и возможностях ученика. Другого способа не существует. Но почему-то в массовом опыте и сегодня задача выявления и развития способностей школьников не поставлена как первоочередная.
Таблица. Планирование воспитательной работы классного руководителя
Массовая практика Передовая практика
Недостаточно высокий уровень целс-полагания. Организация односторонней, главным образом поз н а вате л ь и о и, дея те. і ь-иости. Цели воспитания в других видах деятельности носят общий характер, или отсутствуют Четкая постановка цели воспитательной работы. Органическое сочетание цели с постановкой конкретных воспитагельных задач и соответствующих им видов деятельности
Планирование воспитательной работы по всем задачам воспитания личности (умственные, нравственные, трудовые и т.д.) без их взаимосвязи Планирование воспитательной работы проводится по ведущей воспитательной задаче, вытекающей из общей цели воспитания, потребности детского кол-лек шва и уровня воспитанности учащихся
1 [реобладаиие вербальных способов воздействия наличность 11peoдолеНÍIе односторонней ориентации воспитательного процесса акцент на органическое сочетание словесных методов с предметно-практической дея-т сл ьиоаг ыо
Преобладание фронтального подхода, порождающего определенный формализм. препятствующий анализу мотивами о н и о й сферы П ОС 1 } п к о в отдел ь н Ы X личностей Осушес'г влек не личностно-ориентированного воспитания. Разум пая методическая инструментовка планируемых д е л: массовых, труп п о вых. индивиду-альных.
Классный руководитель органи-}уеі деятельность учащихся без достаточной опоры на актив и первичный коллектив Акпент на совершенствование системы ученического самоуправления, вовлечение школьников в социально значим 1.1 е дела
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Обучение в школе носит словесный характер, недооценивается предметнопрактическая деятельность (И.П.Волков). Поэтому школа не выполняет конкретных практических работ. В школе не изобретают, не исследуют, не снимают фильмов. Следовательно, у классного руководителя нет объективных оснований для того, чтобы судить об индивидуальных особенностях личности ученика. По этой причине учитель не может дать подробную психолого-педагогическую характеристику его склонностей, потенциальных возможностей в будущей профессиональной деятельности. Современная профориентация часто носит формальный характер. Об этом свидетельствует проведенный анализ деятельности классных руководителей.
Результаты анализа планов классных руководителей (около 100 планов воспитательной работы) говорят о крупных просчетах в планировании. Воспитательная работа не всегда подчинена форми-
рованию ценностных отношений у детей к организуемой деятельности. Она имеет, как правило, функциональную сущность. Характеристики на класс носят констатирующий характер. Преобладают излюбленные принципы фронтальности и часто отсутствуют индивидуальная, парная и групповая формы деятельности.
Нами составлена сравнительная таблица, где систематизированы и наглядно представлены типичные недостатки, характеризующие массовую школьную практику, и совокупность требований, предъявляемых к планированию в передовой практике.
Таким образом, в процессе преподавания курса «Педагогика», спецкурса «Методика воспитательной работы» и других особо важно делать акцент на формирование у будущих специалистов управленческих функций по планированию и организации жизнедеятельности в детских коллективах, а также на технологии общения с детьми.
I
ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.Н.Петров, профессор Волжского государственного инженерно-
педагогического института
С.М.Маркова, доцент Волжского государственного инженерно-
педагогического института
Обновление высшего профессионально-педагогического образования осуществляется в направлении гуманизации всех процессов в высшем учебном заведении. Это требует перераспределения функций субъектов педагогического процесса, разработки механизмов реализации целей непрерывного многоуровневого профессионального образования, внедрения интегративных процессов в практику образовательной системы.
Сущность процесса гуманизации профессионально-педагогического образования состоит в переходе от дискретного образования к непрерывному, от узкопрофессиональной деятельности к социально-культурной профессиональной педагогической деятельности, от разрозненных знаний к интегративным педагоги-
ческим смыслам, от теории знаний в области педагогического образования к самостоятельному овладению управленческо-педагогической деятельностью. Гуманизация как функция должна способствовать реализации социально-экономических, психолого-педагогических, культурологических, научно-технических, организационно-управленческих закономерностей, отражающих особенности деятельности педагогов и обучающихся.
В Волжском государственном инженерно-педагогическом институте реализация гуманистической функции профессионального образования осуществляется через:
- создание многоуровневой системы профессиональной подготовки (рабо-