Научная статья на тему 'Управленческая деятельность классного руководителя в условиях современной школы'

Управленческая деятельность классного руководителя в условиях современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1489
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческая деятельность классного руководителя в условиях современной школы»

№ 4, 1999

- анкетирования и интервьюирования;

- корреляции;

- анализа продуктов деятельности учителя и учащихся и т.д.

Этим набор методов не исчерпывается. он постоянно корректируется и меняется в зависимости от цели познания.

Методическая (технолог ическая) подфункция реализуется в двух аспектах. Первый направлен на методическое оснащение самого процесса познания, второй — на методическую реконструкцию форм, методов, приемов и способов обучения и воспитания. Последний предполагает и перестройку методической работы внутри школы: обсуждение новых педагогических технологий,техники педагогического труда, принципов и критериев отбора содержания образования, частных методик и т.д. Данный аспект методической подфункции выступает и как образовательно-воспитательный, поэтому их трудно отличить друг от друга, хотя роль и предназначение каждого специфичны.

В системе оперативного диагностирования осуществляется и оперативное консультирование по отдельным вопросам, например, определение уровня теоретических и прикладных знаний, критериев их оценки, принципов отбора форм и методов обучения и т.д. Это есть не что иное, как восстановление, обогащение и

обновление знаний.

Вводя новое знание в процесс обучения, руководитель регулирует его «приживание» в новых педагогических усло-

виях, осуществляя тем самым модернизацию педагогической технологии и выполняя регулирующую подфункцию. Но любое нововведение невозможно без прогноза, а это — цель прогнозирующей подфункции, которая позволяет определить, для чего это делается и какие ре-зчльтаты должны быть получены. На данном этапе процесса познания возникает проблема моделирования перспективы на основе новой сформулированной цели, но более высокого порядка.

Переводя деятельность учителя и ученика из одного качественного состояния в другое, более высокого порядка, руководитель осуществляет постоянный сложный анализ и тем самым реализует моделирующую подфункцию, которая направлена на непрерывное преобразование. Полученный результат труда, естественно, стимулируется в рамках возможностей руководителя школы.

Таким образом, понятия «познание» и «преобразование» различаются между собой, но в то же время они тесно взаимосвязаны. От исходного момента формулирования их целей до «результата» проходит сложный аналитикокоррекционный и преобразовательный процесс. Мы придаем ему значение как процессу целостному, сложному, с многообразием подцелей и подфункций, этапов, стадий, в котором активны все: и ученик, и учитель, и руководитель. Овладеть им — задача каждого, кто причастен к вопросам обучения и воспитания.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

В.А.Шалаева, доцент кафедры педагогики МГУ им. Н. П. Огарева

Трудно представить сегодняшнюю школу без думающего и творчески мыслящего классного руководителя. Современный классный руководитель это тонкий психолог, педагог, исследователь. Труд его тяжелый, кропотливый, многоплановый. Вот как оценивают эту деятельность выпускники университетов:

«...Я по-настоящему понял, что такое труд классного руководителя. Труд, который не терпит шаблона, требует максимальной самоотдачи и работы над собой...»

«...Быть хорошим классным руководителем очень не просто. Надо самому гореть, чтобы зажечь детей...»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«...Надо очень много знать и уметь, чтобы быть авторитетом у ребят...»

С какой благодарностью вспоминают бывшие школьники тех учителей, с помо-

Каждый класс — потенциальный кол-

лектив, но отнюдь не каждый класс

ре-

ально существующий и действующий коллектив. Чтобы стать коллективом,

щью которых их ученические годы стали класс должен превратиться в органичес-

временем полноценной и содержательной жизни. И какой обидой наполнены воспоминания об учителях, которые «обеднили» года пребывания в школе.

Приведем некоторые выдержки из сочинений бывших выпускников школы.

кое единство организации и психологической общности, а не быть просто структурной единицей.

Подход к классному коллективу одновременно как к организации и как к психологической общности дает возмож-

«...В 8 класс к нам пришла новая учи- ность рассматривать его в качестве важ-

тельница литературы, которая стала классным руководителем.

Это был увлеченный человек, она все знала и умела. Звание лучшего наш класс

неишего инструмента в рамках школьной воспитательной системы. К сожалению,

в опыте массовой шкоды класс не всегда реализует эту роль. Виной тому-тенлен-

сохранял до окончания школы. Мы ции вытеснения воспитания из школы,

разъехались по разным уголкам страны, но еще не было случая, чтобы мы нару-

изолированность класса в школе, авторитаризм в отношении педагогов к учащим-

шили традицию и не собрались вместе...» ся, неумение некоторых классных руко-

«...Какова была радость, когда в 5 класс пришла новая классная руководительница Наталья Петровна Зимина. В отличие от других ее интересовал прежде всего ребенок, человек, а потом ученик.

водителей определить содержание и новые формы воспитательной работы, выявить и использовать способности и возможности каждого ученика в классе.

Проведенные нами исследования (опрошено 150 классных руководителей, 200 Я до сих пор вспоминаю наши агит- старшеклассников) показали, что на дан-бригады, ночевки у костра, снежные де- ном участке деятельности по формиро-

санты и т.д.

ванию класса как коллектива имеются

Она никогда не повышала голос, но существенные недостатки. Результаты

ее манера говорить, общаться с нами действовали умиротворяюще, одного взгляда было достаточно, чтобы в классе во-

анализа сочинении старшеклассников на темы «Чему я научился в своем коллективе?». «Моя жизненная позиция, кто царилась абсолютная тишина. Я поста- помогает мне ее проявлять» свидетель-

раюсь быть похожей на нее».

Очевидно, что личностные качества

ствуют о том, что:

-только 35 % опрошенных учащихся руководителя играют большую роль в его считают отношения в классе доброжела-профессиональном становлении.

тельными:

Управлять ученическим коллекти-

40 % испытуемых оценили их как

вом

это значит управлять процессом равнодушные;

его функционирования, использовать его

25 % старшеклассников назвали от-

в качестве инструмента воспитания ношения в их среде конфликтными.

школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления.

A.C.Макаренко писал, что самоуправление может стать самым эффективным воспитательным средством, а может и не стать. От чего это зависит? От грамотного педагогического руководства детским коллективом, от создания условий для самореализации каждого.

Занять активную жизненную пози-

цию школьникам помогают:

- родители -47%,

- друзья - 15,

ры

чтение художественной литерату 10.

любимый учитель -

-16,

классный руководитель

12 %.

Как видим, классный руководитель занимает далеко не лидирующее положение. Отсюда следует вывод о том. что необходимо делать акцент на формиро-

№4, 1999

ванне у будущих педагогов комплекса умений: коммуникативных, организаторских, гностических и др. В процессе совместной деятельности классного руководителя и учащихся необходимо помнить рекомендации П.П.Блонского: «Нужно не бороться с учеником, который доп\екает ошибки и недостатки, а вместе с ним бороться против них. При этом очень важно, чтобы ученик видел, что способен преодолевать себя, изжить свои недостатки». Таким образом, очень важно создавать «ситуацию успеха» для каждого \ ченика, и здесь мы выходим на педагогику отношений в системах классный рхководитель - ученик, ученик -ученик, классный руководитель - родители и т.д.

Отношения формируются в деятельности. Известно, что деятельность чело-

века, и в частности ребенка, является важнейшим фактором развития личности; вне деятельности нет развития - такова психологическая закономерность.

Одна из приоритетных задач в подготовке современного педагога - выявление, развитие и учет природных способностей ребенка. Известно, что развивать интеллект в полной мере можно только в самостоятельной творческой деятельности, дающей конкретный продукт: изделие, музыкальное или художественное произведение, исследование и т.д. И только по сложности или оригинальности этого продукта мы можем судить о способностях и возможностях ученика. Другого способа не существует. Но почему-то в массовом опыте и сегодня задача выявления и развития способностей школьников не поставлена как первоочередная.

Таблица. Планирование воспитательной работы классного руководителя

Массовая практика Передовая практика

Недостаточно высокий уровень целс-полагания. Организация односторонней, главным образом поз н а вате л ь и о и, дея те. і ь-иости. Цели воспитания в других видах деятельности носят общий характер, или отсутствуют Четкая постановка цели воспитательной работы. Органическое сочетание цели с постановкой конкретных воспитагельных задач и соответствующих им видов деятельности

Планирование воспитательной работы по всем задачам воспитания личности (умственные, нравственные, трудовые и т.д.) без их взаимосвязи Планирование воспитательной работы проводится по ведущей воспитательной задаче, вытекающей из общей цели воспитания, потребности детского кол-лек шва и уровня воспитанности учащихся

1 [реобладаиие вербальных способов воздействия наличность 11peoдолеНÍIе односторонней ориентации воспитательного процесса акцент на органическое сочетание словесных методов с предметно-практической дея-т сл ьиоаг ыо

Преобладание фронтального подхода, порождающего определенный формализм. препятствующий анализу мотивами о н и о й сферы П ОС 1 } п к о в отдел ь н Ы X личностей Осушес'г влек не личностно-ориентированного воспитания. Разум пая методическая инструментовка планируемых д е л: массовых, труп п о вых. индивиду-альных.

Классный руководитель органи-}уеі деятельность учащихся без достаточной опоры на актив и первичный коллектив Акпент на совершенствование системы ученического самоуправления, вовлечение школьников в социально значим 1.1 е дела

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Обучение в школе носит словесный характер, недооценивается предметнопрактическая деятельность (И.П.Волков). Поэтому школа не выполняет конкретных практических работ. В школе не изобретают, не исследуют, не снимают фильмов. Следовательно, у классного руководителя нет объективных оснований для того, чтобы судить об индивидуальных особенностях личности ученика. По этой причине учитель не может дать подробную психолого-педагогическую характеристику его склонностей, потенциальных возможностей в будущей профессиональной деятельности. Современная профориентация часто носит формальный характер. Об этом свидетельствует проведенный анализ деятельности классных руководителей.

Результаты анализа планов классных руководителей (около 100 планов воспитательной работы) говорят о крупных просчетах в планировании. Воспитательная работа не всегда подчинена форми-

рованию ценностных отношений у детей к организуемой деятельности. Она имеет, как правило, функциональную сущность. Характеристики на класс носят констатирующий характер. Преобладают излюбленные принципы фронтальности и часто отсутствуют индивидуальная, парная и групповая формы деятельности.

Нами составлена сравнительная таблица, где систематизированы и наглядно представлены типичные недостатки, характеризующие массовую школьную практику, и совокупность требований, предъявляемых к планированию в передовой практике.

Таким образом, в процессе преподавания курса «Педагогика», спецкурса «Методика воспитательной работы» и других особо важно делать акцент на формирование у будущих специалистов управленческих функций по планированию и организации жизнедеятельности в детских коллективах, а также на технологии общения с детьми.

I

ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.Н.Петров, профессор Волжского государственного инженерно-

педагогического института

С.М.Маркова, доцент Волжского государственного инженерно-

педагогического института

Обновление высшего профессионально-педагогического образования осуществляется в направлении гуманизации всех процессов в высшем учебном заведении. Это требует перераспределения функций субъектов педагогического процесса, разработки механизмов реализации целей непрерывного многоуровневого профессионального образования, внедрения интегративных процессов в практику образовательной системы.

Сущность процесса гуманизации профессионально-педагогического образования состоит в переходе от дискретного образования к непрерывному, от узкопрофессиональной деятельности к социально-культурной профессиональной педагогической деятельности, от разрозненных знаний к интегративным педагоги-

ческим смыслам, от теории знаний в области педагогического образования к самостоятельному овладению управленческо-педагогической деятельностью. Гуманизация как функция должна способствовать реализации социально-экономических, психолого-педагогических, культурологических, научно-технических, организационно-управленческих закономерностей, отражающих особенности деятельности педагогов и обучающихся.

В Волжском государственном инженерно-педагогическом институте реализация гуманистической функции профессионального образования осуществляется через:

- создание многоуровневой системы профессиональной подготовки (рабо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.