Научная статья на тему 'Употребление чинами полиции в дело оружия: предложения межведомственной Комиссии «По преобразованiю полицiи въ Имперiи» (1906–1911)'

Употребление чинами полиции в дело оружия: предложения межведомственной Комиссии «По преобразованiю полицiи въ Имперiи» (1906–1911) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правила / полицейские и жандармские чины / войска / применение оружия / Общее Учреждение Губернское / неповинующиеся / арестанты / rules / police and gendarme ranks / troops / the use of weapons / General Institution Gubernskoye / non-obedient / prisoners

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николай Григорьевич Шурухнов

Представлены изменения в порядок использования оружия полицейскими, жандармскими чинами, их командами, войсками, установленные приложением к ст. 688 Общего Учреждения Губернского 1879 г. и правилами, Высочайше утвержденными 7 февраля 1906 г., о призыве войск для содействия гражданским властям, внесенные межведомственной Комиссией, образованной в 1906 г. для преобразования деятельности полиции в Российской империи. Предметом исследования служили: подраздел «Употребленiе чинами полицiи въ дѣло оружiя» «Краткой объяснительной записки к заключению межведомственной Комиссии под председательством Сенатора А.А. Макарова по преобразованию полиции в Империи»; Положение «О правилах употребления полицейскими и жандармскими чинами в дело оружия» от 10 октября 1879 г.; «Правила о призыве войскъ для содѣйствiя гражданскимъ властямъ»; отдельные положения «Проекта Устава Полицейскаго съ постатейными объясненiями». В качестве методов исследования были: сравнительно-правовой; обобщения; сравнения; аналогии; конкретизации; абстрагирования. С их помощью были сформированы отдельные авторские выводы в исследовательской части статьи и сформированы положения, составившие заключение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Weapons by Police Officers: Proposals of the Interdepartmental Commission «On the Transformation of the Police in the Empire» (1906–1911)

Amendments to the order of use of weapons by police, gendarme ranks, their commands, troops, established by the annex to Art. 688 of the General Establishment of the Gubernia of 1879 and the rules, approved by the highest authority on February 7, 1906, on the call up of troops to assist the civil authorities, introduced by the interdepartmental Commission, formed in 1906 to transform the activities of the police in the Russian Empire, are presented. The subject of the study was: the subsection «The use of weapons by the ranks of the police» «A brief explanatory note to the conclusion of the interdepartmental Commission chaired by Senator A.A. Makarov on the transformation of the police in the Empire»; Regulation «On the rules for the use of police and gendarme ranks in the case of weapons» of October 10, 1879; «Regulations on the Conscription of Troops to Assist Civil Authorities»; separate provisions of the «Draft Charter of the Police with article-by-article explanations». The research methods were: comparative legal; generalizations; comparisons; analogies; concretization; abstraction. With their help, separate author’s conclusions were formed in the research part of the article and the provisions that drew up the conclusion were formed.

Текст научной работы на тему «Употребление чинами полиции в дело оружия: предложения межведомственной Комиссии «По преобразованiю полицiи въ Имперiи» (1906–1911)»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья

УДК 34.07; 34.08;342; 343; 35; 93/94 https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-230-235 EDN: https://elibrary.ru/XPYFAG NIION: 2007-0083-3/23-332 MOSURED: 77/27-005-2023-03-532

Николай Григорьевич Шурухнов1,2

1 Академия ФСИН России, Рязань, Россия, matros49@mail.ru

2 Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Москва, Россия

Аннотация. Представлены изменения в порядок использования оружия полицейскими, жандармскими чинами, их командами, войсками, установленные приложением к ст. 688 Общего Учреждения Губернского 1879 г. и правилами, Высочайше утвержденными 7 февраля 1906 г., о призыве войск для содействия гражданским властям, внесенные межведомственной Комиссией, образованной в 1906 г. для преобразования деятельности полиции в Российской империи. Предметом исследования служили: подраздел «Употреблеше чинами полицш въ дЪло оруж1я» «Краткой объяснительной записки к заключению межведомственной Комиссии под председательством Сенатора А. А. Макарова по преобразованию полиции в Империи»; Положение «О правилах употребления полицейскими и жандармскими чинами в дело оружия» от 10 октября 1879 г.; «Правила о призыве войскъ для содЪйств1я гражданскимъ властямъ»; отдельные положения «Проекта Устава Полицейскаго съ постатейными объяснешями». В качестве методов исследования были: сравнительно-правовой; обобщения; сравнения; аналогии; конкретизации; абстрагирования. С их помощью были сформированы отдельные авторские выводы в исследовательской части статьи и сформированы положения, составившие заключение.

Ключевые слова: правила, полицейские и жандармские чины, войска, применение оружия, Общее Учреждение Губернское, неповинующиеся, арестанты

Для цитирования: Шурухнов Н. Г. Употребление чинами полиции въ дело оружия: предложения межведомственной Комиссии «По преобразованто полицш въ Имперш» (1906-1911) // Криминологический журнал. 2023. № 3. С. 230-235. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-230-235.

Original article

The Use of Weapons by Police Officers: Proposals of the Interdepartmental Commission «On the Transformation of the Police in the Empire» (1906-1911)

Nikolay G. Shurukhnov1,2

1 Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan', Russia, matros49@mail.ru.

2 Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia

Abstract. Amendments to the order of use of weapons by police, gendarme ranks, their commands, troops, established by the annex to Art. 688 of the General Establishment of the Gubernia of 1879 and the rules, approved by the highest authority on February 7, 1906, on the call up of troops to assist the civil authorities, introduced by the interdepartmental Commission, formed in 1906 to transform the activities of the police in the Russian Empire, are presented. The subject of the study was: the subsection «The use of weapons by the ranks of the police» «A brief explanatory note to the conclusion of the interdepartmental Commission chaired by Senator A. A. Makarov on the transformation of the police in the Empire»; Regulation «On the rules for the use of police and gendarme ranks in the case of weapons» of October 10, 1879; «Regulations on the Conscription of Troops to Assist Civil Authorities»; separate provisions of the «Draft Charter of the Police with article-by-article explanations». The research methods were: comparative legal; generalizations;

© Шурухнов Н. Г., 2023

Употребление чинами полиции в дело оружия: предложения межведомственной Комиссии «По преобразовашю полицш въ Имперш» (1906-1911)

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES LAW SCIENCES

comparisons; analogies; concretization; abstraction. With their help, separate author's conclusions were formed in the research part of the article and the provisions that drew up the conclusion were formed.

Keywords: rules, police and gendarme ranks, troops, the use of weapons, General Institution Gubernskoye, non-obedient, prisoners

For citation: Shurukhnov N. G. The Use of Weapons by Police Officers: Proposals of the Interdepartmental Commission «On the Transformation of the Police in the Empire» (1906-1911). Criminological Journal. 2023;(3):230-235.(In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-230-235.

Вводная часть. «Комиссш, подъ предсЪда-тельствомъ Сенатора А. А. Макарова, по преобразована полицш въ Имперш» за значительный период своей работы подняла, проработала обширнейший комплекс проблем и подготовила проекты обоснованных предложений организационного, тактического и законодательного характера по реформированию полицейской деятельности. В круг проблем входили материальное обеспечение, подбор кадров, карьерный рост, управление различными видами полиции, ее вооружение, специализация. Комиссия (образованная Председателем Совета министров Петром Аркадьевичем Столыпиным) разработала проект «Устава полицейского», в котором разработчики дали законодательные рекомендации по «употреблешю чинами полицш въ дЪло оружiя». При этом ориентиром служили одноименные правила, изложенные в приложении к ст. 688 Общего Учреждения Губернского (ОУГ) 10 октября 1879 г. «Об употреблении полицейскими и жандармскими чинами в дело оружия» [1, с. 133-134].

Эти правила содержали три статьи с пунктами в первой и третьей. Чтобы выдержать логику сравнительно-правового подхода, мы рассматриваем правила 1879 г. по статьям и пунктам, приводим изменения, внесенные членами Комиссии и их аргументами, и последующую редакцию новых правил.

Исследовательская часть. В названном нами приложении ОУГ к ст. 688 написано: «Комитетъ Ми-нистровъ, разсмотрЪвъ представлеше Министерства Внутреннихъ ДЪлъ о правилахъ употреблешя полицейскими чинами въ дЪло оружiя, полагалъ устано-витъ, въ видЪ мЪры временной, нижеслЪдующее:

I. Каждый действующий не в составе команд полицейский или жандармский чин может при отправлении своих служебных обязанностей употреблять в дело оружие:

1) для отражения всякого вооруженного на него нападения;

2) для отражения нападения хотя бы не вооруженного, но сделанного несколькими лицами или даже и одним лицом, но при таких обстоятельствах или условиях, когда никакое иное средство защиты не было возможно;

3) для обороны других лиц от застигнутого полицейским или жандармским чином нападения, угрожающего жизни, здоровью или неприкосновенности тех лиц;

4) при задержании преступника, когда он будет препятствовать сему указанными выше насильственными действиями (п. п. 1 и 2), или когда невозможно будет преследовать, или настичь убегающего;

5) при преследовании арестанта, бежавшего из тюрьмы или из-под стражи, когда невозможно настичь его или когда он противится задержанию предусмотренными выше насильственными действиями;

6) в каждом из вышеозначенных случаев полицейский или жандармский чин обязан о всех обстоятельствах и последствиях употребления им в дело оружия доносить при первой к тому возможности ближайшему начальству» [1, с. 133].

Как нам представляется, основных причин для пересмотра временных правил у Комиссии было три:

1) согласовать положения, существовавшие в различных правилах применения оружия полицейскими и жандармскими чинами, войсками, привести их в соответствие с существующей в стране обстановкой, обеспечив законное право граждан на жизнь и здоровье. Следует сказать о том, что еще до начала работы над проблемами реформирования полиции в Российской империи появились Высочайше утвержденные 7 февраля 1906 г. правила о призыве войск для содействия гражданским властям [2, с. 236-246]. В них также содержались положения о применении оружия, всю эту триаду требовалось согласовать между собой. А также рассчитать (спрогнозировать) их использование в новых условиях, которые сложились в стране в 1905-1906 г.;

2) исключить из вновь разрабатываемых правил такие положения, которые носят инструкционный характер или устанавливают порядок, непосредственно не относящийся к применению оружия полицией;

3) провести различие между условиями применения оружия отдельными полицейскими, жандармскими чинами и их командами, при этом сохранив общий подход к реализации временных правил (1879 г.).

По мнению членов Комиссии, п. 1, 2 и 3 ст. 1 временных правил предусматривают право отдельных чинов (не в составе команд) применять оружие, что, в соответствии со ст. 100-103 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных [3, с. 10], совпадает с правом необходимой обороны, принадлежащей каждому частному лицу. Однако, ориентируясь на различный правовой статус частного лица и служащего полиции, который, как представитель органа государ-

ственного принуждения, нередко обязан применить силу и эта необходимость должна наступить во всех случаях отказа от добровольного подчинения власти и закону. В таких случаях ограничение полицейского права применить оружие является нежелательным, так как последствием этого может быть умаление достоинства представителя власти, не способного настоять на исполнении своего законного требования. Исходя из всего приведенного, членами Комиссии была предложена своя редакция первых трех пунктов ст. 1 временных правил для того, чтобы она соответствовала положениям, установленным ст. 32 7 февраля 1906 г.

Изменение содержания п. 3 анализируемой статьи, в котором право применения оружия предоставляется для обороны других лиц от застигнутого полицейским или жандармским чином нападения, угрожающего жизни, здоровью или неприкосновенности упомянутых лиц, связано с исключением из этого пункта указания на цель - нападение. Так как таковая может быть выяснена лишь после того, «как нападешемъ бу-детъ уже достигнуто то, для чего оно предпринималось, т. е. когда предупредить преступлеше окажется уже невозможнымъ» [4, с. 14].

Было принято решение и изменить п. 4 анализируемой статьи. В нем говорилось, что оружие может быть употреблено при задержании преступника в том случае, если он будет препятствовать этому насильственными действиями, предусмотренными первыми двумя пунктами ст. 1. И ограничиться указанием на то, что обозначенная мера может быть реализована по отношению к преступнику, которым при его задержании будет оказано сопротивление.

Этим же пунктом предусматривалось право полиции использовать оружие и в тех случаях, когда невозможно преследовать или настичь лицо, подлежащее задержанию. Такая редакция представлялась не вполне точной и могущей дать повод к применению оружия без достаточных к тому оснований. В связи с этим было признано целесообразным ограничить случаи применения оружия более определенными признаками и разрешить лишь в случаях, когда лицо, подлежащее задержанию, совершает побег и не останавливается после сделанного предупреждения.

Редакцию п. 5, предусматривавшего применение оружия по отношению к арестанту, совершившему побег из-под стражи, изложить в новой редакции, приблизив к положениям ст. 32 правил, утвержденных 7 февраля 1906 г. И предусмотреть право отдельным воинским чинам применять оружие против арестованного, совершающего побег: из железнодорожного вагона в пути следования; при конвоировании этапа по улице и в подобных местах, не предусмотренных п. 5.

Что касается 6 пункта анализируемой статьи обозначенных правил, об обязанности чинов полиции докладывать своему начальству о каждом случае употребления ими оружия, то, исходя из его инструкционного содержания, было признано не включать его в проект.

Статья вторая приложения к ст. 688 Общего Учреждения Губернского изложена в следующей редакции:

«II. Предоставить Министру внутренних дел и Главному Начальнику III Отделения Собственной Его императорского Величества Канцелярии, каждому по принадлежности, дать, по взаимному между ними согласию и по сношении с Министром юстиции, надлежащее, соответственно указанным Комитетом министров, наставление подведомственному им местному начальству о внушении чинам полиции и жандармского ведомства, чтобы при употреблении в дело оружия они всемерно соблюдали должную осторожность, строго сообразуясь в каждом отдельном случае с обстоятельствами, дабы без крайней необходимости не нанесли вреда, в особенности же лицам посторонним» [1, с. 133].

Представленное также не внесено в планируемые Комиссией правила в силу того, что положения, содержащиеся в ней, носят инструкционный характер и напрямую не относятся к предмету формируемых правил.

Ч. 3 правил 1879 г. состоит из пяти пунктов, в целом в ней прописано следующее:

«III. В случае призыва полицейских и жандармских команд для восстановления порядка, разрешить этим командам употреблять в дело оружие с соблюдением нижеследующих правил:

Определение времени, когда должно приступить к действию оружием, зависит от усмотрения полицейского начальства, располагающегося на месте беспорядков (курсив наш - Н.Г.). Оно дает приказание об этом не иначе, как исчерпав все зависящие от него средства к усмирению неповинующихся.

К действию оружием можно приступить только после трехкратного громогласного предварения неповинующихся о том, что начинается действие оружием. Затем самый способ действия представляется вполне усмотрению распорядителя, но с тем, чтобы огнестрельное оружие было употреблено только в случае неизбежной необходимости, когда никакими другими способами нельзя будет прекратить беспорядки.

Без означенного выше в п. 2 предварения дозволяется прибегать к действию оружием во время народных беспорядков или волнений в крайней необходимости, а именно, когда сделано будет нападение на команду или когда окажется нужным спасти быстрым действием жизнь лиц, подвергнувшихся насилиям со стороны возмутившихся.

Полиция принимает все зависящие от нее меры к тому, чтобы во время действия полицейских или жандармских команд оружием не пострадали лица, неприкосновенные к беспорядкам или волнениям.

Попечение о лицах, раненых во время действия оружием, возлагается на обязанности полиции» [1, с. 133-134].

В п. 1 данной статьи прописывались правила использования оружия командами при условии, что делать это можно только в случае безуспешности дру-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

мю

гих средств к усмирению неповинующейся толпы. При этом определение момента действия оружием предоставлялось распоряжающемуся на месте беспорядков полицейскому начальству. Такой подход в целом возражений не вызывал, однако было признано необходимым внести конкретику. В частности, словосочетание «полицейское начальство», употребленное в этом пункте, предлагалось заменить словосочетанием «должностное лицо». Это объяснялось тем, что могут быть случаи, когда ликвидацией беспорядков будет руководить не местное полицейское начальство, а другие должностные лица, например, специально командированные для этого губернатором, либо сам начальник Губернии.

Что же касается случаев, при которых команды могут обращаться к оружию, то временные правила не содержали прямых и подробных указаний на этот предмет и ограничивались лишь тем, что ставили в обязанность распорядителю команды приступить к действию оружием не иначе, «какъ по троекратномъ о томъ предупрежденш неповинующихся; исключеше изъ этого общаго правила допускается только въ случаяхъ, когла будетъ сдЪлано нападете на команду, или когда окажется нужнымъ спасти быстрымъ дЪйствиемъ жизнь лицъ, подвергшихся насилiямъ со стороны возмутившихся» [4, с. 16]. Ограничиться таким общим определением члены Комиссии посчитали неприемлемым. И в качестве аргумента высказались за необходимость точного указания (нормирования) случаев применения оружия полицейскими и жандармскими командами как обстоятельства, более существенного в сравнении с применением оружия отдельными полицейскими или жандармскими чинами.

В этих случаях наиболее целесообразным представляется применить к полицейским командам те ясные правила, которые содержались в правилах от 7 февраля 1906 г. (ст. 326, прим., прил.). Согласно этим правилам, употребление оружия войсковыми частями допускалось:

а) при условии троекратного о том предупреждения: 1) для разъяснения неповинующейся толпы;

2) против толпы, препятствующей движению войск и

3) против толпы, оскорбляющей войска словами;

б) без всякого о том предупреждения: 1) против толпы или арестантов, нападающих на войска или совершающих какие-либо враждебные действия против них; 2) против производящих в присутствии войск насилие над личностью, насильственное разрушение имущества (разгром), поджог или убийство, и 3) против препятствующих или оказывающих сопротивление к задержанию лиц, подлежащих аресту.

Что касается предложения о включении в проект положения об оскорблении команды словами, то к этому призывалось подходить более осторожно. Так как оскорбительность или неоскорбительность того или другого выражения представляется иногда далеко не бесспорной. К тому же команды, вызываемые для прекращения беспорядков, и тем более - распоряжа-

ющийся ею, могут находиться в таком нервно-психологическом состоянии, при котором легко может случиться, что оружие будет применено без достаточных к тому оснований.

Подобное можно отнести и к враждебным против команды действиям. С одной стороны, под них могут подойти и не настолько существенные действия толпы, чтобы оправдать употребление командой оружия без всякого о том предупреждения. С другой стороны, что как бы незначительно ни было проявление со стороны толпы враждебных действий, последние, если они не прекратятся после троекратного предупреждения, не могут быть признаны настолько безразличными, чтобы не требовать решительных мер к их прекращению.

Последние два пункта (4 и 5) третьей статьи временных правил о принятии полицией мер к тому, чтобы во время действия команд оружием не пострадали лица, неприкосновенные к беспорядкам, и об оказании помощи раненым, имеют своим предметом обязанности полиции вообще, а не исключительно полицейских или жандармских команд. И потому не подлежат включению в формируемые правила об употреблении оружия, а должны размещаться в соответствующих статьях Устава Полицейского (ст. 129 и 131).

В своих документах Комиссия обнародовала и некоторые позиции Государственного Совета по обсуждаемым вопросам. В частности, о воспрещении при прекращении беспорядков стрельбой вверх и холостыми патронами. Членами Государственного Совета по этому поводу были высказаны следующие соображения.

Стрельба вверх боевыми патронами, при дальнобойности современного оружия, может причинить вред посторонним лицам. Причем не только не участвующим в беспорядках, но и находящимся на значительном удалении от места их совершения. Последствия стрельбы вверх могут быть тяжкими, и поэтому их запрещение законодательным путем, безусловно, необходимо. Равным образом, по мнению Соединенных Департаментов Государственного Совета, должна быть воспрещена законом и стрельба холостыми патронами. В этом отношении надлежит иметь в виду, что при употреблении такой стрельбы, в особенности, если она будет обычным приемом при подавлении беспорядков, всякие меры увещевания и предупреждения утратят свое действие. Последующее применение боевых патронов, после нескольких залпов холостыми, может оказаться для толпы неожиданным и сопровождаться большим числом жертв. Отсутствие в законе точных указаний о стрельбе холостыми патронами предоставит начальству право в каждом конкретном случае самостоятельно решать проблему допустимости такой стрельбы. Это представляется крайне неудобным, так как при таких условиях ответственность за стрельбу боевыми патронами будет лежать на войсках, каковые могут подвергнуться нежелательным нареканиям в неправильности действий. Наконец, не

следует упускать из виду, что сами воинские части могут подвергаться серьезной опасности от нападения вооруженной толпы, если их оружие заряжено холостыми патронами.

Министерство внутренних дел, со своей стороны, нашло приведенные соображения применимыми не только к воинским частям, но и к полицейским или жандармским командам, и потому ввело в проект правил соответствующую заключительную ст. 6.

«Сообразно съ симъ, проетированы ниже-слЪдующ1я новыя правила объ употребленш полицейскими чинами въ дЪло оружiя:» [4, с. 19].

«1. Каждый, действующий не в составе команд, полицейский или жандармский чин может, при отправлении своих служебных обязанностей, употребить в дело оружие:

• для защиты самого себя от нападения;

• для обороны других лиц от нападения, застигнутого полицейским или жандармским чином;

• при задержании преступника, в случаях оказанного им сопротивления, или при невозможности настичь лицо, подлежащее задержанию, если оно совершает побег и не остановится после сделанного о том предупреждения, и

• при преследовании арестанта, бежавшего из-под стражи.

2. В случаях призыва полицейских и жандармских команд для восстановления порядка, этим командам разрешается употреблять в дело оружие с соблюдением правил, в нижеследующих статьях изложенных.

3. Определение времени, когда должно приступить к действию оружием, зависит от распоряжающегося на месте беспорядков должностного лица, которое отдает приказание об этом не иначе, как исчерпав все зависящие от него средства к усмирению неповинующихся.

4. К действию оружием можно приступить только после троекратного громогласного предварения неповинующихся о том, что начнется действие оружием, в следующих случаях:

1) для рассеяния неповинующейся толпы;

2) против толпы, препятствующей движению команды;

3) против толпы или арестантов, совершающих какие-либо враждебные против команды действия.

5. Команды могут употреблять в дело оружие, без всякого предупреждения:

• против толпы или арестантов, нападающих на команду;

• против производящих в присутствии команды насилие над личностью, насильственное разрушение имущества (разгром), зажигатель-ство или убийство;

• против препятствующих или оказывающих сопротивление к задержанию лиц, подлежащих аресту.

6. Для предупреждения неповинующейся толпы

ни стрельба вверх, ни стрельба холостыми патронами не допускаются» [4, с. 19-20]1.

Заключение.

1. Члены межведомственной Комиссии (19 высокопоставленных лиц) проделали многолетнюю, масштабную работу по реформированию полиции Российской империи. Пересмотрели и сформировали свое видение различных проблем деятельности Министерства внутренних дел, применительно к существовавшим видам полиции, жандармерии, в том числе и затронули такой частный, но важный и щепетильный вопрос, как применение оружия. Отправными документами по этому направлению были временные правила «По употреблению полицейскими чинами в дело оружия» 1879 г. и правила «О призыве войск для содействия гражданским властям» 1906 г.

2. Комиссия видела свою задачу в выработке в соответствии с общими началами новые правила, относящиеся к указанному предмету. Но при этом исходила из необходимости придать им значение такого положения, которое могло бы всецело заменить повсеместно действующие временные правила 1879 г. Стратегическая задумка состояла в том, чтобы поместить в свое заключение (итоговый документ Комиссии) в виде новой редакции приложения к ст. 688 Общего Учреждения Губернского.

3. Разрабатывая проект Устава Полицейского, члены Комиссии поместили в него 9 ст., которую озаглавили: «Полищя можетъ употреблять въ дЪло оружiе въ случаяхъ и порядкЪ, указанныхъ въ правилахъ, при-ложенныхъ къ статьЪ 688 (прим.) Общаго Учреждешя Губернскаго» [4, с. 10]. Отдельные соображения по поводу изложения некоторых положений и порядка употребления чинами полиции в дело оружия привели в виде объяснений к данной статье. Члены Комиссия сочли нужным высказать несколько общих суждений относительно введенных новшеств и остановиться, в заключении, на вопросе о месте их действия.

4. Громадный, обстоятельный труд межведомственной Комиссии, созданной председателем Совета министров Российской империи - Министром внутренних дел П. А. Столыпиным [5, с. 129-136], развивавший идеи великого реформатора о реорганизации полиции, к сожалению, на государственном уровне принят не был. 11 сентября 1913 г. (спустя 7 лет) проект был представлен в Государственную думу. По предложению председателя Думы М. В. Родзянко для рассмотрения законопроекта была образована (в очередной раз) особая комиссия. Обсуждение реформы полиции продолжалось до 1917 г., но закон о ее преобразовании так и не был принят.

1 К правилам имелось пояснение следующего содержания: «Вместе с тем, приняв во внимание, что правила 7 февраля 1906 года действуют на всем пространстве Империи, представляется необходимым распространить действие вновь начертанных ею правил об употреблении полицею в дело оружия на все местности Империи, взамен действующих ныне временных правил 1879 года, содержащихся в приложении к статье 688 (прим.) Общего Учреждения Губернского».

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

5. Положения, выработанные членами межведомственной Комиссии, материалы, оставленные ей своим потомкам, несомненно, актуальны и для современной деятельности полиции Министерства внутренних дел Российской Федерации. В частности, для содержания ст. 23, 24 Федерального закона от 2 февраля 2011 г. № 2-ФЗ «О полиции» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 декабря 2022 г. № 569-ФЗ).

Список источников

1. Высочайше утвержденное положение Комитета Министровъ, объявленное Сенату Ми-нистромъ Внутреннихъ ДЪлъ 19-го того же Октября «О правилахъ употреблешя полицей-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ми объяснешями. Приложеше 4-е к законопроекту о преобразованш полицш въ Имперш.

С.-Петербургъ. Типографiя Министерства Внутреннихъ ДЪлъ. 1913. 5. Казанина Л. Ю., Шурухнов Н. Г. Проекты преобразований полиции как составная часть столыпинской программы модернизации России // Пробелы в российском законодательстве. Т. 16. № 1. 2023. С. 129-136.

References

1. Regulations of the Committee of Ministers approved by the highest authority, announced to the Senate by the Minister of Internal Affairs on October 19 of the same October«On the rules fortheuse ofweapons bypolice and gendarme ranks» // PSZ, Collected Works. 2nd, vol. 54, ot. 2. Р. 133-134.

Rules on conscription of troops to assist civil authorities // Legislative Acts of Transition. 19041908. Collection of laws, manifestos, decrees to the Senate, rescripts. The collection of laws, manifestoes, decrees to the Senate, rescripts and regulations of the Committee of Ministers, relating to the transformation of the state system of Russia, with an alphabetical subject index. Edition 3rd, revised and supplemented as of September I, 1908. Under the editorship of Prof. Dr. N. I. Lazarevskogo. St. Petersburg. Publication of the Legal Bookstore «PRAVO». 1909. Code of Criminal and Correctional Punishments. Edition of 1885 // Code of Laws of the Russian Empire. Volume XV.

Draft Police Statute with article-by-article explanations. Appendix 4 to the Draft Law on the Reorganization of the Police in the Empire. St. Petersburg. Printing House of the Ministry of Internal Affairs. 1913.

Kazanina L. Yu., Shurukhnov N. G. Projects of police transformations as an integral part of Stolypin's program of modernization of Russia // Gaps in Russian legislation. Т. 16. № 1. 2023. Р. 129-136.

скими и жандармскими чинами въ дело ору- 2.

жия» // Положение «О правилах употребления полицейскими и жандармскими чинами в дело оружия», 10 октября 1879 г., № 60066 // ПСЗ, собр. 2-е, т. 54, отд. 2. С. 133-134.

2. Правила о призывЪ войскъ для содЪйств1я гражданскимъ властямъ // Законодательные акты переходнаго времени. 1904-1908 гг. Сборникъ законовъ, манифестовъ, указовъ Пр. Сенату, рескриптовъ и положенш комитета министров, относящихся къ преобразовашю государственнаго строя Россш, съ приложе-ниемъ алфивитнаго предметнаго указателя. 3. Издаше 3-е, пересмотренное и дополненное по I Сентября 1908 года. Подъ редакщей пр.-доц. Н.И. Лазаревскаго. С.-Петербургъ. 4. Издаше Юридическаго книжнаго склада «ПРАВО». 1909.

3. Уложеше о наказашяхъ уголовныхъ и испра-вительныхъ. Издание 1885 г. // Сводъ Законовъ Россшской Имперш. Том XV. 5.

4. Проектъ Устава Полицейскаго съ постатейны-

Информация об авторе

Н. Г. Шурухнов - профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Академии ФСИН России, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний, доктор юридических наук, профессор. ORCID: 0000-0003-1132-760Х

Information about the author

N. G. Shurukhnov - Professor of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Leading Researcher of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia Doctor of Legal Sciences, Professor. ORCID: 0000-0003-1132-760Х

Статья поступила в редакцию 25.07.2023; одобрена после рецензирования 14.08.2023; принята к публикации 18.08.2023.

The article was submitted 25.07.2023; approved after reviewing 14.08.2023; accepted for publication 18.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.