Научная статья на тему 'Упоминания о пророках в Священном Писании и функционирование института пророчества и древнем Израиле'

Упоминания о пророках в Священном Писании и функционирование института пророчества и древнем Израиле Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
728
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Божия воля / пророк / лжепророк / служение / молитва / проповедь / God’s will / prophet / false prophet / service / prayer / preaching

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Виктор Хамильтон

Служение пророков преследует несколько различные цели, которые отражаются и на действиях, совершаемых пророками. В настоящей статье рассмотрены основные характерные черты пророков: призыв к служению Богом, открытие людям воли Божией и особенности ее передачи и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An Overview of Prophetic Literature in Scripture and How the Institution of Prophecy Functioned in Ancient Israel

The ministry of the prophets pursues different goals, which are also reflected in the actions performed by the prophets. This article examins main characteristics of the prophets: the call to serve God, opening the Godꞌs will to people and peculiarities of its transfer, etc.

Текст научной работы на тему «Упоминания о пророках в Священном Писании и функционирование института пророчества и древнем Израиле»

удк 22.01:993.02(33)

Виктор Хамильтон

УПОМИНАНИЯ О ПРОРОКАХ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРОРОЧЕСТВА И ДРЕВНЕМ ИЗРАИЛЕ

Служение пророков преследует несколько различные цели, которые отражаются и на действиях, совершаемых пророками. В настоящей статье рассмотрены основные характерные черты пророков: призыв к служению Богом, открытие людям воли Божией и особенности ее передачи и т. д.

Ключевые слова: Божия воля, пророк, лжепророк, служение, молитва, проповедь.

Впервые слово «пророк» упоминается в Библии в Бытии (Быт. 20:17). И использовано оно довольно в необычной ситуации. Авраам, живя пришельцем в Гераре, вторично пытается выдать свою жену Сарру за сестру перед царем Авимелехом. Во сне к нему приходит Бог и говорит ему: «Теперь верни жену мужу, потому что он - пророк, он помолится за тебя, и ты останешься жив». Хотелось бы отметить, что этот стих высвечивает основную миссию пророка, о которой мы часто не думаем, и это - молитва за отпущение грехов другим людям. Фактически есть и ещё более раннее упоминание о пророках. Для этого прочитаем в Новом Завете Послание Иуды, стих 14, который гласит: «Енох, потомок Адама в седьмом поколении пророчествовал о них (этих людях)», а затем приводится интересная цитата из книги Еноха, относящейся к 1-му веку до Новой эры.

В Ветхом Завете встречаются 4 типа лидеров. Один из них - пророк. Другие три - это судьи, цари и священники. Судьи и пророки - это одна группа, а цари и священники - это другая. Священники и цари наследовали свой титул: они рождались в семье царя или священника. Судьи и пророки назначались по воле Бога, это было своего рода призвание, продиктованное свыше. Таким образом, священников и царе можно назвать лидерами по наследственному признаку, а судей и пророков - лидерами по вдохновению, харизматичными, т. е. отмеченными Святым Духом. Понимание пророка как избранника Божия к такому служению отражено в еврейском слове ЬаЬЬа, которое обозначает «призывать, провозглашать»; отсюда

Виктор Хамильтон, доктор богословия, профессор, профессор в области Ветхого Завета, на пенсии после работы в университете Эзбери, США

паЬЫ - это или причастие активного залога, обозначающее того, кто провозглашает, или, что более похоже на истину, причастие пассивного залога, обозначающее того, кого призывают, провозглашают.

Думается, что в данной связи показательно заметить, что ни у одного из известных нам пророков не были последователями его сыновья. Например, Исаия имел двух сыновей, но не один из них не унаследовал его мантию пророка. Когда мы встречаем словосочетание «сыны пророка» это не значит, что они были биологическими сыновьями. «Сыны» в данном случае, это скорее всего, члены группы (объединения) пророков. Единственный случай, иллюстрирующий передачу пророческих функций в Библии - это Илия и Элай-ша, библ. - Елисей.

Следует различить две группы пророков - ранние и поздние. Ранние пророки включают Самуила и ему подобных во времена правления царя Саула, Нафана и Гада, во времена царствования короля Давида, Исайю и Елисея (во время правления царя Израиля Ахаза).

Вы отметите, что если Самуил выступал против Саула за его грехи, На-фан обвинял Давида за его грехи, а Исайя и Елисей - Ахаза за его грехи. Никто из известных нам пророков никогда не выступал против Соломона и его грехов, таких ужасных в высшей степени.

Может ли это быть причиной того, что жизнь Соломона, такая красивая в начале, закончилась так плачевно трагически? Мы называем древних пророков «не литературные» пророки потому что, за исключением Самуила, нет ни одной книги в Святом Писании, которая носила бы их имя. Примечательно, что за Первой Книгой Самуила следует Вторая, не смотря на то, что в Первой упомянута его смерть. Скорее всего - это потому, что даже после смерти он обладал большим влиянием. Называя этих пророков «не литературными», мы не говорим, что они ничего никогда не писали. В действительности же 1-я хроника заканчивается такими словами: «Что же до событий правления царя Давида, от первых до последних, то они описаны пророками Самуилом, На-фаном и Гадом» (1 Пар 29:29).

Более значительными и известными из пророков мы называем «литературными». Это те, чьи имена являются названиями частей Библии (Иеремия, Иезекииль, Амос, Малахия). Всего их 15 или 16. В христианской традиции сюда же относят Даниила - 16. Но в еврейской традиции Даниил - не пророк, поэтому - 15.

Первые из этих пророков - Исаия и Михей появляются около 8 века до н.э. Последние три: Аггей, Захария и Малахия - вскоре после возвращения иудеев из Вавилонского плена - середина 500-х до н.э. и в течении последующего века. Это значит, что эпоха «литературных» пророков продолжалась в течении 3-х веков, а это значит, что срок их полномочий продолжался намного более короткое время, чем институт священнослужителей. Мы полагаем, что «литературные» пророки прекратили свое существование после Ма-лахии, но история об этом умалчивает. Нам более понятно, почему пророки, подобно Исаии и Михея вышли на служение впервые в течении 700-х годов до н.э. Это был период беспрецедентного расцвета и богатства, по крайней

мере для привилегированных со всеми вытекающими отсюда преимуществами. Но это не значит, что пророчество заменило религию. Ни один пророк никогда не наказывал (карал) свой народ за его антирелигиозность. Проблема в том, что их деятельность была скорее делом удобства, но не признания.

Рассмотрим основные характерные черты пророков:

I. Как мы уже упоминали ранее, пророков призывали к служению. Никто никогда не планировал или мечтал, и добровольно служил пророком. Ни один родитель не говорил: «Думаю (надеюсь), что сын со временем станет пророком». Исаия, конечно, исключение. На вопрос Господа: «Кого же мне послать и кто пойдет за меня?» Исаия ответил знаменитой фразой: «Вот я, пошли меня».

Вспомним Моисея, великого пророка, когда его призвал Господь вызволить свой народ из заключения в Египте, задал Богу, но немало немного -5 вопросов, чтобы уклониться от этого:

Кто я такой, чтобы пойти туда?

Что мне ответить, когда спросят Твоё имя?

Что, если меня не станут слушать, или не поверят мне?

Я не красноречив, я плохо говорю.

Пошли кого-нибудь другого.

Примечательно, что после 5-той попытки отказа Моисея впервые в Священном Писании (Исх. 4:13) упоминается гнев Господень (Исх. 4:14). «И возгорелся гнев Господень на Моисея». Нигде в Библии (Бытии) мы не читаем о праведном гневе, несмотря на то, что причин для этого было много. Мы видим боль, горе, поразившее сердце Господне. Нетрудно понять и тех, кого Господь призвал на риск: ведь быть пророком, значит быть под гнётом, испытывать оскорбления в свой адрес и при этом быть не в состоянии избавиться от возложенной на тебя миссии разделять с людьми их страдания, боль и горе.

II. Пророки считали себя глашатаями Бога. Поэтому мы так часто встречаем в рассказах (стихах) о пророках фразу: «Господь обратился ко мне со словами» - фраза эта очень редко употребляется еще где-либо в Библии в целом. В Пятикнижии она используется только дважды, и оба раза по отношению к Аврааму (Быт. 15:1; 20:7) которого Господь называет пророком. Безусловно, не приходиться ожидать использование этой фразы в Псалмах, или Притчах, или Песни Песней Соломона. Кроме того, мы полагаем, что авторы любого из 4-х Евангелий когда-либо бы вводили ее. То же относится и к посланиям Павла, хотя он, безусловно, проповедовал слово Господне, подстать любому пророку. Но в своем Первом Послании к Фессалоникийцам он говорит: «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих» (1 Фес. 2:13).

Если в Библии и есть случаи, когда откровение звучит как повеление, так это у пророков. Ведь их речь - это речь Божества в форме человеческой речи. Моисей во Второзаконии (Втор. 18:18) так говорит об этом, цитируя

слова Господа: «Я пошлю им пророка, как тебя, из их собратьев. Я вложу Мои слова в его уста, и он будет говорить им все то, что Я ему повелю». Ту же идею Господь доводит до пророка Иезекииля - «Открой уста твои и съешь то, что Я дам тебе» (Иез. 2:8). Поэтому мы можем сказать, что устами пророков говорит Господь. Можно подумать, что все, кому было послано приглашение быть проповедником идей Бога, с удовольствием его приняли. Им не импонировало слышать, что мои слова - это слова Господа, и они не отделимы. К сожалению, в наше время авторитарные влиятельные лица и священники, которым свойственен дух «миссионерства», как мы это называем. Они так говорят о себе: «Когда я говорю, это говорит Господь». Но ведь это язык пророка, а не пастыря. Если в Ветхом Завете был институт, который предлагал облечение и унижение, так же, как в наше время, то это понимание пророчества или человеческой речи от имени Господа. Называть себя пророком, иногда оборачивается возможностью для других использовать вас в своих манипуляциях - «вы должны делать то, что я говорю, потому, что это слово Бога».

III. Пророки часто использовали поэзию. Поэзия больше, чем проза, влияет на воображение. Они использовали символизм, сравнения, метафору, гиперболу, риторические вопросы и даже прибегали к драме. Полагаю, что слушать пророков подобно тому, как мы воспринимаем притчи самого Иисуса Христа. Возможно, что их пламенные речи лишь впоследствии обрели поэтическую форму.

Если же они это делали сами, то каким образом им это удавалось? Ведь для этого необходимо обладать литературным мастерством. В Северной Америке, например, почти вся служба ведётся в прозе. Я также это делал. Единственное исключение - это динамичная, богатая красками служба Афро-Американских священников.

IV. Пророки, если это надо было, не останавливались перед тем, чтобы обличать резко. Трудно представить себе пророка, просящего извинения за то, что он говорил некорректно. Дело в том, что они не зависели ни от церкви, ни от государства. Они не страдали от того, что «кусали руку, которая тебя кормит» (рубят сук, на котором сидят). Но их вызывающие речи часто приводили к формированию оппозиции в одной из трёх групп -цари, священнослужители и так называемые «лжепророки». Примечательно, что явление пророчества характерно только для Израиля. Ни в Египте, ни в Ассирии, ни в Вавилоне не было своих ни Нафанов, ни Елисеев, ни Амосов, ни Иеремий. Можете себе представить, что было бы, если б кто-либо подобный Нафану подошёл к египетскому фараону в летах или Ассирийскому монарху и изрёк: «Ваше Величество, Вы согрешили, покайтесь». Можно с уверенностью сказать, что он вскоре простился бы с жизнью. Но труднее всего пророкам было со «лжепророками». То, что в Еврейской Библии их обозначали одним словом, важно.

Некоторые из «лжепророков» были явно злобными; некоторые - толкали людей на то, чтоб покланяться другим богам, и, льстя аудитории, они говорили, что их люди хотят слушать других богов. Используя латынь - они предпочитали vox populi, чем vox Dei , то есть слышать голос народа, а не голос

Бога. Но не все «лжепророки» были аморальны и поклонялись идолам. Многие из них не были шарлатанами, барышниками, корыстолюбцами. Правда и ложь иногда трудно отличаемые величины.

Ни один из пророков не мог так краснобайничать о любви Господа или об избранниках его как эти «лжепророки». В Ветхом Завете самый известный «лжепророк» это Ханания, с которым Иеремия поспорил относительно того, когда народ Израиля сбросит ярмо Вавилона. Пророк Иеремия ответил «лжепророку» Ханании при священниках и при всём народе, который стоял в доме Господнем. Он сказал:«Аминь. Пусть Господь сделает так! Пусть Господь исполнит слова твоего пророчества, вернув сюда из Вавилона утварь Господнего дома и всех пленников» (Иер. 28:6). Это о многом говорящая деталь. Иеремия не получал удовольствия, пророчествуя о бедах для всего народа.

Ну, а теперь в США, где в последней четверти XIX в. жил известный проповедник Дуайт Муди. Ему приписывают высказывания, которое разделяли его единомышленники: «Никогда не проповедуй об аде без слёз на щеках». В этом весь Иеремия. То же самое, что было с Михеем и 400 пророками (3 Цар. 22).

Кто говорит правду и кто говорит от Господа? Ханания - освобождение через 2 года или Иеремия - через 70 лет из изгнания?

V. С одной стороны, пророки - самые пессимистичные персонажи Библии. Но, с другой стороны, они же и самые большие оптимисты. Каждое их произведение заканчивается на оптимистичной ноте - четким предвидением, куда Господь поведёт их народ в будущем. Читаем, например, последние несколько стихов в последней главе у пророка Амоса, и это после резких обличительных речей накануне. Когда они предсказывают будущее, их заботит лишь одно - помочь людям жить в настоящем. Например, когда Иезекииль говорит о возвращении из изгнания и перестройке храма, нам не кажется, что он имеет в виду то, что произойдёт 2500 лет спустя. Иезекииль нёс слово Господне своим согражданам, предупреждая их о катастрофах, которые могут произойти и обещая им благословение в будущем. Мы полагаем, что Господь в Библии не укрепляет веру людей, открывая завесу будущего, но скорее всего, призывает их верить в то, что есть кто-то Великий, с кем они могут без опаски встречать будущее и чувствовать себя уверенно, что они в безопасности с Господом.

VI. В заключении следует отметить, что явление (феномен) пророчества был намного более важен для других людей, но не тех, кому пророчества были адресованы. Например, письмена Исаии или Иеремии имеют намного большее значение для сегодняшнего читателя, чем в VII и VIII веках до Новой эры для иудеев. В этом плане мы можем сказать, что большинство из пророков не могли увидеть всю силу (величие) работы Господа сквозь призму своих проповедей (исключая Иону, который покинул край родной!)

После сорока лет пророчества Исайи и Иеремии...разве кто-нибудь услышал их? Для кого-нибудь это имело значение? Изменилась ли чья-либо жизнь? Произошли ли в обществе изменения морального характера? Ни-

чего подобного, насколько нам известно. Кто-то сказал: «Только глупец хотел бы быть пророком. Мудрый человек сбежал бы от призывов Господних, как это сделал Иона». К этому можно добавить, что человек, который не смог не ответить на призыв Господа, становиться его доверенным лицом среди избранных, чтобы донести план Господа до людей. Можно сказать, что мерилом работы пророков, своего рода лакмусовой бумажкой, является не успех (в каких-либо видимых формах), но их правдивость, преданность и достоверность. Безусловно эти истинные пророки не были победителями в привычном смысле слова. Возможно в этом смысле «победителями» были «лжепророки» (большие аудитории, нет преследователей, ощутимые результаты, популярность и т.д). Ведь, когда Иеремия говорит Ханании: «Ты заставил народ поверить в ложь» (Иеремия 28:15), это звучит подобно тому, что Иеремия признаёт, что Ханания убедил людей в чем-то, в то время, как он сам не смог убедить их ни в чём. Конечно, то, о чем говорил Ханания большинству более приятно, чем то, о чем говорил Иеремия. Не стоит удивляться, что Ханания получил так сказать почести «пророка года».

В одной книге о пророчестве и проницательности, есть следующие слова, которые звучат крайне убедительно: «...если бы эти голоса (настоящих пророков) сохранялись как важные сведения для последующих поколений, само их признание и канонизация предполагают удивительный процесс распознания и со стороны Иудеев (евреев) и со стороны христиан». И это потому, что распознание (проницательность) не только видело (признавало), что поражение и разочарование во многих привычных вещах сравнимы с провозглашением и внедрением правды Господней в жизнь человека. И будущие сообщества (братства религиозные) признают их тексты такими же важными, как Священное Писание, а критерием признания слова Господня, который им будет служить всегда верным вектором будут слова - настоящая заинтересованность не в прибыли для себя, а в служении (самоотдаче) на благо других.

Victor Hamilton

AN OvERviEw OF PROPHETic LiTERATURE IN ScRIPTuRE AND HOw THE

institution of prophecy functioned in ancient israel

The ministry of the prophets pursues different goals, which are also reflected in the actions performed by the prophets. This article examins main characteristics of the prophets: the call to serve God, opening the God's will to people and peculiarities of its transfer, etc.

Keywords: God's will, prophet, false prophet, service, prayer, preaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.