Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 39, № 3.
Law Herald of DSU, 2021, vol. 39, no 3._
УДК/UDC 340.132.1
DOI: 10.21779/2224-0241-2021-39-3-44-46
Уполномоченный по правам человека и его роль в защите прав и свобод А. Ч. Чупанова1, К. А. Коймурзаева2
1 2 Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация
1 sollis@mail.ru
2 kojmurzaeva@mail.ru
Аннотация. Данная статья посвящена изучению места и роли Уполномоченного по правам человека в системе органов государственной власти РФ. В ней также проанализированы его особый правовой статус, эффективность в осуществлении контроля за соблюдением законных интересов и восстановлением нарушенных прав, актуальные проблемы развития института Уполномоченного по правам человека и меры по их разрешению, приведены статистические данные. Уполномоченный является особым специализированным государственным органом, обладающим независимостью и самостоятельностью. Он является связующим элементом между государством и обществом и одним из основных признаков демократического правового государства. Актуальность исследуемой темы обусловлена важностью и необходимостью защиты прав и свобод человека, связанной с процессами формирования и развития общественной жизни, построением правового государства и гражданского общества. Научная новизна состоит в изучении проблем функционирования института Уполномоченного по правам человека в РФ и выработке предложений по их разрешению.
Ключевые слова: Закон, право, права человека и гражданина, Уполномоченный по правам, институт
Для цитирования: Чупанова А. Ч., Коймурзаева К. А. Уполномоченный по правам человека и его роль в защите прав и свобод // Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 39, № 3. С. 44-46. DOI: 10.21779/2224-0241-2021 -39-3-44-46
The Commissioner for human rights and his role in the protection of rights and freedoms
Anzhela Ch. Chupanova1 , Karina A. Koymurzayeva2
1 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation
1 sollis@mail.ru
2 kojmurzaeva@mail.ru
Abstract. This article is devoted to the study of the place and role of the Commissioner for Human Rights in the system of state authorities of the Russian Federation. It also analyzes its special legal status, effectiveness in exercising control over the observance of legitimate interests and restoration of violated rights, current problems of the development of the institution of the Commissioner for Human Rights and measures to resolve them, and provides statistical data. The Commissioner is a special specialized state body with independence and autonomy. It is a connecting element between the state and society and one of the main features of a democratic state governed by the rule of law. The relevance of the topic under study is due to the importance and necessity of protecting human rights and freedoms associated with the formation and development of public life, the construction of the rule of law and civil society. The scientific novelty consists in the study of the problems of the functioning of the institution of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation and the development of proposals for their resolution.
Keywords: Law, human and civil rights, Commissioner for Human Rights, institution
For citation: Chupanova А. Ск, Koymurzayeva K. A. The Commissioner for human rights and his role in the protection of rights and freedoms. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2021, vol. 39, no 3, pp. 44-46. DOI: 10.21779/2224-0241-2021-39-3-44-46 (In Russ.).
Институт Уполномоченного по правам человека, широко распространенный по всему миру, учрежден как очередная гарантия защиты прав и свобод. В своем недавнем интервью Т.Н. Москалькова упоминает, что еще 4 года назад в РФ рассматриваемый институт не был сформирован до конца. Однако на сегодняшний день в каждом субъекте РФ назначен Уполномоченный
по правам и действует специальный закон, закрепляющий его должность [8, с. 17]. Действующая Конституция не содержит специальной нормы, посвященной данному институту, а упоминает о нем только через призму полномочий ГД РФ, поэтому следует внести норму об Уполномоченном, которая бы подчеркнула его статус как важный институт правового государства. Деятельность Уполномо-
А.Ч. ЧУПАНОВА, К.А. КОЙМУРЗАЕВА
ченного регламентирована ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 1997 г. и является дополнением к существующим способам защиты прав и свобод. Его статус характеризуется независимостью, он доступен и открыт для каждого гражданина, права которого, по его мнению, ущемлены. Уполномоченный призван оградить права человека от злоупотреблений со стороны должностных лиц государственных органов и произвола иных граждан. Сущность предназначения уполномоченного можно определить исходя из клятвы п. 1 ст. 9 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 1997 г., которую он дает при вступлении в должность: «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией РФ, законодательством РФ, справедливостью и голосом совести» [1].
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ, иностранных граждан либо лиц без гражданства на действия (бездействие) или решения государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. К тому же он вправе применять меры защиты прав по собственной инициативе. Приняв жалобу к рассмотрению, уполномоченный, если есть необходимость затребовать дополнительную информацию, касающуюся дела, взаимодействует с другими государственными органами. А те, в свою очередь, обязаны ему в этом содействовать [2, с. 67]. Из всей совокупности полномочий выделим основные, касающиеся темы исследования: Уполномоченный рассматривает жалобы и обращения о нарушении прав и свобод; принимает меры по восстановлению нарушенных прав и свобод; анализирует законодательство РФ в области прав человека, дает рекомендации по его совершенствованию и приведению в соответствие с нормами международного права; содействует развитию международного сотрудничества в области прав и свобод человека; вправе обращаться в суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ в целях защиты прав и свобод и пр. [3, с. 72].
Получив жалобу, Уполномоченный вправе: 1) принять ее к рассмотрению; 2) объяснить лицу, подавшему жалобу, какими средствами он может воспользоваться для защиты своего права; 3) передать ее на рассмотрение в другой орган государственной власти, в компетенцию которого входит рассмотрение подобных жалоб; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
Предполагается, что потребность в институте Уполномоченного обусловлена тем, что если имеющиеся органы государственной власти не смогли эффективно решить проблему обратившегося к ним гражданина, возникает необходимость дополнительной гарантии защиты, которую должен оказать Уполномоченный [7, с. 11]. С этой целью Уполномоченный представляет государственным органам и органам местного самоуправления замечания и предложения, относящиеся к обеспечению прав и свобод, обращается с предложениями об измене-
нии и дополнении законодательства, а также содействует приведению законодательства в соответствие с нормами и принципами международного права [4, с. 112].
По данным доклада Уполномоченного о значимости определенных категорий прав и свобод, большинство опрошенных считают, что самым значимым является право на бесплатную медицинскую помощь (80%), и этот показатель не меняется вот уже 4 год. Следующим по значимости для граждан РФ идет право на бесплатное образование (62%), особый интерес к которому проявляют лица от 18 до 30 лет. На третьем месте - право на жилище и его справедливую оплату (56%) [5, с. 56].
Институт Уполномоченного с момента возникновения и в процессе функционирования сталкивается со следующими проблемами:
- Уполномоченный реагирует на жалобу о нарушении прав, хотя было бы гораздо эффективней сделать упор на превенцию таких нарушений [9, с. 87];
- Уполномоченный ограничен в праве законодательной инициативы, он лишь вправе обратиться к субъектам законодательной инициативы с предложениями, касающимися защиты прав и свобод. Такая практика является недостаточно эффективной, так как субъекты рассматривают их по своему усмотрению и не связываются какими-либо обязательствами перед Уполномоченным;
- практика некоторых уполномоченных также показывает, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина сотрудники аппарата уполномоченного от имени заявителя принимают участие в судебном процессе, но не как сотрудники аппарата уполномоченного, а в качестве третьих лиц [6, с. 37];
- Уполномоченный не обладает властными полномочиями, и это проявляется в том, что после ежегодного доклада Уполномоченного выносится постановление с рекомендациями по устранению нарушений прав и свобод, которое не влечет обязанности органов власти их исполнять.
Проанализировав вышеизложенное, можно выдвинуть следующие предложения: необходимо расширить процессуальные права Уполномоченного, закрепить его процессуальный статус по всем категориям дел; наделить Уполномоченного правом законодательной инициативы в сфере его компетенции, расширить круг субъектов законодательной инициативы либо увеличить участие Уполномоченного в законотворческом процессе путем внесения дополнений в регламент работы комитетов Совета Федерации и Государственной Думы; усилить его независимость (организационную, финансовую, институциональную).
Деятельность Уполномоченного по правам человека является эффективной в том случае, если оказана помощь хотя бы одному конкретному человеку [10, с. 148]. Он должен постоянно стремиться оказывать помощь как можно большему количеству граждан, руководствуясь законом, справедливостью и совестью.
Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 39, № 3.
Law Herald of DSU, 2021, vol. 39, no 3._
Список источников
1. Об Уполномоченном по правам человека в РФ: федер. конституционный закон Рос. Федерации от 26 февр. 1997 г. № 1-ФКЗ: в ред. от 9 нояб. 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Джамбулатов С.И. Место института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе органов государственной власти // Социально-политические науки. 2018. № 3.
3. Османова А.М. О некоторых проблемных аспектах правового регулирования деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2019. № 2.
4. Демидов М.В. Понятие института Уполномоченного по правам человека и его место в правозащитном механизме государства // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 1 (35).
5. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 2019г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ. URL: http://ombudsmanrf.org/ (дата обращения: 13.03.2021).
6. Арсланалиев В.А. Проблемы и перспективы развития правозащитной деятельности в Российской Федерации // Юридический мир. 2020. № 9.
7. Дворецкая Е.С. Проблемы практической реализации прав и свобод человека // Отечественная юриспруденция. 2018. № 4 (29).
8. Ваганова Т.Б. Понятие гарантий основных прав и свобод человека и гражданина // Юридический факт. 2018. № 29.
9. Афанасьева Е.В. Вопросы обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина // Вестник Института мировых цивилизаций. 2019. № 1.
10. Хазов Е.Г. Правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в России // Юридические науки. 2020. № 3.
References
1. Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v RF: feder. konstitutsionnyi zakon Ros. Federatsii ot 26 fevr. 1997 g. № 1-FKZ: v red. ot 9 noyab. 2020 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus»/
2. Dzhambulatov S.I. Mesto instituta Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiiskoi Federatsii v sisteme organov gosudarstvennoi vlasti [The place of the institution of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation in the system of public authorities], Sotsial'no-politicheskie nauki, 2018, no. 3. (In Russian).
3. Osmanova A.M. O nekotorykh problemnykh aspektakh pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiiskoi Federatsii [On some problematic aspects of legal regulation of the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation], Gosudarstvennaya sluzhba i kadry,
2019, no. 2. (In Russian).
4. Demidov M.V. Ponyatie instituta Upolnomochennogo po pravam cheloveka i ego mesto v pravozashchitnom mekhanizme gosudarstva [The concept of the institution of the Commissioner for Human Rights and its place in the legal protection mechanism of the state], VestnikRossiiskogo universiteta kooperatsii. 2019, no. 1 (35). (In Russian).
5. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation from 2019, Official website of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation. (In Russian). Available at: http://ombudsmanrf.org/ (accessed 13.03.2021).
6. Arslanaliev V.A. Problemy i perspektivy razvitiya pravozashchitnoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii [Problems and prospects of development of human rights activities in the Russian Federation], Yuridicheskii mir.
2020, no. 9. (In Russian).
7. Dvoretskaya E.S. Problemy prakticheskoi realizatsii prav i svobod cheloveka [Problems of practical realization of human rights and freedoms], Otechestvennayayurisprudentsiya, 2018, no. 4 (29). (In Russian).
8. Vaganova T.B. Ponyatie garantii osnovnykh prav i svobod cheloveka i grazhdanina [The concept of guarantees of fundamental human and civil rights and freedoms], Yuridicheskii fakt, 2018, no. 29. (In Russian).
9. Afanas'eva E.V. Voprosy obespecheniya garantii prav i svobod cheloveka i grazhdanina [Issues of ensuring guarantees of human and civil rights and freedoms], Vestnik Instituta mirovykh tsivilizatsii, 2019, no. 1. (In Russian).
10. KhazovE.G. Pravovye garantii prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossii [Legal guarantees of human and civil rights and freedoms in Russia], Yuridicheskie nauki, 2020, no. 3. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Чупанова Анжела Чупановна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права юридического института Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: sollis@mail.ru Коймурзаева Карина Аликовна, магистрант, кафедра теории государства и права, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», Юридический институт, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: kojmurzaeva@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Chupanova Anzhela Chupanovna, Ph. D., Associate Professor of the Department of Theory of State and Law of the Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: sollis@mail.ru
Koymurzayeva Karina Alikovna, master's STudent, Department of Theory of State and Law, Dagestan State University, Law Institute, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: kojmurzaeva@mail.ru
Поступила в редакцию 27 апреля 2021 г.
Received27April, 2021