Научная статья на тему 'Уполномоченные Совета по делам Русской православной церкви и их деятельность в Западной Сибири в 1940-х - начале 1950-х гг. (на материалах Алтайского края и Новосибирской области)'

Уполномоченные Совета по делам Русской православной церкви и их деятельность в Западной Сибири в 1940-х - начале 1950-х гг. (на материалах Алтайского края и Новосибирской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЕ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / WESTERN SIBERIA / THE AUTHORIZED COUNCIL ON THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / COUNCIL FOR RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калашник В.В.

На основании современных исторических исследований представлены различные оценки деятельности уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви. Рассматривается образовательная составляющая в деятельности уполномоченных как важный конструкт в идеологической и образовательной системе конфессиональной политики государства. Привлечение архивных материалов позволило изучить практическую деятельность уполномоченных на территории Алтая и Новосибирской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Commissioners of the Council for Russian Orthodox Church and Their Activities in Western Siberia in the 1940s - Early 1950s (Based on Materials of the Altai Region and Novosibirsk Region)

The article on the basis of modern historical studies presented different estimates of the activity of the authorized Council on the Russian Orthodox Church. Consider educational element in the activities of the commissioners as an important construct in the ideological and educational system, religious policy of the state. The involvement of archival materials made it possible to study practical activities authorized in the territory of Altai and Novosibirsk region.

Текст научной работы на тему «Уполномоченные Совета по делам Русской православной церкви и их деятельность в Западной Сибири в 1940-х - начале 1950-х гг. (на материалах Алтайского края и Новосибирской области)»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 2 (18). С. 172-176. УДК 9; 93/94

DOI 10.25513/2312-1300.2018.2.172-176

В. В. Калашник

УПОЛНОМОЧЕННЫЕ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1940-х - НАЧАЛЕ 1950-х гг.

(НА МАТЕРИАЛАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

На основании современных исторических исследований представлены различные оценки деятельности уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви. Рассматривается образовательная составляющая в деятельности уполномоченных как важный конструкт в идеологической и образовательной системе конфессиональной политики государства. Привлечение архивных материалов позволило изучить практическую деятельность уполномоченных на территории Алтая и Новосибирской области.

Ключевые слова: уполномоченные Совета по делам Русской православной церкви; Русская православная церковь; религия; Западная Сибирь; Совет по делам Русской православной церкви.

V. V. Kalashnik

COMMISSIONERS OF THE COUNCIL FOR RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND

THEIR ACTIVITIES IN WESTERN SIBERIA IN THE 1940s - EARLY 1950s (BASED ON MATERIALS OF THE ALTAI REGION AND NOVOSIBIRSK REGION)

The article on the basis of modern historical studies presented different estimates of the activity of the authorized Council on the Russian Orthodox Church. Consider educational element in the activities of the commissioners as an important construct in the ideological and educational system, religious policy of the state. The involvement of archival materials made it possible to study practical activities authorized in the territory of Altai and Novosibirsk region.

Keywords: the Authorized Council on the Russian Orthodox Church; Russian Orthodox Church; religion; Western Siberia; The Council for Russian Orthodox Church.

Учреждение института уполномоченных при Совете по делам Русской православной церкви (СД РПЦ) осенью 1943 г. стало следствием пересмотра государственной политики по отношению к Церкви и духовенству. Отметим, что деятельность уполномоченных СД РПЦ изучена, но региональные исследования позволят полнее осветить данный вопрос. Использование автором архивных материалов Алтайского края и Новосибирской области позволило сделать вывод о том, что эти два западносибирских региона практически не отличались в конфессиональном отношении. Отличия заключались лишь в динамике ходатайств об открытии православ-

© Калашник В. В., 2018

ных храмов и молитвенных домов, а также численности действующих и недействующих православных храмов.

В работах современных историков существуют как положительные, так и отрицательные оценки деятельности уполномоченных. Мы не ставим в статье цель рассмотреть все работы, которые опубликованы за последние десятилетие. Поэтому перечислим лишь те, которые, по нашему мнению, более подробно освещают деятельность уполномоченных, в особенности исследования, которые выполнены на материалах регионального происхождения. Так, например, положительная оценка деятельности уполномоченных

прослеживается в работах И. Ю. Федотовой [1], А. Н. Потаповой [2], Е. И. Малюко-ва [3]. На позициях отрицательного отношения к деятельности уполномоченных находятся такие историки, как Л. И. Сосковец [4], хотя в монографии томского историка однозначной точки зрения по данному вопросу не имеется, однако общий негативный контекст присутствует. Этот факт подчёркивает в своей статье другой сибирский историк -А. В. Горбатов [5; 6, с. 166], признающий исключительную важность деятельности уполномоченных, которая была сильно зависима от внутри- и внешнеполитической конъюнктуры, а также от партийных инструкций из-за своего низкого партийно-номенклатурного статуса, так как уполномоченные не пользовались на первых порах большим авторитетом среди местных партийных работников, что негативно сказывалось на их работе, в частности, по сбору информации относительно состояния и деятельности Русской православной церкви [5, с. 35, 45].

Некоторые исследователи, на наш взгляд, стремятся избегать однозначных формулировок, оценивая деятельность «солдат партии» [7, с. 51] в нейтральном контексте. В таком контексте, например, выполнены статьи И. С. Цыремпиловой, Ю. Г. Злыгостевой [8], А. Г. Подмарицына [9] и В. Гуляева [10]. Авторы смогли определить общий политический конформизм, который был характерен для деятельности партийных работников низшего звена, которым ничего не оставалось, как следовать партийным установкам в проведении той или иной политики. Определён также и личностный характер сибирских уполномоченных, который хоть и не играл первоочередную роль в их деятельности, но положительно сказывался на выстраивании взаимоотношений с местным духовенством.

Публикациям, которые используются в настоящей статье, свойствен весьма поверхностный анализ изучения деятельности уполномоченных. Далеко не все исследователи рассматривают в своих работах реальные примеры практической стороны деятельности уполномоченных применительно к конкретным территориям, не рассматривается и образовательная составляющая, которая была важным элементом в идеологической «обра-

ботке» уполномоченных. Далее предполагается частично восполнить этот пробел.

Следует отметить, что «рабочая этика» уполномоченных определялась специальными инструкциями СД РПЦ, что лишало уполномоченных свободы выбора. Уполномоченные должны были обращаться в Совет за дополнительными указаниями при рассмотрении того или иного вопроса [11, д. 177, л. 1-2].

Большое внимание в системе образовательной программы уполномоченных Совета уделялось не только политическому и идеологическому воспитанию в духе марксизма-ленинизма, но и повышению общих знаний об истории как Русской православной церкви, так и остальных религиозных организаций, поскольку от уполномоченных требовались знания не только специфики своей деятельности, но и вопросов религиозного законодательства [12, с. 79]. Образовательная составляющая уполномоченных основывалась на программах учебных семинаров-совещаний. В программу семинара, проводившегося в Москве с 5-го по 21 февраля 1948 г., входили, например, такие темы: Маркс и Энгельс о религии, происхождение и основные этапы истории христианства, основные этапы истории РПЦ, её иерархия, обряды, праздники и традиции, современное состояние РПЦ в СССР и за границей, история автокефальных церквей мира, история Армянской, Римско-католической, Лютеранской церкви, история и происхождение ислама и буддизма, старообрядчество в СССР и пр. [13, д. 10, л. 45-47].

Поскольку одной из функций уполномоченных было фиксирование в своих информационных отчётах поступающих ходатайств (заявлений) верующих об открытии церквей, отметим, что с 1944 г. по 1949 г. на имя уполномоченного по Алтайскому краю И. Сивко1 поступило 738 заявлений, из которых только 40 % всех заявлений оказались повторными [11, д. 1, л. 48-57; д. 11, л. 9, 4748; 14, с. 231]. Контроль финансового состояния православных церквей также входил в обязанности уполномоченных. Так, например, общие доходы Барнаульской церкви составили в 1952 г. 971 975 руб., а в 1953 г. -985 989 руб. Эти данные приводит заведующий отделом исполкома краевого Совета

Н. Н. Сергеев [10; 11, д. 14, л. 27]. Учёт действующих и бездействующих церквей также являлся одной из главных задач в практической деятельности уполномоченных. Например, за период с 1943 г. по 1947 г. на территории Алтайского края было зарегистрировано 24 церкви и молитвенных дома (МД). На январь 1952 г. в Алтайском крае действовало 7 церквей и 4 МД, что соответствовало численному показателю действующих церквей и молитвенных домов в 1947 г. [11, д. 1; д. 14, л. 44].

Несколько иной оказалась статистика по Новосибирской области. Рассматривая ходатайства верующих как показатель степени религиозности населения, важно отметить, что с осени 1943 г. по 1949 г. поступило 191 заявление об открытии церквей, из которых 57 заявлений первичных и 134 - повторных [13, д. 36, л. 6]. В начале 1950-х гг. интенсивность подачи заявлений об открытии церквей и МД резко сокращается [Там же, д. 37, л. 1-3, 5, 12, 14, 16; д. 42, л. 7]. Как и на территории Алтайского края, в Новосибирской области число недействующих церквей было диаметрально противоположно числу действующих. Например, за период с октября 1943 г. по 1 января 1946 г., согласно информационному отчёту Уполномоченного Совета П. Н. Созонёнка2, было зафиксировано 243 церкви, которые сохранили церковный вид, несмотря на переоборудование под «культурно-хозяйственные цели» [Там же, д. 15, л. 65]. В 1946 г. начинают постепенно открываться церкви. Данная тенденция продолжалась вплоть до середины 1948 г. За 1946-1948 гг. на территории Новосибирской области действовало 6 православных церквей и 1 МД [Там же, д. 23, л. 66; д. 27, л. 55, 92, 130].

За 1949-1952 гг. никаких изменений в численности действующих церквей по Новосибирской области не происходило. На I квартал 1952 г. в Новосибирске и Новосибирской области функционировало 6 церквей и 1 МД. В 1944 г. был открыт Вознесенский собор, в 1945 г. - сразу два церковных здания: Вознесенская церковь и Никольский молитвенный дом, - в 1946-1947 гг. было открыто три церкви: Никольская, Александро-Невская (1946 г.), Екатерининская церковь (1947 г.) [13, д. 27, л. 21; д. 36, л. 16, 24; д. 40,

л. 2; д. 42, л. 5, 55]. Как и уполномоченный по Алтайскому краю, уполномоченный по Новосибирской области также собирал информацию о церковных доходах действующих церквей. Так, например, доходы Вознесенской церкви с 1945 г. по 1949 г. составили приблизительно 3 764 201 руб., включая 140 300 руб. в 1952 г. Доходы Успенской церкви с 1946 г. по 1952 г. оказались меньшими, чем доходы Воскресенской церкви и составили 2 596 300 руб. [Там же, д. 23, л. 2-3; д. 27, л. 146-147; д. 40, л. 24-26; д. 42, л. 94]. Такова практическая составляющая деятельности уполномоченных СД РПЦ с учётом специфики численности церквей и религиозных настроений населения Алтая и Новосибирской области.

Следует также назвать следующие ключевые направления в практической деятельности уполномоченных, которые в современных научных публикациях не получили широкого освещения. Из таковых важно упомянуть:

1. Разъяснение порядка выборов и довыборов исполнительных органов Церковных советов, проводившихся только на собрании так называемых двадцаток (членов Церковных советов), а их пополнение было предусмотрено путём подачи заявлений со стороны верующих, которые, в свою очередь, желали вступить в члены «двадцатки» [15, д. 3, л. 34].

2. Определение и установка границы деятельности православных общин и приходов. При определении зоны деятельности общины уполномоченные должны были в каждом отдельном случае исходить из конкретной специфики населённого пункта и принимать во внимание фактор исторического формирования границы того или иного прихода, время существования православной общины, наличие ближайшей зарегистрированной общины или прихода, а также уровень религиозности населения, где находится община или приход. Важно подчеркнуть, что данный аспект в современных работах не только не рассматривается, но даже и не упоминается [Там же, д. 2, л. 19].

3. Большое значение также имела «работа над собой». Рефлексивная сторона деятельности компенсировалась изучением специальной литературы, участием в образовательных семинарах с учётом специфики профиля уполномоченного [15, д. 2, л. 23].

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 2 (18). С. 172-176.

С 1948 г. происходит пересмотр конфессиональной политики государства 19431947 гг. Меняется и характер деятельности уполномоченных с учётом смены политико-идеологической установки с умеренно-лояльной на традиционно-антирелигиозную. Уполномоченные начинают вмешиваться во внут-рицерковную деятельность, применять административные методы давления [5, с. 42]. Как Совет, так и уполномоченные становятся более зависимы от партийных решений в отношение РПЦ [6, с. 166; 16, с. 49-50].

На основании анализа современных публикаций, посвящённых изучению деятельности уполномоченных, мы можем подтвердить тезис о том, что создание СД РПЦ и института уполномоченных при нём всецело отвечало социально-политическим и идеологическим тенденциям того времени, которые оказали существенное влияние на последующие церковно-государственные взаимоотношения. Будучи инструментами конфессиональной политики государства, Совет и уполномоченные выступали лишь проводниками того политического вектора, который избирался правительством. Этот вектор имел свойство меняться: от либерально-умеренного в военные и первые послевоенные годы до антирелигиозного в конце 1940-х - начале 1950-х гг.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Занимал эту должность с 1944 г. по 1949 г. В начале 1950-х гг. должность уполномоченного по делам РПЦ по Алтайскому краю была сокращена.

2 Занимал эту должность с 1 июня 1944 г. до февраля 1952 г. С декабря 1952 г. должность Уполномоченного СД РПЦ при Новосибирском Облисполкоме занимал Ф. Т. Воротилов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федотова И. Ю. Деятельность уполномоченного совета по делам Русской православной церкви по открытию церквей в Молотовской области (1940-е - начало 1950-х годов) // Вестник Челябинского государственного университета. -2009. - № 23 (161). - С. 67-71.

2. Потапова А. Н. Правовое регулирование деятельности уполномоченных совета по делам Русской православной церкви в 1944-1948 гг. (на материалах Южного Урала) // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2013. - № 6 (44). - С. 244-247.

3. Малюков Е. И. Деятельность уполномоченного совета по делам Русской православной церкви

при СНК СССР по Челябинской области в годы Великой Отечественной войны // Вестник Челябинского государственного университета. -2015. - № 6 (361). - С. 106-111.

4. Сосковец Л. И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40-60-е годы XX века. -Томск : Томский государственный университет, 2003. - 348 с.

5. Горбатов А. В. К вопросу о статусе уполномоченных по делам религии в Сибири (19431969 гг.) // Государство и церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы. - М., 2011. - С. 35-46.

6. Горбатов А. В. Государственно-церковные отношения в Сибири (1949-1952 гг.) // Известия Томского политехнического университета. - 2007. - Т. 310, № 3. - С. 166-170.

7. Гераськин Ю. В. Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви: исторический портрет (на материалах областей Центральной России) // Государство и Церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы. - М., 2011. - С. 48-59.

8. Цыремпилова И. С., Злыгостева Ю. Г. Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви (Совета по делам религий) в 1940-х - 1980-х гг. // Власть. -2010. - № 10. - С. 47-50.

9. Подмарицын А. Г. Уполномоченные Совета по делам Русской православной церкви при СНК/СМ СССР по Куйбышевской области в 1943-1965 гг. // Социум и власть. - 2013. -№ 3 (41). - С. 111-115.

10. Гуляев В. Уполномоченные Совета по делам Русской православной церкви в Сибири в 1943-1956 годах // Московская православная духовная академия. - 11К1_: ИН:р://М8^гу-mda.ru/publ/upolnomochennyie-soveta-po-с1е1ат-ги88коу-ргауо81аупоу-:8егкуЬу-81Ып-у-1943-1956-godah_4804.html (дата обращения: 11.11.2017).

11. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 1692. Оп. 1. Д. 1; Д. 11; Д. 14; Д. 177.

12. Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской православной церкви / под ред. Г. Т. Ша-лакина. - Новосибирск : МАСС-Медиа-Центр, 2003. - 304 с.

13. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 1418. Оп. 1. Д. 10-11; Д. 15; Д. 23; Д. 27; Д. 36-37;Д. 40;Д. 42.

14. Русская Православная Церковь юга Западной Сибири (XIX-XX вв.): Исторические очерки / В. А. Овчинников [и др.]. - Кемерово : Куз-бассвузиздат, 2007. - 319 с.

15. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. 964. Оп. 1. Д. 2-3.

16. Полозова К. А. Историческое развитие советского законодательства о религии и его влияние на деятельность православных религиозных объединений в 1929-1990 гг. - Шуя : Шуйский филиал ИвГУ, 2013. - 106 с.

Информация о статье

Дата поступления 15 марта 2018 г.

Дата принятия в печать 14 мая 2018 г.

Сведения об авторе

Калашник Вячеслав Валерьевич - аспирант кафедры современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644043, Россия, Омск, ул. Добровольского, 3, кв. 4 E-mail: kalashnik-1988@inbox.ru

Article info

Received March 15, 2018

Accepted May 14, 2018

About the author

Kalashnik Vyacheslav Valerievich - Postgraduate Student of the Department of Modern Russian History and Historiography of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: kv. 4, 3, Dobrovolskogo ul.,

Omsk, 644043, Russia

E-mail: kalashnik-1988@inbox.ru

Для цитирования

Калашник В. В. Уполномоченные Совета по делам Русской православной церкви и их деятельность в Западной Сибири в 1940-х - начале 1950-х гг. (на материалах Алтайского края и Новосибирской области) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 2 (18). С. 172-176. й01: 10.25513/ 2312-1300.2018.2.172-176.

For citations

Kalashnik V. V. Commissioners of the Council for Russian Orthodox Church and Their Activities in Western Siberia in the 1940s - Early 1950s (Based on Materials of the Altai Region and Novosibirsk Region). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 2 (18), pp. 172-176. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.2. 172-176 (in Russian).

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 2 (18). С. 172-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.