Научная статья на тему 'УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ И ИХ РОЛЬ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ'

УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ И ИХ РОЛЬ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
права человека / права потерпевших / защита прав человека / уполномоченный по правам человека / омбудсмен / human rights / victims' rights / protection of human rights / Commissioner for Human Rights / Ombudsman

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Юрьевич Андрейцо, Евгений Николаевич Хазов

В статье рассматриваются деятельность региональных институтов уполномоченных по правам человека в современной России и их роль в защите прав потерпевших. Проводится анализ их деятельности на материалах координационного совета уполномоченных по правам человека. Выделяются отдельные проблемы и особенности защиты прав потерпевших, приводятся позиции правоохранительных органов, даются рекомендации по решению проблем и совершенствованию законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RIGHTS COMMISSIONERS IN RUSSIA AND THEIR ROLE IN PROTECTING THE RIGHTS OF VICTIMS

The article examines the activities of regional institutions of human rights commissioners in modern Russia and their role in protecting the rights of victims. An analysis of their activities is carried out on the materials of the coordinating Council of Commissioners for Human Rights. Separate problems and features of protection of the rights of victims are highlighted, the positions of law enforcement agencies are given, recommendations on solving problems and improving legislation are given.

Текст научной работы на тему «УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ И ИХ РОЛЬ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24412/2414-3995-2021-2-46-52 © С.Ю. Андрейцо, Е.Н. Хазов, 2021

Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ И ИХ РОЛЬ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ

Сергей Юрьевич Андрейцо,

доцент кафедры правоведения и таможенного дела, кандидат юридических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП)

(190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 67, лит. А)

E-mail: andreytso@mail.ru;

Евгений Николаевич Хазов, профессор кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: evg.hazow@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются деятельность региональных институтов уполномоченных по правам человека в современной России и их роль в защите прав потерпевших. Проводится анализ их деятельности на материалах координационного совета уполномоченных по правам человека. Выделяются отдельные проблемы и особенности защиты прав потерпевших, приводятся позиции правоохранительных органов, даются рекомендации по решению проблем и совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: права человека, права потерпевших, защита прав человека, уполномоченный по правам человека, омбуд-смен.

HUMAN RIGHTS COMMISSIONERS IN RUSSIA AND THEIR ROLE IN PROTECTING THE RIGHTS OF VICTIMS

Sergey Yu. Andrejco,

Associate Professor of the Department of Law and Customs, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation (SUAI) (190000, St. Petersburg, ul. Bolshaya Morskaya, d. 67, lit. A);

Evgeniy N. Khazov,

Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Doctor of Legal Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article examines the activities of regional institutions of human rights commissioners in modern Russia and their role in protecting the rights of victims. An analysis of their activities is carried out on the materials of the coordinating Council of Commissioners for Human Rights. Separate problems and features of protection of the rights of victims are highlighted, the positions of law enforcement agencies are given, recommendations on solving problems and improving legislation are given.

Keywords: human rights, victims' rights, protection of human rights, Commissioner for Human Rights, Ombudsman.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Андрейцо С.Ю., Хазов Е.Н. Уполномоченные по правам человека в России и их роль в защите прав потерпевших. Вестник экономической безопасности. 2021;(2):46-52.

Защита прав потерпевших - одна из основных задач конституционного, уголовного и администра-тивно-деликтного процессов. В Российской Федерации проводится последовательная политика в области защиты и повышения гарантий прав и интересов потерпевших. В юрисдикционном процессе ключевой фигурой является потерпевший. С его заявления во многом и начинается уголовное судо-

производство и производство по делам об административных нарушениях. Координационный совет уполномоченных по правам человека был проведен 11 декабря 2019, где рассмотрены отдельные проблемы защиты прав потерпевших [1].

Проблема защиты прав потерпевших интересует и ряд современных исследователей различных направлений деятельности: Григорьева Н.В. «Защи-

та прав и законных интересов потерпевших от преступлений уполномоченным по правам человека в Российской Федерации» [2]; Долотов Р. О. «Защита прав потерпевших по экономическим преступлениям, рекомендации адвокату» [3]; Мадаев М.Э.М., Мальцагов И.Д. «Процессуальные гарантии защиты прав потерпевших в уголовном процессе» [4]; Орлова Н.В. «Проблемы судебной защиты прав потерпевших» [5].

Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [6] и Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ закрепил за федеральным и региональными уполномоченными по правам человека новую функцию, связанную с их участием в рассмотрении административных дел экстремистской направленности [7]. Реализация этой новеллы будет способствовать обеспечению законности и учету позиции институтов гражданского общества при разрешении указанной категории административных дел.

Продолжается работа над текстом нового КоАП. Его Концепция предусматривает расширение, уточнение и конкретизацию прав участников осуществляемого органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях на всех стадиях [8].

Самую большую группу обращений к Уполномоченному по правам человека в РФ составляют жалобы на нарушения на этапе до следственной проверки (1 838 в 2019 году). Это почти половина от общего числа заявлений пострадавших от преступлений. В числе указанной тематики обращений увеличилось количество жалоб на отказы в регистрации заявлений о преступлениях, на отказы в возбуждении уголовного дела и на действия сотрудников правоохранительных органов, дознавателей и следователей при рассмотрении заявлений [9].

Например, жалоба на ненадлежащее проведение УУП ОП № 1 УМВД России по г. Ростову-на-Дону процессуальной проверки по заявлению о преступлении и вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. После обращения Уполномоченного в прокуратуру Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

отменено, материал возвращен для проведения дополнительной проверки. В этот же день начальнику указанного отдела полиции внесено требование, по результатам рассмотрения которого возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 159 УК РФ [10].

На факты волокиты, бездействия правоохранительных органов, в том числе после многократных отмен прокуратурой постановлений об отказе в возбуждении уголовного указано в ежегодных докладах 38 региональных уполномоченных. На незаконное решение об отказе в возбуждении уголовного дела - в докладах 48 региональных уполномоченных.

Следующая тематика обращений касается нарушений на стадии расследования уголовного дела (1 086 обращения). Граждане жалуются на приостановление предварительного следствия, на прекращение уголовного дела.

В 2019 году органами прокуратуры отменено более 283 тыс. постановлений о приостановлении предварительного расследования и более 16,6 тыс. постановлений о прекращении уголовного дела, вынесенных с нарушением закона

Третья тематика обращений - это жалобы на судебные решения. Заявители указывают на неоправданную мягкость приговоров, выражают несогласие с решениями судов в части возмещения причиненного ущерба, оспаривают обоснованность решений вышестоящих судебных инстанций.

К сожалению, в большинстве случаев по таким обращениям пропущен установленный законом срок для обжалования. Характерный пример:

Родители погибших 4 декабря 2016 г. в ДТП детей обратились с жалобой на мягкость уголовного наказания виновному лицу, назначенного приговором Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 5 февраля 2018 г. В связи с истечением годичного срока обжалования данного приговора по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, Верховный Суд Российской Федерации возвратил кассационную жалобу потерпевших без рассмотрения [11].

В дополнение, многие уполномоченные в регионах высказали мнение, о том, чтобы предусмотреть на законодательном уровне для потерпевшего, су-

ществующую в настоящее время для лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, возможность назначения защитника дознавателем, следователем или судом для оказания юридической помощи в ходе производства предварительного расследования или судебном разбирательстве за счет средств федерального бюджета. Конечно, с последующим возложением обязанности по возмещению расходов на лицо, осужденное за совершение преступления. И как отмечают уполномоченные, эту гарантию защиты прав потерпевших возможно реализовать, используя существующий Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [12], дополнив его соответствующими положениями в части случаев оказания помощи адвокатами и возможно, юристами, уточнив категории граждан - получателей такой помощи, так как не в каждом случае и далеко не каждому потерпевшему необходим такой защитник, а только гражданам, находящихся в условной, «социально-уязвимой» категории [13].

Кроме того, решать эту проблему необходимо комплексно еще по двум направлениям, в первую очередь дать возможность заявителю он-лайн отслеживать прохождение проверки его заявления или обращения о преступлении, что, безусловно, повысит гласность проверок и снизит количество злоупотреблений со стороны соответствующих должностных лиц правоохранительных органов при их проведении. Этот подход уже начал реализовы-ваться.

Так, принят закон, совершенствующий государственную систему единого статистического учета данных о состоянии преступности. Все сведения о состоянии преступности будут стекаться в Генпрокуратуру России, информация станет максимально открытой [14]. Данные будут размещаться в интернет-доступе с ограничениями, которые естественно предусмотрены законом. По сути, ни одно заявление не потеряется, все становится прозрачно, вышестоящие инстанции будут в курсе того, что в таком-то районе (даже самом отдаленном) поступил сигнал о преступлении [15].

Представляется, что также тем самым будет устранен дисбаланс, который многими правозащитниками и криминологами страны объясняется, как

факт значительного сокрытия преступлений в правоохранительных органах на стадии проверки этих заявлений либо их некачественной проверки. Дело в том, что по статистике количество поступающих заявлений и сообщений о совершенных преступлениях увеличивается, а количество преступлений снижается. Понятно, что многие из этих сообщений не носят конкретного характера, как сообщение о преступлении, но все равно тенденция должна быть к сокращению. Здесь есть, о чем задуматься.

Следующая проблема в реализации права граждан на защиту от преступных посягательств, состоит в необоснованных длительных сроках расследования уголовных дел. Анализ информации, поступившей от Уполномоченных по правам человека в регионах страны, позволяет сделать вывод, что потерпевшие нередко жалуются на нарушение органами предварительного следствия принципов уголовного судопроизводства, а именно: на нарушение разумного срока уголовного судопроизводства, вопиющую волокиту при расследовании и необоснованные решения о прекращении уголовных дел. Несмотря на то, что уголовно-процессуальный закон четко определяет сроки предварительного следствия, расследование уголовного дела может длиться годами.

Так, в практике уполномоченного имелось обращение гр-ки Б., у которой еще в феврале 2017 года украли из дома имущество на сумму около 8 млн руб. Заявитель сама установила лиц, совершивших преступления. Один из них уже оказался в местах лишения свободы, опросила самостоятельно другого предполагаемого преступника, «подельника», компьютерную «флешку» с его опросом, где он признается в совершении преступления, представила сотрудникам следствия, которую они благополучно потеряли. Дело расследовалось более двух лет

Имеются случаи, когда органы предварительного следствия в соответствии с положениями ст. 208 УПК РФ, выносят постановление о приостановлении предварительного следствия и не уведомляют об этом потерпевшего, что не позволяет ему воспользоваться правом на обжалование.

Так, в городе Уссурийске еще в декабре 2015 года было возбуждено уголовное дело по факту кражи личного имущества гр-ки Д. на сумму

почти 115 тыс. руб., преступник Д. (ранее судимый) был установлен, дело неоднократно по надуманным основаниям приостанавливалось. Причем не только потерпевший об этом не знал, но постановление о приостановлении даже не направлялось в органы прокуратуры. По мнению уполномоченного, необходимо принять дополнения в ведомственные правовые акты и в п. 5 ст. 162 УПК РФ [16], что расследование уголовного дела свыше года, по которому установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, должно передаваться в следственные подразделения правоохранительных органов на уровне субъекта. Это повысит качество предварительного следствия по этим делам и ведомственный контроль.

Особенного внимания заслуживают обращения к Уполномоченному о фактах прекращения уголовных дел в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в том числе при наличии в поле зрения органов следствия лиц, совершивших деяния. Это является еще одной важной проблемой реализации потерпевшими от преступлений своих прав на защиту, которую также отметили ряд Уполномоченных в регионах.

Так, житель г. Владивостока обратился к Уполномоченному с жалобой на следователя, который длительное время расследует уголовное дело по факту причинения телесных повреждений. По инициативе Уполномоченного проверка доводов проведена прокуратурой района г. Владивостока и установлено, что по результатам предварительного расследования следователем вынесено постановление о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Впоследствии уголовное дело было уничтожено за истечением срока хранения, в связи с чем, проверить законность принятого следователем решения не представилось возможным.

Сроки давности привлечения к уголовной ответственности, установленные в ст. 78 УК РФ, являются слишком короткими и не отвечающими требованиям Конституции РФ [17] в части защиты прав потерпевших от преступления. Так, даже за совершение особо тяжких преступлений законодатель установил срок давности - всего 15 лет. То есть, если лицо совершило преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 105 УК РФ - убийство, но в течение

15 лет не будет установлен убийца, дело будет прекращено за истечением срока давности [18]. Какими критериями руководствовался законодатель, - непонятно. Разве за истекшие 15 лет убийца не будет представлять общественной опасности, изменится его моральный и физический облик? Будет в престарелом возрасте? Тогда этот срок надо было хотя бы удлинить, допустим, до 50-70 лет. Понятно, что за такой промежуток времени преступник либо уйдет в мир иной либо действительно уже будет немощным и больным человеком.

А за совершение тяжких преступлений срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет всего 10 лет. То есть за изнасилование, совершенное организованной группой или соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей, если преступник не будет установлен, он через 10 лет со дня совершения избежит наказания. Разве это справедливо. Ведь моральная травма потерпевшей от этого преступления будет сказываться всю жизнь.

За преступления средней тяжести законодатель установил срок привлечения к уголовной ответственности - пять лет. То есть, если лицо совершило, например, преступление, предусмотренное ст. 153 УК РФ - подмену ребенка из корыстных или низменных побуждений, то через пять лет он избежит ответственности. Какая мать, у которой за деньги подменили родного ребенка, поймет такую логику законодателя.

Представляется, что для повышения социальной справедливости и действенного выполнения задач Уголовного кодекса РФ срок давности привлечения к уголовной ответственности, предусмотренный ст. 78 УПК РФ, должен быть, как минимум, двукратно увеличен.

Таким образом, представляется, что на настоящее время, отсутствуют гарантии возмещения реального вреда, причиненного потерпевшему. Для решения этой проблемы, а по существу выполнения положений Конституции Российской Федерации [19] и международных стандартов - Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью [20], многие коллеги высказали предложения, в том числе, о соз-

дании государственного фонда для компенсации потерпевшим ущерба причиненного преступлением, с последующим предъявлением регрессных требований осужденному лицу. Кроме того, есть предложения о необходимости установления жесткой взаимосвязи между возможностью смягчения наказания или применения условно-досрочного освобождения для осужденного и возмещения ущерба потерпевшему. Например, (Курская область) при возмещении лицом, отбывающим наказание, не менее 1/3 причиненного ущерба применять более мягкий вид наказания, а при возмещении не менее 2/3 ущерба (вреда) - условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

Также, на наш взгляд заслуживает тщательного рассмотрения и предложение о внесении изменений в УПК РФ, предусматривающих право потерпевшего на стадии предварительного следствия на обращение в суд, с ходатайством о наложении ареста на имущество обвиняемого. Кроме того, многие уполномоченные указывали на проблему низкой заработной платы осужденных привлеченных к оплачиваемому труду и в целом, низкий процент привлеченных к труду. Конечно, данные проблемы требуют своего решения во взаимодействии ФСИН России и максимально - органов власти в регионах страны.

Применительно к рассматриваемой теме необходимо остановиться также и на защите непосредственно самих потерпевших от преступных посягательств в рамках уголовного процесса.

Согласно ч. 3 ст. 11 УПК при наличии достаточных данных о том, что потерпевшим, а также их родственникам и другим близким лицам угрожают применением насилия или уничтожением их имущества, в отношении указанных лиц применяются меры безопасности. В их числе: не приведение данных о личности в протоколах следственных действий с их участием, контроль и запись телефонных и иных переговоров, режим закрытого судебного разбирательства и другие.

При этом в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 119 - 2004 г. к числу таких мер также относятся: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведе-

ний о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место [21].

Результаты проверок показали, что оперативно-разыскная деятельность на этом направлении не всегда отвечает складывающейся ситуации [22].

И хотя прокуроры реагируют на нарушения в данной области, однако наше вмешательство возможно только в порядке разрешения жалоб. То есть тогда, когда права конкретного лица уже нарушены. Вместе с тем при наличии достаточных данных о подобных фактах давления на участников уголовного судопроизводства, нами инициируется привлечение таких лиц к уголовной ответственной, в том числе по статье 309 УК РФ [23].

Потерпевшие нередко живут в одном городе с человеком, ставшим причиной их горя. Они крайне болезненно воспринимают тот факт, что осужденный выходит на свободу досрочно и фактически освобождается от выплаты долга. Обида переносится на государство, которые не смогло их эффективно защитить [24].

В действующем законодательстве заложено немало препятствий, которые пострадавшим от преступления людям приходится преодолевать, чтобы получить компенсацию. Им никто не сообщит, в каком учреждении отбывает наказание их обидчик и куда он убыл после окончания срока наказания. Права осужденного охраняет закон о защите персональных данных.

Порой совершенно случайно потерпевшие узнают и о том, что должник вышел на свободу. Уведомление о предстоящем освобождении или подаче ходатайства об УДО направляется потерпевшим в обязательном порядке лишь при наличии в личном деле осужденного соответствующего определения или постановления суда. Практика работы показывает, что лишь немногие потерпевшие знают об этом. В результате и при рассмотрении ходатайства об УДО мнением потерпевших судьи тоже интересуются редко. И даже если и интересуются, то не обязательно учитывают [25].

Если бы процедура взыскания долгов была четко организована, то вопрос информирования потерпевших не стоял бы столь остро. Документы по-

ступали ли бы назначению, а специально созданные службы эффективно принимали бы меры к поиску имущества должника. Но об этом можно только мечтать. Сегодня потерпевшие - важное звено в данной цепочке, нередко они становятся для судебных приставов исполнителей источником необходимой информации и своими жалобами заставляют предпринимать какие-либо действия [26].

Учитывая общие цели в сфере обеспечения и защиты прав потерпевших от преступных посягательств представляется важным законодательное совершенствование института потерпевших, их правового статуса в уголовном процессе на основе анализа проблем правоприменительной практики.

Литература

1. Координационный совет уполномоченных по правам человека 11 декабря 2019: Электронный ресурс. Режим доступа:https://ombudsmanrf. org/news/novosti_upolnomochennogo/view/nachal_ rabotu_koordinacionnyj_sovet_upolnomochennykh_ po_pravam_cheloveka (дата обращения: 10.12.2020).

2. Григорьева Н.В. Защита прав и законных интересов потерпевших от преступлений уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Вестник экономической безопасности. 2019. № 1. С. 119-121.

3. Долотов Р.О. Защита прав потерпевших по экономическим преступлениям. рекомендации адвокату Уголовный процесс. 2019. № 11 (179). С. 35-41.

4. Мадаев М.Э.М., Мальцагов И.Д. Процессуальные гарантии защиты прав потерпевших в уголовном процессе Столица науки. 2019. № 9 (14). С. 50-57.

5. Орлова Н.В. Проблемы судебной защиты прав потерпевших Юридический факт. 2019. № 74. С. 70-73.

6. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 03.03.1997, № 9, ст. 1011, http://www.pravo.gov.ru.

7. Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ (ред. от 17.10.2019) «О внесении изменений в от-

дельные законодательные акты Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 03.12.2018, № 49 (часть I), ст. 7523, http://www.pravo.gov.ru.

8. Комахин Б.Н., Исаков В.М., Никоноров Е.А. и др. Теоретические основы административного права: определения, таблицы и схемы. учебное пособие для курсантов и слушателей очной и заочной формы обучения системы МВД, обучающихся по направлению юриспруденция, правоохранительная деятельность и правовое обеспечение национальной безопасности / М., 2020.

9. Пауков В.К., Богданов А.В., Зинченко Е.Ю. и др. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности. учебно-методическое пособие / М., 2020.

10. Уполномоченный по правам человека в Ростовской области. ombudsman@donland.ru

11. Уполномоченный по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Upch86@admhmao.ru

12. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, № 48, ст. 6725. http:// www.pravo.gov.ru.

13. Яткевич О.Г. Уровень разработанности понятия «реализация права человека на квалифицированную юридическую помощь» Юрист. 2014. № 4. С. 4-8.

14. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 09.11.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 20.02.1992, № 8, ст. 366. http://www.pravo.gov.ru.

15. Постановление Правительства РФ от 15.12.2020 № 2113 «Об утверждении Положения о государственной автоматизированной системе правовой статистики» Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 18.12.2020.

16. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 08.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020) «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, http://www.pravo.gov.ru.

17. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с

изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) на Официальном интернет-портале правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 04.07.2020.

18. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954, http://www.pravo.gov.ru.

19. Хазов Е.Н., Хазова В.Е., Шакун Н.В., По-мерлян А.Н., Санин В.Е. Конституционно-правовое обеспечение социальных прав и свобод человека и гражданина в России. Новосибирск, 2020.

20. Хазов Е.Н., Зубов И.Н., Василевич Г.А. и др. Конституционное право зарубежных стран. учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»: квалификация (степень) «бакалавр» / М., 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров.

21. Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» «Собрание законодатель-

ства РФ», 23.08.2004, № 34, ст. 3534, http://www. pravo.gov.ru.

22. Климов И.А., Тузов Л.Л., Дубоносов Е.С. и др. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник / М., 2019. (4-е изд., перераб. и доп.).

23. Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 27.10.2020) «О Следственном комитете Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, № 1, ст. 15, http://www.pravo.gov.ru.

24. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 № 17 (ред. от 16.05.2017) «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 9, сентябрь, 2010.

25. Хазов Е.Н., Зинченко Е.Ю. Теоретические основы юридического механизма реализации экономических прав и свобод человека. В сборнике: Правовые аспекты договорной и судебно-исковой работы в войсках национальной гвардии (теория и практика). 2019. С. 135-142.

26. Маилян С.С., Зиборов О.В., Эриашви-ли Н.Д. и др. Правоведение. М., 2020. (4-е изд., пе-рераб. и доп.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.