Научная статья на тему 'Уолтер Бэджгот как основоположник политической социологии'

Уолтер Бэджгот как основоположник политической социологии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
936
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ / HISTORY OF SOCIOLOGY / POLITICAL SOCIOLOGY / METHODOLOGY / SOCIAL THEORY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Андрей Геннадиевич

Представлен обзор автобиографических данных и основных этапов творчества Уолтера Бэджгота. Освещается его вклад в становление и развитие политической социологии. В дискурс отечественной социологической науки вводятся фундаментальные работы представителя классической социально-политической мысли, рассматриваются их ключевые методологические принципы, теоретическая и практическая перспектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Walter Bagehot, as a Founder of Political Sociology

The survey of autobiographical information and main stages of Walter Bagehot’s work is presented. His impact in formation and development of political sociology is highlighted. The fundamental works of this representative of classical socio-political idea are introduced into the discourse of native sociological science, their key methodological principles, theoretical and practical perspective are considered.

Текст научной работы на тему «Уолтер Бэджгот как основоположник политической социологии»

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА СОЦИУМА: ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИИ, МНЕНИЯ

A.G. Kuznetsov

Walter Bagehot, as a Founder

of Political Sociology

The survey of autobiographical information and main stages of Walter Bagehot's work is presented. His impact in formation and development of political sociology is highlighted. The fundamental works of this representative of classical socio-political idea are introduced into the discourse of native sociological science, their key methodological principles, theoretical and practical perspective are considered.

Key words and word-combinations: the history of sociology, political sociology, methodology, social theory.

Представлен обзор автобиографических данных и основных этапов творчества Уолтера Бэджгота. Освещается его вклад в становление и развитие политической социологии. В дискурс отечественной социологической науки вводятся фундаментальные работы представителя классической социально-политической мысли, рассматриваются их ключевые методологические принципы, теоретическая и практическая перспектива.

Ключевые слова и словосочетания: история социологии, политическая социология, методология, социальная теория.

УДК 316(091) ББК 60.51

А.Г. Кузнецов

УОЛТЕР БЭДЖГОТ

КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК

ПОЛИТИЧЕСКОЙ

СОЦИОЛОГИИ

^Современная политическая социология - обширная, динамично развивающаяся область социального познания, отличающаяся не только разнообразием концепций, методов исследования, понятийно-категориального аппарата, но и спецификой теоретико-мировоззренческих позиций ученых, благодаря которым она утвердилась и стала эволюционировать в качестве самостоятельной научной дисциплины [1, с. 190]. К их числу в мировой социологии по праву относится английский ученый Уолтер Бэджгот, творчество которого остается малоизученным отечественными историками социологии и освещается в работах прошлых лет фрагментарно, преимущественно в справочной литературе, как правило, в рамках критического анализа немарксистских социологических теорий [2-4]. Обзор основных вех творчества У. Бэджгота поможет глубже представить масштаб личности этого известного представителя социально-политической мысли XIX в. и обратить внимание исследователей на его научное наследие.

1 0 0 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

Этапы творчества, основные идеи и биографические данные Уолтера Бэдж-гота достаточно широко представлены в зарубежной энциклопедической литературе по общественным наукам [5-7]. Он родился в 1826 г. в Англии в семье банкира. С высшими отличиями закончил Лондонский университетский колледж и, получив квалификацию адвоката, вернулся в семейное банковское дело. В 1858 г. он становится президентом редакционного комитета лондонского журнала «Экономист» и фактически является руководителем этого влиятельного научно-популярного издания. Как отмечает в своей автобиографии один из основоположников классической социологии Герберт Спенсер [8, р. 69], долгое время проработавший в редакции «Экономиста», с приходом Бэджгота этот журнал стал своеобразной социальной лабораторией, где анализировались ведущие социально-политические процессы современности. Здесь публиковались статьи по острым политическим проблемам общества, затрагивающим вопросы власти, международных отношений и внутренней политики, а также рассматривались специальные темы, касающиеся теории и методологии общественных наук. По мнению Спенсера, на протяжении десятилетий Бэджгот выступал как публицист, пытавшийся при оценке актуальных явлений политической жизни апеллировать к арсеналу социологических знаний.

Диапазон социологических интересов Бэджгота весьма широк. С точки зрения британских энциклопедистов [9, р. 99-101], в его творчестве тесно сочетались идеи социологического эволюционизма, натурализма, органицизма, психологизма, имеющие наивысший авторитет в общественных науках конца XIX -начала XX в. Теоретически этот комплекс идей тяготел к установкам эволюционной социологии и использовался для обоснования принципов либеральной демократии, основанной на социально-политических механизмах естественного равновесия. Бэджгот многое сделал для интеграции данных установок и принципов, в частности синтеза взглядов Г. Спенсера, Ч. Дарвина, О. Конта. Его концептуальные построения послужили основой для создания так называемой «эволюционной этики» - либерального течения, ставящего своей задачей обосновать, что только общества, допускающие известную степень интеллектуальной свободы, открывают путь социальным вариациям - материалу, из которого строится социальная эволюция, возможная лишь благодаря расширению сферы свободного индивидуального выбора, не подлежащей вмешательству государства. К числу основных социальных вариаций он относил научные открытия, инновационные технологии, новые политические институты, мерой эволюционной ценности которых считалась их социальная полезность. Эти построения имели целью доказать, что естественный отбор по критерию социальной полезности демократических институтов и соответствующей политической практики - гарантия эволюционного прогресса и что либеральный взгляд на общество научно обоснован.

Эволюционная этика Бэджгота - это основанное на методах и средствах естественных наук системное описание наблюдаемых фактов непрерывного процесса социальной интеграции и дезинтеграции, приводящего в конечном итоге к равновесию в общественном развитии. Фундаментальной чертой указанного методологического подхода является идея эволюции как единственно-

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 101

го социального процесса, дающего правильное, связанное и удовлетворительное понимание о всеобъемлющем развитии человека в обществе. Подчеркивая универсальный, поступательный и всеобъемлющий характер социальной эволюции, Бэджгот отвергал любые попытки революционной реорганизации общества, видя в такого рода деструктивной деятельности разрушение природной определенности, противоестественное нарушение закона о том, что эволюция следует линиям наименьшего сопротивления по направлению совершенствования человека и общества. Амелиоризм - философия постепенного улучшения общественной жизни, которую последовательно разрабатывал Бэджгот, является неотъемлемой частью социального кредо викторианского либерализма, получившего широкое распространение во многих англосаксонских странах. Согласно мнению экспертов, политическая прагматичность его методологического подхода как раз и заключается в том, что он связывает теорию социального познания с практическими задачами проведения общественных реформ, исходя из совокупности ценностей идейно-политических учений либерализма [10, с. 110].

Концепцию социальной эволюции Бэджгота часто называют эмпирической, сравнительной, исторической социологией [11, с. 225]. Занимаясь разработкой теории общества и его институтов, ученый пытался синтезировать обширный эмпирический материал из этнографии, религиоведения, психологии, антропологии, экономических исследований, определяя социологию как универсальную науку о человеке, стремящуюся понять социальную жизнь в ее целостности и развитии. Чтобы сделать наглядным и иметь возможность измерить процесс социального развития, Бэджгот ввел в научный оборот социологии ряд определенных эмпирических критериев. Существенным измерением социального развития он считал переход от общества, где личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социум служит составляющим его индивидам. В связи с этим значительная часть его трудов была совершенно четко направлена на исследование соответствующих политических практик на определенных этапах развития общества.

Вместе с тем наибольшую известность Бэджготу принесли труды, посвященные различным аспектам социологического анализа политики и государства. Первые работы Бэджгота в данной области вышли, когда ему было 22 года. На взгляд современников [12, р. 221], наиболее ярко его способности социолога-исследователя политической сферы жизнедеятельности общества проявились в «Письмах о французском государственном перевороте» (1852), где Бэджгот попытался обосновать связь между политическими и экономическими институтами в социокультурном контексте. В качестве формы проводимого анализа автор избрал эссе, посвященные выдающимся политикам и государственным деятелям. Бэджгот исходил из индивидуальности политического лидера, выстраивая концепцию исследования не вокруг проблем, а вокруг имен. Его ведущая мысль - политическое лидерство проистекает из способности политика устанавливать ответственные и двусторонние взаимоотношения с электоратом с учетом нюансов изменений в социальной стратификации слоев, составляющих изменчивый базис политических интересов. Основные темы социологической рефлексии политической жизни возникают, следовательно, в индивидуальной аранжировке, делая творчество Бэджгота уникальным, персонифицированным.

1 02 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

К числу классических трудов зарубежной хрестоматийной литературы по политической социологии [13, р. 45] относятся монографии У. Бэджгота «Английская конституция» (1865-1867) и «Физика и политика» (1872). В первой работе он представил результаты социологического анализа политической системы Великобритании. Автор исследует проблемы принятого в то время разделения властвующих субъектов на власть короля, палаты лордов, палаты общин и предлагает ввести для преодоления этих проблем новые элементы системы правления: «почетный» (парламентская монархия и ее антураж) и «активный» (реально функционирующий кабинет министров). Кабинет министров при этом принимает достаточно гибкую, республиканскую, форму правления, которая скорее воплощает идею слияния, нежели разделения властей. В этом смысле монография Бэджгота, появившаяся после окончания Гражданской войны в Америке, содержала инновационные элементы сравнительного анализа президентской и парламентской республик. Автор отдает предпочтение парламентаризму, критикуя однако американскую политическую систему, считая ее слишком жесткой, создающей постоянные центробежные силы и тупиковые ситуации, возникающие вследствие разделения трех типов властей, борьбы полномочий штатов и федерального правительства. Главное достоинство такой системы, по его мнению, - наличие главы исполнительной власти, интегрирующей основные принципы политического устройства.

Исходя из проведенного исследования, Бэджгот характеризует Англию как уникальный случай политического театра, воздействующего на общественное сознание не только посредством «предписанного свыше» статуса монархии, но и «демократически заданного» ролевого набора парламентских институтов. В данном контексте политика рассматривается им как род нечестной игры, которой занимаются люди с непомерными амбициями и неудержимой жаждой славы, стремящиеся не столько облагодетельствовать других, сколько возвыситься над ними, то есть обрести власть над себе подобными. Изучая власть, формы и методы ее функционирования и распределения в государственно организованном обществе, Бэджгот одним из первых внес в исследование политики такие используемые социологией понятия, как актор, роль, статус, позиция, значительно повлияв на развитие структурного функционализма в политической социологии.

В монографии «Физика и политика» представлен концептуальный социологический анализ развития политики в контексте эволюции человеческого общества. Автор выделяет три этапа этого процесса:

- «подготовительный век», связанный с зарождением разнообразных форм политической жизни в исторически сформированных общественной практикой устойчивых социокультурных архетипах;

- «сражающийся век», обусловленный политическим противостоянием, конфликтами и борьбой ведущих держав за мировое господство;

- «век дискуссий», сопровождаемый поиском консенсуса и трансформацией политики в соответствующие идеологические модели, ставшие ядром различных социально-политических систем.

Рассматривая данные этапы, автор пытается понять логику многовековых

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 10 3

социально-политических процессов, которая предопределяет неизбежность грядущих перемен, и осмыслить проблемы современного миропорядка в главных составных частях и закономерностях. Согласно Бэджготу, целенаправленно развиваясь, человеческое общество последовательно проходило разные стадии совершенствования своего политического устройства, характер которого определяется культурно-историческими факторами. Методология его политических прогнозов основана на положении о том, что главными субъектами процесса развития политики всегда - с древнейших времен - являются этносы: нации и народы, а также их широкие совокупности, взаимодействие которых и определяет политическую карту мира в каждый конкретный исторический период. Как следствие, Бэджгот осуществляет периодизацию процесса развития политики в государственно организованном обществе в корреляции с изучением реального политического сознания, интересов и поведения социальных групп, этнических общностей и их организаций.

Известный историк мировой социологической мысли Раймон Арон отмечает [14, р. 120-132], что своими работами Бэджгот во многом предвосхитил появление политической социологии в ее современном понимании. Его труды создали предпосылки для выделения политики в качестве самостоятельного объекта социологического анализа и ее всестороннего теоретико-методологического осмысления. Демонстрируя в своих исследованиях прогрессивные научные воззрения, Бэджгот подчеркивает как сложность самой политической жизни, так и возможность ее различных концептуальных толкований. Центральные концепции и понятия общей социологии - институциализация, социальная дифференциация, социальная эволюция и социальное развитие - политизируются и преобразуются в инструменты анализа политики. В сфере политики выделятся проблемы, которые в дальнейшем изучаются политической социологией как отраслью социологического знания. К ним относятся исследование типов политического лидерства, анализ моделей политического поведения и решений, механизмов обеспечения политического влияния. Многие его работы сохраняют свою актуальность и сегодня, позволяя рассматривать политику в перспективе анализа социальной структуры и социальных институтов, комплекса социально-политических процессов, норм и отношений. Все это создает надежную методологическую базу изучения политики через ее взаимодействие с социальной сферой и одновременно основу для становления и развития политической социологии как относительно автономной области социальной науки.

Библиографический список

1. Валлерстайн И. Наследие социологии, будущее социальной науки // Хрестоматия по общей социологии / сост.: В.П. Култыгин, А.Г. Кузнецов. М., 2004.

2. История буржуазной социологии XIX - начала ХХ в.: словарь. М., 1979.

3. Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1989.

4. Современная западная социология: словарь. М., 1990.

5. International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968.

6. The Social Sciences Encyclopedia / ed. by A. Kuper. L., 1996.

7. The Sociological Encyclopedia. N.Y., 2012.

8. Spencer H. Autobiography. L., 1898.

9. The new encyclopedia Britannica. Cambridge, 2010.

1 04 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

10. Култыгин В.П., Кузнецов А.Г. Общая социология. М., 2004.

11. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.

12. Bucle H. The history of civilization in England. L., 1900.

13. The Political Reader of the Social Sciences. N.Y., 2011.

14. AronR. Bagehots political theories of social evolution // American Journal of Sociology. 1973. № 10.

E.V. Gracheva

The Notion of Communicative Values in Social-Philosophical Research

The article defines the phenomenon of communication and gives the analysis of the axiological aspects of communication. The philosophical status of the notion of communicative values is studied. Imperative meanings and conditionality of communication in modern society are identified.

Key words and word-combinations: the risk society, communication values, communication processes, the subject of communication.

Определяется феномен коммуникации, дается анализ ценностных аспектов коммуникации. Исследуется философский статус понятия коммуникационных ценностей. Выявляются императивные смыслы и обусловленности коммуникаций в современном обществе.

Ключевые слова и словосочетания: общество риска, коммуникационные ценности, коммуникационные процессы, субъект коммуникации.

УДК 316.77 ББК 60.84

Е.В. Грачева ПОНЯТИЕ

КОММУНИКАЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

А

/актуальность исследования ценностного аспекта коммуникации в обществе риска обусловлена необходимостью осмыслить состояние, эволюцию и перспективы коммуникации современного человека, открытого к взаимодействию с различными субъектами коммуникации. Коммуникация выступает важнейшим элементом механизма достижения значимых результатов в деятельности человека после подготовки необходимых материальных и интеллектуальных ресурсов. Открытость к взаимодействию с другими субъектами, с одной стороны, предполагает ориентацию на определенные нормы и ценности, способствующие формированию совместной деятельности, но, с другой стороны, такая открытость создает коммуникационные риски. Будучи настроенным на восприятие нового и необычного, человек может попасть в ситуацию неопределенности, хаотического смешения инновационного и традиционного, требующую осмысления должного и императивного.

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 10 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.