Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2017. Т. 17, вып. 2
УДК 821.1611.09-31 +929Достоевский
«УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В РОМАНАХ «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» И «ПОДРОСТОК»: СТАРОРУССКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
Ю. В. Юхнович
Филиал «Дом-музей Ф. М. Достоевского» Новгородского государственного объединенного музея-заповедника E-mail: [email protected]
«Униженные и оскорбленные» - одна из «сквозных» тем Ф. М. Достоевского. Она остается актуальной и на последнем этапе его творческой деятельности, связанном со Старой Руссой. Этот город стал прообразом Скотопригоньевска из «Братьев Карамазовых» и городка Афимьевска из романа «Подросток». В письмах Достоевского, мемуарах его жены, свидетельствах старорусских знакомых писателя встречаются упоминания о жителях города, которых можно рассматривать как прообразы «униженных и оскорбленных» в данных романах.
Ключевые слова: образ, провинция, город, реалии, униженные и оскорбленные, Ф. М. Достоевский, Старая Русса.
F. M. Dostoyevsky's 'Insulted and Humiliated'
in the Novels The Brothers Karamazov and The Adolescent:
Staraya Russa Period of Work
Yu. V. Yukhnovich
'Insulted and humiliated' is one of F. M. Dostoyevsky's recurrent themes. It remains up-to-date in the last period of his creative work related to Staraya Russa. This town became the prototype of Sko-toprigonievsk from The Brothers Karamazov and the small town Afimievsk from the novel The Adolescent. In Dostoyevsky's letters, in his wife's memoires, in the reports of the writer's friends from Staraya Russa there crop up the recollections of the citizens, who can be considered the prototypes of the 'insulted and humiliated' in these novels. Key words: image, province, town, culture-specific elements, insulted and humiliated, F. M. Dostoyevsky, Staraya Russa.
DOI: 10.18500/1817-7115-2017-17-2-184-187
Тема «униженных и оскорбленных» занимает одно из ведущих мест в творчестве Ф. М. Достоевского. По замечанию В. Я. Кирпотина, писатель «никогда, до конца дней своих, не мог подавить в душе страстной заинтересованности в участи униженных и оскорбленных, угнетенных и эксплуатируемых, не мог подавить голос сомнения, неверия, протеста и бунта»1.
В ранних произведениях Достоевского «униженные и оскорбленные» - это персонажи, подавленные своим социальным положением, которое непосредственно влияет на их нравственное состояние. Они не могут в силу обстоятельств изменить свою жизнь: они одиноки и обречены на осознание своей несостоятельности. Самым показательным в этом смысле героем среди «униженных и оскорбленных» Достоевского в его ранних произведениях является Макар Девушкин.
В романе «Бедные люди» Достоевский сразу определяет «сквозную тему» своего творчества -противопоставление человека социальной среде (не случайно В. Г. Белинский назвал «Бедных людей» «первой попыткой социального романа»2, предрекая тем самым большое литературное будущее Достоевского). Макар Девушкин испытывает моральные муки, стыдясь своей бедности: «.. .бедный-то человек и на свет-то Божий иначе смотрит, и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушивается к каждому слову, - дескать, не про него ли там что говорят. Да уж если вы мне простите, Варенька, грубое слово, так я вам скажу, что у бедного человека на этот счет тот же самый стыд, как и у вас, примером сказать, девический. Ведь вы перед всеми - грубое словцо-то мое простите - разоблачаться не станете, вот так точно и бедный человек.»3. В письмах к Вареньке Девушкин изливает душу, чувствуя, что нашел близкого человека, равного себе. Только в ней он надеется найти счастье и понимание. Однако он не может удержать Вареньку, когда ее силой увозит помещик Быков. «Стыдливость» бедного человека не позволяет герою изменить сложившиеся обстоятельства. Так, через образ Макара Девушкина, Достоевский вскрывает трагедию бедного, обездоленного человека.
К образам «униженных и оскорбленных» Достоевский обращался не только на начальных этапах своего творческого пути. Значимая для писателя тема прозвучала и на страницах его поздних произведений, в том числе в романах «Братья Карамазовы» и «Подросток». В «Братьях Карамазовых» мы встречаем персонажей, образующих так называемое фоновое пространство романа, из которого создается образ провинциального городка Скотопригоньевска. Скотопригоньевск населяют несчастные, нуждающиеся, обездоленные люди: юродивые, вдовы, мелкие служащие, их семьи. В значительной степени тема «униженных и оскорбленных» раскрывается Достоевским на примере семьи штабс-капитана Снегирева. Здесь в образах самого штабс-капитана и членов его семьи показана не только униженность социальными условиями, в которых они находятся; это не та нравственная тоска, которую переживает Макар Девушкин, а отчаяние, граничащее с бунтом. Это подтверждается характеристикой внешнего вида Снегирева и его поступков: «Он похож был на человека, долгое время подчинявшегося и натерпевшегося, но который бы вдруг вскочил и захотел
© Юхнович Ю. В., 2017
заявить себя. Или, еще лучше, на человека, которому ужасно бы хотелось вас ударить, но который ужасно боится, что вы его ударите. В речах его и в интонации довольно пронзительного голоса слышался какой-то юродливый юмор, то злой, то робеющий, не выдерживающий тона и срывающийся» (14, 181). Штабс-капитан рассказывает Алеше Карамазову историю своей семьи. Алеша передает Снегиреву деньги от Катерины Ивановны Верховцевой - богатой генеральской дочери, которая хочет помочь нуждающейся семье. Сначала штабс-капитан их принимает, но неожиданно рвет кредитки и топчет их со словами: «Доложите пославшим вас, что мочалка чести своей не продает-с!» (14, 193). В Снегиреве проявляется желание показать свое человеческое достоинство, выделить себя среди других. А. П. Скафтымов писал о таком поведении героя: «Оскорбленный, он сейчас же вслед за сознанием своего "падения" и "униженности" назло совершает такие поступки, которые засвидетельствовали бы его неподчиненность, внутреннюю независимость, самогосподство перед тем, что его давит и возносится над ним»4. Такой же нравственный протест мы видим и в поведении сына Снегирева Илюши, когда он при встрече с Алешей кусает его за палец, кидается камнями в школьных товарищей или кормит дворовую собаку хлебным мякишем, внутри которого спрятана булавка: «В маленьком существе, а великий гнев-с...» (14, 187).
Таким образом, в «униженных и оскорбленных» героях, которых мы встречаем в поздних произведениях Достоевского, в том числе в романе «Братья Карамазовы», наряду с кротостью и покорностью судьбе появляется потребность к бунту, желание изменить сложившиеся обстоятельства. Но есть у Достоевского и другие персонажи, которым, как сказано в поговорке, «горе на роду написано». В «Братьях Карамазовых» это городская юродивая Лизавета Смердящая: «Отец ее был бездомный, разорившийся и хворый мещанин Илья, сильно запивавший и приживавший уже много лет вроде работника у одних зажиточных хозяев, тоже наших мещан. Мать же Лизаветы давно померла. Вечно болезненный и злобный Илья бесчеловечно бивал Лизавету, когда та приходила домой. Но приходила она редко, потому что приживала по всему городу как юродивый божий человек» (14, 90). Несчастная судьба Лизаветы зависит от тех жизненных условий, в которых она находится. Н. В. Кашина объясняет несчастия героев Достоевского общественной, социальной ситуацией, той средой, которая их окружает: «Личные ситуации героев Достоевского всегда восходят к большой социальной ситуации "неблагообразия мира". Достоевский широко типизирует социальные ситуации, в которых живут и действуют все его герои. И здесь Достоевский проявляет себя как проницательный социолог. Он улавливает действительно значительные общественные ситуации России своего времени»5.
Скотопригоньевск, где живут «униженные и оскорбленные» герои Достоевского, является собирательным образом России. Но у этого городка есть конкретный прообраз. В облике Скотопригоньевска мы можем без труда обнаружить приметы Старой Руссы. В этом городе Достоевский проводил летние месяцы 1872-1880 и зиму 1874-1875 гг.; здесь писатель приобрел дом, ставший для него уютным гнездом, где ему удобно и спокойно работалось. Со Старой Руссой связана история создания «Братьев Карамазовых» и «Подростка». Нельзя исключить, что образы «униженных и оскорбленных» в этих произведениях во многом были навеяны старорусской действительно стью.
Одним из интереснейших источников, дающих представление о старорусской действительности времен Достоевского, являются дневниковые записи П. И. Новикова. Во время первого приезда писателя в город Новиков состоял в должности старорусского исправника. Вполне естественно, что он должен был знать Достоевского. Однако ни в письмах Федора Михайловича, ни в дневниках Петра Ивановича мы не находим никаких доказательств этого. Новиков, конечно же, знал, что за писателем в Старой Руссе был учинен тайный полицейский надзор, поэтому по долгу службы мог сам участвовать в следственных мероприятиях по делу Достоевского. В дневниках П. И. Новикова мы находим множество реалий, связанных с социальной и общественной жизнью Старой Руссы, которые мог наблюдать Достоевский во время своего пребывания в городе. Например, Петр Иванович рассказывает о телятнице, которая отдала новорожденного ребенка в воспитательный дом из-за того, что ее бросил любовник: «Мне известно, что телятница родила ребенка и отправила в воспитательный дом. Но почему это легко объяснить - она живет с матерью и не имеет средств к его воспитанию»6. Интересна запись Новикова о некоем Баркове: «Во втором часу являлся Барков. просил 5 руб. - рассердил только меня! Не дал денег, чтобы к вечеру не ползал на четвереньках. у него одно на уме - водка - и он не считает виной быть ежедневно нализавши.»7
Известно, что в Старой Руссе, когда там жил Достоевский, насчитывалось 68 питейных заведений. Это довольно значительное число, если учитывать численность городского населения - 12 тысяч человек8. Многие местные жители постоянно посещали питейные заведения, многие становились пьяницами. Эта реалия старорусской действительности нашла отражение в романе «Братья Карамазовы», где теме «безудержного пьянства» отведено особое место. У Достоевского понятие «пьяненький человек» имеет неоднозначный смысл. Это может быть не только человек, злоупотребляющий спиртными напитками, но и герой, которого пагубная страсть, обусловленная социальным положением, приводит к утрате нравственных ориентиров; по сути, это тот же
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2017. Т. 17, вып. 2
обездоленный, «униженный и оскорбленный». Первоначальная редакция «Преступлении и наказания», где одной из ведущих является тема «униженных и оскорбленных», называлась «Пьяненькие». Герои Достоевского, находясь под воздействием алкоголя, рассказывают о своей трагической судьбе: Мармеладов Раскольникову, штабс-капитан Снегирев Алеше Карамазову.
«Пьяненьких персонажей» Достоевский встречал и среди своих старорусских соседей. П. П. Гайдебуров, сын петербургского журналиста П. А. Гайдебурова, который тоже проводил летние сезоны в Старой Руссе, вспоминал о многодетном пьянице Сидоре: «Вблизи от нас, в полуразвалившейся хибарке ютился другой горький пьяница. Его единственное искусство составляла изощренная ругань, с которой он гонялся за шестью своими ребятишками, грозя их перерезать. В панике ребята разбегались по соседним огородам.»9
Другой старорусский знакомый Достоевского, доктор Ф. Д. Вебер, издававший в 1881-1883 гг. «Справочный листок Старорусских минеральных вод», в одном из его номеров вспоминал: «Скромный домик на краю города, на берегу реки Перерытицы, часто окружен был множеством детей разных сословий и, конечно, большею частью бедняков.». И далее - любопытный факт о Достоевском: «С истинною скромностью он помогал каждому несчастному, и помогал разумно, не жалея ни средств, ни труда. Вот один пример из тысячи: ныне летом, идучи на почту, он на улице заметил одинокого, больного мальчика лет трех. Этого достаточно было, чтобы привлечь всю любовь Федора Михайловича к семейству ребенка, глава которого оказался отставной военный писарь из семинаристов, и им было сделано всё возможное для поднятия благосостояния этой семьи»10. Данный эпизод из старорусской биографии писателя повлиял на замысел сюжетной линии, связанной с историей семьи Снегиревых.
О том, что Достоевский всегда оказывал посильную помощь старорусским обитателям, свидетельствует и дочь писателя Любовь: «Так как он выходил всегда в одно и то же время, нищие уже ждали его, ибо знали, что он никогда не отказывал в милостыне. Поглощенный своими мыслями, мой отец раздавал деньги совершенно механически, не замечая, что подает всегда одним и тем же людям. Мать же моя хорошо видела хитрости нищих и потешалась над рассеянностью мужа. В один из осенних вечеров, когда она увидела возвращающегося с прогулки мужа, она повязала голову старым платком, взяла меня за руку и встала у него на пути. Когда отец приблизился к ней, мать жалобным тоном сказала: "Добрый господин, пожалейте меня! У меня больной муж и двое маленьких детей". Достоевский остановился, посмотрел на мою мать и протянул ей мило стыню»11.
В период пребывания в Старой Руссе Достоевскому невольно приходится наблюдать за «не-
презентабельной» стороной жизни города: здесь по улицам бродят нищие, пьяницы, беспризорные дети; здесь семьи ютятся в ветхих домишках; нуждаются в поддержке вдовы и сироты. И эти впечатления, конечно же, нашли отражение в романе «Братья Карамазовы», где тема «униженных и оскорбленных» прозвучала достаточно остро. Однако на данном этапе творчества писателя она претерпевает определенную эволюцию: если в ранних произведениях «униженные и оскорбленные» только изображены с сочувствием к ним, то в более поздних писатель оказывает им (или их прототипам) вполне реальную поддержку, помогая или сюжетным ходом, или «живой» копеечкой. Достоевский строит сюжет романа таким образом, что у героев появляется надежда на преодоление тяжелой жизненной ситуации: штабс-капитану Снегиреву помогает деньгами Катерина Ивановна Верховцева; Алеша Карамазов обещает снабдить его необходимой суммой для того, чтобы его семья начала новую жизнь и уехала из Скотоприго-ньевска; он же (Алеша) участвует в примирении Илюши Снегирева с его школьными товарищами.
В романе «Подросток» (над его созданием писатель работал также в Старой Руссе) есть эпизод, где отчим Аркадия Долгорукого Макар Иванович рассказывает историю купца Скотобой-никова, которая произошла в небольшом городке Афимьевске. В этом вводном эпизоде Достоевский вновь обращается к образам «униженных и оскорбленных». В Афимьевске живет молодая вдова с детьми, у которой Скотобойников хочет отобрать дом: «И одинокой-то вдовице оставаться после супруга, подобно как бесприютной ластовице, - не малое испытание, а не то что с пятерыми младенцами, которых пропитать нечем: последнее именьишко, дом деревянный, Максим Иванович за долг отбирал. И поставила она их всех рядком у церковной паперти; старшему мальчику восемь годков, а остальные все девочки погодки, все мал малой меньше.» (13, 314). Максим Иванович Скотобойников, видя нужду вдовы, отказывает ей в помощи. Он предстает как тиран, богач, считающий, что ему все позволено. Он лишает бедных и сирот крова и заботится только о своем благосостоянии. По его вине умирают дети несчастной вдовы. На глазах у всего города, убегая от Скотобойникова, топится в реке ее восьмилетний сын. После этого случая происходит чудесное перерождение купца. Он начинает новую жизнь: помогает бедным, строит больницу, богадельню и храм в городе. Но все эти праведные дела не избавляют его от чувства вины. Он хочет начать новую жизнь и женится на вдове, претерпевшей от него столько зла. У них рождается сын, который вскоре умирает. Тогда Скотобойников уходит из Афимьевска и становится странником.
В городке Афимьевске, где разворачивается история купца Скотобойникова, легко угадываются приметы Старой Руссы. В сцене самоубийства мальчика Достоевский описывает городскую на-
186
Научный отдел
бережную: «А по набережной там бульвар идет, старые ракиты стоят, место веселое. Сбежал он вниз к воде, люди видели, сплеснул руками, у самого того места, где паром пристает. А место это широкое, река быстрая, барки проходят; на той стороне лавки, площадь, храм божий златыми главами сияет.» (13, 317). Л. М. Рейнус соотносит данное описание со старорусским Красным берегом, который во время пребывания Достоевского в Старой Руссе считался центром города, и указывает, что одним из возможных прототипов купца Скотобойникова был купец М. Ф. Сомров12. Его имя было широко известно в Старой Руссе. Бывая в гостях у своих старорусских знакомых, Достоевский мог слышать легенду о нем13.
История городка Афимьевска во многом связана со старорусскими впечатлениями Достоевского. В небольшом эпизоде «Подростка», так же как и в романе «Братья Карамазовы», писатель смог воссоздать социальную картину жизни маленького провинциального городка, среди жителей которого достаточно часто встречаются несчастные, нуждающиеся, обездоленные люди. Таким образом, тема «униженных и оскорбленных», одна из сквозных тем произведений Достоевского, остается актуальной и на последнем этапе его творчества в Старой Руссе. В романах «Братья Карамазовы» и «Подросток» эта тема звучит более остро. Во многом это связано с тем, что у «униженных и оскорбленных» героев этих произведений появляются реальные прототипы. В жизни они так же беззащитны и беспомощны, как и на страницах романов Достоевского. Наверное, поэтому писатель, сочувствуя этим персонажам, старается оказать им реальную посильную помощь: подать копеечку, накормить, поддержать морально. Так Достоевский и в творчестве, и в
жизни следовал нравственной заповеди, сформулированной им еще в «Бедных людях»: «Самый забитый, последний человек есть тоже человек и называется брат мой!» (3, 189).
Примечания
1 Кирпотин В. Мир Достоевского : Статьи. Исследования. М., 1983. С. 11.
2 Анненков П. Литературные воспоминания. М., 1983. С. 272.
3 Достоевский Ф. Полн. собр. соч. : в 30 т. Т. 1. Л., 1972. С. 68-69. Далее цитаты в тексте приводятся по этому изданию с указанием тома и страниц в скобках.
4 СкафтымовА. Нравственные искания русских писателей : Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972. С. 95.
5 Кашина Н. Человек в творчестве Ф. М. Достоевского. М., 1986. С. 69-70.
6 Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 719. Оп 1. Ед. хр. 6. Л. 84.
7 Там же. Ед. хр. 9. Л. 120.
8 См. об этом: Смирнов Г. Скотопригоньевск и Старая Русса. М., 2001. С. 53.
9 Скарская Н., Гайдебуров П. На сцене и в жизни. Страницы автобиографии. М., 1959. С. 257.
10 Цит. по: Тихомиров Б. Достоевский и дети (из воспоминаний старорусского жителя) // Достоевский и современность : материалы XIX Междунар. Старорусских чтений 2004 г. Великий Новгород, 2005. С. 324, 325.
11 Достоевский в изображении его дочери Л. Достоевской / пер. с нем. Л. Я. Круковской ; под ред. и с предисл. А. Г. Горнфельда. М. ; Пг., 1922. С. 77.
12 См.: Рейнус Л. Три адреса Ф. М. Достоевского. Л., 1985. С. 22.
13 См.: Скарская Н., Гайдебуров П. Указ. соч. С. 251.
Образец для цитирования:
Юхнович Ю. В. «Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского в романах «Братья Карамазовы» и «Подросток»: старорусский период творчества // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 180-187. DOI: 10.18500/1817-7115-2017-17-2-180-187.
Сite this article as:
Yukhnovich Yu. V. F. M. Dostoyevsky's 'Insulted and Humiliated' in the Novels The Brothers Karamazov and The Adolescent: Staraya Russa Period of Work. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philology. Journalism, 2017, vol. 17, iss. 2, рр. 180-187 (in Russian). DOI: 10.18500/1817-7115-2017-17-2-180-187.