Научная статья на тему 'Университеты третьего возраста и удовлетворенность жизнью в поздней зрелости'

Университеты третьего возраста и удовлетворенность жизнью в поздней зрелости Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
166
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университеты третьего возраста и удовлетворенность жизнью в поздней зрелости»

УНИВЕРСИТЕТЫ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ В ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ

Х. Либерска М. Фарничка

Поздняя зрелость - время продуктивных перемен. И хотя регрессивные изменения преобладают над прогрессивными, особенно в физическом отношении, всё же этот возраст обладает огромным потенциалом развития (Liberska, 2008). Прогрессивные изменения на этом этапе жизни - результат адаптации к новым задачам, новым условиям существования, обычно связанным с выходом на пенсию. На этом этапе приходится приспосабливаться к ограничению физических возможностей, переменам в материальной и профессиональной сферах. Это возраст усвоения новых социальных ролей, например старейшего члена семьи, пенсионера и др. (Havighurst, 1972; Pietrasinski, 1990; Finogenow, 2008; Steuden, 2011). Период поздней зрелости неизбежно сопровождается утратами, связанными с психосоциальными аспектами старения, включая здоровье, физическую силу, привлекательность, социальный и экономический статус, социальную идентичность, временную ориентацию и наполненность перспектив будущего (Grabowska, 2011; Bugajska, Tumoszyk-Tomczak, 2012). Вследствие состояния опустошенности и отсутствия жизненного тонуса, связанного с ощущением возрастных потерь, пожилые люди могут тяжело переживать резкое сокращение области их физической, интеллектуальной и социальной активности (Stras-Romanowska, 2011). Физиологи трактуют активность как фактор, обеспечивающий развитие (Damon, Lerner, 2006; Pietarinski, 1990; Liberska, 2011). Ограничение активности может иметь негативные последствия и для субъективного комфорта (Wojciechiwska, 2008). Современные исследования функционирования в период поздней зрелости отмечают не только компенсации некоторых потерь, но и возможность прогрессивных изменений (Baltes, Brim, 1984; Engle, S^dek, von Hecker, McIntosh, 2006). Однако для осуществления этих возможностей обычно требуется социальная поддержка: уход и обучение.

Большой потенциал развития заложен во взаимодействии физиологической, физической и социальной сфер активности. И здесь необходимо отметить огромную роль витальности у пожилых людей. Витальность в этот период жизни опирается на занятость или стимулируется занятостью, вовлеченностью в физическую и социальную деятельность. Возможности для такой деятельности предоставляют Университеты третьего возраста, волонтерские службы и прочие организации (Ossowski, Ossowska-Zwierzchowska, 2007; Btachnio, Starostecka, 2011). Первый Университет третьего возраста был основан в Тулузе (Франция) в 1973 г. благодаря инициативе Пьера Велласа (Chrapkowska-Zielinska, 2000). Сейчас в Польше уже свыше 110 таких университетов. Как правило, они создаются при академических центрах (государственных и частных университетах). Ежегодно около 25 тыс. человек принимает участие в их занятиях.

146

Университеты привлекают столько участников, что желающим подчас приходится дожидаться своей очереди. Курсы, адресованные пожилым людям, призваны улучшить их когнитивные функции, оживить забытые или найти новые интересы, обрести новые социальные связи, новые чувства и физическую форму. Те, кто показывает большую витальность, справляются с трудностями лучше менее энергичных. Большая витальность благотворно сказывается на удовлетворенности жизнью.

Исследовался вопрос - насколько отличается уровень витальности и удовлетворенности жизнью у тех, кто обучается в Университете третьего возраста, от тех, кто не участвует в подобных программах. Были обследованы люди в возрасте 60-81 года. Критерием отбора служило участие в курсах Университета третьего возраста (группа 1) или неучастие в них (группа 2). Все испытуемые - жители польского города Быдогощ, которые живут в собственных квартирах или с семьями. Аттестация производилась по Быдогощскому опроснику витальности (далее БОВ) и Шкале удовлетворения жизнью (далее ШУЖ) (E. Diener, R.A. Emmons, R.J. Larson, S. Griffin, адаптация Ючинского). Статистический анализ строился на дескриптивных методах. Распределение результатов обследовалось по тесту Шапиро-Вилка, корреляция - между участием в курсах Университета третьего возраста, уровнем витальности и уровнем качества жизни, а также уровнем витальности и уровнем удовлетворенности жизнью. Статистические данные об уровне витальности представлены в табл.

Уровень витальности

Переменная Меди- ана Ми- нимум Макси- мум Геомет- рическое значение Стандартное отклонение Асим- метрия Коэф- фициент эксцесса

Витальность 84,00 37,00 181,00 77,46 37,26 0,74 -0,15

Как видно из табл., большинство респондентов обнаруживает высокий уровень витальности. Различие статистической переменной участников двух исследованных групп было признано статистически значимым (H=46,20, p<0,001). Участники курсов Университета третьего возраста продемонстрировали уровень витальности почти втрое выше, чем те, кто не принимал участия в курсах. Статистически существенных различий в распределении по полу или уровню образования обнаружено не было. Было обнаружено статистически значимое различие в уровне удовлетворенности жизнью по ШУЖ между первой и второй группами. Уровень удовлетворенности жизнью гораздо выше среди участников курсов Университета третьего возраста (критерий Краскела-Уоллиса: Н=4б,72, p<0,0001). Статистически значимых отличий в распределении по полу и образованию не выявлено, хотя уровень удовлетворения жизнью в целом выше у женщин. Сила корреляции вычислялась по коэффициенту Спирмена. Статистический анализ выявил статистически значимую корреляцию между уровнем витальности и уровнем удовлетворенности жизнью (R=-0,83, p<0,001). Отрицательное значение R обозначает, что чем выше уровень

147

витальности, тем выше уровень удовлетворенности жизнью, тогда как в соответствии с использованными методами более низкий результат по БОВ указывает на более высокий уровень витальности, а более низкий результат по ШУЖ - более высокий уровень удовлетворенности жизнью.

Результаты собственных исследований позволяют сделать следующие выводы: (1) существуют статистически значимые различия в уровне витальности между пожилыми людьми, участвовавшими в курсах, и теми, кто не обучался в Университете третьего возраста; (2) существуют статистически значимые отличия в уровне удовлетворенности жизнью между теми, кто принимал участие в курсах, и теми, кто не обучался в Университете третьего возраста; (3) существует статистически значимая корреляция между уровнем витальности и уровнем удовлетворенности жизнью, т. е. чем выше уровень витальности, тем выше уровень удовлетворенности жизнью. По результатам исследования, те из пожилых людей, которые обучались по программам Университета третьего возраста, демонстрируют более высокий уровень витальности, чем те, кто в таких программах участия не принимает. Их решение принять участие в образовательных программах указывает на более высокий уровень витальности и интерес к развитию активности. Не исключено также, что более низкий уровень витальности у тех, кто не обучался в Университете третьего возраста, послужил причиной их неучастия. Однако у большинства респондентов уровень витальности был высоким. В свете этого слабый интерес к курсам Университета третьего возраста мог быть следствием того, что активность этих людей направлена в другие области, например: забота о внуках, изучение языков и пр. В целом же результаты указывают на заинтересованность пожилых людей своим психологическим и физическим состоянием. Слушатели курсов Университета третьего возраста также продемонстрировали более высокий уровень удовлетворенности жизнью, чем те, кто вошел во вторую группу. Эти результаты согласуются с выводами других исследователей. Схожее различие обнаружила Л. Войчеховская (Wojciechowska, 2008), исследовавшая уровень удовлетворенности у пожилых женщин. Судя по всему, на высокий уровень удовлетворенности жизнью весьма благотворно влияют контакты с людьми, находящимися в схожих жизненных ситуациях и ощущение того, что человек остается активным членом общества, способным и управлять своей жизнью, и заботиться о себе. Чтобы подтвердить это предположение, необходимо исследование чувства локуса контроля у пожилых людей.

В целом слушатели курсов Университета третьего возраста демонстрируют более высокие индексы психосоциального функционирования. Однако пока не ясно, что есть причина, а что - следствие, т. е. более высокий уровень витальности и жизненного удовлетворения стимулируют интерес к Университету третьего возраста или же обучение в Университете третьего возраста стимулирует витальность и повышает удовлетворенность жизнью. Возможно, перед нами результат двустороннего взаимовлияния. Как бы то ни было, следует признать значительную позитивную роль таких институций, как Университет третьего возраста в жизни людей возраста поздней зрелости.

148

Список литературы

1. Baltes P.B., Brim G, (eds.) (1984). Life-span development and behavior. Vol. 6. - New York: Academic Press.

2. Btachnio A., Starostecka J.E. (2011). Dziatalnosc woluntarystyczna w poznej dorostosci: motywy i uwarunkowania osobowosciowe W: H.Liberska (Ed.), Current psychosocial problems: in traditional and novel approaches, vol 1. (p. 119-146). Bydgoszcz : Wydawnictwo Uniwersytetu Kazimierza Wielkiego.

3. Bugajska B., Timoszyk-Tomczak C. (2012). Przysztosciowa perspektywa czasowa w starosci. - Szczecin: Wydawnictwo Uniwersytetu Szczecinskiego.

4. Damon W., Lerner R.M. (eds.) (2006). Handbook of child psychology. Vol. 1. - Hoboken: John Wiley & Sons.

5. Engle R.W., S^dek G., von Hecker U., McIntosh D.N. (red.) (2006). Ograniczenia poznaw-cze. Starzenie si§ i psychopatologia. - Warszawa: PWN - Academica Wydawnictwo SWPS.

6. Finogenow M. (2008). Psychologiczne uwarunkowania zadowolenia z zycia w wieku Em-erytalnym - wyniki modelowania rownan strukturalnych. - Polskie Forum Psychologiczne. 13, 2, 83-93.

7. Grabowska M. (2011). Seksualnosc we wczesnej, sredniej i poznej dorostosci:wybrane uwarunkowania. - Bydgoszcz: Wydawnictwo Uniwersytetu Kazimierza Wielkiego.

8. Liberska H. (2008). Pozna dorostosc: okres beznadziei czy niewykorzystanego potencjatu? Polskie Forum Psychologiczne. 13, 2, 77-82.

9. Liberska H. (2011). Teorie rozwoju psychicznego. W: J.Trempata (red.). Psychologia rozwoju cztowieka. Podr^cznik akademicki (s. 71-126). - Warszawa: PWN.

10. Ossowski R., Ossowska-Zwierzchowska A. (red.) (2007). Uniwersytety Trzeciego Wieku -dla siebie i innych. - Krakow: Fundacja dla Uniwersytetu Jagiellonskiego.

11. Pietrasinski Z. (1990). Rozwoj cztowieka dorostego. - Warszawa: Wiedza Powszechna.

12. Steuden S. (2011). Psychologia starzenia si§ i starosci. - Warszawa: PWN.

13. Stras-Romanowska M. (2011). Pozna dorostosc. W: J. Trempata (red.). Psychologia rozwoju cztowieka. Podr^cznik akademicki (s. 326-350). - Warszawa: PWN.

14. Wojciechowska L. (2008). Style starzenia sie a subiektywny dobrostan kobiet w poznej dorostosci, studiujqcych na Uniwersytecie Trzeciego Wieku. - Polskie Forum Psychologiczne. 13, 2, 115-127.

Перевод с английского языка выполнен в ООО «Центральное бюро переводов «Знание»

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.