научный журнал
Арпентьева М.Р.
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, г. Калуга, Российская Федерация Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра, Российская Федерация
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТЬЮ, ПАРТНЕРОМ И ПРОФЕССИОНАЛОМ: КРИТЕРИИ И ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. Статья раскрывает вопросы зрелости (взрослости) человека как личности, профессионала и партнера. Особый акцент автором сделан на возможность использования выбранных критериев в практике принятия решений в профориентации и профессиональном обучении и деятельности, изменениях в них, в практике принятия решений, касающихся самостоятельной семейной жизни человека, изменений в ней. Автором также выделены критерии взрослости в контексте становления человека как личности, профессионала и как партнера, раскрыты психолого-педагогические условия и препятствия взросления. Автор описывает типы и подтипы психолого-педагогических препятствий взросления, снижения потенциала жизнеутверждения личности.
Ключевые слова: зрелость, взрослость, кризисы, профессиональная деятельность, семейная жизнь, критерии взрослости, становление партнером, становление профессионалом, становление личностью, жизнеутверждение, жизнеотрицание.
Важнейший момент продуктивной и эффективной педагогичной работы с учащимися и обучающимися, в том числе, в контексте профориентации и профессионального обучения и деятельности, а также принятия решений о самостоятельной семейной жизни и успешности самой жизни человека в семье - его и окружающие его (сотрудников, супруга) личностная зрелость. Многочисленность критериев зрелости или взрослости ставит перед педагогами, психологами, социальными работниками, родителями и самими молодыми людьми и подростками множество вопросов: как оценить личностную зрелость учащегося и, таким образом, оптимальность его выбора профессии, а также не менее серьезного - решения о самостоятельной семейной жизни, насколько уверенным можно быть в том, что выбор учащегося точен и не подвергнется в будущем тотальному пересмотру, как оптимизировать процессе профориентации и семейной подготовки, в том числе оценки и самооценки личностной зрелости как готовности к профессиональному обучению и труду и семейной жизни? Ответов на эти вопросы несколько [1; 5; 6; 7; 16; 19; 21; 22; 34].
Во-первых, можно отметить ступенчатость взросления и его полиморфность: взросление включает становление личностью и профессионалом, а также становление партнером. Эти три формы
научный журнал
взросления тесно связаны. Однако, чаще всего становление профессионалом и партнером «опираются» на становление личностью [1; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 36; 39].
Взросление и связанные с ним новообразования происходят в процессе разрешения задач ведущей деятельности, в процессе нормативных, возрастных кризисов. Кроме того, существуют кризисы квазинормативные: они скорее наступят, чем нет, однако, сроки и форма их протекания различны. Это кризисы семейного плана (образование и распад семьи, рождение и смерть близких), кризисы профессиональной деятельности (вхождение и выход из профессии, кризисы карьеры и мастерства). Существуют и ненормативные кризисы, связанные с трансординарным - необычным для многих людей - опытом: войны и миграции, преступление и тюремное заключение, изгнание из общности и слава, заложничество и опыт более или менее масштабных катастроф, т.д. Во всех этих случаях, как отмечает К. Рудестам, ссылаясь на Ф. Перлза [17; 34] зрелость наступает, когда человек мобилизует ресурсы для преодоления фрустрации и страхов, возникающих из-за того, что нет необходимой поддержки со стороны окружающих. Если он не может опереться и на себя самого, возникает тупик. Зрелость - в умении пойти на риск, для того, чтобы выбраться из тупика. Некоторые люди, не способные (или не желающие) идти на риск, на долгое время берут на себя защитную роль «беспомощного»« или «глупого». Кроме того, зрелый человек способен гибко и адекватно, нравственно и творчески принимать поддержку извне [11; 12; 13; 14; 15; 24; 25; 28; 29; 41; 42].
Однако, не все так просто: развиваться - значит идти на риск, сражаться и преодолевать трудности, выходить из одних отношений и входить в другие, не понимать и прорываться сквозь невежество и т.д. В работах экзистенциально-гуманистического направления описан интересный вид защит, защита от развития или комплекс Ионы (Jonah complex) [1; 4; 8]. Этот комплекс противоположен защитам, описанным в школе З. Фрейда, совершающихся ради развития: он связан с тем, что по вине «страха достижений» - самого себя, успеха и т.д. - более половины людей в мире даже близко не обращаются к задаче развития и не подбираются к какой-либо заметной степени самореализации. Еще Р. Мей отмечал, что главным условием свободы и роста человека является сознавание себя и конфронтация с собой, требующие «принятия ответственности и чувства одиночества, которое влечет за собой эта ответственность». Это предполагает отказ от иллюзии «детского всемогущества», принятие того, что абсолютной уверенности в решениях, которые, так или иначе, будут приниматься, никогда не будет [9; 33; 35; 40; ]. Люди понимают, что условие становления, перехода на следующий уровень бытия требует мужества, выводящего человека из уютного и
научный журнал
безопасного укрытия, на просторы бытия. Это бытие - его собственное, но уже и не его. Через боль инициаций - человек двигается к новым этапам жизни, на которых он часто оказывается один на один с собой и со своим ино-бытием. Развитие - мужество или воля быть, вопреки обстоятельствам и мнениям окружающих, вопреки своим страхам, невинность силы и сила невинности.
Становление собой - тем, кем человек может стать, - глубинное, свойственное каждому человеку стремление, которому противостоит -особенно в моменты кризисов и моменты, когда человек учиться чему-либо, поиск большей уверенности и безопасности. Если стремление к личной и родовой безопасности и комфорту побеждает, если человек не поднимается над инстинктами благополучия и полового размножения, то стремление к росту и становлению оказывается приторможенным или полностью подавленным. Тогда человек довольствуется достигнутым положением вещей: его все устраивает в своем собственном развитии, в себе, недоволен он только окружающими людьми и обстоятельствами, побуждающими его что-то предпринимать, да еще и учитывая реальные обстоятельства, а не те вымышленные, которые он вместе с решением об отказе от дальнейшего развития принял. Человек будет ходить по замкнутому кругу проторенных дорог, применяя готовые и проверенные способы решения проблем, избегать «лишней нагрузки», бесконечно откладывать то, что требует «выхода из зоны комфорта», игнорировать задачи и людей, с которыми он сталкивается для своего роста, а его неиспользованные и даже неопробованные способности будут оставаться «зарытыми в землю», жизнь и ее изменения - отвергнуты или просто отрицаются. Многие люди, особенно в детстве и молодости, боясь быть осмеянными и чрезмерно задетыми, разрушенными отвержением и неприятием других и неприятием самих себя, угрозой ненужности и одиночества, угрозой прослыть «плохими» и т.д., перестают рисковать изменяться, впадают в комфортное и удобное недовольство собой и жизнью.
Для зрелого же человека даже в юности характерно жизнеутверждение как благоговение перед жизнью, любовь к ней. Оно противостоит жизнеотрицанию как отказу о жизни и любви, свойственному многим людям во взрослом и даже, нередко, подростковом и детском возраста. Жизнеутверждение - совокупность стратегий, используемых личностью и группой (семьей) для преобразования в целях совладания и развития с несущими угрозу деструкции семьи и личности возникающими в процессе жизнедеятельности кризисными ситуациями разного уровня сложности [2; 3; 37; 38]. Говоря о структуре жизнеутверждения А.Швейцер отмечает, что оно опирается на важнейшие ценностные основания жизни человека и общества, а также «содержит в
научный журнал
себе оптимистические волю и надежду, которые никогда не могут быть утрачены. Поэтому взрослый человек не боится повернуться лицом к мрачной реальности и увидеть ее такой, какова она на самом деле». Жизнеутверждение противостоит жизнеотрицанию, проявляющемуся в виде депрессивных и разрушительных тенденций в осмыслении и взаимодействии с жизнью., страхе перед жизнью и людьми, сами собой. Нравственные основы жизнеутверждения придают субъекту проницательность, позволяющую отличить истинно ценное, преобразующее, развивающее людей — каждого в отдельности и всех вместе [3; 4; 20; 23; 37; 38].
Перечислим основные критерии зрелого человека и зрелых отношений. У. Меннингер, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, Р.Д. Лейнг, А. Эллис, Б. Ливенхуд и многие другие классические и современные исследователи, теоретики и практики, отмечают такие критерии как [5; 6; 7; 8; 9; 4; 15; 16; 19; 21; 22]:
- способность конструктивно взаимодействовать с окружающей действительностью (смотреть в лицо реальности, признавать проблемы, а не убегать от них, искать пути решения или совладания с ситуацией); способность временно отодвигать на задний план личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело; умение, в поисках счастья и уклонения от боли, поддерживать баланс между перспективой и сиюминутной выгодой, стремление к достижению лично значимых и реалистичных целей и отсутствие утопизма;
- толерантность к неопределенности и способность адаптироваться к изменениям (спокойное отношение к тому, что изменения могут нарушить рутину, изменить ожидания; способность дать себе время на то, чтобы принять новое), склонность к поддержанию порядка, но отсутствие жестких требований к нему, принятие неуверенности и случайностей; уверенность в своей интуиции и адекватности решений, способность оправданно рисковать, которые помогают человеку переносить напряжение, создаваемое неопределённостью возникновения всей череды жизненных ситуаций;
- толерантность к стрессам, умение справляться с психологическим напряжением и проводить профилактику психосоматических реакций (способность находить и использовать конструктивные способы совладания со стрессом, владение навыками релаксации и подержания внутренней гармонии); способность терпимо относиться как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь; вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании;
- - способность вовлекаться в отношения, открываться другому и любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами,
научный журнал
без идеализации и обесценивания; безопасность отношений и способность любить и сопереживать, не запятнанные собственническими чувствами или ревностью, при которой человек не боится близости, открытости и глубины отношений, толерантность к непониманию и умение понимать людей и находить с ними общий язык, способность человека быть терпимым к различиям (в ценностях или понимании себя и мира) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми;
- толерантность к агрессии и ответственность: терпимость к неприятию и способность творчески направлять враждебную энергию в конструктивное русло, мягкость и снисходительность, а также личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику приводят к тому, что критика не запускает в действие механизмы защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и организацию жизни человека
- способность испытывать удовлетворение от того, что больше отдаешь, чем получаешь и толерантность к несправедливости; умение сотрудничать и приходить к взаимному согласию, помогать друг другу, возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнера, с которым есть отношения и способность работать и играть, привносить в мир что-то новое, брать у мира новое, развивать свой и других творческий потенциал;
- аутентичность (самобытность): полное осознавание настоящего момента жизни, самостоятельный выбор способа жизни в данный момент и принятие личной ответственности за данный выбор; способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться и «деформироваться». Автономность как независимость и способность человека регулировать свое поведение изнутри, а не ждать оценки и поддержки со стороны окружающих. Аутентичный человек хочет быть и является самим собой в непосредственных реакциях и в целостном поведении. Широкие границы Я дают возможность посмотреть на себя «со стороны»;
- наличие цельной жизненной философии, открытость собственному опыту (принятие своих чувств) - проживание переживаний, их осознание и осмысление дает возможность выбирать тот или иной способ поведения в каждой ситуации, а не позволяя неосознанным чувствам нарушать мир и себя, терпимость ко всей гамме своих и чужих реакций; умение реалистично и осознанно относиться к себе, слышать, что творится внутри, опираться на себя, принимая решения;
- глубокое самопознание, рефлексия и сила личности, переживание идентичности - соответствия самому себе и миру - увеличивает возможность выбора в своей жизни, «самообъективация», знание собственной психологии: у зрелых людей имеется четкое представление о
научный журнал
своих собственных сильных сторонах и слабостях, отсутствие эгоцентризма и иных проявлении чувства собственной важности; юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству;
- личностная суверенность - внутреннее согласие человека с обстоятельствами его жизни, переживание человеком аутентичности собственного бытия, уместности, уверенности в том, что он поступает соответственно собственным желаниям и убеждениям; чувство витальности как способность быть и чувствовать себя живым и принятие того, что мы не можем изменить, пребывание в потоке жизни и открытость новому опыту, а также экологическое мастерство -способность человека активно выбирать и создавать собственное окружение, которое отвечает его психологическим условиям жизни.
Гармоничный, зрелый человек как личность и профессионал, таким образом, характеризуется тремя основными группами черт:
1. Открытость себе самому. в том числе, своим профессиональным интересам. Важна установка на причастность к жизни и профессии. Профессиональная деятельностью карьера - процесс, а не раз и навсегда взятое на себя обязательство, раз и навсегда сформированная модель мира и себя самого. Взросление и профессиональный рост - это работа; она «осуществляется как ради своего удовлетворения, так и ради общества и жизни в целом, жизнеутверждения. Становление собой - попытка познать и гармонизировать себя и мир. их сложные взаимосвязи и противоречия. Это - трудное решение для человека - быть собой и преодолевать комплекс Ионы и иные тенденции жизнеотрицания как только они появляются или обнаруживаются, жить, опираясь на свой опыт и смыслы своей собственной жизни, ценя богатство и разнообразие собственной личности и мира в целом.
2. Открытость самопониманию. Жизнь - накопление опыта переживаний и осознаний, диалог с собой и миром. Важно уметь понимать не только свои переживания, но и их воздействие на мир, а также осмысленно относится к тому, как мир влияет на жизнь человека, его личность и деятельность. Это - готовность принять риск пережить ненужность и отверженность, опустошенность и бессмысленность, непонятость и враждебность. Воля к смыслу противостоит идеалам «понимания жизни» как ее обесценивания и осмеяния ценностей, десакрализации: понимание есть ресакрализация и принятие развития, его проблем и новообразований.
3. Открытость изменениям в самом себе. Стремление быть ответственным и жить по собственному выбору сочетается с принятием диалектики ограниченности и безграничности человеческой жизни, отказ от нереалистичных ожиданий к себе и миру и толерантность к неопределённости.
научный журнал
Для зрелых отношений также характерны:
- высокая самооценка всех участников, все хорошего мнения о самих себе и других, а наказывая, они никогда их не унижают друг друга;
- социальные связи открыты: участники группы любят и уважают друг друга; при этом каждый член группы уверен, что другие готовы его выслушать, и сам он готов выслушать других;
- типично непосредственное и честное общение, люди чувствуют себя настолько свободно, что могут поделиться друг с другом своими переживаниями, искренны;
- правила, по которым живет группа должны быть подвижны и гуманны: по мере того, как люди меняются, меняются и правила, слова не расходятся с делом;
- осознание искушений на Пути: своих и чужих; конфликты и бури -знак чего-то очень важного, а не попытка перекричать всех остальных, стать главнее и добиться «правды»; спокойствие - мирное состояние, а не тревожное молчание от страха и не затишье перед бурей;
- человеческая жизнь и переживания людей гораздо важнее, чем что-либо другое: статус, справедливость и т.д.
- ошибки служат для приобретения нового опыта, личная ответственность - неотъемлемая часть взаимоотношений; искренность как способность определить собственные желания и сказать «да», «нет», «может быть», выразить свои чувства даже перед лицом неприятных последствий, умение признавать свои ошибки, извиняться, если это необходимо, прерывать отношения, если они наносят вред, готовность воспитывать и быть воспитываемым;
- люди чувствуют себя нужными и любимыми; им свойственна способность просить о поддержке или предоставлять ее другим, не чувствуя себя слабым или уступчивым;
- способность поддерживать свою идентичность, вступая в тесную связь с другими людьми или конфликтуя на почве убеждений; умение оставаться «присутствующим свидетелями» происходящего;
- отсутствие «ложных кумиров» и неприятия к иным людям и группам, понимание взаимосвязи «хорошего» и «плохого» в человеке, «высокого» и «низкого», отсутствие стремления всех «исправлять», навязывать свое «хорошее», побуждать осуждать или хвалить.
Итак, выделенные критерии позволяют оценить личностную зрелость как компонент готовности к профессиональной деятельности и семейной жизни, ответить на вопросы о том, готов ли молодой человек к осознанному выбору и жизни в этих сферах и о том, что необходимо «укрепить» и разрешить в его жизни, чтобы выбор был успешным и продуктивным.
«Профессиональная ориентация» Электронный
2018, №1 IHMIlft научный журнал
Основы жизнеутверждения, нравственные, содержательные, инструментальные, человек черпает из опыта отношений, в том числе -семьи, развития в семье, а также в школе, в общении со сверстниками и педагогами. Если жизнеутверждающий потенциал семьи и личности каждого из воспитателей высок, они формируют сценарий победителей: члены семьи доверяют себе и миру, переживают мир как источник опыта и возможностей, учатся и не боятся риска, стремятся к нравственным и постоянным отношениям, основанным на взаимопонимании. Типичны удовлетворенность отношениями в семье школе, поддержкой, гармоничность отношений, переживание взаимопонимания и любви, успеха, довольства собой и миром, личностная зрелость членов семьи [2; 3; 18].
Если жизнеутверждающий потенциал низок, реакции неконструктивны, подавляют активность субъекта и семьи, то человек, школа или семья сталкиваются с ощутимыми трудностями в социализации и развитии, налаживании взаимоотношений друг другом и иными людьми, обществом в целом. Характерна личностная или организационная незрелость.
Библиографический список
1. Адлер А. Наука жить. / А.Адлер . Киев: Port-Royal, 1997. - 400с.
2. Арпентьева М.Р. Жизнеутверждающий потенциал личности и профилактика психических расстройств / М.Р. Арпентьева // Международна научна школа «Парадигма». Лято-2015. Варна. - В 8 т. Т.4 / Под ред. А.В. Берлов, Л.Ф. Чупров. - България, Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. - 414 с. - С.22-33.
3. Арпентьева М.Р. Понимание себя и мира в раннем детстве и жизнеутверждающий потенциал личности / М.Р. Арпентьева // Психолог в детском саду. - 2014. -№2. - С.3-30.
4. Арпентьева М.Р. Прокрастинация: комплекс Ионы / М.Р. Арпентьева // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. - Саратов.: Саратовский источник, 2015. - 139 с. - С.5-25.
5. Ливехуд, Б. Кризисы жизни - шансы жизни / Б. Ливенхуд. - Калуга: Духовное познание, 1994. - 224с.
6. Лэйнг Р. Д. Расколотое «Я» / Р. Лэйнг. — СПБ.: Белый Кролик, 1995. -380с.
7. Лэнгле А. Дотянуться до жизни /А. Лэнгле. - М.: Генезис, 2010. - 128с.
8. Маслоу А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу. - М.: Эксмо, 2002. - 272 с.
9. Мей Р. Сила и невинность / Р. Мей. - М.: Смысл,2001. -319 с.
10. Меннингер К. Человек против самого себя / К. Меннингер. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 480с.
11. Минигалиева М.Р. Взрослость / М.Р. Минигалиева // Возрастная психология / Под ред. В.А. Романенко, Н.П. Ничипоренко. - Калуга: КГПУ, 2006. - С.133-145
12. Минигалиева М.Р. Взрослость / М.Р. Минигалиева // Психология зрелости и старения. - 2000. - №1. - С.5-18.
научный журнал
13. Минигалиева М.Р. Психотерапия как процесс развития понимания и взросления личности / М.Р. Минигалиева // Психология зрелости и старения. -2000. -№4. - С.76-94.
14. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт. Под общ. ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2009. - 609 с.
15. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс .
- М.: Прогресс, Универс, 1994. - 480 с.
16. Роджерс К. Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / К. Роджерс. - М.: Этерна, 2006. - 320с.
17. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - С.-Пб.: Питер, 2000. - 384с.
18. Сатир В. Вы и ваша семья / В. Сатир. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. -320с.
19. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М.:АСТ, 2004. - 571с.
20. Швейцер А. Жизнь и мысли / А. Швейцер. - М.: Республика, 1996. - 528 с.
21. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. - М.: Наука, 2009. - 538 с.
22. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. / Э. Эриксон - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 412 с.
23. Altner G. u.a. Leben inmitten von Leben. Die Aktualität der Ethik Albert Schweitzers / G.Altner. - Stuttgart: S. Hirzel, 2005. - 210s/
24. Brzezinska A. I. Uwarunkowania procesu ksztaltowania si§ tozsamosci w okresie przejscia z adolescencji do doroslosci / A. I. Brzezinska // Kultura i Edukacja. - 2012. - №3. -S. 23-50.
25. Czerka E. Specyfika buntu w okresie dorastania / E. Czerka // Edukacja i Dialog.
- 2001, №1. - S. 30-34.
26. Furdyna E. Zagrozenia okresu dorastania / E. Furdyna // Gazeta Szkolna. - 2001.
- № 10. - S. 14 -15
27. Garstka Т. Zakompleksieni i zarozumialcy. Male i duze problemy okresu dorastania / Т. Garstka // Glos Nauczycielski. - 2011. - № 6. - S. 12-15.
28. Grzegorzewska I. Uwarunkowania realizacji zadan rozwojowych okresu dorastania / I. Grzegorzewska // Forum Oswiatowe. - 2008. - № 1. - S. 113 - 127.
29. Josewicz M. Samotnosc dorastania w epoce poznej nowoczesnosci / M. Josewicz // Remedium. - 2008. - № 7-8. - S. 18 - 19.
30. Mika St. Psychologia spoleczna dla nauczycieli / St. Mika. - Warszawa: WSZiP,
1987.
31. Mogielnicka M. Tozsamosc wieku dojrzalego jako suma dokonan wczesniejszych etapow zycia / M. Mogielnicka // Edukacja. - 2006. - № 4. - S. 77-82.
32. Mroz A. Tozsamosc negatywna w okresie dorastania / A. Mroz // Edukacja i Dialog. - 2007. - № 4.- S. 14 - 18.
33. Oleszkowicz A., Senejko Al. Psychologia dorastania / A. Oleszkowicz, Al. Senejko. - Warszawa: PWN , 2013. - 298 s.
34. Perls F. Gestalt therapy verbatim / F. Perls. - Lafayette, Calif.: Real People Press, 1969. - 340p.
35. Przetacznik-Gierowska M., Tyszkowa M. Psychologia rozwoju czlowieka / M. Przetacznik-Gierowska, M.Tyszkowa . T.1: Zagadnienia ogolne. - Warszawa: PWN, 1996. -210s.
36. Psychologia rozwoju czlowieka. Podr^cznik akademicki / Trempala J. (red.). -Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN, 2011.
37. Schorlemmer Fr. Albert Schweitzer. Genie der Menschlichkeit / Fr. Schorlemmer. - Berlin: Aufbau Verlag, 2009. - 340s.
2018, №1
«Профессиональная ориентация»
научный журнал
Электронный
38. Schweitzer A. Die Ehrfurcht vor dem Leben. - Grundtexte aus fünf Jahrzehnten / A. Schweitzer. - München: Beck C. H., 2013 .
39. Szenejko J. Wsparcie w rodzinie / J. Szenejko // Edukacja i Dialog. - 2004. - № 3. - S. 27 - 30.
40. Tatol K. Trach i zadyma, czyli o buncie nastolatkow i poszukiwaniu wlasnej drogi / K. Tatol // Glos Pedagogiczny. - 2010. - № 17. - S. 23 - 25.
41. Turner J. S., Helms D. B. Rozwoj czlowieka / J.S. Turner, D.B.Helms. -Warszawa: WsiP, 1999. - S. 122-140, 108-119.
42. Vasta R., Haith M., Miller S. Psychologia dziecka / R. Vasta, M. Haith, S. Miller. - Warszawa: WSiP, 1995.
Arpentieva M.R.
Becoming a person, partner and professional: criteria and problems
Abstract. The article reveals the issues of maturity (adulthood) person, professional and partner. Particular emphasis the author placed on the use of selected criteria in the practice of decision making in vocational guidance and vocational training and activities, changes in them, in practice, decisions concerning self, family life, change it. The author also selected criteria for adulthood in the context of the formation of man as an individual, professional and as a partner, revealed the psychological and pedagogical conditions and obstacles of growing up. The author describes the types and subtypes of psychological and pedagogical obstacles of growing up, lowering the potential reassurance of personality.
Key words: maturity, adulthood, crises, professional activities, family life, criteria of adulthood, becoming a partner, becoming a professional, becoming a personality, life affirmation, the negation of life.