Научная статья на тему 'Университеты Афанасия Чугунова'

Университеты Афанасия Чугунова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК ТРУДА / УЧЕНЫЙ / SCIENTIST / АГРОШКОЛЫ / MAN OF LABOR / AGRO-SCHOOLS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кондратьева Матрёна

Профессор Афанасий Чугунов живая легенда, пример труда и разума, инициатор организации и консультант агропрофилированных школ Якутии с углублённым изучением основ сельскохозяйственного, аграрного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Universities Athanasius Chugunova

Professor Afanasy Chugunov is a living legend, an example of work and reason, the initiator of organization and the consultant of agro-profiled schools of Yakutia with an in-depth study of yhe fundamentals of agricultural, agrarian market.

Текст научной работы на тему «Университеты Афанасия Чугунова»

УДК 37.013

УНИ ВЕРСИТЕТЫ АФАНАСИЯ ЧУГУНОВА

Матрёна Кондратьева

Организатор и неутомимый пропагандист агропрофилированных школ Якутии, профессор Афанасий Чугунов считает, что основная задача этих учебных заведений — воспитание человека труда. Дитя войны, лишённый счастливого детства, он как никто другой понимает, как важно вырастить человека, любящего родной край, своих близких и, главное, умеющего трудиться на этой земле.

• человек труда • ученый • агрошколы

И

мя академика, профессора Афанасия Чугунова знакомо не одному поколению выпускников ЯГУ, ЯГСХА. Не зря помимо многочисленных наград у него есть медаль А.С. Макаренко за вклад в развитие педагогики дела. Несмотря на свой уважаемый возраст 80 лет, он и сейчас на посту, за кафедрой в аудитории. Помимо учебных лекций профессор каждодневно делится со студентами своими мыслями, знаниями, богатым жизненным опытом. Живая легенда академии, пример труда и разума, недавно он стал почётным гражданином республики.

Всю жизнь Афанасий Васильевич посвятил развитию сельского хозяйства родной республики. Он выдающийся учёный в области разведения и селекции скота, по-родообразования и охраны генофонда местных пород животных на Крайнем Севере. Долгие годы работал доцентом кафедры зоотехнии, заместителем декана сельскохозяйственного факультета ЯГУ, ректором ЯГСХА. Профессор

Чугунов — инициатор организации и консультант агропрофилированных школ Якутии с углублённым изучением основ сельскохозяйственного, аграрного рынка.

Он автор более десяти монографий, девятнадцати литературно-художественных книг, 250 научных статей, около 180 научных публикаций, 60 учебно-методических разработок. Кроме того, член Союза писателей Якутии и член Союза журналистов РФ, Афанасий Чугунов

ливый поэт и писатель.

талант-

За большие заслуги в развитии сельскохозяйственной науки профессору присвоены звания заслуженного деятеля науки РФ и РС(Я), академика Академии наук РС(Я), академика Российской аграрной науки, академика Академии Северного Форума.

НооЬой

Он появился на свет отнюдь не в стерильных условиях местной больницы, а прямо в якутском балагане, за камельком, в студеную зимнюю пору. Возможно, это обстоятельство и повлияло на характер моего собеседника. Афанасий Васильевич — суровый и крепкий человек,

стоически переносящий тяготы и невзгоды. Он не любит жаловаться, скромен до неприличия, трудолюбив до чёртиков и обаятелен до невозможности.

— Родился 26 января 1938 года, аккурат

в Афанасьев день. Вот почему меня нарекли Афанасием. По-якутски — Охонооhой. Мама ласково называла меня Нооhой, и спустя годы домашнее имя стало творческим писательским псевдонимом. А появился на свет я в 1-м Мельжахсинском наслеге Мегино-Кан-галасского района, в простой семье колхозников, самым младшим из десяти детей. Отца не помню, он умер ещё до войны, мне было всего лишь полтора года. Мама осталась одна с детьми мал-мала меньше. Всю жизнь она проработала дояркой в родном колхозе. Два старших брата полегли на войне, кто-то из детей умер ещё в младенчестве от голода и болезней.

— Каким было ваше детство?

— Послевоенное детство не могло быть счастливым. У нашего поколения не было такого понятия. Мы были сиротами с малых лет, много работали в колхозе, а жили в интернатах. Это и спасло нас, не было бы их, не выжили, не выучились бы. Нельзя забывать этот исторический феномен! Вот за что мы были и будем благодарны СССР.

Я колхозник в прямом смысле этого слова, потому что член колхоза имени Димитрова с 14 лет. И мама там работала, так что колхозную жизнь знаю изнутри. Возможно, поэтому у меня не было другого пути, и я выбрал профессию зоотехника. В год моего окончания средней школы № 2 Якутска, куда я перебрался к старшей сестре после окончания родной семилетки, открылся Якутский государственный университет. Так мы стали его первыми студентами. Судьбе было угодно, что я был в числе первых выпускников ЯГУ, первых аспирантов, первых докторов наук, профессоров и так далее. Быть первым — почётная обязанность. Я дорожу своим университетом и горжусь, что на днях получил одну из лучших наград — диплом «Лучший выпускник, гордость университета».

— Наверное, вы были отличником...

— Никогда. Учился как все. У меня и в мыслях не было, что стану профессором. О чём это говорит? О том, что многое зависит от самого человека. Надо трудиться, причём самоотверженно. У меня нет каких-либо исключительных способностей. Труд, труд и только труд приводит к конкретным результатам, поэтому очень важно вовремя разбудить внутренние возможности, много читать и писать.

Я сайсарский

— Расскажите, пожалуйста, о студенческих годах.

Всегда с гордостью говорю, что я сайсарский. Моя жизнь вертится вокруг великого озера Сайсары. Здесь я учился, работаю, жил и живу. Тоже ведь символично.

Осенью 1956 года я стал студентом первого набора сельскохозяйственного факультета ЯГУ. Нас было 25 человек, и все окончили учёбу. С удивлением вспоминаю, что было много русских девчат. Помню всех своих учителей, среди которых были яркие представители общественной науки, выдающиеся сыновья народа саха — Авксентий Мординов, Никита Соломонов, Георгий Башарин, Иван Романов и другие. Как-то Георгий Про-копьевич Башариннам, первым аспирантам ЯГУ, сказал: «Кандидат в депутаты ещё не депутат, кандидат наук ещё не учёный». Я крепко запомнил эти слова и впоследствии, как только защитил кандидатскую, сразу принялся за докторскую. Вот как наши преподаватели влияли на молодые умы, направляли нас.

Тогдашние первые аспиранты сейчас почти все доктора наук. Мы серьёзно относились к учёбе. С возрастом однокурсники становятся всё дороже,

по всем скучаю. Ведь учёба на сельскохозяйственном факультете ЯГУ — это моя молодость.

Запомнилась практика по оленеводству

Г Ч о о о

в совхозе «Эльгяйский» Сунтарского района. Впервые в жизни я летел на самолёте, как и мой однокурсник Кеша Ушницкий. На борту АН-2 мы с ним расхаживали по салону, чтобы увидеть красоту земли с высоты. Но тут как нас скрутило! Мы катались на железном полу почтового самолёта, так нам было плохо. После приземления в аэропорту Сангара все побежали обедать, а мне было не до этого. И когда объявили посадку, я попытался убежать: не хотел садиться обратно в самолёт. Но меня поймали и затащили в салон. Вот таким было знакомство с авиацией!

На этой практике многие из нас впервые научились доить коров, ухаживать за телятами, работали пастухами. В отделении совхоза «Эльгяйский» «Кюндядя» также многие из нас впервые в жизни увидели оленей, ездили на них, а также впервые попробовали оленину.

— Что изменилось с тех пор, о чём мечтают ваши студенты?

— К сожалению, сегодня у многих молодых людей нет чувства патриотизма. После окончания учёбы мы все, например, поехали работать в колхозы. Тогда ведь специалистов не хватало. Я был единственным специалистом с высшим образованием в родном колхозе. Отработал там два года главным зоотехником.

Обычно на первой же лекции спрашиваю у первокурсников, любят ли они малую родину? Взметается лес рук, молодцы, родину любят. Но мой очередной вопрос: вернутся ли они работать в родные села? — остаётся без ответа. От силы робко поднимается пара рук. В улусах же по-прежнему не хватает квалифицированных специалистов: врачей, учителей, зоотехников, ветеринаров. Миллион дают — не хотят ехать! А ведь

были времена, когда именно молодёжь осваивала целину, строила БАМ.

Родители против

— Что же делать?

— Первые агрошколы были созданы

в 1988 году. Прошло тридцать лет, и сейчас по всей республике их 104. Я всю жизнь работаю научным консультантом на общественных началах. Задача этих школ — трудовое воспитание, подготовка молодёжи к будущей взрослой семейной самостоятельной жизни.

В агрошколах ученики изучают основы сельскохозяйственного производства по книгам, которые написали наши учёные, занимаются научно-исследовательской работой. Так, ежегодно в научно-практической конференции «Чугуновские чтения» принимают участие около пятисот школьников. Кстати, при поступлении в ЯГСХА победителям агрочтений зачисляются дополнительные баллы и предоставляются разные привилегии.

— Каковы результаты? Сколько выпускников этих школ поступают в сельскохозяйственные вузы?

— К сожалению, в последние годы поступление выпускников агрошкол в сель-хозвузы и ссузы сокращается, хотя работа с нашей стороны ведётся большая, в том числе и профориентационная. Учителя стараются, дети пишут интересные проекты, с удовольствием учатся.

Я долго думал, в чём же проблема. Оказалось, это негативное влияние родителей. Они сбивают своих детей, не хотят, чтобы они работали в хотонах, трудились на пашнях. Так и говорят, мол, мой ребёнок обратно в коровник должен возвращаться, что ли, и копаться в навозе, как мы? Нет уж, пусть сидит в чистом офисе. Сейчас важно наладить просветительскую работу среди родителей.

Население нашей республики около миллиона, из них 38% проживают на селе. И только 5,3% из них производят мясо и молоко. Печальная статистика. А ведь чтобы жить, в первую очередь человек должен есть и уже потом — работать, рожать детей. Простая философия жизни. Сельхоз-производственник — одна из нужных и важных профессий, многие не понимают этого. Кто-то кормит, и только благодаря этому другие учат, лечат.

Цивилизация имеет отрицательное влияние на развитие человечества, в частности, на сохранение малых народов. Если мы забудем свой язык, культуру, традиционный образ жизни, мы вымрем как народ.

Сейчас Минобрнауки республики ставит задачу: из десяти выпускников агрошкол трое должны поступить в сельхозвузы, техникумы, приобрести сельскохозяйственные профессии. На сегодня это трудно выполнимо, в год к нам, в ЯГСХА, поступает около 60 выпускников, а это очень мало.

— Тогда возникает вопрос: нужны ли агрошколы?

— Безусловно, нужны. Этот уникальный опыт внедрён только в Якутии. Я ещё раз повторю: главная цель этих школ — воспитание молодёжи трудом. Ученики получают знания

и умения, необходимые им в дальнейшей жизни. Дети занимаются традиционными видами хозяйственной деятельности, это оленеводство, предпринимательство, рыболовство, охота, коневодство, земледелие, разведение крупного рогатого скота. Сейчас они уже осваивают новые направления — пчеловодство, пекарское дело, звероводство. Агрошкола — это школа реальной жизни, воспитывающая молодое поколение в духе национального самосознания и патриотизма.

О творчестве

— На днях увидит свет ваша новая книга. О чём она?

— Я писатель, воспевающий повседневную жизнь моего народа, заботы молодёжи, пишу

в основном о людях труда, о том, что вижу. Это не всегда любовная лирика, романтические мечтания. А нача-

О О Т/Ч

лось всё с поздравлений друзей. Когда у них были торжества, я посвящал им короткие стихи. Всем это нравилось, так потихоньку я и стал писать. В новой книге делюсь мыслями о жизни. Свои сочинения никогда не продаю, дарю студентам, знакомым, коллегам.

Творчеством занимаюсь с утра пораньше до работы. Часа в четыре, пять утра уже работаю, не могу долго спать, бессонница одолевает. В такой ситуации единственное спасение — творчество. Так повелось ещё с аспирантских времён. Наука — тоже великое творчество человека.

— Как ещё проводите свободное время?

— Я не умею отдыхать. Всю жизнь занимался и занимаюсь тем, чем должен и обязан заниматься, плюс творю. Суббота и воскресенье для меня — мучение. Не пою, не играю в шашки

и шахматы, не хожу в кино и театры. Спасает писательство. Ружье как положил тридцать лет назад, так и не прикасался к нему. Никуда отдыхать не езжу, разве что только на дачу и изредка на малую родину. Так что в этом плане можете меня считать скучным человеком.

Есть у меня историческая повесть о своём предке — князе Чугууне. Воспоминания о нём сохранились в якутском фольклоре: он один из тех, кто встречался с царём. Получается, мои предки были мастерами кузнечных дел и, кроме железа, знали и другие металлы, например, чугун. Это ведь тюркское слово. Говорят, мой отец был искусным деревщиком, увы, их дар не передался мне. Я больше с бумагой работаю (смеётся).

Семья

— С будущей женой познакомился будучи студентом, хотя она училась в Благовещенске на медицинском. При знакомстве выяснилось, что мы земляки, а её старшая сестра даже учила меня.

Жена Клара Павловна долгие годы проработала врачом-терапевтом. Дочь Саргылана окончила школу с медалью, вуз — с красным дипломом.

Пошла по стопам матери, она кандидат медицинских наук, врач-невролог. Люди говорят, хороший доктор. Единственная внучка Айталина учится в СВФУ на экономиста. Они у нас тоже люди труда. В нашей семье не принято праздно проводить время. Наша

жизнь не оценивается количеством прожитых лет, а тем, как ты жил, сколько пользы принёс людям.

Счастлив ли я? А что такое счастье? Оно ведь слагается из многих понятий. Это родной коллектив, любимая работа, общение с людьми, родные и близкие, здоровье. Жизнь — великий Учитель. Твои университеты, работа, любовь, слё зы, торжество победы, горечь поражений, радость встречи, тяжесть расставаний и потерь, пути-дороги — всё это слагается в большую дорогу жизни, по которой мы все идём. Счастье — когда с радостью идёшь на работу и с такой же радостью возвращаешься домой, где тебя ждут самые дорогие твоему сердцу люди. Вот так. НО

Universities Athanasius Chugunova

Matrona Kondratieva

Abstract. Professor Afanasy Chugunov is a living legend, an example of work and reason, the initiator of organization and the consultant of agro-profiled schools of Yakutia with an in-depth study of yhe fundamentals of agricultural, agrarian market.

Keywords: man of labor, scientist, agro-schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.