Научная статья на тему 'Университетское образование в Греции конца XIX - начала ХХ В. Глазами русских путешественников'

Университетское образование в Греции конца XIX - начала ХХ В. Глазами русских путешественников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
152
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕЦИЯ / GREECE / РУССКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ / RUSSIAN TRAVELERS / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / LECTURERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Булычева Елена Владимировна

Статья посвящена проблеме становления и развития высшего образования в Греции в конце XIX начале ХХ в. Основным источником являются воспоминания русских путешественников, посетивших греческую землю в тот период. Наши соотечественники обращают внимание на различные факторы, которые способствовали становлению и развитию высшего греческого образования. Они отмечают демократический характер системы обучения, стремление студентов к получению знаний. В мемуарах содержится важная информация об открытии университетов и атмосфере, в них царящей. Путешественники указывают на европейский характер греческого образования, уважение греков к собственной культуре и истории. Автор делает вывод о том, что греческое высшее образование способствовало национальному самосознанию, созданию новой элиты греческого общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The University Education in Greece of the 19-20th centuries on the memoirs of the Russian travellers

The article is devoted to the problem of the formation and the development of the higher education in Greece 19-20th centuries. The research is based on the memoirs of the Russian travelers. The Russian travellers pay attention to the different factors which exert influence on the formation and development of the higher education in Greece. They mark the democratic character of the Greek education, the desire of the students to study. The memoirs provide important information about opening of universities and about atmosphere existing there. The Russian travellers notice European influence on the Greek education and respects of Greeks to their cuture and history. The author comes to the conclusion, that higher education in Greece was the factor of the development of the national determination.

Текст научной работы на тему «Университетское образование в Греции конца XIX - начала ХХ В. Глазами русских путешественников»

Е.В. Булычева

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГРЕЦИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ в. ГЛАЗАМИ РУССКИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

Статья посвящена проблеме становления и развития высшего образования в Греции в конце XIX - начале ХХ в. Основным источником являются воспоминания русских путешественников, посетивших греческую землю в тот период. Наши соотечественники обращают внимание на различные факторы, которые способствовали становлению и развитию высшего греческого образования. Они отмечают демократический характер системы обучения, стремление студентов к получению знаний. В мемуарах содержится важная информация об открытии университетов и атмосфере, в них царящей. Путешественники указывают на европейский характер греческого образования, уважение греков к собственной культуре и истории. Автор делает вывод о том, что греческое высшее образование способствовало национальному самосознанию, созданию новой элиты греческого общества.

Ключевые слова: Греция, русские путешественники, высшее образование, университет, преподаватели, студенты.

Интерес русского общества к греческой культуре проявлялся во все времена. Древнерусское государство, налаживая взаимоотношения с Византией, испытывало особый интерес к греческой культуре и образованию. После принятия православия на Руси этот интерес стал наиболее заметным. Школы, которые открывались при русских монастырях, во многом копировали систему греческого преподавания.

В период нахождения греков под турецким гнетом непосредственные взаимоотношения между русскими просветителями и

© Булычева Е.В., 2012

Е.В. Булычева

греками на некоторое время прекратились, но в конце XVIII в. при Екатерине II происходит их возобновление. Россия по мере возможности покровительствовала развитию образования в Греции. Когда в 1771-1774 гг. часть островов Эгейского моря находилась под покровительством России, Екатерина II постановила своим указом учредить на острове Наксос училище для греческих детей. Однако после подписания Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией в 1774 г. остров был возвращен Оттоманской империи, и тогда «обучавшиеся были перевезены российским флотом в Петербург»1.

Целью настоящей статьи является рассмотрение вопроса о развитии высшего образования в Греции с конца XIX до начала ХХ в., многие основы которого сохраняются в системе современного греческого (и не только греческого, но и европейского) образования в наши дни. В качестве основного источника по этому вопросу будут привлекаться записки и воспоминания русских путешественников, которые побывали в Греции в этот период. К русским путешественникам относятся общественные деятели, литераторы, деятели культуры, предприниматели из России, которые называли себя русскими путешественниками. Среди них филолог А.П. Милюков, дипломат и публицист К.М. Базили, географ М. Ве-нюков, путешественник Н. Абров, дипломат С. Новиков. Конечно, воспоминания путешественников носят субъективный характер. Некоторые из них винили греков в склонности к общественной, публичной жизни, другие усматривали в их поведении признаки праздности и лености. Описывая Грецию, авторы в определенной мере заявляли и свою гражданскую позицию по актуальным проблемам жизни в России2. Для нас главное то, что путешественники оставили свои воспоминания о пребывании в Греции, характеризуя различные сферы жизни греческого общества той поры, уделяя большое внимание системе греческого высшего образования. Вопрос о становлении и развитии греческого университетского образования интересовал наших соотечественников и потому, что в это время в России также проходило реформирование и развитие университетов3.

Начало освобождения греческого народа от турецкого ига было непосредственно связано с развитием идеи национального самосознания. В связи с этим национальному единению греческого населения способствовало и осознание себя потомками древних эллинов, и попытка возродить наследие древней Эллады. Не последнюю роль в этом, как отмечают все русские путешественники,

Университетское образование в Греции..

сыграло европейское просвещение, идеи которого постепенно в большей или меньшей мере стали проникать в широкие слои греческого общества. Все русские путешественники отмечают стремление греков к сохранению памятников старины, несмотря на довольно сложное финансовое положение государства. Среди греков вошло в моду называть детей именами видных древнегреческих государственных деятелей, философов и драматургов, хотя еще несколько десятилетий назад многие не имели никакого представления о героях и достижениях древней Эллады. Русский художник И.Д. Захаров писал об этом времени: «Молодые люди одушевлены духом прошедших времен и подвигами великих людей, именами которых многие и ныне называются. Я знал многих Периклов, Платонов, Сократов и проч.»4. Характерно, что интерес к древности в целях сохранения своей национальной идентичности был присущ и грекам, которые продолжали проживать на территории Османской империи. Посетивший в конце 1840-х годов Турцию исследователь-славянист Виктор Григорович пишет, что в греческих учебных заведениях основное место уделялось преподаванию древнегреческого языка и древних авторов5.

Греческое государство способствовало поддержке греческого образования среди соотечественников, живших за пределами Греции. Российский дипломат С. Новиков рассказывает о том, что в 1830-е годы группа молодых греков, проживавших в Сирии, обратилась через греческое посольство в Константинополе с просьбой выслать греческие книги, поскольку они не понимали греческого языка. Спустя несколько месяцев после отправления книг король Оттон получил благодарственное письмо на греческом языке с именами юношей, которые обращались с просьбой, а на первом просительном письме эти молодые люди подписывались по-араб-ски6. В целом можно отметить, что национальное государство способствовало распространению греческого литературного языка даже за пределами Греции, выступая в роли поборника культурной экспансии эллинизма среди греческого населения других стран. Таким образом, важным фактором становления нового греческого государства и самосознания было развитие образования. Все русские путешественники обращают внимание на активное стремление греков к образованию, которое проявилось уже в первые годы освобождения Греции от турецкого ига, несмотря даже на отсутствие всех необходимых для этого условий7.

Русский дипломат и историк К.М. Базили в своих воспоминаниях пишет, что отношение «греческого народа к образованию при-

Е.В. Булычева

водит в удивление иностранцев, посещающих сию страну, когда так свежи в ней язвы последних злополучий». Особенно его и других иностранцев поражает отношение греческого народа отдаленных провинций к образованию, в которых даже малолетние дети в самых нечеловеческих условиях стараются стать образованными8. А.П. Милюков замечает, как нередко в самой беднейшей деревне жители нанимают сельского учителя и по очереди предоставляют ему еду и ночлег ради того, чтобы послушать его урок, а он делает всё, чтобы собрать учеников, которые по целым часам сидят за своими книгами9.

Необычайная страсть к образованию стала одним из факторов открытия высших учебных заведений в стране. Русский художник И.Д. Захаров отмечает, что с момента создания независимого государства в Греции открылось множество высших учебных заведений: политехнический институт, военное училище, институт греческого языка, но главным событием, конечно, было открытие Афинского университета в 1837 г.10 Об открытии университета в Афинах, той атмосфере, которая царила там, сообщают многие русские деятели, побывавшие в то время в Греции. Подготовка к открытию университета была делом трудным, полным споров и исканий11. Одна из проблем была связана с вопросом о характере преподавания и, конечно, финансовой поддержке. Путешественники отмечают, что становлению высшего образования в Греции в значительной мере способствовали пожертвования от представителей греческой диаспоры за границей. А.П. Милюков пишет: «У правительства не было денег - и со всех сторон полились приношения в пользу науки: из Лондона, Петербурга, Вены греки присылали большие суммы на основание университета, института, академии наук»12. Русские путешественники сообщают о греках, проживавших в Одессе, которые занимались предпринимательством и немало способствовали развитию высшего образования у себя на родине. В частности, одесская греческая община отличалась особой активностью в деле поощрения высшего образования у себя на родине. Средства на открытие высших учебных заведений в Греции поступали от известного мецената Т.Г. Мараэли, семьи Родоканаки13. Благодаря общим чаяниям, университет в Афинах был открыт 3 мая 1837 г. в доме знаменитого греческого архитектора Стаматиса Клеантесса в северо-восточной части Акрополя. В 1841 г. университет переместился в новое здание, построенное датским архитектором Кристианом Хансеном. Вуз стал первым учебным заведением не только в Греции, но и на всех Балканских островах. Первые факультеты,

Университетское образование в Греции..

открытые в университете, были следующие: теологии, юридический, медицинский, искусства. Русские путешественники отмечают, что первоначально обучались всего 52 студента, зато занятия вели 33 профессора.

Путешественники не без восторга говорят о демократизме греческого высшего образования. Образование было доступно разным слоям населения. Греческий студент, по мнению отечественных и западных граждан, отличался от своих собратьев из России и Европы. А.П. Милюков, описывая атмосферу, царившую в Афинском университете, отмечает, что «того известного типа молодого человека, который надевает студенческий сюртук для того, чтоб блистать в кондитерских и театрах, в Афинах не существует». Из разговоров с греками он заключает, что «страсть к учению здесь не бескорыстна, и всякий мальчик, посещая школу, мечтает уже о дипломе, который должен обеспечить ему положение в жизни». Русский филолог также замечает, что как только открылся университет, «молодые люди начали сходиться в него со всех концов Греции. Были случаи, что иной приходил в город с несколькими драхмами в кармане и определялся слугою или мальчиком в какой-нибудь магазин, требуя за свои труды только кусок хлеба да три часа в день для посещения лекций»14.

По мнению русских путешественников, Афинский университет в начале своей работы соответствовал всем основным требованиям, которые могут предъявляться к высшему образованию: в нем царил дух взаимопонимания между студентами и преподавателями, науки преподавались таким образом, чтобы подготовить профессионала в определенной области знаний, а не просто начитанного молодого человека15. По-видимому, в Афинском университете соблюдались те основные принципы высшего образования, о которых рассуждал Хосе Ортега-и-Гассет в своем сочинении о миссии университета. В частности, обращая внимание на высшее образование в Европе, он отмечает, что обществу нужны хорошие профессионалы - врачи, юристы, инженеры, - и поэтому существует университет с его профессиональным образованием, способностью превратить студента в профессионала своего дела16. Испанский философ и педагог совершенно правильно определяет, что такую систему проще создать недавно возникающим, молодым университетам, которые еще не успели стать консерваторами в области образования. В этом плане греческое государство, только избавившееся от турецкого порабощения, старалось развивать свое высшее образование именно таким образом. Высшее образование Греции в этот период

Е.В. Булычева

отличала еще одна важная черта - самые беднейшие представители греческого общества воспринимали обучение как некую ценность, даже если она не имела в дальнейшем практического применения. Характерный пример приводит А.П. Милюков, описывая разговор простой прачки с его греческим знакомым Ликадисом по поводу обучения ее дочери в престижном женском институте Арсакеон в Афинах17. Для простой женщины очень важно, что ее дочь получает образование в престижном учебном заведении страны, даже если после его окончания она не сможет найти достойную работу. Таким образом, обучение своих детей даже самыми беднейшими представителями греческого народа воспринималось как некая ценность в себе.

Русские путешественники отмечают, что на характер высшего образования в Греции особое влияние оказывала Западная Европа. Греческое высшее образование основывалось прежде всего на немецкой и французской академических традициях. Из этих стран приглашались преподаватели, которые играли ключевую роль на начальных этапах становления высшего образования. При этом, как пишут наши соотечественники, ситуация не изменилась и в дальнейшем. Как отмечает путешественник Николай Абров, посетивший Грецию в начале 1890-х годов, «что касается до состава профессоров, то теперь они уже все греки, хотя и получившие большей частью свое научное образование в германских и французских университетах»18. Россия пыталась оказывать влияние на становление высшего образования Греции в 1820-1830 гг. Однако впоследствии оно становится практически незаметным, уступая место европейскому просвещению. Описывая свое впечатление от посещения библиотеки Афинского университета, А.П. Милюков пишет: «С первого взгляда видно, что она всем обязана Западной Европе, книги в ней большей частью итальянские, французские и немецкие. На русском языке я ничего не нашел, кроме журнала министерства народного просвещения да разрозненных словарей. Между тем профессора говорили мне, что в университете всегда есть студенты, которые учатся по-русски, а Типальдос (директор библиотеки. - Е. Б.) не раз писал в Петербург и просил прислать наших классиков»19.

Безусловно, малое влияние русского образования на греческое прежде всего имело политические причины, поскольку, получив независимость, греки стали попадать под влияние западного мира, оказавшего им разного рода поддержку. Процесс отделения Греции от России стимулировала проблема самодержавного монархичес-

Университетское образование в Греции..

кого правления. Начиная с восстания 1843 г., политическая роль монархии в Греции сокращается, а влияние двора на политические процессы в стране постепенно ослабевает. Одновременно в греческом обществе развиваются демократические институты, появляются политические партии, начинается широкое участие масс в избирательном процессе (явления совершенно чуждые России той поры). Русские путешественники обращают внимание на совершенно разное политическое развитие Греции и России в XIX в. Русский путешественник М.И. Венюков пишет: «Греческая знать времен Византийской империи исчезла без следа, и теперь греческая община демократичнее всякого другого в Европе, за исключением разве швейцарского и норвежского»20.

Это явление имело важные социальные последствия. В результате вмешательства Западной Европы в греческое высшее образование политическая и интеллектуальная элита Греции была в значительной мере ориентирована на европейский опыт. Пассивность российского правительства в вопросе о формировании политической элиты Греции способствовала постепенному ослаблению влияния России на Грецию и изменению общественных настроений в Греции по отношению к России. Тем не менее русские люди (независимо от политических проблем) продолжали помогать становлению греческого национального образования. К.М. Базили вспоминает, как во время открытия семинарии при монастыре на Поросе присутствовали офицеры русского флота, которые «сделали по собственному движению подписку в пользу нового заведения»21.

Несмотря на европеизацию греческого образования, сами греки старались уделять особое внимание своим собственным традициям, преследуя цель позаимствовать лучшее из западного просвещения, но при этом сохранить самобытность. М.И. Венюков приводит мнение афинского профессора о необходимости сохранять единство греков, в том числе с помощью распространения эллинской культуры среди молодежи22. Сам профессор, о котором говорит М.И. Венюков, был выпускником Цюрихского политехнического института, французской Сорбонны и других заграничных учебных заведений, но оставался «чистокровным эллином» и считал, что во всех учебных заведениях Греции должна слышаться греческая речь и необходимо преподавать эллинскую литературу. Большое внимание уделялось преподаванию древнегреческой истории, распространялась идея о преемственности греческой истории с древнейших времен23.

Е.В. Булычева

Определенное влияние на греческое высшее образование оказывала и православная церковь. Подлинным реформатором греческого образования был Адамантий Корвис, который придал духовному движению греческого народа значительную силу. Он не являлся сторонником полного вмешательства церкви в светское образование, но полагал, что в греческих университетах должны преподавать умнейшие мужи церкви, способные качественно обучить греческому языку, истории Греции, а также техническим дисциплинам, физике и математике, поскольку обучение в семинариях предоставляло обширные знания их ученикам24. В Афинском университете большой популярностью среди студентов пользовался богословский факультет (богословский факультет был одним из четырех факультетов, которые стали основой для создания университета в 1837 г.). Курс обучения на факультете составлял 4 года. С 1923 г. на факультет смогли поступать девушки. Первоначально он располагался в главном здании университета. В 1931 г. православная церковь передала ему Введенский храм в центре греческой столицы. С тех пор в нем совершаются богослужения для профессоров и студентов. Он также по сей день служит местом прохождения практики для студентов богословского факультета. А.П. Милюков отмечает в своих воспоминаниях, что у факультета была своя фундаментальная библиотека25, в которой можно найти книги не только церковного, но и светского содержания. Русские путешественники отмечают высокий уровень образованности выпускников богословского факультета, которые имели блестящие знания по разным дисциплинам26. Действительно, за первые сто лет существования университета (1837-1937) на этом факультете звание профессора получили тридцать три человека. Многие выпускники богословского факультета оставались преподавать на факультете, в целом все они после окончания обучения занимались очень достойными делами, распространяя просвещение или будучи духовными отцами в разных приходах27.

Русские путешественники отмечают, что в Греции долгие годы обсуждался вопрос об открытии второго университета. Важным событием в сфере греческого образования явилось открытие университета в Салониках в 1925 г. Наши соотечественники оставили воспоминания о том, что к этому открытию греки готовились давно и тщательно. Географ М.И. Венюков замечает, что идея открыть университет в Салониках появилась еще в XIX в., но из-за ряда причин, особенно финансовой, это событие произошло в начале ХХ в.28 Университет был основан во время премьерства Александ-

Университетское образование в Греции..

роса Папанастасиу. Это высшее учебное заведение являлось вторым греческим университетом после Афинского. По словам Элефте-риоса Венизелоса, сразу после окончания Первой мировой войны, согласно планам тогдашнего правительства, второй университет должен был быть построен в Смирне, а место третьему университету отводилось в Салониках29. Однако Смирна не была частью Греции в это время, и эти планы окончательно провалились после Второй греко-турецкой войны (1919-1922) в Малой Азии. Тем не менее в 1924 г. Александрос Папанастасиу решил основать университет в Северной Греции, чтобы повысить уровень местной экономики и культуры30. На первом этапе развития университета (1926-1950) основной упор был сделан на те школы, которые в целом принимались как составляющие одного учебного института, а именно: факультет философии, факультет физики и математики, факультет права и экономики, факультет богословия и медицинский факультет. Как и в Афинском университете, в университете в Салониках была создана обширная библиотека, в течение первых пяти лет появились собственные лаборатории и Ботанический сад, что вполне соответствовало характеру высшего греческого образования, направленного на развитие профессиональных навыков своих выпускников.

В период становления университетского образования Греции закладывались основы формирования структуры университетов, которые существуют с некоторыми изменениями и в XXI в. Высшее учебное заведение включает в себя множество факультетов, которые постоянно взаимодействуют между собой. Факультеты делятся на школы. Школы являются основными академическими единицами, охватывающими определенную предметную отрасль научной дисциплины. Школы, в свою очередь, подразделяются на департаменты, каждый из которых координирует преподавание части предметной области, научной дисциплины. Лаборатории, аудитории и клиники - малые академические единицы, которые принадлежат департаменту, школе или факультету. Самые первые факультеты, которые были открыты в Афинском университете и университете в Салониках, - это факультет теологии, философии, педагогический, медицинский и инженерный. Особое внимание уделялось преподаванию истории, филологии, философии, педагогике и естественным дисциплинам. Наши соотечественники отмечали правильную и четкую иерархию, которая была основой высшего греческого образования31.

Наши соотечественники и иностранцы обращают внимание на централизованный характер управления греческими универ-

Е.В. Булычева

ситетами. Греция считалась и по сей день остается государством с исторически сложившемся централизованным управлением образования, в отличие от других стран Европы (меньшая централизация в образовании характерна для Австрии, Финляндии, Франции, децентрализованная система известна в образовании Великобритании, Германии, Швеции)32. Государство постоянно проводило политику вмешательства в отношении высшего образования. Высшим органом управления в университете изначально являлся Сенат университета, который состоял (с некоторыми изменениями таковым является в начале XXI в.) из ректора и трех вице-ректоров (проректоров), деканов факультетов, председателей различных школ, представителей преподавательского состава и представителей студентов и аспирантов от каждого факультета.

Говоря о греческом высшем образовании в самой Греции, нельзя обойти вниманием вопрос о получении высшего образования жителями греческой диаспоры, которая развивалась в дореволюционное время на юге России. Прежде всего это греческие общины, которые находились на юге России (Керчь, Одесса). Это явление, которое привлекало внимание русских путешественников. Представителями греческой диаспоры была развернута активная культурно-просветительская деятельность, на их средства строились школы, выплачивались стипендии студентам, покупались учебные пособия33. Благодаря деятельности богатых греческих меценатов, таких как К.И. Месаксуди, купцов Родоканаки на юге России была создана система греческого образования. Одесская греческая община отличалась большой активностью в сфере образования. В 1817 г. представителями греческой диаспоры было открыто Одесское Греческое Мужское Училище34. Программа обучения демонстрирует патриотический настрой греков, поскольку было дано предписание преподавать исключительно на греческом языке35. В этом учебном заведении занятия вели знаменитые преподаватели: Вулодимос, Хадзикостас, Малтос и другие. Библиотека училища насчитывала немало редких книг и ценных изданий.

Уже во второй половине XIX в. рядом с Одесским Греческим Мужским Училищем было создано Девичье Училище36. По окончании Девичьего Училища, имевшего восемь классов, его выпускницы могли поступать в третий класс афинских гимназий37. Большое значение имела находившаяся при училище типография, где печатались греческие книги. Характерно, что развитие греческого образования в Одессе шло бок о бок со становлением системы образования и особенно высшей его ступени в самой Греции.

Университетское образование в Греции..

Греки, выходцы из русских земель, в частности из Одессы, получив среднее образование в учебных заведениях, созданных по инициативе греческой диаспоры, затем часто отправлялись в Афинский университет или университет в Салониках, где завершали свое образование, возвращаясь в Россию прекрасными специалистами38.

Сказанное позволяет сделать несколько выводов.

Во-первых, университетское образование в Греции в конце XIX - начале ХХ в. развивалось под влиянием ряда факторов, среди которых основными являлись: патриотизм, финансовая поддержка со стороны государства, иностранцев и зажиточных граждан греческой диаспоры.

Во-вторых, высшее образование в Греции в период его становления характеризуется демократичностью, приверженностью лучшим традициям европейского просвещения и стремлением греческого общества к сохранению самобытной культуры.

В-третьих, греческое государство способствовало развитию системы светского образования, которое во многом стало связующим звеном между государственной идеологией и широкими слоями греческого населения. В процессе обучения в университетах Греции создавалась новая политическая элита, ответственная за будущее своей страны. Среди выпускников университетов в Афинах и Салониках такие знаменитые политики Греции, как Еван-гелос Венизелос, Василис Василикос, Василиос Никопос, Янна Ангепопулу-Даскалаки. И это лишь немногие известные имена.

Высшая школа в Греции являлась важнейшим фактором развития государства, будучи связанной с политической и экономической модернизацией страны. После обретения Грецией независимости образование наряду с религией, языком и участием в национально-освободительной борьбе являлось существенным фактором консолидации греческой нации и формирования массового самосознания.

Примечания

1 Алфёров Н.Ф. Два письма русского путешественника // Вестник Европы. 1808. № 11. С. 126.

2 А.П. Милюков отмечает, что греки видят причину неудачи России в Крымской войне в феодально-крепостнических пережитках. Возможно, что такое

Е.В. Булычева

суждение автора было навеяно его собственным мнением по данному вопросу (Милюков А.П. Афины и Константинополь. Путевые записки А.П. Милюкова 1857 года. СПб., 1859. Ч. 1. С. 69).

3 Русское общество 30-х гг. XIX в. Мемуары современников. М., 1989. С. 21, 29; Записки А.И. Кошелева. М., 1991. С. 48-49; Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX - начале ХХ века. М., 1991. С. 164, 171.

4 Русский художник И.Д. Захаров посетил Грецию с группой русских живописцев в 1849-1850 гг. (Захаров И.Д. Путевые записки русского художника Захарова, собранные во время путешествия по России, Турции, Греции, Италии и Германии. СПб., 1854. Ч. 1. С. 71).

5 Виктор Григорович отмечал: «Гораздо больше внимания уделяют они изучению древнегреческого языка и древних авторов. Круг учения греческих училищ достаточно обширен, но если принять во внимание назначение юношей, односторонен. Гораздо больше внимания они уделяют переводу древних авторов, чем тем наукам, которые больше бы соответствовали их назначению» (Григорович В.И. Очерк ученого путешествия по европейской Турции. Казань, 1848. С. 198).

6 Новиков С. Письма о Греции в 1865-1867 гг. СПб., 1869. С. 78.

7 Янници Ф. Греческий мир в конце XVIII - начале ХХ вв. СПб., 2005. С. 82.

8 К.М. Базили пишет: «Есть города и деревни, опустошенные войной; среди одичалости и развалин безмолствует печальный остаток народонаселения, а на церковном подворье малолетние дети теснятся вокруг приходского священника, который, укрываясь с ними в тени погорелого здания, учит их по лоскуткам книг и заставляет чертить буквы на песке» (Базили К.М. Архипелаг и Греция в 1830-1831 годах. СПб., 1834. Ч. 1. С. 111).

9 Милюков А.П. Указ. соч. С. 74. «У греков страсть к наукам неимоверная, у них мужчины и женщины - все учатся. Университет посещают люди всех званий, и на лекциях слушателей всегда много, не только молодых, но и пожилых» (Захаров И.Д. Указ. соч. С. 81).

11 Там же. С. 82.

12 Милюков А.П. Указ. соч. С. 71.

13 Скальковский А.А. Историко-статистический опыт о промышленных и торговых делах Одессы. Одесса, 1839. С. 80.

14 Милюков А.П. Указ. соч. С. 74.

15 См., например: Захаров И.Д. Указ. соч. С. 84.

16 Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. М., 2010. С. 73.

17 А.П. Милюков приводит разговор своего греческого знакомого Ликадиса с простой прачкой по поводу обучения ее дочери: «Надобно было видеть, с каким гордым удовольствием, вынимая белье из ручной корзинки, она говорила:

10

Университетское образование в Греции..

- Моя дочь ходит в Арсакеон!

- Что ж ты будешь делать с ней, когда она выучится? - спросил у неё Ликадис.

- Она будет учить богатых людей.

- А если не найдет места?

- Да разве Вы думаете, что образование помешает ей стирать белье? Ведь она и теперь иногда помогает мне».

18 Абров Н. От Марселя до Одессы через Афины и Константинополь. М., 1893. С. 35.

19 Милюков А.П. Указ. соч. С. 74.

20 Венюков М.И. Из Афин // Русская Мысль. 1891. № 6. С. 74.

21 Базили К.М. Указ. соч. С. 111.

22 Венюков М.И. Указ. соч. С. 74.

23 Проблемы греческой культуры: Материалы Международной научно-практической конференции. Симферополь, 1997. С. 57.

24 Соколов И.И. Константинопольская церковь в XIX в. СПб., 1904. Т. 1. С. 45-46.

25 Милюков А.П. Указ. соч. С. 74.

26 Абров Н. Указ. соч. С. 37.

27 Соколов И.И. Указ. соч. С. 47.

28 Венюков М.И. Указ. соч. С. 75.

29 Мисюревич О.Е. «Восстань, о Греция, восстань!» Рождение греческой независимости глазами современников. Симферополь, 1998. С. 124.

30 История университетов Европы. СПб., 2004. С. 109.

31 Базили К.М. Указ. соч. С. 114.

32 Венюков М.И. Указ. соч. С. 75.

33 Янници Ф. Указ. соч. С. 164.

34 Памятная книжка Одесского Учебного Округа на 1913-1914 учебный год. Одесса, 1914. С. 437.

35 Там же. С. 438.

36 Там же. С. 493.

37 Там же.

38 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Одесса. СПб., 1904. С. IV.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.