УДК 796.832.008
Сотрудничество Канады и греческой диаспоры Торонто в сфере образования в начале XXI в.
Елена Владимировна Булычева,
к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ). г. Москва,
Российская Федерация. 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6. Тел.+ 7 963 765 52 05, E-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросу сотрудничества в области образования Канады и греческой диаспоры Торонто. Эмиграция греков в Канаду стала происходить в конце XIX в. В начале ХХ в. на территории Торонто образовалась греческая диаспора. Автор отмечает, что, организовывая свою «маленькую Грецию», переселенцы стремились к тому, чтобы у их детей и внуков возникало ощущение пребывания у себя на родине. Для этого греки старались тщательно оберегать свои традиции и культурные ценности. С другой стороны, греки диаспоры прекрасно понимают, что, проживая в Канаде невозможно не воспринять особенности ее духовного развития. В связи с этим цель статьи - представить сотрудничество канадского общества и греческой диаспоры Торонто в сфере образования, определить особенности этих духовных контактов. На основе источников - информационных изданий греческой диаспоры Торонто показано, что греки диаспоры получают высшее образование в университете
200
Торонто. Автор отмечает, что политика руководства университета направлена на развитие мультикультурной программы образования. Так, наряду с другими предметами, в университете введён курс новогреческого языка, преподавание античной истории и культуры. В университете проходит симпозиум по проблемам эллинизма. Конечно, немалая роль в этом принадлежит грекам диаспоры. В статье обращено внимание на то, что в то же время греки стараются воспринимать традиции канадского воспитания и образования, активно реагируя на те процессы, которые происходят в этой сфере жизни общества Канады. В частности, греческая диаспора Торонто высказала неодобрение по поводу введения в программу школьного образования курса сексуального воспитания для детей 6-13 лет.
Автор также обращает внимание на тот факт, что греческая диаспора также активно реагирует на ситуацию, которая происходит в системе греческого образования. Греки Торонто совместно со своими соотечественниками высказали протест министру образования Греции Никосу Филису по поводу исключения из образовательной программы курса «Причерноморский эллинизм». Важно то, что их протест нашёл поддержку канадского общества.
В итоге автор статьи приходит к следующим выводам. В первую очередь, отмечается, что греческая диаспора Канады старается делать все возможное для приобщения своей молодёжи к культурным ценностям государства, которое стало их новой родиной. Особое внимание уделяется развитию образования, в котором сочетаются принципы национальной идентичности и восприятия духовных ценностей Канады. В то же время отмечается, что существуют некоторые проблемы, связанные в первую
201
очередь с различными подходами к пониманию основных принципов системы образования. Ключевые слова: Канада, Греческая диаспора Торонто, культурное сотрудничество, образование, наука, влияние, традиции
The cooperation of the СапаШап and the Greek diaspora of Toronto in the field of education in Early 21st century
Elena V. Bulycheva
Dr. in History, associate Professor of the Department of World History of the Russian State University for the Humanities, 125993, GSP-3, Miusskaya square 6 Tel: + 7 963 765 52 05, E-mail: [email protected]
The article is devoted to cooperation of Canada and the Greek diaspora of Toronto in the field of education. The emigration of Greeks to Canada started in late 19th century. In the early twentieth century they established their diaspora in Toronto. The author notes that building their own «little Greece», the settlers sought to provide their children and grandchildren with the feeling of staying at home. In support the Greeks also tried to preserve their traditions and cultural values. At the same time, the Canadian Greeks were well aware that it was impossible to stay isolated from the Canadian culture and spiritual development. In this regard, the article aims at presenting the cooperation of the Canadian society and the Greek diaspora of Toronto in the field of education, to determine the characteristics of these spiritual contacts. Based on the publications of the Greek diaspora of Toronto the article shows that these Greeks chose to get higher
202
education at the University of Toronto. The author notes that the policy of the University authorities was aimed at development of multicultural education programs. So, along with other subjects, the University introduced a course on modern Greek language, Ancient History and Culture. It also hosts a Symposium on Hellenism. Of course, a considerable role in introduction of these innovations belongs to Greeks of the diaspora. The article draws attention to the fact that the Greeks are try apprehend the Canadian tradition of training and education, actively responding to the processes that occur in this sphere of Canada's social life. In particular, the Greek diaspora of Toronto has opposed the introduction of the course on sexual education for children 6-13 years in the school curricula.
The author also notes the fact that the Greek diaspora is actively commenting on the situation in the educational system in Greece. The Greeks of Toronto joined their compatriots in opposing the Greek minister of education Nikos Filis for the exclusion of the course «The Black Sea Greeks» from the curriculum. It is all the more important that their protest has found support in the Canadian society.
The author comes to the following conclusions. First, it is noted that the Greek diaspora of Canada tried to do everything possible to attract its young people to the cultural values of their new homeland. Special attention is paid to the development of education, which combines the principles of national identity and perception of spiritual values of Canada. At the same time, it is noted that some problems still exist associated primarily with different approaches to the understanding of the basic principles of the education system.
Key words: Canada, Greek diaspora of Toronto, cultural cooperation, education, science, influence, tradition
203
В современном мире, когда существует множество геополитических, экономических и др. проблем в отношениях между государствами, сотрудничество между народами в области образования представляется особенно ценным и важным.
В данной статье мы рассмотрим вопрос о контактах в области образования между канадским государством и греческой диаспорой в Торонто в начале XXI в.
Греческая диаспора в Торонто, как и многие другие диаспоры греков в мире, появилась в 1923 г. после печальных событий в Смирне, когда произошла резня греческого населения турками. При этом, как свидетельствуют русские путешественники, побывавшие в Греции еще в XIX в., многие молодые греки начали свою эмиграцию уже в это время. Так, известный русский дипломат К. М. Базили отмечает, что в 1830-1831 г. его знакомые греки рассказывали ему, что их друзья отправились жить в далекую и неизвестную Канаду [1, с. 98]. Массовая миграция началась в начале XX в., что было связано с экономическим кризисом, который постиг греческое государство и заставлял население искать работу за рубежом. При этом характерно то, что в большинстве случаев страну покидали люди интеллектуальных профессий, а также начинающие бизнесмены, старающиеся наладить своё дело за океаном [6, с. 21]. Греческие диаспоры стали появляться в разных канадских городах, одна из самых значительных возникла в Торонто. При этом следует обратить внимание на тот факт, что греческая диаспора в Торонто одна из наиболее многочисленных, ее численность составляет 200 тыс. человек. «Маленькая Греция», которую переселенцы пытались организовать на новой родине должна была создать у их детей и внуков ощущение погружения в родную среду их предков. В наше вре-
204
мя греческая диаспора преследует ту же цель. Кроме того, греки Торонто в начале XXI в. не только приобщают своих потомков к культурному наследию своей страны, но стараются способствовать развитию культурного взаимовлияния Греции и Канады. В этой их деятельности активную помощь им оказывает канадское общество и государство. Культурные контакты Канады и греческой диаспоры Торонто проходят по ряду направлений. В статье мы постараемся рассмотреть вопрос о сотрудничестве в сфере образования.
Большое влияние на развитие культурного сотрудничества оказывает высшее образование, поскольку именно в стенах университетов формируется идеология молодёжи, воспитывается будущая интеллектуальная элита государства. В XIX в., когда Греция освободилась от влияния турецкого ига и стала суверенной, государство и общество обращало большое внимание на развитие университетского образования. При этом с самого начала становления университетов греческая интеллигенция старалась ориентироваться на западные идеи. В Афинский университет приглашались профессора из Западной Европы и Америки [6, с. 69]. В дальнейшем эта тенденция стала распространяться на греческие диаспоры за рубежом. Именно там стали наиболее популярными идеи западноевропейских и североамериканских университетов [5, с. 170-171]. Однако греки старались не только заимствовать опыт Запада в вопросах образования, но сохранять и распространять собственную культуру. Подобная тенденция прослеживается и в наши дни. Практически вся молодежь греческой диаспоры Торонто получает образование в Канаде. Греческая диаспора Торонто активно сотрудничает с Американской греческой прогрессивной ассоциацией образования (ЛИБРА), которая активно
205
способствует развитию взаимовлияния Греции и Канады в вопросах образования и науки. Эта ассоциация была образована в США в 1922 г., ее самые крупные представительства находятся на территории США и Канады [9, с. 97]. С тех пор она активно участвует в развитии культурных связей между Канадой и Грецией, а университет в Торонто постоянно взаимодействует с ней. AHEPA оказала эффективную помощь греческой диаспоре Торонто в том, что в образовательную программу университета в Торонто в 2012 г. ввели преподавание новогреческого языка. Кроме того, начиная с 2001 года, в университете Торонто открыто направление подготовки по программе - Изучение Греции (Greek Programm), в которую включены дисциплины - античность, греческий язык и философия. Безусловно, подобное мероприятие способствует расширению контактов между народами, приобщению к языковым и культурным традициям. Еще одним важным делом в развитии культурного взаимовлияния стала организация симпозиума, посвящённого вопросам эллинизма, который состоялся в университете Торонто 13 октября 2012 г. В этом симпозиуме принимали участие, как канадские профессора, занимающиеся проблемами греческой истории, экономики и культуры, так и греческие специалисты, приглашенные из университетов Афин и Солоник. Интересно отметить тот факт, что весьма подробно это мероприятие освещалось на сайте греческой диаспоры Торонто. Самыми широко обсуждаемыми стали следующие проблемы: вопросы о состоянии экономики и финансового рынка в Греции, геополитическая ситуация в малоазийском регионе, взаимоотношения греческой диаспоры, проживающей в США, Канаде и Европе [15, p. 3]. Важно отметить тот факт, что симпозиум сопровождался оживленными дискуссиями
206
канадских и греческих ученых и студентов, что весьма содействует развитию культурных контактов между народами. Весьма важно также то, что в этих дискуссиях участвует молодежь, которая перенимает опыт старших коллег и приобщается к толерантному общению. Следует отметить, что греческая диаспора Торонто постоянно направляет свои усилия на то, чтобы греческая молодёжь, приобщаясь к традициям и ценностям североамериканской культуры, также не забывала о своей собственной истории и культуре. В этом плане очень важным событиям стала презентация статьи о Греции посла Греции в Канаде Елефтериоса Ангелопулоса в университете Торонто. В этой статье посол обращает внимание на развитие контактов между греками и канадцами в разных областях жизни. В частности, он отмечает, что в 2013 г. увеличилось количество канадцев, посетивших Грецию. При этом туристы выбирали не только места пассивного отдыха, но активно знакомились с достопримечательностями Греции, в первую очередь, их интересовали памятники Древней Эллады.
В последнее время в канадском университете Торонто, как и в других высших образовательных учреждениях Канады стали получать образование взрослые эмигранты из Греции. Они фактически проходят курс переобучения для того, чтобы получить хорошую работу в Канаде. Подобная ситуация вызывает далеко неоднозначную реакцию греческой диаспоры.
С одной стороны, отмечается, что это необходимость, связанная с экономическим кризисом в Греции, в результате чего много работоспособных и талантливых греков ищет работу за океаном. Сторонником такой точки зрения выступает Костас Менегакис, долгие годы возглавлявший греческую общину Торонто. С другой стороны,
207
прослеживается негативная реакция греческого общества, представители которого полагают, что подобная тенденция способна привести к потере престижа собственного греческого образования, поскольку получается, что диплом, полученный в высших учебных заведениях Греции не ценится в Северной Америке [9, с. 104].
Рассматривая этот вопрос, следует отметить тот факт, что канадская система образования предполагает специальное образование взрослых. Сами канадцы проходят ряд этапов обучения, на каждом из них им предлагается подтвердить свой диплом, пройти переподготовку [7, с. 15]. Канадский специалист К. Миерс отмечает, что подобная система образования взрослого населения необходима, особенно в наше время, когда постоянно меняется наука и техника, появляются новые инновационные возможности [11, р. 75].
Греческая диаспора Торонто не только следит за развитием образования греческой молодежи в Канаде, но также тщательно наблюдает за процессами, происходящими в самой Греции. Начиная с XIX в., греческие диаспоры за рубежом всегда деятельно участвовали в процессе образования на своей родине, радуясь успехам, и переживая неудачи со своими соотечественниками [6, с. 71].
В наши дни греки Торонто также активно откликнулись на ситуацию, происходящую в греческом образовании. Летом 2015 г. разразился громкий скандал, связанный с тем, что министр образования Греции Никос Фи-лис заявил о преувеличении геноцида греков Понта. Кроме того, по его инициативе раздел истории «Причерноморский эллинизм в XIX-XX вв.» был исключен из образовательной и экзаменационной программы лицеев Греции.
208
Как известно, страшное событие, которое вошло в историю под названием геноцид греков Понта, произошло на территории Малой Азии в 1922-1923 гг., когда греческое население Турции безжалостно уничтожалось представителями организации младотурков [4, с. 321]. Естественно, что для всего греческого народа это страшное событие истории, а потому подобное заявление министра образования вызвало негативную реакцию у представителей греческой диаспоры Торонто.
Считая заявление министра образования Греции о геноциде греков Понта «дерзким вызовом», представители греческой диаспоры Торонто совместно с населением других греческих диаспор зарубежья передали через посла Греции в Канаде, что, если Никос Филис не будет уволен со своего поста в ближайшее время, они вынуждены будут прибегнуть к мобилизации масс. По сообщению газеты греков зарубежья «Национальный вестник», посол не позволил присутствовать при передаче резолюции журналистам и телеоператорам, заявив, что они не приглашены на эту встречу.
Тем не менее, по завершении встречи, которая длилась около часа, председатель объединения греческой диаспоры отметил, что взаимопонимание было достигнуто и было получено согласие посла передать правительству Греции резолюцию и слова глубокого возмущения диаспоры. В постановлении греков зарубежья, в частности, говорилось: «У нас достаточно много проблем и неразрешенных вопросов. Страна, которая сформулировала принципы и ценности жизни, а также этические нормы, не может представляться теми, кто над нами издевается». Представителей диаспоры также особенно возмутил тот факт, что подобные слова исходили от министра образо-
209
вания, человека, призванного руководить воспитанием молодого поколения.
Важно то, что солидарность с греками проявили канадцы, которые активно поддержали этот протест [12]. Греческая диаспора также живо реагирует на процессы, происходящие в канадском образовании. При этом следует отметить, что канадское общество не всегда поддерживает греческую инициативу. В мае 2015 г. греки Торонто участвовали в одной из самых масштабных в истории Канады акции - забастовки родителей. Греки высказали недовольство школьной программой премьер-министра канадской провинции Онтарио Кетлин Винн. Основой ее предложения стало введение в школах предмета сексуального воспитания для детей от 6 до 13 лет. В ответ на этот шаг 35 тыс. детей греческой диаспоры не пришли в школы.
Протестуя против образовательной программы, греки отмечают, что они всегда будут следовать духовным ценностям, которые переходят у них из поколения. В первую очередь, это моральные принципы православия, которые не позволяют развращать молодежь. Представители греческой диаспоры также отмечают, что недопустимо вводить подобный предмет в таком возрасте, поскольку дети не готовы к восприятию подобных идей.
В канадском обществе к акции греческой диаспоры отнеслись противоречиво. С одной стороны, многие канадцы поддержали греческую сторону. С другой, оказалось немало и тех, кто заявил протест греческой диаспоры, объясняя это тем, что в современном демократическом обществе введение подобного школьного предмета является необходимым [13]. Подобная позиция сторон, скорее всего, демонстрирует прежде всего некоторые
210
разногласия общественного характера, а не какие-либо национальные противоречия.
По мнению руководства греческой общины в Торонто, самый лучший способ воспитания и обучения подрастающего поколения - это приобщение к культурным, самобытным традициям своего собственного и других народов. Как сообщает редакция «Понтийских новостей», греки Торонто отмечают, что подобное толерантное воспитание молодежи особенно распространено в Канаде, где политика государства направлена на развитие муль-тикультурного образования [14].
В 1997 г. была принята программа мультикультурно-го образования Канады, в соответствии с которой предполагается развитие междисциплинарного и межкультурного подходов в образовании, когда большое внимание уделяется знакомству с духовными традициями других стран и народов [2, с. 11]. В связи с этим руководство г. Торонто на протяжении уже многих лет старается организовывать различные национальные праздники и фестивали, посвященные культурным традициям народов, проживающих на территории канадского города.
Греческие фестивали пользуются особой популярностью местных жителей. Возможно, по причине того, что они отличаются большим колоритом, яркой самобытностью, как правило, сопровождаются пением и танцами, дегустацией всеми любимой греческой кухни. В последнее время особой популярностью пользуется греческий фестиваль Taste of Danforth, который называют самым крупным уличным фестивалем в Канаде. Во время этого мероприятия население знакомится с культурой и бытом Греции. Греки представляют мастер-классы по кулинарии и кустарным промыслам.
211
Этот фестиваль собирает большое количество народа, при этом участвуют люди вне зависимости от их национальной принадлежности. Важно то, что большинство участников этого мероприятия молодые люди - студенты университета Торонто, а также молодые греки, приезжающие из других канадских городов. Во время фестиваля происходит самое доброжелательное общение, юные греки приобщают к своей культуре население Канады и сами еще ближе знакомятся с ней.
В тоже время большой популярностью у греческой диаспоры пользуются канадские национальные торжества, на которых организаторами и волонтерами выступают молодые канадцы. Большое количество молодёжи собирает знаменитый праздник семьи, международный фестиваль тюльпанов и день Земли. Последний представляет собой весьма важную экологическую акцию, на которую собираются многие школьники и студенты.
Начиная с XIX в. в системе греческого образования большую роль играла православная культура. В период борьбы греческого народа за независимость школы располагались на территории церкви, а священник являлся учителем [5, с. 172]. Греческая диаспора за рубежом до сих пор следует этой традиции. На территории Торонто в последнее время работает несколько крупных православных образовательных учреждений. Прежде всего это Школа православного богословия при Колледже Святой Троицы, а также Преображенская греческая православная школа и Богословская школа святой Марии Парижской.
Образовательные программы этих учреждений предполагают изучение истории, богословия, философии древнегреческого и новогреческого языков, а также ряд дисциплин технического характера. При этом в последнее время преподаватели и священники отмечают, что
212
существуют некоторые проблемы, в первую очередь, связанные с набором учащихся. Количество учеников в последнее время сокращается, родители стараются дать своим детям светское образование, что обусловлено спецификой современного мира, когда требуются специалисты для информационного общества [3, с. 19].
Однако в тоже время сами греки отмечают, что эта ситуация в целом не сказывается на снижение популярности греческих православных образовательных учреждений в Канаде, на территории этой страны православных школ и колледжей гораздо больше, чем в других западных государствах [9, с. 55]. Скорее всего, этому способствует, как уже отмечалось выше, мультикультурная программа канадского государства.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать некоторые выводы. Греческая диаспора Торонто старается делать все возможное для развития образования молодого поколения, приобщая молодых людей к традициям и духовным ценностям своей родины. При этом греки направляют свои усилия на то, чтобы в Канаде, где они проживают, в учебный процесс были включены дисциплины, направленные на изучение греческих языковых и культурных традиций. Политика канадского государства и правительства направлена на развитие мультикультурного образования. В связи с этим греческая культура наряду с национальными ценностями других народов, проживающих в Канаде, занимает немалое место в системе канадского образования. В тоже время в канадском обществе и греческой диаспоре существуют некоторые проблемы, связанные с различными подходами к пониманию задач современного образования. Однако они не препятствуют сотрудничеству народов в образовательной сфере.
213
Литература и источники
1. Базили К. М. Архипелаг в Греции в 1830-1831 годах.
4. 1. СПб., 1834. 234 с.
2. Балицкая И. В. Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии // Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. Новосибирск, 2008. 24 с.
3. Богословская школа и будущее православия // Национальный вестник. М., 2009. № 9. С. 10-31.
4 Ботсвейн Т., Николсон К. Греция. История страны. СПб., 2007. 512 с.
5. Булычева Е. В. Университетское образование в Греции конца XIX - начала ХХ в. глазами русских путешественников // Вестник РГГУ. Сер. Исторические науки. М., 2012. № 9 (39). C. 165-178.
6. Милюков А. П. Афины и Константинополь. Путевые записки А.П. Милюкова 1857 г. СПб., 1859. Ч. 1. 259 с.
7. Мукан Н. В., Бусько М. Б. Особенности образования взрослых в Канаде // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Новосибирск, 2011. С. 5-23.
8. Проблемы греческой культуры. Материалы международной научно-практической конференции. Симферополь, 1997. 295 с.
9. Штокман Е. А. Высшее образование в США. М., 2005. 200 с.
10. Angelopulos E. Greece: culture, history and unrivalled beauty // Diplomat and International Canada. No 1. Toronto, 2014. Р. 28-34.
11. Myers K., Broucker P. de. Canada Education and Training System. Ottawa, 2006. 152 р.
12. Pontos News. September 16. 2015.
13. Pontos News. May 6. 2015.
214
14. Pontos News. October 7. 2016.
15. Symposium on Hellenism. Toronto, 2012.
References
1.Bazili K. M. Arhipelag v Grecii v 1830-1831 godah. Ch. I. [Archipelago in Greece in 1830-1831]. Part 1. SPb., 1834. 234 p.
2 Balickaja I. V. Multikulturnoe obrazovanie v SSHA, Ka-nade i Avstralii [Multicultural Education in the USA, Canada and Australia] // Avtoreferat na soiskanie uchenoij stepeni doktora istoricheskih nauk. Novosibirsk, 2008. 3. Bogoslovskaja shkola i buduchee pravoslavija [Theological School and the Future of Christianity] // Nacionalnyj vestnik. 2009. № 9. P. 10-31.
4 .Botsvejn T., Nikolson K. Grecija. Istorija strany [Greece. The History of the Country]. SPb., 2007.
5. Bulycheva E. V. Universitetskoe obrazovanie v Grecii konca XIX - nachala XX v. glazami russkih puteshestvenni-kov [University Education in Greece in late XIX - early XX century through the eyes of Russian Voyagers] // Vestnik RGGU. Ser. Istoricheskie nauki. M., 2012. № 9 (39).
6. Milukov A. P. Afiny i Konstantinopol'. Putevye zapiski A.P. Miljukova, 1857 [Athena and Constantinople. Notes of a Journey of A.P. Miljukov]. SPb., 1859. Ch.1.
7. Mukan N. V., Bus'ko M.B. Osobennosti obrazovanij vzroslyh v Kanade [Specificity of Adult Education in Canada] // Lichnost', sem'ja, obshestvo: voprosy pedagogiki i psiho-logii. Novosibirsk, 2011. P. 5-23.
8. Problemy grecheskoy kul'tury [Problems of Greek culture]. Materialy mezhdunarodnoij nauchno-prakticheskoij konfe-rencii. Simferopol', 1997.
215
9. Shtokman Е.А. Vysshee obrazovanie v SSHA [Higher Education in the USA]. М., 2005.
10. Angelopulos E. Greece: culture, history and unrivalled beauty // Diplomat and International Canada. No 1. Toronto, 2014.
11. Myers K., Broucker P. de. Canada Education and Training System. Ottawa, 2006. 152 р.
12. Pontos News. September 16. 2015.
13. Pontos News. May 6. 2015.
14. Pontos News. October 7. 2016.
15. Symposium on Hellenism. Toronto, 2012.
##
\
216