УДК 37.017.924 Люкшин Д.И.
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ СПОРТ В КАЗАНИ: ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕАЛОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ В КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ*
Статья содержит краткий обзор развития университетского спорта в Казани вплоть до начала ХХ.I века, автор также пытается показать связь российского спорта с олимпийским движением, вскрыть исторические и философские корни олимпизма и университетского спорта, на конкретных примерах проследить роль Казанского университета как проводника философских и научно -педагогических идей европейского просвещения в российской провинции.
Ключевые слова: А.Д. Бутовский, Казанский университет, Международные университетские игры, Олимпизм, постсекулярная философия, Просвещение, П.Ф. Лесгафт, Пьер де Кубертен, Универсиада.
Международное спортивное движение, - этот неотъемлемый элемент современной цивилизации, - своим появлением обязано усилиям энтузиастов, которые в конце XIX века искали средства для утверждения идеалов гуманизма в условиях модернизирующегося мира. Одним из наиболее эффективных инструментов содействия «построению мирного и более лучшего мира через воспитание молодежи» выдающийся французский мыслитель и педагог Пьер де Кубертен считал спорт при условии, что стремление к победе будет сочетаться в нём с принципами толерантности, товарищества и уважения достоинства личности. Хотя П. де Кубертен широко известен как создатель современного олимпизма, квинтэссенциею его творчества составляла педагогика гедонизма, получившая наиболее полное воплощение как раз в идее университетского спорта [1].
^Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-13-16001 а/В
64
Сформулированное Кубертеном педагогическое кредо модерна сводится к воспитанию гармонично развитой личности, ощущающей потребность в телесном самосовершенствовании с целью публичной самопрезентации, ищущей в занятии спортом удовольствия. Затраченные при этом усилия, оборачиваясь успехами, формируют ресурсную базу новой мобилизации, которая рассматривается как средство достижения успеха. Результатом кубертеновской педагогики должна явиться личность, мотивированная на постоянное саморазвитие, выступающее результатом непрерывных профессиональных усилий, которые, - по мысли автора, - воспринимаются как удовольствие, а не изнурительный труд, унижающий достоинство гармонично развитой личности. Спорт здесь нужен как способ внедрить в сознание студентов алгоритм удовольствия от усилия, в то время как результат не так уж важен. Ведь в профессиональной деятельности вузовских питомцев не всегда ждут успех и признание -карьера молодого учёного напрямую зависит от силы характера, бойцовских навыков, уверенности в себе. Кубертен-педагог стремился выучить своих последователей не падать духом, продолжая служение на избранном поприще, надеялся, что наглотавшись песка студенческих спортивных арен они со спокойным достоинством будут относится к жизненным неудачам и сбоям в карьере, продолжая движение к цели.
Хотя первые «Международные университетские игры» состоялись в 1923 году, духовное родство величайших гуманитарных проектов Нового времени - международного спортивного движения и классического университетского образования - обнаружилось практически сразу. Многие европейские и американские университеты известны не только своими исследовательскими результатами, но и спортивными традициями. Российские университарии тоже уделяли внимание как духовному, так и физическому развитию. Начало XIX века в России было отмечено бурным развитием системы образования, венцом которой становятся университеты нового типа в Казани и Харькове. Воплощённая в их структуре идея единого научно -
65
образовательного пространства, сердцем которого стало бы сообщество учёных, окружённых взыскующей истины молодёжью, была в то время методологической новеллой мирового уровня. Проект «Большой реформы образования», - по образцу предпринятой в Пруссии Вильгельмом Гумбольдтом, - в случае удачи сулил обеспечить прогресс государства и общества потребным количеством квалифицированных администраторов, чиновников и способных учёных, подготовку которых как раз и предполагалось вести на фабриках разума, которыми должны были стать университеты, созданные по образцу гумбольдтовского.
Привычное заимствование немецкой новинки российским академическим сообществом было поддержано имперской администрацией, которая накануне большой европейской войны была озабочена приисканием способов укрепления государственного единства. Привлекательность модели классического университета для обеспечения социально-политической стабильности империи была очевидна: приготовление «юношества для вступления в различные звания государственной службы» [2] разворачивалось планомерно, в него вовлекались провинциальные дворяне и нерусское население, что -кстати - позволяло сократить затраты на строительство «умственной крепости вблизи военной» [3].
Казань как исторически сложившийся политический, экономический и культурный центр рассматривалась как форпост имперской политики на Востоке. Полиэтничная Казанская губерния могла доставить для нужд государственной службы представителей многих нерусских народов, которые пройдя университетский курс должны были выступать ретрансляторами имперской идеологии в инородческой среде. Казань также являлась центром торговли с мусульманским Востоком, при этом оставаясь крупным европейским городом. Последнее обстоятельство имело решающее значение для организации в городе имперских учреждений, ориентированных на реализацию восточной политики.
Хотя укоренение модели классического университета на рос-
66
сийской почве прошло, в целом, успешно, а образовательная реформа оказалась эффективной, её итоги не вполне соответствовали замыслам правительства: отсутствие в России профессионального научного сообщества заставляло приглашать иностранцев, способствуя распространению самых радикальных интерпретаций просветительского проекта в среде, где чары позитивизма не развеивались, хотя бы отчасти, здоровым скепсисом консерватизма. Поскольку Просвещение явилось следствием реформаторской ревизии католицизма, постольку российское общество, незнакомое с перипетиями религиозных войн, не имело иммунитета к просветительским утопиям. В итоге, хотя система университетов в России формировалась как государственная, университеты оказались главными рассадники неотделимого от просвещения свободомыслия. «Русские университеты, - писал С.М. Степняк-Кравчинский, - занимают совершенно исключительное положение» [4], а университетская молодёжь постепенно выдвигалась на роль духовного наследника, на котором сосредоточивались «лучшие надежды нашего отечества» [5]. Получившийся результат, который приемник Александра I назвал «волчьим логовом», отрефлексированный научным сообществом едва ли к началу ХХ века, обусловил формирование уникальной традиции, в рамках которой саботаж государственных мероприятий начинался уже в недрах государственных же образовательных учреждений [6].
«Снятие» этого противоречия оказалось задачей ХХ века. Важным подспорьем в ее решении становятся новаторские идеи сочетания научного и физического образования, высказанные в Европе Пьером де Кубертеном, а в России профессором Казанского, а затем Санкт-Петербургского университета П.Ф. Лесгафтом, позднее -А.Д. Бутовским. Их идеи, дополняя друг друга, фактически составили единую программу модернизации гумбольдтовского проекта, выводившей идеологию просвещения на новый уровень. Этот процесс, будучи естественным развитием университетской традиции Европы, не обнаружил противодействия и в российском университетском сообществе.
67
Традиция спортивных занятий в Казанском университете, заложенная во временя ректорства Н.И. Лобачевского, в конце XIX века существенно обогатилась благодаря деятельности учёных -энтузиастов по научному обоснованию методики и организации занятий физическими упражнениями и играми. Поскольку к этому времени университет уже принял на себя культуртрегерскую миссию, постольку реализуемые при его посредстве идеи физического упражнения как основы образования и удовольствия через усилие получили определенное распространение в Казани и в губернии [7].
Образовательную роль физических упражнений убедительно обосновал выдающийся учёный и, - по определению академика Павлова, - страстный учитель П.Ф. Лесгафт [8]. Хотя большинство его идей было реализовано уже в Петербурге, в своих основных чертах «русская система физического воспитания» была задумана уже в Казанском университете, где он с 1868 года занимал должность профессора кафедры физиологической анатомии [9]. П.Ф. Лсгафт преследовал цель всестороннего развития личности. Предлагая программу физического образования он преследовал двоякую цель: с одной стороны - научить человека сознательному управлению своими действиями, а с другой - претворять свои мысли в действия. Одной из высших форм физической активности он считал спортивные игры [10]. Физическое образование, - по мысли П.Ф. Лсгафта, -выходит далеко за пределы задач обучения только физическим упражнениям и приобретает значение общеобразовательного метода, направленного на всестороннее развитие личности человека [11]. Ключевым понятием, определявшим взгляд П. де Кубертена на спортивные соревнования также является термин «игры», исключающий возможность брутального противостояния: гладиаторский дух несовместим со спортивным гедонизмом. И хотя сам Лесгафт не использовал понятия спортивного гедонизма, его труды проникнуты убеждённостью в бессмысленности и даже вредности атлетизма, под которым он понимает занятия спортом ради выгоды. Физическое образование должно следовать законам природы, открывая человеку его
68
собственные возможности и возможность ими наслаждаться.
Будучи прогрессивным учёным, Пётр Францевич выступил в 1871 году в Петербургских ведомостях со статьёй, изобличавшей пороки университетского управления. Результатом этого обращения стало его увольнение из числа профессоров университета. Эта расправа вызвала бурю негодования в Казани и в стране. В виде протеста против этого увольнения, подали заявления об уходе и покинули университет ещё 7 профессоров [12].
Впрочем идеи, высказанные Лесгафтом, отнюдь не были гласом вопиющего в пустыне. В тот период в стенах Казанского университета действовала целая плеяда выдающихся педагогов и учёных, отводивших физическому развитию важнейшее место в процессе образования. Так, в 1869 году профессор Н.О. Ковалевский выступил с публичной лекцией «О деятельности мышц», в которой научно обосновал необходимость физического воспитания. Год спустя он организовал Отдел физического воспитания при Казанском обществе врачей, который считал приоритетным изучение потребности учащейся молодёжи в занятиях физическими упражнениями и играми, выработку предложений по их организационному, методическому, материально-техническому, кадровому и научному обоснованию [13].
Активное участие в работе Отдела физического воспитания приняли профессора Казанского университета, известные как в России, так и за рубежом: Н.Ф.Высоцкий (организатор и первый директор Бактериологического и Женского медицинских институтов в Казани), И.М.Гвоздев (основатель казанской школы судебной медицины), А.В.Петров (патологоанатом, способствовал становлению сани-тарно-профилактического направления общественной и земской медицины в России), А.И.Фрезе (психиатр, организатор и директор первой в России Окружной психиатрической лечебницы в Казани) и др.
Результаты деятельности университетских учёных широко внедряются в практику общеобразовательных учебных заведений учебного округа. Так, к началу второго десятилетия ХХ века гимна-
69
стику преподавали в 122 учебных заведениях Казанской губернии, среди которых мужские и женские гимназии, реальные училища, учительские семинарии, причём едва ли не в каждом пятом заведении уже имелись специально оборудованные спортзалы.
Широко развернулась организация общественных физкультур-но-спортивных организаций, среди которых: кружки физического развития (в гимназии №1 и юнкерском училище); спортивные общества «Охотников конского бега» (с 1867 г.), «Любителей шахматной игры» (с 1884 г.), «Велосипедистов-любителей» (с 1893 г.), «Беркут» (с 1908 г.), «Сила и здоровье» (с 1911 г.), «Сокол» (с 1913 г.), «Любителей воздухоплавания» (с 1914 г.); речной «Яхт-клуб» (с 1907 г.), Казанский Яхт-клуб (с 1913 г.). С 1867 года ведёт начало история первенств (чемпионатов) Казани по конным скачкам, которые, таким образом, стали первым видом спорта, по которому в городе прошли официальные соревнования. Кроме того, проводились состязания по велосипедному спорту (с 1894 г.), гимнастике и гребле (с 1908 г.), греко-римской борьбе (1909 г.), стрельбе и теннису (с 1910 г.), боксу, легкоатлетическому десятиборью и хоккею с мячом (с 1911 г.), бегу на коньках, плаванию, тяжёлой атлетике (с 1912 г.). С1913 года проводились соревнования по фигурному катанию. Традиционно были популярны фехтование и шахматы, входил в моду футбол. Молодёжь отдавала предпочтение классическим видам атлетики - лёгкой и тяжёлой; гребле, лыжным и конькобежным гонкам, велосипедному и автомобильному спорту, создавались футбольные команды.
Среди студентов императорского университета был весьма популярен кружок физического развития, в котором углублённо изучались классические дисциплины университетского спорта: фехтование и верховая езда. Кроме того, сложилось что-то вроде моды на плавание, «французскую» борьбу, лёгкую атлетику и велосипедный спорт.
Важными особенностями развития массового спортивного движения в России начала ХХ века явились, во-первых, его становление на основе идеалов олимпизма, - А.Д. Бутовский представлял
70
Россию в МОК уже с 1894 года, - хотя бы сами эти идеалы и не были широко известны. Во-вторых, решающая роль в разворачивании спортивного движения принадлежала тогда энтузиастам и меценатам, стремившихся обеспечить участия отечественных спортсменов в олимпийских соревнованиях. Консолидация усилий на этом направлении обусловили в 1911 году создание Российского Олимпийского комитета (РОК), секретарем которого был избран Г.А.Дюперон - видный теоретик и историк российского спорта, один из создателей российского футбола, председатель Петербургского общества содействия физическому развитию учащейся молодежи. Активное участие в Олимпийском движении принимали видные общественные деятели: граф Г.И.Рибопьер, князь С.К.Белосельский-Белозерский, князья С.А.Трубецкой и Л.В.Урусов и др. Всё это позволило обеспечить приверженность российских спортсменов и спортивного менеджмента принципам олимпийского движения.
Коллизии мировой войны, решительная смена социально -политического строя и кровопролитная гражданская война болезненно затронули сферу отечественного спорта. Образно говоря, как раз в то время, когда Кубертен и Птижан формулировали принципы университетского спорта, само существование российских университетов было проблематичным. Однако, способы решения предложенной совпартэлитой задачи разворачивания массового спортивного движения в стране причудливым образом, но, в общих чертах, верно, совпали с трендами развития студенческого спорта за пределами СССР. Формы и методики, разработанные фрондёрствующим профессором Лесгафтом и царским генералом Бутовским, оказались вполне приемлемы для реализации в социалистическом государстве. Многочисленные силовые структуры советского государства требовали подготовленных сотрудников, условия работы в гражданских учреждениях также способствовали популяризации спортивного стиля жизни, а главное - государство всерьёз взялось за развитие массового спорта. С 1929 года занятия по физической культуре со
71
студентами первого и второго курсов в Казанском университете становятся обязательными. В 1935 году создается кафедра физпод-готовки, которая активно занималась не только процессом физического воспитания, но и массово-оздоровительной и спортивной работой. Общее состояние спортивных сооружений КГУ всегда было удовлетворительным. Ситуация решительно изменилась в 1989 году с включением в учебный процесс культурно-спортивного комплекса «УНИКС». На тот момент это 6 -этажное здание, спортивный блок, который содержит 10 спортивных залов общей площадью 2.922 кв.м. , было лучшим по оснащенности среди всех вузов России, что открывало широкие перспективы для дальнейшего развития физкультуры и спорта в университете. Однако череда социально - политических потрясений конца прошлого - начала нынешнего века существенно осложнила как развитие спорта в университете, так и рецепцию олимпийских идеалов. Приверженность советских спортсменов идеалам и традициям олимпизма достойна удивления, а их сохранение в спортивном сообществе - дело подвижников и энтузиастов, уцелевших в период большевистских репрессий.
Подготовка резерва вооружённых сил, составлявшая в 30-е -50-е годы основное содержание спортивного движения в СССР, равно как последовавший с шестидесятых годов перенос на стадионы соперничества двух систем, отнюдь не способствовали утверждению в советском спорте идеалов олимпийского сотрудничества и гедони-стской автономии университетского спорта. Узкая специализация и невнятно редуцированная псевдоутилитарная мотивация превратили физическую культуру из основы образовательного процесса в раздражающий второразрядный предмет - жупел для последних генераций советских студентов. Выявление причин, по которым милитаризованный социум, существовавший в условиях высокой степени мобилизации, генерировал в своей элите субкультуру коллективного суицидального - задача для социологов, политологов и будущих историков, здесь, вероятно, можно ограничиться примером, что называется «от противного»: бывший Президент Международной феде-
72
рации университетского спорта (РКЦ) Джордж Киллиан, «ответственный», кстати, за выбор Казани в качестве места проведения Универсиады в 2013 году, так объяснил природу университетского спорта в США: «Подавляющее большинство людей учились или учатся в университетах. К примеру, вы окончили университет Колорадо и никогда не занимались спортом, но вы помните вашу университетскую футбольную и баскетбольную команды, а посему продолжаете следить за их сегодняшними результатами. Даже когда вам будет сто лет, даже если вы не знаете ребят, которые сейчас играют за эти команды. Понимаете? Университетский спорт в США - часть нашей культуры» [14]..
В конце прошлого века отечественный спорт, вынужденный решать задачу выживания и мировой самопрезентации, реализовы-вал дискурс профессионального спорта с присущим ему сочетанием зрелищности с доходностью. То есть, непосредственно в спортивной сфере утверждался атлетический подход (в его античной интерпретации), а в спортивной культуре насаждались чуждые гуманистическим идеалам просвещения, дух и эстетика языческого цирка, наиболее полно воплощённые в гладиаторских боях. Подобная практика в спорте, безусловно, способна привлечь фанатов и повысить кассовые сборы, - вопрос о природе спортивных состязаний до сих пор остаётся дискуссионным и противников олимпизма в мире не меньше чем сторонников. Однако, олимпийский и студенческий спорт, являясь интеллектуальными продуктами гуманизма Нового времени, просто не размещаются в социально-нравственных координатах предшествующих состязательных дискурсов, где идея соперничества не содержит паттерна игры, условности. Игнорирование этого очевидного параметра дискурсивной формации олимпизма чревато искажением его принципов. Впрочем, тенденция эта - отнюдь не наша национальная трагедия. По свидетельству Дж. Киллиана, -олимпийское движение всё больше и больше становится профессиональным. Ну а поскольку университетский спорт фактически ничем не отличается от олимпийского... Единственная разница в том, что
73
для участия в Олимпиаде спортсмену не нужно быть студентом высшего учебного заведения [14].
В этом смысле, к концу первого десятилетия XXI века назрела настоятельная необходимость выделить дискурс универсиадного движения, в рамках которого имело бы смысл настаивать на приоритете антропоцентризма в вопросах спортивного образования. Одним из примеров эффективной реализации данного проекта стало создание в Казани накануне Универсиады федерального университета и использование наследия студенческих игр для развития массового студенческого спорта и дальнейшего совершенствования мастерства студентов-спортсменов. Увязка на едином географическом пространстве проектов Универсиады и федерального университета открывает хорошие возможности для воссоединения идеала с реальностью и воплощения в структурах повседневности российского общества гуманистических идеалов Просвещения.
Источники
1. Олимпийская Хартия (в действии с 08 июля 2011 г.) [Электронный ресурс]: Режим доступа: //http://olympic.ru/upload/documents/about-committee/charter/olympiccharter_08_07_2011.pdf
2. Параллельный свод общих уставов императорских российских университетов 1863, 1835, 1804 и Дерптского 1865. СПб., 1875. С. 3.
3. Записка, представленная Государю Николаю Павловичу министром народного просвещения графом Уваровым в 1843 году // Десятилетие министерства народного просвещения. 1833-1843. СПб., С.130.
4. Степняк-Кравчинский С.М. Россия под властью царей. М., 1964. С.242.
5. Писарев Д.И. Сочинения в 4-х томах. Т.2. М.: 1955. С. 214.
6. Михайлова С.М. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России (XIX век). Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1991. С. 90.
7. История физвоспитания и спорта в Казанском университете: Ради здоровья студентов / Сост. Л.В.Касатова. Казань: Изд.-во Казан. ун-та 2005. С.4-8.
8. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных.М., 1938. С.407.
9. Шувалов Ф.П. П.Ф.Лесгафт - основоположник высшего образования по физическому воспитанию в России // Теория и практика физической культуры. 1950. Т. XIII. Вып.12. С.891-895.
10. Из воспоминаний проф. В.В.Гориневского о Петре Францевиче Лесгафте // Теория и практика физической культуры. 1937. Т. I. №7. С.604.
11. Рудик П. А. Научные и педагогические идеи П.Ф.Лесгафта // Теория и практика физи-
74
ческой культуры. 1937. XI. № 7. С.599.
12. Рудик П. A. Указ. Соч. С.600.
13. Усманов Р.Г. Социальные детерминанты и периодизация генезиса студенческого физкуль-турно-спортивного движения в Татарстане // Итоги и перспективы энциклопедических исследований. Сборник статей итоговой научно-практической конференции 24-25 марта 2011 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://do.gendocs.ru\docs\index - 243909, html.
14. Холина Л. Джордж Киллиан - молодость в 86 лет // XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 в Казани, 6-17 июля. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http ://markeureal. kazan2013. com/ru/news_items/2164
References
1. Olimpiyskaya Hartiya (v deystvii s 08 iyulya 2011 g.) [E'lektronny'y resurs]: Rejim dostupa: //http://olympic.ru/upload/documents/about-committee/charter/olympiccharter_08_07_2011.pdf
2. Parallel'ny'y svod obsch'ih ustavov imperatorskih rossiyskih universitetov 1863, 1835, 1804 i Derptskogo 1865. SPb., 1875. S. 3.
3. «Zapiska, predstavlennaya Gosudaryu Nikolayu Pavlovichu ministrom narodnogo prosvesch'eniya grafom Uvarovy'm v 1843 godu // Desyatiletie ministerstva narodnogo prosvesch'eniya. 1833-1843. SPb., S.130.
4. Stepnyak-Kravchinskiy S.M. Rossiya pod vlast'yu carey. M., 1964. S.242.
5. Pisarev D.I. Sochineniya v 4-h tomah. T.2. M.: 1955. S. 214.
6. Mihaylova S.M. Kazanskiy universitet v duhovnoy kul'ture narodov Vostoka Rossii (XIX vek). Kazan': Izd-vo Kazan. Un-ta, 1991. S. 90.
7. Istoriya fizvospitaniya i sporta v Kazanskom universitete: Radi zdorov'ya studentov / Sost. L.V..Kazan': Izd.-vo Kazan. un-ta 2005. S.4-8.
8. Pavlov I.P. Dvadcatiletniy opy't ob'ektivnogo izucheniya vy'sshey nervnoy deyatel'nosti (povedeniya) jivotny'h.M., 1938. S.407.
9. SHuvalov F.P. P.F. Lesgaft - osnovopolojnik vy'sshego obrazovaniya po fizicheskomu vospitaniyu v Rossii // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury'. 1950. T. XIII. Vy'p.12. S.891-895.
10. Iz vospominaniy prof. V.V.Gorinevskogo o Petre Franceviche Lesgafte // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury'. 1937. T.I. №7. S.604.
11. Rudik P. A. Nauchny'e i pedagogicheskie idei P.F.Lesgafta // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury'. 1937. T.I. № 7. S.599.
12. Rudik P. A. Ukaz. Soch. S.600.
13. Usmanov R.G. Social'ny'e determinanty' i periodizaciya genezisa studencheskogo fizkul'turno-sportivnogo dvijeniya v Tatarstane // Itogi i perspektivy' e'nciklopedicheskih issledovaniy. Sbornik statey itogovoy nauchno-prakticheskoy konferencii 24-25 marta 2011 g. [E'lektronny'y resurs]: Rejim dostupa: http://do.gendocs.ru\docs\index - 243909, html.
14. Holina L. Djordj Killian - molodost' v 86 let // XXVII Vsemirnaya letnyaya Universiada 2013 v Kazani, 6-17 iyulya <http://markeureal.kazan2013.com/ru/news_items/2164>. [E'lektronny'y resurs]: Rejim dostupa: <http://markeureal.kazan2013.com/ru/news_items/2164>
Зарегистрирована 22.04.2013.
75
76