УДК 796.01
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Евгений Поликарпович Корольков, проректор по развитию филиалов, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье на основе анализа развития в России физической культуры и спорта с древнейших времен до наших дней автор делает вывод: сформированная десятилетиями профессия (тренер-преподаватель), разорвана вживую, без переходных периодов подготовки специалиста, а самое главное без участия специалистов физической культуры и спорта. И если, образовательные стандарты пред-профессиональной подготовки разработаны на устойчивой методической основе образовательного процесса, то федеральные стандарты спортивной подготовки по отдельным видам спорта очень далеки от реальности, как в бюджетном-внебюджетном процессах, так и в профессиональном.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, стандарт по видам спорта, образовательный стандарт, вуз физической культуры.
PHYSICAL CULTURE AND NATIONAL SECURITY OF RUSSIA
Evgeny Polikarpovich Korolkov, the vice rector for development of branches, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
In article, on the basis of the analysis of development of physical culture and sport in Russia since the ancient times up to now, the author draws a conclusion: the profession (trainer-teacher) created through out the decades, is broken off alive, without transition periods of training of the expert, and, the most important, without participation of experts of physical culture and sport. And if the educational standards of prevocational training are developed on a steady methodical basis of the educational process, then federal standards of sports preparation on separate sports are very far from reality, both in budgetary and off-budget processes, and in professional.
Keywords: physical culture and sport, standard on sports, educational standard, higher education institution of physical culture.
В настоящее время физическая культура и спорт (ФКС) заняли такое место в жизни общества, которое они не занимали никогда в истории человечества. С началом 90-х годов в системе всемирных институтов управления спортом произошли существенные изменения, которые в настоящее время стали затрагивать национальные интересы Российской Федерации и создают угрозы и вызовы экономической безопасности России.
Для того чтобы в этом разобраться и понять в чем угроза национальной безопасности, необходимо обратиться к истории развития ФКС в России. Рассмотрим историю развития ФКС в России условно в трех этапах: с древнейших времен до конца 19 века, с конца 19 века до 1991 года и с 1991 года по настоящее время.
Первый этап описан во всех учебных пособиях по ФКС и преподается в основном как тема: Физическая культура в России с древнейших времен до второй половины XIX века. (Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений, - М. : Издательский центр "Академия", 2001).
Второй этап является ключевым в развитии ФКС в России, потому что именно в период, вторая половина XIX в. - 1917 г., произошли важные исторические свершения в области физического воспитания и спорта. Среди них следует выделить: становление педагогических и естественно-научных основ физического воспитания, создание системы физического воспитания (образования, которое неразрывно связано с именем Петра Фран-цевича Лесгафта (1837—1909)), развитие современных видов спорта и становление практики физического воспитания в образовательных учреждениях России.
Третий этап, с начала 90-х годов по настоящее время - это этап пассивного эволюционного реагирования неопределенной системы управления сферой ФКС России, на преодоление государством огромного экономического пути и борьбу по сохранению целостности и государственного суверенитета.
Вектор развития ФКС заданный во второй половине Х1Х века основателями современного Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта успешно прошел тяжелые годы Октябрьской революции и получил мощнейшее развитие в советский период. И это не случайно, потому что заданный вектор и идеология советского общества полностью совпали: с понятиями и ценностями «физическая культура» и «спорт» созданными основателями платформы развития ФКС в России, с основополагающими принципами Олимпизма, разработанными с участием соратника барона Пьера де Кубертена российского генерала Алексея Дмитриевича Бутовского, основателя Олимпийского движения в России. Именно с этого момента ФКС и идеалы Олимпийского движения стали единым неразрывным «понятием и направлением», нацеленным на формирование личности и гражданина России, сохранявшемуся по своему значению до начала 1990 годов.
Здесь необходимо напомнить, что вопросы формирования физической культуры человека можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности категорий социального и биологического, гармонии физического (телесного) и духовного (социального), их неразрывного единства. Физическая культура, в отличие от других сфер культуры, сводит эти компоненты в человеке в единое целое и является сферой их гармонизации, областью ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними.
«Спорт - часть физической культуры. Спорт в современном обществе отражает одну из форм культуры, способствует максимальному развитию и проявлению физических, психических и духовных качеств человека. Спорт в узком смысле слова - это собственно-соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов. Спорт выступает как средство удовлетворения зрелищных запросов человека» (http://спортстатьи.рф/page/43/?s&x=12&y=7).
Интерес к крупнейшим международным соревнованиям, таким как Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, очень велик. За проведением их наблюдает огромное количество людей на всей планете. Эти соревнования представляют собой захватывающее, интересное своей непредсказуемостью зрелище. Наблюдая за выступлениями лучших спортсменов, люди получают ни с чем несравнимое эстетическое удовольствие. Красота тела, изящность, точность, мощность движений при выполнении упражнений гимнасткой, бегуном, баскетболистом или другим высокотехничным спортсменом, доставляют нам не меньшее удовольствие, чем выполнение сложных па танцором. Спорт и искусство в этом похожи.
В 1894 году в Париже на Международном спортивном конгрессе, когда решался вопрос о проведении Олимпийских игр современности, по предложению Пьера де Куберт-эна была принята олимпийская хартия. В преамбуле Хартии излагаются основополагающие принципы олимпизма, развитые позднее мировой спортивной практикой.
Со второй половины ХХ века, в связи с увеличением количества международных соревнований с участием национальных команд, значительно повысилось престижное значение спорта, спорт стал престижем нации. Спортивные успехи являются важным показателем социально-экономического и культурного развития страны. Современное звучание изречения - «победа на стадионе повышает дух нации значительно сильнее, чем победа на поле брани» уже не имеет такого звучания как более полувека назад из уст Кеннеди.
Начиная с 80-х годов, с развитием информационных технологий, финансовых механизмов, капитализации в Олимпийском движении, всемирных институтах управления спортом и мировом сообществе в целом, спорт стал полноценным инструментом в
политических и гибридных войнах. Созданы механизмы, понятия, политика двойных стандартов разрушающие основополагающие принципы Олимпизма. Например, созданное Международным олимпийским комитетом (МОК) в 2003 году Всемирное антидопинговое агентство ^АЭА), как подразделение, для борьбы с допингом, за 14 лет своей деятельности стало формировать политику МОК и управлять МОК. А решение исполкома Международного олимпийского комитета от 5 декабря 2017 года о дисквалификации Олимпийского комитета России и запрете на участие россиян в Олимпиаде в Пхёнчхане под российским флагом показало, что система управления ФКС РФ оказалась не готова реагировать, не только на упреждение, но и по факту «произошедшего событийного ряда» в силу объективных и субъективных причин, и это не может не сказаться на развитии ФКС в будущем.
Сегодня, в общественное сознание человечества вместо развития «... философии жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума, . поставки спорта на службу гармоничного развития человечества, способствуя созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства. (Олимпийская хартия. Основополагающие принципы Олимпизма, п.1,2.)» внесены, утверждаются и развиваются вектор на роботизацию и идея замены человека на искусственный интеллект и его механические возможности.
В настоящее время, наверное, мало кто задумывается в России что, возникновение физических упражнений у восточных славян было обусловлено теми же причинами, что и во всем мире в целом. А целью физического воспитания на Руси вплоть до XVIII в. была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн. Второй этап ознаменован созданием двух систем - системы физического воспитания и системы управления сферой ФКС, результатом которых стал весомый вклад в человеческий капитал - здоровье нации и спортивные достижения СССР. Третий этап имеет форму пассивного эволюционного реагирования неопределенной системы управления сферой ФКС России. Почему «пассивного эволюционного реагирования» и «неопределенной системы управления сферой ФКС». Потому что пока государство вело преодоление огромного экономического пути и борьбу по сохранению целостности и государственного суверенитета, система управления сферой ФКС никак не реагировала на возникшие угрозы (это уничтожение спортивных обществ, спортивных школ, спортивной инфраструктуры, календаря, устойчивых межотраслевых связей и т.д.) не создала этапа переходного периода в новых экономических условиях, перспективной системы управления сферой ФКС, стратегического планирования.
Немаловажным фактом является понимание, какое место в настоящее время занимает ФКС в процессе упорядочения структурных элементов рынка труда в Российской Федерации. Оно определено двумя стандартами, федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта (ФСС) и образовательным стандартом предпрофессиональ-ной подготовки (ОСПП). По сути, введенное регулирование разрывает неразрывные два понятия - физическую культуру и спорт, на две профессии - тренер и преподаватель. Сформированная десятилетиями профессия (тренер-преподаватель), разорвана вживую, без переходных периодов подготовки специалиста, а самое главное без участия специалистов ФКС. И если, ОСПП разработаны на устойчивой методической основе образовательного процесса, то ФСС по отдельным видам спорта очень далеки от реальности, как в бюджетном-внебюджетном процессах, так и в профессиональном.
Контактная информация: korolkovzs@mail.ru
Статья поступила в редакцию 13.12.2017