Т. ЛЕОНТЬЕВА, доцент
Университетский комплекс непрерывного профессионального образования
Новый век вступил в свои права как эра знания, информации и коммуникации. Система профессионального образования должна приспособиться к этим условиям, которые предполагают постоянно изменяющиеся технологии, экономические и социальные перемены.
Требуется новый ценностный подход к образованию на основе перехода от образования «на всю жизнь» к образованию «в течение всей жизни».
В России сложилась и функционирует определенная система профессиональной подготовки кадров. В эту систему входят учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, где реализуются образовательные программы соответствующего уровня и профиля подготовки. Образовательная траектория молодого человека в рамках этой системы формируется за счет механического приращения элементов образования.
На современном этапе развития производства в условиях рыночной экономики возникли противоречия между содержанием профессионального образования и требованиями, предъявляемыми промышленностью, обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности рабочего, техника и инженера.
Необходим системный подход к функционированию профессионального образования на основе социально-экономических, национальных, демографических, экологических и других особенностей развития каждого региона.
Система должна строиться на принципах непрерывности, преемственности, ин-тегративности, гибкости, конкурентоспособности, информационной прозрачности, мобильности, ориентации на потребности личности и общества. Непрерывное профес-
сиональное образование, реализующее данные принципы, может стать рычагом для экономического подъема региона. Наиболее благоприятные условия для реализации стратегии непрерывного образования складываются в университетских комплексах.
На базе Курского государственного технического университета организован такой комплекс в форме добровольной ассоциации «Университетский комплекс непрерывного многоуровневого профессионального образования». Ассоциация объединяет 9 техникумов и колледжей, 8 профессиональных училищ и лицеев, более 20 школ. В образовательных учреждениях университетского комплекса реализуются программы подготовки начального, среднего и высшего профессионального образования.
Основными направлениями подготовки в системе НПО университетского комплекса являются: машиностроение, информатика и вычислительная техника, электроснабжение, строительство, технология потребительских товаров, сервис, правоведение, экономика и управление.
Целью сотрудничества является создание системы непрерывного профессионального образования, предоставляющей усло-
вия для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, обеспечивающей формирование профессионально компетентного рабочего, техника, инженера, способного самостоятельно и творчески решать производственные задачи, сознавать личностную и общественную значимость своей деятельности, нести ответственность за ее результаты.
К задачам ассоциации относятся:
□ обновление профессионального образования с учетом запросов развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологии, территориальных рынков труда, а также перспективных потребностей их развития;
□ разработка научных основ и научнопрактических методов диагностики качества профессионального образования с ориентацией на международные стандарты качества;
□ создание единой системы образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимой с мировой практикой, а также системы мониторинга образования;
□ обеспечение преемственности содержания профессионального образования, средств, форм и методов обучения и воспитания на всех уровнях и ступенях системы НПО;
□ разработка, изучение и внедрение в учебные процессы инновационных образовательных технологий;
□ информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования;
□ прогнозирование потребности рынка труда региона, создание информационных агентств, оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров;
□ развитие материально-технической базы и научно-методического сопровождения, обеспечивающих повышение уровня информационной культуры в системе НПО;
□ привлечение работодателей и других социальных партнеров к решению проблем
профессионального образования, разработке образовательных стандартов, формированию заказов на подготовку специалистов.
Создание в системе профессионального образования региона Ассоциации учебных профессиональных заведений различных уровней является прогрессивным явлением, которое сделает систему более динамичной, открытой, многофункциональной и гибкой.
Недостаточная преемственность стандартов среднего и высшего профессионального образования в настоящее время приводит к тому, что при дальнейшем обучении в вузе выпускник ссуза вынужден готовиться не по утвержденной государственной программе, а по сокращенной, разрабатываемой вузом в индивидуальном порядке путем перезачета уже изученных студентом дисциплин или их разделов. Система пере-зачетов весьма сложна и носит порой субъективный характер.
Указанная проблема легче решается, если образовательные учреждения входят в состав Университетского комплекса.
В условиях Университетского комплекса значительно упрощается реализация принципов инновационного образования, предполагающих создание в вузе условий для овладения студентами навыками научных исследований и организации производства, методикой нововведений в профессиональной сфере, для выработки соответствующего стиля мышления на базе фундаментальной естественнонаучной, гуманитарной и профессиональной подготовки.
Переход на многоуровневую непрерывную систему подготовки специалистов помогает обеспечить возможность достижения на каждом этапе получения профессионального образования того уровня профессиональной компетентности и развития личности, который соответствовал бы возможностям, интересам ее развития.
При этом расширяется образовательное пространство учебного заведения, моделируются новые технологии профессиональной подготовки с учетом кадровых потребностей региона, формируется открытая и
постоянство действующая система анализа функционирования каждого учебного заведения, входящего в структуру непрерывного образования.
Функционирование структур непрерывного профессионального образования обеспечивает наиболее полную защиту социальных прав студентов и быструю адаптацию выпускников к новым условиям функционирования.
Работа образовательных комплексов непрерывного профессионального образования в инновационном режиме многоуровневой подготовки обеспечивает студентам ряд преимуществ перед традиционной подготовкой: возможность выбора разных темпов обучения, уровня образованности и развития личности, уровня и профиля подготовки; дифференциация условий обучения в зависимости от особенностей и запросов студентов; увеличение числа образовательных программ; личностно-ориентированный характер профессиональной подготовки; усиление научно-теоретического содержания учебных дисциплин; повышение доли самостоятельной работы.
Указанные преимущества системы непрерывного профессионального образования обеспечивают подготовку высококвалифицированного, конкурентоспособного, мобильного, многопрофильного специалиста, способного к быстрой адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Методологическими принципами организации учебного процесса в рамках системы непрерывного образования являются:
□ координация по структуре, согласование по содержанию учебных программ подготовки начального, среднего и высшего профессионального образования;
□ создание сквозной образовательной программы;
□ обеспечение преемственности содержания профессионального образования, средств, форм и методов обучения и воспитания на всех уровнях и ступенях;
□ разработка, изучение и внедрение в
учебные процессы инновационных образовательных технологий;
□ информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования;
□ разработка научных основ и научнопрактических методов диагностики качества профессионального образования с ориентацией их на международные стандарты качества;
□ создание единой системы образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимой с мировой практикой, а также системы мониторинга образования;
□ завершенность каждого уровня профессионального образования (получение специальности и присвоение квалификации);
□ переход с одного уровня обучения на другой по результатам контроля знаний на конкурсной основе;
□ установление тесных связей с производственными структурами и рынком труда;
□ рациональное использование ресурсного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений разных уровней;
□ совершенствование управления системой непрерывного профессионального образования.
Примером совершенствования и развития системы управления системой непрерывного образования является организация комплекса непрерывного общего и многоуровневого профессионального образования при комитете образования Курской области на базе Курского государственного колледжа профессиональных технологий, управления и права (колледж №3) и Курского государственного технического университета.
Создание подсистемы ПТУ-колледж значительно расширяет спектр специальностей среднего профессионального образования и увеличивает количество потенциальных студентов в университетском комплексе.
В подсистему ПТУ-колледж входят семь училищ города Курска. Инновацион-
ность данного проекта в том, что данная подсистема позволяет осуществить полную интегрированную непрерывную систему профессионального образования «рабочий - техник - инженер».
Использование данной системы позволяет осуществить реальную оптимизацию расходов в образовании и предоставляет возможность наиболее способным студентам училищ и техникумов в более короткие сроки получить высшее образование.
С целью привлечения талантливой молодежи для учебы в техникумы, колледжи и вузы в рамках Университетского комплекса организуются профессиональные олимпиады по всем направлениям подготовки технического, экономического и правового профиля. Победители таких олимпиад имеют право на внеконкурсное зачисление в вуз.
Руководство Университетского комплекса уделяет большое внимание формированию региональной модели НПО. В настоящее время проектируются две модели:
□ в условиях малого города при наличии мощного градообразующего предприятия (г. Железногорск);
□ в условиях областного центра России (г. Курск).
Пути достижения и решение единых целей и задач в различных моделях имеют свои особенности, подходы и различные образовательные траектории.
Нами анализируется накопленный опыт среднего и высшего профессионального образования по подготовке специалистов в сокращенные сроки по заочной, очно-заочной формам обучения с целью выработки оптимальной версии взаимодействия для очной формы обучения в рамках Университетского комплекса. Ведется работа по формированию образцов сопряженных образовательных программ СПО и ВПО по специальностям технология машиностроения, инструментальные системы машиностроительного производства, сварочное производство, легкая промышленность. Уже в нынешнем году мы сможем принять в Университет выпуск-
ников Железногорского горно-металлургического колледжа на 3-й курс.
Разработка сопряженных образовательных программ НПО в системе Университетского комплекса является главной, но не единственной задачей. Нельзя забывать, что системообразующим фактором непрерывного профессионального образования являются потребности промышленности и рынка труда.
Особого внимания заслуживает ориентация профессионального образования на результат, т.е. на требования конечных потребителей выпускников вузов - работодателей, которые формулируют их на «своем» языке. То, что по мнению работодателя должен уметь работник на предприятии, суть его профессиональная компетенция, которая, будучи «переведена» на язык образования, приобретает форму образовательных программ.
У нас есть успешный и достаточно результативный опыт сотрудничества с предприятиями города и области в сфере решения научных, производственных, экономических, социальных задач, опыт активной работы филиалов выпускающих кафедр университета на предприятиях. Но явно недостаточным является сотрудничество университета и предприятий региона в области формирования структуры и содержания учебного плана подготовки. Не разработана оптимальная модель системы взаимодействия заказчика и исполнителя.
Успешное функционирование образовательной вертикали НПО может осуществляться только на основе долговременных связей университета с промышленными предприятиями и фирмами различных форм собственности.
Поэтому Ассоциация активно ведет работу по созданию профессиональных сообществ, куда будут входить не только профессиональные образовательные учреждения начального, среднего и высшего образования, но и предприятия крупного, среднего и малого бизнеса определенной отрасли.
Такой подход позволит максимально
быстро реагировать на динамично изменяющие условия деятельности специалистов, определять модель деятельности и квалификационные требования, а затем переходить к эффективной модели подготовки. Кроме того, такая система взаимодействия позволит научно обоснованно прогнозировать заказ на подготовку специалистов всех уровней, ежегодно формировать предложения предприятий по региональному реестру проблем, требующих научно-технической проработки.
Такой реестр должен формироваться в рамках стратегических приоритетов развития региона и использоваться для утверждения тематики докторских и кандидатских диссертаций.
Необходим диалог сфер труда и образования. Это процесс, в который должны быть вовлечены все заинтересованные стороны, учебные заведения, работодатели, организации управления образования, ученые, студенты.
Программа модернизации образования ставит перед системой НПО задачи укрепления взаимосвязи образовательных учреждений профессионального образования с реальным сектором экономики, создания мотивационной среды для привлечения предприятий промышленности, банков, финансово-промышленных групп и общественных объединений к решению проблем развития профессионального образования. Поэтому система образования должна глубоко погружаться в проблемы предприятий, научиться понимать и доопределять их требования, отслеживать удовлетворенность заказчика и проводить «послепродажное» сопровождение услуги.
Сотрудничество образования и промышленности на новом качественном уровне позволит создать социально-экономическую модель образовательного процесса НПО, обеспечивающую успешное развитие региона в современных условиях.
Культура русского
Н. ШУЛЬГИНА, доцент ЯЗЫКа В
В новых для России обстоятельствах рыночной экономики, возрастающего накопления и обмена информацией одним из важнейших условий успешной деятельности специалиста становится коммуникабельность, способность понимать делового партнера, умение четко и грамотно выражать свои мысли, представлять коммерческие проекты. Именно поэтому в Государственный образовательный стандарт вузов негуманитарного профиля, где субъективная потребность в языке традиционно занижалась из-за ограниченности социально-профессиональной сферы его применения, была введена гуманитарная дисциплина «Русский язык и культура речи». Согласитесь, обидно видеть, как студент, имеющий хорошие знания по специальным дисциплинам, не может
техническом вузе
четко сформулировать мысль, умело продемонстрировать свои знания, грамотно и красиво изложить материал.
Филологическая (гуманитарная) культура сегодня важна для всех и каждого, она во многом определяет гражданское самосознание общества. Это тот источник, из которого студенты черпают живительные силы для собственного рационально и эмоционально прочувствованного постижения языкового мира, который питает мыслящую человеческую личность, благодаря которому раскрываются и расцветают таланты молодого поколения. Понимание руководителями нашего вуза важности языковой (коммуникативной) подготовки для студентов технических специальностей определило тот факт, что 19 февраля 1993 г. в