Научная статья на тему 'Университетский гимн: способы концептуализации действия'

Университетский гимн: способы концептуализации действия Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

CC BY
153
35
Поделиться
Ключевые слова
университетский гимн / действие / предикация / концептуализация

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Максимов Владимир Владимирович, Серебренникова Анна Николаевна, Найдён Евгения Владимировна

Исследуются способы концептуализации действия корпоративного университетского гимна. Выявляется спектр вербальных форм, передающих особенности предикативной установки текстов.

The methods of conceptualization of corporative university hymn have been studied. A spectrum of verbal forms interpreting the features of predicative text attitude is defined.

Текст научной работы на тему «Университетский гимн: способы концептуализации действия»

УДК 81

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ГИМН: СПОСОБЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЯ

В.В. Максимов, А.Н. Серебренникова, Е.В. Найдён

Томский политехнический университет E-mail: v_v_maksimov@rambler.ru

Исследуются способы концептуализации действия корпоративного университетского гимна. Выявляется спектр вербальных форм, передающих особенности предикативной установки текстов.

Ключевые слова:

Университетский гимн, действие, предикация, концептуализация. Key words:

University hymn, performance, predication, conceptualization.

1. Общая характеристика материала

Гимны современных российских вузов - материал одновременно многообразный и парадоксальный. Несмотря на то, что тексты гимнов создавались в разные эпохи университетского движения и отражали в себе черты и сам стиль определенного времени; вопреки тому, что различные вузы стремились подчеркнуть в гимнах, прежде всего, свою уникальность, даже минуя тот факт, что эти произведения создавались не профессиональными поэтами, а рядовыми вузовскими сотрудниками -материал представляет большой интерес и актуальность для филологического исследования, так как в данном случае можно говорить о феномене «стратегической словесности» [1].

Действительно, гимн - своеобразная визитная карточка любого вуза. Возникает закономерный вопрос, какая существенная необходимость заставляет российские университеты включать в состав символической атрибутики, наряду с гербом, миссией, еще и гимн, ведь, как известно, зарубежные университеты не имеют своих уникальных гимнов, а если единицы таковых и существуют, то сами тексты не размещаются на корпоративных сайтах. Итак, перед нами исключительно отечественное «изобретение», что заслуживает отдельного культурологического, социологического и психологического исследования, выходящего за рамки прелагаемого исследования.

В результате просмотрового обследования более чем двухсот корпоративных сайтов российских университетов был собран текстовый корпус современной университетской гимнографии, включающий 54 единицы, в котором классические университеты представлены 14 гимнами, технические - 9, профильные - 22, педагогические - 4, медицинские - 5.

Как правило, гимны не размещаются на корпоративных сайтах под отдельной опцией, например «Гимн университета» (хотя несколько единичных случаев есть), а находятся в таких разделах, как «История университета», «Стратегические и представительские документы», «Символическая атрибутика». Обычно, наряду с самим текстом гимна, здесь же представлены нотный и звуковой файлы

(последний позволяет услышать студийную запись гимна).

Стоит отметить, что на протяжении последнего десятилетия, в связи с тем, что были созданы федеральные университеты, а некоторые образовательные корпорации вошли в полосу юбилеев, в ряде вузов были предприняты попытки обновления гимна, для чего организовывались и проводились открытые (региональные) и закрытые (внутриуни-верситетские) конкурсы, например Всероссийский конкурс «Песни российских вузов» [2].

С точки зрения текстовых параметров, существующие гимны отличаются, прежде всего, объемом. Минимальная граница текста - 10 строк, пять двустиший гимна Московского государственного медико-стоматологического университета [3], максимальная граница текста - 32 строки, четыре восьмистишья гимна Липецкого государственного педагогического университета [4].

Авторы гимнов используют все существующие стихотворные размеры, однако, большей популярностью пользуются двухстопные (хорей, ямб и их сочетания) размеры. Такое предпочтение определяется исключительно художественно-эстетическими нормами русской мелодической лирики, а именно, доминированием в светской песенной традиции двухстопной метрики [5].

2. Гипотеза и методика исследования

Гимн - особый жанровый мир, позволяющий интегрировать такие два разных элемента, как Идею и Эмоцию. Гимн не может быть безыдейным - он возвращает исполнителей и слушателей к самой Идее университета и к ответу на вопрос: что вносит университет в мир? В то же время, гимн не может быть официозным, формально-пафос-ным - он выражает мир Эмоций как синэргийный поток чувств, состояний, переживаний [6].

Возможно, именно поэтому написание гимна требует особой авторской тщательности и точности. Создать хорошее произведение здесь вдвойне сложно, так как оно рассказывает историю многих, адресованную всем. Более того, существенной трудностью гимнографии является разработка стратегий концептуализации времени, простран-

ства, действия, человека. В рамках предлагаемого исследования будут рассмотрены только способы концептуализации действия [7].

Университетский гимн является одним из жанров канонического «нарративного дискурса» [8]. Канонического потому, что данный вид стратегической словесности ориентируется на стандартную форму; нарративного потому, что предметом гимна является история конкретного вуза, то есть основные событийные вехи его существования; дискурсом потому, что гимнограф стремится выразить в тексте самосознание корпоративного мира, который осознает свою миссию, гордится своими достижениями и ответственно планирует новые рубежи развития. Таким образом, гимн - это жанр, в котором «патетическое слово» [9] направлено, с одной стороны, на изображение истории вуза, а с другой, - на выражение самосознания корпорации.

В связи с этим в структуре гимна определяющее место занимает предикативная установка, которая, как правило, вербализуется благодаря использованию разных глагольных словоформ. Исследуемый материал позволяет обнаружить три основных класса текстов, в которых различительным критерием становится использованная гимнографом стратегия предикации:

• монопредикативная;

• полипредикативная;

• системно-предикативная.

1. Первый класс гимнов образуют тексты, в которых поле предикативной работы предельно сужено, то есть автор использует небольшое количество глагольных словоформ, которые к тому же отличаются принципиальной лексико-семантической и грамматической однородностью. Гимнов, построенных на монопредикативной основе, в общем корпусе текстов крайне мало - около 5 %.

Один из примеров использования данной невыигрышной модели представлен в неофициальном гимне Московского государственного педагогического института (МГПИ), который был написан Ю.И. Визбором совместно с Ю.Е. Ряшенце-вым 11 декабря 1953 г. [10]. Следует отметить, что эта дата, учитывая определенные исторические обстоятельства смены политической власти в Советском Союзе, вполне может считаться началом традиции университетской гимнографии.

Текст гимна МГПИ (подчеркиванием выделены глагольные словоформы):

Мирно засыпает родная страна, И в московском небе золотая луна. Ночью над Союзом и над нашим вузом Медленно слетает тишина. Пусть нам издалёка зачеты грозят, Думать каждый час об этом все же нельзя. С песней кончил день ты, Мы с тобой студенты -Это значит, мы с тобой друзья.

Много впереди путей-дорог, И уходит поезд на восток. Светлые года Будем мы всегда Вспоминать.

Много впереди хороших встреч, Но мы будем помнить и беречь Новогодний зал, Милые глаза, Институт.

Институт подпишет последний приказ: Дали Забайкалья, Сахалин или Кавказ. В мае или в марте Взглянешь ты на карту, Вспомнишь ты друзей, а значит, нас. Но пока не кончен студенческий год, Ждет нас не один еще серьезный зачет. С песней кончил день ты, -Так поют студенты, -Это значит, молодость поет.

Если в качестве минимальной языковой формы выделять трехпозиционную синтагматическую структуру, включающую атрибутив (значения признака) - номинатив (значения предмета) - предикатив (значения действия), то гимн МГПИ репрезентирует соответственно:

• атрибутивы - 10 единиц: родной, московский, золотой, светлый, хороший, новогодний, милый, последний, студенческий, серьезный;

• номинативы - 32 единицы: страна, небо, луна, ночь, Союз, вуз, тишина, зачеты, час, песня, день, студенты, друзья, пути, дороги, поезд, восток, года, встречи, зал, глаза, Институт, приказ, дали, Забайкалье, Сахалин, Кавказ, май, март, карта, год, молодость;

• предикативы - 15 единиц: засыпать, слетать, грозить, думать, (не) кончить, значить, уходить, быть, вспоминать, помнить, беречь, подписать, взглянуть, ждать, петь.

Анализ текстов показал, что далеко не все используемые в гимне предикативные формы концептуально связаны с университетской деятельностью, а только пять (выделены полужирным шрифтом), четыре из которых (в этом и проявляется принцип лексико-грамматической однородности) передают значение обыденной ежедневной студенческой жизни в университете. Последний выступает лишь объектом авторской рефлексии, неким фоном, на котором и разворачиваются все события. В итоге, заявленный как гимн, текст функционирует в качестве лирической песни или точнее -бардовской студенческой песни.

2. В полипредикативных текстах автор не ограничивает себя в количестве и качестве используемых глагольных словоформ, что во многих случаях превращает гимн в своеобразный отчет или репортаж о делах вуза. В общем корпусе проанализированных текстов, полипредикативных гимнов -70 %. Как правило, такую текстовую модель гимна

используют вузы, имеющие свою славную историю, основные вехи которой совпадают с моментами истории России.

Одним из наиболее ярких примеров такого текста является гимн Московского государственного текстильного университета [11]:

Заря багрово-красная вставала над страной, Но люди в счастье верили, за это шли на бой. Вот в это время грозное и был рожден на свет Московский государственный текстильный университет.

Народ плотины строил и заводы создавал, Но шелк и ситец нам нужны не меньше, чем металл. Всегда был в гуще важных дел в дни горя и побед Московский государственный текстильный университет.

Но вот пошел на нас войной фашистский супостат. Доцент, профессор и студент взялись за автомат. Всемерно фронту помогал в годину лютых бед Московский государственный текстильный университет.

И снова мир, и нужно, чтоб не рвалось полотно, И нужно создавать станок, краситель, волокно. Он честно долг свой выполнял немало трудных лет Московский государственный текстильный университет.

Но век заставил сделать нас нелегкий поворот, И важным стал во всех делах коммерческий расчет. Но он на вызов времени достойный дал ответ Московский государственный текстильный университет.

Спокойно и уверенно мы вновь глядим вперед, И обещаем, каждый факультет не подведет. В учебе ли, в науке ли добьемся мы побед -Московский государственный текстильный университет.

Структура гимна актуализирована следующим синтагматическим триединством:

• атрибутивы - 13 единиц: багрово-красный, грозный, Московский, государственный, текстильный, важный, фашистский, лютый, трудный, нелегкий, важный, коммерческий, достойный;

• номинативы - 43 единицы: заря, страна, люди, счастье, бой, время, свет, университет, народ, плотина, завод, шелк, ситец, металл, гуща, дни, горе, победы, война, супостат, доцент, профессор, студент, автомат, фронт, година, беды, мир, полотно, станок, краситель, волокно, долг, век, мы, поворот, дела, расчет, вызов, ответ, факультет, учеба, наука;

• предикативы - 20 единиц: вставать, верить, идти, быть рожденым, строить, создавать, быть, пойти, взяться, помогать, не рваться, выполнять, заставить сделать, стать, дать, глядеть, обещать, не подвести, добиться. Особенностью предикации данной группы текстов является ее неоднородная структура:

• предикативы, не связанные с позиционированием университета;

• предикативы, репрезентирующие концептуальную разнонаправленность представления

действий самого вуза: с одной стороны, университет выступает как объект внешнего воздействия (лексемы, выделенные полужирным шрифтом); с другой стороны - он является активным деятелем и созидателем своей истории (лексемы, выделенные подчеркиванием). 3. По отношению к последней, третьей группе гимнов (25 %), созданных по системно-предикативному принципу, также приложим алгоритм анализа на основе трехпозиционной синтагматической структуры.

Наиболее отчетливо эта модель представлена в тексте гимна Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций [12]:

Гимн поем мы тебе, «Альма-матер», Славим флагмана водных путей. Вышел ты на широкий фарватер Необъятной отчизны своей!

Припев:

Славься университет водных коммуникаций! Ты нам вручил ключи от рек, каналов и морей, Мы помним о тебе во время трудных навигаций, -Так славься на века, нам нет тебя родней!

Мы в стенах твоих счастливы были, Хоть учёба нелегкой была. И всегда мы тобою гордились, Наша дружба сквозь годы прошла!

Припев:

Если надо - плотины построим, К полюсам поведем корабли. Мы связали с твоею судьбою И надежды и судьбы свои!

Припев:

Анализ трехпозиционной синтагматической структуры данного гимна показал, что минимальная языковая форма выглядит следующим образом:

• атрибутивы - 8 единиц: водный, широкий, необъятный, свой, трудный, родной, счастливый, нелегкий;

• номинативы - 26 единиц: гимн, мы, Альма-матер, флагман, пути, ты, фарватер, Отчизна, университет, коммуникация, ключи, реки, каналы, моря, время, навигации, века, стены, учёба, дружба, годы, плотины, полюса, корабли, судьба, надежды;

• предикативы: - 11 единиц: петь, славить, выйти, вручить, помнить, быть счастливым, гордиться, пройти, построить, повести, связать. Как и в монопредикативных текстах, предикативы данной группы также характеризуются концептуальной однородностью, но в данном случае -однородность иного свойства, так как на первый план выходит позиционирование собственно университета, и обстоятельства, внешние по отноше-

нию к нему, автором не прописываются. В отличие от полипредикативных текстов, гимны с системной предикацией позволяют создать целостный образ Университета, в котором интегрируются позиции внешнего наблюдателя и деятеля.

Таким образом, тексты третьей группы реализуют всю полноту дискурса: происходит смещение интереса от предмета к посланию. Это уже не лирическая песня и не отчет о делах вуза за определенный период, а собственно гимн, коммуникативными целеустановками которого являются отражение положительных качеств воспеваемого вуза и побуждение чувства гордости за вуз у адресата. Более того, в гимнах данной группы проявляется сверхинтенциональная близость к текстам Миссии, Программы университета и т. д., где происходит поиск точек сближения с теми, кто может быть заинтересован в коммуникации.

Итак, способы концептуализации действия в гимне зависят от того, в какой из двух подсистем текста - в субъектной или объектной - локализуется действие.

Тексты, относящиеся к монопредикативной и полипредикативной группам, репрезентируют, преимущественно, объектную позицию университета, образ которого во многом синкретичен. В данном случае акцент делается не на авторе, а на герое-университете, а творческая деятельность гимно-графа осмысляется как изобразительная деятельность, которая у разных авторов может отличаться степенью конкретизации, детализации, индивиду-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Генисаретский О.И. Этос гражданского добрососедства. 2011. URL: http ://prometa. ru/projects/25/1 (дата обращения: 10.03.2011).

2. Всероссийский конкурс «Песни российских вузов» (с номинацией Университетский Гимн). 2011. URL: http://dmitrov.ma-mi.ru/press-reliz.html (дата обращения: 10.03.2011).

3. Гимн Московского государственного медико-стоматологического университета. 2011. URL: http://www.msmsu.ru/gimn (дата обращения: 14.04.2011).

4. Гимн Липецкого государственного педагогического университета. 2011. URL: http://lspu.lipetsk.ru/images/Different/Gimn.jpg (дата обращения: 14.04.2011).

5. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х -1925-го годов в комментариях. - М.: Высшая школа, 1993. - 272 с.

6. Найдён Е.В., Серебренникова А.Н., Максимов В.В. «Гаудеа-мус»: жанровые границы варьирования концептов // Известия Томского политехнического университета. - 2011. - Т. 318. -№6. - С. 151-155.

7. Предикация (Степанов Ю.С.) // Языкознание: Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 393-394.

8. Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П. Чехова). - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - 58 с.

ализации, что определяет особенности предикативного пространства текста.

При этом, в полипредикативных текстах объектная сфера эксплицирует и историю становления конкретного университета, его биографию, что дает возможность для выдвижения субъектно-деятельностной позиции университета.

Корпоративный университетский гимн, который в лучших своих образцах представлен системно-предикативной группой текстов, отличается отчетливой концептуальной структурой, базирующейся на интеграции предикативных форм субъектной и объектной сфер и на акцентировании главных концептуально-предикативных мотивов: в субъектной сфере - «славить», в объектной сфере - «служить». Таким образом, концептуальная формула гимна читается как «Прославление Служения» или «Служение Славе» [13], что соответствует больше традиционалистским, нежели инновационным моделям Университета [14, 15].

Выводы

Осуществлен дискурсивно-когнитивный анализ текстов, репрезентирующих жанр университетского гимна. Определены основные способы концептуализации действия или стратегии предикации: монопредикативная, полипредикативная, системно-предикативная. На основе анализа трехпо-зиционной синтагматической структуры выявлен спектр вербальных форм, определяющих особенности предикативного пространства текста.

9. Бахтин М.М. Слово в романе / М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная лит-ра, 1975. - С. 72-233.

10. Неофициальный гимн Московского государственного педагогического института. 2011. URL: http://vizbor.ru/index.php? chrazdel=2&chmenu=3&r=songs&idsong=76 (дата обращения: 14.04.2011).

11. Гимн Московского государственного текстильного университета имени А.Н. Косыгина. 2011. URL: http://www.msta.ac.ru/ web2/vuz/gimn.aspx (дата обращения: 14.04.2011).

12. Гимн Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций. 2011. URL: http://www.spbuwc.ru/uni-ver_gimn.html (дата обращения: 14.04.2011).

13. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. - Тарту: ТГУ, 1970. - Вып. 1. - 106 с.

14. Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos'96: Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской Академии наук. - М.: Socio-Logos, 1996. - С. 8-31.

15. Максимов В.В. Инновационный университет: типология форм и сценарии развития // Прикладная филология: Идеи, концепции, проекты. Сб. трудов VIII Междунар. научно-практ. конф. - Томск: ТПУ, 2011. - Ч. I. - С. 17-22.

Поступила 20.04.2011 г.