Научная статья на тему 'Университетский гимн: способы концептуализации действия'

Университетский гимн: способы концептуализации действия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
450
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университетский гимн / действие / предикация / концептуализация / university hymn / performance / predication / conceptualization

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Максимов Владимир Владимирович, Серебренникова Анна Николаевна, Найдён Евгения Владимировна

Исследуются способы концептуализации действия корпоративного университетского гимна. Выявляется спектр вербальных форм, передающих особенности предикативной установки текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methods of conceptualization of corporative university hymn have been studied. A spectrum of verbal forms interpreting the features of predicative text attitude is defined.

Текст научной работы на тему «Университетский гимн: способы концептуализации действия»

УДК 81

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ГИМН: СПОСОБЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЯ

В.В. Максимов, А.Н. Серебренникова, Е.В. Найдён

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Исследуются способы концептуализации действия корпоративного университетского гимна. Выявляется спектр вербальных форм, передающих особенности предикативной установки текстов.

Ключевые слова:

Университетский гимн, действие, предикация, концептуализация. Key words:

University hymn, performance, predication, conceptualization.

1. Общая характеристика материала

Гимны современных российских вузов - материал одновременно многообразный и парадоксальный. Несмотря на то, что тексты гимнов создавались в разные эпохи университетского движения и отражали в себе черты и сам стиль определенного времени; вопреки тому, что различные вузы стремились подчеркнуть в гимнах, прежде всего, свою уникальность, даже минуя тот факт, что эти произведения создавались не профессиональными поэтами, а рядовыми вузовскими сотрудниками -материал представляет большой интерес и актуальность для филологического исследования, так как в данном случае можно говорить о феномене «стратегической словесности» [1].

Действительно, гимн - своеобразная визитная карточка любого вуза. Возникает закономерный вопрос, какая существенная необходимость заставляет российские университеты включать в состав символической атрибутики, наряду с гербом, миссией, еще и гимн, ведь, как известно, зарубежные университеты не имеют своих уникальных гимнов, а если единицы таковых и существуют, то сами тексты не размещаются на корпоративных сайтах. Итак, перед нами исключительно отечественное «изобретение», что заслуживает отдельного культурологического, социологического и психологического исследования, выходящего за рамки прелагаемого исследования.

В результате просмотрового обследования более чем двухсот корпоративных сайтов российских университетов был собран текстовый корпус современной университетской гимнографии, включающий 54 единицы, в котором классические университеты представлены 14 гимнами, технические - 9, профильные - 22, педагогические - 4, медицинские - 5.

Как правило, гимны не размещаются на корпоративных сайтах под отдельной опцией, например «Гимн университета» (хотя несколько единичных случаев есть), а находятся в таких разделах, как «История университета», «Стратегические и представительские документы», «Символическая атрибутика». Обычно, наряду с самим текстом гимна, здесь же представлены нотный и звуковой файлы

(последний позволяет услышать студийную запись гимна).

Стоит отметить, что на протяжении последнего десятилетия, в связи с тем, что были созданы федеральные университеты, а некоторые образовательные корпорации вошли в полосу юбилеев, в ряде вузов были предприняты попытки обновления гимна, для чего организовывались и проводились открытые (региональные) и закрытые (внутриуни-верситетские) конкурсы, например Всероссийский конкурс «Песни российских вузов» [2].

С точки зрения текстовых параметров, существующие гимны отличаются, прежде всего, объемом. Минимальная граница текста - 10 строк, пять двустиший гимна Московского государственного медико-стоматологического университета [3], максимальная граница текста - 32 строки, четыре восьмистишья гимна Липецкого государственного педагогического университета [4].

Авторы гимнов используют все существующие стихотворные размеры, однако, большей популярностью пользуются двухстопные (хорей, ямб и их сочетания) размеры. Такое предпочтение определяется исключительно художественно-эстетическими нормами русской мелодической лирики, а именно, доминированием в светской песенной традиции двухстопной метрики [5].

2. Гипотеза и методика исследования

Гимн - особый жанровый мир, позволяющий интегрировать такие два разных элемента, как Идею и Эмоцию. Гимн не может быть безыдейным - он возвращает исполнителей и слушателей к самой Идее университета и к ответу на вопрос: что вносит университет в мир? В то же время, гимн не может быть официозным, формально-пафос-ным - он выражает мир Эмоций как синэргийный поток чувств, состояний, переживаний [6].

Возможно, именно поэтому написание гимна требует особой авторской тщательности и точности. Создать хорошее произведение здесь вдвойне сложно, так как оно рассказывает историю многих, адресованную всем. Более того, существенной трудностью гимнографии является разработка стратегий концептуализации времени, простран-

ства, действия, человека. В рамках предлагаемого исследования будут рассмотрены только способы концептуализации действия [7].

Университетский гимн является одним из жанров канонического «нарративного дискурса» [8]. Канонического потому, что данный вид стратегической словесности ориентируется на стандартную форму; нарративного потому, что предметом гимна является история конкретного вуза, то есть основные событийные вехи его существования; дискурсом потому, что гимнограф стремится выразить в тексте самосознание корпоративного мира, который осознает свою миссию, гордится своими достижениями и ответственно планирует новые рубежи развития. Таким образом, гимн - это жанр, в котором «патетическое слово» [9] направлено, с одной стороны, на изображение истории вуза, а с другой, - на выражение самосознания корпорации.

В связи с этим в структуре гимна определяющее место занимает предикативная установка, которая, как правило, вербализуется благодаря использованию разных глагольных словоформ. Исследуемый материал позволяет обнаружить три основных класса текстов, в которых различительным критерием становится использованная гимнографом стратегия предикации:

• монопредикативная;

• полипредикативная;

• системно-предикативная.

1. Первый класс гимнов образуют тексты, в которых поле предикативной работы предельно сужено, то есть автор использует небольшое количество глагольных словоформ, которые к тому же отличаются принципиальной лексико-семантической и грамматической однородностью. Гимнов, построенных на монопредикативной основе, в общем корпусе текстов крайне мало - около 5 %.

Один из примеров использования данной невыигрышной модели представлен в неофициальном гимне Московского государственного педагогического института (МГПИ), который был написан Ю.И. Визбором совместно с Ю.Е. Ряшенце-вым 11 декабря 1953 г. [10]. Следует отметить, что эта дата, учитывая определенные исторические обстоятельства смены политической власти в Советском Союзе, вполне может считаться началом традиции университетской гимнографии.

Текст гимна МГПИ (подчеркиванием выделены глагольные словоформы):

Мирно засыпает родная страна, И в московском небе золотая луна. Ночью над Союзом и над нашим вузом Медленно слетает тишина. Пусть нам издалёка зачеты грозят, Думать каждый час об этом все же нельзя. С песней кончил день ты, Мы с тобой студенты -Это значит, мы с тобой друзья.

Много впереди путей-дорог, И уходит поезд на восток. Светлые года Будем мы всегда Вспоминать.

Много впереди хороших встреч, Но мы будем помнить и беречь Новогодний зал, Милые глаза, Институт.

Институт подпишет последний приказ: Дали Забайкалья, Сахалин или Кавказ. В мае или в марте Взглянешь ты на карту, Вспомнишь ты друзей, а значит, нас. Но пока не кончен студенческий год, Ждет нас не один еще серьезный зачет. С песней кончил день ты, -Так поют студенты, -Это значит, молодость поет.

Если в качестве минимальной языковой формы выделять трехпозиционную синтагматическую структуру, включающую атрибутив (значения признака) - номинатив (значения предмета) - предикатив (значения действия), то гимн МГПИ репрезентирует соответственно:

• атрибутивы - 10 единиц: родной, московский, золотой, светлый, хороший, новогодний, милый, последний, студенческий, серьезный;

• номинативы - 32 единицы: страна, небо, луна, ночь, Союз, вуз, тишина, зачеты, час, песня, день, студенты, друзья, пути, дороги, поезд, восток, года, встречи, зал, глаза, Институт, приказ, дали, Забайкалье, Сахалин, Кавказ, май, март, карта, год, молодость;

• предикативы - 15 единиц: засыпать, слетать, грозить, думать, (не) кончить, значить, уходить, быть, вспоминать, помнить, беречь, подписать, взглянуть, ждать, петь.

Анализ текстов показал, что далеко не все используемые в гимне предикативные формы концептуально связаны с университетской деятельностью, а только пять (выделены полужирным шрифтом), четыре из которых (в этом и проявляется принцип лексико-грамматической однородности) передают значение обыденной ежедневной студенческой жизни в университете. Последний выступает лишь объектом авторской рефлексии, неким фоном, на котором и разворачиваются все события. В итоге, заявленный как гимн, текст функционирует в качестве лирической песни или точнее -бардовской студенческой песни.

2. В полипредикативных текстах автор не ограничивает себя в количестве и качестве используемых глагольных словоформ, что во многих случаях превращает гимн в своеобразный отчет или репортаж о делах вуза. В общем корпусе проанализированных текстов, полипредикативных гимнов -70 %. Как правило, такую текстовую модель гимна

используют вузы, имеющие свою славную историю, основные вехи которой совпадают с моментами истории России.

Одним из наиболее ярких примеров такого текста является гимн Московского государственного текстильного университета [11]:

Заря багрово-красная вставала над страной, Но люди в счастье верили, за это шли на бой. Вот в это время грозное и был рожден на свет Московский государственный текстильный университет.

Народ плотины строил и заводы создавал, Но шелк и ситец нам нужны не меньше, чем металл. Всегда был в гуще важных дел в дни горя и побед Московский государственный текстильный университет.

Но вот пошел на нас войной фашистский супостат. Доцент, профессор и студент взялись за автомат. Всемерно фронту помогал в годину лютых бед Московский государственный текстильный университет.

И снова мир, и нужно, чтоб не рвалось полотно, И нужно создавать станок, краситель, волокно. Он честно долг свой выполнял немало трудных лет Московский государственный текстильный университет.

Но век заставил сделать нас нелегкий поворот, И важным стал во всех делах коммерческий расчет. Но он на вызов времени достойный дал ответ Московский государственный текстильный университет.

Спокойно и уверенно мы вновь глядим вперед, И обещаем, каждый факультет не подведет. В учебе ли, в науке ли добьемся мы побед -Московский государственный текстильный университет.

Структура гимна актуализирована следующим синтагматическим триединством:

• атрибутивы - 13 единиц: багрово-красный, грозный, Московский, государственный, текстильный, важный, фашистский, лютый, трудный, нелегкий, важный, коммерческий, достойный;

• номинативы - 43 единицы: заря, страна, люди, счастье, бой, время, свет, университет, народ, плотина, завод, шелк, ситец, металл, гуща, дни, горе, победы, война, супостат, доцент, профессор, студент, автомат, фронт, година, беды, мир, полотно, станок, краситель, волокно, долг, век, мы, поворот, дела, расчет, вызов, ответ, факультет, учеба, наука;

• предикативы - 20 единиц: вставать, верить, идти, быть рожденым, строить, создавать, быть, пойти, взяться, помогать, не рваться, выполнять, заставить сделать, стать, дать, глядеть, обещать, не подвести, добиться. Особенностью предикации данной группы текстов является ее неоднородная структура:

• предикативы, не связанные с позиционированием университета;

• предикативы, репрезентирующие концептуальную разнонаправленность представления

действий самого вуза: с одной стороны, университет выступает как объект внешнего воздействия (лексемы, выделенные полужирным шрифтом); с другой стороны - он является активным деятелем и созидателем своей истории (лексемы, выделенные подчеркиванием). 3. По отношению к последней, третьей группе гимнов (25 %), созданных по системно-предикативному принципу, также приложим алгоритм анализа на основе трехпозиционной синтагматической структуры.

Наиболее отчетливо эта модель представлена в тексте гимна Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций [12]:

Гимн поем мы тебе, «Альма-матер», Славим флагмана водных путей. Вышел ты на широкий фарватер Необъятной отчизны своей!

Припев:

Славься университет водных коммуникаций! Ты нам вручил ключи от рек, каналов и морей, Мы помним о тебе во время трудных навигаций, -Так славься на века, нам нет тебя родней!

Мы в стенах твоих счастливы были, Хоть учёба нелегкой была. И всегда мы тобою гордились, Наша дружба сквозь годы прошла!

Припев:

Если надо - плотины построим, К полюсам поведем корабли. Мы связали с твоею судьбою И надежды и судьбы свои!

Припев:

Анализ трехпозиционной синтагматической структуры данного гимна показал, что минимальная языковая форма выглядит следующим образом:

• атрибутивы - 8 единиц: водный, широкий, необъятный, свой, трудный, родной, счастливый, нелегкий;

• номинативы - 26 единиц: гимн, мы, Альма-матер, флагман, пути, ты, фарватер, Отчизна, университет, коммуникация, ключи, реки, каналы, моря, время, навигации, века, стены, учёба, дружба, годы, плотины, полюса, корабли, судьба, надежды;

• предикативы: - 11 единиц: петь, славить, выйти, вручить, помнить, быть счастливым, гордиться, пройти, построить, повести, связать. Как и в монопредикативных текстах, предикативы данной группы также характеризуются концептуальной однородностью, но в данном случае -однородность иного свойства, так как на первый план выходит позиционирование собственно университета, и обстоятельства, внешние по отноше-

нию к нему, автором не прописываются. В отличие от полипредикативных текстов, гимны с системной предикацией позволяют создать целостный образ Университета, в котором интегрируются позиции внешнего наблюдателя и деятеля.

Таким образом, тексты третьей группы реализуют всю полноту дискурса: происходит смещение интереса от предмета к посланию. Это уже не лирическая песня и не отчет о делах вуза за определенный период, а собственно гимн, коммуникативными целеустановками которого являются отражение положительных качеств воспеваемого вуза и побуждение чувства гордости за вуз у адресата. Более того, в гимнах данной группы проявляется сверхинтенциональная близость к текстам Миссии, Программы университета и т. д., где происходит поиск точек сближения с теми, кто может быть заинтересован в коммуникации.

Итак, способы концептуализации действия в гимне зависят от того, в какой из двух подсистем текста - в субъектной или объектной - локализуется действие.

Тексты, относящиеся к монопредикативной и полипредикативной группам, репрезентируют, преимущественно, объектную позицию университета, образ которого во многом синкретичен. В данном случае акцент делается не на авторе, а на герое-университете, а творческая деятельность гимно-графа осмысляется как изобразительная деятельность, которая у разных авторов может отличаться степенью конкретизации, детализации, индивиду-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Генисаретский О.И. Этос гражданского добрососедства. 2011. URL: http ://prometa. ru/projects/25/1 (дата обращения: 10.03.2011).

2. Всероссийский конкурс «Песни российских вузов» (с номинацией Университетский Гимн). 2011. URL: http://dmitrov.ma-mi.ru/press-reliz.html (дата обращения: 10.03.2011).

3. Гимн Московского государственного медико-стоматологического университета. 2011. URL: http://www.msmsu.ru/gimn (дата обращения: 14.04.2011).

4. Гимн Липецкого государственного педагогического университета. 2011. URL: http://lspu.lipetsk.ru/images/Different/Gimn.jpg (дата обращения: 14.04.2011).

5. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х -1925-го годов в комментариях. - М.: Высшая школа, 1993. - 272 с.

6. Найдён Е.В., Серебренникова А.Н., Максимов В.В. «Гаудеа-мус»: жанровые границы варьирования концептов // Известия Томского политехнического университета. - 2011. - Т. 318. -№6. - С. 151-155.

7. Предикация (Степанов Ю.С.) // Языкознание: Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 393-394.

8. Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П. Чехова). - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - 58 с.

ализации, что определяет особенности предикативного пространства текста.

При этом, в полипредикативных текстах объектная сфера эксплицирует и историю становления конкретного университета, его биографию, что дает возможность для выдвижения субъектно-деятельностной позиции университета.

Корпоративный университетский гимн, который в лучших своих образцах представлен системно-предикативной группой текстов, отличается отчетливой концептуальной структурой, базирующейся на интеграции предикативных форм субъектной и объектной сфер и на акцентировании главных концептуально-предикативных мотивов: в субъектной сфере - «славить», в объектной сфере - «служить». Таким образом, концептуальная формула гимна читается как «Прославление Служения» или «Служение Славе» [13], что соответствует больше традиционалистским, нежели инновационным моделям Университета [14, 15].

Выводы

Осуществлен дискурсивно-когнитивный анализ текстов, репрезентирующих жанр университетского гимна. Определены основные способы концептуализации действия или стратегии предикации: монопредикативная, полипредикативная, системно-предикативная. На основе анализа трехпо-зиционной синтагматической структуры выявлен спектр вербальных форм, определяющих особенности предикативного пространства текста.

9. Бахтин М.М. Слово в романе / М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная лит-ра, 1975. - С. 72-233.

10. Неофициальный гимн Московского государственного педагогического института. 2011. URL: http://vizbor.ru/index.php? chrazdel=2&chmenu=3&r=songs&idsong=76 (дата обращения: 14.04.2011).

11. Гимн Московского государственного текстильного университета имени А.Н. Косыгина. 2011. URL: http://www.msta.ac.ru/ web2/vuz/gimn.aspx (дата обращения: 14.04.2011).

12. Гимн Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций. 2011. URL: http://www.spbuwc.ru/uni-ver_gimn.html (дата обращения: 14.04.2011).

13. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. - Тарту: ТГУ, 1970. - Вып. 1. - 106 с.

14. Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos'96: Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской Академии наук. - М.: Socio-Logos, 1996. - С. 8-31.

15. Максимов В.В. Инновационный университет: типология форм и сценарии развития // Прикладная филология: Идеи, концепции, проекты. Сб. трудов VIII Междунар. научно-практ. конф. - Томск: ТПУ, 2011. - Ч. I. - С. 17-22.

Поступила 20.04.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.