Научная статья на тему 'К вопросу об изменении когнитивной функции языковых структур в различных типах предикации'

К вопросу об изменении когнитивной функции языковых структур в различных типах предикации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
136
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЯЗЫКА И МЫШЛЕНИЯ / ПРЕДИКАТИВНАЯ СТРУКТУРА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ИНТЕНЦИЯ / ФРЕЙМ / КОНЦЕПТ / ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хамзаев Собир Амирович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с контекстуальными функциями различных типов предикации в современном английском языке. Особое внимание уделяется логико-гносеологическому аспекту обсуждения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об изменении когнитивной функции языковых структур в различных типах предикации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 28 (243). Филология. Искусствоведение. Вып. 59 . С. 121-123.

С. А. Хамзаев

К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ КОГНИТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЯЗЫКОВЫХ СТРУКТУР В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ПРЕДИКАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с контекстуальными функциями различных типов предикации в современном английском языке. Особое внимание уделяется логико-гносеологическому аспекту обсуждения данной проблемы.

Ключевые слова: английский язык, взаимоотношение языка и мышления, предикативная структура, трансформация, коммуникативная интенция, фрейм, концепт, высказывание.

Вопрос о взаимоотношении языка и мышления, а также их происхождения и развития всегда оставались в центре внимания языковедов. Не вдаваясь в детали споров относительно их природы, в данной статье мы делаем попытку вкратце описать влияние и взаимоотношение форм мышления, а также роль этих форм в структурировании языковых единиц. Логическая связь между мышлением и структурой языка указывает на важность изучения взаимоотношения между логикой и грамматикой, а также между их категориями.

Эта проблема приобретает особую важность, когда соприкасаются понятия и категории логики и лингвистики, такие как предложение и суждение, предикативность, модальность и т. д. Язык является способом непосредственного отражения реальности путем использования языковых структур в различных конфигурациях. Потому, когда приступаем к изучению языковых явлений, мы сталкиваемся с логическими проблемами. Одно время бурно развивался так называемый семантический синтаксис, возникший как на основе логического синтаксиса, разработанного в течение последнего столетия в европейской лингвистической традиции. Логический синтаксис, в свою очередь, возник на основе структурализма, который базируется на его главных положениях. Логико-семантические направления в лингвистике изучают проблемы моделирования, кодирования и декодирования языковых структур. Лингвистическое моделирование. как способ формализации языка, пользуется математическими методами при обработке языкового материала.

Математизация описания языковых явлений привела к возникновению необходимости пересмотра многих понятий и категорий традиционной лингвистики. Связь лингвистики с логикой и теорией информации стала при-

чиной бурного развития новейших методов и процедур лингвистического анализа.

Порождающая грамматика довела изучение языка до исследования мышления и мыслительных операций, происходящих в мозге человека. Первостепенной задачей лингвиста теперь стал вопрос о том, как человек познает мир, и какая роль отводится языку в этом сложном процессе. Логичность, строгость описания языка и отсутствие противоречивости стали необходимыми условиями описания языка.

Исходя из поставленной в данной статье задачи, мы проанализируем статус понятия предикативность в прагмалингвистике и способы анализа данного явления в науке о языке. Полупредикация есть способ трансформации информации о ситуации на наименование ситуации. В выборе средства описания этого процесса и заключается разница между предложением и конструкцией. Предложение не может выступать в качестве номинативной единицы языка. Оно передает больше информации, чем одно называние ситуации, какой простой или сложной она ни была. Под полупредикатив-ной структурой понимается такая структура, в которой предикативность грамматически не оформлена, т. е. отсутствует грамматически согласованная связь между элементами структуры. Такое строение называет ситуацию, она выступает как бы именем той ситуации, которая возникает в составе предложения - оно может быть либо монопредикативной или же полипредикативной в зависимости от степени сложности грамматического оформления элементов в многособытийной ситуации.

Словесный состав предложения отображает структуру высказывания и передаёт информацию. Два предложения могут быть тождественными по содержанию информации и различными по структуре высказывания, например, This person makes you feel admired и You admire

this person. Информация, обозначаемая этими двумя предложениями, одна, но каждое предложение имеет свою особую структуру: первое предложение имеет номинативно-аккузатив-ную, второе - номинативно инструментальную структуру.

Два предложения могут быть различными по содержанию информации и тождественными по структуре высказывания, например, A man is writing a letter и A woman is writing a letter. Эти два разных предложения обозначают две разные информации, но имеют одну номинативно-аккузативную структуру.

Денотат каждого предложения имеет субъективно-предикатное построение и одновременно представляет собою систему соотношений. Предикативность есть свойство элементов языковой системы с логико-семантическими отношениями, которая оформляется в виде предложения.

Без наличия предикативности отношения между предметами опредмечиваются и отображаются структурой имени. Предложения Sam Loves Mary и имя Sam’s love to Mary выражают одно отношение между предметами. Но отношение между предметами является означаемым предложения только в том случае, если оно обладает свойством предикативности. Означаемое всякого предложения - предикативно.

Предикативность представляет собой неотъемлемое свойство высказывания, передаваемого предложением, а не самого предложения. Предикативность - единое общее свойство высказывания любого предложения. Если мы сравним высказывания, выражаемые повествовательными, вопросительными и побудительными предложениями, и извлечем из высказываний семантический каркас предложений, то мы получим предикативность. Предикативность есть то свойство, которым характеризуется означаемое любого предложения и которым оно отличается от означаемого имени.

Предикативность есть свойство высказывания выделять исходный предмет отношения, противопоставлять ему все другие элементы высказывания и описывать свойства исходного предмета [2. С. 277].

Состав предметов в системе отношений находится в соответствии с составом имен в структуре предложения. Именами предметов являются субстантивные формы, а именами отношения между предметами - глаголы или

копулятивные глаголы в сочетании с именами. В современной логике осуществляется синтез этих двух способов представления означаемого предложения в форме нового учения о предикате.

Термины ‘семипредикативная, монопре-дикативная и полупредикативная’ исходят из обязательного фактора присутствия субъекта и объекта в речевом высказывании. В этом отношении они являются единицами одного ряда в потоке плавной речи. Между ними нет разницы, и тогда простое предложение выступает в качестве синтаксического синонима или же функционального эквивалента предикативной конструкции. Но все же есть разница между монопредикативной и семипредикативной структурами. Это и является тем моментом, когда происходит сдвиг от логического аспекта анализа языковых единиц к чисто языковому, т. е. синтаксическому аспекту их анализа.

Так как синтаксис исследует способы соединения слов, он не остается равнодушным перед фактом, что логические и синтаксические структуры отличаются друг от друга степенью грамматического оформления или же структуризацией. Наиболее структурированными являются моно- и полипредикативные структуры, т. е. простые и сложные предложения. А наименее структурированными выступают семипредикативные структуры, т. е. предикативные конструкции с причастием, инфинитивом и герундием в современном английском языке. Сама неполнота структурирования позволяет нам называть моно- и полипредикативные структуры предложением, а семипредикативные структуры - конструкцией.

Вопрос о первичности той или иной структуры не столь важен и актуален, но если все же рассуждать о них, то, по нашему мнению, исторически первоначальными являются семипредикативные. Схема развития языковых структур имеет такую форму: значимые звуки ^ значимые сочетания звуков ^ слова ^ семипредикативные структуры ^ монопреди-кативные структуры ^ полипредикативные структуры.

Степень сложности языковых структур повышается в зависимости от степени развития мышления человека и коммуникативной интенции человека. Даже если интенция была, но мозг еще не был развит, человек не способен создать желаемую структуру. Мышление и язык развивались в тесной связи и поэтому семипредикативные структуры явились как бы

К вопросу об изменении когнитивной функции.

123

предшественниками более сложных структур, называемых предложением.

Мышление представляет собой манипулирование ментальными репрезентациями типа фреймов, сценариев, планов, моделей и других структур знаний. Язык, являясь ментальным феноменом, становится одним из способов кодирования разнообразных форм познания: чувственного (ощущения, восприятия, представления) и рационального (понятия, суждения, умозаключения). Понять и исследовать способы концептуализации мира можно, лишь овладев определенным набором знаний из новой научной парадигмы, в число объектов которой вошли такие категории, как концептуализация, категоризация, вербализация, ментальность, концепт, картина мира, концептосфера и прочее [3. C. 119].

Суммируя сказанное выше, можно сделать следующее заключение, что предикативность как необходимый этап речевой деятельности возникает или же завершает свою миссию, когда речевой акт заканчивается предложением. Предложение как монопредикативная структура есть непосредственный результат речевого акта. Оно отражает ситуацию внешнего мира в какой-то момент его существования. Оно является актуальным только в тот момент, когда оно произведено. Воспроизведение этого предложения в другой действительности уже не актуально, не семантично или же даже логически противоречиво: предложение Our capital is London является правильным, например, только в Великобритании. Если это предложение произнести во Франции или еще где-нибудь, предложение станет неправильным, хотя грамматически оно оформлено правильно.

Языки различаются между собой не тем, каковы у них фонетическая структура или же словарный состав, а тем как концепты, т. е. понятия, связанные с внешним миром, реализуются в языковой структуре.

Хотя такое понятие и термин, как предложение, в когнитивной лингвистике существует, но все же оно рассматривается шире, с разных точек зрения, как фреймы, скрипты и т. п.

Перечисление деталей, из которых складывается содержание, дающее как бы кадр фильма, есть фрейм. Это организация представлений, хранимых в памяти, структура знаний, информация об определенном фрагменте человеческого опыта (например, празднование дня рождения). Данное знание включает: а) лексическое значение; б) энциклопедическое знание предмета; в) экстралингвистическое знание. Фрейм организуется вокруг некоторого ядра и поэтому содержит информацию, ассоциирующуюся с данным ядром [1. С. 70, 72].

Итак, все, что в предложении обладает свойством выражать (или именовать), должно получить квалификацию в понятиях имен, в данном случае имен предметов и имен отношений (мы не рассматриваем другие элементы предложения, которые существуют в нём). Все, что в означаемом предложения обладает свойством быть выраженным (или наименованным), должно получить квалификацию в понятиях предметов и их отношений в структуре высказывания.

Список литературы

1. Демьянков, В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопр. языкознания. 1994. № 4.

2. Ломтев, Т. П. Принцип отражения и его значение для теоретической грамматики // Вопросы общего и русского синтаксиса. М. : Наука, 1978. С. 263-280.

3. Маслова, В. А. Современные направления в лингвистике. М. : Академия, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.