Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТСКИЕ И АКАДЕМИЧЕСКИЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ И АКАДЕМИЧЕСКИЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Центральная Азия / Казахстан / Кыргызстан / Узбекистан / Таджикистан / университетские «фабрики мысли» / академические аналитические центры / Central Asia / Kazakhstan / Kyrgyzstan / Uzbekistan / Tajikistan / university “think tanks” / academic analytical centers

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кудаяров Каныбек Акматбекович

В данной статье автор предпринял попытку продемонстрировать потенциал университетских и академических «фабрик мысли» стран Центральной Азии. Подчеркивается, что имеющаяся инфраструктура и экспертная среда являются, в неко-торой степени, недооцененными со стороны местных властей и используются лишь в научно-образовательных целях. При этом обзор аналитических центров Кыргызстана и Таджикистана пока-зал, что университетская среда является наиболее подходящей и успешной для развития экспертной аналитики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University and Academic Analytical Centers of Central Asia

In this article, the author tried to demonstrate the po-tential of university and academic “think tanks” of Central Asian coun-tries. It is emphasized that the existing infrastructure and expert environment are somewhat underestimated by the local authorities and are used only for scientific and educational purposes. At the same time, a review of analytical centers in Kyrgyzstan and Tajikistan showed that the university environment is the most suitable and successful for the development of expert analytics.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ И АКАДЕМИЧЕСКИЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ

КУДАЯРОВ К.А * УНИВЕРСИТЕТСКИЕ И АКАДЕМИЧЕСКИЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Аннотация. В данной статье автор предпринял попытку продемонстрировать потенциал университетских и академических «фабрик мысли» стран Центральной Азии. Подчеркивается, что имеющаяся инфраструктура и экспертная среда являются, в некоторой степени, недооцененными со стороны местных властей и используются лишь в научно-образовательных целях. При этом обзор аналитических центров Кыргызстана и Таджикистана показал, что университетская среда является наиболее подходящей и успешной для развития экспертной аналитики.

Ключевые слова: Центральная Азия; Казахстан; Кыргызстан; Узбекистан; Таджикистан; университетские «фабрики мысли»; академические аналитические центры.

KUDAYAROV K.A. University and Academic Analytical Centers of Central Asia

Abstract: In this article, the author tried to demonstrate the potential of university and academic "think tanks" of Central Asian countries. It is emphasized that the existing infrastructure and expert environment are somewhat underestimated by the local authorities and are used only for scientific and educational purposes. At the same time, a review of analytical centers in Kyrgyzstan and Tajikistan showed that the university environment is the most suitable and successful for the development of expert analytics.

* Кудаяров Каныбек Акматбекович - кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований Института научной информации по общественным наукам РАН.

Keywords: Central Asia; Kazakhstan; Kyrgyzstan; Uzbekistan; Tajikistan; university "think tanks"; academic analytical centers.

Для цитирования: Кудаяров К.А. Университетские и академические аналитические центры Центральной Азии // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. - 2024. - № 1. - С. 20-38. -DOI: 10.31249/RVA/2024.01.02

Под аналитическими центрами следует понимать публичные организации, осуществляющие исследовательскую, прогнозную и консультационную деятельность по государственным, коммерческим или некоммерческим контрактам, преимущественно в области политического производства и оценки результатов и возможных последствий политических решений [2].

Согласно «Атласу аналитических центров «Большой Евразии» (Т. 1) [1], в 2022 г. в Центральной Азии (ЦА) находилось 74 «фабрики мысли». Из них 24 - в Кыргызстане, 28 - Казахстане, 13 - Таджикистане и девять - в Узбекистане.

Таблица 1

Основные количественные характеристики аналитических центров стран Центральной Азии

Распределение по категориям (2022)

Страна 2022 Академический Государственный НГО Университетский

Узбекистан 9 0 3 6 0

Таджикистан 13 1 2 5 5

Казахстан 28 2 9 17 2

Кыргызстан 24 0 3 15 6

Практически все мозговые центры ЦА находятся в столицах республик (Ташкенте, Душанбе и Бишкеке), за исключением Казахстана, где «фабрики мысли» помимо г. Астана, широко представлены в г. Алматы (9). Также имеется крупный аналитический центр в г. Туркестан (Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмеда Ясави).

Особенностью подавляющего большинства центральноази-атских аналитических центров (АЦ) является их «нейтральность»

в отношении некоторых, особенно значимых для государства и неоднозначных тем (например, безопасности или актуальных политических процессов). Альтернативная информация и резко противоречащие официальным оценки исходят преимущественно не из аналитических центров, а от оппозиционных политических сил, независимых информационных агентств и новостных интернет-порталов, которые, как правило, находятся за пределами страны или региона [7].

«Мозговые центры» Казахстана и Кыргызстана отличаются широким сотрудничеством с западными НПО, оказывающими значительное влияние на развитие аналитической индустрии этих государств. К примеру, представительства Фонда Сороса по-прежнему функционируют только в Казахстане и Киргизии (в Туркменистане его никогда не было, а в Узбекистане и Таджикистане они были закрыты, соответственно, в 2004 и 2022).

Покинув одни страны региона, Фонд усилил свое присутствие в других, открыв в 2021 г. в Кыргызстане две новые программы - «Демократическое управление» и «Искусство и культура», которые дополнили уже действующие (программа «Общественное здравоохранение», правовая программа, образовательная программа, информационная программа, программа «Развитие СМИ») [8].

Помимо вышеназванных отличий, необходимо подчеркнуть, что в Казахстане и Кыргызстане русский язык является официальным языком, который довольно широко представлен в СМИ, интернет-пространстве, а также в общественно-политической и культурно-образовательной сферах деятельности этих государств.

И, наконец, тематика исследований АЦ двух республик в значительной степени посвящена евразийской интеграции и вопросам коллективной безопасности, что обосновывается членством Казахстана и Киргизии в ЕАЭС и ОДКБ.

Среди аналитических центров региона особого внимания заслуживают «мозговые центры», находящиеся при университетах. Они представлены как в государственных и межгосударственных вузах, так и в частных высших образовательных заведениях республик ЦА. Несмотря на то что в регионе имеется 13 таких центров, основная их масса находится в Кыргызстане и Таджикистане - 11. С той лишь разницей, что в Таджикистане они созданы на базе двух

университетов - Российско-Таджикского (Славянского) университета (РТСУ) и Таджикского национального университета (ТНУ), а в Кыргызстане университетские аналитические центры представлены в рамках частного Международного университета «Ала-Тоо» (МУА), частного Американского университета в Центральной Азии (АУЦА), Кыргызско-Турецкого университета «Манас» (КТУ «Ма-нас»), Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина (КРСУ), а также частного некоммерческого Университета Центральной Азии (УЦА).

При этом в Таджикистане все пять АЦ можно назвать государственными (и межгосударственными), в то время как в Кыргызстане таковых - 2, один из которых, - КТУ «Манас», - вошел в Топ-1000 лучших вузов мира [12] (по версии QS (Quacquarelli Symonds) World University Rankings)), а второй - КРСУ. Из пяти вузов Кыргызстана, располагающих АЦ, три - вошли в Московский международный рейтинг «Три миссии университета» [9] (КТУ «Манас», КРСУ, АУЦА). Таким образом, можно утверждать, что университетские аналитические центры Кыргызстана имеют довольно высокий потенциал для дальнейшего развития.

Кыргызско-Турецкий университет «Манас» и его научно-исследовательские центры

КТУ «Манас» является государственным высшим образовательным учреждением, созданным на основе межправительственного договора между Кыргызской и Турецкой республиками в 1995 г. На сегодняшний день в вузе обучается 6150 человек, из которых 14,3% являются иностранными студентами. Основное финансирование университета осуществляется турецкой стороной. В 2023 г. Кыргызско-Турецкий университет «Манас» вошел в число лучших вузов мира по таким критериям, как: академическая репутация; репутация работодателя; соотношение преподавателей и студентов; количество цитирований по факультетам; соотношение международных / иностранных преподавателей (с местным контингентом ППС); соотношение количества иностранных студентов (с местными студентами); международная исследовательская сеть; результаты трудоустройства (выпускников). Наиболее высокие баллы были присуждены университету по критерию: «со-

отношение международных / иностранных преподавателей (с местным контингентом III 1С)» - 89,5 балла из 100, а также, исходя из оценки соотношения количества иностранных студентов (с местными студентами), - 29,2.

При КТУ «Манас» существует три научно-исследовательских центра (НИЦ): Центр исследований тюркской цивилизации, Центр изучения Центральной Азии и Центр исследований биоразнообразия и биотехнологий. Проекты данных центров финансируются из местного киргизского и турецкого бюджетов, а также средств международных доноров. К примеру, на научно-исследовательские проекты (в 2017/2018 уч. г.) в общей сложности было израсходовано более 160 тыс. долл. США [18], а на содержание самого вуза (по крайней мере, в 2017 г.) турецкая сторона выделила более 20 млн долл. США [15]. Для сравнения в 2015 г. на финансирование всей системы высшего образования республики правительство Кыргызстана выделило более 46 млн долл. [10].

Итак, рассмотрим подробнее данные центры. Центр исследований тюркской цивилизации начал свою деятельность в 2002 г. Основной целью Центра является организация научных исследований, посвященных тюркской цивилизации, и координация кратко- и долгосрочных научных проектов по изучению тюркской цивилизации. Центр уделяет внимание ознакомлению научного сообщества с результатами научных исследований, связанных с тюркской цивилизацией, определению места тюркской цивилизации в рамках мировой цивилизации. Центр изучения Центральной Азии нацелен на достижение статуса одного из сильнейших научно-исследовательских учреждений региона по изучению тюркской цивилизации. Административный аппарат аналитического центра состоит из шести человек, в том числе и одного представителя из Кыргызстана Публикации Центра выходят на страницах «Journal of Turkic Civilization Studies» [13] (Журнала исследований тюркской цивилизации) - периодического издания, выходящего два раза в год на турецком, кыргызском, русском и английском языках. Периодически материалы Центра также издаются на страницах журнала «MANAS Sosyal Ara§tirmalar Dergisi» (Журнала социальных исследований «Манас»). Среди проектов, реализованных данной организацией, стоит выделить следующие: Влияние уровня благосостояния и бедности государственных служащих на образ

жизни: пример Бишкека (2020); Составление «Тематического справочника об эпосе «Манас»; Практика языкового планирования и языковая политика в Кыргызстане; История, структура общества, культура и экономика Хакасии; Изучение строительных технических терминов и составление словаря на турецком, русском, английском и киргизском языках и другие работы.

Центр регулярно проводит различные мероприятия, в число крупнейших из них входят Международный конгресс гуманитарных наук тюркского мира, Международный педагогический конгресс «Тюркский мир», Международный конгресс тюркской цивилизации и т.д.

Следующий НИЦ - Центр исследований Центральной Азии (ORASAM), - был основан решением попечительского совета Кыргызско-Турецкого университета «Манас» от 30 ноября 2010 г. с целью проведения и содействия исследованиям в политической, стратегической, социальной, экономической и культурной сферах, связанных с центральноазиатским регионом и прилегающими к нему государствами.

В рамках ORASAM систематически проводятся семинары [11], научно-исследовательские работы и практические проекты. Например, семинары на тему «Кыргызско-турецкие отношения», «Пограничные вопросы Кыргызстана с соседними странами», «Проект "один пояс, один путь" и Кыргызстан».

В дополнение к проектным исследованиям были выпущены такие книги, как «Отражение Кыргызско-Турецкого университета «Манас» в кыргызской прессе», «Сотрудничество в странах Тюркского совета после 25-летнего опыта» и «Образование общего гражданства в тюркском мире», подготовленные для представления Тюркскому совету.

На базе ORASAM с 2018 г. выпускаются новостные еженедельные и ежемесячные бюллетени, аналитические бюллетени, ежегодные доклады, ежегодные сборники статей «Исследования Кыргызстана» [19] и многое другое.

Систематически анализируются СМИ Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Турции, Туркменистана и Узбекистана, а наиболее актуальные новости стран размещаются на четырех языках на веб-сайте ORASAM и на страницах Центра в соцсетях Instagram, Facebook и Twitter.

Центр исследования биоразнообразия и биотехнологий занимается: проведением исследований в области биотехнологий и биоразнообразия; сохранением экосистем и существующей эко-структуры, пригодной для жизни и устойчивой природной среды; поддержанием отношений между человеком и природой.

Несмотря на наличие трех научно-исследовательских центров при КТУ «Манас», только ОЯАЗАМ соответствует критериям, предъявляемым к организациям, относящим себя к аналитическим центрам.

Кыргызско-Российский (Славянский) университет им. Б.Н. Ельцина и Институт стратегического анализа и прогноза

Университет открыт в 1993 г. в соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией. Стратегическими и тактическими целями КРСУ являются развитие университета в качестве ведущего вуза на образовательном пространстве Центральной Азии, нацеленного на интеграцию в единое образовательное пространство стран ЕАЭС и дальнего зарубежья и решение социально значимых проблем региона в таких областях, как: русский язык на пространстве Центральной Азии; межкультурный и межрелигиозный диалог; устойчивое экономическое развитие; малая энергетика и гидроэнергетика.

В 2003 г. на базе КРСУ был образован Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП), являющийся одним из специализированных научно-исследовательских подразделений университета. Основной задачей ИСАП является комплексный экспертный анализ приоритетных проблем современности в их стратегическом контексте и перспективе, выявление общих тенденций развития политической обстановки в стране и других государствах региона, а также доведение результатов исследований до уровня прикладных выводов и рекомендаций, адресованных для высших органов законодательной и исполнительной власти страны [3].

Сфера научной деятельности ориентирована на стратегические аспекты внешней политики, общественно-политические и социальные процессы в современном Кыргызстане, исследования в области идеологии и религии, экономической безопасности.

Основные публикации ИСАП посвящены тематике религиозного экстремизма и вопросам евразийской интеграции.

Помимо ИСАП, при КРСУ имеется семь научно-исследовательских и научно-образовательных центров. Они выполняют важную работу по развитию таких направлений, как: экономические и демографические исследования; изучение проблем народонаселения; исследования и решения научных и инженерных задач в области фотоники и гальванопластики; разработка и внедрение методов контроля сооружений при сейсмических и техногенных воздействиях; исследования в области физики атмосферы и изменения климата, взаимодействия внутренних и внешних геосфер; исследование и разработка нанотехнологий; исследования в области передовых технологий в горном деле.

Американский университет в Центральной Азии, Лаборатория социальных инноваций в Кыргызстане (SILK), Центр изучения окружающей среды и развития, Тянь-Шаньский аналитический центр

Американский университет в Центральной Азии (АУЦА) был основан в 1993 г. Он представляет собой международное, мультидисциплинарное сообщество в лучших традициях американского образования в сфере гуманитарных наук. Он является первым университетом в регионе, выдающим аккредитованные степени США в сфере гуманитарных наук, через партнерство с Бард колледжем в Соединенных Штатах Америки.

Лаборатория социальных инноваций в Кыргызстане (SILK) является инициативой факультета социальных наук Американского университета в Центральной Азии. Основная цель SILK - участие в социально значимых проектах в Кыргызстане и разработка инновационных решений социальных проблем. SILK - это платформа, на которой преподаватели разрабатывают и реализуют проекты исследований и гражданского участия по очень широкому спектру тем.

В 2022 г. Лаборатория открыла бесплатный курс «Инновационные инструменты для градостроителей и дизайнеров» совместно с ОФ «Городские инициативы» и «Пешком». На данный момент SILK занимается составлением альтернативного путеводителя по

г. Бишкек и связанной с ним разработкой веб-сайта и мобильного приложения.

Другой, не менее важной структурой в рамках АУЦА, является Центр окружающей среды и развития (ЦОР). Это научно-исследовательский институт, который продвигает научно обоснованную политику, ведущую к устойчивому развитию. Миссия ЦОР заключается в обеспечении надежной научной базы для устойчивого экономического развития. Основными сферами деятельности ЦОР являются: зеленая экономика; устойчивое развитие; управление природными ресурсами; энергетические ресурсы; водные ресурсы; городские исследования и защита окружающей среды.

К числу наиболее значимых проектов Центра, реализованных в последние годы, относится проект «Источники загрязнения воздуха в городах Кыргызстана». В рамках данного исследования были определены основные загрязнители крупнейших городов республики - Бишкека и Оша. Было установлено, что помимо автомобильных выхлопов и сжигания угля сжигаются отходы швейной промышленности и автомобильные шины. Авторы проекта рекомендуют сократить количество индивидуальных транспортных средств в пользу общественных, стимулировать ввоз в республику гибридных и электромоторных машин, наладить производство текстильной продукции с использованием отходов швейной продукции и утеплять дома частного сектора [10].

ЦОР также на регулярной основе проводит мероприятия местного и республиканского масштаба. Например, Центр совместно с Международным университетом «Ала-Тоо» и Кыргызским национальным университетом им. К.И. Скрябина в рамках «Альянса вузов Кыргызской Республики за зеленую экономику и устойчивое развитие» (АВЗУР) в 2022 г. провели международную конференцию «Вопросы зеленой экономики и устойчивого развития в Кыргызской Республике». А годом ранее ЦОР провел конференцию на тему «Качество воздуха в Бишкеке и пути решения проблемы» в рамках «Дней зеленой экономики в Кыргызской Республике - 2021». На данном мероприятия были представлены презентации результатов исследований четырех вузов страны (АУЦА, Академии ОБСЕ в Бишкеке, УЦА, КРСУ), посвященные влиянию изменения климата на качество воздуха в Бишкеке. Были даны ре-

комендации по внедрению принципов «зеленых» городов в кварталах городской застройки [5].

И, наконец, Тянь-Шаньский аналитический центр (ТАЦ) является инновационной, некоммерческой организацией, которая работает над исследованиями, анализом и осуществлением приемлемых и эффективных политических решений для стран и сообществ Центральной Азии. ТАЦ специализируется на критических областях политики стратегического развития, защиты прав человека, программ устойчивого развития. Центр стремится работать в тесном сотрудничестве с международными организациями, фондами, центральными и местными органами власти, НПО и другими организациями и группами активистов гражданского общества для определения и введения передовых форм государственного управления в практику путем данного сотрудничества. Наряду с этими усилиями проекты ТАЦ предоставляют преподавательскому составу и студентам АУЦА возможность заниматься актуальными исследованиями в области политики и взаимодействовать с другими исследователями и разработчиками государственной политики.

Центр работает в рамках таких программ, как: миграция и социальная защита; устойчивое развитие и окружающая среда; права человека и верховенство закона; демократическое управление.

Российско-Таджикский (Славянский) университет и его аналитические центры

А теперь перейдем к рассмотрению Российско-Таджикского (Славянского) университета (РТСУ) и его «мозговых центров».

РТСУ был создан в г. Душанбе в 1996 г. постановлениями правительств Республики Таджикистан и Российской Федерации. В организационно-правовом плане университет является межгосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования.

Основными задачами РТСУ являются: содействие развитию научного и кадрового потенциалов обоих государств путем привлечения для работы в университете ученых и специалистов Республики Таджикистан и Российской Федерации; поддержка в сохранении, развитии и взаимообогащении культур, языков,

исторических и национальных традиций народов обоих государств.

При РТСУ имеются научно-исследовательские, научно-образовательные и информационно-аналитические институты и центры, относящиеся к аналитическим центрам. В их числе: Центр геополитических исследований (ЦГИ), Междисциплинарный информационно-аналитический центр региональных исследований и Научно-исследовательский институт проблем миграции (НИИ Миграции).

Следует сказать, что одной из особенностей аналитических центров Таджикистана, созданных на базе университетов, является то, что они тесно взаимосвязаны. При этом они могут быть совершенно разными по своему экспертному потенциалу. Например, Центр геополитических исследований (ЦГИ) РТСУ имеет мощный кадровый состав, в который входит около 100 экспертов. Другой think tank, представленный Междисциплинарным информационно-аналитическим центром региональных исследований (ЦИРМ) РТСУ, имеет в своем штате 30 сотрудников, многие из которых также работают в ЦГИ РТСУ. А третий центр - НИИ Миграции, располагает штатом всего в пять человек. Полагаем, что практика «перетекания» экспертного состава из одного центра в другой и наличие общей университетской базы и инфраструктуры позволяют оперативно и слаженно работать в различных направлениях, имея возможность перераспределять ресурсы и задачи. Эти особенности позволяют нивелировать слабости одного центра за счет аккумулирования потенциала другого. Одним словом, складывается ощущение, что ЦГИ является крупным аналитическим центром РТСУ, в распоряжении которого имеется два «придатка» в лице двух других центров.

Таджикский национальный университет и Центр региональных и сравнительных исследований

Таджикский национальный университет (ТНУ) был создан Постановлением Совета Министров СССР от 21 марта 1947 г. Спустя 50 лет, указом Президента Республики Таджикистан (РТ) (от 15 февраля 1997 г.) в целях повышения эффективности высшего образования и упорядочения структуры высшей школы в РТ -

Таджикскому государственному университету был представлен статус автономного, самоуправляемого высшего учебного заведения. С тех пор он стал именоваться Таджикским государственным национальным университетом.

ТНУ как ведущий образовательный и научный центр Республики Таджикистан способствует развитию образования, исследований и технологий. Миссия университета состоит в формировании и развитии национального человеческого капитала -конкурентоспособных и востребованных специалистов на национальном и международном рынках труда, - и в содействии в достижении стратегических целей национальной экономики путем передачи и приумножения знаний. Целью ТНУ является трансформация классического университета в исследовательский университет [16].

На базе ТНУ были созданы такие аналитические центры, как Центр региональных и сравнительных исследований (ЦРСИ) и Общественная организация «Тахлил».

ЦРСИ был создан при инициативе и поддержке факультета международных отношений приказом ректора ТНУ от 1 сентября 2020 г. Основное направление деятельности ЦРСИ - изучение и исследование актуальных проблем региона Центральной Азии и подготовка молодых кадров из числа бакалавров и магистрантов ТНУ. В настоящее время представлен первый научно-исследовательский проект ЦРСИ «Сравнительное изучение геополитических процессов в Центральной Азии, Южной Азии и Юго-Восточной Азии в современных условиях».

Общественная организация «Тахлил» была создана на базе Экспертного и аналитического центра Таджикского национального университета, группой исследователей, экспертов, представляющих различные сферы науки и общества, имеющих богатый опыт аналитической и исследовательской работы как в государственных, так и негосударственных исследовательских, научных, образовательных учреждениях.

Основная цель «Тахлил» - способствование развитию научных и экспертных фундаментальных исследований современных процессов и тенденций, происходящих как в Таджикистане, так и в государствах региона.

Общественная организация занимается проведением анализа, мониторингом и экспертизой в области политического, социально-экономического и информационного развития, а также сфере безопасности; подготовкой экспертных заключений и аналитических материалов в области внешней и внутренней политики, трансграничного сотрудничества и развития сотрудничества с государствами Центральной Азии по политическим вопросам и вопросам безопасности.

Среди партнеров «Тахлил» значатся местные органы исполнительной власти, в том числе Генеральная прокуратура Республики Таджикистан, МВД РТ, Комитет по делам религии, упорядочению традиций и обрядов при Правительстве РТ, Центр исламоведения при Президенте Республики Таджикистан, Центр стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан и другие организации.

Казахстанско-Немецкий университет, Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмеда Ясави

В Казахстане имеется всего две университетские «фабрики мысли», к которым относятся научно-исследовательский институт международного и регионального сотрудничества Казахстанско-Немецкого университета и Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмеда Ясави. Последний также входит в QS World University Rankings, занимая позицию в ряду между местами 701-750 [14]. В общей сложности, десять вузов Казахстана вошли в данный мировой рейтинг, а по версии Московского международного рейтинга «Три миссии университета», 11 университетов республики попали в Топ-1800 лучших высших учебных заведений мира. Это наилучший результат среди стран Центральной Азии. Если судить по этому показателю, то получается, что вузы Казахстана имеют большие возможности по развитию университетских «мозговых центров». Однако, видимо, этого не происходит по причине их невостребованности. Как полагают некоторые казахстанские эксперты, это связано с тем, что зависимость от руководства вуза в определенной степени «сковывает» аналитическую деятельность сотрудников университетских АЦ, выражаясь в виде наличия негласной цензуры на аналитическую продукцию.

Казахстанско-Немецкий университет (Deutsch Kazachische Universitat, DKU) был основан в 1999 г. по частной инициативе общественного фонда «Казахстанско-Немецкое сотрудничество в области образования» с целью подготовки специалистов по немецкому стандарту. По сей день DKU является единственным немецким вузом в Центральной Азии.

Вуз работает в рамках Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Федеративной Республики Германия о дальнейшем сотрудничестве по развитию Казах-станско-Немецкого университета в г. Алматы, заключенного 3 сентября 2008 г.

Университет готовит востребованных специалистов со знанием двух иностранных языков, способных применять на практике преимущества немецкого образования для достижения карьерного и научного роста, и тем самым способствует устойчивому развитию Центральной Азии путем интеграции образования и науки.

В 2015 г. на базе DKU был создан Научно-исследовательский институт международного и регионального сотрудничества (НИИМиРС). Данный институт занимается организацией научных исследований по проблемам внешней и региональной политики Республики Казахстан (РК), государств Центральной Азии, Европейского союза, а также стран Азии. Деятельность Института состоит в изучении внешней политики и проблем международного сотрудничества РК и зарубежных стран, в том числе проблем социально-экономического взаимодействия, использования водных и энергетических ресурсов, транспортно-коммуникационных, аграр-но-продовольственных, экологических, культурно-гуманитарных вопросов, а также миграционной политики.

Одним из наиболее развитых и рейтинговых вузов страны является Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмеда Ясави (МКТУ), который был создан в 1991 г. по инициативе Н.А Назарбаева на основе межправительственного соглашения между Казахстаном и Турцией в целях подготовки современных высококвалифицированных специалистов из молодежи тюркоязычных стран. Он располагается в духовном центре тюркского мира - г. Туркестан и является первым вузом, получившим статус международного высшего учебного заведения.

В университете работают 71 доктор наук, 252 кандидата наук, 100 докторов. Из них 5% - это зарубежные преподаватели из Турции и других стран. Образовательную основу МКТУ составляют десять факультетов. При университете выпускается журнал «Вести Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи А. Ясави.

Планируется создать «Центр академического превосходства Yassawi», который будет включать три направления развития -медицинское, биотехнологическое и экологическое. Центр станет базой практической подготовки будущих специалистов и ядром развития научного потенциала молодых ученых. В центре будут сосредоточены научно-исследовательские лаборатории по диагностике и лечению заболеваний на базе клинико-диагностического центра университета.

В отличие от своего кыргызстанского партнера, КТУ «Ма-нас», обучение ведется как на платной, так и на бесплатной основе. МКТУ, вошедший в QS World University Rankings, набрал 49,9 балла в категории «соотношение преподавателей и студентов», а также 21,7 балла - соотношение иностранных студентов (к местным). По другим показателям университет набрал меньшее количество баллов.

На этом мы завершаем рассмотрение университетских «фабрик мысли». Полагаем, что их количество могло быть значительно больше, если бы в них была заинтересованность со стороны государств региона. Например, в Узбекистане отсутствие университетских «мозговых центров» объясняется пока не реализованными полностью планами государства по целенаправленному развитию форсайт-центров на базе академической инфраструктуры вузов.

Как известно, методы форсайта (от англ. foresight - «предвидение») используются для предсказания / определения различных вариантов / сценариев будущего (в какой-либо исследуемой сфере). В отличие от методов традиционного прогнозирования, направленных на угадывание будущих событий / трендов и т.д., форсайт-методы заключаются в рассмотрении всех возможных вариантов развития, среди которых выбираются наиболее приемлемые. На основе отобранных вариантов ведется разработка стратегии, которая позволяет достичь желаемого результата. Ориентированность на долгосрочное стратегическое прогнозирование

является другим, не менее важным отличием форсайта от традиционных прогностических методик.

В Казахстане формирование специализированных учреждений, занимающихся форсайт-исследованиями, началось еще в середине 2010-х годов. Начиная с 2016 г. форсайт-центры создаются как на базе уже имеющихся в Казахстане аналитических центров и вузов (например, при Казахстанском институте общественного развития «Рухани жацгыру», при Восточно-Казахстанском техническом университете имени Д. Серикбаева и т.д.), так и путем создания необходимой инфраструктуры «с нуля». Сейчас использование форсайт-методологии уже не является редкостью для Республики Казахстан.

Академические «фабрики мысли» Центральной Азии

Академические аналитические центры в Центральной Азии представляют большую редкость. Таких «мозговых центров» в регионе всего три - Институт востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (Институт востоковедения им. Р.Б. Сулейменова), Институт философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстана (ИПФР) и Институт экономики и демографии Академии наук Республики Таджикистан (ИЭиД АН РТ).

Говоря об Институте востоковедения им. Р.Б. Сулейменова, следует сказать, что он является ведущим научно-исследовательским центром Казахстана и стран Центральной Азии в области востоковедения. Одним из основных видов деятельности организации является профессиональная подготовка востоковедов. Институт ведет проект по интеграции науки и образования, предусматривающий совместную подготовку магистрантов и докторантов по таким специальностям, как: «Востоковедение», «Тюркология», «История», «Регионоведение» и «Международные отношения» с КазНУ им. аль-Фараби, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, КазНПУ им. Абая, КазУМОиМЯ им. Абылай-хана, Южно-Казахстанским государственным педагогическим университетом.

ИПФР был образован в 1958 г. с целью осуществления фундаментальных, прикладных и научно-аналитических разработок

актуальных проблем мировой и отечественной философии, политологии, религиоведения, культурологии и социологии. Институт призван содействовать развитию демократического процесса, становлению основных институтов гражданского общества в Казахстане, развитию философской, политической, духовной и гуманистической культуры общества. В рамках деятельности ИПФР проводится анализ, мониторинг и прогнозирование социально-политической ситуации в Республике Казахстан.

Краткий обзор академических центров региона завершается рассмотрением Института экономики и демографии Академии наук Республики Таджикистан, считающегося основным научным центром подготовки кадров высшей квалификации страны в области экономической науки. Организация фокусирует свое внимание на проблематике определения научно-обоснованных перспектив комплексного развития и рационального размещения производительных сил Таджикистана. ИЭиД АН РТ является единственным научным учреждением Республики Таджикистан, которое занимается системными теоретическими и методологическими вопросами развития экономической науки, истории, теории и методологии рыночных преобразований [17].

Заключение

Университетские аналитические центры Центральной Азии, несмотря на свою малочисленность, являются мощнейшими «фабриками мысли» региона, зарекомендовавшими себя как надежные поставщики аналитической продукции. Они преимущественно представлены в виде научно-исследовательских и научно-образовательных центров, играющих также важную роль в развитии университетской науки, продвигая ее на общереспубликанском и региональном уровнях.

Включение многих из них в мировые рейтинги лучших вузов мира является подтверждением наличия огромного научно-исследовательского, а вместе с ним и экспертно-аналитического потенциала республик региона.

При этом также очевидно, что республиканские власти (особенно в Казахстане и Узбекистане) не заинтересованы в развитии «мозговых центров» на базе имеющихся университетов, поскольку

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

они делают основной упор на развитие других видов аналитики, представленных в виде форсайт-исследований, нацеленных на средне- и долгосрочный анализ и прогнозирование.

Академические аналитические центры, единично представленные в Казахстане (развитие востоковедческой науки и исследований в области философии, политологии, религиоведения, культурологии и социологии) и Таджикистане (исследования в области экономики), сконцентрированы на проведении фундаментальных и прикладных исследований и являются неотъемлемыми частями национальных академий наук. Усиление взаимодействия между университетскими и академическими «фабриками мысли» способно всерьез продвинуть также качество экспертно-аналитической продукции.

Список литературы

1. Атлас аналитических центров «Большой Евразии». Том 1: справочник / под ред. А.В. Кузнецова ; ИНИОН РАН, Центр междисциплинарных исследований. - Москва : ИНИОН РАН, 2022. - 340 с.

2. Аналитические центры в Центральной Азии: между наукой, обществом и властью. - URL: https://cabar.asia/wp-content/uploads/2020/05/Policy-Brief_ru_ web.pdf (дата обращения 10 апреля 2023).

3. Институт стратегического анализа и прогноза // Кыргызско-Российский (Славянский) университет имени Б.Н. Ельцина. - URL: https://www.krsu.edu.kg/ Institute_for_strategic_analysis_and_forecast (дата обращения 13 апреля 2023).

4. История университета // Университет Ахмеда Ясави. - URL: https://www.eura sian-research.org/our-university/?lang=ru (дата обращения 16 марта 2023).

5. Конференция «Качество воздуха в Бишкеке и пути решения проблемы» в рамках Дней зеленой экономики в КР - 2021 // American University of Central Asia. - URL: http://ced.auca.kg/?p=1363 (дата обращения 13 апреля 2023).

6. КТУ «Манас» в цифрах // Кыргызско-Турецкий университет Манас. - URL: https://www.manas.edu.kg/ru/about_manas/ktmu_at_a_glance (дата обращения 10 апреля 2023).

7. Кудаяров К.А. Аналитические центры Казахстана и Узбекистана // Вестник РГГУ. Серия Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения. - 2022. - № 4. - С. 60-72.

8. Кудаяров К.А. Аналитические центры Кыргызстана // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. - 2022. - № 3. - С. 62-77.

9. Кудаяров К.А. Аналитические центры Таджикистана // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. - 2022. - № 4. - С. 52-69.

10. Огава К., Токтогулова Н., Ибраева Э. Анализ финансирования образования в Кыргызской Республике. Заключительный отчет [Электронный ресурс]. -Бишкек, 2017. - 85 с. - URL: https://edu.gov.kg/media/files/733abffc-M3d-46fd-9f83-27b68c0ee167.pdf (дата обращения 9 апреля 2023).

11. Отчет о поступлении и расходовании средств бюджета Кыргызско-Турецкого университета «Манас» за 2017 год [Электронный ресурс] // Кыргызско-Турецкий университет Манас. - URL: https://manas.edu.kg/docs/otchet-budget-ru.docx (дата обращения 10 апреля 2023).

12. Политика исследований Таджикского национального университета на 20212025 гг. [Электронный ресурс] / Таджикский национальный университет. -Душанбе, 2021. - 19 с. - URL: https://tnu.tj/wp-content/uploads/2021/12/politika-issledovanij.pdf (дата обращения 8 апреля 2023).

13. Рэнкинг // Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета». - 2023 г. - URL: https://mosiur.org/ranking/ (дата обращения 10 апреля 2023).

14. Сабырбеков Р.А. Источники загрязнения воздуха в городах Кыргызстана. Аналитический отчет. - Бишкек : Центр окружающей среды и развития АУЦА (ЦОР), 2018. - 29 с.

15. Центр исследований Средней Азии Кыргызско-Турецкого университета Манас // Кыргызско-Турецкий университет Манас. - URL: https://orasam.manas. edu. kg/index. php/ru/meropriyatiya (дата обращения 11 апреля 2023).

16. About Kyrgyz-Turkish Manas University // Kyrgyz-Turkish Manas University. -URL: https://www.topuniversities.com/universities/kyrgyz-turkish-manas-university (дата обращения 15 марта 2023).

17. Journal of Turkic Civilization Studies. - URL: https://tuaum.manas.edu.kg/images/ dergi/0_JTCS_3_1_Tam_say%C4%B1.pdf (дата обращения 15 марта 2023).

18. Khoja Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University. - URL: https://www.topuniversities.com/universities/khoja-akhmet-yassawi-international-kazakh-turkish-university (дата обращения 10 марта 2023).

19. Kirgizistan ara^tirmalan [Исследования Кыргызстана]. - URL: https://orasam. manas.edu.kg/index.php/ru/izdaniya/knigi/4042-kirgizistan-ara-tirmalari-2020 (дата обращения 13 апреля 2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.