фж. тугуз, дще™, Университетская среда
проректор по воспитательной
работе как фактор воспитания
В статье рассматривается среда современного университета с точки зрения задач по формированию личности выпускника. Подчеркивается эффективность комплексного подхода к оценке влияния среды на студентов, анализируются ее главные компоненты и характер их влияния на воспитание и социализацию. Приводятся результаты опросов студентов Адыгейского государственного университета.
Ключевые слова: воспитание, образовательная среда, социокультурнаясреда, воспитательная система, социализация, формирование личности, воспитательная работа в вузе.
Концепция модернизации высшей школы ориентирует вузы на переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностному подходу, направленному на развитие личности, становление её индивидуальной, социальной и профессиональной культуры. При этом степень сформированности у выпускника нравственных ценностей и качеств, которые позволят ему креативно решать профессиональные задачи, оказывается не только целью, но и официально признанным критерием качества его подготовки в вузе.
Особенности вузовской среды, характер ее трансформации в изменяющемся обществе являются постоянным предметом внимания специалистов [13]. Именно комплексный, «средовый» подход к воспитанию обеспечивает наиболее эффективный процесс развития личности, который осуществляется через взаимоотношения, традиции, общение и сотрудничество. Влияние элементов среды на студентов с точки зрения целей воспитания должно быть не стихийным, противоречивым и разрозненным, а системным, скоординированным и продуктивным.
Социокультурная среда Адыгейского государственного университета
- классического университета на Юге России - складывалась за 70 лет его биографии. В последние годы в вузе усилилось внимание к вопросам разви-
тия личностно-формирующей среды. Для выявления факторов ее влияния был разработан и проведен опрос студентов всех факультетов на тему «Университетская среда». Всего анонимно опрошено 264 студента преимущественно 3—4-х курсов. Влияние компонентов университетской среды респонденты оценивали в баллах от 1 до 10; они также выражали мнение о том, требуются или нет изменения в конкретной сфере (и если да, то какие). Результаты оказались довольно интересными.
Так, на вопрос: «Что на вас оказывает большее влияние - внешняя среда или университетское пространство?»
- более трети студентов ответили, что считают внешнюю среду более важным фактором (36%). Это может означать, что университет в недостаточной мере реализует свой потенциал в этой сфере. Большинство студентов утверждают, что в университетском пространстве более всего на них влияет “качество и количество учебной информации” (7,1 балла) и “личность преподавателя” (7,4 балла). Это значит, что интегральное воспитательное воздействие университетской среды на студента должно строиться именно на повышении профессионализма каждого педагога и достижении им высокой нравственной планки.
Образовательная среда складывает-
ся из традиций конкретного вуза и каждого факультета. Общение педагогов со студентами в российских вузах характеризуется разной степенью демократичности. Большую роль в формировании мотивирующей среды играют позиция руководителя, декана, ведущих педагогов. Личность преподавателя, его профессиональные и нравственные качества, как известно, оказывают существенное воздействие на студента, и оно многократно усиливается в свете задач модернизации. Показательно, что по значимости воздействия личность преподавателя оценивается студентами очень высоко, причем каждый четвертый оценил ее влияние в 10 баллов, а около трети хотят изменений к лучшему.
Перестройка взаимоотношений педагогов и студентов - процесс трудный, не обходящийся без психологических трудностей. Поэтому очень важна системная поддержка и преподавателей, и студентов, включающая диагностику и снятие тревог, коммуникативных проблем, психологического отторжения перемен, привносимых модернизацией в повседневную реальность. Это возможно в рамках профессиональной психологической службы.
Рассмотрим некоторые элементы университетской среды как фактора воспитания.
Предел желаний любого руководителя вуза и здорового педагогического коллектива - выстроить систему взаимоотношений всех, кто учится или работает в вузе, как отвечающую самой высокой планке профессионализма и культуры, этики и нравственности. Поэтому важной характеристикой университетской среды в современных условиях является ее способность противостоять внешним негативным воздействиям и неукоснительное соблюдение важнейших нравственных норм.
Свидетельством серьезного внима-
ния к этой теме в Адыгейском государственном университете стала разработка и принятие «Этического кодекса АГУ ». В контексте модернизации этический кодекс становится важнейшим инструментом совершенствования университетской среды, ибо он провозглашает гуманистические ценности и принципы, транслирует этическую ответственность всем участникам образовательного процесса независимо от их статуса, а значит, способствует переходу к продуктивному сотрудничеству и партнерскому типу взаимоотношений преподавателей и студентов. Сегодня стоит задача внедрять его в жизнь, популяризировать, повышать этическую компетентность преподавателей и студентов, изучать и накапливать опыт работы с моральными проблемами и осваивать технологии их разрешения. От каждого зависит, станет ли этический кодекс реально действующим инструментом и ресурсом нравственного воспитания, атрибутом корпоративной среды университета или останется лишь красивым и недостижимым сводом нравственных норм.
Стремление стать университетом инновационного типа означает разви-
тие его образовательной среды через науку, как это происходит в самых престижных вузах мирового уровня. Наука исторически была и остается основой уникального университетского духа. Именно в совместном научном творчестве ученых, преподавателей, студентов, аспирантов формируется профессиональный облик специалиста любого профиля. Это самый эффективный, проверенный практикой путь развития способностей, талантов, потребностей и навыков постоянного самообразования в будущем. Активность студента в науке - это фактор социализации и воспитания.
Сложившаяся в АГУ система научно-исследовательской деятельности студентов, СНО, летний методологический университет - весьма действенные инструменты позитивного влияния на университетскую среду. Возможности заниматься наукой студенты оценивают как достаточно значимый фактор влияния (почти 5 баллов). Причем лишь 1/ 3 студентов выражают желание что-либо изменить (это меньшее число, чем по любому другому критерию). Изменения, которые хотят видеть студенты, касаются расширения их возможностей доступа к грантам, сотрудничества с другими вузами, поездок на конференции, конкурсы и т.д. Следует отметить, что в юбилейном году наши студенты существенно увеличили свои шансы в доступе к информационным ресурсам
- в связи в введением в строй научной библиотеки, которая стала востребованным информационным центром в городе и в Республике Адыгея, ядром культуры и академической атмосферы университета.
В сегодняшних условиях усиливается роль культуры как интегрирующего фактора в системе высшего образования. Абитуриенты привносят в вуз и эталоны культуры, обусловленные их этнической и социальной принадлеж-
ностью, и личный опыт взаимодействия с феноменами молодежных субкультур. В образовательном пространстве вуза присутствуют и национальная, и этническая, и массовая, и индивидуальная культуры. Для того чтобы все они действовали как единая система с воспитательным потенциалом, нужна культурная среда вуза как объединяющий фактор. Она включает несколько компонентов: гуманитарную составляющую образовательного процесса, личностный потенциал преподавателей как носителей культуры, внеучебную культурно-творческую среду.
Социокультурная среда вуза ориентирована на развитие условий для всестороннего развития личности, на решение социальных и экономических проблем студентов, совершенствование инфраструктуры отдыха и оздоровления, на развитие художественного творчества, спорта, поддержку студенческих общественных организаций. Социокультурная среда подразумевает пространство разнообразных событий. Потенциал личностно-формирующего влияния здесь существенный: повышение культурного уровня студентов, приобщение к традициям, развитие способностей и талантов, формирование корпоративной культуры. Все это усиливает воздействие на студента, происходящее в процессе учебы.
В Адыгейском государственном университете в данном направлении проводятся десятки мероприятий, среди которых «День знаний», «Международный день студента», конкурсы «Лучшая студенческая группа», «Молодые таланты», фестиваль «Весна в АГУ», «Праздник выпускника» и др. Всегда актуально, не отставая от времени, повышать творческий, технический, эстетический уровень такого рода мероприятий, эффективно проводя как информационную, так и методическую работу. По результатам опро-
са, культурно-творческая среда оценивается студентами почти наравне с другими - 5 баллов, значительная их часть (около 40%) хотят в ней положительных перемен в плане обновления и расширения ресурсной базы и условий для творчества.
Приоритетной задачей модернизации профессионального образования является сохранение и укрепление здоровья студентов и преподавателей, формирование у них приверженности стандартам здорового образа жизни. АГУ располагает условиями для лечения и оздоровления студентов, возможностями для занятий спортом, и это оказывает мощное положительное воздействие на студентов. Наши ученые серьезно исследуют проблемы здоровьесбережения в образовательном процессе, а вуз в целом приступил к реализации инновационной образовательной программы «Здоровьесберегающая гуманно-ориентированная система подготовки высококвалифицированных специалистов».
В декабре 2009 г. был проведен опрос 417 студентов об их отношении к «здоровому образу жизни». Получена обширная информация для размышления: о восприятии здорового образа жизни, о личном опыте курения, употребления спиртного и наркотиков, оценке рисков, степени распространенности, а также о мнениях по преодолению курения, употребления алкогольных напитков и наркомании среди студентов.
Респонденты оценивают степень влияния на них спортивно-оздо-
ровительных возможностей вуза выше многих других параметров (кроме учебных) - 5,6 балла. Это мощный ресурс влияния. При этом весьма значительный процент опрошенных желает что-то изменить, и по этому вопросу высказано большое количество разнообразных идей и предложений. Наиболее типичные из них касались улучшения системы преподавания физического воспитания, расширения спектра спортивных секций и улучшения спортивной инфраструктуры. Почти две трети студентов высказали мысль о расширении возможностей спорта и досуга как эффективного средства борьбы с негативными явлениями. Многие упоминали значение положительного примера старших и выразили пожелание активизации соответствующей пропаганды в вузе.
Российское студенчество сильно изменилось под влиянием бурных общественных процессов. Идет его ранняя, порой трудная социализация, в студенческой среде нередко присутствует правовой нигилизм, остро стоит проблема занятости, в том числе вызванная необходимостью самостоятельно оплачивать свое обучение на коммерческой основе, значительная
доля студентов испытывает социальные и материальные проблемы.
Студенческая среда в АГУ в сравнении со среднероссийской имеет в целом схожий спектр негативных и позитивных черт. Однако довольно существенно разнится степень их проявления, что связано с различиями социокультурного плана, экономической ситуацией, ментальностью, влиянием традиционных культур. Наша студенческая среда многонациональна, толерантна и демократична. Вместе с тем у части студентов наблюдаются пассивность и инфантильность, неготовность нести ответственность за свое образование.
В Республике Адыгея наблюдается в целом более благоприятная картина в сравнении со среднероссийской по негативным явлениям в студенческой среде (вовлеченность в радикальные молодежные субкультуры, правонарушения, вредные привычки, наркомания, курение, употребление спиртных напитков). Однако статистика по этим позициям все же есть, а факторы тревожности могут усиливаться, поэтому нельзя ослаблять соответствующую профилактическую работу.
Результаты анкетирования показали, что студенческая среда ставится на третье место по влиянию после качества учебной информации и личности преподавателя и оценивается примерно в 6,1 балла. При этом каждый третий хочет позитивных изменений, например, «больше заниматься и быть активнее», «больше посещать занятия», «повысить культурный уровень».
Студенческое самоуправление в разнообразных формах - один из эффективных инструментов социализации личности в вузе. Это и механизм студенческой демократии, и способ формирования гражданской и социальной активности, способствующий решению студенческих проблем, выявле-
нию и развитию лидерских качеств, организаторских способностей и коммуникативных навыков. Как известно, современные работодатели предпочитают выпускников именно с такими компетенциями и социальным опытом.
В АГУ действуют студсоветы факультетов, союз студентов и аспирантов, студенческий профком, студенческое научное общество. Демократичность, авторитет, стремление не заставить, а убедить и мотивировать студентов - главные условия стимулирующего влияния институтов самоуправления на студенческую среду. Задача вуза - формировать социальную активность студентов, однако студенты слабо включаются в реальный процесс соуправления вузом, что затрудняет формирование ответственности, накопление социального опыта. Есть противоречие между потребностями студентов в объединении, с одной стороны, и недостаточным уровнем организационных умений, отсутствием технологий работы, навыков деятельности в команде - с другой. Вероятнее всего, именно вследствие действия этих факторов студенческое самоуправление оценивается в данных нашего опроса несколько ниже других показателей.
Проведение «Школы лидерства» в марте 2010 г. показало весьма позитивный настрой студентов. Они отметили полезность проекта, актуальность его продолжения в форме различных тренингов и специальных семинаров. Студентам, по их собственным оценкам, не хватает знаний по информационной культуре, психологии лидерства, основам организационной работы и делопроизводства, навыков делового общения и этикета.
Облик вуза в медийном, визуальном, вербальном и ином выражении формирует информационная среда. Если ее стиль - технический, эстетический, содержательный - будет соответство-
вать времени и духу университета, то она сможет весьма позитивно влиять на студентов. Однако если она не развивается, то возникает противоположный эффект: привлекательность вуза в социуме снижается, развитие информационной культуры тормозится. Студенты отмечают существенное влияние этой позиции, и почти треть из них желает изменений к лучшему - в плане насыщения среды современными элементами, информационными технологиями, повышения информационной культуры (развитие вузовских СМИ, сайта, производство собственной медиапродукции высокого качества, корпоративной символики и т.д.). Все это актуальные задачи, в решении которых у нас есть существенные успехи. Есть и понимание того, что остановка темпов развития в данном направлении будет означать резкое отставание от жизни.
Важным элементом университетской среды является предметно-пространственное окружение студентов и преподавателей - «дизайн-среда образования»: территория, здания, мебель, оборудование, состояние аудиторий, оформление коридоров и т.д.
В последние годы Адыгейский государственный университет сделал весьма существенные шаги в плане ее обновления: реконструированы фасад главного здания, внутренний дворик, актовый зал, обновлены интерьеры холлов, оборудование, сдана в эксплуатацию суперсовременная научная библиотека.
К дизайн-среде относят и PR -
оформление всех событий в вузе, мероприятий, праздников, а также атрибуты вуза как корпорации - флаги, логотипы, значки, футболки и т.п. Все эти аспекты дизайн-среды тесно переплетаются с информационной средой. Современные в технологическом и в эстетическом плане дизайн-технологии способствуют эстетическому развитию студентов, повышению их культуры поведения, формируют уважение к университетскому пространству.
Анкетирование показало, что студенты в целом бережно и уважительно относятся к предметно-пространственному окружению, отмечают перемены к лучшему, но вместе с тем они в большей степени, чем по другим позициям, хотят здесь позитивных изменений - в части переоснащения кабинетов и лабораторий, обновления мебели, перехода к современным технологиям оформления коридоров, холлов и т.д.
Напрашивается аналогия из физики: согласованные во времени волны от нескольких источников могут взаимно усиливать или гасить друг друга. Подобно этому университет работает на то, чтобы создать условия, когда все элементы вузовской среды будут
согласованно работать на цели формирования личности и взаимно усиливать, а не гасить воспитательный эффект.
Литература
1. Мосина А.В. Характеристика социокультурной среды вуза. URL: http://www.uni-altai.ru/ engine/ download.php?id=1851
2. Бурдуковская Е.А. Социокультурная
среда вуза как педагогический фактор личностного становления студента. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Благовещенск, 2004. 201 с.
3. Соловьев И.О. Акмеологическая среда
развития современного российского студенчества. Воронеж: Научная книга, 2006. 111 с.
TUGUZ F. THE UNIVERSITY ENVIRONMENT AS THE EDUCATION FACTOR IN THE CONTEXT OF HIGHER SCHOOL MODERNIZATION
In the article the modern university environment is regarded from the position of personality formation. The author underlines the efficiency of the complex approach to estimation of environment influence on students, as well as analyzes its main components and character of their influence on education and socialization. The results of students’ questioning are given.
Keywords: education, educational environment, socio-cultural environment, educational system, socialization, formation of the person, educational work at higher school.
Т.П. ВАРШАНИНА, доцент, заведующая ГИС-центром
ГИС-центр Адыгейского государственного университета
В статье раскрывается одно из направлений инновационной деятельности вуза. На базе ГИС-центра АГУ совместно с Правительством Республики Адыгея и ОАО «НПК “РЕКОД” » в рамках проекта «Электронная Россия » в 2010 г. создан Центр космических услуг. Разрабатывается Интернет-геопортал Республики Адыгея, интегрируемый в Геопортал Российской Федерации.
Ключевые слова: инновационная деятельность, интеллектуальные геоинформаци-онные технологии, трехмерное геопространство, структурно-подобная модель геопространства, картографический комплект региона, программные продукты.
Одним из ведущих подразделений Адыгейского госуниверситета, ориентированным на инновационные технологии, является Центр интеллектуальных геоинформационных технологий (ГИС-центр). С первых дней существования (1999 г.) центра в качестве учебно-методической лаборатории при кафедре географии факультета естествознания его деятельность приобрела научно-исследовательский вектор. Тематика исследований охватывала широкое предметное поле - от инвентаризации природного и экономического потенциала территории Ады-
геи и пространственного анализа социально-экономических проблем отраслей хозяйства республики на основе современных ГИС-технологий до разработки структуры геопространства, обеспечивающей в геоинформа-ционной среде системный анализ и прогноз географических процессов на основе применения современных численных методов.
В настоящее время в ГИС-центре работают два сектора - электронного картографирования и интеллектуальных геоинформационных технологий, на постоянной основе исследова-