гратота Манускрипт • Manuscript
ISSN 2618-9690 (print)
2021. Том 14. Выпуск 12. С. 2685-2688 | 2021. Volume 14. Issue 12. P. 2685-2688
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru
RU
Университетская философия в контексте философии науки
Крысова Е. В.
Аннотация. Целью исследования является анализ университетской философии как сложного многоаспектного феномена в контексте философии науки. Научная новизна исследования заключается в понимании университетской философии как формы организации научной деятельности и трансляции научного знания. В результате, на основе западноевропейской и отечественной научной традиции выявлено место университетской философии в системе философской науки, а также обоснованы ее характеристики с позиций философии науки.
EN
University Philosophy in the Context of the Philosophy of Science
Krysova E. V.
Abstract. The purpose of the research is to analyse university philosophy as a complex multidimensional phenomenon in the context of the philosophy of science. Novelty of the research lies in the understanding of university philosophy as a form of organisation of scientific activities and translation of scientific knowledge. As a result, the researcher has identified the place that university philosophy occupies in the system of philosophical science and substantiated its characteristics from the standpoint of the philosophy of science on the basis of the Western European and Russian scientific tradition.
Введение
В условиях современной действительности особую актуальность приобретает исследование феномена университетской философии в контексте философии науки. Познание особенностей университетской философии как интеллектуальной деятельности, среды существования философии связано с пониманием научного мировоззрения, исторической динамики, выбора форм организации и приемов научной деятельности. В современной отечественной философии имеется корпус работ, посвященных историко-философскому осмыслению университетской философии в России и за рубежом, ее становлению и персоналиям. Научная новизна данной статьи заключается в обращении к осмыслению университетской философии как эффективной формы трансляции научного философского знания, организации научной деятельности, институциональной среды существования философии, что, в целом, находит отражение в философии науки. Для этого решены следующие задачи: 1) выявить статус университетской философии, университетского философского сообщества; 2) рассмотреть способы трансляции знаний и формы коммуникации между учеными, преподавателями в университетской философской среде.
Репрезентация университетской философии в контексте философии науки становится возможной благодаря применению философских и общенаучных методов (диалектического и сравнительно-исторического методов), системному подходу.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных ученых В. Ф. Пустарнакова (2003), В. И. Красикова (2009), М. И. Ивлевой (2016), А. В. Малинова (2013), Н. Г. Баранец, В. А. Бажановой (2007; 2008), посвященные истории университетской философии в России, М. Демина (2013) - о немецкой университетской философии, а также В. В. Булавиной (2009), Н. А. Куценко (2006), О. Н. Томюк, М. А. Дьячковой (2013), повествующие о профессионализации университетской философии в нашей стране.
Практическая значимость статьи заключается в возможности применения ее содержания в образовательном процессе магистрантов и аспирантов по философии и методологии науки, истории и философии науки.
Основная часть
Университетская философия обладает самостоятельным статусом в обществе, предстает как направление духовной культуры. Западноевропейская университетская философия берет свое начало в первых средневековых университетах, ставших центрами формирования научного мышления. В нашей стране отправной
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns20210457
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
2686
Философия науки и техники
точкой явилось создание Петербургской Академии наук (Пустарнаков, 2003, с. 12). В. И. Красиков (2009) отмечает, что университетская философия в России стала важным фактором в развитии публичной внеунивер-ситетской философии. Университетская философия характеризуется институциональной стабильностью, она обучает, вводит в обиход наследие европейской философии, переводит, транслирует новые идеи (с. 25). М. И. Ивлева (2016) подчеркивает значительную роль, которую профессора западноевропейских университетов сыграли в университетской философии в России, начиная с XVIII в. Их лекции, печатные труды подготавливали отечественные кадры профессорско-преподавательского состава в нашем государстве. Приглашенные профессора знакомили аудиторию с системами И. Канта, Ф. Шеллинга, И. Фихте (с. 64).
Талантливые к письму отечественные профессора (Шевырев, Грановский, Соловьев, Юркевич, Грот и др.) печатались, были редакторами журналов, объединяли вокруг себя интеллектуалов (Красиков, 2009, с. 27). 80-90-е гг. XIX в. - первые десятилетия XX в. стали периодом создания новых коммуникационных и организационных структур. Появились специализированные философские периодические издания «Философский трехмесячник» А. А. Козлова, «Вопросы философии и психологии» Н. Грота и М. М. Троицкого, «Логос», «Мысль» (Красиков, 2009, с. 31). В зарубежной практике университетской философии эти процессы начались раньше. В 1847 году возникает первое общенемецкое собрание философов и в дальнейшем выходит «Журнал по философии и философской критике» (Демин, 2013, с. 256).
Отдельного внимания заслуживает выбор жанровых форм при изложении философских мыслей. Российские философы Н. Г. Баранец и В. А. Бажанов (2008) в своем исследовании заключают, что их выбор был разнообразным и определялся различными факторами. Так, подход к философии как учебной дисциплине предполагал традиционные для философского научного сообщества жанровые формы: монографию, рецензию, статью, учебное пособие. Монографии разделялись на диссертационные, историко-философские, биографические, трактаты. Важной особенностью являлась зависимость между аспектом рецензируемой монографии и степенью развитости философского сообщества. Например, до середины 90-х гг. XIX века внимание уделялось оценке методологии, корректности цитирования, стилистическим особенностям текста, а позднее -полноте раскрытия темы. Форма рецензии освещала особенности монографий и других публикаций. Она обладала регулирующей ролью, поскольку придерживалась ориентиров интеллектуальной деятельности, принятых в философском научном сообществе, т.е. рецензия указывала на сильные и слабые стороны аргументации, отклонение от норм философствования, господствовавших в соответствующее время (с. 134). Следующей формой является статья. Статьи классифицировались на концептуальные (авторское освещение какой-либо темы), историко-философские (преддверие или избранные фрагменты монографии), информативно-аналитические, историко-философские, а также полемические. В полемической статье использовались приемы апелляции к публике, подмена тезиса, автор стремился отстоять свою позицию перед читателем. Важное место среди жанров философской литературы занимали учебные пособия, напрямую выражавшие представления о том, каково содержание философии как учебной дисциплины (с. 138). Учебники соответствовали логике преподавания философии, это были самостоятельные авторские курсы, учебники, выверенные лекционной практикой (например, «Начальные основания философии» В. Кудрявцева, «Основания философии как специальной науки» П. Милославского). С середины 1890-х гг. и до 1905 г. авторы учебного пособия соблюдали нейтральную научную позицию и обсуждали систему философии как совокупность идей и систем, а также специфику и структуру философского знания в сопоставлении его с научным (например, «Введение в философию» В. Н. Ивановского) (с. 139).
На рубеже XIX-XX вв. активными становятся научные сообщества: Московское психологическое общество (психология была частью философии), Философское общество в Санкт-Петербурге, Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьева, Санкт-Петербургское философское собрание, Московское общество по изучению научной философии и др. (Красиков, 2009, с. 32).
Кроме журналов и обществ, важным шагом в научной коммуникации, трансляции философских идей и знаний стало оформление философских позиций, которые разделяли мыслители университетской философской среды. Так, в Московском университете в 70-90-е гг. XIX в. соперничали «новый позитивизм» и «московская метафизика». В Санкт-Петербурге доминировала школа критического трансцендентализма (Красиков, 2009, с. 32).
Статус университетской философии был изменчив в разные периоды. Сталкиваясь с философией Нового времени, университетская философия стала утрачивать свой статус, приобретая двоякую роль: с одной стороны, университетская философия воспринималась как помеха на пути развития философской науки, а в отдельных случаях университетская философия продолжала играть роль философских центров (профессора И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). В философском сообществе XIX в. появились критики университетской философии (Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, Е. Дюринг) (Пустарнаков, 2003, с. 12). Университеты эпохи модерна функционировали как национальные высшие учебные заведения, в которых преподавание слилось с научной деятельностью (Булавина, 2009, с. 91). В XX столетии на университеты возлагалась мировоззренческая функция (формирование мировоззрения, соответствовавшего государственной идеологии).
Продолжая разговор о статусе и определении университетской философии, необходимо отметить противопоставление университетской философии, профессиональной философии и той философии, которая предстает как свободное изыскание истины. А. Шопенгауэр отождествлял «университетскую философию» с «философией как профессией» и говорил, что философия превратится в «чиновничью науку» под влиянием поручений правительства. Истинная же философия исходит из поручений природы и человечества (Цит. по: Булавина, 2009, с. 90).
Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 12
2687
Философский анализ предполагает изучение университетской философии в срезе философии как призвания и как профессии. В дискурсе А. Шопенгауэра это противопоставление статусов, а в дискурсе М. Вебера они существуют в единстве. Профессиональная философия включает два рода занятий: преподавание философии и занятие философией (Цит. по: Булавина, 2009, с. 94).
Профессиональная философия в России зародилась в XVIII веке. Первые философские курсы читались на латинском языке и пересказывали европейские учебники. Первый учебник на русском языке был подготовлен Г. Н. Тепловым и опубликован в Петербурге в 1751 году. Так, профессиональная философия в России XVIII века отличалась неоригинальностью и следовала за европейской мыслью (Малинов, 2013, с. 61). Первая половина XIX века - это время скорее «салонной философии», развивавшейся вне стен университетов, выбиравших для себя устную стихию.
Анализ авторских позиций по отношению к определению университетской философии показал, что термин «университетская философия» активно употреблялся в Германии и Франции. В нашей стране университетская философия также связана с деятельностью философской университетской корпорации (Баранец, 2007, с. 9). На ранних этапах развития университетской философии в нашей стране отношение к ней было неоднозначным. Е. А. Бобров объединяет университетскую философию и философию, преподаваемую в гимназиях и духовных академиях, под общим понятием «школьная философия» (Цит. по: Баранец, 2007, с. 10). Н. А. Ку-ценко (2006) наряду с университетской выделяет еще две формы русской философии: вольную и духовно-академическую, которые были неотделимы и решали сквозные проблемы (с. 229). Ряд ученых не выделяли университетскую философию в отдельное направление. Переломным моментом в изучении данного феномена российскими учеными стали 90-е гг. XX в., когда университетскую философию стали рассматривать не просто как отдельное направление, но и как самостоятельное значимое явление для понимания истории русской философии (Баранец, 2007, с. 13).
Н. Г. Баранец (2007) размышляет о возможности употребления понятия «философское сообщество» по аналогии с понятием «научное сообщество». С одной стороны, развитие науки предполагает смену парадигм, в основе которой лежит одна или несколько фундаментальных теорий. Научное сообщество принимает и поддерживает парадигму в определенный исторический период. Философы создают свои собственные философские системы и не выражают приверженности парадигме, философское сообщество не может рассматриваться в традиционном ключе как научное сообщество (с. 15). В своем исследовании Н. Г. Баранец подчеркивает, что, изучая университетскую философию, часть авторов относят к ней представителей - профессиональных философов, читавших философские курсы. Другие авторы подходят широко и также включают преподавателей нефилософских дисциплин, обращавшихся в своем творчестве к философским проблемам. В состав понятия «философское сообщество» становится возможным ввести не только представителей университетской философии, но и всех, кто принимал активное участие в философской жизни своего времени (с. 19). Философское сообщество в России начинает формироваться в XVIII веке, когда философия была введена в систему университетского образования как учебная дисциплина.
В настоящее время научное философское общество Германии насчитывает 2000 человек, а общество аналитической философии включает свыше 1000 человек. Также создаются локальные общества, чья деятельность фокусируется вокруг разных дисциплин, например, философии математики, аналитической философии истории, или творчества философа - Кантовское общество в Германии, Юмовское общество в Великобритании. Задача таких обществ - организация и проведение научных мероприятий, издание журналов и поддержка исследований в мире (Касавин, 2016, с. 12). По мнению И. Т. Касавина, научные сообщества, подобно социальным институтам, появляются неорганизованно либо целенаправленно, с помощью административного ресурса. Так возникли Лондонское королевское общество и Французская академия наук. Первые философские журналы в Англии и Германии также отличались независимостью от университета ("Mind"), ("KantStudien") (Касавин, 2016, с. 13).
В 1971 году было организовано Философское общество СССР. В 1992 году его правопреемником становится Российское философское общество, насчитывающее на 2020 год 2261 человек.
Отечественные исследователи рассматривают возникновение научных профессиональных сообществ как признак зрелой науки. На рубеже XIX-XX веков существовали следующие формы научной организации: 1) профессиональная ассоциация специалистов; 2) научные общества для проведения исследований (Суханова, 2019, с. 92). По мнению О. Н. Томюк, М. А. Дьячковой (2013), университет в научном отношении - это совокупность научных школ, которые, являясь ядром научного сообщества, играют большую роль в творческой самореализации личности (с. 70). Научные школы объединяются вокруг ученого - лидера, имеют исследовательские программы, разделяют единую цель, подходы, парадигму исследовательской деятельности (с. 71).
Заключение
Университетская философия - сложный феномен, подразумевающий не только выстроенную систему преподавания философских дисциплин, но и философское творчество профессоров, особую культурную и интеллектуальную среду существования философской науки. Представители университетской философии готовили профессиональные кадры, занимались научной деятельностью, выстраивали отношения и коммуникацию в философском сообществе. Профессора печатались, были редакторами журналов, знакомили с результатами
2688
Философия науки и техники
научных изысканий на страницах своих монографий и статей, рецензировали труды друг друга, сохраняя приверженность методологическим и интеллектуальным ориентирам своего времени. Издавались учебники, передававшие содержание авторских курсов по философии. Профессор играл важную роль в трансляции научных знаний. Изучение университетской философии в контексте философии науки позволяет раскрыть ее новые грани как формы организации научной деятельности, описать особенности коммуникации и способов трансляции знаний. Сохраняется перспектива дальнейшего исследования университетской философии в России и за рубежом, внутренних и внешних факторов, влияющих на ее развитие, социально-культурный статус.
Источники | References
1. Баранец Н. Г. Метаморфозы этоса российского философского сообщества в XIX - начале XX века. Ульяновск: УлГУ, 2007. Ч. 1.
2. Баранец Н. Г., Бажанов В. А. О жанровых предпочтениях представителей университетской философии на рубеже XIX-XX веков // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2008. № 2.
3. Булавина В. В. Университетская философия как призвание и профессия // Вестник Национального технического университета «ХПИ». 2009. № 26. Тематический выпуск: Философия.
4. Демин М. Немецкий университет XIX века и дисциплинарная специализация философии // Логос: фило-софско-литературный журнал. 2013. № 1 (91).
5. Ивлева М. И. О влиянии межкультурной коммуникации на формирование российской университетской философии XIX века // Актуальные проблемы общественных наук в России и за рубежом: сборник научных трудов. Новосибирск, 2016.
6. Касавин И. Т. Философия науки в России: от интеллектуальной истории к современной институционали-зации // Epistemology and Philosophy of Science. 2016. № 2 (48).
7. Красиков В. И. Университетская философия в России XIX в.: особенности и модель эволюции // Вестник Томского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Политология. 2009. № 3 (7).
8. Куценко Н. А. Профессиональная философия в России первой половины - середины XIX века // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 2006.
9. Малинов А. В. Пути профессиональной философии в России // Философское образование: Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. 2013. № 1.
10. Пустарнаков В. Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. СПб.: Изд-во Рус. христ. гум. ин-та, 2003.
11. Суханова Н. П. Институционализация науки в России: золотой XIX век // Вестник Омского университета. 2019. № 4.
12. Томюк О. Н., Дьячкова М. А. Уральский федеральный университет: научные школы как фактор творческой самореализации личности ученого-философа // Философское образование: Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. 2013. № 1.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Крысова Елена Витальевна1, к. филос. н. 1 Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Krysova Elena Vitalievna1, PhD
1 Mari State University, Yoshkar-Ola
lenakr86@mail.ru
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 19.10.2021; опубликовано (published): 20.11.2021.
Ключевые слова (keywords): университетская философия; научное сообщество; научная школа; трансляция знаний; научная коммуникация; university philosophy; academic community; school of thought; translation of knowledge; scientific communication.