Научная статья на тему 'Университет в системе международной интеграции высшего образования'

Университет в системе международной интеграции высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университет в системе международной интеграции высшего образования»

валкс“ (12 п. л.), подготовленный М. В. Мосиным и сотрудником Турку-ского университета Яаной Ниеми. Интенсивную работу по подготовке и изданию других совместных словарей и учебных пособий ведут: с финской стороны — профессор Алхо Алхониеми, Эва Херрала, Туула Невала, с мордовской — Н. А. Агафонова, М. В. Мосин, А. П. Феоктистов, В. К. Маркина.

В последнее время значительно расширяется интеграция с венгерскими вузами и научными центрами. Наряду с традиционными научными связями начинают утверждаться контакты учебно-методического характера. На финно-угорском отделении филологического факультета нашего университета начиная с 1993 г. занятия по венгерскому языку проводили Габор Зайц — старший сотрудник Венгерской академии, Йожеф Надь — старший преподаватель Будапештского. университета, Юдит Моль-нар — аспирант Сегедского университета. Преподавание эрзянского и мокшанского языков в Будапештском, Дебреценском и Сегедском университетах велось мордовскими коллегами: О. Е. Поляковым,

Д. В. Цыганкиным, М. В. Мосиным, М. Д. Имайкиной. В настоящее время мокшанский язык в Будапештском университете преподает профессор А. П. Феоктистов, а эрзянский в Сегедском— доцент Р С. Ширманкина.

Существенную помощь в интеграции финно-угорского образования оказывают летние курсы венгерского и финского языков, организованные министерствами образования этих стран за счет собственных средств. В течение последних 5 лет на эти курсы систематически приглашались преподаватели, аспиранты и студенты филологического факультета Мордовского университета. В 1996 г. летние курсы финского языка проведены на базе нашего вуза. Следует отметить их эффективность не только в плане изучения финского и венгерского языков, но и в плане ознакомления с языками и культурами финно-угорских народов России, так как в рамках этих курсов читаются лекции, демонстрируются видеофильмы об истории, культуре и быте этих народов, проводятся этнографические экскурсии по местам их проживания.

Ю. В. САЖИН, проректор по экономике и международным связям МГУ им. Н. П. Огарева, профессор

УНИВЕРСИТЕТ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблемы вхождения России полноправным членом в мировое сообщество диктуют необходимость выполнения ряда основополагающих принципов устройства демократического общества и рыночного ведения хозяйства. Одной из острых проблем является обеспечение совместимости существующих образовательных систем. Адаптация отечественной образовательной системы к новым требованиям невозможна без ее реформи-

рования. Это связано отнюдь не с качеством подготовки специалистов, а главным образом с новыми условиями и подходами к решению как экономических, так и политических задач.

В этой связи возникает острая потребность в скорейшей интеграции наших вузов в международный процесс обучения и подготовки специалистов на том уровне, который необходим для выполнения работ современного масштаба.

Направления этой деятельности многогранны, что связано с реализацией многих вопросов на федеральном, региональном и вузовском уровнях. На федеральном уровне необходимо объединить усилия для формирования коллективной стратегии как в целом в области международных связей, так и в решении конкретных задач, а именно:

— создание организационно-правовой основы сотрудничества с зарубежными странами в области высшего образования;

— осуществление эффективного сотрудничества с международными организациями;

— разработка федеральной программы становления и развития единого образовательного пространства государств СНГ;

— обеспечение интеграции российской высшей школы в международное образовательное сообщество;

— развитие международных научно-технических связей.

Приоритетной проблемой в настоящее время для вузов является организация международного сотрудничества. Обязательной его составляющей должно стать установление прямых связей вузов с крупнейшими университетскими центрами мира для совместной деятельности по совершенствованию высшего образования в условиях социальных и эколого-эконо-мических перемен на планете.

Мордовским государственным университетом в соответствии с Федеральной программой экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996 — 2000 гг. разработана и принята программа его развития до 2000 г. Этот документ направлен на реализацию государственной политики в области высшего образования на федеральном и региональном уровнях. Главной целью он определил повышение качества всех видов деятельности вузовского коллектива, расширение спектра образовательных и научных услуг, получение аккредитации и аттестации как одного из ведущих университетов Российской Федерации.

Реализация программы предполагает осуществление работ в самых различных областях, в том числе в международном сотрудничестве. Данное направление рассматривается как одно из основных в плане адаптации выпускаемых специалистов к мировым требованиям. Характерным для Мордовского университета

является значительное расширение этой работы, что прослеживается на примере анализа его международной деятельности. Главными ее направлениями являются:

— обеспечение обменов преподавателями и студентами между университетами и зарубежными вузами;

— интенсивное налаживание и укрепление различных форм научного сотрудничества;

— расширение работ по оказанию образовательных услуг иностранным гражданам и нострификации в зарубежных странах диплома университета;

— участие университета в междуна-род н ы х обра зов ател ьн ы х п рогра м ма х, выставках, ярмарках.

Базой для реализации указанных направлений являются договора и соглашения о творческом и научно-техническом сотрудничестве с вузами зарубежных стран, таких, как Германия, Голландия, Франция, Швеция, Финляндия, Польша, Венгрия, Эстония. Одной из основных задач является расширение обменов преподавателями и студентами между университетом и вузами зарубежных стран. Активно практикуется приглашение на преподавательскую работу иностранных специалистов из вузов и колледжей дальнего зарубежья. В 1996 г. у нас работали 6 человек. Это преподаватели из Венгрии, Финляндии, США (Корпус Мира), Новой Зеландии (Программа восточноевропейского партнерства). Осуществляя данный вид международного партнерства, университет приближает уровень образовательной подготовки своих студентов к общеевропейскому уровню подготовки специалистов высшей квалификации. Следует отметить, что все иностранные преподаватели работают в нашем вузе на спонсорских условиях оплаты труда теми зарубежными организациями, с которыми университет имеет договора о творческом и научно-техническом сотрудничестве.

Примечательны в этом отношении наши взаимосвязи с высшей школой г. Утрехта (Голландия). Под патронажем международной организации ЫМСР были разработаны два цикла лекций по программе передачи опыта предпринимательства. Профессор высшей школы Л. В. Ханенберг прочитал лекции по ос-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

новам маркетинга и менеджмента. В процессе работы были проанализированы программы подготовки специалистов как в Мордовском университете, так и в высшей школе г. Утрехта. Это позволило оптимизировать учебный процесс и приблизить его к практике предпринимательской деятельности. В настоящее время в стадии разработки находится проект проведения в Мордовии международной конференции по предпринимательству на уровне Правительства Республики Мордовия и международной организации Ь1МСР.

Возрастают количество совместных научных работ и число научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов, направляемых университетом в

зарубежные вузы. Только в 1995/96 учебном году там работали 40 человек. В настоящее время студент юридического факультета Денис Узойкин проходит обучение в университете г. Луисвилла (штат Кентукки, США), в Международной политехнической школе г. Йёнчё-пинг (Швеция) обучался студент математического факультета Илья Белов, в Высшей экономической школе г. Бухареста (Румыния) обучаются студенты экономического факультета Татьяна Ко-лянова и Наталья Муженикова.

Одним из показателей международного сотрудничества, создающим профессиональный и качественный образовательный имидж вуза как в России, так и за рубежом, является наличие иностранных граждан, обучающихся и проходящих стажировку в университете. В данном виде деятельности четко прослеживается тенденция к росту. Так, например, если в 1991 г. в университете обучалось 19 иностранных граждан, то в 1995 г. их число возросло примерно до 35 человек. Кроме создания имиджа данный вид деятельности очень важен и с финансовой стороны, так как все граждане дальнего зарубежья обучаются на контрактной основе с полной компенсацией затрат и вносят определенный валютный вклад в бюджет университета. За период с 1991 по 1995 г. средняя стоимость оплаты за обучение составила 1 500 долларов США в год. К 1995 г. значительно расширилась и география государств, граждане которых обучаются в университете. Так, например, если в 1991 г. у нас обучались только граждане

Республики Индия, то в 1995 г. к ним добавились студенты из Непала, Пакистана, Камеруна, Сирии.

На базе университета проводились различные конференции с привлечением к их работе специалистов и ученых зарубежных вузов и организаций. В то же время возросло число сотрудников и специалистов университета, принявших участие в работе различных по тематике конференций, симпозиумов, совещаний, проходивших за рубежом. Только в 1995 г. выезжало 18 человек.

За последнее время значительно возросли требования, предъявляемые к качеству подготовки специалиста высшей квалификации, ее соответствию европейскому уровню. Именно поэтому университет активизировал международное сотрудничество с зарубежными издательскими организациями в плане заключения с ними соглашений о приобретении учебной и учебно-методической литературы различной тематики для будущих

специалистов. За 1994 — 1995 гг. такие соглашения заключены с издательствами ,,Achett“ (Франция) и ,,Longmankk (Великобритания). Расширение подобного рода контактов, конечно же, перспективно.

Имидж университета определяется не только количеством заключенных международных договоров, соглашений и числом иностранных граждан в составе его студентов. Огромную роль играют сведения о том или ином российском вузе, помещенные в различного рода справочниках об университетах и колледжах, выпускаемых зарубежными издательствами и распространяемых за рубежом. В период с 1991 по 1995 г. университет активно включился в этот вид международного сотрудничества и сведения о нем вошли в десятки международных справочных изданий по высшему образованию, такие, как „The World of Learning44, „Educational World“, „World Directory of Medical Schools4*, „Directory of Russian medical Academies, medical Universityes and medical Institutiest44 и др.

Вся эта работа направлена на глубокое изучение и использование в повседневной практике зарубежного опыта и позволяет обеспечить в университете европейский уровень подготовки специалистов высшей квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.