Научная статья на тему 'Университет уходит в виртуальную реальность'

Университет уходит в виртуальную реальность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университет уходит в виртуальную реальность»

VI. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАФЕДРА

Н.Е. Покровский УНИВЕРСИТЕТ УХОДИТ В ВИРТУАЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

Перефразируя известное высказывание, можно с большой долей уверенности заявить, что тот, кто владеет современными инфокоммуника-циями, владеет миром.

В понятии «инфокоммуникации» естественным образом объединяются два понятия - «информация» и «коммуникации». Таким образом, уже недостаточно просто обладать информацией или генерировать ее. Необходимо осуществлять ее перенос и распространение в заданной среде и по обусловленным целевым ориентирам.

Эти достаточно абстрактные истины между тем имеют прямое отношение к практике университетского образования и реализации научных проектов. Если в свое время был актуален призыв: «Ни одно социологическое исследование не существует, пока оно не отражено в СМИ» (М.К. Горшков, директор Института социологии РАН), то сегодня уже приходится говорить о комплексных программах распространения научного знания и передовой экспертизы в сложном информационно-коммуникационном пространстве с использованием разнообразных форм («форматов»). При этом производители образовательных и научных продуктов теперь одновременно становятся и их распространителями, владеющими всеми средствами коммуникаций. В этих условиях учебный процесс в университетах превращается в инфокоммуникационный процесс, требующий сложных настроек, ранее не присутствовавших в арсенале университетов.

На недавнем Всемирном социологическом конгрессе в Гётеборге вопрос об инфокоммуникационном присутствии социологии в мире был поднят на новую высоту. По мысли нового президента Международной социологической ассоциации профессора Майкла Буравого (США), электронные медиа становятся кардинальными для ведущей организации всех социологов мира. Это включает различного рода электронные бюллетени, достигающие посредством Интернета отдаленных социологических центров и факультетов, интернет-сайт «Университеты в кризисе», превращающийся в поле обсуждения перспектив высшего образования, «портре-

Университет уходит в виртуальную реальность

ты социологов» - трибуна ведущих мировых экспертов-социологов, обращающихся посредством электронных коммуникаций к широким слоям мирового сообщества. Программа МСА по внедрению в систему современных коммуникаций лишний раз подчеркивает значимость этого направления.

Особое измерение инфокоммуникационной трансформации гуманитарной сферы и образования связано с виртуализацией. Это процесс утраты важнейшими институтами общества их материальной «осязаемости», предметности, эмпиричности, даваемой нам в ощущениях, и переходом в электронно-цифровую-медийную-коммуникационную форму.

Для традиционалистского сознания понятие «университет» ассоциируется, прежде всего, с представлениями о комплексе зданий (кампусе), аудиториях, наполняемых студентами, руководимыми профессорами. Все рисуется воображением в конкретной материальной оболочке и непременно в режиме очного присутствия. От этих стереотипов восприятия университета теперь приходится все чаще и чаще отказываться. Университет продолжает оставаться сложно настраивающейся системой, все большую роль в которой начинают играть виртуальные отношения и процессы, т.е. опосредованные цифровыми технологиями перенесения информации и контроля.

Университет постепенно и частично уходит «в виртуал» в том смысле, что учебный процесс преодолевает физические дистанции, во многих случаях не требуя очного присутствия в одном пространстве и в одно время всех вовлеченных субъектов действия. Коммуникативные отношения в университетской среде переходят в свое иное качество - в ин-фокоммуникационный онлайн.

Этот процесс носит объективный характер. Он не есть дань инновационной моде. Напротив, указанная тенденция существенно повышает эффективность всей учебной деятельности и открывает перед ней принципиально новые горизонты.

* * *

Группа молодых социологов, работающая на кафедре общей социологии Государственного университета - Высшей школы экономики под руководством профессора Н.Е. Покровского, поставила своей целью исследовать процесс виртуализации университетских и научных коммуникаций в современном мире, смоделировать это явление, протестировать его в режиме эксперимента. Какие-то аспекты виртуализации представляются самоочевидными, например широкая компьютеризация и оцифровка учебных материалов, использование визуальных медийных средств подачи текстов и сопровождения лекций. Все большее распространение получают такие явления, как продолжение диалога студента и преподавателя по учебным вопросам, перенос этого диалога в среду Интернета. Однако еще более радикальные новшества связаны с развитием дистантного обра-

зования в формате онлайн-телеконференций и спутникового телевещания. Онлайн фактически становится параллельной формой образовательного процесса, а в каких-то случаях и основной.

Так, на кафедре общей социологии Государственного университета -Высшей школы экономики уже существует целая система онлайн дистантных курсов, основывающаяся на телемостах в реальном времени. Виртуальные телемосты связывают социологов из ГУ-ВШЭ с коллегами в ведущих российских и зарубежных университетах. Само онлайн-препода-вание превратилось в своего рода повседневность учебного процесса. Важным компонентом этого процесса стали мастер-классы выдающихся современных социологов, через океаны и границы непосредственно обращающихся к будущим магистрам социологии.

* * *

Ниже помещаются транскрипты (записи-протоколы) телемостов с современными классиками социологии. Все тексты авторизованы.

Организационную и редакторскую работу выполнил А.Е. Боклин, (аспирант кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ и Университета Дж. Мейсона, США).

Подготовительная работа — А.Н. Андреев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.